«Здоровьесберегающие технологии, их применение в работе классного руководителя»

  • docx
  • 16.04.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала доклад .docx

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Барановская школа-интернат»

 

 

 

 

«Здоровьесберегающие технологии, их применение в работе классного руководителя»

 

 

 

 

                                                                                                                 

                                                                                                  Классный руководитель

                                                                                   Вирясова Н.В.

 

 

 

 

 

Барановка

2025 год

 

 

При обучении детей с ОВЗ требуется систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей.

УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ – отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.  Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.

На здоровье человека оказывает влияние множество факторов.

Внешние факторы (за пределами ОУ):

ü  Экология;

ü   Семья и микроклимат в ней;

ü   Круг общения, вредные привычки;

ü  Питание;

ü  Здоровый образ жизни.

 Внутренние факторы (в самом ОУ):

ü  Организация учебного процесса, методика организации урока;

ü  Организация и реализация воспитательного процесса;

ü  Двигательный режим учащихся в урочное и неурочное время;

ü  Создание условий психологического комфорта;

ü  Организация медицинского обслуживания в ОУ;

ü  Организация питания в ОУ;

ü  Соблюдение санитарно-гигиенических норм в ОУ.

 

Среди внешних факторов, формирующих здоровье детей и подростков, особую значимость имеют социальные воздействия, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. ШКОЛЬНАЯ СРЕДА – один из таких мощных факторов. Таким образом, на классного руководителя ложится прямая ответственность за состояние здоровья каждого ученика. Поэтому мы должны знать причины тех или иных нарушений здоровья детей и подростков, уметь создавать благоприятные условия для их здоровья. Принципы здоровьесбережения: «Не навреди!».

Сам по себе термин здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья. Здоровьесберегающие технологии ставят своей целью не только сохранение и улучшения здоровья учеников, но и просвещения их в области здорового образа жизни.
Из этой цели вытекают следующие задачи:

ü  сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни в учебном процессе;

ü  научить применять полученные знания в повседневной жизни.

                   Что же может школа?  В учебно-воспитательном процессе применяются различные виды здоровьесберегающих технологий. Системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его ученикам. А также здоровьесберегающие технологии ставят своей задачей достижение эффективного взаимодействие всех участников учебно-воспитательного процесса.

Виды здоровьесберегающих технологий подразделяются  на три подгруппы:

ü  Организационно – педагогические технологии (ОПТ),

 определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих   предотвращению     состояния         переутомления, гиподинамии   и других дезаптационных состояний;

ü  Психолого-педагогические технологии (ПИТ)-

 связанные с непосредственной   работой  учителя   на  уроке,   воздействием,   которое   он оказывает все 40 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

ü  Учебно-воспитательные технологии (УВТ) –

  включают программы по обучению грамотной заботе о своем  здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной    работы    со    школьниками    после    уроков, просвещение их родителей.

По теме здоровьесберегающих технологий в нашей школе говорилось неоднократно.

На уроках пользуются большой популярностью:

ü  Динамические паузы (физминутка) –  как вид активного отдыха

ü  Гимнастика пальчиковая

ü  Гимнастика для глаз

ü  Гимнастика дыхательная и артикуляционная

ü  Логоритмика

ü  Гимнастика корригирующая

ü  Релаксация

ü  Самомассаж, точечный самомассаж

Говоря о здоровье, мы имеем в виду не только физическое здоровье, но и психологическое. Любой ли классный руководитель способен заинтересовать своих подопечных в выборе поведения, поступков, приносящих пользу здоровью? Да, любой, если эта роль не будет противоречить его собственным установкам и потребностям. Вряд ли среди классных руководителей найдутся такие, кто не понимает необходимости помогать здоровью детей, осознанному выбору ими здорового образа жизни.

Тематика классных часов по вопросам гигиены, охраны здоровья и формирования ЗОЖ в начальной школе. Цикл бесед «Гигиена школьника», «Чтобы зубы не болели», «Беречь глаз, как алмаз», «О хороших привычках», «Умеем отдыхать», «Загадки доктора Неболита», «Ты и телевизор», «Твой режим дня», «Не видать грязнулям счастья», «Смейся на здоровье. Улыбка и хорошее настроение», «Как уберечь себя от беды», «Наше здоровье в наших руках».

Работа по формированию ЗОЖ в классе всегда проводится в тесном сотрудничестве с родителями, так как основа воспитания культуры здорового образа жизни закладывается в семье. Для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у школьников необходима совместная работа педагогов и родителей. Работа с родителями строится по двум направлениям: просвещение самих родителей и активизация родительской помощи в проведении мероприятий с детьми.

Работа с семьей можно построить  по следующим направлениям:

1. Привлечение родителей к обучению детей здоровому образу жизни (проведение тематических родительских собраний, в том числе и с приглашением специалистов; индивидуальные беседы, приглашения на открытые уроки и классные часы, инструктажи по организации закаливания в семье и т.д.).

2. Привлечение родителей к проведению мониторинга состояния здоровья детей.

3. Приучение школьников (сначала с помощью родителей, а затем – самостоятельно) к самонаблюдениям и самоконтролю за своим здоровьем.

