Индивидуальное здоровье –
состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.
Профессиональное здоровье педагога –
комплексное физическое, психическое, духовное, социальное состояние педагога, обеспечивающее активное, продуктивное выполнение профессиональных функций, сопротивление негативным факторам стрессогенной профессионально- образовательной среды.
отсутствие патологических изменений в организме при наличии способностей и возможностей человека к хорошей адаптации к изменяющимся условиям среды;
является носителем информации и примером поведения;
состояние организма, определяемое показателями здоровья, характеризует степень утомляемости, работоспособности, что напрямую свидетельствует о качестве профессиональной деятельности педагога.
ФИЗИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ
Основные составляющие индивидуального здоровья педагога (с позиции педагогической деятельности)
Факторы риска заболеваний
органов зрения
нарушение освещения
при зрительных нагрузках
работа, требующая высокой степени сосредоточения
длительная работа с источниками информации
без надлежащего режима отдыха
Снижение риска возникновения заболеваний органов зрения
работать необходимо при достаточном освещении;
расстояние между глазом и рабочим местом должно быть равно «вытянутой руке»;
не читать в транспорте;
периодически выполнять зрительную гимнастику;
нормировать режим работы и отдыха органов зрения.
Факторы риска заболеваний
сердечно-сосудистой системы
нарушение стабильного режима сна, питания, труда и отдыха
высокая степень нервно-психического напряжения
недостаточная программа профилактики заболеваний
Снижение риска возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы
стараться ложиться спать и просыпаться в одно и то же время (сон не менее 6–8 часов);
употреблять меньше легкоусвояемой пищи (полуфабрикаты, хлебобулочные изделия, кондитерские изделия);
увеличить количество продуктов, обогащенных витаминами и минералами;
снизить нервно-психическую нагрузку;
следить за цифрами артериального давления.
Факторы риска заболеваний
опорно-двигательного аппарата
сидячий образ жизни
сниженная двигательная активность
длительное пребывание в вертикальном положении
Снижение риска возникновения заболеваний опорно-двигательного аппарата
выполнять утреннюю гимнастику и вечернюю прогулку на свежем воздухе;
увеличить двигательную активность (частично заменить общественный транспорт пешими прогулками);
посещать бассейн;
во время вертикального положения стараться не стоять на одном месте, а передвигаться;
не находиться длительное время в сидячем положении.
достаточная психоэмоциональная устойчивость в стрессовых ситуациях;
определяется:
- восприятием собственной жизни, - внутренней позицией в профессиональной деятельности, - отношением к собственным возможностям,- ощущением востребованности, - оценкой реализованности своих возможностей.
Основные составляющие индивидуального здоровья педагога (с позиции педагогической деятельности)
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ
постоянное оценивание со стороны людей
тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и обучающихся
высокий уровень ответственности
физическая и психологическая напряженность труда
авторитарный, репрессивный стиль управления в ОУ
неудовлетворение потребности в уважении, одобрении деятельности
нехватка или отсутствие психологической поддержки
Причины психологического дискомфорта
Факторы неблагополучного психического здоровья педагога
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ
ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ - характерны для всех лиц, которые занимаются педагогической деятельностью.
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ - индивидуальны для каждой личности и формируются под влиянием индивидуальных особенностей личности и факторов педагогической деятельности.
Факторы неблагополучного психического здоровья педагога
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ
ПОЛИТИКА «РАВНОПРАВИЯ МЕЖДУ
ВЗРОСЛЫМ И РЕБЕНКОМ»
уважение и отсутствие насилия;
создание возможности для осознания обучающимися собственных интересов;
соблюдение и признание прав «обеих сторон обеими сторонами».
Факторы неблагополучного психического здоровья педагога
СИНДРОМ ВЫГОРАНИЯ
развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов педагога;
проходит три стадии:
1) наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов;2) снижение интереса к работе, потребности в общении; 3) полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил.
