Присяжнюк Н.В., учитель математики
МКОУ «ООШ№26»
Коркинский р-н рп.Первомайский
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
Если взглянуть на цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения через призму математической подготовки учащихся, то она будет такова - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе через раскрепощение мысли ребёнка, создание на уроке комфортной атмосферы, свободной для творчества, через его способность самостоятельно собирать, анализировать и синтезировать получаемую информацию и добиваться результатов; через его физическое и интеллектуальное совершенствование (ведь мозг - это тоже орган, который необходимо тренировать). А для этого необходимо сформировать у него те необходимые знания, умения и навыки, по здоровому образу жизни, которые помогут в организации креативной мыслительной деятельности, в воспитании математического мышления, в овладении математикой как методом познания, как основой для формирования метаязыка наук будущего (Как писал Н. Бор: «Математика - это язык науки») и способствуют развитию памяти и внимания. Необходимо также научить использовать полученные математические знания в повседневной жизни. В контексте изучения математики использование данной технологии организует освоение ребёнком содержательных обобщений, поэтапное формирование умственных действий и т.д.
Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии, - регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало - конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся. Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Поэтому среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием - забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся. В то же время, общество, в котором мы живём, основано на информации. Информация - это результат научных исследований. Ни одно научное исследование невозможно без математического метода познания (построения теоремы (теории), достоверность которой необходимо доказать, как аксиому, создание математической модели объекта исследования, математической переработкой полученных данных в виде таблиц, графиков, диаграмм, создание программ и т.д.) Именно математика вооружает науку аппаратом, позволяющим проникнуть в сущность процессов, и в частности, обнаруживает единство природы в поразительной аналогичности дифференциальных уравнений, относящихся к разным областям явлений. Вся история культуры человечества, и науки в частности, демонстрирует спиралевидное развитие от синтезирующего представления о действительности к дифференцированному. Налицо развитие межпограничных исследований как проявление синтезирующего начала. Столь широкие возможности математики привели к активной математизации науки и общества, сделали математическую подготовку необходимой составляющей здоровой, успешной, конкурентоспособной личности.
Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) совокупностью всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий оберегают здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды. В решении этой проблемы может помочь внедрение в школьный образовательный процесс коррекционно -развивающих пауз на уроках и новой обучающей оздоровительной технологии игрового компьютерного биоуправления.
На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, планируются вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни, а также снижении перегрузок учебным материалом и домашними заданиями. Содержание уроков математики составляют устные и письменные задачи, упражнения. Однако, их необходимо связать со здоровьем обучающихся, не только физическим, но и психическим, духовно-нравственным и экологическим. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач, как помещенных в учебниках, так и тех, которые составляю я и сами учащиеся. Через решение задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами. В этом случае образование нацелено на выработку понимания условий сохранения и укрепления здоровья, многообразия факторов, воздействующих на организм, виды болезней, способы оздоровления, воспитание бережного отношения к здоровью собственному и окружающих, формирование здорового образа жизни.
1.Задачи о труде людей - основа для психологической подготовки к труду. Эти задачи помогают учащимся понять его красоту и созидательную силу.
2.Задачи, показывающие заботу государства о повышении благосостояния трудящихся, о подрастающем поколении, об охране окружающей среды.
3. Задачи о связи обучения с жизнью, об учебном труде учащихся и их общественно-полезных делах. Среди таких задач - задачи о спорте, участии в экологических субботниках, о сборе семян, лекарственных трав.
4.Формированию научного мировоззрения помогает нам введение в преподавание элементов историзма, библиографических справок.
5.При составлении задач, способствующих здоровому образу жизни школьников, учащиеся раскрывают темы в виде презентаций.
6.Воспитание чувства красоты и гармонии математических законов. Здесь нужно, используя известные истины школьного курса математики, информатики, обнаружить в них общую сильную идею, достойную удивления.
Функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать перегрузки и преждевременное утомление во многом зависят от правильно составленного учебного занятия.
Создание благоприятного психологического климата в учебном процессе, применение личностно-значимых способов учебной работы, индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности - это методы, которые раскрепощают ребенка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, эти методы снижают тревожность и психическое напряжение учащихся, а значит, улучшается и повышается сопротивляемость организма ребенка к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, способствующих сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников. Формы и способы осуществления дифференциации могут касаться индивидуального дозирования и распределения учебной нагрузки, определения соответствующего индивидуальным возможностям учащегося уровня сложности заданий в пределах стандартных и повышенных требований.
