Индивидуальное здоровье –
Профессиональное здоровье педагога –
Основные составляющие индивидуального здоровья педагога (с позиции педагогической деятельности)
ФИЗИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ
СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ
отсутствие патологических изменений в организме при наличии способностей и возможностей человека к хорошей адаптации к изменяющимся условиям среды;
является носителем информации и примером поведения;
состояние организма, определяемое показателями здоровья, характеризует степень утомляемости, работоспособности, что напрямую свидетельствует о качестве профессиональной деятельности педагога.
ФИЗИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ
Основные составляющие индивидуального здоровья педагога (с позиции педагогической деятельности)
ОРГАНЫ ЗРЕНИЯ
СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ
Основные составляющие индивидуального здоровья педагога (с позиции педагогической деятельности)
ЗАБОЛЕВАНИЯ
Факторы риска заболеваний
органов зрения
нарушение освещения
при зрительных нагрузках
работа, требующая высокой степени сосредоточения
длительная работа с источниками информации
без надлежащего режима отдыха
Снижение риска возникновения заболеваний органов зрения
работать необходимо при достаточном освещении;
расстояние между глазом и рабочим местом должно быть равно «вытянутой руке»;
не читать в транспорте;
периодически выполнять зрительную гимнастику;
нормировать режим работы и отдыха органов зрения.
Факторы риска заболеваний
сердечно-сосудистой системы
нарушение стабильного режима сна, питания, труда и отдыха
высокая степень нервно-психического напряжения
недостаточная программа профилактики заболеваний
Снижение риска возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы
стараться ложиться спать и просыпаться в одно и то же время (сон не менее 6–8 часов);
употреблять меньше легкоусвояемой пищи (полуфабрикаты, хлебобулочные изделия, кондитерские изделия);
увеличить количество продуктов, обогащенных витаминами и минералами;
снизить нервно-психическую нагрузку;
следить за цифрами артериального давления.
Факторы риска заболеваний
опорно-двигательного аппарата
сидячий образ жизни
сниженная двигательная активность
длительное пребывание в вертикальном положении
Снижение риска возникновения заболеваний опорно-двигательного аппарата
выполнять утреннюю гимнастику и вечернюю прогулку на свежем воздухе;
увеличить двигательную активность (частично заменить общественный транспорт пешими прогулками);
посещать бассейн;
во время вертикального положения стараться не стоять на одном месте, а передвигаться;
не находиться длительное время в сидячем положении.
достаточная психоэмоциональная устойчивость в стрессовых ситуациях;
определяется:
- восприятием собственной жизни, - внутренней позицией в профессиональной деятельности, - отношением к собственным возможностям,- ощущением востребованности, - оценкой реализованности своих возможностей.
Основные составляющие индивидуального здоровья педагога (с позиции педагогической деятельности)
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ
постоянное оценивание со стороны людей
тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и обучающихся
высокий уровень ответственности
физическая и психологическая напряженность труда
авторитарный, репрессивный стиль управления в ОУ
неудовлетворение потребности в уважении, одобрении деятельности
нехватка или отсутствие психологической поддержки
Причины психологического дискомфорта
Факторы неблагополучного психического здоровья педагога
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ
СИНДРОМ ВЫГОРАНИЯ
Факторы неблагополучного психического здоровья педагога
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ
ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ - характерны для всех лиц, которые занимаются педагогической деятельностью.
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ - индивидуальны для каждой личности и формируются под влиянием индивидуальных особенностей личности и факторов педагогической деятельности.
Факторы неблагополучного психического здоровья педагога
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ
ПОЛИТИКА «РАВНОПРАВИЯ МЕЖДУ
ВЗРОСЛЫМ И РЕБЕНКОМ»
уважение и отсутствие насилия;
создание возможности для осознания обучающимися собственных интересов;
соблюдение и признание прав «обеих сторон обеими сторонами».
Факторы неблагополучного психического здоровья педагога
СИНДРОМ ВЫГОРАНИЯ
развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов педагога;
проходит три стадии:
1) наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов;2) снижение интереса к работе, потребности в общении; 3) полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил.
