Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии. Обобщение опыта.
Оценка 4.8

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии. Обобщение опыта.

Оценка 4.8
Исследовательские работы +6
docx
биология +2
5 кл—11 кл +1
19.01.2017
Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии. Обобщение опыта.
В этом обобщении педагогического опыта раскрывается соответствие его тенденциям общественного развития, социальному заказу. В анализе основных факторов, ухудшающих здоровье ребенка, внимание акцентируется на педагогических факторах, находящихся в сфере ответственности учителя. Это определило основную идею педагогического опыта: Создание условий для интеллектуального, нравственного, физического развития учащихся, реализация индивидуальных творческих запросов детей посредством широкого использования здоровьесберегающих технологий на уроках биологии и во внеурочной деятельности. Реализация идеи педагогического опыта осуществляется прежде всего за счет изменений в содержании образования. Уроки биологии помогают правильно понять место человека в природе, что, в свою очередь, позволяет ему ориентироваться в среде обитания и обеспечить свою жизненную безопасность. Придание учебному процессу валеологической направленности предполагает использование здоровьесохраняющих, медицински оправданных технологий обучения, являющихся важным условием реального улучшения здоровья школьников. Используемые педагогические технологии позволяют избежать учебного однообразия, снижают умственную утомляемость школьников. Учитель не берет на себя решение медицинских вопросов, но оказывает всемерную поддержку врачам, создавая необходимые санитарно-гигиенические условия для учебного процесса; проводя на уроках физкультминутки и разминки, осуществляя профилактику раз-личных нарушений здоровья у детей.
Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии.docx
Научными исследованиями НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного  центра здоровья детей РАМН установлено, что в последние 10 лет произошло значительное  ухудшение состояния здоровья школьников. Многие исследователи считают, что большинство  факторов риска, особенно те из них, которые способствуют возникновению хронических  неинфекционных заболеваний, относятся к средовым.  Основные факторы, ухудшающие здоровье ребенка. 1. Педагогические факторы. Интенсификация   образовательного   процесса:   увеличение   объемов   подлежащего   усвоению материала. Увеличение учебной нагрузки на ученика, по данным Минобразования РФ с 1946 по 1998 годы учебная нагрузка возросла с 96 часов до 171. Увеличение объемов домашних заданий; рабочий день школьника составляет 10­12 часов (сравните: стандартная рабочая неделя – 40 часов).  Отсутствие разумного чередования занятий, связанных с эмоционально­волевой и   двигательной активностью детей.  2. Психологические факторы. Бачурина Наталия Викторовна, учитель биологии МБОУ СОШ №24 г. Тулы. Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии.  В последние годы особое внимание уделяется вопросам здоровьесбережения школьников. И  это вполне оправдано.  Недостаточно адекватный уровень общения в системах «учитель­ученик», «ученик­ученик». Отсутствие общения «на равных». Долговременно   воздействующий   на   здоровье   школьников   неблагоприятный   нравственно­ психологический климат. Отсутствие достаточного многообразия видов деятельности, что тормозит реализацию потребности в развитии мышления. 3. Медицинские факторы. Общее ухудшение здоровья школьников. Увеличение доли детей с дефицитом массы тела. Понижение  показателей физического развития и здоровья учащихся. Общее ухудшение экологической ситуации в  России. 4. Социальные аспекты. Неблагоприятная   статусная   позиция   ребенка   в   группе.   Для     внутреннего   психически благополучного самочувствия, человеку необходима успешность в определенных видах деятельности. Неадекватная   самооценка,   отсутствие   позитивного   самовосприятия.   Неблагоприятное   окружение (неработающие или пьющие родители). Для   детей   школьного   возраста   с   6,5­7   до   17   лет   1/3   суток   основным   видом     деятельности является учебная, иными словами,  среда,  в которой  дети проводят большее количество  времени. Современная   общеобразовательная   школа   является   одной   из   сред,   способных   наиболее   активно влиять на сознание развивающейся личности ребенка. Организация воспитания и обучения отражает существующие в общественной жизни потребности. Так, в настоящее время, помимо общеизвестных обучающей,   развивающей   и   воспитательной   целей   педагогического   процесса,   стало   актуальным сохранение, укрепление и развитие здоровья в процессе образовательной деятельности учащихся и учителей [2, с. 62].  По данным Российской академии медицинских наук, за время обучения в школе число здоровых детей   значительно   снижается.   К   15­17   годам   до   70%   школьников   страдают   хроническими заболеваниями. Свыше 30% детей имеют отклонения в физическом развитии. За последние 15 лет эта цифра постоянно увеличивается, и это крайне тревожная тенденция  [3].  