Важная черта современного урока - учет при его построении и проведении динамики умственной работоспособности школьников в течение рабочего дня и недели. Каждому учителю необходимо уделять большое внимание здоровьесберегающим факторам, ставить своей целью при подготовке и проведению уроков формирование гражданина с потребностью к здоровому образу жизни, руководствоваться методической литературой, содержащей здоровьесберегающие технологии, рекомендациями врачей. Учитель никогда не сможет заменить ребенку врача, но может и должен содействовать сохранению здоровья всеми возможными способами, такими как строгое соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения, нормирование учебных нагрузок, применять образовательные технологии с учетом физиологических возможностей ребенка, организовать благоприятный эмоциональный и психологический фон занятий. А именно:
· Учителю важно использовать в работе образовательные программы, которые соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
· Выполнять рекомендации по проведению контрольных работ и уроков, содержащие следующие положения:
1) контрольные работы проводить в соответствии с графиком школы (одна контрольная работа в день) на втором или третьем уроках, исключая понедельник, субботу и первые дни после каникул и продолжительных праздников;
2) использовать различные методы и виды работ на уроке; смену видов деятельности;
3) необходимо на уроке проводить динамические паузы - упражнения для расслабления мышц шеи, глаз, массаж пальцев рук; игровые моменты, позволяющие не отвлекаясь от темы урока, проводить физкультминутки.
Образовательная работа требует длительного поддержания определенной статической позы, создающей нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Небольшая двигательная нагрузка снимает напряжение, признаки утомления. Особенно это эффективно на 25-й минуте урока. Это могут быть простейшие упражнения, выполненные в положении сидя, лучше - стоя у парты. Например, при изучении правильных и неправильных дробей ученикам можно предложить такое упражнение: встать и поднять руки, если дробь, называемая учителем, правильная, вытянуть руки перед собой - если неправильная и т.д. Физкультминутки могут проводиться только в логике урока, на котором они
используются. Они должны включаться в урок в те моменты, когда завершен разбор одного логического блока урока и учитель планирует переходить к следующему.
4) дидактические игры - творческие, развивающие и обучающие. Например, подсказать правильное действие или решение задания только руками, не употребляя слов; по изученной теме назвать наибольшее число ключевых слов: существительных, глаголов, прилагательных и кратких высказываний;
5) использовать методику опорных сигналов, способствующую здоровьесберегающим факторам, так как в процессе обучения используется цветная блок-схема, которая помогает четкому запоминанию, созданию ситуации успеха, где активизируется мыслительная деятельность и познавательная активность школьников;
6) следить за осанкой учеников на уроке;
7) у учащихся развита интуитивная способность улавливать
эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия необходимо создавать обстановку доброжелательности;
8)предлагать ученикам индивидуально-дифференцированные домашние задания, устанавливая в них обязательную часть и необязательную.
Математика считается наиболее трудным предметом в школе. Уроки математики следует включать в расписание вторыми или третьими, то есть в период высокой работоспособности. «Трудность урока» и «утомительность урока» - понятия разные. Трудность - это объективное свойство урока, включающее конкретный объем знаний, умений и навыков, которые должен усвоить ученик, а утомляемость - это субъективный индивидуальный показатель, характерный для каждого ребенка. Педагогически правильно построенный урок должен способствовать высокой работоспособности и не приводить к значительному утомлению.
Так, на уроках математики важно применять дифференцированные приемы оценки качества знаний учащихся, предлагая им контрольные работы разного уровня сложности, предлагать детям самим делать выбор, в то же время не занижать стандартов образования.
Успешность в решении задачи формирования у школьников культуры здорового образа жизни зависит от насыщения образовательной среды информацией в виде знаний о здоровье человека. Роль учителя велика, так как задания на тему сохранения здоровья призваны заинтересовать учеников вопросами устройства своего тела, а учитель комментариями по ходу выполнения задания помогает систематизации знаний. Важно использовать задания, основанные на фактическом материале, использовать графические иллюстрации, диаграммы, таблицы для пропаганды здорового образа жизни. Приведу примеры таких задач:
1. На уроках математики следует проводить пропаганду отказа от вредных привычек у подростов. На уроке по теме «Пропорциональные величины. Решение задач методом пропорций» в 6 классе полезно решить такие задачи: Задача №1. На пачке сигарет читаем: «Смола 12 мг/сиг, никотин 0,8 мг/сиг». Сколько процентов смол содержит одна сигарета? Ответ: 93,75%.
Задача №2. При употреблении внутрь смертельная доза яда никотина составляет 40-60 мг. Сколько никотина содержится в пачке сигарет, если в одной сигарете никотина содержится 0,8 мг? Сколько таких сигарет необходимо выкурить, чтобы в организм попала смертельная доза яда? Ответ: 16мг, 50 сигарет.
