Занятие с элементами тренинга Я - воспитатель, я - педагог!

  • Работа в классе
  • docx
  • 20.06.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Занятие с элементами тренинга Я - воспитатель, я - педагог!. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. На занятии педагогам предлагаются различные упражнения, игры и тесты. Благодаря таким формам работы происходит последовательное раскрытие профессиональных способностей педагогов.Занятие с элементами тренинга Я - воспитатель, я - педагог!. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. На занятии педагогам предлагаются различные упражнения, игры и тесты. Благодаря таким формам работы происходит последовательное раскрытие профессиональных способностей педагогов.
Иконка файла материала конспект по псих.docx
Конспект занятия для педагогов  «Я – воспитатель, я – педагог!»  Конспект занятия для педагогов «Я – воспитатель, я – педагог!».  Цель:  создание   условий   для   осознания   педагогами   собственных   профессиональных достижений и ресурсов.  Задачи: 1 Создать условия для раскрытия каждым педагогом своих профессиональных качеств и достижений. 2 Формировать  положительное отношение к профессии «педагог». 3 Способствовать личностному росту педагогов.Категория   участников:  педагогические   работники   дошкольных   образовательных организаций. Оборудование:  листы формата А4, цветные и простые карандаши, ручки, мяч, магнитофон, аудиозапись для медитации. Участникам   предлагается   продолжить   фразу,   обращаясь   к   каждому   члену   группы: «Привет, (имя), мне приятно тебе сказать...». 1. Приветствие. 2. Упражнение «Вы, вероятно, не знаете обо мне…» Цель:  создание условий для самоутверждения педагогов и раскрытия своих интересов и увлечений.  Каждый участник рассказывает о себе то, что он полагает, будет интересно для других.   Рассказ   должен   быть   кратким,   из   нескольких   фраз,   емким,   интересным   и неожиданным для других. 3. Упражнение: Три рисунка «Я работаю воспитателем» Цель: актуализация собственного отношения к своему профессиональному пути. Участникам предлагается нарисовать себя в своей профессиональной должности:  в начале трудового пути (или представления студента, если у специалиста совсем маленький опыт работы)  в настоящее время  через 5 лет Педагоги делятся, в первую очередь, собственными ощущениями от своих рисунков. Важно,   чтобы   они   сами   смогли   увидеть   возможные   различия   в   содержании, разработанности, цветовой гамме изображенного. 4. Тест геометрических фигур Цель: определение некоторых психологических особенностей педагогов.           Сейчас   мы   будем   определять   свои   индивидуальные   особенности   с   помощью психологического   инструмента   ­   «Теста   геометрических   фигур».   Выберите   одну   из пяти геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг. Теперь предлагаю вам разбиться на группы в соответствии с выбранной фигурой. Затем   каждая   группа   знакомится   с   интерпретацией   результатов   теста   (в   том   объеме, который относится их фигуры).  Интерпретация результатов по тесту геометрических фигур ПРЯМОУГОЛЬНИК:   изменчивость,   непоследовательность,   неопределенность, возбужденность.   Любознательность,   позитивная   установка   ко   всему   новому,   смелость, низкая   самооценка,   неуверенность   в   себе,   доверчивость.   Нервозность,   быстрые,   резкие колебания   настроения,   избегание   конфликтов,   забывчивость,   склонность   терять   вещи, непунктуальность.   Новые   друзья,   имитация   поведения   других   людей,   тенденция   к простудам, травмам, дорожно­транспортным происшествиям.  ТРЕУГОЛЬНИК: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу. Прагматизм,   ориентация   на   суть   проблемы,   уверенность   в   себе,   решительность. Импульсивность,   сила   чувств,   смелость,   неукротимая   энергия,   склонность   к   риску.Высокая   работоспособность,   буйные   развлечения,   нетерпеливость.   Остроумие,   широкий круг общения, узкий круг близких и друзей. ЗИГЗАГ: жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция. Одержимость   своими   идеями,   мечтательность,   устремленность   в   будущее.   Позитивная установка   ко   всему   новому,   непосредственность. Непрактичность,   импульсивность,   непостоянство   настроения,   поведения.   Стремление работать   в   одиночку,   отвращение   к   бумажной   работе,   безалаберность   в   финансовых вопросах. Остроумие, душа компании.   восторженность,   энтузиазм, КВАДРАТ:   организованность,   пунктуальность,   строгое   соблюдение   инструкций, правил.   Аналитическое     мышление,   внимательность   к   деталям,   ориентация   на   факты. Пристрастие   к   письменной   речи,   аккуратность,   чистоплотность,   рациональность, осторожность, сухость, холодность. Практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие. Профессиональная эрудиция, узкий круг друзей и знакомых. КРУГ: высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о   другом.   Щедрость,   способность   к   сопереживанию,   хорошая   интуиция.   Спокойствие, склонность   к   самообвинению   и   меланхолии,   эмоциональная   чувствительность. Доверчивость,   ориентация   на   мнение   окружающих,   нерешительность.   