Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе
Автор: Дамаева Нейля Абдулхаковна., учитель МБОУ «ООШ с. Первая Ханенёвка Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области»
Введение «Здоровье - не
всё, но всё без здоровья - ничто»
педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. И эти печальные факты подтверждают, что именно в школе ученик получает то или иное заболевание, отклонение здоровья. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления», в основе которой лежат «Здоровьесберегающие технологии», направленные на формирование, сохранение и укрепление здоровья школьников. Здоровье детей – это политика, в которой заложено будущее страны, поэтому основные задачи здоровьесберегающей деятельности школы: - создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса; - формирование у школьников, их родителей и учителей ответственного отношения к здоровому образу жизни. Решить эти задачи помогут « Здоровьесберегающие технологии». Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформулировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровье ребёнка можно считать нормой, если он: умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья); проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость (интеллектуальный аспект здоровья); честен, самокритичен (нравственное здоровье); -2-
коммуникабелен (социальное здоровье); уравновешен (эмоциональный аспект здоровья). Образовательная среда, обогащённая многообразными «нишами» со свойственной им трофикой, предоставляет широкие возможности для проявления способностей и удовлетворения интересов практически всех учащихся. А для того, чтобы образование способствовало укреплению здоровья, при проектировании среды важно позаботиться об обеспечении гармоничного сочетания в ней условий для реализации как биологических, так и социально-культурных потребностей детей. Ведь здоровье имеет комплексную структуру, и его состояние в равной мере взаимосвязано с успешностью как психофизического, так и социально-культурного развития учеников.
-3-
Применение здоровьесберегающей технологии на уроках Здоровьесбережение в школе – одно из приоритетных направлений в современном
образовании. Однозначно, современные проблемы эколого-валеологического
образования подрастающего поколения трудно решить только за счет сообщения
ученикам знаний, которые сами по себе не решат комплексных задач воспитания и
развития здорового поколения. Еще в Спарте в детях воспитывали сильный и здоровый
дух, прекрасно понимая, что здоровое и крепкое будущее зависит от здоровых
наследников. Но меняются эпохи, социальные уклады, ценности, с ними меняются и
представления о телесных, духовных идеалах, а значит, меняется человек.
Медицинские осмотры детей в школах показывают, что здоровых детей с каждым годом
становится меньше. Самыми распространенными являются болезни позвоночника,
нервные расстройства и нарушения зрения-показатели неправильно организованного
урока, учебного процесса в школе в целом, что еще раз доказывает о необходимости
широкого применения здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном
процессе. Каждый педагог в своей практике использует некоторые элементы данной
технологии, но, к сожалению, не все и не всегда. Как правило, объясняется это
нехваткой, пустой тратой времени.
Научить ребенка осознать ценность здоровья, управлять собственным здоровьем –
задача каждого учителя-предметника.
Выделяют несколько принципов здоровьесберегающей технологии (по Н. К.
