«Затруднения в профессиональной деятельности учителя, их диагностика и преодоление при работе с обучающимися с ОВЗ»
Актуальность темы заключается в том, что учитель, работающий с детьми ОВЗ, в связи с особенностями данной категории детей, в процессе своей профессиональной деятельности сталкивается с большим количеством стрессовых факторов и угроз психологической безопасности, что может оказать негативное влияние на профессиональную и личную жизнь специалиста, особенно в случае пренебрежения профессиональной гигиеной труда.
Профессиональная деформация особенно у начинающих учителей, работающих с детьми ОВЗ, является распространенным явлением и оказывает крайне деструктивное влияние на психику, а также негативно влияет на эффективность профессиональной деятельности. Эмоциональное выгорание и профессиональная деформация личности вызваны тем, что данная категория учителей постоянно сталкивается с трудностями в обучении детей ОВЗ, при этом педагог вынужден полностью погружаться в работу, и в некоторых случаях это приводит к тому, что педагог начинает идентифицировать себя со своими учениками и их проблема. Принято считать, что именно молодые специалисты испытывают профессиональные затруднения и нуждаются в сопровождении, поддержке на этапе своей адаптации в образовательной организации. Но, как показывает анализ опыта образовательных организаций, профессиональные затруднения отмечаются также и у опытных педагогов, оказавшихся в новых для них условиях, например, в условиях инклюзивного образования.
Первые шаги в профессии неизменно связаны с трудностями «старта» и адаптации. Неопределённость и неизвестность присутствует во всём -незнакомое место, непонятная внутренняя и внешняя жизнь коллектива, новые люди и отношения, непривычные условия деятельности, нестандартность каждой педагогической ситуации и так далее. Это проблемное поле порождает стрессовую ситуацию, что характерно для профессионального дебюта.
Зачастую начинающие педагоги предъявляют к себе слишком высокие требования, боятся совершить ошибку или обнаружить некомпетентность.
Можно выделить ряд трудностей начинающих учителей, работающих с детьми ОВЗ: организационные, мотивационные, содержательные, технологические и другие с учетом выявленных социально-психологических и педагогических затруднений, а также образовательных дефицитов. Среди организационных затруднений выделяются, например, построение урока, распределение времени на уроке, обеспечение дисциплины (как лучше поддерживать дисциплину в классе, как реагировать на неуместные или провокационные высказывания обучающихся и т.п.). В то же время, трудности могут быть связаны с работой с нормативными документами учителя, специалиста, взаимодействием с родителями (особые установки родителей, малая инициатива и т.д.). Затруднения педагога зачастую связываются и с его собственной мотивацией (снижение или потеря интереса к работе или к конкретным видам деятельности).
Для педагога очень важно умение понимать себя, осознавать и умело использовать собственные ресурсы, определять перспективы развития в связи с самоопределением в профессиональных ситуациях: уметь владеть собой, правильно распределять время и усилия, постоянно заниматься самообразованием. Педагог может испытывать неуверенность, сомнения в собственной компетентности вследствие недостаточности знаний, опыта, из-за необходимости осваивать новые виды деятельности, новые технологии, цифровые инструменты т.п.
Содержательные затруднения могут быть связаны с тем, что учитель недостаточно уверенно ориентируется в содержании учебного предмета, затрудняется в подборе диагностических методик, разработке программы и т.п. Технологические затруднения проявляются в том, что начинающий учитель не владеет методикой преподавания (возможно, каких-то определенных, наиболее сложных тем), приемами привлечения внимания, испытывает затруднения, осуществляя процедуру оценивания результатов и достижений обучающихся и т.д. Особая группа затруднений может быть связана с установлением деловых взаимоотношений с коллегами, умением работать в команде.
Выделим несколько основных потребностей педагогов инклюзивных общеобразовательных организаций:
· потребность в поддержке профессионального сообщества в вопросах образования детей с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействия с семьями;
· потребность в информации об особенностях детей с ограниченными возможностями здоровья и их семьях, а также
· в освоении специальных коррекционных и инклюзивных технологий обучения.
Учитель – профессия, предполагающая работу по схеме «человек – человек», то есть включающая в себя постоянное взаимодействие с другими людьми. В связи с этим, на профессиональную деятельность начинающего учителя оказывает влияние большое количество стрессовых факторов. Эти факторы могут привести к профессиональному выгоранию, а также к профессиональной деформации.
Профессиональная деформация и эмоциональное выгорание у начинающих учителей, работающих с детьми ОВЗ, формируется под влиянием следующих факторов:
· Ненормированный рабочий день ведет к хронической усталости и нарушениям сна, а также к сбою биоритмов. Когда наступают выходные, человек позволяет себе поспать подольше или отдохнуть в середине дня, но длительный сон в светлое время суток приводит к трудностям с вечерним засыпанием, и из-за этого в понедельник педагог приходит в школу не отдохнувшим. Это - первый шаг к развитию выгорания.
