Зарождение демократии в Афинах (5-й класс)
Цели
• Получить набор фактов о положении различных групп населения в Афинах, о реформах Солона.
• Научить учащихся оперировать понятиями реформа, демократия.
• Научить учащихся делать предположения на основе имеющихся знаний и опыта.
• Научить учащихся анализировать факты и сведения, делать выводы и обобщения.
• Прививать учащимся навык иметь свое мнение по проблеме.
Зарождение демократии в Афинах (5й класс)
Цели: Получить набор фактов о положении различных групп населения в Афинах, о
реформах Солона.
Научить учащихся оперировать понятиями реформа, демократия.
Научить учащихся делать предположения на основе имеющихся знаний и опыта.
Научить учащихся анализировать факты и сведения, делать выводы и обобщения.
Прививать учащимся навык иметь свое мнение по проблеме.
Технология: французские мастерские.
Оборудование:
1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира: учебник 5 класса. – М.:
2. Таблички с названиями групп – категорий населения (крестьянеземледельцы, купцы, городской
демос, знать)
3. Алгоритм выполнения заданий
Ход урока
Учащиеся делятся на 4 группы по 56 человек и рассаживаются вместе. Группы получают названия по
категориям населения: крестьянеземледельцы, купцы, городской демос, знать и соответствующие
таблички. Затем группы получают алгоритм выполнения заданий:
индивидуальное размышление над проблемой;
обсуждение проблемы– задания в группе;
принятие коллективного решения по проблеме;
презентация классу готового продукта.
Далее группы получают поочередно задания (I–VII).
Задания:
I. Рассказать об условиях жизни своей категории населения, используя текст учебника.
В результате презентации этого задания мы узнаем о бедственном и бесправном положении
земледельцев, демоса, о порабощении их знатью.
Найти выход из сложившейся ситуации.
На презентации данной проблемы учащиеся чаще всего предлагают устроить восстание или (редко)
провести реформы.
Учитель: В 594 году до н.э. по желанию знати и демоса в Афинах архонтом был избран Солонмудрец,
поэт, оратор. Солон был уважаемым в Аттике человеком, он занимался почетным в то время делом –
морской торговлей. Честный и умный, искренне желавший улучшить ситуацию, Солон сразу приступает
к реформам.
II. Разработать свой проект реформ.
На презентации готового продукта учащиеся предлагают следующие варианты:
отменить законы Дракона;
отобрать землю у богатых и поделить ее между гражданами Афин;
забрать излишки земли у богатых и раздать ее бедным;
для решения важных вопросов созывать собрание свободных граждан и т.д.
III. Какие реформы провел Солон?
Используя текст учебника, учащиеся делают следующие выводы:
Солон отменил законы Дракона, т.е. долговое рабство;
Солон отпустил на волю всех рабов – должников;
Солон велел выкупить за деньги государства всех проданных заграницу;
Солон ввел закон, запрещавший обращать в рабство за долги.
Эти выводы записываются в тетрадь под заголовком “Реформы Солона”.
IV. Подумайте, как управлять обществом, чтобы сохранить мир и равновесие?
На презентации этого задания учащиеся говорят о необходимости создания армии, созыва народного
собрания, которому будет подвластно решение всех вопросов, создания независимого суда.
V. Как же происходило управление государством при Солоне?
Работая с текстом учебника, учащиеся следующие выводы:
знать была лишена преимуществ в управлении государством;
архонтом мог стать выходец из демоса, обладавший богатством;
созывалось Народное собрание из всех свободных афинян (граждан);
устанавливался народный суд, судьи выбирались независимо от знатности и богатства, давали
клятву;
на суде могли присутствовать все желающие афиняне;
судьи голосовали тайно, путем бросания черных и белых камешков.
VI. Каково отношение вашей группы населения к Солону?
На презентации узнаем, что все слои населения оказались не довольны Солоном: купцы и знать лишились
бесплатных рабочих рук в результате отмены долгового рабства, демос и крестьяне не получили земли,
т.к. ее не отобрали у богатых.
VII. Что же делать Солону?
Обсудив по группам эту проблему, учащиеся приходят к выводу, что Солон должен сдать бразды
правления и уйти.
Учитель: Солон действительно попросил у афинян разрешения уехать за пределы страны. Он много
странствовал, писал стихи, находясь вдали от Родины, прожил долгую жизнь, умер в возрасте 80 лет.
Вывод (записывается в тетради): Законы Солона способствовали ликвидации пережитков родового
строя и господства родовой аристократии, оформили государственный строй Афин, как городаполиса,
заложили основы афинской демократии
(демократиявласть народа).
Домашнее задание: пересказ параграфа 30, сообщение о Солоне или рисунок по теме.