Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС
Оценка 4.6

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
другое
20.09.2023
Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС
Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС.docx

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,  

сделайте его крепким и здоровым.                                                                           Ж.Ж. Руссо

 

В мире много богатств, но здоровье самое главное богатство человека. И это богатство надо сохранять и укреплять с самого раннего возраста. Здоровье ребенка, его успешная социальная адаптация, нормальный рост и гармоничное развитие во многом определяются средой, в которой он живет. В класс приходят учиться дети с  разным уровнем физического развития, неодинаковой подготовкой к обучению, отличиями  в психофизиологическом развитии. Но в их глазах горит огонек любопытства и любознательности, они готовы впитывать в себе всё ещё неизвестное, они хотят многое знать и всему научиться.

Главная задача учителя начальных классов – помочь детям, сделать так, чтобы они стали жить активной, интересной жизнью, чтобы учение в школе было в радость. научить каждого ученика беречь и укреплять свое здоровье.

Школьная пора один из самых лучших моментов в жизни человека, но существуют школьные факторы, которые влияют на здоровье учащихся:

-интенсификация учебного процесса;
- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- нерациональная организация учебной деятельности;
- стрессовая педагогическая тактика (или тактика педагогических воздействий);
- низкая функциональная грамотность педагогов и родителей в вопросах
охраны и укрепления здоровья, как своего, так и детей.
Традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к переутомлению, развитию острых и хронических нарушений здоровья, развитию нервных, психосоматических и других заболеваний. Обучать без вреда для здоровья – это не задача школы, а обязательное условие её работы! Идея здоровьесбережения обучающихся в образовании является основной задачей Федеральных государственных образовательных стандартов.

В последнее время все очевиднее становится ухудшение здоровья  учащихся. - 14% детей практически здоровы, - 50% имеют функциональные отклонения, - 35-40% хронические заболевания, - в 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы, - в 5 раз - нарушение осанки, - в 4 раза - нервно-психических расстройств. к концу занятий ухудшается самочувствие учащихся, многие на подготовку домашних заданий тратят более 2,5- 3 часов, - более 60% ребят не могут сразу заснуть, что свидетельствует о нервном переутомлении, - абсолютно здоровыми и оптимально адаптированными можно считать около 1/3 первоклассников.

Одним из основных принципов государственной политики в сфере образования является «приоритет жизни и здоровья человека». Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок поступил в школу. В дальнейшем сохранение и укрепление здоровья школьников будет зависеть от правильной организации образовательного пространства. В создавшейся обстановке естественным стало активное использование здоровьесберегающих технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников, формированию необходимых универсальных учебных действий по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни. В этом и состоит суть педагогической заботы о здоровье ребенка. По сло­вам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».

 В.А. Сухомлинский писал: "Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка - это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества".  Все это должно быть направлено на то, чтобы учащиеся испытали удовлетворение в процессе учебной работы на уроке. Начальная школа -  это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в соответствии с обучением дадут прекрасные результаты.
Одним из важнейших аспектов является  психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом,  решается задача предупреждения утомления обучающихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выра­зить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Дети  входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить.

Для включения всех учащихся в учебную деятельность по освоению изучаемого материала необходимо помнить: один и тот же учебный материал может быть представлен несколькими средствами обучения (печатные издания, аудио – видео и др.), каждое из которых обладает своими дидактическими возможностями. Поэтому здоровьесберегающие средства необходимо подбирать так, чтобы дети смогли включиться в работу в соответствии с индивидуальными возможностями, при этом смогли увидеть, ощутить, услышать. Средства обучения должны снимать физическое напряжение и усталость; включать учащихся в деятельность по освоению предметного содержания своей внешней привлекательностью.

 Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы - это рациональная организация урока. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Как это сделать?

1. Комфортное начало и конец урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой. Это достигается с помощью таких приемов:

-использование положительных установок на успех ( «Я смогу», «У меня все получится» и др.)

-умение настроить себя и других на положительную волну

( «Улыбнись другу», «Улыбнись самому себе»).

-рисование различных значков на полях тетради, которые отражают настроение детей (методика Лутошкина А.Н., позволяющая быстро узнать степень готовности класса).

