Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочной деятельности

  • docx
  • 14.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 2.docx

Примеры применения на уроках и во внеурочной деятельности.

                  Уроки чтения

Методика «Читаем вместе»

 Описание: ученики разбиваются на пары или небольшие группы и читают текст вслух по очереди. После прочтения каждая группа обсуждает содержание текста и задает вопросы друг другу.

Материал: Книги или рассказы с интригующим сюжетом (например, произведения Астрид Линдгрен или Юрия Дружкова).

Пример: После прочтения отрывка из книги ученики могут создать свои вопросы о персонажах и событиях, что способствует развитию критического мышления.

 Русский язык

Методика «Словесный футбол»

 Описание: ученики делятся на команды. Один игрок произносит слово (например, существительное), следующий должен назвать прилагательное к этому слову. Игра продолжается до тех пор, пока не закончится время или не исчерпаются слова. Материал: Список существительных для игры (можно использовать карточки с изображениями). Пример: Если первая команда говорит «кот», следующая может ответить «пушистый». Это развивает словарный запас и учит быстро реагировать.

Математика

 Методика  «Математический квест»

 Описание: учащиеся выполняют задания в виде квеста — находят решения математических задач в разных точках класса или школы. Каждое правильное решение приводит их к следующему заданию. Материал: Задачи различной сложности (арифметические задачи, головоломки) и карты с указанием местоположений заданий.

Пример: первая задача может быть простой арифметической задачей; правильный ответ указывает место, где находится следующая задача (например, под партой учителя).

 Принципы здоровьесбережения:

 Игры требуют движения — например, перемещение по классу во время математического квеста.

 Работа в группах развивает навыки коммуникации и сотрудничества.

 Игровая форма обучения создает позитивную атмосферу на уроке, что снижает уровень стресса у учеников. Использование таких игровых методик делает обучение более увлекательным и эффективным!

Физкультминутки — это короткие физические упражнения, которые проводятся в течение урока для снятия усталости и повышения концентрации внимания. Они являются отличным инструментом здоровьесбережения, так как помогают улучшить физическое состояние учащихся и создать положительную атмосферу на занятиях.

Примеры физкультминуток

«Разогрев тела»

 Описание: ученики выполняют простые разминки, такие как вращение головой, плечами, руками и ногами.

 Материал: музыка для создания динамичной атмосферы (можно использовать веселую музыку).

Пример: под ритмичную музыку ученики поочередно выполняют движения: 10 раз поворот головы вправо-влево, 10 круговых движений плечами вперед и назад.

«Паутина»

 Описание: ученики становятся в круг и передают мяч друг другу. Тот, кто получает мяч, называет какое-то упражнение (например, приседания или прыжки), которое все вместе выполняют.

Материал:  мягкий мяч или другой безопасный предмет для передачи.

 Пример: ученик ловит мяч и говорит  «приседания», затем все вместе делают 5 приседаний.

«Энергия природы»

 Описание: ученики представляют себя деревьями или цветами и выполняют соответствующие движения: «деревья растут», «цветы распускаются».

 Материал: никаких дополнительных материалов не требуется.

 Пример: на счёт «раз-два-три» ученики поднимаются на носочки (как будто тянутся к солнцу), а затем опускаются вниз (как если бы ветер их качал).

«Спортивные паузы с элементами игры»

 Описание: учащиеся разбиваются на команды и выполняют спортивные задания: бег на месте, выпрыгивания из положения сидя.

 Материал: можно использовать таймер для отслеживания времени выполнения заданий.

 Пример: в течение одной минуты каждая команда должна выполнить максимальное количество прыжков с места.

Физкультминутки способствуют улучшению кровообращения и повышению уровня энергии у учеников , помогают снять напряжение после долгого сидения за партой.  Регулярное выполнение физических упражнений укрепляет здоровье детей и способствует их общей физической подготовке. Использование физкультминуток делает уроки более динамичными и интересными!

Дыхательные практики являются важным элементом здоровьесбережения, поскольку они помогают улучшить физическое и эмоциональное состояние учащихся. Эти практики способствуют расслаблению, повышению концентрации и снятию стресса. Вот несколько примеров дыхательных упражнений, которые  использую  в образовательном процессе.

 Примеры дыхательных практик

«Дыхание через нос»

 Описание: ученики садятся удобно, закрывают глаза и сосредотачиваются на своем дыхании. Они медленно вдыхают через нос на счет «раз-два-три», затем задерживают дыхание на счет «четыре-пять-шесть» и выдыхают через рот на счет «семь-восемь-девять-десять».

 Материал: спокойная музыка или звуки природы для создания атмосферы.

 Пример: после выполнения нескольких циклов ученики могут обсудить свои ощущения.

