Заочная прогулка в лес «Уж тает снег, бегут ручьи…»

  • doc
  • 07.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 11.doc

Заочная прогулка в лес

«Уж тает снег, бегут  ручьи…»

 

Оформление: картины леса, ранней и поздней осени; костюмы Весны, животных; шапочки с изображением птиц; рисунки, открытки с изображением растений; скворечник; диски.

 

У ч и т е л ь. Здравствуйте! Сегодня мы отмечаем праздник. Мы будем петь, читать стихи, радоваться приходу весны.

1-й у ч е н и к.

                    Уж тает снег, бегут ручьи,

                    В окно повеяло весною.

                    Засвищут скоро соловьи,

                    И лес оденется листвою.

2-й у ч е н и к.

Самые приметные цвета весной ярко-голубой и зелёный. Разбуженные теплом и светом, просыпаются первые насекомые, начинается прилёт птиц. Распускаются цветы-серёжки на деревьях и кустарниках.

3-й у ч е н и к.

                    Берёза пробудилась ото сна.

                    Не руби берёзы белой.

                    Не губи глуши лесной!

                    Не губи и зла не делай!

                    А особенно весной!

/ Под музыку входит Весна/

В е с н а. Здравствуйте!

            Я – Весна-красна, бужу землю ото сна,

            Наполняю соком почки,

            Прогоняю с речек  лёд,

            Светлым делаю восход!

Я пришла пригласить вас на прогулку в лес.

Учитель. Отправляемся на вездеходе, потому что эта машина способна проходить сквозь любые лесные чащи. Вездеход двигается бесшумно: нельзя пугать птиц и зверей в лесу.

Давайте и мы с вами нор звериных, птичьего гнезда разорять не будем никогда! Пусть птицам и маленьким зверятам хорошо живется с нами рядом.

Прежде чем отправиться в путь, вспомним правила поведения в лесу.

Давайте поздороваемся с лесом: Здравствуй, лес, дремучий лес

                                                        Полон сказок и чудес…

1-й у ч е н и к.

                    Ты о чём шумишь листвою

                    Ночью тёмной, грозовою?

                    Что нам шепчешь на заре,

                     Весь в росе, как в серебре?

                    Кто в глуши твоей таиться?

                    Что за зверь? Какая птица?

                    Всё открой, не утаи:

                    Ты же видишь – мы свои.

2-й у ч е н и к.

                    Почему мы с лесом дружим?

                    Для чего он людям нужен?

                    Вот стоит обычный стол.

                                                                 Это лес!

                   Или рама, двери, пол? Лес!

                  И пенал красивый наш? Лес!

                  Или этот карандаш? Лес!

                  Ну а стол, скамейка, парта? Лес!

                  А тетрадка, книга , парта? Лес!

                  Оглянись, всё вокруг –

                  Это наш зелёный друг.

У ч и т е л ь. В лесу так хорошо дышится. Послушайте репортаж, который приготовили дети.

1-й у ч е н и к. Внимание! Внимание! Начинаем лесную передачу о деревьях нашей области.

Самые распространённые – дуб, сосна. Берёза. Осина. Ольха и др.

Лес, состоящий в основном из дубов, называется дубравой.

 Рощи могут образовывать берёзы, осины, а про сосновый лес говорят, что это бор.

2-й у ч е н и к. Дуб – очень красивое дерево. В первые годы растёт медленно, но корни глубоко пускает в землю. С девятилетнего возраста начинает расти быстро, по 30-40 см в год. Первые жёлуди даёт в 20 лет.

У ч и т е л ь. О каком дереве дальше пойдёт речь, узнайте из загадки:

                                        Что это за девица,

                                        Не швея, не мастерица,

                                        Ничего сама не шьет,

                                        А в иголках круглый год.

Правильно, эту загадку можно отнести как с ели, так и к сосне.

3-й у ч е н и к. Сосна наиболее распространённое дерево нашего края. Сосна может расти на песках, на каменистых кручах, на меловых бесплодных землях. В нашей области есть сосны, возраст которых более 200 лет, высота 40 м (это примерно дом в 14 этажей). Известна сосна, возраст которой 384 года.

