"Здоровье и физическая культура"

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 18.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» страны. Если мы не будем, заботься о своем здоровье, — у нас не будет будущего. Будущие нашей страны — счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми — сделать их здоровыми! Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни. Как отмечено в Национальной образовательной инициативе «Наша Новая школа», «если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность».Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» страны. Если мы не будем, заботься о своем здоровье, — у нас не будет будущего. Будущие нашей страны — счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми — сделать их здоровыми! Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни. Как отмечено в Национальной образовательной инициативе «Наша Новая школа», «если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность».
Иконка файла материала programma_0.doc
Пояснительная записка Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого  благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно  из условий успешного социального и экономического развития любой  страны. Именно здоровье людей должно служить главной «визитной  карточкой» страны. Если мы не будем, заботься о своем здоровье, — у нас  не будет будущего. Будущие нашей страны — счастливые дети. Лучший  способ сделать детей счастливыми — сделать их здоровыми!  Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа  жизни. Как отмечено в Национальной образовательной инициативе «Наша  Новая школа», «если у молодёжи появится  привычка к занятиям спортом,  будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм,  детская безнадзорность». Человека можно считать здоровым, если для него характерно   стабильное позитивное мироощущение, и он способен реализовать свой   потенциал роста и самовыражения и внести вклад в развитие общества. Местом формирования здоровья ребенка сегодня является,  к сожалению, не семья, где опыт родителей часто недостаточен,  не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми,  а система образования. Но школа, без помощи родителей и медицинских  учреждений не сможет решить проблемы сохранения здоровья детей  и привития навыков здорового образа жизни. Мы сможем решить эти  проблемы только сообща. Основная задача современной школы — «пробудить в детях  желание заботиться о своём здоровье, основанное на ихзаинтересованности  в учёбе, выборе курсов, адекватных  индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная,  интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим  условием сохранения и укрепления здоровья» (Национальная  образовательная инициатива «Наша новая школа») Комплексно­целевая  программа по здоровьесбережению «Здоровье и  физическая культура» — это разработанный набор актов, процедур  и действий, направленных на формирование системы знаний о здоровье  и здоровом образе жизни. Нормативно­правовая база программы  «Здоровье и физическая культура»       Программа разработана в соответствии со следующими нормативными  актами: ­ «Конвенция ООН о правах ребенка»;   ­ «Всемирная декларация об обеспечении  выживания, защиты и развития  детей»; ­ Конституция Российской Федерации; ­ Федеральный Закон «Об образовании в Россйской Федерации»; ­ Национальная образовательная инициатива  «Наша новая школа»,  утверждённая Президентом РФ 04 февраля 2010 г., приказ № 271.  Цели:  Сохранение и укрепление здоровья учащихся и педагогов.   Формирование у школьников навыков организации здорового образа  жизни посредством развития здоровьесберегающей и  здоровьеформирующей среды в школе. Задачи:  1. Укрепление материально­технической базы школы, поддержание  условий обучения в   соответствии с санитарно­гигиеническими  нормами. 2. Формирование у школьников через цикл учебных дисциплин и  внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человекаи здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и  здоровья окружающих людей. 3. Осуществление медико­физиологического и психолого­ педагогического мониторинга состояния здоровья обучающихся,  создание информационного банка «Состояние здоровья учащихся». 4. Обучение приемам поведения в разных жизненных ситуациях на  основе принципов личной безопасности, экологической и общей  культуры. 5. Педагогическая и психологическая поддержка процесса  социализации учащихся. 6. Обеспечение мотивации   • учителей к освоению здоровьесберегающих технологий в  учебно­воспитательном процессе; • родителей на совместную деятельность по вопросам  формирования здорового образа жизни детей через систему  просветительной работы. 7. Предупреждение (профилактика) как внутренних, так и внешних  причин неуспеваемости учащихся, развитие мотивации к обучению. Педагогические принципы:  1. Добровольность участия каждого учащегося. 