ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Оценка 4.6

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Оценка 4.6
doc
09.04.2020
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
методическая разработка.doc

 

 

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

 

         Целесообразность использования современных технологий в системе дополнительного образования давно не нуждается в обосновании: создание комфортной здоровьесберегающей и игровой среды в объединении как нельзя лучше способствует реализации  творческих способностей, проявлению социальной активности и развитию профессиональных навыков не только обучающихся, но и их родителей и самого педагога.

         Одним из важнейших направлений являются здоровьесберегающие технологии. Регулярное проветривание, поддержание достаточной для изобразительного творчества освещенности, комфортная температура воздуха и эстетичный вид класса — очень актуальны в каждодневной работе педагога. После каждого академического часа в любую погоду проводится проветривание, график вывешен на видном месте. Для детей это дополнительная возможность динамической паузы - выходя из аудитории, чтобы избежать сквозняка, они выполняют несложные упражнения, могут пройтись, потянуться,  попрыгать. В теплую безветренную погоду программой предусмотрены выходы в ближайший парк для выполнения на свежем воздухе быстрых набросков и зарисовок, которые потом служат основой для полноценных композиционных работ.

         В строгом соответствии с требованиями САНПиН поддерживается состояние светильников, в связи с повышенной нагрузкой на глаза. Постановки (натюрморты) для рисования с натуры освещаются дополнительно локальным светильником, для натюрморта педагог старается подобрать яркие, насыщенные цвета, чтобы избежать излишнего утомления глаз темными оттенками.

         В своей практике мы оценили огромное значение наличия в классной аудитории зеленых цветочных растений, особенно тех, которые поглощают углекислый газ, оксиды азота, возможные споры плесени, формальдегиды (присутствующие в линолеуме, мебели, пластиковых поверхностях), обогащая воздух выделенным кислородом и освежая его фитонцидами. Отлично зарекомендовали себя в этом качестве хлорофиттум, сансевьера, пеларгония, драцена, лимонные деревья. Кроме очищения воздуха, они очень освежают и украшают классную комнату, а  при необходимости служат моделями для зарисовок, для изучения разнообразия растительных форм и оттенков зеленого цвета в природе.

         Кроме динамических пауз во время проветривания класса, педагог ненавязчиво может пригласить детей посмотреть на расположение веток за окном, яркую окраску облаков, чье-то интересное решение в работе, взглянуть на постановку с другого ракурса. Во время  занятия целесообразно свободное движение детей, то есть, если есть необходимость, ребенок может подойти к педагогу с вопросом, поработать стоя, а не сидя, по мере необходимости поменять воду при работе с красками.

         Ритуальная составляющая каждого занятия - гимнастика для глаз, она предотвращает утомление глазных мышц, снимает возникающие зажимы. Простейшие упражнения - «Часики» (когда глаза смотрят поочередно то в одну, то в другую сторону), «Пугаемся — удивляемся» (поочередно крепко зажмуривая глаза и широко раскрывая их), «Спиральки», «Кружочки» и т. п. - позволяют проводить занятия без перенапряжения глаз, что очень важно при повышенной визуальной нагрузке современных детей.

         Особое внимание на занятиях уделяется пальчиковой гимнастике, более всего - в группах младшего возраста, поскольку хорошо известна связь мелкой моторики с состоянием сосудов головного мозга. Испытывая постоянное напряжение пальцев рук, при работе графическими материалами и инструментами особенно, ребенок может ощутить дискомфорт, поэтому у педагога наготове должно быть несколько шутливых стихотворных упражнений пальчиковой гимнастики. Своевременное их применение способно подбодрить, поднять настроение и разгрузить утомленные мышцы кистей рук.

         Нельзя не сказать и о пользе дыхательных упражнений, которые тоже целесообразно применять при необходимости — для поддержания тонуса детей, избегания возможных психологических конфликтов между детьми, в случае творческой неудачи, неудовлетворенности своим ответом, действиями. Коллективные релаксирующие упражнения - «Паровозик», «Надуваем и отпускаем шарик» и т. п. помогают поддерживать трудоспособность и бодрый дух в течение всего занятия, даже при изучении непростой темы.

          Кроме физического здоровья не менее важен здоровый психологический климат на занятии. Для меня и детей очень значимо позитивное настроение, что достигается как невербальными методами поощрения — улыбка, мимика, приветственные жесты, объятия, аплодисменты, так и словесной похвалой и поддержкой. Беседа — неотъемлемая часть образовательного процесса, способная разрешить возникающие трения, снять напряжение между детьми, повысить эмпатию в подростковой среде.  В течение года в наших объединениях я провожу тестирование на диагностику эмоционального климата в группах, что позволяет скорректировать ход обучения, запланировать дополнительную нагрузку или игровое занятие.

        


ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Ритуальная составляющая каждого занятия - гимнастика для гла з, она предотвращает утомление глазных мышц, снимает возникающие зажимы

Ритуальная составляющая каждого занятия - гимнастика для гла з, она предотвращает утомление глазных мышц, снимает возникающие зажимы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2020