Здоровьесберегающие технологии как основной фактор сохранения и укрепления здоровья обучающихся
Оценка 4.7
Лекции
doc
биология +1
Взрослым
15.01.2019
Забота о здоровье детей является приоритетным направлением деятельности образовательной организации, поскольку лишь здоровые дети смогут полученные знания использовать в своей трудовой деятельности. В основе модели здоровьесберегающего обучения находятся две составляющих: «обучающая» и «сохраняющая» здоровье ребенка среда. «Обучающая среда» связана с развитием интеллектуальных и творческих способностей ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), базирующаяся на педагогике, в основе которой лежат активные формы и методы обучения. «Сохраняющая здоровье среда» опирается на создание психологического комфорта, эмоциональной отзывчивости. К «сохраняющей среде» относятся санитарно-гигиенические требования
Здоровьесберегающие технологии как основной фактор сохранения и укрепления здоровья обучающихся.doc
1
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«Инсарская общеобразовательная школаинтернат для детей сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными
возможностями здоровья»
Доклад на МО классных руководителей
« Здоровьесберегающие технологии как основной фактор
сохранения и укрепления здоровья обучающихся»
Подготовила:
Шиляева В.А Инсар 2019
2
Главным ресурсом любой страны, одним из гарантов её национальной
безопасности является образование. Образовательное учреждение на
современном этапе развития общества должно стать важнейшим звеном в
формировании и укреплении здоровья учащихся.
Забота о здоровье детей является приоритетным направлением деятельности
образовательной организации, поскольку лишь здоровые дети смогут
полученные знания использовать в своей трудовой деятельности.
Всемирная организации здравоохранения (ВОЗ) даёт следующее определение
здоровью: «Здоровье это полное физическое, психическое и социальное
благополучие, а не только отсутствие болезни, т.е. это физическая,
социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные
отношения с людьми, природой и самим собой».
Здоровьесберегающие технологии
Технологической основой здоровьесберегающей педагогики являются
здоровьесберегающие образовательные технологии. Под
здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле
можно понимать все технологии, использование которых в образовательном
процессе идет на пользу здоровью учащихся. К здоровьесберегающим будут
относиться педагогические приемы, методы и технологии, которые не наносят
вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия
пребывания, обучения и работы в образовательном процессе.
В основе модели здоровьесберегающего обучения находятся две
составляющих: «обучающая» и «сохраняющая» здоровье ребенка среда.
«Обучающая среда» связана с развитием интеллектуальных и творческих
способностей ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), базирующаяся на педагогике, в основе которой лежат
активные формы и методы обучения. «Сохраняющая здоровье среда»
опирается на создание психологического комфорта, эмоциональной
отзывчивости. К «сохраняющей среде» относятся санитарногигиенические
требования. Например, в школе это должно быть проветренное помещение,
достаточное освещение – комфортная работа для глаз без усилий и
напряжения. Педагог должен чувствовать, когда ребенок устал, так как у него 3
пропадает заинтересованность, внимание становится рассеянным, и
предпринимать все возможные методы и приемы для снятия утомления.
Здоровьесберегающие технологии призваны обеспечивать уважение к
личности каждого ребенка, создавать условия для развития его уверенности в
себе, инициативности, творческих способностей, самостоятельности и
ответственности.
К образовательным технологиям здоровьесберегающей направленности можно
отнести технологии личностно ориентированного обучения,
дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные
игровые технологии.
Личностно ориентированное обучение способ организации обучения, в
процессе которого обеспечивается учёт возможностей и способностей
учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
создаются необходимые условия для развития их индивидуальных
способностей. Личностно ориентированное обучение предполагает
использование разнообразных форм и методов организации учебной
деятельности.
Педагогика сотрудничества создает условия для реализации задач сохранения
и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Педагогика сотрудничества
призвана разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка,
использовать их для более полного развития, что в полной мере совпадает с
механизмами формирования и укрепления здоровья путём повышения
адаптации к социальной среде.
Технология развивающего обучения строится на гипотезе, что знания
являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся.
Ориентация на «зону ближайшего развития» ребенка при построении его
индивидуального образовательного маршрута позволяет в максимальной
степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние
окружающей среды и условий.
Технология уровневой дифференциации рассчитана на работу учащихся в
малых группах, где педагогу легко следить за познавательной деятельностью
учащихся и реализовать здоровьесберегающие приемы и методы. У учителя
появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и
уделять внимание более успевающему, более эффективно работать с
трудными детьми. При таком подходе часто используется распределение на
уроке учебного материала, согласно уровням обученности учащихся в виде
карточек с индивидуальными заданиями. 4
Использование технических средств обучения. Одной из ключевых проблем
любого обучения является проблема удержания внимания учащихся.
