«Заповедные места родного края».

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

• Виртуальная экскурсия.
Иконка файла материала Заповедные места родного края- конспект урока.docx

ГБОУ «Седовская школа Новоазовского м.о.»

Учитель: Чекунаева Е.Г.

Тема урока: «Заповедные места родного края».

Цели урока:
Образовательные: 

·         Формировать представления учащихся о заповедниках и о причинах их создания; показать значимость заповедников в жизни человека;

·         способствовать вовлечению каждого ученика в активный познавательный процесс;

·         раскрыть важность природоохранной деятельности.

Развивающие: 

·        развивать интерес к поисково- исследовательской деятельности;

·        развивать кругозор учащихся.

Воспитательные: 

·         воспитывать любовь к своему краю, к своей малой Родине, желание                   беречь  и охранять родную природу;

·         воспитывать  патриотизм.

Метапредметные:

·         Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

·         Определять наиболее эффективные способы достижения результата;

·         Учить детей использованию исследовательского метода для поиска информации.
Формировать УУД:
Личностные УУД

·         Развивать навыки сотрудничества со сверстниками;

·         Способствовать развитию умения работать в группе;

·         Способствовать расширению словарного запаса детей;

·         Умение выполнять самооценку на основе критерия успешности

учебной деятельности

Коммуникативные УУД

·         умение оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других

Регулятивные УУД

·         умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

·         высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

·         находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
Познавательные УУД

·         делать выводы на основе обобщения знаний, перерабатывать информацию для получения необходимого результата

Форма проведения:

·        Виртуальная экскурсия.   

Формы организации учебно-познавательной деятельности:

·        фронтальная, индивидуальная,  работа в группах, в паре.

Оборудование:

·        словарь С.И. Ожегова, компьютер, видеоролик «Красная книга Донбасса», микрофон, наглядный материал к уроку по теме, чистые листы для работы в парах, в группе

 

 

Ход урока

 

I. Организационный момент. Психологический настрой

-Здравствуйте, ребята!

-Положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло друг другу. Пусть наше общение станет чуточку лучше от тепла наших сердец.

II. Активизация мыслительной деятельности:

1.Технология «Микрофон»

http://im4-tub-ua.yandex.net/i?id=129664697-08-72&n=21-Как называется край, в котором мы живём?

- Как называется место, где ты родился, живешь, учишься?

-Что же было образовано в разных уголках мира для сохранения лесов, водоёмов, животного и растительного  мира?

-Как вы понимаете значение слова «заповедник» (значение этого слова в словаре С.И.Ожегова)

2.Словарная работа

Заповедник – это заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности.

3.Эмоциональный настрой

http://m.rusvesna.su/sites/default/files/images/19102015/meotida1.jpg-Сегодня мы совершим виртуальную экскурсию в одно замечательное место нашего красивого поселка. Чтобы ответить на вопрос что это за место, послушайте стихи.

Как прекрасен этот мир,

Где царит покой и нега,

Звонко где журчат ручьи,

И ноги не ступали человека.

Подобны сказки там края,

Прекрасны и чисты озера,

Повсюду девственна земля,

Не оторвать оттуда взора.

Давайте ж сохраним тогда
Природу чистой и красивой.
А заповедные места
Дадут потомкам нашим силу.

-Да, вы угадали, конечно же мы сегодня попадем в заповедные места, в региональный ландшафтный парк "Меотида", который находится в нашем замечательном поселке Седово.

III. Сообщение темы урока

-Изучая природу своей области, вы узнали много нового и интересного, я хочу, чтобы вы убедились в том, как прекрасен наш поселок.

-Давайте определим тему нашего урока.

( «Заповедные места родного края».)

-Какая же цель нашего урока, для чего нам нужна эта тема?

( Узнать о заповедных местах нашего края,  бережно относится ко всем растениями и животным)

ІV Этап усвоения новых знаний и способов действий

1. Вступительная беседа учителя.

http://static.panoramio.com/photos/large/18301273.jpg- Заповедник - это территория, закрытая для туризма, охоты, рыбалки и любой хозяйственной деятельности, здесь нельзя собирать грибы, ягоды. Здесь постоянно работают научные сотрудники, которые наблюдают за растениями и животными, изучают их.

Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице - воздух, зверю - лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»

-Значит под таким девизом мы и будем работать сегодня.

2.История создания заповедников

Рассказывают подготовленные ученики.

1.Первые сведения о частичной охране природных территорий государством относится к временам правления на Киевской Руси великого князя Мономаха (конец XI – начало XII века). Особое место в организации охраны природы принадлежит Петру I . Его указаниями запрещалась вырубка деревьев около больших рек. Он также начал регулировать рыболовство и охоту.

2.Государственных заповедников в это время еще не было, но уже стали появляться первые частные заповедники. Известны заповедники графов Шереметьевых, Карамзиных, графини Паниной. Эти охраняемые угодья были похожи на настоящие заповедники: в них была прекращена хозяйственная деятельность, а иногда даже велись научные исследования.

В 1916 году организован первый государственный заповедник – Баргузинский.

3.Существуют разные виды  заповедников.

1.Заповедники

2.Заказники

3.Национальные парки

4.Памятники природы

3. Рассказ о региональном  ландшафтном  парке «Меотида» учителем.

http://azovmore.dn.ua/_pu/0/21628704.jpgМеотида" - национальный ландшафтный парк на территории Донецкой области общей площадью почти 150 тыс. гектаров. Парк создан в 2000 году и назван в честь Меотиды - территории проживания меотов. Был принят в состав международной организации "Федерация Европарков" в 2001 году. Символом парка является птица шилоклювка.

  В состав ландшафтного парка включена двухкилометровая прибрежная полоса Азовского моря в административных границах Донецкой области на территории Новоазовского и Першотравневого районов, а также заказники общегосударственного значения "Приазовский цапельник" и "Белосарайская коса", орнитологический заказник местного значения "Кривокосский лиман", памятники природы местного значения "Сосновые культуры" и "Кривая коса".

В 2004 году в состав "Меотиды" включен региональный ландшафтный парк "Половецкая степь".

   Парк создан для регулирования хозяйственной, рекреационной и научной деятельности с целью сохранения естественных ландшафтов, объектов растительного и животного мира, памятников истории и культуры данной территории; разработки и внедрения научных методов сохранения ландшафтов в условиях хозяйственного и рекреационного использования; создания благоприятных условий для организованного туризма и отдыха; регулирования количества отдыхающих в рамках рекреационных нагрузок.

  На территории парка охраняются типовые и уникальные растительные группировки прибрежной полосы Азовского моря. Флора насчитывает 640 видов, из них более 40 эндемических. 15 видов флоры занесено в Красную книгу Украины. Млекопитающих в парке насчитывается 47 видов, пресмыкающихся - 7 видов,  насекомых - около 1500 видов. Богат животный мир парка, но по видовому разнообразию птицы не имеют равных. В парке обитают около 250 видов птиц. В мае-июне участки, подходящие для гнездования, покрываются сплошным ковром из куликов, мартынов, крячков.

   Среди гнездовых видов встречаются занесенные в Красную книгу: песочник морской, освянка черноголовая и другие. Но это лишь малая часть многомиллионной армии перелетный птиц. Во время миграций здесь можно увидеть дрофу, черного аиста, грифа, а зимой – белую сову. В акватории "Меотиды" можно встретить все 79 видов рыб, благодаря которым еще не так давно Азовское море было известно, как самое продуктивное в мире. Очень редко, но еще попадаются дельфины-азовки.

4.Физминутка

Дети по лесу гуляли, (Ходьба на месте)

За природой наблюдали. (Повороты головой влево-право)

Вверх на солнце посмотрели( Встать на носки, руки через стороны

И их лучики согрели. (вверх и посмотреть вверх)

Чудеса у нас на свете( Присесть, руки на поясе)

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали (Встать на носочках, руки на поясе)

Великанами мы стали. ( спина прямая, тянемся вверх)

Бабочки летали, (Бег на месте, плавно махая руками)

Крыльями махали.

