Занятия с элементами тренинга
Оценка 5

Занятия с элементами тренинга

Оценка 5
Мероприятия
docx
психологическая работа
8 кл—11 кл +1
30.08.2022
Занятия с элементами тренинга
Формирование благоприятного психологического климата в коллективе
Занятия с элементами тренинга.docx

 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ

И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

 

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Воронежской области

«Богучарский многопрофильный колледж»

(ГБПОУ ВО «БМК»)

 

 

 

Занятия с элементами тренинга для обучающихся 1-2 курса

«Формирование благоприятного

психологического климата в коллективе»

 

 

 

 

                                                                                               педагог-психолог

                                                                                               Наливайко Надежда

                                                                                               Константиновна

 

 

 

 

 

 

 

г. Богучар

 

Тема: Формирование благоприятного психологического климата в коллективе.

Цель тренинга: сплочение ученического  коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Создать условия для личностного роста участников тренинга, развития и совершенствования способности человека понимать собственный эмоциональный мир, способность к сочувствию и сопереживанию.

Выполняя упражнения тренинга, обучающиеся учатся понимать друг друга. Данный тренинг мотивирует обучающихся к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.

Задачи тренинга:

- формирование благоприятного психологического климата;

- нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;

- развитие умения работать в команде;

- развитие коммуникативной культуры, навыков общения и сотрудничества;

- развитие способностей сопереживания партнеру по общению;

- сплочение группы;

- осознание каждым участником своей роли, функции в группе;

- повысить коммуникативные навыки обучающихся;

- развивать эмпатичные способности членов группы, умение и потребность в познании   других людей, толерантное к ним отношение;

- повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех;

- отработка навыков рефлексии.

Целевая аудитория: обучающиеся 1-2 курсов

Структура мероприятия

Помещение: класс

Оборудование: листы формата А-4 по числу участников, простые карандаши, фломастеры, цветные карандаши; спокойная музыка для релаксации; шариковые ручки по числу участников.

Время проведения: 1,5-2 часа

Тренинг состоит из 4 этапов:

1.Орагнизационный - установление положительного социально -  психологического климата в группе.

2. Мотивационный, формирующий- формирование знаний об эмпатии, повышение эмпатических способностей, переосмысление представлений о себе на основе обратной связи, анализа рефлексии, осознание и принятие своих чувств.

3.Практический – упражнения на знакомство, сплочение , развитие навыков сочувствия, сопереживания, развитие наблюдательности, восприятия и др.

4.Рефлексивно-оценочный - осознание своих личностных ресурсов, рефлексия изменений. Завершение тренинга.

Ход тренинга

I. Организационный этап

Педагог-психолог: Добрый день! Я рада приветствовать вас на нашем тренинге! Это замечательно, что мы с вами встретились и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и о других ребят что-то новое и, самое главное, - выразить друг другу радость встречи.

 

1. Доверительный стиль общения.

2. Общение по принципу «здесь и теперь». Говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе. Не уходить в область общих соображений, обсуждения событий, случившихся с другими людьми и т.д.

3. Персонификация общения и высказываний. Необходимо обращаться не ко всей группе вообще, а к конкретному человеку и по имени. Каждый участник должен говорить за себя, от своего имени; он должен уходить от обсуждения и не допускать высказываний «все думают», «большинство так считает» и т. д., должен строить свои рассуждения примерно так: «я думаю», «я чувствую», «я считаю», «мне удалось понять».

4. Конфиденциальность. Все, что происходит во время занятия, не обсуждается за пределами группы. Это облегчает включение участников в групповые процессы, способствует самораскрытию.

5. «Стоп». Нельзя заставлять человека выполнять упражнения или говорить то, чего он не желает. В этой ситуации каждый может воспользоваться правилом «Стоп!».

6. Без оценок. Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения, не допускать непосредственные оценки человека, оценивать не участников, а только их действия (высказывания), учится понимать другого, чувствовать, что человек хотел сказать, какой смысл вложил в высказывание. Тип выражений может быть таким: «Мне не нравится твой тон обращения». Важно подчеркнуть, что вместо оценок другого человека мы говорим о своих чувствах, которые его действия вызывают у нас.

7. Совместный поиск. «Обратная связь». Правило помогает говорить о том, что происходит в группе, учит доверять своим субъективным ощущениям, помогает лучше понять себя и людей, сосредотачивают на том, что говорят и делают другие, помогает осознавать свои чувства, возникающие в данный момент. Надо дать почувствовать выступившему, как мы относимся к его сообщению, что при этом чувствуем. Обязательно подчеркнуть его положительные качества. Выступивший же стремится «уловить» представленную ему «обратную связь».