Задача №3. Одна сигарета содержит до 2,1 мг никотина, яда, более сильного, чем стрихнин. При курении 2/3 дыма попадает в воздух. Выясните, сколько никотина окажется в воздухе комнаты, в которой курильщик выкурил 10 сигарет? При этом известно, что смертельная доза яда - 40 мг. Сколько процентов смертельной дозы яда будет в воздухе этой комнаты? [1] Ответ: 14 мг, 35 %
2 В 7 классе в теме «Прямая и обратная пропорциональные зависимости» можно решить графически задачи, позволяющие проанализировать нормальное число часов сна человека до 18 лет.
Задача № 4. Постройте график зависимости роста Н некоторого человека от его возраста Т, используя данные таблицы. Опишите график словесно. Какой можно сделать вывод из графика?
Т, лет 3 7 12 15 20
Н, м 0,9 1,2 1,5 1,7 1,7
Построив график, делаем вывод, что за ростом ребенка можно проследить по графику и можно сказать, нормально ли развивается тот или иной ребенок.
Большое значение в сохранении работоспособности и укреплении здоровья на уроках математики имеет правильная организация учебной недельной нагрузки. В недельной динамике работоспособности можно отметить периоды: понедельник - врабатывание; вторник, среда - оптимум; в четверг повышается напряжение, снижается эффективность работы, а в пятницу работоспособность ниже, чем в другие дни недели. Полезно делать «разгрузочный» день, лучше в середине или в конце недели. В этот день разгрузить урок - провести дидактическую игру, нестандартный урок, урок - путешествие и т.д.
В развитии утомления при учебной деятельности большую роль играет методика преподавания математики. Необходимо правильное использование технических средств обучения, плакатов, схем. Длительное применение ТСО создает повышенную нагрузку на центральную нервную систему, сильно утомляет ребенка. Поэтому необходимо учитывать нормы длительности использования технических средств на уроках: в 5-7 классах длительность непрерывного применения слайдов, интерактивной доски составляет от 20 до 25 минут.
При использовании на уроках математики информационных и коммуникационных технологий следует придерживаться физиолого-гигиенических рекомендаций, направленных на обеспечение безопасных условий использования компьютера. Они содержат информацию о требованиях к помещениям, световому режиму, микроклимату, организации рабочего места, качеству монитора и компьютерных программ, к режиму работы на компьютере.
Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз на каждом уроке. Известно, что просидеть на уроке 45 минут достаточно сложно не только первокласснику, но и старшекласснику, особенно на уроках математики. Потраченное на физкультминутки время, окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.
По мнению ведущих специалистов в области нейропедагогики, оптимальные психо- лого-педагогические условия для реализации потенциальных возможностей ребенка, для создания ситуации успеха должны формироваться с учетом мозговой организации познавательных процессов. Одним из направлений такой работы является - «Дифференцированное обучение учащихся с разной функциональной асимметрией полушарий». При участии психологической службы школы полезно проводить психодиагностическое обследование учащихся с целью определения функциональной сенсомоторной асимметрии. И использовать на уроках общие рекомендации по работе с левополушарными и правополушарными детьми, позволяющие акцентировать внимание учителя на данных об индивидуальном профиле функциональной асимметрии мозга ребенка. Например: для правополушарных детей необходимо делать упор на социальную значимость того или иного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность в самореализации. Для формирования мотивации к учебной деятельности у левополушарных детей необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Для наиболее эффективного восприятия информации с классной доски для правополушарных детей сочетание цветов должно быть таким: светлая доска и темный мел. Посадить же учеников необходимо полукругом. Вне этих условий потеря информации может составлять до ЗО %. Для левополушарных наиболее значима правая полусфера: сочетание цветов на доске: темный фон и светлый мел; классическая посадка за партами. Учитель должен модифицировать задания таким образом, чтобы адаптировать их ко всем ученикам класса, как лево-, так и правополушарным. В этом случае повышается успеваемость, минимизируется количество стрессовых ситуаций во время обучения в школе. Рекомендации по работе с детьми любой учитель может получить у школьного психолога.
ЛИТЕРАТУРА
1. Педагогика и психология здоровья. - М.: Академия, 2003. -612 с.
2. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: Руководство для работников системы общего образования. - М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. - 18 с.
3. Иванова А.А. Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках математики II Школьный психолог. - 2004. - №38 (324), 8-15 октября.
4. «Школа 2000...». Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг// Под ред. Г.В. Дорофеева, И.Д. Чечель. - М.: Школа 2000, 2002. - 316 с.
5. Алимова Т.М. Здоровье: Сборник заданий по математике на тему
здоровья. 5-9 классы. - М.: 2003.-412 с.
6.Сиротюк А.Л. Обучение детей с разным типом мышления. –М.: Дрофа, 2010. – 512с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.