Заработная палата и ее организация в учебных заведениях
Оценка 4.6

Заработная палата и ее организация в учебных заведениях

Оценка 4.6
docx
06.07.2024
Заработная палата и ее организация в учебных заведениях
Реферат экономика Гасанова.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

РЕФЕРАТ

Заработная плата и ее организация в учебных заведениях.

Гасановой Дарьи Павловны

магистранта 2 курса

направления подготовки 44.04.01

«Педагогическое образование»,

профиль «Менеджмент в образовании»

Южно-Сахалинск

2018

Содержание:

Введение. 3

Основная часть. 4

Заключение. 10

Список литературы. 12

 


 

Введение

Оплата труда работников образования имеет специфические особенности, что обусловлено своеобразием педагогического труда. В сфере образования фонд заработной платы формируется по-особому: путем перераспределения национального дохода через государственную бюджетную систему и частично за счет заработанных самим учреждением денежных средств. Таким образом, заработная плата работников образования - часть национального дохода, которая должна поступать им в соответствии с количеством и качеством труда.

Правильная организация заработной платы работников образования требует определить качественные и количественные различия педагогического труда: время, необходимое для выполнения данной работы; квалификацию работников, выполняющих различные виды педагогической деятельности; форму и уровень заработной платы. Наибольшую трудность представляет внутренняя дифференциация в оплате труда различных категорий работников. Это связано с тем, что результаты труда здесь менее осязаемы и гораздо труднее поддаются точному счету, а потому могут быть оценены лишь косвенно, спустя продолжительное время.


 

Основная часть

В любой организации труд работников должен оплачиваться в прямой зависимости от профессиональных способностей и от способности работника достигать цели организации. И одним из наиболее важных факторов развития этих способностей является оплата труда, которая побуждает человека трудится на благо организации.

Оплата труда — это цена трудовых ресурсов, задействованных в производственном процессе. В экономике это понятие определяется как заработная плата, которая включает в себя все компенсации за труд (премии, надбавки).

В законодательном акте заработная плата трактуется как, компенсация за определённые характеристики труда, и не противоречит ее содержанию как цены ресурса за труд.

Наиболее распространённой точной зрения на определение заработной платы является — ее представление в качестве «вознаграждения за труд, оговоренного договором с работодателем и определяемого количеством и качеством труда». Это положение закреплено и в законодательных актах нашей страны. В частности, ст.12 ТК РФ под заработной платой понимает «…вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)».

http://www.grandars.ru/images/1/review/id/693/4135011b26.jpg

В образовательных учреждениях принята повременная система оплаты с учетом количества фиксированных часов работы, а не произведенной продукции. Для выполнения разной педагогической работы установлены нормы затрат труда, то есть нормы учебной (педагогической) нагрузки за ставку заработной платы. Для преподавателей учебных заведений установлено количество учебных часов, для воспитателей - педагогическая деятельность за день, для руководителей учреждений - деятельность в течение дня.

Ставки их заработной платы, например, назначаются:

   - 18 часов в неделю учителям предметникам 5-11 классов;

   - за 20 часов работы в неделю учителям начальных классов;

   - за 24 часа в неделю - учителям-дефектологам;

   - за 36 часов в неделю - педагогам-психологам.

Остальным категориям работников общеобразовательных школ устанавливается должностной оклад за 40 часов в неделю. Воспитателям детских садов определена ставка за 36 часов педагогической работы в неделю.

За работу по классному руководству, проверке письменных работ, внеклассная работа и другие виды деятельности оплачиваются дополнительно.

Важным шагом на пути дифференциации зарплаты вузовских преподавателей, увеличения ее размеров явилось введение ежемесячных доплат к должностным окладам за ученые степени. В соответствии со ст. 30 Закона “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” вуз в пределах, имеющихся у него средств на оплату труда работников самостоятельно определяет форму и систему оплаты труда. Размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования, а также размеры должностных окладов всех категорий работников.

Ставки заработной платы (должностные оклады) устанавливаются на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями и на основании аттестационной комиссии.

Аттестация осуществляется на основе требований утвержденных квалификационных характеристик. Основными критериями при этом были и остаются уровень образования, педагогический стаж, показатели квалификации и профессионализма, в том числе послужившие ранее основанием для присвоения квалификационных и почетных званий (категорий), а также объем и сложность труда для руководящих работников.

Государственное высшее учебное заведение самостоятельно формирует фонд оплаты труда работников за счет средств бюджета, направляемых на содержание вуза. Расширилось внутри вузовское и межвузовское совместительство. Преподаватели и учебно-вспомогательный персонал (а также и студенты) имеют право вести хоздоговорные научно-исследовательские работы в порядке платного совместительства. Научно-исследовательские секторы вузов получили широкие возможности для увеличения собственных средств и повышения оплаты труда.

