ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА

  • ppt
  • 09.09.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала zdorove_pedagoga.ppt

Здоровье педагога как профессиональная ценность
и залог успешного образовательного процесса

Индивидуальное здоровье
состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

Профессиональное здоровье педагога
комплексное физическое, психическое, духовное, социальное состояние педагога, обеспечивающее активное, продуктивное выполнение профессиональных функций, сопротивление негативным факторам стрессогенной профессионально- образовательной среды.

Основные составляющие индивидуального здоровья педагога (с позиции педагогической деятельности)

ФИЗИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

отсутствие патологических изменений в организме при наличии способностей и возможностей человека к хорошей адаптации к изменяющимся условиям среды;
является носителем информации и примером поведения;
состояние организма, определяемое показателями здоровья, характеризует степень утомляемости, работоспособности, что напрямую свидетельствует о качестве профессиональной деятельности педагога.

ФИЗИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

Основные составляющие индивидуального здоровья педагога (с позиции педагогической деятельности)

ОРГАНЫ ЗРЕНИЯ

СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

Основные составляющие индивидуального здоровья педагога (с позиции педагогической деятельности)

ЗАБОЛЕВАНИЯ

Факторы риска заболеваний
органов зрения

нарушение освещения
при зрительных нагрузках

работа, требующая высокой степени сосредоточения

длительная работа с источниками информации
без надлежащего режима отдыха

Снижение риска возникновения заболеваний органов зрения

работать необходимо при достаточном освещении;
расстояние между глазом и рабочим местом должно быть равно «вытянутой руке»;
не читать в транспорте;
периодически выполнять зрительную гимнастику;
нормировать режим работы и отдыха органов зрения.

Факторы риска заболеваний
сердечно-сосудистой системы

нарушение стабильного режима сна, питания, труда и отдыха

высокая степень нервно-психического напряжения

недостаточная программа профилактики заболеваний

Снижение риска возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы

стараться ложиться спать и просыпаться в одно и то же время (сон не менее 6–8 часов);
употреблять меньше легкоусвояемой пищи (полуфабрикаты, хлебобулочные изделия, кондитерские изделия);
увеличить количество продуктов, обогащенных витаминами и минералами;
снизить нервно-психическую нагрузку;
следить за цифрами артериального давления.

Факторы риска заболеваний
опорно-двигательного аппарата

сидячий образ жизни

сниженная двигательная активность

длительное пребывание в вертикальном положении

Снижение риска возникновения заболеваний опорно-двигательного аппарата

выполнять утреннюю гимнастику и вечернюю прогулку на свежем воздухе;
увеличить двигательную активность (частично заменить общественный транспорт пешими прогулками);
посещать бассейн;
во время вертикального положения стараться не стоять на одном месте, а передвигаться;
не находиться длительное время в сидячем положении.

достаточная психоэмоциональная устойчивость в стрессовых ситуациях;
определяется:
- восприятием собственной жизни, - внутренней позицией в профессиональной деятельности, - отношением к собственным возможностям, - ощущением востребованности, - оценкой реализованности своих возможностей.

Основные составляющие индивидуального здоровья педагога (с позиции педагогической деятельности)

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

постоянное оценивание со стороны людей

тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и обучающихся

высокий уровень ответственности

физическая и психологическая напряженность труда

авторитарный, репрессивный стиль управления в ОУ

неудовлетворение потребности в уважении, одобрении деятельности

нехватка или отсутствие психологической поддержки

Причины психологического дискомфорта

Факторы неблагополучного психического здоровья педагога

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ

СИНДРОМ ВЫГОРАНИЯ

Факторы неблагополучного психического здоровья педагога

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ

ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ - характерны для всех лиц, которые занимаются педагогической деятельностью.

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ - индивидуальны для каждой личности и формируются под влиянием индивидуальных особенностей личности и факторов педагогической деятельности.

Факторы неблагополучного психического здоровья педагога

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ

ПОЛИТИКА «РАВНОПРАВИЯ МЕЖДУ
ВЗРОСЛЫМ И РЕБЕНКОМ»

уважение и отсутствие насилия;
создание возможности для осознания обучающимися собственных интересов;
соблюдение и признание прав «обеих сторон обеими сторонами».

