«Зарядка с родителями» - как одна из форм игровых технологий
Психолого-педагогического развития детей дошкольного возраста»
2020 год
Дошкольное образование это базис формирования психических и физических качеств ребенка определяющих характер его поведения. Именно оно помогает развить неповторимую индивидуальность ребенка с его собственными вкусами, интересами и способностями.
Период дошкольного детства уникален тем, что именно в этом возрасте ребёнок впитывает информацию, как губка, получает первичные представления об окружающем мире и своём месте в нём. Одной из важнейших форм познавательной активности для дошкольника является игра. Эта деятельность, правильно организованная педагогом, способствует эффективному получению информации и навыков детьми, мотивирует их на самостоятельное исследование, облегчает социализацию обучающихся в детском коллективе.
Сегодня мы хотим представить вашему вниманию опыт работы совместного проекта ПАО "Татнефть", Управления образования г.Альметьевск и ведущих специалистов в сфере образования г.Москва «Детские сады Альметьевска: открытие каждый день» под руководством Сергея Владимировича Плахотникова.
Цель этого проекта в том, что современный детский сад должен быть ближе к тому социуму, который его окружает. Детям необходима возможность исследовать все, что находится вокруг, самостоятельно, с друзьями или родителями.
Широкое использование среди инструкторов по физической культуре и педагогов-психологов получил тренинг детско-родительских отношений «Зарядка с родителями». Это игровой практикум, который призван помочь взрослым и детям наладить точное взаимодействие в ситуациях встречи с препятствием, без которых невозможно помыслить ни обучение, ни воспитание.
«Зарядка» решает две важные задачи:
- согласование позиций педагогов и родителей в вопросах понимания ребенка и требований к нему;
- развитие детско-родительской привязанности, необходимой для успешного взаимодействия детей и взрослых.
Зарядка состоит из ритмической разминки, коллективных подвижных игр. В завершении Зарядки происходит выход детей из зала, во время которого инструктор по физической культуре проводит короткую экспресс-рефлексию с детьми, а педагог-психолог проводит рефлексию с родителями - обсуждение «зарядки», где возможны дополнительные игры с родителями.
Приняты два правила участия:
- правило «домика»: если вы не справляетесь с интенсивностью, вы можете выйти из игры, чтобы отдохнуть, перевести дух;
- в ситуации невозможности соблюсти правила допускается их нарушение, но с определенной долей огласки (показать на пальцах «касания», «промахи», «подглядыши» и т.д.), легализуются ошибки.
В качестве коллективных игр для разминки нами полюбились и используются такие игры как «Эхо», «Бояре», «Зеркало», «Веселый счет», «Хлопай-шлепай-топай» в паре со скороговоркой, где важен настрой на ведущего, ощущение целостности, эмоциональное включение группы.
Через ритмическое представление понимается состояние ребенка (сосредоточенность, торопливость или небрежность). В эту работу можно включать элементы кинезиологии, национальный колорит (топотушки, хлопки и др.) Далее используем «Беготню» или игры с бегом - «Бокс по попе», «Ловишки» и др.- повышаем физическую нагрузку, тем самым происходит «выпуск пара» в контроле, затрагивается способность действовать в многозадачном режиме, в ситуации внешних помех.
Классическая игра «Веревочка» («Слепой и поводырь», «Увертыши») - развивает в детско-родительской паре способность к осознанному риску, происходит совместная пристройка к ритму с учетом возможностей партнера. Предоставляем ребенку инициативу в момент принятия решения, договориться с партнером о прыжке или принимать решение не договариваясь, действовать слаженно, или просто вежливо попросить «веревочку» остановиться, что заранее проговаривается в правилах игры.
«Тесноты» - освоение соразмерности собственных усилий и возможностей другого в телесном контакте. Ребенок понимает, что победителем здесь может быть любой: как взрослый, так и он сам.
Часто в завершении встречи проводим «Зверобатику» - это элементарные перемещения, которые включаются в любую спортивную игру или тренировку и подражают движениям "зверушек".
По завершению тренинга проводится рефлексия по правилу «здесь и сейчас»: во время обсуждения зарядки мы обсуждаем только то, чему свидетелем были все участники (не рассказываем о себе или своем ребенке в других жизненных ситуациях).
В процессии рефлексии родители отметили свои положительные мнения о том, что такая зарядка сближает, совместные игры объединяют и дают положительный эмоциональный заряд.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.