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда (ст. 135 ТК РФ). Системы оплаты труда (размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, системы премирования) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Качественным критерием оценки труда и дифференциации размеров ставки заработной платы педагогических работников выступает их квалификация. Ее уровень определяется образованием, стажем работы и присвоенными званиями. Низкая заработная плата педагогических работников и понижение ее соотношения с зарплатой менее квалифицированных работников подрывает престиж образования. Несоответствие между средней зарплатой в промышленности и в образовании свидетельствует о грубом нарушении статьей 54 Закона “Об образовании”, которая гласит, что минимальные ставки заработной платы и должностные оклады педагогическим работникам должны быть выше среднего уровня заработной платы в России.

Конечно, официальная статистика приводит нам лишь усредненные показатели сумм, которые начисляются людям, занятым на педагогической ниве. Так, в 2017 году официальные статистические издания оперируют следующими данными:

преподаватели университетов, институтов и академий в среднем получают около 35000 рублей ежемесячно;

учителя общеобразовательных школ – 27500 рублей в месяц;

воспитательный состав детских садов – 21000 рублей;

лица, относящиеся к категории мастеров производственного обучения – 23500 рублей.

На первый взгляд кажется, что педработники жалуются совершенно напрасно. Однако статистика учитывает данные как максимальных, так и минимальных окладов по стране. Все мы знаем, что в разных регионах России реальные цифры характеризуются существенными отличиями – специалисты педагогической сферы, работающие в столице или Питере, получают на руки сумму, которая в 2-3 раза больше той, что выдается учителям или воспитателям в регионах.

Так, средняя зарплата учителя в столице составляет 58780, в Ямало-Ненецком округе – 78000, на Чукотке – 76600, в Мурманске – 57200, Хабаровске – 47830, Питере – 41720, Татарстане – 33670, Краснодаре – 31435, Самаре – 28620, Воронеже – 25930, Пскове – 24430, Иваново – 23000, Пензе – 21700, Мордовии – 19900, Дагестане – 17400 рублей. Если же говорить о сельской местности, то учительский оклад исчисляется суммами от 9000 до 13000 рублей в месяц.

Если проследить статистику оплаты труда вузовских работников, то можно сказать, что 30000 рублей – это средний оклад преподавателя со стажем. Ассистент не получает выше 12000 рублей в месяц. Причем вышеприведенные цифры относятся к ВУЗам в крупных городах, провинциальные доценты вполне могут получать около 15000 рублей, а ассистенты – не более 10000 в месяц. Конечно, деканы и ректора составляют особую касту – зарплата первых может достигать 100000 рублей, а вторых – доходить и до 300000 ежемесячно.

Работники детсадов находятся в самом незавидном положении. Статистика говорит, что их средний оклад равен 20000 в месяц, но при этом столичный воспитатель получает около 38000 рублей. Не стоит забывать и то, что данная цифра получена путем усреднения окладов воспитателей садов государственной и частной формы собственности. В Северной Пальмире оклад воспитателя равен уже 19000, в Новосибирске – 13000, в Самаре, Перми, Красноярске, Воронеже – 11000, а в Волгограде – около 9000 рублей ежемесячно.

К сожалению, официальная статистика, как обычно, принимает в расчет абсолютно все виды окладов преподавателей, учителей и воспитателей, включая тех, кто работает в частных ВУЗах, школах и детсадах. Стоит сказать, что в коммерческих заведениях стартовая точка оклада няни начинается от 28000 рублей в месяц, учителя – от 35000, а доцента – от 60000 ежемесячно, так что государственной заслуги в высоких значениях усредненных данных нет.

При этом сведения от Минобразования отличаются от приведенных выше статистических выкладок. Согласно словам Людмилы Огородовой, занимающей пост заместителя министра образования, уже в 2016 году работники дошкольных учреждений получали в среднем около 25000 рублей, а школьные учителя – более 31000 рублей ежемесячно. При этом в числе наиболее высокооплачиваемых категорий учителей были названы педагоги, ведущие право, экономику и чтение, зарплаты которых могут доходить до 45000-53000 рублей.

Если же говорить о реальных данных, то они, согласно опросам учителей по регионам страны, существенно отличаются от тех цифр, которые предоставляет Росстат. Респонденты говорят, что зарплата учителя в среднем составляет около 18600 рублей. Хорошо демонстрирует несоответствие между правительственной статистикой и реальным положением вещей обзор реальных вакансий.

Так, например, по состоянию на май 2017 года, в школах России есть 440 открытых позиций учителей, причем для 56% из них работодатель указал зарплату в размере 5700-17000 рублей в месяц, в 24% случаев – 17100-28100 рублей и только в 12% вакансий предлагают вознаграждение в сумме 28200-38350 рублей.


