Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.
Оценка 5

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Оценка 5
Образовательные программы
docx
родителям
Детсад
03.11.2017
Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий призвано повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, сформировать у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий призвано повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, сформировать у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.docx
Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное,  что   необходимо   сделать   нам,  педагогам   дошкольных   учреждений. Полноценное   физическое   развитие   и   здоровье   ребенка   –   это   основа формирования личности. Физическое   здоровье   детей   неразрывно   связано   с   их   психическим здоровьем,   эмоциональным   благополучием.   Исходя   из   принципа   “здоровый ребенок   –   успешный   ребенок”,   считаю   невозможным   решение   проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической   деятельности   выделяется   применение   в   условиях   детского сада здоровьесберегающих технологий. Применение   в   работе   ДОУ   здоровьесберегающих   педагогических технологий   призвано   повысить   результативность   воспитательно­ образовательного   процесса,   сформировать   у   педагогов   и   родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников,  Используемые   в   комплексе   здоровьесберегающие   технологии   в   итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только   здоровый   ребенок   с   удовольствием   включается   во   все   виды деятельности,   он   жизнерадостен,   оптимистичен,   открыт   в   общении   со сверстниками   и   педагогами.   Это   залог   успешного   развития   всех   сфер личности, всех ее свойств и качеств. Данное   пособие   содержит   игры,   соответствующие   различным здоровьесберегающим технологиям (дыхательные и артикуляционные игровые упражнения, игровой массаж, самомассаж, пальчиковые игры, логоритмика, игры с элементами ритмопластики и релаксации и  т.п.). Игры   систематизированы   в   соответствии   с   примерным   тематическим планом детского сада по возрастным группам. Пособие   адресовано   воспитателям,   музыкальным   руководителям, логопедам, инструкторам по физкультуре, психологам, может быть полезно родителям и всем, кому небезразлично здоровье детей! Младший возраст Сентябрь.  Тема «Ходит осень по дорожке» Пальчиковая гимнастика «Побежали вдоль реки» Цель: развитие чувства ритма, речи. Побежали вдоль реки Дети наперегонки. Движения указательного и среднего пальцев обоих рук по бедру к  коленям. Педагог произносит слова  четко, постепенно ускоряя темп,  дети только выполняют движение. Тема «Дары осени» Логоритмическая игра «Пирожки мы испечем» Цель. Развивать эмоционально положительное отношение к игровым  действиям. Формировать умение выполнять движения в соответствии с  текстом. Ход игры. Педагог предлагает испечь пирожки, произнося слова: Пирожки мы испечем с разною начинкой:  И с капустой пирожок,  И с морковкой пирожок, И с луком пирожок,  И с картошкой пирожок  Если есть остатки  Слепим баранки пекут пирожки загибают большие пальчики обеих рук    указательные    средние       безымянные   мизинцы      сгибают из мизинцев баранки, если трудно,  из больших и мизинцев двух рук. Октябрь.  Тема «Одежда. Обувь» Пальчиковая гимнастика «Перчатка» Цель: развивать мелкую моторику, творческие способности, чувство  ритма, чёткую дикцию, память. Весёлая мышка перчатку нашла Гнездо в ней устроив,  Мышат позвала. Им корочку хлеба дала покусать Отшлёпала (погладила) всех И  отправила спать. Ладонь раскрыта (перчатка),  поворачиваем руки то тыльной  стороной, то ладонями вперед. Ладони смыкаются «ковшом»,  сгибаем и разгибаем пальцы –  зовущий жест. Кончиком большого пальца  поочерёдно нажимаем на кончики  других пальцев. Большой палец гладит остальные  пальцы скользящими движениями  от мизинца к указательному. Укладываем руки под щеку. Тема «Кто я?» (дом, семья и т.п.) Пальчиковая гимнастика «Моя семья» Цель: развитие мелкой моторики, чувства ритма, координации между  голосом и движениями. Вот дедушка, Вот бабушка, Вот папочка, Вот мамочка, Вот деточка моя, А вот и вся семья. Поочередно пригибать пальчики к  ладошке, начиная с большого. Второй рукой охватить весь  кулачок. Ноябрь.  