Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» страны. Если мы не будем, заботься о своем здоровье, — у нас не будет будущего. Будущие нашей страны — счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми — сделать их здоровыми! Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни. Как отмечено в Национальной образовательной инициативе «Наша Новая школа», «если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность».Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» страны. Если мы не будем, заботься о своем здоровье, — у нас не будет будущего. Будущие нашей страны — счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми — сделать их здоровыми! Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни. Как отмечено в Национальной образовательной инициативе «Наша Новая школа», «если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность».
Пояснительная записка
Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого
благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно
из условий успешного социального и экономического развития любой
страны. Именно здоровье людей должно служить главной «визитной
карточкой» страны. Если мы не будем, заботься о своем здоровье, — у нас
не будет будущего. Будущие нашей страны — счастливые дети. Лучший
способ сделать детей счастливыми — сделать их здоровыми!
Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа
жизни. Как отмечено в Национальной образовательной инициативе «Наша
Новая школа», «если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом,
будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм,
детская безнадзорность».
Человека можно считать здоровым, если для него характерно
стабильное позитивное мироощущение, и он способен реализовать свой
потенциал роста и самовыражения и внести вклад в развитие общества.
Местом формирования здоровья ребенка сегодня является,
к сожалению, не семья, где опыт родителей часто недостаточен,
не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми,
а система образования. Но школа, без помощи родителей и медицинских
учреждений не сможет решить проблемы сохранения здоровья детей
и привития навыков здорового образа жизни. Мы сможем решить эти
проблемы только сообща.
Основная задача современной школы — «пробудить в детях
желание заботиться о своём здоровье, основанное на ихзаинтересованности в учёбе, выборе курсов, адекватных
индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная,
интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим
условием сохранения и укрепления здоровья» (Национальная
образовательная инициатива «Наша новая школа»)
Комплексноцелевая программа по здоровьесбережению «Здоровье и
физическая культура» — это разработанный набор актов, процедур
и действий, направленных на формирование системы знаний о здоровье
и здоровом образе жизни.
Нормативноправовая база программы
«Здоровье и физическая культура»
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными
актами:
«Конвенция ООН о правах ребенка»;
«Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития
детей»;
Конституция Российской Федерации;
Федеральный Закон «Об образовании в Россйской Федерации»;
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,
утверждённая Президентом РФ 04 февраля 2010 г., приказ № 271.
Цели:
Сохранение и укрепление здоровья учащихся и педагогов.
Формирование у школьников навыков организации здорового образа
жизни посредством развития здоровьесберегающей и
здоровьеформирующей среды в школе.
Задачи:
1. Укрепление материальнотехнической базы школы, поддержание
условий обучения в соответствии с санитарногигиеническими
нормами.
2. Формирование у школьников через цикл учебных дисциплин и
внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человекаи здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и
здоровья окружающих людей.
3. Осуществление медикофизиологического и психолого
педагогического мониторинга состояния здоровья обучающихся,
создание информационного банка «Состояние здоровья учащихся».
4. Обучение приемам поведения в разных жизненных ситуациях на
основе принципов личной безопасности, экологической и общей
культуры.
5. Педагогическая и психологическая поддержка процесса
социализации учащихся.
6. Обеспечение мотивации
• учителей к освоению здоровьесберегающих технологий в
учебновоспитательном процессе;
• родителей на совместную деятельность по вопросам
формирования здорового образа жизни детей через систему
просветительной работы.
7. Предупреждение (профилактика) как внутренних, так и внешних
причин неуспеваемости учащихся, развитие мотивации к обучению.
Педагогические принципы:
1. Добровольность участия каждого учащегося.
2. Участие в мероприятиях детей, педагогов и родителей.
3. Формирование у ребенка потребности в здоровом образе жизни.
4. Создание у ребенка ситуации успеха в решении вопросов
физического и нравственного совершенствования.
5. Способность педагогов к неформальному общению с учащимися.
6. Сотворчество педагогов и детей.
7. Максимальное развитие детской инициативы.
8. Тесное взаимодействие с семьей.
Направления педагогической деятельности в формировании здоровья
учащихся: формирование ценностного отношения к здоровью всех участников
педагогического процесса;
внедрение традиций, пропагандирующих и способствующих ЗОЖ;
отслеживание параметров здоровья всех участников
педагогического процесса;
профилактика и коррекция социально вредных привычек
(табакокурения, алкоголизма, токсикомании, наркомании);
социальнопедагогическая поддержка детейинвалидов.
