ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ
Оценка 4.9

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
физическая культура
6 кл—11 кл
24.03.2018
ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ
Здоровьесберегающее образование сегодня является приоритетом государственного уровня. В ежегодных Посланиях президента РФ Д.Медведева Федеральному собранию Российской Федерации (2008, 2009) и инициативе «Наша новая школа» одним из ключевых направлений развития общего образования является разработка новых технологий и методик здоровьесберегающего обучения, призванных обеспечивать формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здоровому образу жизни всех участников образовательного процесса. Повышенный интерес к здоровью обучающихся обусловленЗдоровьесберегающее образование сегодня является приоритетом государственного уровня. В ежегодных Посланиях президента РФ Д.Медведева Федеральному собранию Российской Федерации (2008, 2009) и инициативе «Наша новая школа» одним из ключевых направлений развития общего образования является разработка новых технологий и методик здоровьесберегающего обучения, призванных обеспечивать формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здоровому образу жизни всех участников образовательного процесса. Повышенный интерес к здоровью обучающихся обусловлен
salehard-konkurs.docx
ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10­11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ ВВЕДЕНИЕ Здоровьесберегающее образование сегодня является приоритетом государственного уровня.  В   ежегодных   Посланиях   президента   РФ   Д.Медведева   Федеральному   собранию Российской Федерации (2008, 2009) и инициативе «Наша новая школа» одним из ключевых направлений развития общего образования является разработка новых технологий и методик здоровьесберегающего   обучения,   призванных   обеспечивать   формирование   заинтересованного отношения к собственному здоровью, здоровому образу жизни всех участников образовательного процесса. Повышенный   интерес   к   здоровью   обучающихся   обусловлен   тем,   что   низкий   уровень здоровья не только препятствует успешной адаптации к внутришкольной среде, но также является причиной дальнейшего ухудшения здоровья и, как следствие – успеваемости [24, 28, 29, 30].  По данным многолетних наблюдений, проведенных Институтом гигиены и профилактики заболевания детей, подростков и молодежи, за последние 30 лет здоровье школьников имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. Здоровыми в настоящее время могут считаться только 10 % выпускников школ, 50 % учащихся имеют морфофункциональные отклонения, 40 % – хроническую патологию [2]. Надежность   биологических   систем   в   процессе   онтогенеза   проходит   определенные этапы становления в тесной взаимосвязи с  окружающей средой. Немаловажное значение для здоровья и формирования устойчивой адаптации имеют климатографические условия того региона, где проживает ребенок [10, 25, 26, 27]. Значимой   педагогической   проблемой   является   адаптация   учащихся общеобразовательных   школ   к   экстремальным   условиям   Крайнего   Севера   (низкая температура   воздуха,   частые   перепады   атмосферного   давления,   низкое   содержание кислорода в воздухе, наличие полярных ночи и дня, др.). Опыт проживания людей в этих условиях   показал,   что   основным   и   наиболее   эффективным   средством   защиты   здоровья человека на Крайнем Севере служит активная адаптация, предполагающая систематическую тренировку организма, – занятия физической культурой и спортом [15]. Многообразные   взаимодействия   организма   ребенка   с   количественными   и качественными   изменениями   окружающей   среды   предопределяют   проведение   занятий физической культуры и спорта с учетом климатогеографических условий Крайнего Севера. Изучение двигательных способностей  в процессе адаптации подростков 10­11 лет к экстремальным климатическим факторам Крайнего Севера в различные сезонные переходы на наш взгляд представляет немаловажный интерес. Цель исследования – оценка изменения координационных способностей  подростков 10­11 лет, проживающих в условиях Крайнего Севера, в процессе адаптации к различным сезонным переходам (сезонной нестабильности) от осени к зиме, от короткой ночи к длинной и от зимы к весне, от длинной ночи к короткой. Откуда вытекают следующие задачи исследования: ­  выявить   особенности   физической   подготовленности   детей   10­11   лет   в   различные сезонные переходы (в климатических условиях Крайнего Севера). ­ определить взаимосвязь между показателями физической способности детей 10­11 лет и сезонной нестабильностью. Объект исследования – процесс физического воспитания учащихся четвертых классов общеобразовательных школ. Предмет исследования – организация процесса физического воспитания учащихся 10­ 11 лет общеобразовательных школ в различные климатические сезонные переходы. Глава 1. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Методы исследования Поставленные задачи предопределили следующие методы исследования:   Анализ   научно­методической   литературы;   педагогическое   тестирование; 1 педагогический эксперимент; анкетирование; методы математической статистики. Анализ научно­методической литературы Проведен анализ научно­методической литературы по физической культуре и спорту, педагогике, психологии, медицине. Изучены климатогеографические особенности Крайнего Севера,   рассмотрены   вопросы   физического   развития,   физической   подготовленности подростков   10­11   лет,   адаптации   организма   детей   к   характерным   климатическим особенностям Крайнего Севера. Педагогическое тестирование Педагогическое   тестирование   проводилось   с   целью   оценки   выполнения   различных тестов,   характеризующих   координационные   способности  подростков   10­11   лет, проживающих в условиях Крайнего Севера, в процессе адаптации к различным сезонным переходам (сезонной нестабильности) от осени к зиме, от короткой ночи к длинной и от зимы к весне, от длинной ночи к короткой. Использовались следующие тесты: ­ челночный бег 4×9 м (с); бег к пронумерованным медицинболам (с);  упор присев – упор лежа (количество очков);  отпускание палки – реакция (см). Контрольные упражнения выбраны на основе анализа программы обучения в школах [12] и данных научно­методической литературы [8, 13, 1].  Педагогический эксперимент Педагогический   эксперимент   проводился   с   целью   выявления   зависимости двигательных способностей подростков от сезонных переходов на Крайнем Севере. Целью   эксперимента   (ноябрь   2009   г.   –   апрель   2010   г.)   было   изучение   степени воздействия   основных   климатических   факторов   окружающей   среды   на   координационные способности   детей   10­11   лет,  проживающих   в   условиях   Крайнего   Севера,   в   процессе адаптации к различным сезонным переходам (сезонной нестабильности) от осени к зиме, от короткой ночи к длинной и от зимы к весне, от длинной ночи к короткой. В соответствии с задачами исследования обследование проходило в два этапа: первый – от осени к зиме, от короткой ночи к длинной, второй – от зимы к весне, от длинной ночи к короткой. Содержание,   условия   проведения   и   результаты   педагогического   эксперимента представлены в II главе. Анкетирование Анкетирование по выявлению самочувствия подростков в переходной осенне­зимний и зимне­весенний периоды проводилось в рамках педагогического эксперимента с целью уточнения выводов, сделанных на основе анализа результатов педагогического тестирования. Методы математической статистики Математическая   обработка   результатов   педагогического   теста   проведена   с использованием   приложения  Excel  программного   продукта  Microsoft  Office.   Найдены средне­ арифметические величины и построены графики с целью наглядности интерпретации данных. Глава 2. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБОСНОВАНИЕ Исследование группы учащихся, проживающих в условиях Крайнего Севера, с целью определения влияния климатических  условий на двигательные способности было проведено в декабре 2009 г. и марте 2010 г. В эксперименте приняли участие 32 подростка в возрасте от   10   до   11   лет,   отнесенные   по   состоянию   здоровья   к   основной   медицинской   группе. Учащимся   были   предложены   тесты,   характеризующие   координационные   способности ребенка.   Данные   тесты   направлены   на   определение   точности   и   быстроты   координации движений школьников в период общей неустойчивости и изменчивости погоды, повышенной геомагнитной активности, укороченного светового дня и продолжительных темных суток (декабрь) и заметного увеличения дневного времени (март). Тестирование проводилось два раза в неделю по тестам, разработанным В.И.Ляхом [13]. (приложение) 2 Результаты исследования Результаты исследования показали, что в период сезонного перехода от осени к зиме (декабрь)   у   подростков,  проживающих   в   условиях   Крайнего   Севера,   наблюдаются   более низкие   резервные   возможности   организма,   чем   от   зимы   к   весне   (март),   о   чем свидетельствуют результаты проведенного педагогического тестирования и анкетирования. В ходе анализа данных установлено, что показатели результатов челночного бега в период   сезонного   перехода   от   осени   к   зиме   характеризуются   низкой   динамикой,   о   чем свидетельствует прирост в абсолютном значении всего на 0,1 секунды. Наилучший результат времени   челночного   бега   и   у  девочек   и   у   мальчиков   наблюдается   на   3  и   4   занятиях,   в наиболее комфортный климатический период с 12 по 16 декабря (приложение 3). В период сезонного перехода от зимы к весне в целом отмечается отрицательная динамика показателей, что свидетельствует о улучшении значений результатов челночного бега. Прирост   в   абсолютном   значении   за   март   составляет   0,6   секунд.   По   сравнению   с декабрем прирост в абсолютном значении составил 0,7 секунд. Отмечается отрицательная  динамика бега к медицинболам, что свидетельствует о тенденции  к улучшению  значений  результатов.  Среднегрупповой  прирост  показателей  по абсолютному   значению   в   зимне­весенний   период   количественно   превышает соответствующего   прироста   в   осенне­   зимний   период.   Следует   отметить,   что   лучший средний результат времени бега к медицинболам в декабре отмечается у девочек на 3 и 4 занятиях, у мальчиков – на 3 занятии, что соответствует комфортному климатическому периоду в декабре  с 12 по 16 декабря (приложение 4).  В марте наблюдается достаточно стабильное улучшение результата. Показатели   быстроты   перестройки   двигательных   действий   в   условиях   внезапного изменения обстановки (бег к пронумерованным медицинболам)   в марте по сравнению с декабрем   улучшились   в   среднем   на   1,0   секунду.   Результаты   марта   отличаются стабильностью, без резких скачкообразных изменений которые наблюдались в декабре. Результаты   теста   на   быстроту   реакции   (отпускание   палки)   в   период   сезонного перехода   от   осени   к   зиме   характеризуются   низкой   динамикой   –   прирост   в   абсолютном значении всего на 1 секунду.  3 В марте наблюдается увеличение быстроты реакции значительно – до 5 см. Точность реакции детей на движущийся объект превысил все ожидания. Мартовские результаты в среднем   оказались   в   4   раза   лучше   чем   в   декабре,   показатели   у   отдельных   учащихся улучшились даже до 8 раз. Способность   к   согласованию   движений   (упор   присев   –   упор   лежа)   изменилась незначительно за зимне ­ весенний и осенне ­ зимний период. В среднем   и в декабре и в марте увеличение произошло на 0.7 условных единиц. По сравнению с декабрем в марте увеличение произошло всего на 0.2 условных единиц. Таким   образом,   результаты   педагогического   тестирования   обоих   групп   учащихся показали увеличение двигательной активности школьников в период увеличения светлого времени суток (март), что позволяет утверждать о влиянии на координационные способности ребенка периодов сезонного перехода. Методом анкетирования детей, их родителей было установлено, что в ноябре­декабре у   подростков   часто   отмечались   плохое   самочувствие,   сонливость,   утомляемость,   общая слабость, головные боли, снижалась острота зрения и значительно снижалась концентрация внимания. Родители учащихся подчеркнули, что жалобы на плохое самочувствие учащались с учащением резких перепадов температуры внешнего воздуха, атмосферного давления, с резким увеличением силы ветра, а также в дни с повышенной геомагнитной активностью. Также   в   анкетах   отмечалось,   что   немаловажное   значение   для   самочувствия   подростков имела длина светового дня. 94.5% опрошенных заявили, что с увеличением светового дня общее самочувствие гораздо улучшается, прибавляются жизненные силы. Резюме В соответствии с целями исследования был проведен педагогический эксперимент, в результате   которого   получены   данные,   характеризующие   двигательные   способности подростков 10­11 лет в различные сезонные переходы. Проведенные   исследования  позволяют   сделать  вывод,   что  существует   взаимосвязь между   двигательными   способностями   детей   и   параметрами   климатических   сезонов. Установлено,   что   в   осенне­   зимний   период,   от   короткой   ночи   к   длинной,   показатели координационных способностей подростков ниже, чем в зимне­ весенний период, от длинной ночи к короткой. Также   установлено,   что   снижение   показателей   координационных   способностей происходит   при   резком   изменении   значений   температуры,   атмосферного   давления,   при понижении относительной влажности воздуха, резкого увеличении или уменьшения скорости ветра (приложения 1,2,7). 