Тема «Родная страна» Пальчиковая гимнастика «Прилетели гули» Цель: развитие мелкой моторики, чувства ритма, координации между  голосом и движениями. Прилетели гули, Гули­голубочки. Махать руками, как крылышками. Сели на головку, На головку дочке. Ты, моя дочка, Помаши ладошкой. Кыш­кыш­кыш! Положить на головку руки. Махать руками, «прогоняя гулю». Тема «Поздняя осень» Динамическая пауза «Осенний ветер и деревья» Осенний ветер деревья качал, (Покачаться из стороны в сторону.) К земле низко­низко их пригибал. (Наклониться вперёд.) Склонились ветки к самой земле. (Упереться руками в пол.) Кланялись ветки тебе и мне. (Поклоны с рукой.) Ветер утих, ­ (Выпрямиться.) Вновь стройны и упруги (Руки вверх.) И не страшны им ветер и вьюги. (Потянуться вверх, встав на носочки.) Пальчиковая гимнастика «Сова» Цель: развитие мелкой моторики, чувства ритма, координации между  голосом и движениями. Летела сова ­ Весёлая голова.  Летела­летела На головку села Головой повертела И опять полетела Машем руками Кладём руки на голову Повертели головой Снова машем крыльями Декабрь.  Тема «Зимушка­Зима» Пальчиковая гимнастика «Скачут зайки» Цель: развитие чувства ритма, творческих способностей. Скачет зайка косой Под высокой сосной. Указательный и средний пальцы правой руки  – вверх, остальные соединить. Ладонь правой руки – вертикально вверх, Под другою сосной Скачет зайка второй. пальцы широко расставлены. Ладонь левой руки – вертикально вверх,  пальцы широко расставлены. Указательный и средний пальцы левой руки  вверх, остальные соединить. Тема «Новый год» Пальчиковая гимнастика «Цепочка» Цель: развитие мелкой моторики, чувства ритма, координации между  голосом и движениями. Пальчики перебираем и  цепочку получаем! Большой и указательный пальцы левой руки в  кольце. Через него попеременно пропускаются  колечки из пальчиков правой руки: большой ­  указательный, большой и средний и т.д. Это  упражнение можно варьировать, меняя  положение пальчиков. Январь.  Тема «Зимние забавы и развлечения» Пальчиковая гимнастика «Зайчик» Цель: развитие мелкой моторики, чувства ритма, координации между  голосом и движениями. Зайчик за пеньком сидит  И  ушами шевелит Стоит волку показаться Нету ушек Нету зайца! Прикладываем «ушки» ­ плотно  сомкнутые ладошки – к голове и  поворачиваем их вперед­назад Движения «лапами» перед собой – волк; Прячем «ушки» Разводим руками – удивленно. Тема «В мире животных» Логоритмическая игра «Кот Мурлыка» Цель: развитие мелкой моторики, чувства ритма, координации между  речью и движениями. Вот кот Мурлыка ходит, Он все за мышкой бродит. Мягкие движения руками перед собой   «Кошечка» Мышка, мышка, берегись, Смотри, коту не попадись!  Ам! Погрозить правой, затем левой. Захват растопыренными пальцами и сжимание  в кулаки. Февраль.  Тема «Транспорт» Пальчиковая гимнастика «Кто на чем едет?» Цель: развитие мелкой моторики, чувства ритма, координации между  голосом и движениями. Стучит­бренчит на улице Ваня едет на курице Тимошка ­ на кошке По кривой дорожке стучат кулачком о кулачок локоть правой руки опирается на стол,  большой и указательный пальцы образуют  «клювик», остальные изображают гребешок локоть правой руки опирается на стол,  указательный и мизинец образуют ушки,  средний и безымянный плотно прижаты к  ладони ребром ладони изображают движение по  кривой по столу. Пальчиковая игра «Вертолёт» Цель: развитие мелкой моторики, чувства ритма, координации между  голосом и движениями. Вертолёт, лети, лети Пальцы обеих рук (кроме указательных и  больших) – в положении плетёной корзинки.  Указательные пальцы выдвинуть вперёд и Быстро лопасти крути! соединить их подушечками (это хвост  вертолёта) Большими пальцами выполнять совместные,  быстрые круговые движения, как лопасти  вертолёта. Тема «Наша Армия» Пальчиковая гимнастика «Флажок» Цель: развитие мелкой моторики, чувства ритма, координации между  голосом и движениями. Я в руке флажок держу И ребятам им машу! Четыре пальца (указательный,  средний, безымянный и мизинец)  вместе, большой опущен вниз.  Тыльная сторона к себе. Март.  Тема «Очень мамочку люблю» Пальчиковая гимнастика «Платочки» Цель: развитие мелкой моторики, чувства ритма, координации между  голосом и движениями. Мы платочки постираем, Крепко­крепко их потрем. Пальцы сжаты в кулаки, Тереть кулак о кулак. А потом повыжимаем, Очень крепко отожмем. А теперь мы все платочки Так встряхнем, так встряхнем. Выполнять движение «выжимаем  белье». Выполнять движение «гладим  белье» кулачком одной руки по  ладони другой. А теперь платком помашем И с ним весело попляшем. Машем воображаемым платочком  и выставляем ногу на пятку.  