Смирнову «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе») : -Организация обучения через разные каналы восприятия информации (зрение, слух, ощущение) в зависимости от возрастных особенностей учащихся, а также целей и задач урока. - Создание здоровьесберегающего пространства классной комнаты. - 4- - Знание недельных зон работоспособности и планирование уроков разной степени сложности. - Знание об уровнях работоспособности учащихся в течение рабочего дня. - Планирование контрольных работ, уроков нового материала, уроков обобщения в зависимости от места урока в сетке расписания. - Распределение интенсивности умственной нагрузки в течение урока и рабочего дня. Конечно, в силу определенных причин, не всегда удается придерживаться всех
принципов здоровьесберегающей технологии, но использовать элементарные принципы
мы обязаны. Яркие, эмоциональные уроки с использованием физкультурных
упражнений, с примерами из жизни, непременно сделают ваш урок насыщенным,
интересным, продуктивным и полезным. А поможет вам в этом несколько простых
принципов, которых можно свободно использовать как на уроках экологии, так и на
других предметах: 1. Гигиенические условия в кабинете: чистота, температура, свежесть воздуха, освещение, отсутствие неприятных раздражителей (запрещается загромождение световых проёмов оборудованием и цветами; жалюзи или шторы должны сочетаться с цветом мебели и стен; в помещении должно быть левостороннее освещение; желательно, чтобы классная доска имела тёмно-зелёный цвет или коричневый, нельзя – чёрный; для оздоровительных целей важен подбор растений в кабинете- желательно, чтобы в кабинете стояли такие растения: герань, хлорофитум, сансевиерия, мирт, мята, примула, бегония, аспарагус, монстера, кактус, розы, орхидеи, традесканция, диффенбахия, антуриум, гибискус, азалия и фатсия: Герань очищает воздух, обладает свойствами антидепрессанта, повышает умственную и физическую активность. Хлорофитум, традесканция насыщают атмосферу кислородом, убивают вредные бактерии, выделяя фитонциды. - 5 - Сансевиерия помогает школьникам усваивать науки, повышает работоспособность. Мирт – снижает заболеваемость ОРВИ у детей. Мята – устраняет стрессы. Примула, бегония, аспарагус и монстера уменьшают количество вредных микроорганизмов в воздухе в два раза. Гибискус, фатсия, азалия, антуриум, диффенбахия повышают в комнате влажность воздуха, делая его полезным для дыхания. Кактусы выделяют ионы, нейтрализующие вредное излучение телевизоров и компьютеров. Розы и орхидеи прекрасно оздоравливают атмосферу вокруг себя. 2. Смена видов деятельности, так как однообразие утомляет. Рекомендуется 4-7 видов за урок по 7-10 минут. Но нужно помнить, что частые смены деятельности также утомляют детей. Этот момент урока должен быть тщательно продуман. 3. Желательно использовать на уроках не только словесный вид преподавания, но и наглядный, аудиовизуальный, так как среди детей выделяют аудиалов, визуалов и кинестетиков. Однообразность урока способствует утомлению школьников. 4. Физкультминутки - обязательная составная часть урока. На 15-20 минут урока по 1 минуте из 3 легких упражнений с 3-4 повторениями. Учащиеся 5-6 классов выполняют их с большим удовольствием, а старшие классы могут работать самостоятельно. Желательно применять упражнения для мышечной релаксации и упражнения для профилактики зрительного утомления, которые прописаны в СанПиНах. Например: вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз. Упражнения можно со временем менять. - Не крутя головой, поводите глазами вправо- влево, вверх-вниз. - 6 -
- Вращайте обоими глазами по кругу сначала в одну, потом в другую сторону. Делайте оба упражнения по 5 раз. Повторите эти упражнения с закрытыми глазами. - Смотрите обоими глазами на кончик носа до лёгкого утомления. - Так же смотрите на переносицу, пока глаза не устанут. ФМ общего воздействия - И. п.- Встать на носки, руки вверх-наружу, подняться вверх за руками; 3-4 – дугами в стороны руки вниз и расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперёд. Повторить 6 раз. Темп медленный. - И.п. – стойка ноги врозь, правую руку вперёд, левую на пояс. 1-3 – круг правой рукой вниз в боковой плоскости с поворотом туловища направо. 4 – заканчивая круг, правую руку на пояс, левую вперёд. То же в другую сторону. Повторить 4-6 раз. Темп средний. - И.п. – стойка ноги врозь, руки вперёд. 1- поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину. 3-4 – то же в другую сторону. Упражнения выполняются размашисто, динамично. Повторить 6 раз. Темп быстрый. ФМ для улучшения мозгового кровообращение - И.п. – сидя на стуле. На счет «1 – 2» - плавно наклонить голову назад; «3- 4» -голову наклонить вперёд, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. - И.