Сравнительный   анализ   роли   школ   в   формировании   здорового   образа   жизни,   содействии укреплению здоровья, проведенный НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков  Российской академии   медицинских   наук,   показал   эффективность   работы   школы,   содействующей   укреплению здоровья [4, с. 17].  И это неслучайно. Ведь именно в работе школ на современном этапе занимают  особое  место здоровьесберегающие технологии. Этим обусловлено создание и введение специальных уроков здо­ ровья в учебный план, формирование саногенного мышления детей и педагогов как основы здорового образа   жизни   современного   человека.   Здоровые   школьники   учатся   лучше.   Поэтому   в   школах, содействующих укреплению здоровья, учащиеся приобретают и закрепляют личностные и социальные навыки,   нацеленные   на   здоровый   образ   жизни   поведенческие   установки,   которые   способствуют повышению их академической успеваемости. И помогают решить эту задачу здоровьесберегающие технологии.   Неслучайно здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования (Закон РФ «Об образовании» ст.51: «Образовательное учреждение должно создать условия для сохранения здоровья учащихся»). Применительно к Тульскому региону задача укрепления здоровья школьников представляется особо актуальной, так как  Тульская область – регион с неблагоприятной экологической обстановкой. Часть детей рождается с врожденной патологией.  Кроме того,  на протяжении ряда лет выявляется стойкая   тенденция   ухудшения   показателей   здоровья   школьников;   уменьшается   удельный   вес здоровых школьников с одновременным увеличением хронических форм заболеваний при переходе из класса в класс, снижается индекс здоровья. Поэтому «В Тульской области должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю   профилактику   заболеваемости,   внедрение   здоровьесберегающих   технологий   во   все   сферы жизни ребенка» [1, с. 3].  Одна из целей нашей школы  ­  создание такой   образовательно­обучающей среды, в которой закладываются основы здоровьесбережения.  Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения ­ обеспечить школьнику  возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые  знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в  повседневной жизни. Основные направления  моей деятельности как педагога: 1.   Рациональная   организация   учебного   процесса   в   соответствии   с   санитарными   нормами   и гигиеническими требованиями. 2. Рациональная организация двигательной активности учащихся. 3. Система работы по формированию ценности здоровья и ЗОЖ. Ожидаемые результаты:  Снижение количества наиболее часто встречающихся в школьном возрасте заболеваний.  Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья (курение, пивной  алкоголизм).  Положительная динамика при переходе из одной группы здоровья в другую.  Привитие учащимся потребности и умений самостоятельно заниматься физическими  упражнениями.  Сокращение пропусков уроков учащимися по болезни.  Повышение качества образования. Здоровьесберегающий компонент в содержании биологии. Я работаю по УМК Н. И Сонина более 15 лет. Программа 8 класса полностью ориентирована на изучение организма человека, причем вопросам здоровьесбережения уделяется большое внимание. Эти уроки несут особую нагрузку в формировании у учащихся жизненных установок и приоритетов на здоровье и здоровый образ жизни. Лабораторные работы   Уроки Распознавание съедобных и  ядовитых грибов.  Строение плесневых грибов. 7 класс Экологическая роль и медицинское значение бактерий Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами.  Оказание 1 помощи при отравлении грибами. Вирусы­возбудители опасных заболеваний человека. Меры  профилактики заболеваний, вызываемых вирусами. Применение биологических знаний при охране здоровья человека. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза. Циклы развития паразитических червей. 8 класс Измерение   массы   и   роста   своего организма. Нарушение нервно­гуморальной регуляции.                             Выявление   влияния   статической   и динамической работы на утомление мышц. Заболевания опорно­двигательной системы и их  профилактика. Приемы оказания первой помощи при  травмах опорно­двигательной системы. Определение пульса,  кровяного  давления и подсчет числа  сердечных сокращений. Определение частоты дыхания. Работа мышц. Утомление. Значение физической культуры и режима труда в  правильном формировании опорно­двигательной системы. Воздействие желудочного сока на  белки.    Состав и функции крови. Воздействие слюны на крахмал. Иммунитет. Определение   норм   рационального питания Измерение температуры тела. Факторы  риска: стрессы,  гиподинамия, переутомление,  переохлаждение. Переливание крови. Донорство. Резус­фактор. Гигиена сердечно ­ сосудистой системы. Первая помощь  при кровотечениях. Газообмен в легких и тканях. Влияние курения на организм. Первая помощь при нарушении дыхания. Профилактика  заболеваний органов дыхания.  