«Здоровьесберегающие технологии в
начальной школе»
(выступление на ШМО учителей начальных
классов).
«Забота о здоровье – это
важнейший труд педагога.
От жизнедеятельности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность
знаний, вера в свои силы…»
Василий Александрович Сухомлинский
«Здоровье
– это самая важная ценность, дарованная человеку природой».
Цель выступления : показать значимость
здоровьесберегающей технологии в улучшении состояния здоровья и качества жизни
детей и подростков в процессе учебной деятельности.
Задачи:
-Разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения
заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся
начальной школы;
-Пропаганда здорового образа жизни;
-Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребёнка, т.е. осуществлять
личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.
Базовым компонентом гармоничного развития человека является его
физическое, психическое, нравственное и интеллектуальное здоровье. Вместе с
тем, мы можем констатировать, что растет озабоченность ухудшающимся качеством
физического, психического и нравственного развития и здоровья учащихся школ.
Школу, которая осуществляет свою деятельность по развивающему обучению, должна интересовать не только успеваемость, какой процент качества учащийся дает классу, всему учебному заведению, но и что чувствует ученик, о чем думает, как относится к себе и другим. А также , развития, которые не окажут негативного воздействия на здоровье детей.
Проблема здоровья детей сегодня актуальна. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества. В настоящее время можно утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Учитель занимает одно из центральных мест в жизни учащихся. Он олицетворяет для них все то новое и важное, что вошло в их жизнь в связи с приходом в школу. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь, укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
В период обучения в школе организм ребенка способен чутко реагировать как на неблагоприятные, ухудшающие здоровье факторы, так и на благоприятные, оздоравливающие. И это время нельзя упустить, поскольку уровень здоровья формируется именно в школьные годы.
Одной из основных задач современной
школы является подготовка ребенка к самостоятельной жизни, воспитание его
нравственно и физически здоровым, кроме того, не менее важно научить его быть
здоровым.
Понятно, что школа является отражением общества, и она не несет полной
ответственности за все беды школьников. Уровень гармоничного развития детей и
молодежи определяется влиянием всего комплекса социально-экономических,
экологических и культурны факторов общества. Самая значительная доля
ответственности падает, на жизнь, которая идет за пределами школы.
Задачей образовательных учреждений в сфере охраны здоровья учащихся
является забота о здоровье детей и профилактика заболеваний. Обязанность
образовательных учреждений создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление
физического и психологического здоровья учащихся.
В процессе учебной деятельности учащимся трудно удерживать активное
внимание на протяжении одного или нескольких уроков, что связано с возрастными
особенностями детей младшего школьного возраста.
Снижение внимания на уроках проявляется в двигательном беспокойстве
детей. Однако такое поведение физиологически оправдано, так как выполнение
различных движений (руками, ногами туловищем, головой) препятствует чрезмерному
напряжению мышц и является одним из способов обеспечения саморегуляции
организма. Различные движения детей руками, ногами туловищем служит сигналом,
что учащиеся утомлены.
Для предупреждения утомления во время учебного процесса необходим отдых
(2-5 минут) в виде физических упражнений. Физкультурные минуты на уроках
благоприятно влияют на восстановление умственной работоспособности,
препятствует нарастанию утомления, повышают эмоциональный тонус, снимают
статические нагрузки, предупреждая тем самым нарушение осанки.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.