4 Выводы В результате изучения взаимосвязи координационных способностей подростков 10­11 лет,  проживающих   в   условиях   Крайнего   Севера,   от   различных   сезонных   переходов  мы пришли к следующим заключениям: 1.  Резкое   снижение   температуры   окружающего   воздуха   и   атмосферного давления   способствует   ухудшению   координационных   способностей   подростков.  При резком понижении атмосферного давления кровь стремится к периферийным отделам, в частности к сосудам и капиллярам поверхностных слоев кожных покровов, что способствует изменению поступления кислорода в ткани [21, 22], в том числе и в головной мозг, тем самым   страдает   вегетативная   система   организма   и   ухудшаются   координационные способности детей. 2.  Снижение температуры воздуха и рост атмосферного давления за короткий промежуток времени влияет на координационные способности детей. Резкое увеличение атмосферного   давления   является   причиной   сжатия   кровеносных   сосудов   и   уменьшения просвета тока крови. Тем самым частота сердечных сокращений резко увеличивается, что влечет повышение энергетических затрат организма и уменьшение эффективности работы сердца   подростков   [10].  Таким   образом,   силовые  и   координационные   способности подростков ухудшаются. 3.  Резкое   увеличение   температуры   воздуха   и   уменьшение   атмосферного давления отрицательно сказываются на координационных способностях подростков. Вместе   с   тем   резкое   понижение   атмосферного   давления   воздуха   способствует перераспределению   кровотока:   кровь   стремится   к   периферийным   отделам,   к   сосудам   и капиллярам поверхностных слоев кожных покровов, в том числе и к сосудам головного мозга. Данные факторы, накладываясь, способствуют сбою вегетативной системы организма, следовательно, ухудшаются координационные способности подростков. 4.  Увеличение  температуры  воздуха  и увеличение  атмосферного  давления  за относительно короткий промежуток времени влияют на координационные способности детей.  Увеличение   температуры   воздуха   и   резкое   увеличение   атмосферного   давления способствуют   увеличению   частоты   сердечных   сокращений   [10,   22],   уменьшению эффективности   сердца   и,   происходит   ухудшение   силовых   и координационных способностей детей.   следовательно, 5. На координационные способности детей отрицательно влияет полярная ночь. В   темное   время   суток   замедляются   процессы,   происходящие   в   организме,   организм настраивается   на   «зимнюю   спячку»,   что   естественно   отрицательно   сказывается     на координационных способностях подростков. Заключение Динамика   двигательных   способностей   подростков   10   ­   11   лет,   проживающих   в условиях Крайнего Севера, имеет выраженный сезонный характер. Сезонная   зависимость   координационных   способностей   нами   отмечена   в   период сезонного перехода от осени к зиме в сравнении с периодом сезонного перехода от зимы к весне. В период сезонного перехода от осени к зиме (декабрь) отмечаются резкие перепады значений климатических факторов (температуры воздуха, атмосферного давления, ветра, др.), в сезонный переход от зимы к весне (март) подобных перепадов меньше (приложения 1,2). Сезонный переход осень­зима характерен коротким световым днем, переход зима­весна – длинным. Все это объясняет полученные результаты. Однако чтобы получить достоверную картину   сезонной   зависимости   координационных   способностей   подростков   необходимо проводить   исследование   в   течение   года   и   делать   выводы   о   проявлениях   сезонной зависимости   по   сравнению   переходных   периодов   осень­зима   и   зима­весна   с   различными сезонами года (весна, лето, осень, зима). 5 Результаты исследования указывают на более значительное напряжение механизмов адаптации и снижение резервных возможностей у подростков 10­11 лет в условиях Крайнего Севера в период сезонного перехода осень­зима. Обобщая результат, можно предположить, что в период сезонных переходов у подростков 10­11 лет наблюдается срыв механизмов регуляции на вегетативном уровне. Следовательно,   проведение   учебных   занятий   в   школе,   в   том   числе   и   физической культуры   невозможно   без   учета   сезонной   зависимости   адаптационных   возможностей организма. Полученные   данные   ставят   серьезные   задачи   дальнейшего   изучения   всех   аспектов данной проблемы, необходимости разработки   корригирующих мероприятий, направленных на   сохранение   здоровья,   повышения   уровня   координационных   способностей   детей   в условиях Крайнего Севера. ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Оборудование и процедура тестирования Педагогическое тестирование проводилось по следующим тестам: Челночный бег (4х9) в исходном положении лицом вперед. 1. Оборудование: секундомеры, фиксирующие десятые доли секунды; ровные дорожки длиной 9 м, ограниченные двумя параллельными чертами; за одной чертой – два кубика. Процедура   тестирования.   По   команде   «На   старт!»   испытуемый   становится   в положение высокого старта у стартовой черты. Когда он приготовился, следует команда «Марш!». Испытуемый бежит с максимальной скоростью дистанцию равную 9 м до другой черты, берет кубик, лежащий за линией, возвращается назад, кладет кубик за стартовую линию, снова бежит 9 метров, берет второй кубик и, держа его в руке, финиширует. Тест закончен.  Результат – время бега 4х9 в секундах (показатель скорости). Общие   указания.  В   беге   могут   участвовать   двое   испытуемых.   Не   засчитывается попытка, если испытуемый не взял кубик. Бег к пронумерованным медицинболам. 