8. Присутствие. Обязательное участие в работе группы в течении всего времени, ведь мысли и чувства одного из участников очень значимы для других членов группы

 

II. Мотивационный этап

Сегодня я бы хотела поговорить с Вами о психологическом климате коллектива, а также о важности сплочённости коллектива.

Психологический климат – это, как Вы знаете, межличностные отношения, типичные для  коллектива, которые определяют его основное настроение.

В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате в ученическом коллективе  в одних условиях ребята чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал (к чему мы и стремимся).

Создание эмоционального благополучия в ученическом  коллективе, сплоченности коллектива - это важнейшее дело не только куратора, но и каждого обучающегося.

Психологический климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и взаимопонимания. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, выполняют определенные задачи без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.

 

III. Практический этап

 

1. Упражнение «Чего мы ждем от тренинга? Чего опасаемся»

Цель упражнения: эмоциональный настрой на работу.

2. Упражнение «Приветствие»

Цель упражнения: определить цель улыбки, как средства передачи сообщения.

Задание: приветствие партнера по общению улыбкой

Инструкция: сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга улыбкой. Вам предоставляется право выбрать разные варианты улыбок: искреннюю, надменную, ироничную, неискреннюю.

Анализ упражнения:

1. По каким признакам вы догадались о том, что улыбка искренняя, ироничная, надменная?

2. Что вы испытали, когда получили улыбку вместо приветствия?

3. Как часто и в каких ситуациях вы обычно используете улыбку для установления контакта?

3.Упражнение «Цвет моего настроения»

Цель упражнения: развитие способности осознавать и вербализовать свое состояние, находить слова для его обозначения.

Инструкция: «Я предлагаю начать сегодняшний день с того, что каждый из нас, подумав некоторое время, скажет, какого он (она) сейчас цвета. При этом речь идет не о цвете одежды, а об отражении в цвете вашего состояния» (Дается некоторое время на обдумывание задания, после чего каждый из участников говорит всем, какого он сейчас цвета.)

Теперь расскажите, пожалуйста, о том, как изменялось ваше состояние, настроение в течение утренних часов с момента, как вы проснулись, и до того, как вы пришлю сюда,- и с чем были связаны эти изменения. В заключении своего рассказа охарактеризуйте то состояние, в котором вы находитесь сейчас и поясните, почему вы выбрали для его обозначения именно тот цвет, который вы назвали»

 

4. Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»

Цель упражнения: включение в работу, снятие накопившегося напряжения.

Участники группы сидят на стульях в кругу. В середине круга стоит водящий. Он говорит: «Поменяйтесь местами те, у кого есть сестрички»; «Поменяйтесь местами те, у кого есть братики»; «Поменяйтесь местами те, кто любит мороженое»; «Поменяйтесь местами те, кто обучается в автошколе»; «Поменяйтесь местами те, кто хорошо поет» и т. д.

Мы многое узнали друг о друге, а следующим упражнением я хочу посмотреть, насколько вы внимательны друг к другу.

5. Упражнение «Будь внимательным»

Цель упражнения: развитие внимательности участников друг к другу.

Психолог: «При разговоре люди смотрят друг на друга. Чтобы проверить вашу наблюдательность, давайте поиграем. Закройте глаза. А теперь поднимите руку, у кого сосед со светлыми волосами? Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед с темными глазами? Поднимите руку. Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед, в очках? Поднимите руку. Откройте глаза и проверьте себя».

6. Упражнение «Путаница»

Цель упражнения: повысить тонус группы и сплотить участников.

Психолог: «В этой игре мы все постараемся повысить друг другу настроение.

Все становятся в круг и поднимают правую руку. Теперь надо взять за руку любого из участников, кроме своего соседа. Не разжимая правых рук, повторить то же левыми. Теперь все запутались в клубок. Надо распутать клубок, держась за руки.

7. Упражнение «Интонации»

 Описание процедуры.

Выбирается какая-нибудь простая фраза, например: «Какая хорошая сегодня погода». По очереди (по кругу) каждому участнику необходимо один раз произнести данную фразу. При этом следующий участник должен произнести фразу с новой интонацией (вопросительной, восклицательной, безразличной, с удивлением или др.). Повторять интонации нельзя. Если участник не может придумать ничего нового, то он выбывает из игры (или пропускает ход). В процессе произношения ведущий определяет, с какой именно интонацией была произнесена фраза (например — вопросительная). Если интонация трудно определима, тогда группа совместно находит ей название или описывает эмоциональное состояние (ситуацию), в которой могла быть произнесена данная фраза.

8. Упражнение «Распознай состояние»

Цель упражнения: развитие умения изобразить определенную эмоцию, распознать состояние партнера.