4-й у ч е н и к. А что это за дерево?

                                                        Не заботясь о погоде,

                                                        В сарафане белом ходит,

                                                        А в один из тёплых дней

                                                        Май серёжки дарит ей.

Верно, берёза. Это дерево символизирует нежность т благородство, красоту и щедрость. За 25 лет она достигает высоты пятиэтажного дома. Живёт 100-150 лет. Берёза – дерево-пионер. Она первая  растёт на вырубленном или выгоревшем месте.

У ч и т е л ь. Давайте пройдём на поляну цветов.

/Входят Весна  и дети с открытками, на которых изображены подснежник, ландыш, одуванчик, мать-и-мачеха./

П о д с н е ж н и к.

                      В лесу, где берёзки столпились гурьбой,

                      Подснежника глянул глазок голубой.

                      Сперва понемножку зелёную выставил ножку,

                      Потом потянулся из всех своих маленьких сил

                      И тихо спросил:

                      « Я вижу погода тепла и ясна.

                      Скажите, ведь правда, что это весна?»

/Звучит пьеса П. Чайковского «Подснежник»/

Л а н д ы ш. Я зацветаю в мае, когда весенний майский гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом. Живу я в тени под дубками. В моих белоснежных цветках кормятся первые насекомые. К сожалению, я стал редким растением и занесён в Красную книгу.

Одуванчик. А я не жалуюсь. Расту везде, где упадут на парашютиках мои семена. Корень у меня длинный крепкий, а вот листья хрупкие. Меня любят не меньше, чем другие цветы.

М а т ь -и- м а ч е х а. Эх, Одуванчик! Цвести бы мне столько, сколько тебе. Я самый первый цветок, поэтому мне все радуются, но иногда срывают, обижая меня. А как пойдут листья цветки пропадают. Одни листья-зонтики и растут.

В е с н а. Всё ясно. У нас заботы одни и те же. Губит вас красота и людская жадность. Ребята, обращаюсь к вам с просьбой относиться бережно ко всем растениям.

У ч и т е л ь. И так позади поляна цветов. Продолжаем наше увлекательное путешествие. А вот и птичья поляна. Послушаем птиц.

/Входят ученики в шапочках птиц: скворца, жаворонка, ласточки/.

С к в о р е ц. Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? А тем, кто не узнал, разрешите представиться!

Я выступаю перед вами, как молодой весны гонец.

Я рад увидеться с друзьями! Ну а зовут меня…(скворец).

Верно! Вы угадали. Меня зовут скворец.

Из года в год, из века в век живу я там, где человек. Селюсь с колхозником рядом, слежу за его полем и садом, очищаю растения от вредных букашек, поедаю бабочек, жучков и клопов-черепашек. И поэтому я не просто скворец, а скворец-молодец! Я очень полезная птица, с которой вам надо сдружиться.

Ж а в о р о н о к.

                     На солнце тёмный лес зардел,

                     В долине пар белеет тонкий.

                     И песню раннюю запел

                     В лазури жаворонок звонкий.

                     И голосисто с вышины

                     Поёт, на солнышке сверкая,

                     Весна пришла к нам молодая,

                    Я вам пою приход весны.

Л а с т о ч к а.

                    С юга ласточки явились,

                    Прилетели к нам весной,

                    Хлопотливо закружились

                    Над беседкой вырезной.

                    Слышен писк и щебет птичий,

                    Кто там смотрит из гнезда?

                    Мчатся ласточки с добычей –

                    Малышам нужна еда.

Сценка:

А в т о р

                    Этот случай был в апреле.

                    С юга птицы прилетели.

                    Тает снег, а воробья

                    Выгоняют из жилья.

С к в о р е ц.

                    Убирайся вон, задира!

А в т о р.

                    Просвистел ему скворец.

В о р о б е й.

                    Ни за что…Моя квартира.

                    Я не временный жилец.

