Физическая культура – неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятие физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности человека, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно.
Физическая культура включает в себя три направления:
Оздоровительная;
Образовательная;
Воспитательная.
Оздоровительная направленность
Защита от влияния неблагоприятных условий внешней среды, а также соблюдение техники безопасности, проверка инвентаря и оборудования.
Укрепление здоровья (развитие и укрепление дыхательной, сердечно-сосудистой, мышечной, нервной систем). Создание условий для нормальной работы всех органов иФизическая культура – неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятие физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности человека, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно.
Физическая культура включает в себя три направления:
Оздоровительная;
Образовательная;
Воспитательная.
Оздоровительная направленность
Защита от влияния неблагоприятных условий внешней среды, а также соблюдение техники безопасности, проверка инвентаря и оборудования.
Укрепление здоровья (развитие и укрепление дыхательной, сердечно-сосудистой, мышечной, нервной систем). Создание условий для нормальной работы всех органов и
Доклад на тему: «Здоровьесберегающая
направленность физической культуры»
Физическая культура – неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает
достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятие физическими
упражнениями играет значительную роль в работоспособности человека, именно
поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в
образовательных учреждениях различных уровней поэтапно.
Физическая культура включает в себя три направления:
Оздоровительная;
Образовательная;
Воспитательная.
Защита от влияния неблагоприятных условий внешней среды, а также
Оздоровительная направленность
соблюдение техники безопасности, проверка инвентаря и оборудования.
Укрепление здоровья (развитие и укрепление дыхательной, сердечно
сосудистой, мышечной, нервной систем). Создание условий для нормальной
работы всех органов и систем организма.
Повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным условиям
путём закаливания.
Взаимосвязь с медицинским персоналом и использование их методических
группы:
рекомендаций (распределение школьников на медицинские
основная, подготовительная, специальная).
Использование комплексной программы физического воспитания под
Образовательная направленность
редакцией В.И. Ляха;
обучение по темам: лёгкая атлетика, лыжный спорт, баскетбол, волейбол,
футбол, гимнастика;
использование принципов наглядности, постепенности, доступности
нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся;
использование методики чередования интенсивности и релаксации в
обучении;
учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств.
учет психологических особенностей учащихся согласно их возрастным
Воспитательная направленность
особенностям;
создание эмоциональноположительного фона в обучении и общении
(спортивные, подвижные игры и игровые упражнения);
стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки
и помощи ребенку в выполнении упражнений;
развитие речи,
внимание,
представление, мышление, память, воображение), а также умственных
способностей (наблюдение, сравнение, обобщение);
психических процессов (восприятие,
получение знаний в различных видах спортивной деятельности.
Сочетая эти три направления формируются Физкультурнооздоровительные
технологии – это процесс укрепления здоровья.
По характеру действия различают:
Стимулирующие технологии закаливание и развитие физических качеств;
Защитнопрофилактические санитарногигиенические нормы и требования,
техника безопасности;
Компенсаторнонейтрализующие физкультминутки и физкультпаузы;
Информационнообучающие забота учащихся о своём здоровье.
К средствам физического воспитания относят:
Санитарногигиенические
Естественные силы природы
Физические упражнения
Санитарногигиенические средства:
проветривание спортивного зала естественным сквозным способом;
влажная уборка зала;
наличие туалетов и умывальников в раздевалках девочек и мальчиков;
соответствующее освещение, наличие аптечки;
спортивный инвентарь по возрасту;
наличие у каждого учащегося сменной спортивной обуви и спортивной
формы для занятий на уроке физической культуры в зале и соответствующей
формы при уроках на свежем воздухе (осеньвесна, зима).
Естественные силы природы
разностороннее воздействие на организм учащихся солнца, воздуха и воды;
занятия на свежем воздухе (свежий воздух содержит особые вещества
фитонциды – способствуют уничтожению микробов в организме);
сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями
увеличивает их закаливающее действие на организм.
Физические упражнения
простые двигательные действия, направленные на решение задач
уроков физической культуры;
подвижных и спортивных играх.
сложные двигательные действия, направленные на решение задач в
Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с
двигательной активностью учащихся, которая в свою очередь восполняется при
использовании различных форм физической культуры. Таких как: Проведение урока физической культуры не менее двух раз в неделю;
Учащимся предоставлена возможность заниматься в спортивном зале
(волейбол, баскетбол) и на спортивных площадках школы во внеурочное
время;
Организация и проведение физкультурных праздников и Дней здоровья;
Участие детей в комплексной Спартакиаде школьников Клинского
муниципального района;
Проведение утренней зарядки с детьми младшего школьного возраста;
Использование между уроками физкультминуток и физкультпауз;
Вовлечение учащихся в городские спортивные кружки и секции.
Структура урока
вводноподготовительная часть;
основная часть;
заключительная часть.
Вводноподготовительная часть:
1. Начальная организация занимающихся;
2. Создание целевой установки;
3. Обеспечение благоприятного психического и эмоционального состояния;
4. Общее разогревание, постепенное втягивание и умеренная активизация функций
организма;
5. Подготовка организма к решению задач основной части урока.
Основная часть:
1. Общее и специальное развитие опорнодвигательного аппарата,
совершенствование функциональных возможностей организма;
2. Обучение технике упражнений;
3. Формирование специальных знаний;
4. Развитие основных и специальных физических качеств;
5. Воспитание нравственных, интеллектуальных и волевых качеств.
Заключительная часть:
1. Снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных
групп мышц;
2. Регулирование эмоционального состояния;
3. Подведение итогов урока.
С целью здоровьесбережения на уроках
Планируется переход от одного этапа урока к другому с
чередованием:
разных видов деятельности,
фаз напряжения и «разрядки».
В каждый урок включаются 23 коротких «пика» нагрузки продолжительностью до
2 минут в целях тренировки и повышения функциональных возможностей
сердечнососудистой системы.
В оздоровительных целях оптимальный диапазон нагрузок на занятиях находится в
пределах ЧСС от 130 до 170 уд/мин.
Оптимальное соотношение темпа и информационной
насыщенности.
Кроме физической нагрузки ведётся теоретическая подготовка детей. Нагрузка
чередуется с теорией физической культуры.
Активные методы обучения – это побуждение участия детей к
активной самостоятельной деятельности.
Здесь наиболее предпочтительными методами обучения являются:
индивидуальная работа,
работа с партнером,
работа в группе.
Дифференцированный подход это – правильно регулируемая
нагрузка.
Как определить нагрузку на уроке?
УЧИТЕЛЮ НЕОБХОДИМО:
материала.
учитывать состояние здоровья;
функциональные возможности всех учащихся;
физическую подготовленность;
индивидуальные особенности;
степень предшествующих нагрузок при изучении ранее пройденного
«Здоровым может считаться
человек, который отличается
гармоническим развитием и
хорошо адаптирован к
окружающей его физической и
социальной среде». (Г. Сигерист)
«Здоровье – это состояние полного
физического, душевного и
социального благополучия, а не
только отсутствие болезней или
физических недостатков». (ВОЗ)