Публикация: "Теоретический анализ влияния музыки на человека"
Оценка 4.7

Публикация: "Теоретический анализ влияния музыки на человека"

Оценка 4.7
Лекции +2
docx
Междисциплинарный 4
26.01.2023
Публикация: "Теоретический анализ влияния музыки на человека"
Публикация для педагогов
Теоретический анализ влияния музыки на человека.docx

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ МУЗЫКИ НА ЧЕЛОВЕКА

 

«Лишь музыки серебряные звуки снимают, как рукой, мою печаль».
 
Шекспир

       Сейчас одним из существенных факторов людей являются музыкальные предпочтения. Музыка сопровождает людей повсюду, влияет на их жизнь. Музыка способствует поднятию настроения, а иногда вызывает печаль. Музыка — составная часть искусства. Именно оно оказывает благотворное воздействие на организм человека и его внутренний мир. Учёные доказали, что различные музыкальные вариации способны оказывать мощное влияние на психическое состояние.

 Изучением  влияния музыки на человека занимались: И.В. Волженцева,  Г.В. Гарипова, И.М. Догель,  Б.Ф. Ломов, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский,  В.И. Петрушин, Р.Ф. Сулейманов, Ю.А. Цагарелли и др. Проблемами изучения психологии музыкального восприятия занимались: Б.А. Астафьев, Н.Я. Брюсова, Б.Л. Яворский и др. 

Проблема данного исследования заключается в недостаточной степени изученности влияния современной музыки на людей.

Музыка играет огромную роль в жизни любого человека. Это доказывает опыт, накопленный тысячелетиями человеческой цивилизации. Древнейшие учения различных народов мира отмечали глубокое воздействия музыки как на одного человека, так и на общность. Музыка сопровождала человека в течении его жизни, являясь мощной составляющей культовых ритуалов.

Известный ученый XIX века И.М. Догель пришел к выводу, что воздействие музыки на человека меняет его кровяное давление, частоту сокращений сердечной мышцы, ритм и глубину дыхания.

В XX веке во всем мировом сообществе наблюдался резкий рост интереса к связи влияния музыки на формирование духовного мира и на психику отдельного индивида. Важность музыкального образования для культурной жизни приобретало все большую ценность. Но это было не только культурной проблемой. Медики, психологи и педагоги того времени старались донести до общественности значение музыки, как  уникального средства гармоничного развития человека.  Проблемой установления равновесия в деятельности нервной системы человека с помощью музыкального ритма занимался выдающийся ученый В.М. Бехтерев.

Как самостоятельный вид терапии (музыкотерапия) музыка начала применяться со второй половины XX века. В России, в начале XX века, большое количество работ по музыкальной психологии выходят у Б.М. Теплова  и Л.С. Выготского.

Идея о том, что музыка способна значительным образом влиять не только на психологическое, но и на физиологическое состояние слушателя, поддерживается многими учёными.

Такого же мнения придерживался ученый Ч. Дизренс в своей книге «Влияние музыки на поведение» приходит к следующему заключению: «Разумеется, верен тот факт, что музыка оказывает глубокое влияние на человека. Она усиливает или уменьшает мускульную энергию, ускоряет дыхание и уменьшает его правильность, оказывает заметное, но изменяющееся влияние на объём крови, пульсацию и кровяное давление» (приводится по: [6, 201]).

В своей книге «Теория и практика оптимизации психических состояний студентов в учебной деятельности средствами музыкального воздействия»    И.В. Волженцева придерживалась такой точки зрения: «Музыка влияет на эффективность учебного процесса, на умственную работоспособность, на повышение мотивации учебной деятельности, снимает стрессовые ситуации, при наличии эмоцио­нальных барьеров ускоряет вхожение в работу. Музыка, отвлекая от неприятных образов, способствует облегчению актуализации учебной цели, то есть усвоению знаний, умений, навыков, прочности усвоения»  [3,  5].

Восприятие музыки — процесс, обеспечивающий формирование у слушателя полноценного, целостного образа музыкального произведения (приводится по: [8, 67]).  Исследователи выделяют стадии процесса  восприятия музыки: стадия возникновения интереса к произведению, формирования установки на его восприятие; стадия слушания; стадия понимания и переживания; стадия интерпретации и оценки (приводится по: [9, 121]).

Формированием восприятия и реакции организма на восприятие музыки гипоталамусом занимались такие ученые: Ф. Блум, Л. Иофстедтер, А. Лезерсон, которые описали это в своей книге «Мозг, разум и поведение». Они считали, что  гипоталамус преобразует нервный импульс, посылаемый к нему ушными раковинами в эмоциональные переживания, которые в свою очередь передаёт в кору больших полушарий. Таким образом, гипоталамус создаёт эмоциональную компоненту музыкального переживания (приводится по: [5, 236]).

Заметили особое влияние музыкального ритма произведения на организм слушателя в своём исследовании, посвящённом восприятию музыки              В.С. Марахасин и В.М. Цехановский. Эксперименты, проведённые учёными установили, что в зависимости от характера музыкального воспринимаемого произведения, существенно меняется ритм сердечной деятельности (приводится по: [1,  204]).

Музыка безусловно влияет на человека, на его психическое состояние. При этом человек испытывает положительные или отрицательные эмоции (приводится по: [7, 329-332]).

Восприятие музыки является индивидуальным процессом. Оно меняется в зависимости от нашего настроения, общего психологического и физического состояния, окружающей обстановки (приводится по: [4, 51]).

Существуют три механизма воздействия на организм музыкальными звуками: акустический, вибротактильный и биорезонансный (приводится по: [2, 329-332]).

Музыка мощнейшее средство, способное оказать влияние на психическое состояние человека. И её влияние будет максимально положительным, при условии гармонии с внутренним состоянием человека.

 

 

 

Список литературы:

 

1.     Богданова О.В. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум / О.В. Богданова. -  Красноярск,  2009. -237 с.

2.     Васильева Т.Н. Психология состояний / Т.Н. Васильева. - М., 2004. - 360 с.

3.     Волженцева И.В. Оптимизация психических состояний студентов в учебной деятельности средствами музыкального воздействия: Дис... канд. психол. наук: 19.00.07 / Волженцева И.В. - АПН Украины, Центральный ин-т последипломного педагогического образования. - К., 2006. – С. 2.

4.     Давлетшина Д. М. Музыкальная культура как фактор формирования духовных ценностей студенческой молодежи в современных условиях / Д.М. Давлетшина. - Казань, 1999. - 26 с.

5.     Коротков А.С. История современной музыки / А.С. Коротков. - Спб: Питер, 2006. - 200 с.

6.     Орел В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии / В.Е. Орел // Проблемы общей и организационной психологии.: Сб. науч. Трудов. - Ярославль: ЯрГУ, 1999. - 180 с.

7.     Сулейманов Р.Ф. Музыка и психические состояния: влияние, взаимодействие или взаимосодействие / Р.Ф. Сулейманов // Психология психических состояний: теория и практика. - Казань.: ЗАО «Новое знание», 2008. - С. 329-332.

8.     Щербаков С.В. Влияние регулярного восприятия эстрадной музыки на психоэмоциональное состояние / С.В. Щербаков. - СПб., 1991. - 126 с.

9.     Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е.Л. Яковлева.- М.: Флинта, 1997. – 224 с.


 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ МУЗЫКИ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ МУЗЫКИ

Такого же мнения придерживался ученый

Такого же мнения придерживался ученый

Музыка мощнейшее средство, способное оказать влияние на психическое состояние человека

Музыка мощнейшее средство, способное оказать влияние на психическое состояние человека
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2023