Занятие с элементами тренинга Я - воспитатель, я - педагог!. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. На занятии педагогам предлагаются различные упражнения, игры и тесты. Благодаря таким формам работы происходит последовательное раскрытие профессиональных способностей педагогов.Занятие с элементами тренинга Я - воспитатель, я - педагог!. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. На занятии педагогам предлагаются различные упражнения, игры и тесты. Благодаря таким формам работы происходит последовательное раскрытие профессиональных способностей педагогов.
Конспект занятия для педагогов
«Я – воспитатель, я – педагог!»
Конспект занятия для педагогов «Я – воспитатель, я – педагог!».
Цель: создание условий для осознания педагогами собственных профессиональных
достижений и ресурсов.
Задачи:
1 Создать условия для раскрытия каждым педагогом своих профессиональных
качеств и достижений.
2 Формировать положительное отношение к профессии «педагог».
3 Способствовать личностному росту педагогов.Категория участников: педагогические работники дошкольных образовательных
организаций.
Оборудование: листы формата А4, цветные и простые карандаши, ручки, мяч,
магнитофон, аудиозапись для медитации.
Участникам предлагается продолжить фразу, обращаясь к каждому члену группы:
«Привет, (имя), мне приятно тебе сказать...».
1. Приветствие.
2. Упражнение «Вы, вероятно, не знаете обо мне…»
Цель: создание условий для самоутверждения педагогов и раскрытия своих интересов и
увлечений.
Каждый участник рассказывает о себе то, что он полагает, будет интересно для
других. Рассказ должен быть кратким, из нескольких фраз, емким, интересным и
неожиданным для других.
3. Упражнение: Три рисунка «Я работаю воспитателем»
Цель: актуализация собственного отношения к своему профессиональному пути.
Участникам предлагается нарисовать себя в своей профессиональной должности:
в начале трудового пути (или представления студента, если у специалиста совсем
маленький опыт работы)
в настоящее время
через 5 лет
Педагоги делятся, в первую очередь, собственными ощущениями от своих рисунков.
Важно, чтобы они сами смогли увидеть возможные различия в содержании,
разработанности, цветовой гамме изображенного.
4. Тест геометрических фигур
Цель: определение некоторых психологических особенностей педагогов.
Сейчас мы будем определять свои индивидуальные особенности с помощью
психологического инструмента «Теста геометрических фигур». Выберите одну из
пяти геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг. Теперь
предлагаю вам разбиться на группы в соответствии с выбранной фигурой.
Затем каждая группа знакомится с интерпретацией результатов теста (в том объеме,
который относится их фигуры).
Интерпретация результатов по тесту геометрических фигур
ПРЯМОУГОЛЬНИК: изменчивость, непоследовательность, неопределенность,
возбужденность. Любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость,
низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость. Нервозность, быстрые, резкие
колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи,
непунктуальность. Новые друзья, имитация поведения других людей, тенденция к
простудам, травмам, дорожнотранспортным происшествиям.
ТРЕУГОЛЬНИК: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу.
Прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность.
Импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску.Высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость. Остроумие, широкий
круг общения, узкий круг близких и друзей.
ЗИГЗАГ: жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция.
Одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее. Позитивная
установка ко всему новому,
непосредственность.
Непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения. Стремление
работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, безалаберность в финансовых
вопросах. Остроумие, душа компании.
восторженность,
энтузиазм,
КВАДРАТ: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение инструкций,
правил. Аналитическое мышление, внимательность к деталям, ориентация на факты.
Пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность,
осторожность, сухость, холодность. Практичность, экономность, упорство, настойчивость,
твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие. Профессиональная эрудиция, узкий круг
друзей и знакомых.
КРУГ: высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота
о другом. Щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция. Спокойствие,
склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность.
Доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность. Болтливость,
способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому.
Склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и
знакомых.
Теперь я предлагаю каждой группе сделать миниобзор особенностей своей фигуры
–
характер и поведение, личностные черты, внешний вид, речевые особенности,
организация рабочего места. На этом этапе работы у каждого участника есть возможность
сообщить группе о том, что он ошибся с выбором, обосновать, почему он так считает, и
перейти в более подходящую для него «фигуру».