· Длительная «сидячая» работа без физкультурных пауз приходит к зрительному и нервному утомлению и значительной утрате работоспособности к концу рабочего дня, из-за этого человек начинает ощущать свою профессиональную некомпетентность, а это — первый шаг к развитию деформации и выгорание.
Профессиональная деформация у начинающих учителей, работающих с детьми ОВЗ, часто начинается вследствие интенсивного контакта с детьми данной категории в течение рабочего дня.
Негативное воздействие на психику оказывает:
· общение с детьми, которые неадекватно ведут себя, изначально настроены на конфликт и агрессию;
· общение с детьми, которые находятся в возбужденном или угнетенном эмоциональном состоянии;
· общение с детьми, которые испытывают негативные эмоции из-за своих проблем, и проецируют эти негативные эмоции на учителя.
Есть и еще одно проявление профессиональной деформации: привыкнув к повышенной ответственности и к авторитарному стилю поведения, начинающий учитель продолжает практиковать авторитарный стиль общения и вне работы — с родными, близкими, знакомыми и друзьями, что вызывает негативную реакцию последних и часто приводит к межличностным конфликтам.
Работа с детьми ОВЗ, их обучение и воспитание – это ежедневный контакт с детьми, которые находятся в той или иной стадии эмоционального возбуждения или угнетения. При развитии деформации, также возможны две крайности: либо ненависть к тем, кто слишком эмоционально реагирует на различные события в жизни (включая близких людей, например, супруга), либо негативное эмоциональное состояние ребенка ОВЗ передается педагогу, это вскоре перерастает в острую или хроническую депрессию и становится серьезным препятствием для успешного осуществления профессиональной деятельности.
Также мощным стрессовым фактором являются периодические проверки качества обучения, необходимость отчитываться о проделанной работе. Этот фактор приводит к формированию у начинающего учителя повышенной тревожности. Нередко, если дата проверки известна заранее, выгорающий учитель задолго до назначенной даты начинает страдать от нарушений сна или кошмарных сновидений, в которых так или иначе затрагивается тема контроля качества работы.
Известно, что социально-психологический климат в коллективе, как и стиль управления, способен оказывать значительное влияние на интенсивность профессиональной деформации у начинающих учителей. Интенсивному развитию профессиональной деформации учителей, работающих с детьми ОВЗ, способствуют следующие особенности условий труда:
-ненормированный рабочий день и график;
-авторитарный стиль управления образовательной организацией;
-нерациональное чередование труда и отдыха;
-длительное нахождение на работе без отпуска;
-наличие в педагогическом коллективе конфликтных личностей, с которыми трудно взаимодействовать;
-наличие в педагогическом коллективе «звезд» и «изгоев», что можно определить при помощи социометрического исследования.
Социально-психологический климат в педагогическом коллективе можно назвать благоприятным в том случае, если руководство придерживается демократического стиля управления, а учителя поддерживают друг друга и настроены на конструктивное общение. В этом случае возникновение и развитие профессиональной деформации у начинающих учителей, работающих с обучающимися с ОВЗ, маловероятно, что способствует профилактике депрессий. Если учителей объединяют общие интересы, помимо работы, это также является важным фактором, предотвращающим выгорание. Благоприятный социально-психологический климат в педагогическом коллективе значительно облегчает адаптацию вновь пришедших учителей к новым условиям труда, именно поэтому создание благоприятного психологического климата входит в мероприятия по профилактике психосоматических заболеваний, конфликтов, неврозов.
Значительное влияние на формирование благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе оказывает возраст и уровень образования сотрудников. На практике это проявляется следующим образом: если в коллективе все учителя примерно одного возраста, их связывают общие интересы и общие темы для разговоров, помимо работы, а это, как пишут во многих практических руководствах по преодолению депрессий, способствует стабилизации эмоционального состояния человека.
Известно, что между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму c помощью физических упражнений.
Проектируя стратегию профессионального роста, человеку необходимо продумывать усилия по сохранности и поддержанию собственного здоровья, особенно психического.
Некоторые признаки и явления профессионального выгорания, деформированные стереотипы и шаблоны поведения и оценки можно предупреждать за счёт их осознания, делая их видимыми, гласными в ходе различных обсуждений и бесед.
Каждый учитель должен находиться в непрерывном образовании, это посещение семинаров, курсы повышения квалификаций, так как появляются новые разработки и методики. Руководителям необходимо поощрять своих специалистов, применять различные методы для снятия психологических эмоциональных состояний, рабочих нагрузок. Руководителям необходимо правильно выстроить работу учителей, чтоб они могли её с удовольствием выполнять.