2. Оборудование:  5   медицинболов   (по   3   кг),   1   медицинбол   (4   кг),   секундомер, измерительная лента, мел. Процедура тестирования. Испытуемый стоит перед медицинболом (4 кг). Позади него на расстоянии 3 м лежат 5 медицинболов по 3 кг на расстоянии 150 см друг от друга в кружках с четко пронумерованными цифрами от 1 до 5, но не в последовательности. Как только   учитель   называет   цифру,   ученик   поворачивается   и   бежит   к   соответственно пронумерованному медицинболу, касается его и бежит назад к 4­килограммовому мячу. 7 Как   только   он   касается   4­килограммового   мяча,   учитель   называет   новую   цифру. Упражнение   заканчивается,   если   ученик   три   раза   подбежит   к   соответственно пронумерованному мячу и после этого коснется 4­килограммового медицинбола.    Результат  –  время   от   названия   первой   цифры   до   последнего   касания   4­ килограммового мяча.    Общие   указания.   После   объяснения   и   показа   ученик   выполняет   одну   зачетную попытку. После выполнения задания порядок расположения 3­килограммовых мячей для каждого нового испытуемого меняется. 3.  Отпускание палки – реакция. Оборудование: пронумерованная в сантиметрах гимнастическая палка. Процедура тестирования. Учитель держит пронумерованную гимнастическую палку вертикально за верхний конец на вытянутой руке. Ученик держит открытую кисть около нижнего конца палки. Через 1­2 секунды учитель отпускает палку, а испытуемый должен ее как можно быстрее поймать (сжать кисть).  Результат­  среднее расстояние (в сантиметрах) из трех попыток от нижнего края палки до места хвата учащимися со стороны мизинца. Упор присев – упор лежа. 4. Оборудование: секундомер. Процедура тестирования.  Испытуемый принимает и.п. – основная стойка, затем – упор присев, потом – упор лежа, снова – упор присев и, наконец, и.п. Результат  –  количество  очков  за  10  с:  по  возвращении   тестируемого   в  и.п.  ему засчитывается 1 очко; каждая из четырех фаз упражнения составляет ¼ очка. 8 Приложение 1 Характеристика погодных условий города Новый Уренгой декабрь 2009 года январь 2010 года 9 10 Характеристика погодных условий города Новый Уренгой февраль 2009 года март 2010 года Приложение 2 11 ФИО   4А   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 девочки мальчики среднее  значение   ФИО     4 Б 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Приложение 3 Результаты челночного бега Декабрь 2009г. 4* 2* 11,8 11,5 12,4 12,1 11,8 11,7 10,8 11,1 11,7 11,1 12,1 12,0 11,3 11,6 10,8 10,8 12,0 10,9 11,9 12,0 12,0 12,3 12,0 10,9 11,1 11,4 11,4 11,4 11,4 12,2 11,5 14,0 12,0 11,6 11,5 11,5 3* 11,7 12,2 11,9 11,2 11,4 11,9 11,2 10,6 11,5 11,9 12,1 10,8 11,5 11,5 12,2 13,0 11,8 11,5 Март 2010 г. 5* 11,6 12,0 12,0 10,9 11,9 12,2 10,8 10,7 11,4 11,6 12,3 10,8 11,7 11,4 12,1 12,9 11,8 11,5 1* 11,1 11,3 11,2 10,9 11,0 11,4 11,0 10,5 11,3 11,7 11,5 11,0 11,2 11,0 11,4 11,4 11,3 11,1 2* 11,2 11,0 11,3 10,9 11,0 11,5 11,1 10,6 11,4 11,6 11,6 10,8 11,0 11,2 11,5 11,6 11,3 11,1 3* 10,9 11,1 11,0 11,0 10,9 11,3 10,9 10,4 11,2 11,4 11,4 10,8 11,0 11,1 11,6 11,3 11,2 10,9 4* 11,0 10,8 11,1 10,8 10,8 11,3 10,8 10,5 11,0 11,4 11,4 10,7 10,9 11,1 11,3 11,4 11,2 10,9 5* 10,9 10,9 11,0 10,7 10,9 11,3 10,8 10,3 10,8 11,3 11,5 10,7 11,0 11,0 11,1 11,3 11,1 10,9 1* 11,7 11,2 11,4 11,2 11,2 11,9 11,7 10,7 12,4 11,9 11,9 11,2 11,2 11,2 12,3 12,2 11,8 11,4 11,6 11,8 11,7 11,6 11,6 11,2 11,2 11,1 11,0 11,0 3* Декабрь 2009г. 2* 4* 11, 11 1 12 11 13 11 12 12 11 11 11 11 11 12 12 13 10 12 9,8 11 11 11 11 12 12 12 11, 3 11 10, 1 10, 7 10, 6 10, 7 10, 7 12 11, 5 12 1* 11,3 13,8 11,8 11,2 10,7 11,2 10,3 11,4 10,6 12,3 12 12,4 5* 11 12 13 11 10 11 11 11 11 12 11 13 1* 10,8 11,8 10,7 11 10 10,3 10,2 10,5 10,3 11,7 10,9 11,4 2* 11 12 11 11,9 3* 10,7 Март 2010 г. 4* 10, 6 11, 5 10, 4 10, 4 9,7 10,3 10,7 9,8 11 9,8 10 10 10 10 11 11 12 10,2 10,1 10,6 10,2 11,4 10,8 11 10, 2 10 10, 6 10, 4 11, 7 10, 6 11, 2 5* 10,5 11,4 10,4 10,3 9,6 10 10,1 10,4 10,2 11,8 10, 6 11 12 13 14 15 16 девочки мальчики среднее  значение 12 11,2 12,5 12,2 12,1 11,4 11,7 12 11 12 12 12, 1 11, 3 11, 6 12 11 12 12 11,8 10,9 11,3 11, 9 11, 9 12, 1 11, 7 11, 9 10, 9 11, 3 12 12 12 11 11, 8 11, 1 11, 4 11,5 11 11,9 11 11,3 10,6 10,9 11 11 12 11 11, 2 10, 5 10, 8 11,1 11 11,1 10,5 11,8 10,9 11,1 10,5 10,8 10, 6 11, 7 10, 8 11, 1 10, 4 10, 7 10,4 11,8 10,8 9,6 10,3 10,0 * Порядковый номер занятия месяца; Единица измерения: с (время бега 4х9 в секундах). 13 Результаты бега к пронумерованным медицинболам  Приложение 4 Март 2010 г. 4* 10 3* 9,4 2* 9,3 9,3 8,7 10 9 8,6 9,9 1* 10,1 9,5 9 10 9,6 9,5 9,3 10,7 11 9,5 9,2 10 9,5 9,7 9 10 9,5 10, 9 9 9,3 9,8 9 10 10,1 10 10 7,7 8,7 7,5 7,7 10,2 11 10,1 9,9 10, 3 9,7 8,5 9 9,4 9,7 9,5 10 5* 9,3 8,9 8,7 9,8 9,4 10,5 8,9 9,1 9,6 8,8 10,2 7,2 10 10,1 8,6 8,7 8,8 8,8 10, 1 10 10, 6 8,7 9,1 9,5 8,9 10, 1 7,3 10 10, 2 8,3 8,6   ФИО 4А 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 0 1 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1* 10,9 12,2 8,6 10,7 9,5 11,7 9,8 9,8 11,6 10,1 11,2 9,8 11 11,8 12,3 11,8 3* 11 8,8 12 10 11 9,1 10 Декабрь 2009г. 4* 2* 10, 9,4 3 10, 7 9,8 10, 6 10, 7 11, 4 9,5 9,6 9,5 8,8 10 11 12 10 10 9 12 10 11 12 10 11 5* 10 9,8 9,6 10 11 12 8,8 9,7 12 9,7 12 11 11 12 11 14 11 7,8 12 12 9,5 8,5 10, 9 7,3 11, 9 12, 1 8,9 8,6 9,8 10, 3 10, 0 девочки мальчики среднее  значение 11,2 11,7 10,4 10,4 10,8 10,0 10,8 11,2 10,2     ФИО 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 4 Б Декабрь 2009г. 4* 2* 12 10,6 10,2 8,6 10,5 10 10,8 8,3 8,3 7,2 8,7 9,1 8,8 8,1 9,1 8,3 10,7 11 10,6 10 10,2 10 10 10,1 3* 12 11 9,8 7,9 8,3 7,7 8,6 8,3 11 10 9,5 9,6 1* 10,9 14,1 12,1 12,6 10,1 12,1 11,4 11,4 12,1 11 12,5 12,1 12 12 8,8 11 10, 3 10, 1 10, 2 5* 11 11 11 9,1 9,1 9,2 9,6 9,2 10 12 12 9,8 9,7 9,5 9,7 9,5 9,7 9,5 9,4 9,4 9,4 9,1 9,5 9,3 9,2 9,3 9,2 Март 2010 г. 4* 10,7 8,5 10 8,4 7,2 7,7 8 8,3 9,8 9,9 9,4 9,8 3* 10,5 8,6 9,6 8,5 7,9 8 8,5 8,2 9,2 9,8 9,7 9,5 2* 11 9,2 9,9 8,7 7,9 8,8 8,9 8,3 9,7 9,9 9,5 9,6 1* 10,7 9 9,8 9 8 8,7 8,8 8,5 9,5 10 9,9 10 5* 11 8,6 10,1 7,8 7,3 7,8 8,1 8,7 9,6 10 9,5 9,7 14 13 14 15 16 девочки мальчики среднее  значение 10,5 9,7 13,3 10,4 11,4 11,9 10 8,1 13 11 10,4 9,3 9,1 9,6 12 10 10,0 9,3 8,7 10,1 12,7 9,8 10,3 9,5 9 11 12 9,4 10,7 9,8 9 9,8 11,9 9,5 10,0 9,1 9,1 9,6 12 9,4 9,8 9,1 8,9 9,5 11,3 9,7 9,8 8,8 8,8 9,5 11,4 9,3 9,7 8,7 8,7 9,6 11,3 9,5 9,8 8,8 11,6 9,8 9,6 9,9 10,2 9,5 9,4 9,2 9,2 9,2 *  Порядковый номер занятия месяца; Единица измерения: с (время от названия первой цифры до последнего касания 4­килограммового мяча). 