Предлагаемый материал представляет собой методическую разработку тематического мероприятия, посвященного Дню защитника Отечества 23 февраля. Данная методическая разработка может быть использована для проведения тематических классных часов, а также для организации самостоятельного внеклассного мероприятия. Материал может быть использован для обучающихся второй и третьей ступени школьного обучения.
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему:
«ЗАЩИТНИКАМ РОДИНЫ ПОСВЯЩАЕТСЯ»
(литературномузыкальная композиция)
Цели: показать мужество и патриотизм героев старшего поколения;
продолжить замечательную традицию патриотических дел.
Оборудование: грамзапись военных мелодий и песен; сценический
реквизит для театрализованных инсценировок.
I. Вступительное слово.
Ведущий. День защитника Отечества. Это итог великого подвига народа
на фронте и в тылу.
Велика летопись народного Подвига, свершенного во имя защиты
Отечества. Но она продолжает пополняться и ныне, ибо история – это
немеркнущая память живых участников событий, это благодарная память
потомков.
Учащийся.
Прощай, двадцатый век, святоша и безбожник,
Обманщик и мудрец, философ и факир.
Прощай, двадцатый век, убийца и художник.
Оставишь ли в живых безумный этот мир?
Учащийся.
Невозможно исчисленьем сущность времени понять.
В возраст нашего столетья уместилось две эпохи:
Навсегда ему семнадцать и навеки сорок пять.
Учащийся.
Прощай, двадцатый век, убогий и прекрасный,
Прощай, двадцатый шаг к безмерной высоте.
Прощай, двадцатый век, великий и ужасный,
Мелькнувший над землей в крови и нищете.
Ведущий. Простимся с веком минувшим, но не простимся с трагическими
его событиями, ставшими уроками скорби, памяти, мужества, победы и
человеколюбия, торжества мира и справедливости над жестокостью для веков
грядущих.
Учащийся.
Все, что можно, изучали, что нельзя – предугадали.
Только сердце, наше сердце, не постигли мы пока.
Век двадцатый нам зачтется, третья тысяча несется,
И в любви, и в огорченьях потекут опять года.
Книга старая прочтется, с веком век пересечется.Наша юность в нашем веке остается навсегда.
Прощай, двадцатый век, ты стал великой былью…
II. Война века – Великая Отечественная война.
Учащийся читает стихи на фоне мелодии вальса. Одна пара в
костюмах выпускного бала кружится в вальсе.
Учащийся.
Стояла утренняя тишь,
Был смешан с медом воздух сочный;
Стекала капельками с крыш
Роса по трубам водосточным;
И рог пастуший в этот час,
И первый ранний запах снега...
Все, все на памяти у нас,
Все до подробностей бесценных...
Разыгрывается инсценировка «Выпускники 41го».
– Ну вот и кончилась школьная жизнь, прошел выпускной бал.
– Интересно, что с нами будет лет через 20?
– Смотрите, самолет летит! Как красиво...
– Ой, да наш Славка скоро так же летать будет, в летное поступает.
– А заболеете, ко мне приходите.
– Даша, ты так и мечтаешь врачом стать?
– А ты, Василий, куда думаешь?
Учащийся.
Мирно страна проснулась
В этот июньский день,
Только что развернулась
В скверах ее сирень.
Радуясь солнцу и миру,
Утро встречала Москва.
Вдруг разнеслись по эфиру
Памятные слова...
Голос увереннострогий
Сразу узнала страна.
Утром у нас на пороге
Заполыхала война.
Звучит песня «Священная война» (сл. В. ЛебедеваКумача, муз. А.
Александрова).
Юноши уходят в левую сторону, оборачиваются и машут девушкам.
Девушки машут им косынками.Учащийся.
Так случилось – мужчины ушли,
Побросали посевы до срока.
Вот их больше не видно из окон,
Растворились в дорожной пыли,
Так случилось – мужчины ушли.
Учащийся.
Зловещим заревом объятый,
Грохочет длинный небосвод,
Мои товарищи – солдаты
Идут вперед за взводом взвод.
И от ромашектонконожек
Мы оторвать не в силах глаз.
Для нас,
Для нас они, быть может,
Цветут сейчас в последний раз.
