Здоровьесберегающие технологии
Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения нет будущего. Эти утверждения для нас очевидны.
Мы живем в мире стремительного ритма жизни и экологических кризисов, в мире компьютеров и высоких технологий, мобильных телефонов. Все это оказывает не лучшее влияние на состояние здоровья детей.
Нам известна знаем медико – демографическая статистика: 20 % уровня здоровья зависят от наследственных факторов, 20 % - от условий внешней среды, экологии, 10 % - от деятельности здравоохранения, остальные 50 % - от образа жизни человека.
Образ жизни школьника – это система его взаимоотношений в семье и в школе.
Современные образовательные стандарты предъявляют к учащимся школ высокие требования, увеличивая на них нагрузку. Кроме того, в школьный период дети интенсивно растут, им свойственны усталость и утомляемость. Регулярно пополнять энергию, заботиться о самочувствии детей и призваны здоровьесберегающие технологии в школе.
Мы знаем, что здоровьесберегающие технологии – это условия, принципы, методы образовательного процесса, призванные сохранить и укрепить здоровье учащихся.
Понятна и цель этих технологий – сбережение здоровья учеников в период обучения, усвоения знаний, навыков.
Здоровьесберегающие технологии в школе мы применяем с первого класса. Стараемся приучить детей заботиться о своем здоровье, чтобы в дальнейшем они делали это на протяжении всей жизни.
На здоровье учащихся в школе влияют следующие факторы образовательной среды:
- соблюдение физиологических и гигиенических требований к организации образовательного процесса (режим работы образовательного учреждения, расписание уроков, организация питания и т.д.);
- соответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям учащихся;
- интенсификация образовательного процесса, учебная нагрузка;
- занятия физической культурой и спортом;
- системная работа по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
- взаимодействие с родителями в вопросах охраны и укрепления здоровья.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) определяют создание в каждом образовательном учреждении комплексной программы формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на всех ступенях общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Я работаю над этим, применяя соответствующие здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающую деятельность я организую, решая следующие задачи:
- Формирование у детей устойчивой мотивации к воспитанию и обучению.
- Формирование нравственности, волевых качеств, трудолюбия.
- Развитие эмоциональной и эстетической сфер личности.
- Укрепление и поддержание физического здоровья.
- Профилактика заболеваний.
- Формирование безопасного поведения во время игр, в быту, на природе.
Применяю следующие здоровьесберегающие технологии:
- Физкультминутки для тела и глаз.
- Отслеживание эмоционального настроя.
- Смена деятельности 5-7 раз за урок.
- Употребление слов и выражений, помогающих учащимся поверить в себя.
Провожу работу по недопущению стрессовых ситуаций в учебном процессе, контролирую возможность перегрузки домашних заданий, практикую проведение мероприятий по вопросам санитарно – гигиенического просвещения, пропаганде здорового образа жизни.
В процессе учебно – воспитательной работы уделяю внимание формированию нравственного здоровья детей и подростков, профилактике социально вредных привычек.
Дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье подрастающего организма, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценного физического развития. Двигательная активность – это то, на что мы обращаем внимание при планировании педагогических технологий.
Если попросить любого родителя разместить по возрастающей три составляющие образования: знание, воспитанность, здоровье, хотя все важно, на первое место каждый из нас поставит – здоровье.
Вопрос использования здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности и во внеурочной работе очень важен и всегда актуален, поэтому я уделяю этой проблеме серьезное внимание.
Подготовила: учитель английского языка МАОУ СОШ №92 Баркалова Ю.А.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.