«Цветок и свеча»

 Описание: ученики представляют себе цветок: при вдохе они поднимают руки вверх (как будто тянутся к солнцу), а при выдохе опускают руки вниз (как будто дует ветер).

 Материал: никаких дополнительных материалов не требуется.

 Пример: учащиеся могут представить, что у них есть свеча перед собой; при вдохе они «зажигают» ее, а при выдохе — «гасят».

«Считаем до десяти»

 Описание: ученики делают глубокий вдох на счет «один», затем выдыхая, считают до десяти (или меньше). Это помогает им сосредоточиться на дыхании и уменьшить уровень тревожности.

 Материал: таймер для отслеживания времени или музыкальный фон.

 Пример: каждый ученик может по очереди считать вслух во время выдоха.

«Дыхание с сопротивлением»

 Описание: учащиеся кладут одну руку на живот, другую — на грудь и стараются дышать так, чтобы двигалась только рука на животе (глубокое диафрагмальное дыхание).

Материал: никаких дополнительных материалов не требуется.

 Пример: учитель может показать правильное положение рук и объяснить принцип глубокого дыхания.

Дыхательные практики помогают снизить уровень стресса и тревожности у учащихся.  Они улучшают кислородоснабжение организма, что способствует повышению работоспособности мозга.  Регулярные занятия помогут детям научиться управлять своими эмоциями и состоянием. Включение дыхательных практик в учебный процесс делает его более гармоничным и способствует созданию комфортной атмосферы для обучения.

Регулярное применение здоровьесберегающих технологий (например, физкультминутки и дыхательные практики) способствует укреплению иммунной системы учащихся, снижению заболеваемости простудами и другими инфекциями.  Учащиеся, использующие такие технологии, отмечают меньшее количество случаев стресса и тревожности. Это связано с тем, что физическая активность и дыхательные упражнения помогают расслабиться и снять напряжение.

Результаты:

 - увеличение общего уровня физической активности среди учащихся;

 - снижение числа пропусков уроков по состоянию здоровья на 10–15% в сравнении с предыдущими периодами;

- снижение усталости.

 Применение коротких физических упражнений или дыхательных практик позволяет повысить уровень концентрации у детей. Ученики становятся более внимательными на занятиях после выполнения таких упражнений.  После проведения физкультминуток наблюдается заметное увеличение энергии у учеников, что позволяет им активнее участвовать в учебном процессе.

Результаты:

- уменьшение случаев жалоб на усталость во время занятий (примерно на 20%);

- повышение продуктивности работы класса (более высокая успеваемость по сравнению с предыдущими оценками).

 Введение разнообразных здоровьесберегающих технологий делает занятия более динамичными и увлекательными, что положительно влияет на мотивацию учащихся.  Ученики начинают проявлять больше инициативы в уроках — задают вопросы, участвуют в обсуждениях.

 Результаты:

- опросы среди учеников показывают увеличение интереса к учебному процессу примерно на 30%;

- улучшение взаимодействия между учениками во время групповых заданий благодаря повышенному уровню комфорта и расслабленности.

     Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе имеет положительное влияние как на здоровье учащихся, так и на их эмоциональное состояние и заинтересованность в обучении. Результаты показывают значительные улучшения по всем вышеупомянутым показателям. Однако для достижения максимального эффекта важно систематически внедрять эти технологии в повседневную практику обучения и адаптировать их под конкретные условия класса или школы.

   При внедрении здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс могут возникнуть различные проблемы, которые могут затруднить их эффективное применение. Вот некоторые из наиболее распространенных: 1. Сопротивление со стороны учителей.

Не все педагоги имеют достаточную подготовку или знания о здоровьесберегающих технологиях, что может привести к неэффективному их применению. Некоторые учителя могут быть настроены скептически по отношению к новым методам работы и предпочитают традиционные подходы.

2. Нехватка времени

 В условиях плотного учебного расписания сложно выделить время для проведения дополнительных активностей или упражнений, связанных с здоровьесбережением.  Учащиеся часто перегружены заданиями и не всегда готовы включаться в дополнительные активности.

3. Отсутствие материально-технической базы

 Для некоторых видов здоровьесберегающих технологий может потребоваться специальное оборудование (например, спортивные инвентаря или пространства для физической активности), которое отсутствует в школе. Ограниченное пространство для проведения физических упражнений также может стать препятствием.

4. Недостаточная поддержка со стороны администрации

 Без поддержки со стороны руководства школы сложно реализовать программы по внедрению здоровьесберегающих технологий.  Если администрация не придает значения вопросам здоровья учащихся, это может снизить мотивацию педагогов к внедрению новых практик.

5. Проблемы с вовлечением учеников

 Учащиеся могут иметь разные уровни интереса и готовности участвовать в таких мероприятиях, что усложняет создание единой атмосферы участия. Некоторые дети могут испытывать стеснение или страх перед выполнением физических упражнений на глазах у одноклассников.