Взаимосвязь функций дыхательной и кровеносной системы. Гигиена питания и предупреждение гепатита, кишечных  инфекций, желудочно­кишечных заболеваний. Витамины. Болезни органов выделения, мочеполовые инфекции, их  предупреждение. Строение и функции кожи.  Закаливание организма. Уход за кожей, ногтями, волосами.  Профилактика и первая помощь при тепловом, солнечном ударах, обморожении, электрошоке, ожоге, их  профилактика. Зрительное восприятие. Гигиена зрения. Строение и функции уха.  Инфекции, передающиеся половым путем, их  профилактика.  Биологические ритмы. Сон и сновидения. Правила здорового образа жизни. Укрепление здоровья. Вредные и полезные привычки. Соблюдение правил поведения в окружающей среде.  Культура отношения к собственному здоровью.  Глобальные проблемы здоровья человечества. 9­11 класс Физиологические адаптации. Генотип как целостная система Наследственные заболевания человека. Выявление источников мутагенов в окружающей   среде   (косвенно)   и оценка   возможных   последствий   их влияния на организм. Анализ   и   оценка   последствий собственной деятельности человека в окружающей среде. Анализ   и   оценка   глобальных экологических проблем и путей их решения. Организм и среда. Охрана природы и рациональное  использование природных ресурсов. Здоровье сберегающий урок начинается с учителя, своим появлением он задает положительный  эмоциональный настрой на весь урок. Дети видят все. При   планировании   урока   с   точки   зрения   сохранения   здоровья   школьников,   обращаю внимание на следующие аспекты урока:   гигиенические показатели, характеризующие урок (Приложения 1, 2) гигиенические условия в кабинете (Приложение 3); Все здоровьесберегающие  уроки я условно делю  на следующие типы: I тип: Стандартный, но при этом хорошо продуманный урок, на котором хотя и ничего не говорится о здоровье, но это ­  здоровьесберегающий урок, т.к.  учитель:   продумывает   урок   максимального   умственного,   психического,   физического,   нравственного комфорта учащихся; помогает     каждому   ученику   понять   значимость   данного   урока   для   будущего   и   творчески работать на нем, используя свои способности;  максимально   использует   индивидуальные   особенности   учащихся   для   повышения  результативности их обучения; полноценно   выполняет   учебную   программу,   формирует   у   учащихся   интерес   к   своему предмету. К такому уроку и разработаны требования, направленные на здоровье сбережение (Приложение 1). II тип: Уроки, в которые включены элементы здоровьесбережения:  это   минутки   здоровья,   возникающие   из   наблюдений   учителя   за   вредными   привычками учащихся (например: «Почему нельзя грызть ногти?», «Почему нельзя сидеть сложа ногу за ногу?»);  по   обучению   учащихся   новым   упражнениям   на   снятие   напряжения,   стресса,   утомления, упражнениям на развитие памяти, внимания,   мышления, логики и т.д.; это проблемные и эвристические вопросы для учащихся при изучении нового материала.   III тип: Плановый урок здоровья. Например, «меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Оказание первой медицинской помощи при отравлении грибами», «меры профилактики заболеваний, вызываемых червями», «Гигиена органов чувств», «Заболевания опорно­двигательной системы и их профилактика»,   «Функциональные   возможности   дыхательной   системы   как   показатель   здоровья. Гигиена органов дыхания» и другие.[5] Пример: в 8 классе при изучения морфологии, анатомии и физиологии систем органов в каждой  теме идут уроки здоровья (или фрагменты уроков), на  таких уроках, даю знания основ здорового  образа жизни; знакомлю с опасностями, подстерегающими в повседневной жизни; ввожу в мир основ  медицинских знаний и правил оказания первой помощи в чрезвычайных ситуациях; пропагандирую  ЗОЖ и занятия физкультурой и спортом; обращаю внимание на климатические и природные  особенности нашей области и как они влияют на здоровье. Важно учитывать динамику работоспособности в течение урока: 10 минут ­ врабатываются, 20 –  продуктивное время, 10 – не продуктивное. Поэтому, лучший отдых смена видов деятельности. Обязательный момент урока физкультминутка. Комплекс   упражнений   должен   быть   рассчитан   на   те   органы   и   группы   мышц,   которые   быстро утомляются. Гимнастику для глаз, ученики могут сделать сами,  по мере их утомления. В  кабинете над доской целесообразно повесить   тренажер Базарного В. Ф. (или ему подобные) ­   нарисованные горизонтальная и вертикальная восьмерки. (Приложение 4) Проводя  такой урок, я могу использовать следующие здоровьесберегающие технологии:  формулирование целей урока вместе с учащимися, определение ими задач, которые следует решить для достижения целей; создание необходимых санитарно­гигиенических условий; разминки в начале урока (10 – 15 секунд, Приложение 5); во избежание гиподинамии у детей обеспечение хотя бы небольшой организованной активности (физкультминутки на 15 – 25 –ой минутах урока на снятие