Дружно хлопаем, (Хлопки в ладоши)

Ногами топаем. (Притопы на месте)

Хорошо мы погуляли (Дети присаживаются на свои места)

И немножечко устали. (И слушают пение птиц)

V. Закрепление изученного материала

1. Просмотр видеоролика, о региональном  ландшафтном парке"Меотида"(видеоролик подготовлен учащейся Викторией Перовой)

 

2.Составление Ассоциативного куста «Зачем создают заповедники?»

- А сейчас работать будем группами. Перед вами лежат листы. Запишите посередине листа слово заповедник. Вокруг запишите свои предположения и идеи по вопросу: «Зачем люди создают заповедники?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 


http://im3-tub-ua.yandex.net/i?id=536434060-31-72&n=213.  «Снежный ком»

- Придумать и задать друг другу вопросы:

- Почему………?

- Что общего……..?

- Чем отличаются……?

- А что могли бы сделать вы для сохранения природы родного края?

4. Работа в паре

Составление памятки «Правила поведения человека в природе»

Подобно тому, как существуют правила поведения в гостях, на улицах и дорогах, существуют и правила поведения человека в природе. Давайте составим и запишем их, чтобы обязательно знать их, помнить и главное выполнять.

Приблизительный вариант

1.Берегите и охраняйте растительный и животный мир своего родного края.

2.Собираясь в поход, на экскурсию или просто на отдых в природную зону, заранее побеспокойтесь о костровых принадлежностях. Не губите молодые зеленные растения, собирайте для костра только сушняк.

3.Строго соблюдайте правила противопожарной безопасности. Не бросайте зажженные спички, не разводите костры в пожароопасных местах.

4.Не рвите дикорастущие цветы, иначе они исчезнут.

5.Бережно относитесь к животным. Не ловите диких животных и птиц. Помните, что содержание в неволе диких животных в большинстве случаев приводит к их гибели.

6.Не разрушайте птичьих гнезд, не разоряйте муравейники, не раскапывайте норы животных.

7.Не шумите на природе. Шум распугивает зверей и птиц. Чем тише вы ведете себя на природе, тем больше услышите и увидите.

8.Не загрязняйте природу. Все ненужные предметы и отходы соберите в целлофановый кулек и отнесите в ближайшей мусорный ящик, урну или закопайте в землю.

VI Домашнее задание

1.Творческая работаподумайте и нарисуйте запрещающие знаки.

1 ряд - « Не рвать цветы»

2 ряд – «Не разорять птичьи гнёзда»

3 ряд – «Не вытаптывать траву»

2.Найти дополнительную информацию о заповеднике «Меотида» проиллюстрировать или приготовить презентацию.

VII Итог урока.

-Дорогие ребята, вот и закончилась наша заочная экскурсия .

- Какая учебная цель стояла у нас на уроке?

-Как вы думаете, достигли ли мы её?

-Расскажите, что вам понравилось и запомнилось? 
VIII.
Рефлексия

-Сегодня я узнал…,

-открыл для себя…

-могу похвалить себя и своих одноклассников за … 

-Продолжите четверостишие:

Наш край родной,

Мы  __________ тобой!

-Вы, дети, имеете в сердце высокое чувство любви к родному краю. Так старайтесь быть хорошими людьми, чтобы вами гордился Донбасс.

-Большое спасибо за урок! Мне было приятно работать с вами!


Ресурсы интернета

1.http://eco.na5bal.ru/eco/3835/index.html

2.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2014/01/21/urok-po-okruzhayushchemu-miru-rodnoy-kray-chastitsa

3.http://uvzaitova.my1.ru/load/urok_kraevedenija_zapovedniki_volgogradskoj_oblasti/1-1-0-5

4.https://slovo.ws/naurok/nachalnye_klassy/text-59428609.html
5.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2014/06/08/urok-ok 6.http://libkirova.ru/ru/donetskij-kraj/zapovednye-mesta-donbassa/322-meotida.html ruzhayushchego-mira-zapovedniki


 

Скачано с www.znanio.ru