Деятельность по реализации программы:
Учебная
1. Уроки биологии, химии, ОБЖ, окружающего мира:
изучение вопросов формирования здорового образа жизни;
проектно исследовательская работа учащихся «Вредные привычки и
борьба с ними», «Значение занятий спортом для здоровья человека» и
др.;
динамические паузы между уроками;
физкультминутки на уроках;
предметные недели естественных наук, «здорового образа жизни».
2. Уроки физической культуры:
укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и
повышение функциональных возможностей организма;
формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта
физическими упражнениями с общеразвивающей и оздоровительной
направленностью,
формирование устойчивого интереса к занятиям физической
культурой;
обучение навыкам и умениям в физкультурнооздоровительной и
спортивно – оздоровительной деятельности, самостоятельной
организации занятий физическими упражнениями.
Внеурочная
1. Классные часы.2. Организация родительских собраний по теме: «Здоровое питание»,
«Питание и здоровье ребёнка».
3. Уроки здоровья.
4. Проведение бесед с фельдшером ФАП о личной гигиене школьников,
профилактике заболеваний.
5. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья
детей, привитию интереса к занятиям физической культуры.
6. Педагогический совет по здоровьесберегающим технологиям.
7. Подготовка методических рекомендаций для педагогов по вопросам
здоровья.
8. Школьные физкультурно – оздоровительные и спортивно – массовые
мероприятия (согласно календарному плану на учебный год).
9.
Просмотр видеофильмов о социально вредных привычках, о ЗОЖ.
10.Работа спортивных кружков: «Подвижные игры»; «Спортивные игры»
(волейбол); «Плавание»; «Лыжная гонка».
11.Посещение учащимися спортивных секций в различных учреждениях
дополнительного образования.
12.Участие в районных спортивно – массовых мероприятиях (согласно
календарному плану на учебный год).
Здоровьесберегающая
1. Диспансеризация учащихся.
2. Диспансеризация работников школы.
3.
Профилактические прививки.
4. Витаминизация.
5. Работа психологопедагогической службы школы.
6. Использование СанПиНов, приведение в соответствие с санитарными
нормами и правилами образовательной среды школы (мебель, режим
освещения, проветривание помещений, режим работы школы,
структура урока, психологический комфорт, горячее питание
учащихся).План реализации программы
№
п/п
Наименование
мероприятий
Сроки реализации
Исполнитель,
ответственный за
исполнение
1. Анализ и создание условий, необходимых для сохранения и
укрепления здоровья школьников в школе
Осуществление контроля
за соблюдением норм
СанПиНа;
своевременный ремонт
здания и оборудования;
1.1
регулярная
корректировка инструкций
по ТБ, инструктирование;
работа по благоустр.ву
территории и помещений
школы;
организация летнего
отдыха, труда и занятости
школьников.
Развитие материально
технической базы школы:
озеленение школьной
территории;
организация питьевого
режима;
1.2
установка нестандартных
спортивных сооружений;
пополнение спортивного
оборудования;
приобретение
директор школы
завхоз
20152020 г.г.
преподаватель
организатор ОБЖ
завхоз
зам.директора по
ВР; начальник
школьного лагеря
20152020 г.г.
директор школы;
завхозмультимедийных дисков по
ЗОЖ;
приобретение учебно
методической литературы.
Переподготовка и
повышение квалификации
педагогов по вопросам
культуры сбережения
здоровья.
Повышение уровня знаний
педагогического
коллектива школы через
семинары, лекции и другие
формы работы.
Разработка методических
рекомендаций по
применению
здоровьесберегающих
технологий на различных
уроках.
20152020 г.г.
зам. директора по
ВР; учитель
физкультуры
зам. директора по
ВР
20152020 г.г.
методический
совет
2. Организация и проведение диагностических мероприятий
Организация и
осуществление
комплексного мониторинга
состояния здоровья
обучающихся, учебной
нагрузки; здоровья
учителей.
Создание базы данных о
состоянии здоровья
обучающихся и учителей на
основе комплексной
оценки.
2015 2020 г.г.
20152020 г.г.
зам.директора по
ВР; фельдшер
ФАП;
соц. педагог;
педагог –
психолог
зам. директора по
ВР; учитель
физкультуры
3. Организация профилактических, оздоровительных и
1.3
1.4
2.1
2.2коррекционных мероприятий для обучающихся
3.1
3.2
Обеспечение качественного
и рационального питания
школьников и
педагогов.