Тема «Весна» Логоритмическая игра­распевка «Кап­кап­кап!»  Цель: развитие координации между речью и движениями, чёткой дикции. Попевка разучивается сначала всеми детьми, затем делим их на две  подгруппы и предлагаем выполнить движения по очереди. Кап­кап­кап Кто там? Кап­кап­кап Что там? 1 подгруппа 3 раза стучит пальцами по коленям 2 подгруппа разводит руками 1 подгруппа 3 раза стучит пальцами по коленям 2 подгруппа разводит руками К нам весна стучится 1 подгруппа стучит кулачками 6 раз Солнце веселится 2 подгруппа хлопает над головой в  ритме песенки – 6 раз Апрель.  Тема «Наша планета» Ритмическая игра «Скок­скок­поскок». Цель: развивать внимание, ритмичность, координацию движений. Скок­скок­поскок Сколочу мосток Серебром замощу, Всех ребят пущу! ритмичные поскоки по кругу отстукиваем ритм стиха при помощи деревянных кубиков или ложек Тема «Птицы» Пальчиковая гимнастика «Две тетери» Цель: развитие чувства ритма, чёткой дикции. Как на нашем на лугу Пальцы широко расставлены, легкие движения кистями, ладонями вниз. Стоит чашка творогу. Прилетели две тетери, Поклевали, Улетели. Пальцы прижать друг к другу и  соединить руки так, чтобы  получился большой круг, локти  приподнять. Помахать кистями рук, как  крыльями. Соединить большой и указательный  пальцы на обеих руках («клюв»),  покачать кистями. Помахать кистями рук, как  крыльями. Май. Тема «Цветущая весна» Дыхательное упражнение «Цветок».  Цель: упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации  за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе  носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов). И.П. ­ стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто  вдыхается аромат цветка. Выдыхаем через рот, губки «трубочкой», медленно  выпуская воздух. Упражнения выполняется под музыку релаксационного  характера. Тема «Скоро лето» Артикуляционно­дыхательное  упражнение «Ёжик по лесу гулял» Цель: развитие речи и формирование правильного дыхания. «Повороты головы» Ежик по лесу гулял И цветочки собрал. Справа –белая ромашка, Слева –розовая кашка. Как цветочки пахнут сладко! Их понюхают ребятки. Июнь.  Тема «Неделя безопасности» Пальчиковая игра «Машины» Цель: развитие речи и чувства ритма. На улице нашей              (двигайтесь из одного конца комнаты в другой,                                             держа в руках воображаемый руль) Машины, машины. Машины­малютки, Машины большие. Спешат грузовые,          (двигайтесь в противоположную сторону) Фырчат легковые. Торопятся, мчатся, Как будто живые. Тема «Неделя веселых игр и забав» Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять» Цель: развитие чувства ритма,  координации между речью и  движениями. Раз, два, три,  четыре, пять. Сжимать и разжимать пальцы. Вышли пальчики гулять. Выполнять движение «фонарики». Раз, два, три,                     четыре, пять. В домик              спрятались  опять. Сжимать и разжимать пальцы. Сжать руки в кулаки. Тема «Неделя спорта и здоровья» Пальчиковая гимнастика «Лесенка» Цель: развитие мелкой моторики, чувства ритма, артикуляции. Мы по лесенке шагали И ступенечки считали. Два нижних пальца размыкаются и  обходят с двух сторон сомкнутые  пальцы. Вновь встречаются над  ними. А на горочку взошли, Ничего там не нашли. Вниз по лесенке шагали И немножечко устали Ищем, ищем, где кровать – Захотелось полежать! Затем размыкается вторая  половина пальцев, теперь  оказавшихся внизу. Движения повторяются, при этом  руки поднимаются вверх. Руки постепенно опускаются Ладони смыкаются друг с другом и  кладутся под щёку. Тема «Неделя Знаек ­ всезнаек»                                      Артикуляционная гимнастика Цель: развивать четкость речи, творческие способности «Окошко» ­  широко открыть рот — «жарко», закрыть рот — «холодно». «Чистим, зубки» ­ улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с  внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы. «Месим тесто»­ улыбнуться, пошлепать языком между губами — «пя­пя­ пя­пя­пя…», покусать кончик языка зубками (чередовать эти два  движения) «Чашечка» ­  улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и  придать ему форму «чашечки» (т.