15 Результаты теста на отпускание палки Приложение 5 2* 12 8 16 11 13 19 9 10 26 9 5 29 15 21 15 14 3* 13 15 7 7 23 20 4 6 27 5 7 15 17 22 20 21 Март 2010 г. 4* 7 13 13 10 21 20 10 9 13 3 8 10 19 17 14 15 12, 4 12, 9 12, 6 16,8 14,3 12,3 11,9 16,8 14,5 Декабрь 2009г. 2* 4* 3* 31 30 30 25 30 32 36 29 32 22 28 33 29 33 27 31 30 32 27 23 25 35 23 25 33 26 24 36 27 31 24 33 5* 27 29 23 20 29 34 19 23 29 20 19 27 29 29 28 30 1* 15 22 22 12 23 23 7 14 19 8 4 30 17 19 13 20 29 31 29 27 31 33 24 25 30 24 18 30 26 32 29 29 29,3 29,4 27,3 26,4 16,3 27,5 30,4 28,6 25,5 17,3 28,4 29,9 27,9 25,9 16,8 Декабрь 2009г. 4* 3* 2* 28 31 26 24 27 32 23 25 24 30 30 25 27 25 23 30 27,1 26,7 29 29 27 27 26 28 21 24 27 26 29 26 29 27 28 31 28,0 26,4 27,1 22 27 30 24 25 25 26 24 29 27 29 21 24 22 27 27 25,3 25,8 25,6 Март 2010 г. 2* 8 9 13 6 9 4 4 6 8 10 23 12 9 4 14 13 12,1 7,4 3* 10 9 7 10 7 7 3 6 7 9 8 5 11 7 12 12 9,1 7,3 4* 9 8 10 11 3 6 7 12 12 11 3 10 8 7 14 5 8,3 8,7 1* 10 14 6 8 12 10 5 12 18 12 10 8 10 15 19 10 12,0 10,6 11,2 9,5 8,1 8,5 5* 29 30 22 21 29 30 23 26 25 30 27 25 23 23 30 28 26,6 26,1 26,3   ФИО 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 4А девочки мальчики среднее  значение   ФИО 4Б 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 девочки мальчики среднее  значение 1* 28 34 28 26 22 34 22 20 35 27 27 35 28 30 22 36 30, 0 26, 8 28, 4 1* 26 30 24 22 30 31 22 26 18 32 34 23 21 23 24 36 27,6 25,4 5* 5 10 12 10 17 8 12 5 12 7 15 13 13 15 4 12 11,4 9,9 10,6 5* 7 9 13 5 5 4 12 9 11 9 5 13 8 4 10 7 8,0 8,3 8,2 26,4 26,9 * Порядковый номер занятия месяца; Единица измерения: см (среднее расстояние из трех попыток от нижнего края палки до места хвата учащимися со стороны мизинца). 16 ФИО 4А 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 девочки мальчики среднее  значение   ФИО 4Б 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 девочки мальчики среднее  1* 4,5 5,7 5 5,2 5 5,2 5 5,2 5 5,2 5 5 4,5 4,7 5 5,2 5 5 6,2 5 5 5,5 4,5 5 5,2 5,1 5,1 1* 4,75 5 4,5 5 6 5,25 5 5 6 5 5 4,75 4 4,75 4,5 5 4,7 5,2 5,0 5,3 5,3 5,3 5,3 5,3 5,3 4 5,5 4,8 5,5 5,3 5,5 5 5,3 5,1 5,3 5,2 5,5 5,5 5 5,25 5,3 5,5 5,3 5,5 4,8 5,3 5,3 5 5,3 5,5 5,3 5,5 5,2 5,3 5,3 5,5 5,5 5,75 5,5 5,25 5,75 5 6,5 5,5 5,25 5,25 5,5 5,5 5,5 5,5 5 4,8 5,5 5,5 6,3 6,5 6 6 5,3 6,8 5,3 5,3 5,3 5,8 5,7 5,5 5,6 Декабрь 2009г. 4* 2* 5,5 4,8 5,3 5,5 6 6 5,5 6 6 5 5 5 4,8 5 4,8 5,5 5,0 5,6 5,3 3* 6,3 4,8 6,8 6,3 6,3 6,3 5,8 6,5 6,3 5,5 5,3 4,5 5,5 6 4,3 5,8 5,3 6,1 5,7 6 5 6,5 5,75 6 5,5 5,5 6 6,25 5,75 5,25 5 5,25 5,25 4,5 6 5,3 5,8 5,6 Результаты теста «Упор присев – упор лежа» Приложение 6 Декабрь 2009г. 4* 5,5 5,25 3* 5,3 5,5 2* 5,5 5,3 5* 5 5,5 1* 4,75 6 Март 2010 г. 2* 5,8 5,5 5,8 5,5 5,5 5,5 5,5 5,5 4,5 5,8 5 5,8 5,3 5,8 5 5,50, 4,6 5,6 3* 5,5 5,75 4* 5,75 5,5 5* 5,5 5,75 5,75 5,5 5,75 5,25 5,75 5,5 5,75 5,5 5,75 5,75 5,75 5,75 5,5 6 5 5,5 5,5 5,5 5,25 5,75 5,5 5,75 5,5 5,7 5,75 5,75 5,75 6 5 6,75 5,75 5,75 5,5 5,75 5,8 5,7 6,25 6,75 6 6 5,5 6,75 5,5 6 5,5 6 5,9 5,9 5,5 5,5 5,5 5,5 5,25 4,75 5 5,5 5,5 6,5 5,5 5,75 5 5,25 5,5 5,3 5,4 5,1 5,6 5,7 5,9 5* 5,8 5 6,3 6,3 6 5,3 6 6,8 6 6,8 5 5 5,5 6 4,8 6 5,6 5,9 5,8 1* 5 5,25 4,75 5,5 6,25 5,5 5,5 5,5 6,25 5,25 5,25 5 4,25 5 4,75 5,25 5,0 5,5 5,3 Март 2010 г. 2* 5,8 5,3 5,5 5,8 6,3 6,3 5,5 6,3 6,3 5,3 5,5 5 5 5,3 4,8 5,8 5,2 5,9 5,6 3* 6,5 5 6,75 6,5 6,5 6,5 6 6,75 6,5 5,75 5,5 4,75 5,75 6,25 4,5 6 5,5 6,3 6,0 4* 6 5,25 6,5 6 6,5 5,75 5,75 6,25 6,5 5,75 5,5 5,25 5,5 6,25 4,5 6 5,5 6,1 5,8 5* 6,5 5,25 6,5 6,5 6,5 5,75 6,25 6,75 6,5 6,5 5,25 5,25 5,75 6,25 5 6 5,7 6,3 6,0 17 значение * Порядковый номер занятия месяца;  Единица измерения: количество очков за 10 с (по возвращении тестируемого в и.п. ему засчитывается 1 очко; каждая из четырех фаз упражнения составляет ¼ очка). 18 Приложение 7 Анкета для учащихся по теме «Влияние погодных условий на самочувствие» 1. Ф.И.О._____________________________________________________ 2. Год рождения_______________________________________ 3. Класс_______________  Внимательно прочитайте с 1 по 9 и 11 вопросы. Ответьте на них «да»,  или «нет». 1. Часто   ли   у   Вас   бывает   плохое   самочувствие,   сонливость,   утомляемость, общая слабость?  2. Часто ли у Вас бывают головные боли? 3. У Вас было ощущение снижения остроты зрения? 4. Замечаете ли Вы снижение концентрации внимания? 5. Бываете   ли   Вы   беспричинно   нервозны   и   раздражительны   или   Вас беспричинно посещает чувство внутреннего беспокойства? 6. Возникает ли у Вас состояние усталости или депрессии? 7. В   какие   месяцы   наиболее   часто   проявляются   вышеназванные   симптомы? Поставьте   возле   соответствующих   месяцев   номера   вопросов,   на   которые   Вы ответили «да».  Ноябрь_______________ Декабрь_______________ Январь________________ Февраль_______________ Март_________________ 8. Замечали   ли   Вы,   что   Ваше   самочувствие   каким­то   образом   зависит   от погодных условий?  9. Подчеркните, на что больше всего реагирует Ваш организм: резкие перепады температуры   внешнего   воздуха;   резкие   перепады   атмосферного   давления; резкое   увеличение   силы   ветра;   повышенная   геомагнитная   активность,   другое (назовите, что). 19 Приложение 8 УРОКИ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ УРОК 1.  Задачи:   повысить   функциональные   возможности   организма   школьника, формировать специальные умения по ориентированию в пространстве. Вводная часть (10мин.) Построение, сообщение задач урока.  Упражнения в ходьбе: ходьба, высоко поднимая колени и немного наклоняясь вперед;  на носках, руки в стороны, сохраняя  равновесие;  в полуприседе, руки за голову, в положении правильной осанки. Упражнения в беге: равномерный бег в среднем темпе, в процессе которого учитель дает рекомендации по управлению дыханием, постановке стоп ног; обегание предметов; изменение темпа бега по звуковому и зрительному сигналу; по сигналу бег врассыпную и в колонне. Общеразвивающие   упражнения   (ОРУ)   с   использованием   гимнастической скамейки: 1) и.п. – упор сидя сзади, ноги на скамейке; 2) и.п. –  упор лежа, руки на скамейке; 1­2 – сгибание  рук, правая (левая) назад; 3) и.п. стоя на скамейке, наклоны вперед, руки на линии наклона до касания руками скамейки; 4) и.п. – упор сидя на скамейке, ноги вместе прямые; 1­3 – поднимать ноги и держать; 5) и.п. – стоя, скамейка между ногами; прыжок на скамейку и 4 прыжка на обеих ногах. Основная часть (32 мин.) Полоса препятствий. 1) ходьба по гимнастической скамейке, перешагивание через мячи; 2) перенос  двух мячей, положенных друг на друга, на расстояние 4  м (без падения мячей); 3) подлезание под двумя барьерами произвольным способом, 2 раза; 4) прыжки с «кочки на кочку» ­ с ноги на ногу на расстоянии 4 м; 5) переползание по «пластунски» на расстояние 3м; 6) прыжок через «ров» ­ перепрыгивание через полосу, ограниченную двумя линиями, произвольным способом; Игра «Перестрелка».  