Н. Старшинов
Учащийся. Цветы и порох. Трудно представить себе чтолибо более
противоположное. Цветы олицетворяют собой красоту и радость, доброту и
нежность – саму жизнь. Казалось бы, меньше всего они должны напоминать о
войне, перенесенных ею слезах и скорби, страданиях и смерти. Но, отмечая
Победу нашего народа над фашистскими захватчиками, отдавая дань подвигу
людей, нельзя не вспомнить о цветах России.
Слепящий дым и пыль густая,
И зной, нависший тяжело,
Над нами плыли, нарастая,
Бойцам измученным назло!
Горело все – цветы и клены,
Былинки не было живой.
Вокруг кустарник запыленный
Шуршал обугленной листвой.
Направо глянешь – дорогая
Пшеница гибнет на корню.
Налево – нет конца и края
Просторам, отданным огню.
Земля, казалось, до предела
Была в огне накалена.
И, вся иссохшая, гудела:
«Да будет проклята война!»
В. Земной1й ученик играет на гитаре тихую лирическую мелодию, на фоне
которой 2й ученик рассказывает стихотворение:
На улице полночь. Свеча догорает.
Высокие звезды видны.
Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,
В пылающий адрес войны.
Как долго ты пишешь его, дорогая,
Окончишь и примешься вновь.
Зато я уверен! К переднему краю
Прорвется такая любовь!
...Давно мы из дома. Огни наших комнат
За дымом войны не видны.
Но тот, кого любят,
Но тот, кого помнят,
Как в доме и в дыме войны.
Теплее на фронте от ласковых писем.
Читая, за каждой строкой
Любимую видишь
И Родину слышишь,
Как голос за тонкой стеной...
Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.
И время такое придет!
Останутся грусть и разлука за дверью,
А в дом только радость войдет.
И какнибудь вечером вместе с тобою,
К плечу прижимаясь плечом,
Мы сядем и письма как летопись боя,
Как хронику чувств, перечтем.
И. Уткин
Девушка кутается в шаль, пишет письмо солдату на фронт.
Девушка. Здравствуй, милый Васенька!
Пишет тебе жена Даша! Получила от тебя весточку, за что большое
спасибо. Как рада, что ты жив... Пишешь, чтобы сыночка берегла. За нас не
волнуйся. Возвращайся с победой, родной. Целуем тебя. Твоя жена и сын.
Солдат.
Назови меня именем светлым,
Чистым именем назови –
Донесется, как песня, с ветром
До окопов голос любви.Я сквозь грохот тебя услышу,
Сновиденья за явь приму.
Хлынь дождем на шумную крышу,
Ночью ставни открой в дому.
Пуля свалит в степи багровой –
Хоть на миг сдержи суховей,
Помяни меня добрым словом,
Стынуть буду – теплом повей.
Появись, отведи туманы,
Опустись ко мне на траву,
Подыши на свежие раны –
Я почувствую, оживу.
А. Яшин, 1943
Ученица. Фашисты топтали наши луга и поля, беспощадно сжигая и
убивая все на своем пути. В смертельной схватке с врагом закалялись и
крепли у воинов любовь к родной земле, решимость защищать Родину до
последней капли крови.
Учащийся.
Не отдадим полей бескрайних, синих,
Где побеждали мы и победим.
Не отдадим прекрасную Россию,
Не отдадим!
Вокальная группа исполняет песню «В землянке» (сл. А. Сурикова, муз.
К. Листова).
Ученица. Насмерть стояли защитники Отечества, защищая каждую пядь
земли. В битвах с захватчиками острее звучало в сердцах бойцов чувство
Родины.
Под огнем, на берегу реки,
Залегли усталые стрелки.
Золотая рожь сверкала рядом,
А во ржи синели васильки.
И бойцы, уже не слыша гула
И не ощущая духоты,
Словно на невиданное чудо,
Радостно смотрели на цветы.
Синевой небесной, нестерпимой,
Полыхая, словно огоньки,
Как глаза детей, глаза любимых,
На бойцов глядели васильки.Через миг усталость пересилив,
Вновь пошла в атаку цепь стрелков,
Им казалось, что глядит Россия
Синими глазами васильков.