е. слегка приподнять кончик языка) «Дудочка» ­ с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты) Июль. Тема «Ребёнок в мире людей» Игра «У меня пропали ручки!» Цель: Закрепление частей тела, развитие ритма речи и движений. У меня пропали ручки. Спрятать за спину Где вы, рученьки мои? Раз, два, три, четыре, пять, Покажитесь мне опять! Показать ручки. (То же с глазками, ушками,  носиком)  Тема «В гостях у сказки» Музыкально ­ ритмическое  упражнение «Кошка» Цель: развивать двигательную активность детей, чувство ритма (приседание с поворотом) Мягонько ступают ножки, Язычком ест вместо ложки, Ты погладь ее немножко ­ Сразу замурлычет кошка. Тема «Неделя экспериментов» Ритмическая игра «Ручки, где вы были?» Цель: развитие речи, чувства ритма. Ход игры: Дети стоят в кругу, движения выполняют по показу педагога.  Старшие дети поют, младшие подпевают педагогу. 1. – Ручки, ручки, где вы  были? – Мы играли и шалили. 2. Поиграли на гармошке И похлопали в ладошки 3. Гвозди крепко забивали, Папе строить помогали. 4. А потом мы рисовали И рисунки раздавали. 5. Мы цветочки поливали И расти им помогали. 6. Шумно мячиком играли И совсем не уставали. Раскрыв руки ладонями вверх, дети  задают им вопрос и сами на него  отвечают. Резко опустив руки вниз,  хлопают в ладоши или кружатся. На отыгрыш имитируют игру на  гармошке. На отыгрыш хлопают в ладоши и  кружатся. Ударяют кулачком по кулачку. На отыгрыш хлопают или кружатся. «Рисуют» в воздухе перед глазами  круговыми движениями правой руки  шарики. На отыгрыш хлопают. «Поливают цветы из лейки». На  отыгрыш хлопают или кружатся. Имитируют игру с мячом. На отыгрыш  хлопают или кружатся. Тема «Мой любимый город» Пальчиковая гимнастика «Строим дом» Цель: формирование координации между речью и движениями,  развитие слухового внимания Целый день тук да тук ­ Раздается звонкий стук. вверх, постукивает по указательным пальцам. Молоточки стучат, Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).  "крышу". Вот какой хороший дом, Как мы славно заживем. Сжимать­разжимать пальцы. Вращать кисти рук. Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят    Стучать кулаком о кулак. Пальцы соединить, показать  Август.  Тема «Неделя познания» Массаж лица «Ёжик» с проговариванием чистоговорки Жа­жа­жа – Мы нашли в лесу ежа. Жу­жу­жу – Подошли мы к ежу. Ужа­ужа­ужа – Впереди большая лужа Жок­жок­жок, Надень, ёжик, сапожок Речевая игра «Дом» Слегка касаясь пальцами, провести  по лбу 7 раз Слегка касаясь пальцами, провести  по щекам 7 раз Приставить ладони ко лбу, сделав  «козырёк», растереть лоб  движениями в стороны и внутрь. Кулачками массируем крылья носа Цель: развитие речи, чувства ритма. Стук ­стук­ постук, раздается где то стук. Молоточки стучат, строят домик для зайчат ­ Вот с такою крышей, (ладошки над головой) Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек) Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом) Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом) И вот с таким замком! (сцепили ручки) Тема «Неделя здорового образа жизни» Логоритмика «Мишутка» Цель: развивать умение сочетать движения с высоким подъёмом ног с  другими движениями, соответствующими тексту. Шапка да шубка – Вот и весь Мишутка! Лапками машет, Весело пляшет. За Мишуткой, посмотри – Мы шагаем – раз, два, три! Тема «Неделя интересных дел» Пальчиковая игра «Качели» Цель: развитие мелкой моторики, ритмического чувства, дикции. Задрожали ветви елей – Мы в восторге от качелей. Мы летаем вверх и вниз, Вместе с нами веселись! От запястья кисти рук с прямыми  сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а  затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз. Упражнение выполнять вначале правой, а  затем левой рукой, а далее – двумя руками. Тема «Мы снова вместе» Игра «Карусели»  Цель: развитие  внимания и координации в пространстве. Тихо­тихо, еле­еле                 (возьмите ребенка за руки и покружитесь с  ним, постепенно ускоряя темп) Завертелись карусели. А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом. Тише­тише, не спешите,        (замедляйте темп движения) Карусель остановите. Раз, два, раз, два,                   (остановитесь и хлопните в ладошки) Вот и кончилась игра. Средний возраст Сентябрь.  