Тамбовская область, Кирсановский район
Филиал МБОУ «Уваровщинская сош» в селе Шиновка
Занятие по экспериментированию в
дошкольной группе
«Волшебница Вода»
Подготовила
учитель начальных классов
Паршкова Светлана Петровна
2018 г. Тема: Волшебница Вода
Цель: Цель: расширение и уточнение представлений детей о природном
явлении — вода
Задачи: 1)образовательные
*дать представление детям о конкретных представлений о свойствах,
состоянии и местонахождении воды в природе
*продолжать учить технике безопасности при проведении опытов
2)развивающие
*развивать умение обобщать, делать выводы, устанавливать причинно
следственные зависимости в процессе экспериментальной деятельности
*развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх
движения со словами
*развивать воображение и логическое мышление, умение входить в образ
состояния воды (лед, пар)
3)воспитательные
*воспитывать интерес к познанию природы, желание любоваться
красивыми явлениями природы и отражать впечатления в изо деятельности
Предварительная работа:
*беседа «Вода вокруг нас»
*проведение отдельных опытов по исследованию свойств воды
*рассматривание фото альбома «Кругом вода»
*работа с панно «Вода в природных явлениях»
*играпревращение «Росинка»
Методы и приемы: игровой, наглядный, экспериментирование и описание,
рассказ воспитателя, вопросы к детям
Материал и оборудование: презентация «Волшебницавода»; образ
капельки (из картона); карточки: с загадками о воде, стихотворение «Вы
слыхали о воде?»; для опытов: таз с водой, тарелочки со льдом, снегом,
горячая вода, тарелка; 2 стакана, вода, молоко, картинка, сахар, соль,
аскорбиновая кислота.
1. Орг. Момент (Дети заходят в класс, здороваются. Учитель обращает их
внимание на экран.)
Ход занятия
2. На экране появляются слайды с изображением моря, реки, озера и
ручья. Что вы видите на экране? (Ответы).
Как всё это можно назвать одним словом?
(Вода)
Правильно, вода. Все реки, моря, озёра состоят из воды. А вот и наша планета. Этот снимок сделан из космоса. Земля – голубая
планета. Почему её так называют? (Потому что на ней много воды).
О нейто мы и поговорим.
3. Художественное слово.
Учитель читает стихотворение Н. Рыжовой: «Вы слыхали о воде?»
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает.
На плите у вас кипит.
Паром чайника шипит,
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Вода состоит из множества маленьких капель. Посмотрите на экран, это
капля воды.
4. Загадки.
А теперь мои ребятки Отгадайтека загадки
1. Я и туча, и туман, и ручей, и океан.
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)
2. Рассыпался горох на семьдесят дорог.
Никто его не подберет: ни царь, ни царица
Ни красная девица. (Град)
3. С небесного порожка
Спрыгнул к нам Антошка
И по грядкам нашим
Вовсю топочет, пляшет.
А мы Антошку хвалим:
Давай, давай, пляши!
Твои босые ножки
И мокрые ладошки
Для луга, для картошки
Очень хороши! (Дождь)
4. Серебристой бахромой
На ветвях висит зимой,
А весной на весу
Превращается в росу. (Иней) 5. Туча шла – прошла,
На асфальте – зеркала.
Солнце в них заглянет –
И зеркала не станет. (Лужи)
6. И в него льется,
И из него льется.
Сам по земле плетется. (Ручей).
Итак, мы узнали, что вода может быть разной: морем, рекой, льдом,
снегом, туманом, инеем, волной.
Вода это настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменяться.
Физкультминутка
К речке быстрой мы спустились,
(Шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(Наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(Хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(Встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(Круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(Круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(Прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(Шагаем на месте)
И отправились домой.
II часть: Практическая (Опытноэкспериментальная)
Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что
такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят
эксперименты.)
Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем
проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с
вами сегодня и говорим. Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам
понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы,
они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети
рассаживаются за столы.)
Приступим к нашему исследованию.
Опыт 1. Какой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик.
_ какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для
этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду
в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором
находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они
растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только
земля влажная. И так вода не имеет формы.
Опыт 2. Какого цвета вода?
Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем
картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (Ответы
детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы
обнаружили?
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит
вода прозрачная жидкость.
Опыт 3. Вода – растворитель.
А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение.
Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль,
третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить
попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода
стала сладкая, соленая, кислая.
Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые
мы положили в воду? (Ответы детей). А теперь давайте попробуем
растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это
задание.
Обращаю внимание детей на стакан, где растворяли муку.
Что же мы видим? (Ответы детей). Мука не растворилась
полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло,
оно плавает на поверхности.
Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.
Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.
Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей)
Затем предложить размешать в воде травяной настой и мятные капли. И
снова предложить понюхать воду. У воды появился запах. Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет,
вкус, запах.
Опыт 5. Способность воды отражать предметы.
Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём
стоит? (Таз с водой)
Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё
лицо, отражение.)
А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине
магазина и т.д.)
Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало.
Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь
своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)
Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода
неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.
Опыт 6: «Лед и снег – твердая вода» Дети подходят к следующему
столику. В одном тазу лежит снег, а в другом лёд. Предложить в руку взять
снег.
Какой он?
Твердый, холодный.
Тает в руке. В другую руку взять лёд. Какой он? Твёрдый, холодный, тает
в руке. Вывод: Лёд и снег твёрдые и холодные. От прикосновения тёплой
руки тают.
Опыт 7: «Пар – это тоже вода». Возьмём термос с кипятком. Откроем
его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар – это тоже вода.
Поместим над паром стекло или зеркальце. На нем выступают капельки воды.
Вывод: пар – это тоже вода.
Итак: мы можем сказать о воде, вода какая? (Дети встают в круг, по
очереди передают волшебную палочку и называют по одному свойству воды
прозрачная, жидкая и твердая, холодная, тёплая, горячая, безвкусная,
сладкая, солёная, она может быть снегом, льдом и паром.
Ребята, а закончить наше занятие я хочу следующими словами:
В природе путешествует вода.
Она не исчезнет никогда.
То в снег превратится, то в лед,
Растает и снова в поход.
Вокруг оглянитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода.
Список используемой литературы: Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей
среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. – СПб.:
ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2014.
А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и
экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных
учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
Дыбина О.В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире
поиска»6 Программа по организации поисковой деятельности детей
дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»:
Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2е
изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
Барышникова Г. Б. «Наша зеленая планета». Познавательные игры,
конкурсы и праздники для начальной школы. /Г. Б. Барышникова; худож. С. В.
Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2014.
Занятие в дошкольной группе «Волшебница Вода»
Занятие в дошкольной группе «Волшебница Вода»
Занятие в дошкольной группе «Волшебница Вода»
Занятие в дошкольной группе «Волшебница Вода»
Занятие в дошкольной группе «Волшебница Вода»
Занятие в дошкольной группе «Волшебница Вода»
Занятие в дошкольной группе «Волшебница Вода»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.