Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры

  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников является одной из задач современной школы. Сохранение здоровья школьников – общая задача педагогов, медиков, родителей. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса, монотонность, статичные формы органи-зации, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, трудности в организации правильного питания не только в школе, но и дома, неблагоприятная экологическая ситуация, и ряд других факторов являются главными причинами резкого ухудшения здоровья детей. В рамках решения данной проблемы следует отметить наиболее важные направления педагогической деятельности: • правильная организация учебного процесса; • включение оздоровительногоПроблема сохранения и укрепления здоровья школьников является одной из задач современной школы. Сохранение здоровья школьников – общая задача педагогов, медиков, родителей. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса, монотонность, статичные формы органи-зации, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, трудности в организации правильного питания не только в школе, но и дома, неблагоприятная экологическая ситуация, и ряд других факторов являются главными причинами резкого ухудшения здоровья детей. В рамках решения данной проблемы следует отметить наиболее важные направления педагогической деятельности: • правильная организация учебного процесса; • включение оздоровительного
Иконка файла материала zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_urokah_semenova.doc
Здоровьесберегающие технологии на уроках  физической культуры Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников является одной из задач современной школы. Сохранение здоровья школьников – общая задача педагогов,   медиков,   родителей.   Малоподвижный   образ   жизни,   перегрузка учебного   процесса,   монотонность,  статичные   формы   организации,   отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, трудности в организации правильного питания   не   только   в   школе,   но   и   дома,   неблагоприятная   экологическая ситуация,   и   ряд   других   факторов   являются   главными   причинами   резкого ухудшения здоровья детей. В рамках решения данной проблемы следует  отметить  наиболее важные направления педагогической деятельности:  правильная организация учебного процесса;  включение   оздоровительного   компонента   в   содержание   учебных предметов;  использование   различных   форм   внеклассной   и   внешкольной оздоровительной работы;  просветительская   и   совместная   творческая   деятельность   педагогов   и родителей. Мероприятия,   направленные   на   сохранение   и   укрепление   здоровья учащихся   –   основа   здоровьесберегающей   деятельности   школы.   Наиболее благотворно   влияют   на   состояние   здоровья   уроки   физкультуры,   занятия   в школьной   спортивной   секции,   спортивного   клуба.   Для   учителя   очень   важно правильно организовать урок физической культуры, т.к. он является основной формой педагогического процесса. Деятельность   учителя   в   аспекте   реализации   здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры должна включать: знакомство с результатами медицинских осмотров детей;   учет показаний медработников в листе здоровья в учебно­ воспитательной работе;   расчет физической и эмоциональной нагрузки при освоении учебного  материала.  помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом.  Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, – это:  условия  обучения  ребенка  в школе (отсутствие  стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);   половыми,   рациональная   организация   учебного   процесса   (в   соответствии   с   индивидуальными   особенностями   и возрастными, гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый,  достаточный и рационально организованный двигательный режим. При организации занятий физкультурой следует учитывать, что наиболее благоприятен режим по 3­4 полноценных урока. С 2011 года в школах России проводится 3 урока в неделю, что позволяет решить основные оздоровительные задачи. № п/п 1. Оздоровительна я задача Профилактика  гипокенизии Способы решения Нормализация  двигательного  режима за счет  увеличения объема  динамических  физических  нагрузок 2. Профилактика  нарушений  осанки 3. Профилактика  травматизма 4. Профилактика  сердечнососуди стых  заболеваний Использование  специальных  комплексов  упражнений,  направленных на  укрепление  мышечного каркаса  и мышц свода стопы Обучение технике  выполнения  физических  упражнений и  правилам техники  безопасности во  время занятий Тренировка  аэробного и  анаэробного  характера,  направленная на  повышение  адаптационных  возможностей  организма Упражнения Динамические упражнения выполняются с  полной амплитудой движения После каждого упражнения необходимо  проделать несколько дыхательных упражнений с расслаблением тех мышц, на которые  приходилась наибольшая нагрузка.  Дыхательные упражнения делаются из  исходного положения стоя, пятки вместе,  носки врозь, руки вдоль тела:  а) делая глубокий вдох, поднять руки через  стороны до положения несколько выше уровня плеч с одновременным подниманием на носки.  Возвратиться в исходное положение — выдох;  б) исходное положение — то же. Делая  глубокий вдох, поднять руки вперед (ладони  внутрь) и развести в стороны. Возвратиться в  исходное положение — выдох. Ходьба на носках. Ходьба на пятках Ходьба на наружном крае стопы Ходьба на носках в полуприседе. Ходьба с высоким подниманием бедра,  подошвенным сгибанием стопы. Ходьба по следовой дорожке. Обучение способам выполнения двигательных  действий с помощью, которой работа  выполняется с относительно большой  эффективностью. Аэробные упражнения – бег на длинные  дистанции, силовые подходы, обычно  ограничены временем 3­5 минут. Силовой тренинг – это самый яркий пример  анаэробных упражнений. Основным отличием  от аэробных нагрузок, является не только  отсутствие кислорода, как элемента питания,  но и маленькая продолжительность подхода.5. 6. Профилактика  простудных  заболеваний Использование в  занятиях водных  процедур и других  процедур  закаливания. Основы  безопасности  жизнедеятельно сти Обучение  двигательным  действиям  прикладного  характера,  позволяющее  использовать  полученные знания и практический опыт  в реальных  жизненных  ситуациях. В теплое время года – длительные занятия на  свежем воздухе. Утренняя гигиеническая  гимнастика, которую следует делать по  возможности на открытом воздухе или в  тщательно проветриваемом помещении. В  холодную погоду занятия на открытом воздухе проводятся в более энергичном темпе и менее  продолжительное время или в тщательно  проветриваемом помещении. Выполнение основных, естественных для  человека движений: ходьба, бег, плавание,  прыжки, ходьба на четвереньках. Все эти виды  движений используются для неспецифической  тренировки (как общеразвивающие  упражнения) и для развития ловкости,  внимания, мышечного чувства, глазомера,  улучшения координации движений, ориентации в пространстве. При   планировании   и   проведении   урока   следует   опираться   на   основные современные   требования   к   уроку   физической   культуры   с   комплексом здоровьесберегающих технологий:  рациональная плотность урока;  включение   в   урок   вопросов,   связанных   со   здоровьем   учащихся, способствующих   формированию   у   школьников   ценностей   здорового образа жизни и потребностей в нем;  оптимальное сочетание различных видов деятельности;  осуществление   индивидуального   подхода   к   учащимся   с   учетом   личностных возможностей; создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха и эмоциональной разрядки; включение   в   урок   приемов   и   методов,   способствующих   самопознанию возможностей   своего   организма,   развитию   навыков   самооценки   уровня своего физического развития;  целенаправленная рефлексия своей деятельности в течение всего урока и в итоговой его части. Таким образом, сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот   урок   обеспечивает   ребёнку   и   учителю   сохранение   и   увеличение   их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни. Список литературы:1. Здоровьесберегающая школа. Учебный курс для руководителей учреждений  общего образования. / Безруких М.М., Сонькин В.Д., Безобразова В.Н. – (М.:  ИД «1 сентября», 2006. – 64 с.) 2. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе:  методология, формы, методы, опыт применения – методические  рекомендации // под ред. М.М.Безруких, В.Д.Сонькина (М.: «Триада­фарм»,  2004. – 117 с.)