Тема «Ходит осень по дорожке» Речевая игра «Осенние  листья» Цель. Развивать умение двигаться в соответствии с характером и  ритмом музыки. Формировать выразительность и эмоциональность  движений. Ход игры. Дети под вальсовую музыку спокойным шагом расходятся по  залу. Выполняется речевое упражнение и соответствующие движения. Листья солнцем  наливались. Листья солнцем  пропитались. Налились, отяжелели И по ветру полетели. Зашуршали по кустам Видно их и тут и там. Ветер золото кружит Золотым дождём шумит. выполняют плавне взмахи руками плавные круговые движения постепенное движение обеими руками снизу  вверх покачивание подтянутыми руками потирают ладошками показывают плавно в сторону по одной то  другой рукой дети кружатся поднимают руки вверх и произносят звук  “Ш…” Динамическая пауза «Зарядка на грядке» Цель: развитие речи, координации движений. Повторяй за мной зарядку.   (Шаги на месте.) В ней звук [С] пришёл на грядку. (Присесть, руки вытянуть вперёд.  Затем – встать.) Вот – свекла, (отвести в сторону правую руку), А вот – салат (отвести в сторону левую руку). Урожаю каждый рад! (Поднять руки через стороны вверх.) Здесь – капуста (округлить руки над головой), Артишок (опустить округлённые руки вниз). Сельдерея корешок. (Наклониться вниз, руки к полу.) Всё, что вырастили мы (Выпрямиться, развести обе руки в стороны), Пригодится до весны! (Руки на пояс, попрыгать на месте.)  Тема «Дары осени» Пальчиковая гимнастика «Засолка» Цель: развитие чувства ритма, координации между голосом и  движениями. Мы капусту рубим, Мы морковку трем, Мы капусту солим, Мы капусту жмем. Резкие движения прямыми  кистями вверх и вниз. Пальцы обеих рук сжаты в кулаки,  тереть кулачки друг о друга. Движение пальцев, имитирующее  посыпание солью. Интенсивно сжимать пальцы обеих рук в кулаки. Октябрь.  Тема «Одежда. Обувь» Массаж пальцев «Рукавицы» Вяжет бабушка Лисица Всем лисятам рукавицы: Для лисёнка Саши, Для лисички Маши, Для лисёнка Коли, Для лисички Оли А маленькие рукавички Для Наташеньки – лисички. В рукавичках – да­да­да! – Не замёрзнем никогда! Поочерёдно потереть большим  пальцем подушечки остальных  пальцев То же на другой руке Потереть ладони друг о друга Тема «Кто я?» (дом, семья и т.п.) Валеологическая   песенка­распевка  –   отличное   начало   любой организованной     музыкальной   деятельности.   Они   поднимают   настроение, задают   позитивный   тон   к   восприятию   окружающего   мира,   подготавливают голос к пению.  Доброе утро! Доброе утро! /Поворачиваются друг к другу Улыбнись скорее! /Разводят руки в стороны И сегодня весь день /Хлопают в ладоши Будет веселее. Мы погладим лобик /Движения по тексту Носик и щечки Будем мы красивыми /Постепенно поднимают руки вверх, Как в саду цветочки /Выполняя «фонарики»/ Разотрем ладошки /Движения по тексту/ Сильнее, сильнее А теперь похлопаем  Смелее, смелее. Ушки мы теперь потрем И здоровье сбережем Улыбнемся снова  Будьте все здоровы! / Хлопки/ Ноябрь.  Тема «Родная страна» Логоритмическая игра «Барашеньки» Цель: формирование координации в пространстве, внимания, чёткости и  ритмичности речи. Барашеньки, крутороженьки Дети идут по  кругу хороводным  ритмичным шагом. По лесам ходили, по лесам бродили Идут дробным шагом В скрипочку играли, Ваню потешали: Поворачиваются в круг, имитируют Ваня, Ваня, простота, игру на скрипке. Идём в центр круга,  Купил лошадь без хвоста отходят. Сел задом наперёд И поехал в огород Идём по кругу задом наперед В огороде пусто – выросла капуста! Поворот к центру, «пружинка» Тема «Поздняя осень» Динамическая пауза «Ветер северный подул» Ветер северный подул: «С­с­с­с­…» Все листья с липы сдул. (Присесть). Дождик стал по ним стучать: «Кап­кап­кап, кап­кап­кап!» (Попрыгать на месте.) Снег потом припорошил, (Движения руками вперёд­назад.) Одеялом их накрыл. (Руки над головой «домиком».) Логоритмическая игра «Жили­были зайчики» Цель: развивать артикуляционные способности детей, эмоциональную  отзывчивость на музыку, умение координировать движения в  соответствии с музыкой. Педагог разучивает с детьми песенку с движениями по тексту. Жили были (фонарики) зайчики (ушки) На лесной (растопыренные кисти рук)  опушке (плоскость перед собой) Жили были (фонарики) зайчики (ушки) В беленькой избушке (домик над головой) Мыли свои ушки (моем ушки), Мыли свои лапочки (моем руки) Наряжались (руками сверху вниз) зайчики (ушки), Надевали тапочки (выставляем правую ногу, затем левую) Обращать внимание на выразительность движений, чистоту интонации.  Когда дети будут исполнять песенку с движениями уверенно,  предложить исполнить в разных темпах, настроениях. Декабрь.  