Б. Кетуп
Ученица. Поля России в годы войны. Здесь каждая былинка, каждый
уцелевший колосок напоминали бойцам о мирной жизни, нарушенной войной,
о том, что вернуться к мирному труду на полях предстояло, только одержав
победу.
Учащийся.
Я всю весну провел в одном окопе,
И мне теперь подробно был знаком
Рельеф полей, лежащих в перископе, –
С воронками и редким сосняком.
Земля была мертва: но за канавой,
Обозначавшей наши рубежи,
Среди обрывков проволоки ржавой
Качался стебелек цветущей ржи.
Еще вчера какой поток металла
Обрушился на этот край земли,
Какие укрепленья разметало,
Какие здесь ребята полегли!
А вот, возьми, былинка уцелела.
И каждый раз, взглянув наискосок,
Я снова видел в зоне артобстрела
Живой, неистребимый колосок.
Над ним тяжелый дым клубился тучей,
Снаряды глухо ухали во мгле,
А он стоял, щетинистый, колючий,
Весь – утвержденье жизни на земле.
Г. Пагирев
Учащийся.
...Через кровь и через грязь
Простой цветок земной
Невыносимою для глаз сиял голубизной.
И, словно вызов и укор,
Он цвел и смерти вперекор,
И вперекор войне.
С. НаровчатовУчащийся.
На нелегких фронтовых дорогах, среди пепла и руин, оставшихся на
местах сожженных врагом деревень и городов, не раз видели наши солдаты
цветущие наперекор смерти сады, посаженные когдато мирными людьми в
расчете на мирную жизнь. И тогда с новой силой овладевали ими гнев и
ненависть к врагу.
ВИШНЯ
О том, что здесь она росла,
Что цветом розовым цвела,
Узнали мы не по корням,
Не по изломанным ветвям –
Узнали мы по ней самой,
Слыхавшей свист гранат зимой,
Видавшей смерть сто тысяч раз
И не умершей в смертный час.
Среди разбитых кирпичей,
Дрожа изодранной корой,
Сто пятьдесят слепых ночей
Она стояла как герой;
Как те герои, что кругом
У ног ее лежали в ряд;
Как каждый камень, каждый дом,
Как весь багровый Сталинград.
Война ушла, весна пришла,
И – вишня снова расцвела.
И отцвела… И вот – висят,
Под солнцем ягоды блестят.
Уже не кровь – вишневый цвет,
Уже не дым – вдали рассвет,
Уже не бред – в землянке сон,
Уже не смерть – железа звон.
Искала долго свой очаг
Седая женщина в пыли;
Печаль и гнев в ее очах
Вперед намного дней легли.
Вдруг увидала: средь камней
Стояла вишня в двух шагах…
И догадалась: перед ней
Лежал ее жилища прах.
Но рядом вишня так цвела,Ветвями так к себе звала,
Что пепел женщина смела,
Шатаясь, к вишне подошла,
Припала к ней.
И с той поры
Здесь зазвенели топоры,
У вишни тонкой, вкруг нее,
Над Волгой – новое жилье.
Учащийся.
Казалось бы, какая сила от цветущей ветки, полевого или лесного цветка,
мельком замеченного солдатом, среди дыма и пороха сражений?
А. Софронов
Но вот послушайте:
Я помню, ухали снаряды,
Ревели в роще тягачи...
И вдруг – отбой,
И гдето рядом
Цигарки вспыхнули в ночи.
В холодном небе звезды стыли,
Заря зажглась, и ветер стих.
И мы в молчаньи хоронили
Друзейтоварищей своих.
Потом свалились на валежник.
Струилась влага у виска...
И вдруг увидел я
подснежник
У расщепленного пенька.
Светил он искоркой манящей
И в даль светлеющую влек, –
Какимто чудом устоявший
В огне весенний стебелек.
Он цвел
И с изморозью спорил,
Напоминая мне о том,
Что есть не только боль и горе
На нашем поприще крутом.
Теперь,
Когда бывает туго,
Когда тоска сбивает с ног,
Я все ищу, ищу, как друга,Ищу целебный стебелек.
М. Горбунов
Учащийся.