мышечного утомления с плечевого пояса, мышц спины, кистей рук, зрительного утомления; минуты релаксации; массаж активных точек; чередование поз; дыхательная гимнастика). профилактика разнообразных нарушений:  ­для слуха – различение слов, акцентов, тихой речи;  ­ для речевого аппарата – произнесение слогов, слов, скороговорок, тихо, громко, с разной акцентировкой; ­ для кистей пальцев рук – сгибание и разгибание пальцев, круговые движения в лучезапястном и локтевых суставах; ­   для   зрения   –   поисковые   движения   для   глаз,   различение   цвета,   размера;   использование тренажера; разнообразие видов и форм уроков (удивление нестандартностью); гибкость структуры урока, в соответствии  с особенностями класса; использование безоценочной мотивации, способствующей активной самореализации учеников;           разрешение в некоторых случаях при выполнении заданий, ответах на вопросы, контрольных работ пользоваться вспомогательными средствами, например, конспектом; предупреждение   появления   признаков   утомления   у   учащихся   (изменение   интонации   и громкости речи, привлечение внимания учеников); использование работы в парах постоянного или переменного состава и в малых группах (2 – 4 ученика); подведение итогов урока на последних 4 – 5 минутах, и лучше всего вместе с учениками; рефлексия;[6]   На уроках можно проводить  “оживлялки”  (Приложение 6), которые помогают снять усталость. Например: эмоциональная разрядка снимает психическое напряжение, способствует переключению внимания, снятию утомления. Улыбнитесь сами и разрешите детям посмеяться. Для этого достаточно сказать “сы­ы­ы­р.”, а потом надавить на “хохотальную” точку — она на кончике носа и произнести “хохотальные” звуки: ха­ха. Сначала медленно, потом быстрее, быстрее... В   противовес   активных   оздоровительных   минуток   можно   использовать  "минутки   покоя". «Закрыли все на секунду глаза. Расслабьтесь. Представьте себя там, где вы бы хотели оказаться в данную   минуту.   Получите   от   этого   удовольствие.   А   теперь   потихоньку   возвращаемся   на   урок, открываем глаза, продолжаем заниматься.» Огромную   роль   в   укреплении   здоровья   учащихся   играет   и   экологическое   пространство: освещение достаточное,  вентиляция активная (очень долго приучала учеников к факту проветривания кабинета), озеленение, санитарное состояние кабинета. Классная комната должна быть   проветрена, температура в ней должна  быть комфортной 18­21 градус.  Обратите внимание на: состояние мебели, озеленение кабинета, качество и эстетика наглядных  пособий, дидактического материала, цветовая гамма (мебели, отделки стен, штор). Внедрение здоровьесберегающих технологий в обучение способствует более глубокому и осознанному   пониманию   школьниками   предметного   содержания,   усвоению   большого количества идей и способов решения проблем, в том числе – оригинальных и нестандартных, развитию у детей способностей к переносу знаний в новые условия, что создаёт благоприятный фон для повышения уровня мотивации обучения и развитию УУД. Воспитывается чувство ответственности не только за свое здоровье, но и за здоровье  будущих детей. Источники информации: 1.   Распоряжение   Правительства   Тульской   области   от   8   октября   2012   г.   №     621­р   «О   стратегии действии в интересах ребенка в интересах детей Тульской области на 2012­2017 годы» [Электронный ресурс] // Не опубликован // СПС «Консультант Плюс» 2.   Силантьева   Т.Н.   Формирование   здоровьесберегающей   среды   в   общеобразовательной   школе   // Педагогика. ­ 2010. ­ № 1. ­ С. 61­64.  3. Российская школа отбирает здоровье у детей [Электронный ресурс] // Новости медицины: [сайт]. ­ М., 2012. ­ URL:  http://doctor­litvinov.ru/lor/rossijskaya­shkola­otbiraet­zdorove­u­detej.html 4. Школы здоровья в Европе и России. – М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН. 2009. ­ 83 с. 5. http://referat.znate.ru/text/index­33802.html 6. http://www.orenipk.ru/kp/distant/ped/ped/zdzb.htm 7. СанПин 2.4.21178­02  http://www.docload.ru/Basesdoc/10/10946/index.htm

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии. Обобщение опыта.

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии. Обобщение опыта.

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии. Обобщение опыта.

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии. Обобщение опыта.

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии. Обобщение опыта.

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии. Обобщение опыта.

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии. Обобщение опыта.

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии. Обобщение опыта.

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии. Обобщение опыта.

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии. Обобщение опыта.

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии. Обобщение опыта.

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии. Обобщение опыта.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017