20 Играющие делятся на две равные команды, каждая из которых произвольно располагается в своем городе на одной половине   площадки (от средней линии до коридора).   В   ходе   игры   нельзя   заходить   на   половину   противника.   Руководитель подбрасывает волейбольный мяч в центре, между капитанами, и те стараются отбить его своим игрокам. Задача каждой команды – получив мяч, попасть им в противника, не заходя за среднюю черту. Противник увертывается от мяча и, в свою очередь, пытается осалить мячом игрока противоположной команды. Осаленные мячом идут за линию плена на противоположную сторону (в коридор). Пленный находится там до тех пор, пока его не выручат свои игроки (перебросив мяч без касания стены или земли). Поймав мяч, пленный перебрасывает его в свою команду, а сам перебегает из коридора на свою половину поля. Побеждает команда, у которой после 10­15 мин игры в зоне полевых окажется больше выбитых игроков. Игра заканчивается досрочно, если все игроки одной из команд оказались в плену. Заключительная часть (3мин). Игра на внимание «Класс!»  Учитель дает детям задание, и они его выполняют, если услышат разрешающую команду «Класс!». Например, «Класс, кругом!» дети должны повернуться кругом, а если   учитель   сказал:   «Кругом!»,   то   задание   не   выполняется.   Тот,   кто   был невнимателен, делает шаг вперед. УРОК 2.  Задачи:   развить   пластику   движений,   координацию,   внимание;   определить влияние музыки на работоспособность и эмоциональное состояние детей. Вход   в   спортивный   зал   под   музыку   (вальс).   Построение,   сообщение   задач Вводная часть (10мин.) урока.  Общеразвивающие упражнения (ОРУ) в движении.  Ходьба (звучит музыка различного характера). Школьники должны двигаться в соответствии с тем, как они слышат и чувствуют музыку: 1­4 ­на носках, руки вверх; 5­8 – на пятках, руки в стороны; первый шаг – руки перед собой, второй шаг – руки в стороны, третий шаг ­ руки перед собой, четвертый шаг – руки в стороны. Бег   с   заданием:   «змейкой»,   приставным   шагом,   изменение   темпа   бега   под меняющуюся  музыку. Прыжки с подниманием коленей и с продвижением вперед. Мини­аэробика   (современная   музыка),   самостоятельное   выполнение упражнений. Обратить внимание на правильность выполнения упражнений.   21 Основная часть (30 мин.) Игра «Гонка мячей по кругу». Учащиеся остаются в кругу, можно построиться в   два   круга   в   зависимости   от   количества   занимающихся.   Каждой   команде   дают набивной мяч, включают музыку. Игроки должны передавать мяч под музыкальное сопровождение   по   часовой   стрелке;   учитель   выключает   музыку,   и   тот   ученик,   у которого в руках мяч, выполняет 10 сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа, затем снова включается в игру. Выигрывают ученики, которые ни разу не выбывали из игры, а   «серебряными   призерами»   становятся   те   учащиеся,   которые   больше   всего   раз выходили из круга выполнять задания. Игра «Кто быстрее?».  Учащиеся повторяют движения, которые показывает ведущий под музыкальное сопровождение. Как только музыка затихла, дети должны присесть. Последний по времени из присевших становится ведущим. Повторить 4­6 раз. Можно менять задания, выполняемые в момент прекращения звучания музыки (замереть в позе, взяться за руки в паре, лечь на живот и т.д.). Игра «Мы йоги». Выполнить несколько поз силового характера (равновесие на одной ноге, «пистолет», сед углом, стойка на одной ноге, другая согнута в колене и т.д.) Учитель засекает время, на фиксацию каждой позы дается 20 сек. Побеждает тот, кто правильно выполнил и удержал позу до сигнала. Упражнения   на   растягивание,   расслабление,   дыхательная   гимнастика   под Заключительная часть (5мин). музыкальнее сопровождение. УРОК 3.  Задачи:   развить   силовые   и   скоростные   качества,   ловкость,   умение преодолевать трудности. Вводная часть (10мин.) Построение, сообщение задач урока.  Упражнения в ходьбе: ходьба на носках, на пятках, перекатами с пятки на носок, высоко поднимая колени; спортивная ходьба.  Упражнения   в   беге:   бег   с   высоким   подниманием   бедра,   с   захлестыванием голени, с прямыми ногами вперед, толчками, с изменением направления и скорости, с поворотом на 180 и 360 градусов, в среднем темпе. ОРУ с использованием набивного мяча: и.п.­  основная стойка, мяч в руках; 1) Стойка: ноги вместе, мяч внизу. Подняться на носки, мяч вверху. 2) Стойка: ноги вместе, мяч внизу. Левую ногу назад на носок, мяч вверху. 3) Стойка: ноги вместе, мяч вверху. Сгибание и разгибание рук с мячом. 4) Стойка: ноги вместе. Сгибание и разгибание рук с мячом перед грудью. 22 5) Стойка: ноги шире плеч, мяч в левой руке. Перевод мяча с руки на руку вокруг шеи. 6) Стойка: ноги вместе, мяч перед грудью. Наклон вперед, мяч вверх. 7) Стойка:   ноги   шире   плеч,   мяч   вверху.   Наклон   вперед­вниз,   мяч   между ногами («дровосек»). 8)  Стойка: ноги на ширине плеч, мяч вверху. Наклоны туловища в стороны. Основная часть (30 мин.) Круговая тренировка. 1­я станция. И.п. – партнеры стоят лицом друг к другу на расстоянии 3м. Быстрая передача и ловля мяча. 2­я   станция.   И.п.   –   стоя   лицом   к   стене   на   расстоянии   2­3м.   Руки   с баскетбольным   мячом   вверху   за   головой.   В   быстром   темпе   броски   мяча   двумя руками из­за головы в стену с последующей ловлей его. 3­я   станция.  И.п.   –   стойка   ноги   врозь,   руки   в   стороны   –   наклон   вперед. Вращение прямых рук в вертикальной плоскости, голова прямо; то же, но в руках гантели весом 1 кг. 4­я станция. И.п. ­ лежа на спине, ноги на весу врозь, руки вдоль туловища с опорой о пол. В быстром темпе сводить и разводить скрестно прямые ноги, чередуя сверху и снизу правую и левую ноги; то же из и.п. сед в упор на локтях сзади, ноги врозь. 5­я станция. И.п. – лежа на животе на полу, руки вдоль туловища, ладонями опираясь о пол. В быстром темпе прогибать спину, поднимая голову вверх. Вдох делать перед прогибанием, выдох – опускаясь на пол; то же, но руки за головой. 6­я станция. Прыжки на месте с подтягиванием коленей к груди. 3 серии по 10 прыжков. 