Педагог с синдромом эмоционального выгорания обусловливает развитие личностных характеристик и учебной успешности обучающегося таким образом, что ученики, обучающиеся у учителей среднего и высокого уровней выгорания, характеризуются большей тревожностью, более низкими показателями самоотношения, школьной мотивации и успеваемости.
РАБОТА НАД ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
УЛУЧШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КЛИМАТА
ОРГАНИЗАЦИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Профилактика эмоционального выгорания
возможность профессионального роста
повышение мотивации
создание благоприятных условий в процессе
рабочего дня
психологический комфорт в профессиональной группе
создание коллектива, существующего как единое целое
поддержка
развитие креативности
снижение влияния негативных факторов
снятие у сотрудников стрессовых состояний
Для укрепления психического здоровья зарубежные психологи рекомендуют:
стараться смотреть на вещи оптимистично;
стремиться побороть страх;
обязательно находить время, чтобы побыть наедине с собой;
не позволять окружающим требовать от вас слишком многого;
не делать вид, что вам нравится то, что вам на самом деле неприятно;
не оказывать слишком большое давление на своих детей;
стараться реже говорить: «Я не могу это сделать»;
использовать возможность публичных выступлений;
следить за физическим состоянием.
умение человека достигать созидательных результатов в окружении его социальной сферы;
основы социального благополучия:- уровень жизни; - качество жизни: состояние здоровья, получение обязательной медицинской помощи, обеспечение социальной защищенности.
Основные составляющие индивидуального здоровья педагога (с позиции педагогической деятельности)
СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ
ВНЕШНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
принятие норм поведения в коллективе и обществе
ощущение поддержки семьи и наличие референтной группы
адекватный набор социальных ролей и соответствие ролевым ожиданиям
высокий статус в социальной группе
ВНУТРЕННИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
соотнесенность личностной системы ценностей с общественной
сформированная социальная и профессиональная идентичность
сформированная личностная идентичность и принятие всех социальных ролей
удовлетворенность статусом
Социальное благополучие
Большая часть педагогов отмечает, что престиж педагога падает, в особенности в городских образовательных учреждениях.
Педагоги относят себя в большинстве случаев к среднему классу, при этом самооценка городских педагогов несколько ниже, чем сельских.
Проблема социального благополучия педагога заслуживает особого внимания, поскольку позволяет рассмотреть проблему в широком социальном контексте.
Основные составляющие индивидуального здоровья педагога (с позиции педагогической деятельности)
СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ
Культура здоровья педагога —
интегративное образование личности, представленное совокупностью аксиологического, технологического и личностно-творческого компонентов.
Культура здоровья педагога
высокий уровень овладения валеологическими знаниями и умениями
ценностное отношение к здоровью, здоровому образу жизни
развитая способность к рефлексии своей жизнедеятельности
направленость на сохранение, укрепление и формирование здоровья
ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни (собственному и обучающихся)
технологическая готовность педагога к ведению здорового образа жизни и осуществлению профессионально-ориентированной деятельности, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья обучающихся
деятельность педагога по сохранению, укреплению и формированию своего здоровья и здоровья детей
1
2
3
Критерии сформированности
культуры здоровья педагога
От здоровья педагога зависит здоровье подрастающего поколения и успешность образовательного процесса. Педагог является примером для обучающихся и должен демонстрировать правильное отношение прежде всего к своему здоровью, ведь от этого зависит и жизненная энергия, и успешность профессиональной деятельности.
Сохранению и восстановлению здоровья педагога в значительной степени способствует формирование положительного самовосприятия, самопринятия, самоуважения, т.е. позитивной оценки себя как способного человека, достойного уважения.
Доброжелательная обстановка, товарищеские отношения между педагогом и обучающимися, и доброе отношение к детям - необходимые условия хорошего здоровья. Хорошее здоровье педагога, хорошее настроение – залог творческого, интересного и продуктивного образовательного процесса. Эффективное использование человеческих ресурсов, сохранение и укрепление профессионального здоровья педагога должно стать приоритетным направлением образовательной политики.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.