Короткими были часы затишья на фронте. Редкие полевые цветы на
брустверах окопов – немые свидетели беспредельного мужества и героизма
наших бойцов – в часы отдыха были для солдат отрадой. Миром и счастьем,
теплом родных просторов веяло от них. И эта земная красота согревала душу
воинов.
Товарищи скинули каски,
Увидев, как нежно светла
Фиалка – анютины глазки –
На гребне окопа взошла.
И, как по команде, качнулись,
И каждый увидел свое.
И сразу сердцами коснулись
Великого света ее.
Да что мы – в лесу или поле?
Да нет же, в окопе как раз!
Анютины глазки, до боли...
Давно мы не видели вас.
Вот так на окопе когдато
Анютины глазки цвели,
И не было краше солдатам
Клочка этой бурой земли.
А. Прокофьев
Поклонимся великим тем годам,
Всем нашим командирам и бойцам,
Всем маршалам страны и рядовым,
Поклонимся всем мертвым и живым.
Всем тем, кого нам забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья.
Всем миром,
Всем народом,
Всей землей
Поклонимся за тот великий бой.
Р. Рождественский
Объявляется минута молчания.
V. Год века – год 1945.
Учащийся.
Ложатся строчки ровные в тетрадь...
Пусть сотни разСнега сойдут со склонов,
Все так же сердце
Будет замирать
При этой цифре – 20 миллионов.
Учащийся.
Война закончилась,
Но песней опаленной
Над каждым домом
До сих пор она кружит,
И не забыли мы,
Что 20 миллионов
Ушли в бессмертье,
Чтобы нам с тобою жить.
Учащийся.
Нелегка была дорога к победе. Миллионы сыновей и дочерей нашей
Родины отдали свои жизни за то, чтобы люди всей земли могли жить и
трудиться под мирным небом.
Звучит песня «День Победы» (сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова).
Учащийся.
Цветами встречали воиновпобедителей, цветами венчали могилы тех, кто
не дожил до Победы.
Четыре огненных года прошагали наши воины дорогами войны, приближая
победный час. И он пришел, долгожданный День Победы – 9 мая 1945 года.
Учащийся.
В девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края!
Мир победил! Окончена война!
Победа!
Во имя Отчизны –
Победа!
Во имя живущих –
Победа!
Во имя грядущих –
Победа!
Учащийся.
Отгремели залпы самой жестокой и кровопролитной из войн на Земле.
Каждый год салютует наша Отчизна в честь Великой Победы. Разноцветными
букетами вспыхивают в майском небе праздничные фейерверки. В них –
отблески счастья, завоеванного для человечества, в них – немеркнущий светнашей Победы. Прошли годы. Давно уже восстала из руин и пепла наша
страна. Но можно ли забыть, какой ценой был завоеван этот мир?!
Учащийся.
ЦВЕТЫ ВОЛГОГРАДА
Всмотритесь
В цветы на бульваре –
Под ними
Мальчишки лежат
Они Сталинград не отдали.
Поклонимся чести
Солдат.
И алое море
Тюльпанов,
Как россыпь
Мальчишеских грез.
Взгляните
В глаза ветеранов –
В них горечь
Невысохших слез.
В них память,
И гордость, и сила,
И радость победы
Видна.
Цветы…
А под ними могила,
В которой
Зарыта война.
Всмотритесь
В цветы на бульваре…
В. Михалев
Учащийся.
Многие матери, получив во время Великой Отечественной войны
извещение о смерти сына, не верили в это и всю оставшуюся жизнь надеялись
на чудо – чудо воскрешения.
Сыночек мой, кровиночка,
Украден ты войной.
Листочек мой, травиночка,
Как пусто мне одной.
Прокаркала вороною
Беда, как в страшном сне.Бумагой похоронною
Она пришла ко мне.
Я ворога проклятого
Отчаянно кляла.
Глаза свои проплакала –
И все тебя ждала.
Придешь походкой легонькой,
Шинелька нараспах.
Живой придешь, целехонький,
С улыбкой на губах.
Придешь, огнем целованный,
С наградой боевой,
Пускай и забинтованный,
А всетаки живой!
Неделя за неделею,
За годом год идет.
Устала я надеяться,
Лишь боль во мне живет.