7­я станция. Темповые прыжки на гимнастическую скамейку и со скамейки с последующим поворотом на 180 градусов и повторение упражнения. Выполнить в течение 1 мин. 8­я станция. Игра «Охотники и утки». По сигналу «охотники» начинают выбивать «уток» из круга. Каждый игрок может сам метать мяч или передать мяч для броска партнеру по команде. «Утки», бегая внутри круга, спасаются от мяча, увертываясь и подпрыгивая. Подбитая «утка» покидает круг. Игра заканчивается, когда в круге не останется ни одной «утки», после чего игроки меняются ролями. Заключительная часть (5мин). Игра «Отгадай, чей голосок?» Все играющие, кроме одного, взявшись за руки, образуют круг. В центре круга водящий с закрытыми глазами. Дети, держась за руки, идут по кругу вправо (влево) и 23 произносят: «Вот построили мы круг, повернемся разом вдруг (дети поворачиваются и идут в другую сторону). А как скажем: «Скок, скок, скок, ­ отгадай чей голосок?». Слова «скок, скок, скок» говорит один ученик по указанию учителя. Когда сказаны все слова, водящий открывает глаза и старается отгадать, кто сказал слова «скок, скок, скок» . Если не отгадает, то тот, кто говорил, становится водящим. УРОК 4.  Задачи:  развить  ловкость, совершенствовать  ведение  мяча, провести  игры и эстафеты с элементами баскетбола. Вводная часть (10мин.) Построение, сообщение задач урока.  Упражнения в ходьбе: ходьба на носках, на пятках, перекатами с пятки на носок, высоко поднимая колени, спортивная ходьба.  Упражнения   в   беге:   бег   с   высоким   подниманием   бедра,   с   захлестыванием голени, с прямыми ногами вперед, толчками, с изменением направления и скорости, с поворотом на 180 и 360 градусов, в среднем темпе. «Веселая скамейка». 1. Прыжки через скамейку с помощью рук, бег до препятствия и обратно. 2. Обежать скамейку вокруг, затем до препятствия и обратно. 3.   Прыжки   через   скамейку   с   опорой   на   руки,   добежать   до   препятствия, возвратиться обратно, проползти по скамейке. 4.   Прыжки   через   скамейку   с   опорой   на   руки,   добежать   до   препятствия   и возвратиться обратно бегом по скамейке. 5. Бег по скамейке с ведением мяча. 6. Бег рядом со скамейкой, мяч катить по скамейке. Основная часть (30 мин.) 1. Ведение малого теннисного мяча. 2. Ведение баскетбольного мяча. 3. Эстафета «Мяч соседу» (передача мяча от пола). 4. Встречная эстафета с ведением мяча. 5. Эстафета «Мяч капитану». 6. Игра «Вызов номеров». Играющие рассчитываются по порядку номеров в каждой колонне – команде. Учитель вызывает игроков по номерам, чередуя их по своему усмотрению. Каждый раз прибегавшему  к финишу первым записывается  выигрышное  очко. Побеждает команда, набравшая  большее количество победных очков. 24 Заключительная часть (5мин). Звучит музыка для выполнения упражнений по релаксации. Игра «Холодно­жарко» (психомышечная тренировка).  «Подул   холодный   ветер,   стало   холодно»:   Дети   приседают,   сжимаются   в комочек, греются; «Подул   теплый  ветер,   стало  жарко»:   Дети  расслабляются,  ложатся  на  пол, представляют себя на пляже.  Повторить 3 раза. 25 СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК «А НУ­КА, ПАРНИ!» (мероприятие по развитию координационных способностей учащихся) Приложение 9 В школе наряду с учебными занятиями по физическому воспитанию большое внимание   уделяется   различным   физкультурно­оздоровительным   и   спортивно­ массовым   мероприятиям,   которые   стали   традиционными.   Эти   мероприятия способствуют улучшению физической подготовленности, развитию координационных способностей   обучающихся,   привлечению   их   к   регулярным   занятиям   физической культурой   и   спортом,   повышению   спортивного   мастерства,   формированию коллективизма, сплоченности учащихся в учебных группах. Большой популярностью у учащихся пользуются спортивные праздники «А ну­ ка,   парни!»   и   «А   ну­ка,   девушки!».   Участвуют   в   этих   соревнованиях   сборные команды 8­11 классов. Программа соревнований утверждается директором школы и в отпечатанном   виде   раздается   классным   руководителям.   Состав   команды определяется   на   совете   коллектива   физкультуры   (5­6   человек).   Построение   всех участников  праздника  проходит  в   спортивном   зале,   далее  следуют   приветствие  и поздравление,   напоминание   основных   правил   прохождения   этапов   соревнований, жеребьевка. Программа соревнований состоит из 8 этапов: 1­й этап – Станция плавательная. Команда участников, кому выпал по жеребьевке первый номер, выстраивается на линии старта и по команде: «Внимание, марш!» (включается секундомер) бежит на первый этаж в плавательный бассейн.   Надевают купальные костюмы, спускают на воду  надувной   матрац,  один  член   команды  играет   роль  «пострадавшего»,   другие, подталкивая   матрац   сзади,   буксируют   его   к   противоположной   стороне   бассейна. Выходят из воды, переодеваются и, по команде судьи на этом этапе, продолжают бег к следующей станции. 2­й этап – Станция техническая. Участники подбегают к станции, где на полу разбросан мусор. Задача игроков –   подмести   пол,   не   оставляя   ничего   на   нем,   сложить   весь   имеющийся   инвентарь (совки, веники), построиться и, по команде судьи этой станции, продолжить бег к следующему этапу соревнований. 3­й этап – Станция технологии. Команда   игроков   продолжает   свой   путь   на   второй   этаж,   где   расположен кабинет   технологии.   В   кабинете   учитель   (он   же   судья)   предлагает   участникам команды пришить пуговицы. По окончанию работы все проверяется на прочность. 26 При положительном результате команде разрешается покинуть станцию и приступить к освоению следующей. 4­й этап – Станция русского языка и литературы. Участникам на доске написано четверостишье, с пропущенными буквами и без некоторых слов. Игроки должны правильно вставить буквы и дополнить недостающие слова. Например:                      Кто здоровье бережет,                                Тот не кур_т и не ……(пьет)                                Другу он давно сказал:                                Посещай сп_ртивный ……(зал).                                И лекарства нам не нужны,                                Если мы со спортом…….(дружим)                                Победишь любой н_дуг                                Если физкультуре ……(друг) 5­й этап – Станция математическая.   написано математическое задание, например:  Игроки   команды   забегают   в   кабинет   математики,   где   на   школьной   доске  240+320+100+180+160=? (1000);         19+ (­19) =? (0)  и т.д Судья добивается правильного решения и только тогда команда имеет право продолжить свой путь. 6­й этап – Станция художественная. В кабинете рисования игрокам дается рисунок животного (кот, собака, корова, и   т.