Проведение
профилактических
медицинских осмотров
школьников.
20152020 г.г.
директор школы
ежегодно
медработники
3.3
Определение группы
занятий по физкультуре.
ежегодно
медработники
ежегодно
фельдшер ФАП
ежегодно в
каникулярный
период
зам. директора по
ВР; начальник
школьного лагеря
20152020 г.г.
педагогпсихолог
3.4 Проведение
иммунопрофилактики
гриппа.
3.5
3.6
3.7
Организация отдыха
учащихся в школьном
лагере.
Психопрофилактическая
работа, направленная на
повышение степени
устойчивости при
стрессовых ситуациях.
Проведение
физкультминуток на
уроках, подвижных
перемен.
3.8
Инструктажи по ОТ на
уроках, при проведении
20152020 г.г.
20152020 г.г.
учитель
физкультуры;
учителя
предметники
учителя
предметники,
кл. руководителимероприятий.
Проведение декады
здорового образа жизни.
3.9
20152020 г.г.
3.10
3.11
Акции: «Курить или
не курить», «Мир без
наркотиков».
Психологические
познавательноразвивающие
занятия.
классные
руководители
классные
руководители
20152020 г.г.
20152020 г.г.
педагогпсихолог
4. Формирование системы знаний о здоровьесбережении
Различные формы урочной
и внеурочной
деятельности:
зам. директора по
ВР
4.1
уроки здоровья;
20152020 г.г.
кл.руководители
уроки биологии, химии,
ОБЖ, окружающего мира.
4.2 Организация изучения
правил дорожного
движения с детьми
согласно планам.
учителя
предметники
ежегодно
учитель ОБЖ
Организация и проведение
олимпиад, физкультурно
оздоровительных и
спортивномассовых
мероприятий.
ежегодно
зам. директора по
ВР; учитель
физкультуры
5. Работа с родителями обучающихся
Различные формы работы с
родителями учащихся:
*беседы; анкетирование;
*родительские собрания;
*спортивные мероприятия.
Постоянно
зам.директора по
УР;
зам. директора по
ВР
4.3
5.1Примерная тематика:
значение режима
питания;
организация труда и
отдыха в семье;
возрастные и
психологические
особенности
старших подростков;
значение занятий спортом
для здоровья детей;
отрицательное влияние
алкоголя, наркотиков,
курения;
закаливание как
профилактика простудных
заболеваний;
здоровье и выбор
профессии;
соблюдение правил
личной и общественной
гигиены;
вопросы полового
воспитания.
6. Внешние связи школы в рамках реализации комплексно
целевой программы по здоровьесбережению
«Здоровье и физическая культура»
Установление связей и
сотрудничество с
общественными и другими
заинтересованными
организациями.
Популяризация форм
здоровьесберегающей
деятельности через все
доступные СМИ.
Организация урока
6.1
6.2
6.3
20152020 г.г.
зам. директора по
ВР
20152020 гг.
зам. директора по
ВР
20152020 г.г.
зам. директора по
УР; учительфизкультуры
20152020 г.г.
зам. директора по
ВР
физкультуры с учётом
мониторинга уровня
физического здоровья
учащихся.
Проведение методических
дней:
6.4
формирование философии
здоровья средствами
искусства;
использование в работе
учителя
здоровьесберегающих
технологий.
Предполагаемые результаты реализации программы:
Рост физической и санитарногигиенической культуры учащихся.
Формирование устойчивого интереса и потребностей к занятиям
физической культурой и спортом. Приобретение учащимися
устойчивых навыков обеспечения безопасной жизнедеятельности как
важного условия самореализации личности.
Укрепление социальнопсихологического здоровья учащихся,
развитие их коммуникативных способностей, нравственное и
эстетическое совершенствование личности каждого ребенка.
Повышение профессиональной компетентности педагогов и
работников школы в сохранении и укреплении физически
нравственного, морального и социального здоровья школьников.
Повышение социального самосознания статуса личности, развитие
гражданской инициативы и самостоятельности, навыков
социализации.
Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов:
Динамика изменений в состоянии психофизического и
нравственного здоровья обучающихся. Динамика изменений в состоянии психофизического здоровья
педагогов.
Уровень социальной и психологической адаптации обучающихся.
Количественный и качественный показатели участия школьников в
районных спортивных соревнованиях.
Формы представления результатов программы:
Ежегодные публичные аналитические отчеты о ходе реализации
комплексноцелевой программы по здоровьесбережению.
Методические рекомендации и разработки по проблеме
здоровьесбережения.