Дистанционный семинар с педагогами: "Развитие эмоциональной сферы дошкольников"

  • Педсоветы
  • Семинары
  • docx
  • 26.01.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

семинар с педагогами - психологами
Иконка файла материала 1832559141.docx

МДОУ №114

 

 

 

Дистанционный семинар

на тему: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников»

 

 

 

 

 

 

Выполнила
педагог - психолог
МДОУ №114
Кръстева К.Ц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Цель: создание условий для социально – эмоционального развития детей 3-7 лет в условиях дошкольного учреждения

   Задачи: обеспечить полноценное развитие социально – эмоциональной сферы детей; развивать психолого - педагогическую компетентность педагогов и родителей в вопросах эмоционального воспитания и развития дошкольников.

   Эмоции с рождения формируются под влиянием среды. Вне общения, вне деятельности социальные познавательные эмоции не развиваются. Первая социальная положительная эмоция в виде улыбки появляется на второй – третий недели жизни. К третьему месяцу у ребенка чаще возникают компоненты разных положительных эмоциональных реакций (это называется «комплекс оживления» - ребенок улыбается, активно двигается с вокализациями).

   «Комплекс оживления» определен как исходная точка в формировании эмоциональных реакций, составляющих основу эмоционального благополучия ребенка. «Комплекс оживления» Лисина М.И. назвала первой социальной потребностью ребенка (потребности в общении со взрослым). Непосредственное эмоциональное общение, разнообразные зрительные и слуховые стимулы, побуждение взрослым ребенка к активности – все это помогает развитию эмоциональной сферы в первые месяцы жизни ребенка.

   Эмоции детей второго года жизни связаны с предметной деятельностью. Побуждение детей к эмоциональному реагированию посредством целенаправленной подачи сенсорной информации по каналам зрительного, слухового, вестибулярного, обонятельного, осязательного и вкусового анализаторов. К трем годам происходит поглощение сюжетом. Эмоции связаны с результатом человеческой деятельности. Появляются эстетические чувства, ревность, соперничество. В старшем дошкольном возрасте ребенок:

      -    осваивает социальные нормы;

-          появляется эмоциональное предвосхищение;

-          формируются высшие чувства (нравственные, интеллектуальные, эстетические…);

-          появляются первые признаки воли.

   Общие представления о ходе эмоционального развития можно сформировать следующим образом:

-          эмоции в процессе онтогенеза проходят прогрессивный путь обогащения и поступательного развития;

-          основой эмоционального развития является деятельность;

-          эмоциональные процессы играют важную роль в регуляции деятельности;

-          онтогенез эмоций рассматривается в неразрывной связи с общим ходом психического развития;

-          на развитие эмоций оказывают влияние все структурные компоненты психики (познавательные процессы, мотивационно – потребностная сфера, самосознание и т.д.).

   Психологи имеют знания, поэтому физиологические механизмы, лежащие в основе эмоций рассматривать нет смысла, но основные моменты теории эмоций коротко вспомним.

   Эмоции представляют собой своеобразную форму отражения реального процесса взаимодействия человека с окружающей средой.

   Выделяют знак эмоций – положительный и отрицательный. Положительный – когда потребность удовлетворяется или есть вероятность удовлетворения. Отрицательный – если потребность не удовлетворяется или вероятность удовлетворения очень мала (+ счастье, удовлетворение, гордость; - страх, обида, вина, злость, грусть).

   Эмоции могут вызывать повышение активности человека – это стеничесие эмоции, а могут, наоборот, уменьшат, сдерживать активность человека – это астенические эмоции. Одна и та же эмоция у одних людей является стенической, а у других астенической.

Например: эмоция гнева вызывает у одних повышенную активность: человек мечется, места себе не находит, а у других тот же гнев приводит к замиранию активности, человек не может даже пошевелить рукой. Это связано с разным темпераментом и характером людей.

   Эмоциональный процесс состоит из трех основных компонентов.

Первый – это эмоциональное возбуждение, определяющее мобилизацию организма.

Второй – знак эмоции: положительный и отрицательный.

Третий – это сила и характер эмоционального возбуждения.

   Характерной особенностью эмоций является то, что внутренние субъективные эмоциональные состояния имеют определенное внешнее выражение в жестах, мимике, позах, движениях, реакциях, в деятельности сердечно – сосудистой системы, дыхания и т.п.

   Эмоции и чувства выполняют сигнальную и регулирующую функции. Сигнальная – определенные раздражения становятся сигналами благополучия или неблагополучия. А регулятивные механизмы эмоций могут снимать эмоциональное возбуждение или способствовать его нарастанию.

 

Выделяют виды эмоций:

-          настроение;

-          аффекты;

-          страсти.

   Настроение  - сравнительно продолжительное и устойчивое эмоциональное состояние умеренной или слабой интенсивности.

   Аффекты – сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые мимическими и двигательными проявлениями.

   Страсти – сильные, глубокие, длительные и устойчивые переживания с ярко выраженной направленностью на достижения цели.

   В психологии выделены 10 фундаментальных эмоций: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

   Деятельность по развитию эмоциональной сферы реализуется в трех направлениях:

I.                    Педагог – психолог – родители

II.                 Педагог – психолог – педагоги

III.              Педагог – психолог – дети

 

I.                   Работа с родителями заключается в оказании родителям психологической помощи, ориентированной на индивидуальную работу с ними.

 

   Первый этап – налаживание контакта с родителями

   Второй этап – в процессе индивидуальных консультаций объяснить родителям индивидуальные особенности их ребенка, помочь принять его таким, какой он есть.