д.),   на   котором   отсутствуют   некоторые   детали,   которые   нужно   дополнить. Участники, справившись с заданием, направляются в кабинет технического труда. 7­й этап – Станция технического труда. Юношам дается огромный гвоздь, который нужно забить и не согнуть его. По окончанию работы все бегут в спортивный зал, где поставлена полоса препятствий. 8­й этап – Полоса препятствий.   Устанавливается   она   по   всему   периметру   спортивного   зала.   Участники начинают свой путь с тоннеля, сквозь который нужно проползти по­пластунски, друг за  другом.   Затем   игроки  добегают  до  каната,  который  одним   концом   привязан  к перекладине  шведской  стенки, а другой растянут на полу. По очереди  садятся в пластмассовый таз, берутся за канат и, подтягиваясь на руках, продвигаются по полу до ориентира.  Далее с разбега преодолевают груду матов, лежащих один на одном. После этого   надевают   валенки  и,  прыгая   через  скакалку,   добегают  до   стойки.  Снимают валенки, берут клюшку с шайбой и выполняют обводку стоек. Заканчивается полоса препятствий   переносом   ведер   на   коромысле.   С   финишем   последнего   участника выключается секундомер. 27 По   окончании   прохождения   всех   этапов   соревнований   одной   командой, стартуют   следующие   игроки.   Команда­победительница   определяется     по наименьшему времени, затраченному на выполнение всех заданий. Команды, занявшие призовые места награждаются дипломами соответствующих степеней, участники – подарками, сувенирами. 28 ЛИТЕРАТУРА 1. Барчуков   И.С.   Физическая   культура   и   спорт:   методология,   теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под общ. ред. Н.Н. Маликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 528 с. 2. Вишневский   В.А.   Здоровьесбережение   в   школе   (педагогические стратегии и технологии). – М.: Изд­во «Теория и практика физической культуры», 2002. – 270 с. 3. Гаркави   Л.Х.,  Квакина   Е.Б.,  Уколова   М.А.  Адаптационные   реакции   и резистентность   организма.   –   Ростов­на­Дону:   Ростовский   университет, 1990. – 224 с. 4. Деряпа   Н.Р.   Экологические   особенности   Севера   и  Крайнего   Севера  // Экологическая физиология человека. Адаптация человека к различным климатогеографическим условиям. – Л., 1980. – С.7­18. 5. Иванов К.П. Физиология терморегуляции. – М., 1984. – 470 с. 6. Казначеев   В.П.   Экологические   аспекты   освоения   человеком   Крайнего Севера // Бюллетень СО АМН СССР. – 1981. – №6. – С.3­9. 7. Колпаков   В.В.,   Губин   Г.Д.,   Хрущев   В.Л.   Климатофизиологические аспекты   экспедиционно­вахтовой   организации   труда   //   Вид   и   его продуктивность:   мат.   четвертого   всесоюз.   совещ.   (3­7   апреля).   – Свердловск, 1984. – С.65­66. 8. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физкультурно­оздоровительная работа в школе: метод. пособие. – М.: Изд­во НЦ ЭНАС, 2006. – 184 с. 9. Куинджи   Н.Н.   В   системе   суточных   ритмов   //   Физическая   культура   в школе. – 2005. – № 4. – С. 36­38. 10.Лебедева   О.П.   Динамика   фунционального   состояния кардиореспираторной   системы   у   подростков   11­12   лет   на   Крайнем Севере   в   различные   сезоны   года   //   Физическая   культура:   воспитание, образование, тренировка. – 2002. ­ № 3. – С. 48­50. 29 11.Логвина   Т.Ю.   Влияние   факторов   внешней   среды   на   здоровье   детей дошкольного возраста // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2008. ­ № 1. – С. 8­10. 12.Лях В.И., Зданевич А.А. Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1­11 классов: учебное издание. – М.: Просвещение, 2008. – 127 с. 13.Лях   В.И.   Тесты   в   физическом   воспитании   школьников:   пособие   для учителя. – М.: ООО «Фирма «Издательство Аст», 1998. – 272 с. 14.Мазурин А.В., Григорьев К.И. Метеопатология у детей. – М.: Медицина, 1990. – 144с. 15.Малков   В.В.   Уроки   гимнастики   в   школах   Салехарда   //   Физическая культура в школе. – 2008. – № 5. – С. 24­25. 16.Николаев В.Р. Погода и самочувствие // Физическая культура в школе. – 2005. – № 3. – С. 59­62. 17.Отчет   «Научно­методическое   обоснование   организации   особо охраняемой природной территории в окрестностях г. Новый Уренгой». – Санкт­Петербург: СПГУ, 1994. – 121 с. 18.Проблема адаптации и экологии человека / Н.А. Агаджанян / под ред. В.П.Казначеева / Экология человека. – М.: Наука, 1988. – С. 93­103. 19.Сапов   И.А.,   Новиков   В.С.   Неспецифические   механизмы   адаптации человека. – Л.: Наука, 1984. – 146 с. 20.Сетко Н.П., Соснина Е.В. Адаптационные возможности организма, как критерии   нормирования   факторов   среды   обитания   у   детей   и подростков   //   Методологические   проблемы   изучения   и   оценки   био­   и нанотехнологий   в   экологии   человека   и   гигиене   окружающей   среды: материалы   пленума   научного   совета   по   экологии   человека   и   гигиене окружающей среды РАМН и Минздрава и соцразвития РФ. – М., 2007. – 237 с. 21.Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник. – М.: Советский спорт, 2008. – 620 с. 30 22.Хрущев В.Л. Здоровье человека на Севере: Медицинская энциклопедия северянина. – М.: Астра, 1994. – 507с. 23.Шеменев   А.В.   Физическая   подготовка   детей   старшего   дошкольного возраста с учетом влияния сезонных периодов Крайнего Севера: автореф. дис. ...канд.пед.наук. – Омск, 2004. – 24 с. 24.Bennett B., Howell M., Simri U. Comparative Physical Education and Sport. – Philadelphia: Lea and Febiger, 1983. – P. 77. 25.Chen H­J., Kuo C­S. Relationship between respiratiry musche function and age, sex, and other factors // J.Appl.Physiol. – 1989. – JV №2. – P. 943­948. 26.Dill. D.B.  Adaptation  to the  environment   /  D.B.  Dill,  E.E. Adolph,  C.C. Wilrer // Handbooh of the physiology. – Washington. – 1996. – P. 47­61. 27.Nudel D.B. Exercise and coronary artery . Disease risk factors in children // Pediat. Rev. and Commun. – 1988. – № 3. – P. 207­220. 28.Physical fitness of Canadian youth. // A report by Canada fitness' survey. – 1985. – P. 42­44. 29.Sport   and   phisical   education   in   Finland   //   Government   printing   centre.   – Helsinki. – 1987. – P. 50­56. 30.Stein E. Physical education in Australia. In W. Johnson // Sport and education around the world. – 1983. – .N° 4. – P. 220­253. 31.Tupu Dr. Schulsport in der CSRR // Sportunferricht. – Schorndorf. – 1992. – № 12. – P. 504­506. 31

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ ОТ СЕЗОННЫХ ПЕРЕХОДОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2018