Тема «Зимушка­Зима» Динамическая пауза «Снежинки» Цель: формирование координации между речью и движениями. Закружились, завертелись белые снежинки. (Покружиться на месте.) Вверх взлетели белой стаей лёгкие пушинки. (Подняться на носочки, руки –  вверху.) Чуть затихла злая вьюга. ­   (Опустить руки вниз, встать прямо.) Улеглись повсюду.   (Развести руки в стороны.) На снежинки наступать осторожно буду! (Осторожные шаги на носочках.)  (Е.Г.Карельская) Тема «Новый год» Массаж рук «Новогодняя разогревалочка»   Если замерзают руки, начинаем их тереть,                        Дети медленно  растирают одну  Быстро мы сумеем руки, как на печке, разогреть.                ладонь о другую  (как – будто моют ). Сначала ладошки, совсем как ледышки,                        Растирают ладони в  продольном Потом как лягушки,                                                направлении сначала  медленно, Потом как подушки,                                                затем все быстрее и  быстрее. Но вот понемножку согрелись ладошки. Я горю, как от огня,                                                Прикасаются  ладонями к  щекам. Вот, потрогайте меня! Январь.  Тема «Зимние забавы и развлечения» Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять» Цель: формирование мелкой моторики. Раз, два, три, четыре,            (загибаем пальчики по одному) Мы во двор пошли гулять. («идут» по столу указательным и средним  пальчиками) Бабу снежную лепили,            (лепим комочек двумя ладошками) Птичек крошками кормили,(«крошим хлебушек» всеми пальчиками) С горки мы потом катались,  (ведем указательным пальчиком правой руки  по ладошке левой руки) А еще в снегу валялись.          (кладем  ладошки на стол то одной, то другой стороной) Все в снегу домой пришли.   (отряхиваем ладошки) Съели суп и спать пошли.     (выполняем движения воображаемой ложкой, а затем кладем ручку под щечку) Тема «В мире животных» Игра с элементами психогимнастики «Мокрые котята» Цель: научить снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи,  корпуса; двигаться врассыпную мягким, пружинящим шагом. Ход игры: дети двигаются по залу врассыпную мягким, слегка пружинящим  шагом, как маленькие котята. По команде «дождь» дети садятся на корточки  и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы. По команде «солнышко»  медленно встают и стряхивают «капельки дождя» по очереди с каждой из  четырех «лапок», с «головы» и «хвостика», снимая соответственно зажимы с  мышц рук, ног, шеи и корпуса. Февраль.  Тема «Транспорт» Дыхательное упражнение «Насос» («Накачиваем шины») По шоссе летят машины­ все торопятся, гудят. Мы накачиваем шины, Дышим много раз подряд.          Дети стоят, слегка ссутулившись; голова без напряжения слегка опущена вниз ( смотреть себе под ноги); руки находятся перед собой кистями к  коленям, слегка согнуты в локтях и абсолютно расслаблены. На счёт «раз» слегка кланяемся вниз ­ руки, выпрямляясь, лёгким  движением тянутся к полу, голова опущена – вдох ( в конечной точке поклона). Опускается вниз верхняя часть туловища, то есть наклон  осуществляется за счёт скругленной спины, ноги прямые. «Два» ­ выпрямились, но не полностью, то есть спина не ровная и  прямая, слегка наклонена, как бы ссутулилась, ­ выдох ушёл пассивно. Дыхательное упражнение «Машина»   Цель: обучение постепенному выдоху воздуха. И.П. ­ Дети становятся на одной линии, делают вдох через нос («наливают  бензин») и выпускают воздух через рот, при этом делая язычком  «тр­р­р» ,  копируя работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех «уехал» на одном  дыхании. Тема «Наша Армия» Артикуляционно­дыхательные и мимические упражнения.    «Автомат» [ТТТТТТТТТТТТТТТТТТТ] «Мотор» [РРРРРРРРРРРРРРРР] «Самолёт» [а­э­и­о­у] с увеличением и уменьшением громкости Март.  Тема «Очень мамочку люблю» Игровое упражнение «Маме надо отдыхать!» Цель: самоконтроль соответствия темпа и ритма движений и речи. Маме надо отдыхать, Маме хочется поспать Я на цыпочках хожу, Маму я не нахожу. Тук­тук­тук, тук­тук­тук, Раздаётся пяток стук Мои пяточки идут, Прямо к мамочке ведут! Дети идут на носочках «к маме» и  обратно Подходят к стулу, где спит «мама» «Мама» просыпается и шутливо  догоняет детей Тема «Какие краски у весны?» Ритмическая игра «Кап­Кап!»  Цель:  развивать артикуляцию речи, слуховое внимание, ритмичность. Предложить чётко проговаривать слова и прохлопывать ритм. ­Кап,кап, кап! Что там за оконцем? Кап, кап, кап!  