Факторы неблагополучного психического здоровья педагога

СИНДРОМ ВЫГОРАНИЯ

развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов педагога;
проходит три стадии:
1) наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов; 2) снижение интереса к работе, потребности в общении; 3) полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил.

Педагог с синдромом эмоционального выгорания обусловливает развитие личностных характеристик и учебной успешности обучающегося таким образом, что ученики, обучающиеся у учителей среднего и высокого уровней выгорания, характеризуются большей тревожностью, более низкими показателями самоотношения, школьной мотивации и успеваемости.

РАБОТА НАД ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ

УЛУЧШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КЛИМАТА

ОРГАНИЗАЦИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Профилактика эмоционального выгорания

возможность профессионального роста

повышение мотивации

создание благоприятных условий в процессе
рабочего дня

психологический комфорт в профессиональной группе

создание коллектива, существующего как единое целое

поддержка

развитие креативности

снижение влияния негативных факторов

снятие у сотрудников стрессовых состояний

Для укрепления психического здоровья зарубежные психологи рекомендуют:
стараться смотреть на вещи оптимистично;
стремиться побороть страх;
обязательно находить время, чтобы побыть наедине с собой;
не позволять окружающим требовать от вас слишком многого;
не делать вид, что вам нравится то, что вам на самом деле неприятно;
не оказывать слишком большое давление на своих детей;
стараться реже говорить: «Я не могу это сделать»;
использовать возможность публичных выступлений;
следить за физическим состоянием.

умение человека достигать созидательных результатов в окружении его социальной сферы;
основы социального благополучия: - уровень жизни; - качество жизни: состояние здоровья, получение обязательной медицинской помощи, обеспечение социальной защищенности.

Основные составляющие индивидуального здоровья педагога (с позиции педагогической деятельности)

СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

ВНЕШНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

принятие норм поведения в коллективе и обществе

ощущение поддержки семьи и наличие референтной группы

адекватный набор социальных ролей и соответствие ролевым ожиданиям

высокий статус в социальной группе

ВНУТРЕННИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

соотнесенность личностной системы ценностей с общественной

сформированная социальная и профессиональная идентичность

сформированная личностная идентичность и принятие всех социальных ролей

удовлетворенность статусом

Социальное благополучие

Большая часть педагогов отмечает, что престиж педагога падает, в особенности в городских образовательных учреждениях.
Педагоги относят себя в большинстве случаев к среднему классу, при этом самооценка городских педагогов несколько ниже, чем сельских.
Проблема социального благополучия педагога заслуживает особого внимания, поскольку позволяет рассмотреть проблему в широком социальном контексте.

Основные составляющие индивидуального здоровья педагога (с позиции педагогической деятельности)

СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

Культура здоровья педагога
интегративное образование личности, представленное совокупностью аксиологического, технологического и личностно-творческого компонентов.

Культура здоровья педагога

высокий уровень овладения валеологическими знаниями и умениями

ценностное отношение к здоровью, здоровому образу жизни

развитая способность к рефлексии своей жизнедеятельности

направленость на сохранение, укрепление и формирование здоровья

ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни (собственному и обучающихся)

технологическая готовность педагога к ведению здорового образа жизни и осуществлению профессионально-ориентированной деятельности, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья обучающихся

деятельность педагога по сохранению, укреплению и формированию своего здоровья и здоровья детей

1

2

3

Критерии сформированности
культуры здоровья педагога

От здоровья педагога зависит здоровье подрастающего поколения и успешность образовательного процесса. Педагог является примером для обучающихся и должен демонстрировать правильное отношение прежде всего к своему здоровью, ведь от этого зависит и жизненная энергия, и успешность профессиональной деятельности.
Сохранению и восстановлению здоровья педагога в значительной степени способствует формирование положительного самовосприятия, самопринятия, самоуважения, т.е. позитивной оценки себя как способного человека, достойного уважения.

Доброжелательная обстановка, товарищеские отношения между педагогом и обучающимися, и доброе отношение к детям - необходимые условия хорошего здоровья. Хорошее здоровье педагога, хорошее настроение – залог творческого, интересного и продуктивного образовательного процесса. Эффективное использование человеческих ресурсов, сохранение и укрепление профессионального здоровья педагога должно стать приоритетным направлением образовательной политики.