2. Выстраивать урок приходиться в рациональном режиме, т.е. с четким чередованием различных видов деятельности и отдыха детей. В силу возрастных особенностей необходимо учитывать, что первые 3-5 минут урока идет «вырабатывание». Оптимально устойчивая работоспособность длится 10-15 минут, после этого наступает состояние утомления, если не сменить тактику. Для повышения умственной работоспособности, предупреждения преждевременного утомления детей и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, учитывая специфику предмета, часто с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и дыхательной гимнастики

В состав упражнений для физкультминуток я включаю:

-упражнения по формированию осанки,

-укреплению зрения,

-укреплению мышц рук,

-отдых позвоночника,

-упражнения для ног,

-потягивание,

-массаж груди, лица, рук, ног,

-упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ,  поэтому я ввожу упражнения для глубокого дыхания. Они дают нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствуют расслаблению мышц, выполняющих значительную нагрузку. Часто на уроках дети испытывают беспричинную усталость, а Гиппократ отмечал: «Беспричинная усталость предвещает болезнь». Чтобы избежать этого на уроках, целесообразно применять дыхательную гимнастику. Специальные дыхательные упражнения обеспечивают, наряду с физкультминутками, высокую работоспособность в течение всех занятий, позволяют развивать слуховую память, а также снимают утомления и дают возможность избежать переутомления.
Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клетки организма и необходимы детям, довольно часто болеющим   простудными заболеваниями.(дыхательная гимнастика по методике Стрельникова  А.Н.).
Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению учащихся. Устранить переутомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности.

Продолжительность активного внимания на уроке составляет 15-20 минут. После 30-35 минут непрерывных занятий у детей резко падает работоспособность, 50 % учащихся начинает отвлекаться.

На своих уроках использую следующие средства, способствующие отдыху и восстановлению работоспособности:

- физкультминутки;

- пальчиковая гимнастика;

- эмоциональные разрядки или «минутки покоя»;

- гимнастика для глаз

- подвижные дидактические игры;

- динамические паузы (адаптационный период 1 класс).

Проводимые упражнения должны быть занимательны, знакомы и интересны детям. Леонардо да Винчи говорил: «Глаз называют окном души» и чтобы глаза учеников были здоровы и зорки, для снятия зрительной утомляемости на своих уроках я использую не только различные упражнения для глаз, но и тренажеры, в том числе и зрительный тренажёр В. Ф. Базарного для уменьшения зрительного утомления. На нем с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток; вперед-назад, влево - вправо, по и против часовой стрелки, по “восьмерке”. Каждая траектория при этом имеет свой цвет. На уроках применяю и массаж глаз, который помогает детям снять усталость, напряжение.
Для учащихся младших классов особое внимание следует уделять упражнениям  для кистей и пальцев рук. Это обуславливается процессами формирования кисти у детей младшего школьного возраста. Установлено, что тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, и что не менее важно мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Сухомлинский сказал «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Гимнастика развивает память детей, т.к. они учатся запоминать определённое положение рук и последовательность движений. Даже Гиппократ указывал на то, что «эффект массажа -  естественная восстанавливающая сила организма, сила жизни», поэтому на уроках нужно включать массаж кистей и пальцев рук, а также пальчиковую гимнастику (игры).

ФГОС ставят перед нами задачу научить детей учиться, создавать условия для развития универсально-учебных действий без вреда для здоровья. Этому способствует использование системно -деятельностного подхода. Я применяю в образовательном процессе деятельностные технологии, такие как: проблемное обучение, диалоговое обучение, технологии коллективной творческой деятельности, групповые технологии, игровые технологии, ИКТ, технологии   исследовательской и проектной деятельности.
Использование в комплексе данных здоровьесберегающих технологий на
уроках в начальной школе, позволяет увеличить плотность двигательной активности, улучшить физическое, психическое, нравственное здоровье детей, развивает функциональную зрелость всех тех систем, на которые падает основная тяжесть всех школьных нагрузок.
Английский критик Ричард Олдингтон акцентирует внимание на том, что
«всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу» и наша задача, не только научить детей добывать знания, но и идти к этому здоровым путём.


Список литературы
1. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2007.
2. Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 класс


 

Скачано с www.znanio.ru

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации

Одним из основных принципов государственной политики в сфере образования является «приоритет жизни и здоровья человека»

Одним из основных принципов государственной политики в сфере образования является «приоритет жизни и здоровья человека»

Средства обучения должны снимать физическое напряжение и усталость; включать учащихся в деятельность по освоению предметного содержания своей внешней привлекательностью

Средства обучения должны снимать физическое напряжение и усталость; включать учащихся в деятельность по освоению предметного содержания своей внешней привлекательностью

Часто на уроках дети испытывают беспричинную усталость, а

Часто на уроках дети испытывают беспричинную усталость, а

Сухомлинский сказал «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

Сухомлинский сказал «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2023