Технические средства обучения, благодаря смене ярких впечатлений от
увиденного, позволяют удерживать это внимание в течение всего урока.
Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его
образнохудожественное представление все это делает компьютер
незаменимым помощником учителя в снижении утомляемости учащихся. К
достоинствам компьютера в качестве помощника является практически
неограниченные возможности учителя строить урок так, как он считает
нужным, проявляя свое творчество.
Игровые технологии – эффективное средство не только обучения, но и
сохранения здоровья. Давно известно, насколько функции игры многогранны
она развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых,
расширяет кругозор и развивает физически. Все это компоненты
образовательного процесса. Использование игрового метода в
образовательной деятельности позволяет школьнику более качественно
усваивать знания, необходимые в дальнейшей жизни.
Эффект игрового обучения достигается благодаря заметному влиянию на
эмоциональную сторону жизни ребенка с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Формирование положительных эмоций
это важная сфера в здоровьесбережении учащихся. Игра предполагает
участие всех учеников в той мере, на какую они способны. Учебный материал
в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это
непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит
творческий, практический характер. Происходит активизация познавательной
деятельности учащихся на уроке. Соревнование в работе, возможность
посовещаться, распределить роли по интересам – все эти игровые элементы
способствуют активизации учебной деятельности учащихся, формируют
интерес к предмету, устраняют негативные явления, связанные с нежеланием
учиться.
Для учащихся начальной школы важно включать в урок подвижные игры,
которые являются естественным спутником жизни ребенка, источником
радостных эмоций, обладающий великой воспитательной и
здоровьесберегающей силой.
К здоровьесберегающим урокам можно отнести уроки, вызывающие
наибольшую активность учащихся всех возрастов, это уроки по аналогии с
телевизионными играми — КВН, «Что? Где? Когда?», «Удивительное рядом»,
«Кто хочет стать миллионером?», «Своя игра». 5
Здоровьесберегающий урок как основная форма организации учебных
занятий
Урок является основной формой организации учебных занятий. Урок
характеризуется строго установленным объемом учебной работы и порядком
ее выполнения в рамках определенного времени. Каждый урок складывается
из определенных элементов, которые характеризуются различными видами
деятельности учителя и учащихся в соответствии со структурой процесса
усвоения знаний, умений и навыков.
Здоровьесберегающий урок – это, прежде всего, урок, на котором учитель
обеспечивает доброжелательную творческую атмосферу, высокую
работоспособность учащихся, профилактику утомления, поддерживает
внимание и интерес учащихся. Умение педагога отбирать, рационально
использовать и чередовать формы, методы, приемы и способы обучения,
позволяет учащимся легче переносить учебные нагрузки, снизить риск
ухудшения здоровья.
Рассмотрим основные требования к организации здоровьесберегающего урока.
Учитель обязан обеспечить комфортные гигиенические условия при
проведении занятия. К ним относится установленный СанПиНом режим
температуры и влажности. Строгое соблюдение графика проветривания
помещения. Необходимо следить за уровнем освещения класса и освещением
доски. В классе во время урока не должно быть никаких посторонних звуков.
Парты учащихся должны соответствовать возрасту и росту учащихся, на них
должна быть ростовая маркировка. В классе должно быть чисто и красиво.
Все эти условия необходимы для сохранения здоровья и профилактики
заболеваний учащихся.
Структура здоровьесберегающего урока должна состоять из различных
элементов урока: цель урока определяет его тип, от типа урока зависит его
структура, при структурировании урока необходимо учитывать расход
времени на различных этапах урока. При подготовке урока учитель должен
вместе с дидактической целью ставить цель здоровьесбережения учащихся.
Она определяется целесообразным подбором методов, приемов и средств
обучения, необходимых для решения поставленных целей. Это должно
исключать однообразность урока, которая способствует утомлению
школьников. Средняя продолжительность и частота чередования различных
видов учебной деятельности в норме составляют 710 минут. Смена видов 6
деятельности через более короткие промежутки времени вызывает у детей
необоснованную напряженность.