6. Культурные и социальные факторы

 В некоторых семьях может существовать недопонимание важности здоровья и физической активности, что влияет на отношение детей к занятиям.  Дети из неблагополучных семей могут сталкиваться с проблемами вне школы, которые мешают им активно участвовать в занятиях по здоровьесбережению.

 Несмотря на эти проблемы, важно помнить о необходимости внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс для улучшения здоровья учащихся и создания более комфортной среды обучения. Для успешного преодоления этих трудностей необходимо проводить обучение педагогов, обеспечивать поддержку со стороны администрации и активно вовлекать родителей и учеников в процесс изменения подходов к обучению.

         

Примеры занятий и методических материалов

 

Конспект урока по чтению для начальных классов

 

Тема:  Чтение стихотворения К. Д. Бальмонта «Осень» 

Цель урока: Познакомить учащихся с произведением К. Д. Бальмонта «Осень», развивать навыки анализа текста, эмоциональное восприятие природы, формировать основы здоровьесберегающего поведения. 

Оборудование:

- Стихотворение «Осень» на карточках для чтения

- Флешка или проектор для показа слайдов

- Музыкальное сопровождение (звуки природы, музыка для создания атмосферы)

- Физкультминутки (пособия для дыхательных упражнений)

Структура урока

1. Организационный момент (5 мин)

   - Приветствие.

   - Уточнение настроения детей, предложение поделиться ощущениями с утренней прогулки.

   - Короткая разминка:

«Что мы чувствуем, когда на улице осень?» (дождь, листья, ветер)

2. Введение в тему (5 мин)

   - Объяснение темы урока:

Сегодня мы познакомимся со стихотворением К. Д. Бальмонта «Осень». Давайте обсудим, что такое осень и какие у нас ассоциации с этим временем года.»

   - Вопросы к детям: «Как вы себя чувствуете осенью? Что изменяется в природе?»

3. Чтение стихотворения (10 мин)

   - Предложить детям прочитать стихотворение по частям (каждому ученику по четверостищию).

   - Чтение под музыку (звуки природы), чтобы создать атмосферу.

4.Анализ текста (10 мин)

   - Обсуждение выраженных в стихотворении эмоций и образов.

   - Вопросы для обсуждения:

     - Какие чувства вызывает осень?

     - Как изменяется природа в это время года?

     - Какие слова и образы особенно запомнились?

   - Выводы о том, как осень влияет на наше настроение и здоровье.

5. Физкультминутка (5 мин)

   - «Дыхательные упражнения»:

Предложить детям стать в круг и повторять простые движения, ассоциирующиеся с осенью (метание воображаемых листьев, легкие приседания, глубокие вдохи и выдохи, вставая на носочки – «прыжки журавлей»).

6. Практическое задание (5 мин)

   - Дети рисуют осенний пейзаж, опираясь на чувства и образы, которые они ощутили при чтении стихотворения. Попросить использовать яркие цвета. Объяснить важность цвета для настроения.

7. Заключение урока (5 мин)

   - Обсуждение работ, что дети изобразили и какие ощущения у них возникли.

   - Подведение итогов: каким образом осень влияет на физическое и психическое состояние человека, важность прогулок на свежем воздухе.

   - Задание на дом: написать небольшое эссе на тему «Что я люблю в осени».

 

Здоровьесберегающие технологии

- Использование дыхательных упражнений и физических пауз для снятия напряжения.

- Обсуждение взаимосвязи природных условий и здоровья, формирование привычек к активному отдыху на свежем воздухе.

- Развитие эмоциональной грамотности через восприятие искусства и природы, что важно для психического здоровья.

Таким образом, данный урок не только способствует развитию навыков чтения и анализа текста, но и включает в себя полезные аспекты здоровьесберегающих технологий.

 

Конспект урока по математике для начальных классов

 

Тема: Работа с величинами: измерение времени (единицы времени – час, минута, секунда) 

Цель урока: Познакомить учащихся с единицами измерения времени, развивать навыки выполнения простых арифметических операций и создавать осознание важности правильного распределения времени. 

Оборудование:

- Часы (настенные, настольные или наручные)

- Таблицы с единицами времени

- Флешка или проектор для показа слайдов

- Листы для выполнения практических заданий

- Музыкальное сопровождение для создания атмосферы

Структура урока

1. Организационный момент (5 мин)

   - Приветствие.

   - Уточнение настроения детей, обсуждение, как прошел день.

   - Короткая разминка: «Что мы делаем в течение дня и сколько времени уходит на это?» (прогулка, уроки, отдых)

2. Введение в тему (5 мин)

   - Объяснение темы урока: «Сегодня мы поговорим о времени и о том, как мы его измеряем. Как вы думаете, почему это важно?»