   Третий этап – выработать единого подхода к воспитанию ребенка. На всех этапах учитывать уровень педагогической и индивидуальной культуры родителей.

 

Формы работы:

1.      Индивидуальные консультации

2.      Групповые консультации:

-          общегрупповые собрания;

-          информация в родительских уголках;

-          школы, тренинги для родителей и т.д.

3.      Организация совместной деятельности родителей и детей (подготовка к утренникам, совместный труд)

4.      Анкетирование родителей для отслеживания динамики изменений в эмоциональной сфере.

 

II.                Работа с педагогами заключается в оказании психологической и информационной помощи педагогам.

Приоритетные задачи:

а) ознакомить педагогов с особенностями и закономерностями развития социально -  эмоциональной сферы детей

б) обучить адекватным способам взаимодействия с детьми с определенными трудностями

в) помочь создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующие развитие положительных сторон личности ребенка.

 

Формы работы:

1)      Индивидуальные консультации

2)      Семинары – практикумы, тренинги и т.п.

 

Наиболее актуальные темы:

а) «Особенности взаимодействия педагогов с детьми с нарушениями развития эмоциональной сферы»

б) «Вербальное общение. Средства невербального общения»

в) «Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции»

г) «Стиль общения с проблемными детьми» и др.

3) Анкетирование педагогов для осознания особенностей детей группы

 

III. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога.

   Центральной задачей эмоционального блока в работе с детьми является формирование у детей эмоциональной децентрации. Под эмоциональной децентрацией понимается способность индивида воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей, которая при нормальном ходе формирования личности появляется к концу дошкольного возраста.

   Нарушения в её формировании могут приводить, прежде всего к трудностям в общении со сверстниками и взрослыми.

   Помимо центральной задачи внутри данного блока необходимо выделить дополнительную, но не менее значимую задачу – профилактику психосоматических заболеваний. Психосоматические заболевания в последнее время заметно потеснили все остальные вследствие повышения темпа жизни, увеличения эмоциональных перегрузок и роста депрессивных тенденций на уровне массового сознания.

   В последнее время у детей отмечается слабая дифференцированность эмоциональной сферы, т.е. неспособность распознать и описать свои эмоции и эмоции других людей. Кроме того, недостаточная рефлексивность, а также запрет на внешнее проявление негативных эмоций (гнев, страх и т.д. «Мужчины не плачут» - мы говорим мальчику).

   Исходя из этого, главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово), а также совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

   Содержательно развивающая работа педагога – психолога заключается в научно – обоснованном, психологически оправданном стимулировании, оптимизации и обогащении детского развития.

Развивающая работа характеризуется следующими особенностями:

-          развивающая работа, в отличие от коррекционной, направлена на психологически благополучных детей, не испытывающих каких-либо трудностей в поведении, деятельности, общении;

-          развивающая работа может сочетаться с коррекционной, т.к. психолог имеет дело с целостной личностью ребенка, в структуре которой могут быть как благополучный, так и проблемные зоны. В этом случае проводится коррекционно – развивающая работа, в ходе которого стимулируются нормально развивающиеся функции и корректируются, «подтягиваются» до нормы отстающие функции.

-          Развивающая работа выступает активной профилактической мерой, предупреждающей возникновение различного рода отклонения. Одним из главных условий предотвращения отклонений в какой-либо сфере является своевременное развитие этой сферы.

 

Предлагаю вашему вниманию структуру эмоционального развития.

   Когнитивный компонент определяется системой знаний и представлений ребенка об эмоциональной сфере (т.е. даем знания)

   Аффективный компонент характеризуется как совокупность разномодальных индивидуальных переживаний ребенка (базовые эмоции, социальные переживания, чувства).

   Реактивный компонент представлен способами непроизвольного реагирования и возможностью произвольной регуляции эмоций.

 

Выделяют следующие направления работы с детьми:

-          основные (специально построенные занятия);

-          вспомогательные средства.

 

Внутри эмоционального блока выделяют 3 этапа работы:

 

   1 этап – знакомство с некоторыми базовыми эмоциями (радость, удивление, гнев, страх, стыд, горе). И чтобы не загружать детей терминологией, представляется разумным вместо термина «Эмоции» употреблять в работе с детьми «Чувство».

   На этом этапе детей знакомят с чувствами, учат называть чувства, опознавать по картинке, используя художественные произведения, игры типа «Назови чувство», «Покажи чувство» и т.д.

 

   2 этап – обучение пониманию относительности в оценке чувств. На этом этапе детей учат распознавать разницу между чувствами и поведением. Нет плохих чувств, а есть плохое поведение.

 

   3 этап – обучение детей умению владеть своими чувствами (обучить приемам регуляции и саморегуляции).

 

Алгоритм занятия

 

   Часть I. Вводная. Цель – настроить на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы – приветствие, игры с именами.

 

   Часть II. Рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально – личностной и познавательной сфер ребенка.

 

   Часть III. Завершающая. Цель – создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой – либо общей игры – забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка.

 

Количество занятий – 20, один раз в неделю

Продолжительность – 35 минут

Количество детей – 6-7 человек.

 

К вспомогательным средствам относятся:

-          чтение и обсуждение рассказов, сказок;

-          прослушивание музыкальных произведений;

-          различные игры (объединяющие, контактные);

-          сюжетно – ролевые гимнастики;

-          театрализованные игры;

-          эмоционально – экспрессивные игры и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

 

1.      Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психолога и педагогам. – М.: Т.Ц. Сфера, 2003.

2.      Данилина Т.А. В мире детских эмоций. – М.: Айрис-пресс, 2007.

3.      Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997.

4.      Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. – М.: АРКТИ, 1999.

5.      Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995