Инструкция: «Обратите, пожалуйста, внимание на ваше состояние, осознайте его. Теперь, когда вы это сделали, постарайтесь погрузиться именно в это осознанное состояние еще больше. Тот, кто будет готов, поднимите руку, и все мы некоторое время посмотрим на него, попробуем понять его состояние и запомнить. Потом руку поднимает следующий и так до тех пор, пока каждый не побудет в роли «объекта общего восприятия ».

Анализ упражнения:

1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?

2. Сложно ли было погрузиться в осознанное состояние?

9. Упражнение «Танец с листком»

Описание процедуры.

 Упражнение выполняется в парах. Для выполнения упражнения лучше использовать соответствующую музыку. Каждой паре предлагается взять по одному листку бумаги, встать лицом друг к другу и соприкоснуться головами лоб в лоб. Листок бумаги при этом прокладывается между лбами. Задача каждой пары — двигаться по комнате, удерживая свой листок лбами. Руки при этом необходимо заложить за спину. При этом участникам нельзя долго стоять на месте и нельзя разговаривать. Парам необходимо найти каналы интуитивного понимания партнера. Партнеры, которые уронили листок, должны замереть в тех позах, в которых они находятся в момент, когда их листок коснется пола. И должны оставаться в них до окончания общей процедуры. Процедура закончится тогда, когда останется только одна пар

10.Упаржнение «Говорящие жесты»

Цель упражнения: понимание состояния партнера через его жесты.

Участники стоят по кругу.

Инструкция: «Пусть каждый  из нас по очереди сделает движение, отражающее его внутреннее состояние».

После завершения упражнения можно задать группе вопрос, «Каково, по вашему мнению, состояние каждого из нас?»

11. Упражнение : «Остров»

Цель упражнения: выражение настроения

Описание процедуры. На полу растеливается 4-5 газет такого размера, чтобы на них могла свободно уместиться вся группа. Группе объясняется, что расстеленные на полу газеты будут являться ОСТРОВОМ, на котором участникам необходимо «укрыться» по сигналу ведущего. (Таким сигналом может быть остановка музыки. Также для подачи сигнала может быть использован свисток.) Участники свободно перемещаются по комнате и по сигналу ведущего «укрываются в блиндажах» — вставая (запрыгивая!) на ближайшие газеты. Участник, не уместившийся на газете, считается проигравшим. В этом случае группа получает порицание ведущего за то, что не уберегла товарища, и выполняет упражнение еще раз в том же варианте сложности. При успешном выполнении ведущий уменьшает количество островов, убирая одну газету, и продолжает упражнение. На последнем этапе группе предстоит «уместиться на очень маленьком острове», что невозможно без реальной физической поддержки участниками друг друга.

12.Упражнение «Рассмеши партнера»

Описание процедуры. Выбирается первая пара игроков. Задача одного участника — любыми средствами рассмешить своего партнера. При этом он свободен в выборе действий и может что-то говорить, корчить рожицы и т. д. Задача другого участника — постараться сохранить самообладание и не улыбаться. Если первому участнику удается рассмешить партнера или хотя бы вызвать ответную улыбку, то он выбирает другого из оставшихся игроков и пытается рассмешить его. Если никакими силами рассмешить не удается, то на его роль выбирается другой участник. Во время обсуждения нужно дать возможность высказаться каждому участнику. Можно группе определить самого насмешливого и самого смешливого участника.

IV Рефлексия

13. Упражнение «Чему я научилась (лся)»

Цель: рефлексия (обратная связь)

Задание: дописать неоконченные предложения

- Я научилась… .

- Мне понравилось…

- Я узнала, что… .

- Я была удивлена тем, что….

- Я была разочарована тем, что… .

- Самым важным для меня было… .

Обсуждение по кругу

14. Ритуал прощания

Цель: поделится своим хорошим настроением, своим теплом и добротой с окружающими.

Участники тренинга представляют себя лучами солнца. Встают в круг, и, вытянув руки, каждый из участников кладет свои руки поверх рук других участников. И так образуется солнце. Все тепло, свет и доброта коллектива сливается в одно целое.

Участники тренинга прощаются.

До свидания!


 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ

Тема: Формирование благоприятного психологического климата в коллективе

Тема: Формирование благоприятного психологического климата в коллективе

Доверительный стиль общения. 2

Доверительный стиль общения. 2

Психологический климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и взаимопонимания

Психологический климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и взаимопонимания

Цель упражнения: развитие внимательности участников друг к другу

Цель упражнения: развитие внимательности участников друг к другу

Процедура закончится тогда, когда останется только одна пар 10

Процедура закончится тогда, когда останется только одна пар 10

Участники тренинга представляют себя лучами солнца

Участники тренинга представляют себя лучами солнца
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.08.2022