2. Участие в мероприятиях детей, педагогов и родителей. 3. Формирование у ребенка потребности в здоровом образе жизни. 4. Создание у ребенка ситуации успеха в решении вопросов  физического и нравственного совершенствования. 5. Способность педагогов к неформальному общению с учащимися. 6. Сотворчество педагогов и детей. 7. Максимальное развитие детской инициативы. 8. Тесное взаимодействие с семьей. Направления педагогической деятельности в формировании здоровья  учащихся: формирование ценностного отношения к здоровью всех участников  педагогического процесса;   внедрение традиций, пропагандирующих и способствующих ЗОЖ;   отслеживание параметров здоровья всех участников  педагогического процесса;  профилактика и коррекция социально вредных привычек  (табакокурения, алкоголизма, токсикомании, наркомании);    социально­педагогическая поддержка детей­инвалидов. Деятельность по реализации программы: Учебная 1. Уроки биологии, химии, ОБЖ, окружающего мира:   изучение вопросов формирования здорового образа жизни;  проектно ­ исследовательская работа учащихся «Вредные привычки и борьба с ними», «Значение занятий спортом для здоровья человека» и др.;  динамические паузы между уроками;  физкультминутки на уроках;  предметные недели естественных наук, «здорового образа жизни». 2. Уроки физической культуры:   укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и  повышение функциональных возможностей организма;  формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта  физическими упражнениями с общеразвивающей и оздоровительной  направленностью,   формирование устойчивого интереса к занятиям физической  культурой;   обучение навыкам и умениям в физкультурно­оздоровительной и  спортивно – оздоровительной деятельности, самостоятельной  организации занятий физическими упражнениями. Внеурочная  1. Классные часы.2. Организация родительских собраний  по теме: «Здоровое питание»,  «Питание и здоровье ребёнка». 3. Уроки здоровья. 4. Проведение бесед с фельдшером ФАП о личной гигиене школьников,  профилактике заболеваний. 5. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья  детей, привитию интереса к занятиям физической культуры. 6. Педагогический совет по здоровьесберегающим технологиям.  7. Подготовка методических рекомендаций для педагогов по вопросам  здоровья. 8. Школьные физкультурно – оздоровительные и спортивно – массовые  мероприятия (согласно календарному плану на учебный год). 9.  Просмотр видеофильмов о социально вредных привычках, о ЗОЖ. 10.Работа спортивных кружков: «Подвижные игры»; «Спортивные игры» (волейбол); «Плавание»; «Лыжная гонка». 11.Посещение учащимися спортивных секций в различных учреждениях  дополнительного образования. 12.Участие в районных спортивно – массовых мероприятиях (согласно  календарному плану на учебный год). Здоровьесберегающая  1. Диспансеризация учащихся.   2. Диспансеризация работников школы.   3.  Профилактические прививки. 4. Витаминизация. 5. Работа психолого­педагогической службы школы. 6. Использование СанПиНов, приведение в соответствие с санитарными  нормами и правилами образовательной среды школы (мебель, режим  освещения, проветривание помещений, режим работы школы,  структура урока, психологический комфорт, горячее питание  учащихся).План реализации программы  № п/п Наименование мероприятий Сроки реализации Исполнитель,  ответственный за исполнение 1. Анализ и создание условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья школьников в школе ­ Осуществление контроля  за соблюдением норм  СанПиНа; ­ своевременный ремонт  здания и оборудования; 1.1 ­ регулярная  корректировка инструкций  по ТБ, инструктирование; ­работа по благоустр.­ву  территории и помещений  школы; ­организация летнего  отдыха, труда и занятости  школьников.   Развитие материально­ технической базы школы: ­ озеленение школьной  территории; ­организация питьевого  режима;  1.2 ­установка нестандартных  спортивных сооружений; ­пополнение спортивного  оборудования; ­приобретение  директор школы завхоз 2015­2020 г.г. преподаватель­ организатор ОБЖ завхоз зам.директора по ВР; начальник школьного лагеря 2015­2020 г.г. директор школы; завхозмультимедийных дисков по ЗОЖ;  ­ приобретение учебно­ методической литературы. Переподготовка и  повышение квалификации  педагогов по вопросам  культуры сбережения  здоровья. Повышение уровня знаний  педагогического  коллектива школы через  семинары, лекции и другие  формы работы. Разработка методических  рекомендаций по  применению  здоровьесберегающих  технологий на различных  уроках. 2015­2020 г.г. зам. директора по ВР; учитель  физкультуры зам. директора по ВР 2015­2020 г.г. методический  совет 2. Организация и проведение диагностических мероприятий Организация и  осуществление  комплексного мониторинга  состояния здоровья  обучающихся, учебной  нагрузки; здоровья  учителей. Создание базы данных о  состоянии здоровья  обучающихся и учителей на основе комплексной  оценки. 