Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать
по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Русский язык
ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Урок 145 (124).
Тема: Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения
– Развитие умения находить сложное предложение, отличать сложные предложения от простых, составлять схемы
предложений и конструировать предложения по схемам.
– Расставлять знаки препинания в сложном предложении.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
3 4
1. Словарная работа.
1. – Выпишите из словаря (с. 197–198) слова, которые отвечают на вопрос
как? (Вместе, обратно, вверх, сразу, снова, сзади…)
– Слова какой части речи вы выписали?
2. – Составьте словосочетания с тремя из этих наречий.
3. – Составьте предложение с однородными членами, выраженными
наречиями.
– Со словами какой части речи связаны они в предложении? (Наречие зависит
обычно от глагола.)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать
по признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
© ООО «Баласс», 2014
1Возможна запись слов под диктовку:
Справа и слева тянулся густой лес.
Разбор предложения, составление схемы:
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
II.
Формулирование
проблемы.
2. Повторение.
1. Пересказ учебнонаучного текста (с. 173).
2. Упражнение «Вопросы – ответы».
Учитель задаёт вопрос о предложении. Тот ученик, который дал на него
правильный ответ, задаёт свой вопрос классу и т.д.
1 3 3
1. Работа в учебнике.
Упр. 447 – наблюдение и сравнение предложений.
– Прочитайте предложения. Подчеркните грамматические основы.
– Рассмотрите схемы предложений. Чем они отличаются? (Первое
предложение – простое с однородными членами, а второе – сложное.)
– Как это показано на схемах? (Одни квадратные скобки и три кружка,
обозначающие однородные члены в простом предложении, две пары
квадратных скобок в сложном.)
– Что разделяет запятая в первом и во втором предложении?
– Какую задачу нам приходится решать каждый раз на письме при работе с
предложениями? (Правильно ставить запятые в предложении.)
– А что для этого нужно знать? (Какое это предложение (простое или
сложное) и есть ли в нём однородные члены.)
– Чем же будем заниматься на уроке?
– Составим план урока.
План (примерный).
© ООО «Баласс», 2014
2III. Развитие
умений.
2 3 4 6 1 3
1. Работа в учебнике.
Упр. 448 – развивается умение определять структуру предложений и
ставить, где нужно, запятую.
Ученики читают предложение, находят грамматическую основу
(подчёркивают в книге), определяют, простое или сложное предложение.
Объясняют постановку (или отсутствие) запятой. Затем записывают
предложения. Рисуют схемы каждого:
1) [ – – = ]. 2) [ – = и = ]. 3) [ – = ], [ – = ]. 4) [ – = и = ].
В тексте выделены глаголысинонимы шли и плёлся.
– Объясните разницу между синонимами. (Плёлся – шёл очень медленно, с
трудом, еле переставляя ноги. См. рисунок.)
– Какие ещё синонимы можно добавить к этим словам? (В этот ряд
синонимов можно добавить глаголы шагал, тащился.)
– Глагол шагал неуместен по смыслу (шёл крупно, размашисто), тащился
имеет грубоватый оттенок. Автор выбрал тот синоним, который точнее всего
передаёт и состояние героя, и отношение автора к Страшиле (сочувствие
герою).
2. Упр. 449 – развивается умение ставить запятую в сложном пред
ложении, устанавливать соответствие схем предложениям.
Самостоятельная работа (1й и 2й шаги по заданию). Затем
коллективная проверка и списывание с проговариванием.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению
и целенаправленной познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать
своё предположение на основе
© ООО «Баласс», 2014
3– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей.
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания (предметные,
метапредметные)?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
3. Упр. 450 – развивается умение составлять предложения по схемам.
Сначала даётся характеристика предложения по схеме, затем ученики
составляют предложение. Записывают выборочно по заданию учителя.
(Например, предложения 3е и 4е.)
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания (предметные,
метапредметные)?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
4 4
© ООО «Баласс», 2014
4IV. Итог урока.
Задание № 8, тема 12 в рабочей тетради.
– Дайте ответ и проверьте по ключам в приложении.
Самооценка.
– Молодцы, кто справился с заданием. Помогите соседу разобраться, если у
него есть ошибки, или разберите задание вместе.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
1. Упр. 451.
2. Задание № 7, тема 12 в рабочей тетради.
© ООО «Баласс», 2014
5