квадрат
треугольник
прямоугольник
круг
зигзаг
внешний вид: женщины
сдержанный,
неяркий,
худощавый
каждая вещь на
своем месте
сухая,
монотонная,
медленная,
высокий голос,
речевые штампы,
профессиональная
терминология
элегантный,
дорогие
вещи,
ухоженный
символы
статуса и
успеха
логичная,
краткая,
эмоциональ
ная,
быстрая,
громкий,
уверенный
голос,
меняющийся,
сумасбродный,
не в тон
ситуации
рабочее место
беспорядок
речь
неуверенная,
неясная,
сбивчивая,
эмоциональная,
«паузы
нерешитель
ности»
скороговорка,
неофициальный,
женственный,
полные
разнообразный,
небрежный,
экстравагантный
уютная, домашняя
обстановка
непоследова
тельная, плавная,
эмоциональная,
успокаивающая,
комплименты
запущенность
или
демонстратив
ность
непоследова
тельная, яркая,
образная,
эмоциональная,
богатая лексика,
жаргон, остротыскованная поза
(зажатость»);
рассчитанные
движения, скупые
жесты; солидная
походка,
бесстрастное
лицо; потение,
нервный смех
остроты,
жаргон
уверенные,
плавные
движения,
выразитель
ные жесты
энергичная
походка,
сжатые
губы,
властный
взгляд
«слова
паразиты»,
срывающийся
голос
язык тела
неуклюжий,
резкие,
отрывистые
движения,
неуверенные
жесты и
походка,
бегающий
взгляд,
хихиканье,
быстро
краснеет
расслабленная
поза, плавные
движения,
доброжелательная
улыбка и
приветствие,
жизнерадостная
походка
быстро
меняющиеся
позы, плавные
движения,
стремительная
походка, живая
мимика,
манерность
5.Упражнениеинсценировка «Особая воспитательная программа»
Цель: создание условий для анализа педагогического опыта.
Педагогам предлагается разделиться на группы, исходя из результатов тестирования (круг,
квадрат и т.д.). Затем группам предоставляется время на подготовку презентации своей
«фигурной» воспитательной программы:
педагогический девиз;
от чего мы испытываем удовольствие в работе и общении с детьми и что нас раздражает;
что у нас хорошо получается, чему мы можем научить;
что получается с трудом, «без искорки»;
почему без нас детям плохо;
какие профессиональные деформации возможны у воспитателей нашего типа.
Презентация может выполняться в виде сценки, скульптуры, пантомимы.
6. Игра «Я учусь у тебя»
Цель: удовлетворение потребности в профессиональном признании.
Участники бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у
тебя…» (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое
действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача
принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно
научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику.
7. Тест «Какой я в работе»
Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой
и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент –
повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?
1. Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.
2. Говорите себе: «Бывает» и съедаете пустой пончик.
3. Съедаете чтото другое.
4. Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий,
что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную,
организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не
рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать
доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы
то не позволите застать себя врасплох.
Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами
легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите
шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда
оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы
способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.
Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро
(хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на
себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий
возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и
резкими, требуете четкости и ответственности.
Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному
мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь
как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы
всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной
проблемы.
8. Упражнениемедитация «Мое сердце на работе…»
Цель: определить положительнее и отрицательные моменты в работе.
«Закройте глаза. Вы в детском саду. Вокруг много детей. Вот вы и на работе.
Посмотрите вокруг. Вы видите лица ребят, все они разные: веселые и грустные,
чистые и не очень. Но все они ваши воспитанники. Здесь много ваших коллег. Ктото из
них всегда в хорошем настроении, ктото – грустит, а ктото всегда чемто
недоволен.
Вдруг ваше сердце загрустило. Посмотрите, что случилось? Почему нет ощущения
счастья и радости в душе? Что же делать? Думайте. Вы ищите выход.
Вы смотрите вокруг и вдруг ваше сердце начинает петь… Так приятно, радостно на
душе. Посмотрите внимательно, что вы видите, отчего ваше сердце запело… Так
приятно. Хочется продлить эти счастливые мгновенья. Смотрите внимательно и
наслаждайтесь».
Проводится обсуждение в кругу. Участники делятся впечатлениями от упражнения,
рассказывают о том, что на работе вызывает у них грусть, а что – радует.
Педагогам предлагается по кругу продолжить фразу: «Неожиданным для меня сегодня
было…».
9. Рефлексия в кругу.Список литературы
1. Аникина Е.А., Трофименко Е.К., Бубчикова Н.Я. Тренинг педагогического общения
/Школьный психолог – № 8, 2008г.
2. Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. Учебное
пособие. – М.: Издательство «Ось89», 2001г.
3. Зеленова И.В. Программа деятельности педагогапсихолога по сохранению
психического здоровья педагогов /Школьный психолог № 13, 2005г.
4. Лухтанова Е.М. Формирование коммуникативной компетентности педагогов
/Школьный психолог № 19, 2007г.
5. Родионов В., Ступницкая М. Учительский стресс /Школьный психолог № 4, 2006г.