Бочкарёва Г.А.
воспитатель,
МАДОУ детский сад «Жемчужинка»
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЙ АСПЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
В современном мире вопрос экологического воспитания стоит на первом месте, особенно в воспитании подрастающего поколения. Взрослые уже выросли, и их сложно перевоспитать и заставить пересмотреть свое поведение в окружающем их мире, ведь они не хотят даже задумываться о том, какой мир оставят они после себя, насколько чистым будет воздух, насколько плодородна будет земля, и даже о здоровье детей не задумываются многие взрослые.
Например, уже давно известно как вредные отходы производства, сбрасываемые в реки, поражают практически всю речную экосистему, что, несомненно, сказывается на здоровье, как взрослых, так и детей. И в результате - замкнутый круг. Но это не останавливает взрослых в погоне за прибылью, они согласны пожертвовать здоровьем целого поколения, здоровьем своих детей. Именно детям еще можно и нужно говорить о проблемах окружающего нас мира, объяснять какими сложностями в будущем отольется сегодняшняя беспечность и жадность взрослых. И, конечно, нужно убедить детей, что здоровье их самих и их родителей превыше всего, и, как сказал Сократ: Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто!
Поэтому наша работа как воспитателей должна быть направлена на воспитание у детей привычки к здоровому образу жизни. Неслучайно именно эта задача является приоритетной в программе дошкольного образования. Одним из средств решения задачи становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного образования. Так как дети проводят целый день в детском саду, то мы - воспитатели просто обязаны позаботиться о здоровье наших детей, и не только сохранить, но и укрепить его. Ведь здоровье современных детей, их физические способности уже отличаются от здоровья и способностей их сверстников даже десять лет назад. Современные дети из-за состояния окружающей среды, питания, постоянного и долгого пользования модными гаджетами заработали себе неустойчивую нервную систему, быструю утомляемость, они не в силах долго и сосредоточенно работать, им сложно заставить себя выполнять определенные монотонные действия. Большинство современных детей отличаются и гиперактивностью с которой им очень тяжело справляться. Поэтому именно мы взрослые должны помочь детям.
Здоровьесберегающая технология это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни – как собственных, так и других людей.
В настоящее время здоровьесберегающие педагогические технологии разделяют на три большие группы.
1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья: скретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая, релаксация, ароматерапия.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия, игротренинги и игротерапия, коммуникативные игры, циклы занятий и игровых упражнений из серии «Здоровье», самомассаж и точечный массаж.
3. Коррекционные технологии: арт-терапия, сказкотерапия, песочная терапия, технология музыкального воздействия, технология воздействия цветом, технология коррекции поведения, психогимнастика.
Хотелось бы подробнее остановиться на использовании здоровьесберегающей технологии как аспект составляющего экологическое воспитание дошкольников. Экологическое воспитание дошкольников – есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Одним из видов игр, которые могут быть использованы в ходе экологического воспитания детей как субъектов здоровьесберегающей деятельности и поведения становятся игры-эксперименты, игры-путешествия. Основное действие для ребенка – это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Цель таких игр заключается в практике, закреплении культурно-гигиенических умений, и навыков ЗОЖ.
Для сохранения и стимулирования здоровья могут быть использованы подвижные игры в НОД и на прогулках. Подвижная игра – эмоциональная деятельность, которая связана с выполнением основных движений. Подвижные игры являются незаменимым средством развития детей. Играют большую роль в их всестороннем физическом воспитании. Существуют игры малой, средней и большой подвижности. Как известно, игры развивают физически, умственно, воспитывают нравственно, воздействуют на все психические процессы, формирует эстетику, трудовые навыки, имеют большое оздоровительное значение. Активное участие педагога в игре доставляет детям большую радость, создает позитивную эмоциональную атмосферу, активизирует детей.
С восточной стороны нашего детского сада расположен лесной массив, что дает возможность детям проводить наблюдения и исследования за явлениями живой и неживой природы. Ознакомление с природой родного края в детском саду требует постоянного общения с ней.
Одним из направлений здоровьесберегающей работы в детском саду является проведение с детьми пеших экскурсий и целевых прогулок, которые несут как практические, так и теоретические знания. Пешие экскурсии позволяют ребенку долго пребывать на свежем воздухе, дать организму умеренную физическую нагрузку, наблюдать красоту и многообразие природы во все времена года. Наблюдая за яркими красочными явлениями, дети задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и многое другое.
Так же используем в своей работе закаливание воздухом, водой, солнцем. При хождении босиком используем различное нестандартное оборудование.
Вся здоровьесберегающая работа с использованием экологического аспекта проводится в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников с использование таких средств как: размещение информации в родительских уголках, консультации, беседы. Родительское собрание по теме «Здоровьесберегающая технология как составляющий аспект экологического воспитания дошкольников» проходил в нетрадиционной форме. Организованы в форме КВН, «круглого стола» по тематике, относящейся к здоровьесберегающим технологиям и экологической грамотности детей и родителей.
Еще одной эффективной формой работы с родителями по данному направлению являются совместные праздники и досуги. Нами были проведены «Папа, мама я спортивная семья», «Осенние перебежки», обще садовский праздник «За здоровый образ жизни», «Зимние виды спорта». Эти мероприятия проводились на свежем воздухе.
Таким образом, правильная организация экологического воспитания дошкольников, оптимальное чередование разных здоровьесберегающих технологий оказывает огромное влияние на работоспособность, утомляемость и в целом на функциональное состояние всего организма, способствует овладению новых знаний, дает практическую модель правильного поведения в природе, развивают эмоциональную отзывчивость, помогают обрести уверенность в себе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.