                    Я тут вьюги и морозы

                    Терпеливо перенёс.

                    А сейчас по этой кровлей

                    Для семьи гнездо готовлю.

                   И не тронусь. Хоть убей!

А в т о р.

                   Прочирикал воробей.

С к в о р е ц.

                   Не упрямься! Мне в наследство

                   Этот дом остался с детства.

                   Вылетай!

                   Мой клюв остёр. А не то…

А в т о р.

                  Но тут во двор

                  Со скворечней Миша вышел,

                  Быстро с нею влез на крышу,

                  Крепко-крепко привязал

                  И приветливо сказал:

М и ш а.

                  Я, друзья, сердечно рад.

                  Охраняйте вместе сад.

 

А в т о р.

                  Только Миша слез долой,

                  Воробьишка удалой

                  В новый дом переселился

                  И с соседом померился.

У ч и т е л ь. Ребята, и нам надо сделать скворечники и повесить их для наших пернатых друзей.

1-й у ч е н и к.

                   Поёт щегол и соловей,

                   Малиновка и дрозд:

                   «Ты гнёзда разорят, не смей!

                   Не трогай птичьих гнёзд!»

2-й у ч е н и к.

                   Мы не будем разорять!

                   Вот слово всех ребят.

                   Пусть птичьи песенки опять

                   В саду у нас звенят.

 

У ч и т е л ь. Прослушав птиц, какой мы сделаем вывод?

3-й у ч е н и к. Будем бережно и заботливо относится к нашим пернатым друзьям.

У ч и т е л ь. Что ж, прощаемся! Мы спешим к следующей полянке. Итак, сели удобно, поехали… Стоп! Вы слышите? Кто-то где-то разговаривает.

В е с н а. Да это медведь, лиса, белка и ёж.

/Появляются дети в костюмах медведя, лисы, белки и ежа/.

Пришёл черёд проверить лесных жителей, готовы ли они встретить весну. Все ли проснулись, поменяли шубки?

Здравствуйте! Целый год мы не виделись. Как провели зиму?

Ё ж.

 Я спал. Похудел.

Б е л к а.

У меня запасов было полно. Не голодала, будто и не было холодной зимы.

Л и с а.

А я голодала, одними мышками питалась.

Б е л к а.

Брось лиса. Ты каждый день в деревню за курами бегала. Один раз еле живая пришла.

Ё ж.

Точно, точно. Про тебя даже загадка есть: «Пришла рыжая птичница кур посчитать» И ещё пословица: «Лиса семерых волков проведёт».

Л и с а.

Ну, неправда. Меня все обманывают. Вот прошлым летом стали мы с братцем Раком  наперегонки бегать. Он уцепился  за мой хвост. А когда я прибежала, он спрыгнул и сказал: «А я уже тут».

 

Ё ж.

Миша! Расскажи, как ты весну чуть не проспал.

М е д в е д ь.

                      Без забот и без тревоги

                      Спал медведь в своей берлоге.

                      Спал всю зиму до весны…

Ё ж.

                      И наверно видел сны.

                      Вдруг… проснулся косолапый.

                      Слышит, каплет…

М е д в е д ь.

                      Вот беда.

                      В темноте пошарил лапой

                      И вскочил – кругом вода.

Ё ж.

                      Заспешил медведь наружу.

М е д в е д ь.

                      Заливает – не до сна!

Ё ж.

                      Вылез он и видит лужи, тает снег.

З в е р и (хором).

                      Пришла весна!

/Все уходят. Звучит музыка/

1-й у ч е н и к.

Закончилось наше путешествие. Жаль с лесом расставаться. Но мы не раз ещё сюда придём.

2-й у е н и к.

                      Ты расти на радость людям.

                      Мы дружить с тобою будем,

                      Тёмный лес, дремучий лес,

                      Полный сказок и чудесю

У ч и т е л ь. Ребята, попрощаемся с лесом, полным сказок и чудес.

Путешествие наше закончилось. Спасибо за активное участие и хорошие ответы. До свидания!