Сыночек мой, кровиночка,
Прошло так много лет.
Листочек мой, травиночка,
Тебя все нет и нет.
Учащийся.
Нет, не забыть боль и горечь утрат, нанесенных войной.
НАДПИСЬ НА КАМНЕ
У могилы святой
встань на колени.
Здесь лежит человек
твоего поколенья.
Ни креста, ни цветов,
не полощутся флаги.
Серебрится кусок
алюминьевой фляги
и подсумок пустой,
и осколок гранаты –
неразлучны они
даже с мертвым солдатом.
Ты подумай о нем,
молодом и веселом.
В сорок первом
окончил онсреднюю школу.
У него на груди
под рубахой хранится
фотокарточка той,
что жила за Царицей.
… У могилы святой
встань на колени.
Здесь лежит человек
твоего поколенья.
Пусть гранит сохранит
прямоту человека,
а стекло – чистоту
сына
трудного века.
С. Гудзенко
Звучит песня «Красные маки» (муз. М. Карминского, сл. Г. Поженяна)
в исполнении Ю. Антонова.
Учащийся. Тысячи невинных людей разных национальностей были
загублены фашистами в концлагерях. Каждый год на месте бывших лагерей
смерти зацветают маки. Они алеют, как брызги крови жертв фашизма,
напоминая о трагедиях войны.
Цветут в Бухенвальде цветы –
Алые маки.
В музейном покое – щиты,
А рядом – бараки.
Цветут в Бухенвальде цветы –
Алые вспышки.
На маки глядят с высоты
Бессмертные вышки.
На вышках эсэсовцев нет.
Дым не клубится...
Цветы пламенеют – и свет
Ложится на лица.
Не ходит по лагерю смерть,
Не лают собаки,
А всетаки жутко смотреть
На алые маки.
Звучит песня «Бухенвальдский набат» (сл. А. Соболева, муз. В.
Мурадели).
Учащийся. Память о войне, о жертвах войны... Она набатом стучит в
наших сердцах, повелевая не забывать подвиг народа, бережно хранить мир,завоеванный ценой миллионов человеческих жизней, бороться за него. Почет и
вечная слава всем, кто в годы войны защищал Родину от врага. Ветеранов мы
чествуем сегодня цветами. Героям, павшим за наше счастье, возлагаем на
могилы венки и цветы.
День памяти – Победы праздник.
Несут венков живую вязь,
Тепло букетов красок разных,
Чтоб не терялась с прошлым связь.
И плиты скорбные согреты
Цветов дыханьем полевым.
Прими, боец,
Как дар, все это,
Ведь это нужно
нам,
живым!
Учащийся. Вечная благодарность потомков нашим защитникам,
отвоевавшим мир на земле. Не увядают букеты на могилах павших героев, у
подножий памятников и обелисков. Никто не забыт! Ничто не забыто!
Учащийся.
Курганами славы покрыта родная равнина.
И Днепр, и Морава, и Висла, и Волгарека.
Ты лжешь, чужеземец, что медленна кровь славянина,
Что в грозные годы душа славянина кротка.
От нас убегали монгольские орды Мамая.
Солдат Бонапарта мы в наших снегах погребли,
На полчища Гитлера кованый меч поднимая,
Мы грудью прикрыли просторы славянской земли.
От Волги и Дона до Савы, Моравы и Дравы
Коврами цветов мы над пеплом покроем луга.
Могилы славян вознесутся курганами славы,
И пахаря плуг разровняет могилы врага.
Учащийся.
Как продолжение жизни солдат,
Под звездами мирной державы
Цветы на ратных могилах горят –
Венки немеркнущей славы.
V. Заключение.
Ведущий. Навсегда останутся на духовном вооружении новых и новых
поколений людей слова М. Джалиля, продиктованные ему любовью к жизни, к
Родине. Как завещание звучат бессмертные строки:Или бейся за правду ты смело,
Или сразу сдавайся в рабы.
Быть героем – нет выше удела!
Быть рабом – нет позорней судьбы!
Пусть эти стихи станут вам, ребята, примером того, как надо жить, как надо
служить своей Родине, как надо любить её. Пусть они волнуют и зовут вас
вперед.