Что блестит на солнце? Кап, кап, кап!  Капают капели! То весна к нам пришла,  птицы прилетели! Апрель.  Тема «Наша планета» Пластическая игра «Облако» Беленькое облако   (Округлить руки перед собой, сцепив пальцы.) Поднялось над крышей. (Не расцепляя пальцев, поднять округлённые руки  над головой.) Устремилось облако   (Выпрямить руки над головой.) Выше, выше, выше. (Несколько раз потянуться руками вверх,  приподнимаясь на носочки.) Ветер это облако (Плавно покачаться из стороны в сторону: руки над  головой.) Зацепил за кручу. (Снова сцепить кончики пальцев над головой.) Превратилось облако. (Руки через стороны опустить вниз.) В дождевую тучу. (Присесть.) Тема «Птицы» Упражнение с элементами самомассажа «Две тетери» Цель: обучение детей посредством правильного выполнения игрового  массажа благотворно влиять на внутренние органы: сердце, легкие,  кишечник, воздействия на биологически активные точки тела. На лугу, на лугу Стоит миска творогу. Прилетели две тетери, Поклевали, улетели. Дети гладят животик по часовой стрелке. «Бегают» пальчиками по телу. Щиплют двумя пальцами. Машут руками. Май. Тема «Цветущая весна» Пальчиковая игра «Насекомые». Цель: формирование мелкой моторики Дружно пальчики считаем —  Насекомых называем. Сжимают и разжимают пальцы. Бабочка, кузнечик, муха,  Это жук с зеленым брюхом. Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого. Это кто же тут звенит? Ой, сюда комар летит! Вращают мизинцем. Прячьтесь! Прячут руки за спину. Тема «Скоро лето» Динамическая пауза «Мы увидели цветочек» Цель: формирование умения контролировать свои движения и  координировать их с ритмом речи. Мы увидели цветочек (Посмотреть из­под руки.) Отогнули лепесточек. (Соответственно.) Ой! А там мохнатый шмель! (Испугались, руки – к щекам.) ­   Ты зачем в цветочек сел? (Присесть на корточки.) Шмель проснулся, потянулся. (Соответственно) Он обиделся, надулся: (Соответственно). ­ Ну, зачем меня пугать?! (Погрозить пальцем.) Я бы мог ещё поспать! (Руку под щёку.) Июнь.  Тема «Неделя безопасности» Динамическая пауза «Чтоб поехать на машине…» Цель: создание условий для двигательной активности. Чтоб поехать на машине накачать нам надо шины (имитация движения со  звуком ш­ш­ш) В бензобак нальем бензин (имитация движения) И поедем в магазин («поездить» по комнате) Игра «Водитель и пассажиры» Цель: развивать внимание, ловкость, закреплять правила поведения на  улице. Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать загадку: Дом по улице идёт, На работу всех везёт, Носит обувь из резины И питается бензином.   (Автобус) Участвуют две команды. В каждой команде «водитель» ­ первый  участник и «пассажиры» ­ другие участники. В 6м от каждой команды  ставят флажки. По команде «марш!» первые игроки быстрым шагом  (бежать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и  возвращаются к колоннам, где к ним присоединяются вторые по счёту  игроки, и вместе они проделывают тот же путь, затем к ним  присоединяются третьи и т.д. Играющие держат друг друга за локти.  Выигрывает команда, первой прибывшая на конечную остановку. Тема «Неделя веселых игр и забав» Дыхательное упражнение «Собачка» (закаливание зева) Цель: Укреплять физиологическое дыхание детей (без речи).  Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный  выдох). Тренировать силу вдоха и выдоха. Развивать продолжительный  вдох. И.П . ­ стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения,  добиваясь охлаждения зева.(как это делает собачка) Тема «Неделя спорта и здоровья» Динамическая пауза «Кто за кем крадётся?» Цель: создание условий для двигательной активности , памяти, внимания в игровой форме. Цыплёнок на цыпочках крался за кошкой. (Маленькие, семенящие шажки.) А кошка на цыпочках шла за Антошкой. (Мягкие кошачьи шаги.) Антошка на цыпочках двигался к дому. (Соответственно.) Теперь повернёмся, пойдём по­ другому. (Развернуться и идти в другую  сторону.) На пятках за кошкой плетётся Антошка, (соответственно) За бедным цыплёнком – усатая кошка. («Кошачьи» шаги.) Цыплёнок от страха забрался в корзину. (Присесть, обхватив колени  руками.) Сердитая кошка выгнула спину. (Опираясь руками о пол, выгнуть спину.) Тема «Неделя Знаек­всезнаек» Динамическая пауза «Утиная зарядка» Цель: создание условий для двигательной активности и внимания в  игровой форме. Вышли