Важным качеством начинающего учителя в профессиональной деятельности является самоконтроль. Если у учителя в своей профессиональной деятельности возникают проблемы, которые трудно разрешить, или его оценивают дети, коллеги, то ему необходимо знать, как снять эмоциональное и физическое напряжение.
Психологические основы саморегуляции включают в себя управление, как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями.
B настоящее время для саморегуляции психических состояний используется так называемое нейролингвистическое программирование. Зная себя, cобственные силы, потребности и способы их удовлетворения, человек может более эффективно, рационально распределять свои силы в течении каждого дня, целого рабочего года.
Широко используется психокоррекция как совокупность психологических приемов применяемых психологом для оказания психологического воздействия на поведение здорового человека.
Психокоррекционная работа проводится c целью улучшения адаптации человека к жизненным ситуациям; для снятия повседневных внешних и внутренних напряжений; для предупреждения и разрешения конфликтов с которыми сталкивается человек. Психокоррекция может осуществляться как индивидуально, так и в группе.
Еще одно важное условие состоит в наличии разделения между работой и домом, между профессиональной и частной жизнью. Выгорание усиливается всякий раз, когда границы между ними начинают стираться, и работа занимает большую часть жизни.
Семейные проблемы, являющиеся следствием выгорания, могут быть облегчены «снижением рутинности», когда люди направленно участвуют в специальных мероприятиях, полностью не связанных c работой, которые позволяют им расслабиться, перестать думать o работе до того как они добираются домой.
Целенаправленная работа по предупреждению и коррекции эмоционального выгорания должна стать одной из значимых характеристики профессиональной компетентности.
Таким образом, посредством обеспечения достаточного знания об общих профессиональных деформациях и деструкциях, можно в значительной степени снизить риск возникновения эмоционального выгорания у начинающих учителей, работающих с детьми ОВЗ. Изучение условий возникновения синдрома эмоционального выгорания представляет огромное значение, поскольку позволит чётко определить границы данного явления и выработать подходы и методики его преодоления.
Важное значение в профилактике профессионального выгорания приобретает гигиена профессиональных отношений. Сюда можно отнести следующие аспекты:
-повышение профессиональной мотивации учителей;
-поддержание рационального баланса между усилиями, которые затрачивает учитель на работе, и вознаграждением, которое он получает;
-рациональная организация времени работы и отдыха;
-организация корпоративных мероприятий, направленных на поддержание благоприятного психологического климата в коллективе;
-строгий и систематический контроль соблюдения режима труда и отдых органами санэпиднадзора, руководством организации, службой охраны труда;
-строгое соблюдение профессионального стандарта деятельности учителя;
-поддержание и создание условий для того, чтобы учителя могли получить эмоциональную разгрузку, снять возникающее во время работы напряжение, поддерживать свое соматическое здоровье;
-своевременное выявление учителей, которые имеют склонность к демонстрации невротических реакций при общении с детьми и коллегами посредством медицинских осмотров с применением современных методов нейропсихологического тестирования.
Большую роль играет проводимая с учителями целенаправленная психотерапевтическая работа в следующих направлениях:
-научить учителей рассчитывать и правильно распределять рабочую нагрузку;
-научить методам быстрого и безболезненного переключения с одного вида деятельности на другой;
-научить педагогов конструктивно воспринимать возникающие на работе конфликты.
Также в значительной мере способствует профилактике эмоционального выгорания и других психоэмоциональных нарушений формирование у начинающего педагога здоровых мотиваций (отказ от вредных привычек, стремление поддерживать высокий уровень соматического здоровья).
Заключение
Таким образом, работа начинающего учителя, обучающего детей ОВЗ, связана с большим количеством стрессовых факторов и угроз психологической безопасности, из-за этого специалисты данной категории в значительной степени подвержены эмоциональному выгоранию. Эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации личности. Симптоматика выгорания носит сложный характер, затрудняет адаптацию личности в экстремальных условиях и не позволяет ей развиваться полноценно.
Основными причинами эмоционального выгорания и профессиональной деформации у данной категории учителей являются стресс, конфликты на работе, интенсивное общение с большим количеством детей, ведущих себя агрессивно или неадекватно, имеющих трудности в обучении. Путем эмпирического исследования было выявлено, что на психологическое состояние начинающих педагогов, работающих с детьми ОВЗ, влияют стрессоустойчивость, уровень тревожности и самооценка. Для профилактики профессионального выгорания у данной категории учителей необходимо:
-создавать условия для постоянного профессионального развития и совершенствования;
-контролировать соблюдение гигиены труда;
-обучать сотрудников эффективным методам разрешения конфликтов на рабочем месте.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.