4. Участие в конкурсах и выставках (поделок, стихотворений, плакатов «Будь независимым, скажи наркотикам «НЕТ», «Разговор о правильном питании»).

5. Организация досуга учащихся (дни здоровья, соревнования).

Тематика родительских собраний по проблеме формирования здорового образа жизни. «Здоровье ребенка в руках взрослых», «Здоровая семья, нравственные аспекты», «На контроле здоровье детей», «Режим труда и учебы», «Физическое воспитание детей в семье», «Алкоголизм, семья, дети», «Пагубное влияние курения табака на здоровье человека», «Предупреждение нервных и сердечных заболеваний в годы юности», «Вредные привычки у детей», «Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу», «Нецензурная брань – это тоже болезнь». Социальный вред алкоголизма».

       Если классный руководитель или воспитатель, организуя деятельность обучающихся, поможет ребенку пережить хотя бы однажды, хотя бы в малом радость успеха, утвердиться в получении какого-либо результата и почувствовать свою нужность в классе — тогда ребенок будет открыт и подготовлен к дальнейшей самостоятельной жизни.

 

Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства для детей с ОВЗ не вызывает ни у кого сомнения.

 

Технологии обучения здоровому образу жизни:

ü  Подвижные и спортивные игры.

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в группе продленного дня. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Примеры: «Вызови по имени», «Стоп», «Дети и медведи». Игры с мячом.

ü  Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия).

 Могут быть организованы незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Коммуникативные игры. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

ü  Арттерапия.

Лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками. Арттерапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка.

ü  Сказкотерапия.

 Сказка – любимый детьми жанр. Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребёнку перспективы собственного роста. Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего. Становится неким духовным оберегом детства. Во время занятий сказкотерапией можно использовать примеры таких сказок, как: Сказка про то, как одежда обиделась, Сказка про электрический ток, Мишкина помощь, Сказка про горшочек.

ü  Технологии воздействия цветом, или цветотерапия.

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Например, красный стимулирует к принятию решений, возбуждает нервную систему, а синий цвет, наоборот, успокаивает, помогает сосредоточиться.

ü  Технологии коррекции поведения.

 Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку – дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме:
-  Игры с правилами, игры-соревнования, длительно-совместные игры.

- Игры-драматизации, образно-ролевые игры, сюжетно-ролевые игры, психотехнические игры.

- Коллективно-дидактические игры, психотехнические освобождающие игры, режиссерская игра, народные игры.

ü  Психогимнастика.

Порой нам стоит огромных усилий контролировать свои эмоции, сдерживаться, скрывать их от посторонних. Чтобы научить ребенка сдерживать, контролировать свои эмоции, дайте ему почувствовать этот "контроль" и как он "работает" в игровой форме. Вам могут пригодиться в трудную минуту эти упражнения на расслабление, снятие напряжения, создание игровой ситуации. Например, для агрессивных детей, можно использовать простые, но эффективные упражнения. Например: рвать и бросать бумажки, Побить боксерскую грушу или подушку, потопать ногами, повтирать пластилин в бумагу.

ü  Музыкотерапия.

Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используют во многих странах в лечебных и оздоровительных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести и в крайнее возбуждение. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве каждый вечер засыпали под колыбельную песню.

ü  Фитомодуль

Одним из методов реализации здоровьесберегающих технологий является создание фитомодулей. Фитомодуль - это набор определенных растений, способных поддерживать здоровый микроклимат помещений.

Общение с растениями несёт несомненную пользу детям в плане как физического, так и психического здоровья. Зелёные растения радуют глаз, они очищают энергетику атмосферы в помещении,  есть растения способные успокоить перевозбуждённого ребёнка, или наоборот взбодрить вялого, аморфно настроенного ученика. Многие растения выделяют фитонциды, способные бороться с микробами, они очищают воздух от пыли.

 Количество фитомодулей, необходимых для того, что бы воздух был очищен, зависит от размеров помещения. Обычно, в среднем, это 1 м2 растений на 100 м2.

Самый дефицитный газ в помещении - кислород. Его недостаток резко снижает работоспособность, может даже возникнуть гипоксия - плохое кровоснабжение мозга. Оно ведет к быстрой утомляемости. А растения в процессе фотосинтеза способны восполнять недостаток кислорода.

Кроме того, организация фитомодулей в школьном кабинете создает условия для взаимодействия учителья и учеников, учеников между собой. На этапе создания фитомодуля, например. Совместная высадка растений. Далее изучение свойств растений совместно с учителем и последующий уход за ними.

 

Заключение.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.

Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, а также создание наиболее  разнообразной,  интересной для ребенка развивающей среды способствует:

-повышению работоспособности, выносливости детей;

-развитию психических процессов;

-формированию, развитию двигательных умений и навыков;

-развитию общей и мелкой моторики;

-и в итоге способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.

Таким образом, успешная работы по сохранению и укреплению здоровья, по формированию здорового образа жизни даёт положительный результат – обучающиеся реже болеют, меньше пропускают занятия, хорошо работают на уроках. Следует помнить, что планирование работы классного руководителя в сохранение и укрепление здоровья школьников, в воспитание у них потребности в здоровом образе жизни - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, ребенка требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель.

Учителю необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья.

Грамотная забота о здоровье – обязательное условие образовательного процесса!