Педагог с синдромом эмоционального выгорания обусловливает развитие личностных характеристик и учебной успешности обучающегося таким образом, что ученики, обучающиеся у учителей среднего и высокого уровней выгорания, характеризуются большей тревожностью, более низкими показателями самоотношения, школьной мотивации и успеваемости.
РАБОТА НАД ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
УЛУЧШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КЛИМАТА
ОРГАНИЗАЦИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Профилактика эмоционального выгорания
возможность профессионального роста
повышение мотивации
создание благоприятных условий в процессе
рабочего дня
психологический комфорт в профессиональной группе
создание коллектива, существующего как единое целое
поддержка
развитие креативности
снижение влияния негативных факторов
снятие у сотрудников стрессовых состояний
Для укрепления психического здоровья зарубежные психологи рекомендуют:
стараться смотреть на вещи оптимистично;
стремиться побороть страх;
обязательно находить время, чтобы побыть наедине с собой;
не позволять окружающим требовать от вас слишком многого;
не делать вид, что вам нравится то, что вам на самом деле неприятно;
не оказывать слишком большое давление на своих детей;
стараться реже говорить: «Я не могу это сделать»;
использовать возможность публичных выступлений;
следить за физическим состоянием.
умение человека достигать созидательных результатов в окружении его социальной сферы;
основы социального благополучия:- уровень жизни; - качество жизни: состояние здоровья, получение обязательной медицинской помощи, обеспечение социальной защищенности.
Основные составляющие индивидуального здоровья педагога (с позиции педагогической деятельности)
СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ
ВНЕШНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
принятие норм поведения в коллективе и обществе
ощущение поддержки семьи и наличие референтной группы
адекватный набор социальных ролей и соответствие ролевым ожиданиям
высокий статус в социальной группе
ВНУТРЕННИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
соотнесенность личностной системы ценностей с общественной
сформированная социальная и профессиональная идентичность
сформированная личностная идентичность и принятие всех социальных ролей
удовлетворенность статусом
Социальное благополучие
Большая часть педагогов отмечает, что престиж педагога падает, в особенности в городских образовательных учреждениях.
Педагоги относят себя в большинстве случаев к среднему классу, при этом самооценка городских педагогов несколько ниже, чем сельских.
Проблема социального благополучия педагога заслуживает особого внимания, поскольку позволяет рассмотреть проблему в широком социальном контексте.
Основные составляющие индивидуального здоровья педагога (с позиции педагогической деятельности)
СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ
Культура здоровья педагога —
интегративное образование личности, представленное совокупностью аксиологического, технологического и личностно-творческого компонентов.
Культура здоровья педагога
высокий уровень овладения валеологическими знаниями и умениями
ценностное отношение к здоровью, здоровому образу жизни
развитая способность к рефлексии своей жизнедеятельности
направленость на сохранение, укрепление и формирование здоровья
ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни (собственному и обучающихся)
технологическая готовность педагога к ведению здорового образа жизни и осуществлению профессионально-ориентированной деятельности, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья обучающихся
деятельность педагога по сохранению, укреплению и формированию своего здоровья и здоровья детей
1
2
3
Критерии сформированности
культуры здоровья педагога
От здоровья педагога зависит здоровье подрастающего поколения и успешность образовательного процесса. Педагог является примером для обучающихся и должен демонстрировать правильное отношение прежде всего к своему здоровью, ведь от этого зависит и жизненная энергия, и успешность профессиональной деятельности.
Сохранению и восстановлению здоровья педагога в значительной степени способствует формирование положительного самовосприятия, самопринятия, самоуважения, т.е. позитивной оценки себя как способного человека, достойного уважения.
Доброжелательная обстановка, товарищеские отношения между педагогом и обучающимися, и доброе отношение к детям - необходимые условия хорошего здоровья. Хорошее здоровье педагога, хорошее настроение – залог творческого, интересного и продуктивного образовательного процесса. Эффективное использование человеческих ресурсов, сохранение и укрепление профессионального здоровья педагога должно стать приоритетным направлением образовательной политики.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.