утки на зарядку. (Шаги на месте.) Лапки на мысок, на пятку. (Соответственно.) Покружились всей гурьбой. (Покружиться на месте.) Покрутили головой. (Соответственно.) Вправо – влево, вправо – влево. (Повороты головы, не поднимая плеч.) Это делают умело. (Руки на пояс, к плечам, вверх.) Крылышками хлопают. (Помахать руками, как крыльями.) Лапочками топают. (Соответственно.) Ходят важно, вперевалку. (Соответственно.) Прыгают через скакалку. (Попрыгать на двух ногах.) Вот, ещё один прыжочек, (соответственно) И уселись на песочек. (Сели на свои места.) Июль. Тема «Ребёнок в мире людей» Пальчиковая игра « Я и моя семья». Цель: формирование мелкой моторики, речи. (Проговаривая слова, поочередно пальчики можно разгибать, а можно,  наоборот, сгибать, начиная с большого. По окончании покрутить  кулачком. Этот пальчик ДЕДУШКА. (загибает /разгибает/ большой пальчик) Этот пальчик БАБУШКА. (загибает /разгибает/ указательный пальчик) Этот пальчик ПАПОЧКА. (загибает /разгибает/ средний пальчик) Этот пальчик МАМОЧКА. (загибает /разгибает/ безымянный пальчик) Этот пальчик Я. (загибает /разгибает/ мизинчик пальчик) Вот и вся моя семья!  (поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики) Тема «В гостях у сказки» Ритмическая игра «Два  медведя» Цель: развитие координации между голосом и движениями. Сидели два медведя На тоненьком суку Один читал газету Другой молол  муку. Раз ку­ку, два ку­ку – Оба шлепнулись в муку Нос в муке Хвост в муке Уши в кислом молоке Руки согнуты в локтях, сжаты в кулаки,  прижаты к туловищу. Ребенок  покачивается из стороны в сторону Разводим руки в стороны как при чтении  газеты. Стучим одним кулаком по другому Кулаки падают на колени Показываем рукой за спину Показываем рукой за спину Массируем уши Тема «Неделя экспериментов» Пальчиковая игра «Овечка» Цель: развитие мелкой моторики, чувства ритма, чёткой дикции. Вот кудрявая овечка. Шерстка белая в                            колечках. Играть растопыренными  пальчиками. Поочередно соединять все пальцы с большим («колечки»). Шерстка мягкая,                                густая –  шубка у овцы такая. Выполнять плавные движения  кистями с широко раздвинутыми  пальцами («кошечка»). Тема «Мой любимый город» Пальчиковая игра «Домик» Цель: формирование мелкой моторики Я гуляю во дворе ( хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой  рукой ) Вижу домик на горе (ритмичные хлопки ладошками ) Я по лесенке взберусь ( раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно  кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев ) И в окошко постучусь. Тук, тук, тук, тук! (поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку  другой ) Август. Тема «Неделя познания»  Логоритмическое  упражнение «Лиса по лесу ходила». Цель:  Развитие ритмичности, координации, внимания. Лиса по лесу ходила, Звонки песни заводила. Лиса лычки драла, Себе лапотки сплела Дробный шаг по кругу На последний слог – разворот лицом в круг Хлопки ­ «тарелки» Поочерёдное выставление ног на  пятку. Примечание: выполнять упражнение в разных темпах, в разной динамике. Тема «Неделя здорового образа жизни» Динамическая пауза «Мы решили закаляться!» Цель: создание условий для двигательной активности , внимания в игровой форме. Мы решили закаляться, раз – два – раз – два! (приседания, с вытягиванием рук перед собой) И водою обливаться, раз – два – раз – два! (поднять руки вверх, имитация  обливания) А потом мы полотенцем, раз – два – раз – два! Не забудем растереться, раз – два – раз – два! (имитация растирания  полотенцем) Тема «Неделя интересных дел»  Динамическая пауза «Зелёные глаза страха» Цель: учить детей передавать различные эмоциональные состояния. У страха глаза – вот такие! (Показать руками «огромные» глаза.) Зелёные и большие. (Развести руки в стороны.) Совсем, совсем как у волка, (Показать «волчьи когти».) Когда он пугает без толку. (Погрозить пальцем.) Прогоним мы волка под ёлку. (Потопать ногами.) Не станем бояться мы волка! (Помотать головой.) Тема «Мы снова вместе» Игра «Приветствие» Цель: формирование коммуникативных качеств, умения передавать  различные эмоции. Мы улыбнемся друг другу с тобой, Здравствуйте, люди! Смейтесь со мной! Солнцу, привет! Небу, привет!  Здравствуйте! – слышим в ответ! головой. кланяются вправо,  влево , машут рукой над головой, скрещивают   руки   над

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2017