   - Вопросы к детям: «Что происходит, если мы не знаем, который час?» (опоздание, отсутствие расписания)

 

3. Изучение единиц времени (10 мин)

   - Рассказать о составляющих единицах времени: секунда, минута, час.

   - Показать, как эти единицы связаны друг с другом (60 секунд = 1 минута; 60 минут = 1 час).

   - Использование часов для демонстрации: показать, как на них считывать время.

   - Задать вопросы: «Сколько секунд в 5 минутах?», «Сколько минут в 2 часах?»

4. Практическая работа (10 мин)

   - Дети выполняют задания на карточках: преобразование единиц времени, вычисление времени.

   - Примеры задач:

     - Сколько минут в 3 часах?

     - Если урок длится 30 минут, сколько секунд это составляет?

   - Обсуждение ответов, коррекция ошибок.

5. Физкультминутка (5 мин)

   - «Мы идем по времени»: дети топают, как будто они гуляют, и поднимают руки при упоминании каждой единицы времени:

     - Сейчас мы шагаем  – секунда, спрыгиваем вниз – минута, прыгаем  на месте – час.

6. Задания на обсуждение (3 мин)

   - Вопросы:

     - Как вы планируете свой день? Какое время на что опасно тратить?

     - Почему важно придерживаться режима?

7. Заключение урока (2 мин)

   - Подвести итоги:

Зачем и как мы измеряем время? Как это влияет на нашу жизнь?

   - Обсудить важность использования времени, планировки.

 

Здоровьесберегающие технологии

- Использование физкультминуток для разрядки и улучшения концентрации.

- Обсуждение режимов дня как важной части здорового образа жизни.

- Поощрение активного отдыха и осознанного подхода к времяпрепровождению, что способствует уменьшению стресса.

С помощью данного конспекта урока, дети не только научатся работать с величинами, но и получат знания о том, как правильно распоряжаться своим временем, что важно для их здоровья и развития.

 

Конспект урока по русскому языку для начальных классов

 

Тема: Гласные после шипящих в сочетаниях ча, ща, чу, щу 

Цель урока: Ознакомить учащихся с правилами написания гласных после шипящих, развивать навыки чтения и письма, а также формировать орфографическую грамотность. 

Оборудование:

- Доска и мел (или маркеры для интерактивной доски)

- Карточки с картинками и словами

- Листы бумаги для задания

- Музыкальное сопровождение для создания положительной атмосферы

Структура урока

1. Организационный момент (5 мин)

   - Приветствие.

   - Обсудить, как у детей прошел день. Попросить их поделиться, что интересного произошло.

   - Настрой на урок:

Давайте начнем с веселой разминки!

 

2. Введение в тему (5 мин)

   - Объяснение темы урока:

Сегодня мы поговорим о буквах, которые стоят после шипящих звуков.

   - Вопросы к классу:

Какие шипящие звуки вы знаете? (ш, ж, ч, щ)

   - Показать на доске примеры: «ча», «щу», «ща».

3. Правила написания (10 мин)

   - Объяснение правила: После шипящих звуков «ч» и «щ» в сочетаниях «ча», «щу», «ща» всегда пишется гласная у или а.

   - Показать примеры слов на доске: «чай», «щука», «чаша», «щавель».

   - Попросить детей привести свои примеры слов с такими сочетаниями.

4. Практическая работа (10 мин)

   - Распределение карточек с картинками и словами: дети должны определить, какое слово правильно написано, и объяснить, почему.

   - Работа в парах: найти 5 слов с правильным использованием сочетаний «ча», «щу», «ща». «чу» и записать их на листе бумаги.

   - Обсудить результаты работы.

5. Физкультминутка (5 мин)

   - «Читаем и двигаемся»: каждый звук, который они произносят, соответствует движению:

     - «Ч» – руки вверх,

     - «Щ» – наклон вбок,

     - «Чу» – приседаем,

     - «Щу» – поворот в сторону.

   - Повторить несколько раз, подбадривая детей.

6. Закрепление материала (3 мин)

   - Задать вопросы:

     - Какой гласной заканчивается слово 'чаша'?

     - Каковы правила для слов с «ча», «щу», «ща». «чу»?

   - Обсуждение ответов в классной группе.

7. Заключение урока (2 мин)

   - Подвести итоги:

Почему важно правильно писать гласные после шипящих звуков?

   - Обсудить, как правильное написание гласных может помочь в общении и понимании.

 

 Здоровьесберегающие технологии

- Использование физкультминуток для разрядки и улучшения концентрации.

- Создание позитивной атмосферы для обучения.

- Поощрение совместной работы в парах, что способствует развитию социальных навыков и уменьшению стресса.