3. Учитель на уроке должен использовать разные методы преподавания. Число
используемых методов на уроке должно быть не менее трех. Это могут быть
словесный метод, наглядный метод, самостоятельная работа, работа с книгой,
ТСО и другие. Использование одного или двух методов преподавания ведет к
потере у учащихся интереса, падению внимания и низкому уровню усвоения
материала, делая тем самым урок малоэффективным и здоровьезатратным.
4. В тоже время необходимо соблюдать правило чередования методов
преподавания. Методы целесообразно менять в среднем через 13 минут.
Слишком частое чередование вызывает излишнее напряжение учащихся и
может способствовать быстрому утомлению и появлению стресса.
5. Сегодняшний день требует использование в процессе обучения технических
средств. Место и длительность применения ТСО должны соответствовать
гигиеническим нормам. Необходимо помнить, что применение ТСО во
временном пространстве урока ограничено. Не допускается единовременное
использование ТСО на протяжении более 10 минут, а общее время
использования не должно превышать более 15 минут.
Внешние признаки усталости ученика это частая смена позы, потягивание,
встряхивание руками, зевота, закрывание глаз, подпирание головы,
остановившийся взгляд, ненужное перекладывание предметов, разговор с
соседом, увеличение количества ошибок в ответах, невосприятие вопроса,
задержка с ответом, частые поглядывания на часы в ожидании конца урока.
Исключить развитие утомления у учащихся на уроке практически
невозможно, но использование в учебном процессе здоровьесберегающих
методов, приемов и средств обучения поможет снизить утомляющее
воздействие урока на организм ребенка.
Для этого учитель должен знать, уметь и использовать определенные приемы,
устраняющие утомление. К ним относятся:
комплексы физических упражнений общего воздействия, направленные на
активизацию нервных центров, на восстановление общей работоспособности
учащихся;
использование комплексов физических упражнений для снятия утомления с
кисти рук и пальцев. Особое значение имеет данный комплекс в начальной
школе; 7
комплексы физических упражнений для снятия утомления с плечевого пояса
и рук;
комплексы физических упражнений для улучшения мозгового
кровообращения;
гимнастика для глаз снижает напряжение зрительного анализатора;
дыхательные упражнения общей направленности (разработанные А.Н.
Стрельниковой).
7. Обязательный элемент здоровьесберегающего урока физкультминутка.
Очень важно, чтобы физкультминутки, помогающие снять усталость и
напряжение у детей на уроке, были простыми, интересными, хорошо
знакомыми. Физкультминутки могут быть тематическими, т.е. представлять
собой набор физических упражнений, объединенных единым сюжетом.
8. Здоровьесберегающему уроку характерен определенный психологический
климат урока. Он должен быть благоприятный как для учителя, так и для
ученика. Во время урока необходимо создать доброжелательную атмосферу
взаимодоверия, поддержки и успешности. Необходимо избегать стрессовых и
напряженных ситуаций. Залог эффективности урока с позиций
здоровьесбережения – создание ситуации успеха для каждого учащегося.
9. Педагог должен уметь снять эмоциональное напряжение на уроке.
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ,
оригинальных заданий и задач, введение в урок отступлений позволяют снять
эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить
одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую
разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана,
показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации
самостоятельной познавательной деятельности.
Литература:
Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего
образования. Валеология.2004.
Здоровье и образование www.valeo.edu.ru
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в
современной школе. М.2002.
Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология
здоровья в школе. М.АРКТИ,2003. 8
Селевко П.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. –
М.: Народное образование, 1998.
А.В. Хуторской, «Современная дидактика», – СанктПетербург: издат. дом
«Питер», 2001.
Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе. Воспитание
школьников.2005.
Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих
технологий. М. 2005.
Кафедра охраны здоровья детей и подростков ПОИПКРО:
http://edu.perm.ru/poipkro/val/nissldey.htm
Применение здоровьесберегающих технологий в школе.
http://www.specialschool.ru/health/
Здоровьесберегающие технологии как основной фактор сохранения и укрепления здоровья обучающихся
Здоровьесберегающие технологии как основной фактор сохранения и укрепления здоровья обучающихся
Здоровьесберегающие технологии как основной фактор сохранения и укрепления здоровья обучающихся
Здоровьесберегающие технологии как основной фактор сохранения и укрепления здоровья обучающихся
Здоровьесберегающие технологии как основной фактор сохранения и укрепления здоровья обучающихся
Здоровьесберегающие технологии как основной фактор сохранения и укрепления здоровья обучающихся
Здоровьесберегающие технологии как основной фактор сохранения и укрепления здоровья обучающихся
Здоровьесберегающие технологии как основной фактор сохранения и укрепления здоровья обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.