2015 ­2020 г.г. 2015­2020 г.г. зам.директора по ВР; фельдшер ФАП;  соц. педагог;  педагог –  психолог зам. директора по ВР; учитель физкультуры 3. Организация профилактических, оздоровительных и  1.3 1.4 2.1 2.2коррекционных мероприятий для обучающихся 3.1 3.2 Обеспечение качественного и рационального питания  школьников и  педагогов. Проведение  профилактических  медицинских осмотров  школьников. 2015­2020 г.г. директор школы ежегодно медработники 3.3 Определение группы  занятий по физкультуре. ежегодно медработники ежегодно фельдшер ФАП ежегодно в  каникулярный  период зам. директора по ВР; начальник школьного лагеря 2015­2020 г.г. педагог­психолог 3.4 Проведение  иммунопрофилактики  гриппа. 3.5 3.6 3.7 Организация отдыха  учащихся в школьном  лагере.  Психопрофилактическая  работа, направленная на  повышение степени  устойчивости при  стрессовых ситуациях. Проведение  физкультминуток на  уроках, подвижных  перемен. 3.8 Инструктажи по ОТ на  уроках, при проведении  2015­2020 г.г. 2015­2020 г.г. учитель физкультуры; учителя­ предметники учителя­ предметники,  кл. руководителимероприятий.  Проведение декады  здорового образа жизни. 3.9 2015­2020 г.г. 3.10 3.11 Акции: «Курить или  не курить», «Мир без  наркотиков». Психологические  познавательно­развивающие занятия.  классные руководители классные руководители 2015­2020 г.г. 2015­2020 г.г. педагог­психолог 4. Формирование системы знаний о здоровьесбережении Различные формы урочной  и внеурочной  деятельности: зам. директора по ВР 4.1 ­ уроки здоровья; 2015­2020 г.г. кл.руководители ­ уроки биологии,  химии,  ОБЖ, окружающего мира.  4.2 Организация изучения  правил дорожного  движения с детьми  согласно планам. учителя­ предметники ежегодно учитель ОБЖ Организация и проведение  олимпиад, физкультурно­ оздоровительных и  спортивно­массовых  мероприятий. ежегодно зам. директора по ВР; учитель физкультуры 5. Работа с родителями обучающихся Различные формы работы с  родителями учащихся: *беседы; анкетирование; *родительские собрания; *спортивные мероприятия. Постоянно зам.директора по УР; зам. директора по ВР 4.3 5.1Примерная тематика: ­ значение режима  питания; ­ организация труда и  отдыха в семье; ­ возрастные и  психологические  особенности  старших подростков; ­ значение занятий спортом  для здоровья детей; ­ отрицательное влияние  алкоголя, наркотиков,  курения; ­ закаливание как  профилактика простудных  заболеваний; ­ здоровье и выбор  профессии; ­ соблюдение правил  личной и общественной  гигиены; ­ вопросы полового  воспитания. 6. Внешние связи школы в рамках реализации комплексно­ целевой программы по здоровьесбережению «Здоровье и физическая культура» Установление связей и  сотрудничество с  общественными и другими  заинтересованными  организациями. Популяризация форм  здоровьесберегающей  деятельности через все  доступные СМИ. Организация урока  6.1 6.2 6.3 2015­2020 г.г. зам. директора по ВР 2015­2020 гг. зам. директора по ВР 2015­2020 г.г. зам. директора по УР; учительфизкультуры 2015­2020 г.г. зам. директора по ВР физкультуры с учётом  мониторинга уровня  физического здоровья  учащихся. Проведение методических  дней: 6.4 ­формирование философии  здоровья средствами  искусства; ­ использование в работе  учителя  здоровьесберегающих  технологий. Предполагаемые результаты реализации программы:   Рост физической и санитарно­гигиенической культуры учащихся.  Формирование устойчивого интереса и потребностей к занятиям  физической культурой и спортом. Приобретение учащимися  устойчивых навыков обеспечения безопасной жизнедеятельности как  важного условия самореализации личности.  Укрепление социально­психологического здоровья учащихся,  развитие их коммуникативных способностей, нравственное и  эстетическое совершенствование личности каждого ребенка.  Повышение профессиональной компетентности педагогов и  работников школы в сохранении и укреплении физически  нравственного, морального и социального здоровья школьников.  Повышение социального самосознания статуса личности, развитие  гражданской инициативы и самостоятельности, навыков  социализации. Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов:  Динамика изменений в состоянии психофизического и  нравственного здоровья обучающихся.  Динамика изменений в состоянии психофизического здоровья  педагогов.   Уровень социальной и психологической адаптации обучающихся.   Количественный и качественный показатели участия школьников в  районных спортивных соревнованиях. Формы представления результатов программы:  Ежегодные публичные аналитические отчеты о ходе реализации  комплексно­целевой программы по здоровьесбережению.   Методические рекомендации и разработки по проблеме  здоровьесбережения.