Болтливость, способность   уговаривать,   убеждать   других,   сентиментальность,   тяга   к   прошлому. Склонность   к   общественной   работе,   гибкий   распорядок   дня,   широкий   круг   друзей   и знакомых. Теперь я предлагаю каждой группе сделать мини­обзор особенностей  своей фигуры –     характер   и   поведение,   личностные   черты,   внешний   вид,   речевые   особенности, организация рабочего места. На этом этапе работы у каждого участника есть возможность сообщить группе о том, что он ошибся с выбором, обосновать, почему он так считает, и перейти в более подходящую для него «фигуру». квадрат треугольник прямоугольник круг зигзаг внешний вид: женщины сдержанный, неяркий, худощавый каждая вещь на  своем месте сухая,  монотонная,  медленная,  высокий голос,  речевые штампы,  профессиональная терминология элегантный, дорогие  вещи, ухоженный символы  статуса и  успеха логичная,  краткая,  эмоциональ­ ная,  быстрая,  громкий,  уверенный  голос,  меняющийся, сумасбродный, не в тон  ситуации рабочее место беспорядок речь неуверенная,  неясная,  сбивчивая,  эмоциональная, «паузы  нерешитель­ ности»  скороговорка,  неофициальный, женственный, полные разнообразный, небрежный, экстравагантный уютная, домашняя обстановка непоследова­ тельная,   плавная, эмоциональная,  успокаивающая,  комплименты запущенность  или  демонстратив­ ность непоследова­ тельная, яркая,   образная,  эмоциональная,  богатая лексика, жаргон, остротыскованная поза  (зажатость»);  рассчитанные  движения, скупые  жесты; солидная  походка,  бесстрастное  лицо; потение,  нервный смех остроты,  жаргон уверенные,  плавные  движения,  выразитель­ ные жесты  энергичная  походка,  сжатые  губы,  властный  взгляд «слова­ паразиты»,  срывающийся  голос язык тела неуклюжий,  резкие,  отрывистые  движения,  неуверенные  жесты и  походка,  бегающий  взгляд,  хихиканье,  быстро  краснеет расслабленная  поза, плавные  движения,  доброжелательная улыбка и  приветствие,  жизнерадостная  походка быстро  меняющиеся  позы, плавные  движения,  стремительная  походка, живая  мимика,  манерность 5.Упражнение­инсценировка «Особая воспитательная программа» Цель: создание условий для анализа педагогического опыта. Педагогам предлагается разделиться на группы, исходя из результатов тестирования (круг, квадрат и т.д.). Затем группам предоставляется время на подготовку презентации своей «фигурной» воспитательной программы: ­ педагогический девиз; ­ от чего мы испытываем удовольствие в работе и общении с детьми и что нас раздражает; ­ что у нас хорошо получается, чему мы можем научить; ­ что получается с трудом, «без искорки»; ­ почему без нас детям плохо; ­  какие профессиональные деформации возможны у воспитателей нашего типа.      Презентация может выполняться в виде сценки, скульптуры, пантомимы. 6. Игра «Я учусь у тебя» Цель: удовлетворение потребности в профессиональном признании.       Участники бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у тебя…» (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно   обладает   ценностью,   привлекательностью   для   говорящего).   Задача принявшего мяч,   прежде всего,   подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику. 7.  Тест «Какой я в работе»      Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу? 1. Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый. 2. Говорите себе: «Бывает» ­ и съедаете пустой пончик. 3. Съедаете что­то другое. 4. Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что   к   вашим   советам   чаще   прислушиваются.   Вы   оцениваете   себя   как   рассудительную, организованную   личность.   Как   правило,   люди,   выбирающие   первый   вариант   ответа,   не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы­ то не позволите застать себя врасплох.      Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и  суеты,  готовы  уступить  главную  роль  и  оказать поддержку  лидеру.  Вы  всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.      Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя   главную   роль   в   любом   деле.   В   подготовке   и   проведении   серьезных   мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.        Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда   готовы   предложить   несколько   оригинальных   идей   для   решения   той   или   иной проблемы. 8. Упражнение­медитация «Мое сердце на работе…» Цель: определить положительнее и отрицательные моменты в работе. «Закройте   глаза.   Вы   в   детском   саду.   Вокруг   много   детей.     Вот   вы   и   на   работе. Посмотрите   вокруг.   Вы   видите   лица   ребят,   все   они   разные:   веселые   и   грустные, чистые и не очень. Но все они ваши воспитанники. Здесь много ваших коллег. Кто­то из них   всегда   в   хорошем   настроении,   кто­то   –   грустит,   а   кто­то   всегда   чем­то недоволен.  Вдруг ваше сердце загрустило. Посмотрите, что случилось? Почему нет ощущения счастья и радости в душе? Что же делать? Думайте. Вы ищите выход.  Вы смотрите вокруг и вдруг ваше сердце начинает петь… Так приятно, радостно на душе.   Посмотрите   внимательно,   что   вы   видите,   отчего   ваше   сердце   запело…  Так приятно.   Хочется   продлить   эти   счастливые   мгновенья.   Смотрите   внимательно   и наслаждайтесь».   Проводится обсуждение в кругу. Участники делятся впечатлениями от упражнения, рассказывают о том, что на работе вызывает у них грусть, а что – радует. Педагогам предлагается по кругу продолжить фразу: «Неожиданным для меня сегодня было…». 9. Рефлексия в кругу.Список литературы 1. Аникина Е.А., Трофименко Е.К., Бубчикова Н.Я. Тренинг педагогического общения /Школьный психолог – № 8, 2008г. 2. Вачков   И.   Основы   технологии   группового   тренинга.   Психотехники.   Учебное пособие. – М.: Издательство «Ось­89», 2001г. 3. Зеленова   И.В.   Программа   деятельности   педагога­психолога   по   сохранению психического здоровья педагогов /Школьный психолог ­ № 13, 2005г. 4. Лухтанова   Е.М.   Формирование   коммуникативной   компетентности   педагогов /Школьный психолог ­ № 19, 2007г. 5. Родионов В., Ступницкая М. Учительский стресс /Школьный психолог ­ № 4, 2006г.