 

Заключение

Образовательная сфера, к сожалению, остается в России той профессиональной отраслью, которая не может похвастаться высокими показателями оплаты труда. Несмотря на то, что согласно «майским указам» президента Владимира Путина к 2018 году зарплата учителей должна быть повышена в 1,5 раза относительно уровня 2012 года и превышать среднерегиональную на 200%, текущее положение дел говорит о том, что эта цель все еще не достигнута.

Более того, учителя уверены в том, что такие нормы оплаты труда вряд ли станут реальностью к запланированному времени. При этом кризис в данной отрасли принимает угрожающие формы. Низкий уровень зарплат у тех, кто прививает детям любовь к знаниям и ориентирует на будущую профессию, сделала этот вид деятельности весьма далеким от престижа.

На сегодняшний день в правительстве обещают, что в российской образовательной системе будет проводиться оптимизация. Ее планируют сопроводить, в том числе, повышением уровня оплаты труда учителей. Конечно, рассчитывать на повсеместное повышение окладов не приходится.

Во-первых, размеры надбавок зависят от итогового решения региональной власти. Во-вторых, большую часть выплат учителям составляет не сам оклад, а всевозможные надбавки за стаж, квалификацию и категорию, так что молодые специалисты не получают таких сумм как педсостав, отработавший в школе 10 и более лет. К тому же, речь идет только о том, что учительские оклады попадут под очередную индексацию. А значит, зарплата возрастет не более чем на 5,5%.

На сегодняшний день у учителя в школе есть только один способ получать приличную зарплату – брать на себя дополнительную нагрузку в виде максимального количества уроков в неделю, классного руководства и факультативов.

Существует и еще одна возможность – давать дополнительные уроки отстающим ученикам. Однако такой вид деятельности не всегда приветствуется руководством школ. Да и чего греха таить – некоторые педработники, надеясь привлечь максимальное количество учеников, начинают занижать оценки или пугать родителей, что их ребенок без внеклассных уроков не сдаст ЕГЭ. Впрочем, есть и третий путь. Российские учителя помнят, что премьер посоветовал тем, кого не устраивает их зарплата, идти в бизнес или искать подработку.

Список литературы

1. Кальянов А.Ю., Басовская Е.Н., Лунева А.М. «Экономика образования: Учебное пособие"/Издательство ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2012 год-172с.

2. Беляков С.А. «Экономика образования"/ Москва: МАКС Пресс 2011г-245с

3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 31.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.01.2015)

4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принять ГД ФС РФ 21.12.2001),(действующая редакция от 06.04.2015).

5. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266−1 (действующая редакция от 12.11.2012г)


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Заработная палата и ее организация в учебных заведениях

Заработная палата и ее организация в учебных заведениях

Введение Оплата труда работников образования имеет специфические особенности, что обусловлено своеобразием педагогического труда

Введение Оплата труда работников образования имеет специфические особенности, что обусловлено своеобразием педагогического труда

Основная часть В любой организации труд работников должен оплачиваться в прямой зависимости от профессиональных способностей и от способности работника достигать цели организации

Основная часть В любой организации труд работников должен оплачиваться в прямой зависимости от профессиональных способностей и от способности работника достигать цели организации

В образовательных учреждениях принята повременная система оплаты с учетом количества фиксированных часов работы, а не произведенной продукции

В образовательных учреждениях принята повременная система оплаты с учетом количества фиксированных часов работы, а не произведенной продукции

Остальным категориям работников общеобразовательных школ устанавливается должностной оклад за 40 часов в неделю

Остальным категориям работников общеобразовательных школ устанавливается должностной оклад за 40 часов в неделю

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда (ст

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда (ст

России реальные цифры характеризуются существенными отличиями – специалисты педагогической сферы, работающие в столице или

России реальные цифры характеризуются существенными отличиями – специалисты педагогической сферы, работающие в столице или

Стоит сказать, что в коммерческих заведениях стартовая точка оклада няни начинается от 28000 рублей в месяц, учителя – от 35000, а доцента – от 60000…

Стоит сказать, что в коммерческих заведениях стартовая точка оклада няни начинается от 28000 рублей в месяц, учителя – от 35000, а доцента – от 60000…

Заключение Образовательная сфера, к сожалению, остается в

Заключение Образовательная сфера, к сожалению, остается в

Да и чего греха таить – некоторые педработники, надеясь привлечь максимальное количество учеников, начинают занижать оценки или пугать родителей, что их ребенок без внеклассных уроков…

Да и чего греха таить – некоторые педработники, надеясь привлечь максимальное количество учеников, начинают занижать оценки или пугать родителей, что их ребенок без внеклассных уроков…

Список литературы 1. Кальянов

Список литературы 1. Кальянов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.07.2024