п. – сидя, руки на поясе. На счёт «1» - поворот головы на право; «2» - и.п.; «3» - поворот головы налево; «4» - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный. - И.п. – стоя или сидя, руки на поясе. На счёт «1» - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево; «2» - и.п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. Затем повторить то же упражнение правой рукой. - 7 - ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук. - И.п. – Стоя или сидя, руки на поясе. На счёт «1» - правую руку вперёд, левую вверх; «2» - переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить руки вниз, потрясти кистями, голову наклонить вперёд. Темп средний. - И.п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. На счёт «1-2» - свести локти вперёд, голову наклонить вперёд» «3-4» - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз. Затем руки опустить вниз и расслабленно ими потрясти. Темп медленный. - И.п. – сидя, руки вверх. На счёт «1» - сжать кисти в кулак; «2» - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний. 5. Умение учителя выделить и подчеркнуть в большинстве тем вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма (влияние вредных привычек на системы органов, СПИД, ЗППП, профилактика гельминтозов, животные в медицине, лекарственные растения и т. д.). 6. Благоприятный психологический климат на уроке: доброжелательное отношение учителя, улыбка определяют положительное воздействие школы на здоровье. Урок не полноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: шуток, поговорок, афоризмов. Избегать конфликтов. Психофизический комфорт - важнейшее условие предупреждения утомления. 7. В течение урока обращать внимание на позу ребенка (осанка). Упражнения, направленные на улучшение осанки - «Улучшаем осанку».Встаём вплотную к стене, стопы сомкнуты, живот втянут, голова касается стены, глаза закрыты. Начинаем движение от стены с гордо поднятой головой, плечи немного откинуты, живот поднят. Таким образом укрепляются мышцы спины и брюшного пресса. – 8 -
- «Птица перед взлётом».Стоя, подышать спокойно. Выполнить наклон вперёд, не сгибая ног. Голова вперёд, руки за спиной подняты вверх с напряжением, как крылья. Опустив голову, руки расслабленно уронить вниз. Задержаться в таком положении 5-6 секунд. Это упражнение учит детей напрягать и расслаблять мышцы спины. 8. Дети с нарушениями слуха и зрения сидят за первыми партами. 9. Часто болеющих детей рассаживать дальше от наружной стены. 10. При использовании ИКТ необходимо соблюдать требования, приписанные в СанПиНах 11. Кабинет должен представлять собой здоровьесберегающее пространство. Давно доказано, что цветовая гамма влияет на эмоциональное состояние человека, на его работоспособность. Такие цвета как синий, голубой, зеленый, желтый создают настрой «психического равновесия», повышают работоспособность в отличие от голых, однотонных стен. Очень положительно действует наличие в кабинете аквариума, что для нашей школы пока ещё большая роскошь. 12. Недопустима задержка в классе после звонка на перемену. 13. Старайтесь планировать урок таким образом, чтобы контрольные работы проходили не последним уроком и не в конце недели. Использование здоровьесберегающей технологии не требует от учителя специальной
подготовки и больших затрат времени.
Главное – результат
- 9 -
Заключение Я считаю, что для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. Поэтому рациональная плотность урока должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %; в содержательной части урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у них ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем. Умение поддерживать состояние активности учащихся – важный критерий оценки здоровьесберегательного аспекта используемых учителем педагогических технологий. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют и на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся. Забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своем собственном здоровье. Педагог должен подавать пример своим образом жизни и своим здоровьем, так как собственный пример лучше всяких слов познакомит детей с правилами здорового образа жизни.
- 10 -
Библиография
1. ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»
2. «Российская газета», №11,2010г. 3. Практика административной работы в школе, № 2, 2009г 3. Начальная школа.2008г.№9
4. Здоровьесберегающие технологии. Урок Саратов 2009г.
- 11 –
Содержание
1. Введение стр. 2- 3 2. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках экологии стр. 4 – 9 3. Заключение стр. 10 4. Библиография стр. 11 5. Приложение 1 стр. 12 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.