Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В настоящее время, каждый педагог должен знать, что обучение, воспитание и здоровье - это неразрывно связанные и друг на друга влияющие категории. Ориентация на здоровьесберегающие технологии в обучении являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования. Поэтому данная тема является темой моего самообразования. К этому относится создание оптимальных условий для реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности. Свою работу в качестве учителя физической культуры я стараюсь строить с учениками, учителями, родителями и выпускниками таким образом, чтобы здоровьесбережение в этой деятельности являлось главным приоритетом.В настоящее время, каждый педагог должен знать, что обучение, воспитание и здоровье - это неразрывно связанные и друг на друга влияющие категории. Ориентация на здоровьесберегающие технологии в обучении являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования. Поэтому данная тема является темой моего самообразования. К этому относится создание оптимальных условий для реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности. Свою работу в качестве учителя физической культуры я стараюсь строить с учениками, учителями, родителями и выпускниками таким образом, чтобы здоровьесбережение в этой деятельности являлось главным приоритетом.
Иконка файла материала zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_urokah_fizicheskoy_kultury.doc
Обобщение опыта работы по теме: «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры»   В настоящее время, каждый педагог должен знать, что обучение, воспитание и здоровье ­ это неразрывно связанные и друг на друга влияющие категории.  Ориентация   на   здоровьесберегающие   технологии   в   обучении являются   одной   из   главных   и   актуальных   задач   всей   системы образования.  Поэтому данная тема является темой моего самообразования. К этому   относится   создание   оптимальных   условий   для   реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и во   внеурочной   деятельности.   Свою   работу   в   качестве   учителя физической культуры я стараюсь строить с учениками, учителями, родителями   и   выпускниками   таким   образом,   чтобы здоровьесбережение   в   этой   деятельности   являлось   главным приоритетом. Новое, это хорошо забытое старое, наполненное  усовершенствованным  понятийным аппаратом, а вопросам здоровья уделяли и уделяем всегда  большое внимание.      Актуальность темы предопределена тем, что здоровье человека –  основная ценность человека, именно в школьном возрасте  закладываются основы здоровьесберегающего мышления и поведения  личности. С другой стороны, школьная среда чаще всего не создает  условий для укрепления здоровья. Состояние здоровья детей России вызывает обоснованную тревогу. По данным   специалистов,   около   90%   детей   имеют   отклонение   в физическом и психическом здоровье; 30­35% детей, поступающих   в школу, уже имеют хронические заболевания; за годы обучения в пять раз   возросло     число   нарушений   зрения   и   осанки,   в   четыре   раза увеличивается   количество   нарушений   психического   здоровья,   в   три раза увеличивается число детей с заболеванием  органов пищеварения: до 80% юношей призывного возраста по медицинским критериям не готовы к службе в Вооруженных  силах. Подобное состояние здоровья ­     результат   длительного   неблагоприятного   воздействия     не   только социально­экономических,  экологических,  но и ряда педагогических факторов. В связи с этим, одной из приоритетных задач в моей работе, стало сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них понятия ценности здоровья и здорового образа жизни.Цель: обобщить изученные материалы по данной теме; выявить пути и способы формирования культуры здоровья, применить на практике. Задачи: 1.Обобщение передового педагогического опыта по данной теме. 2.Активное   использование   здоровьесберегающих   технологий   в деятельности учителя физической культуры 3.   Обучение   принципам   ЗОЖ   и   здоровьесбережения   учеников   на уроках и во внеурочное время через использование различных методик по оздоровлению. Длительность работы над опытом: К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем   обществе.   В   основе   педагогического   опыта   учителей   физкультуры должны лежать основополагающие приоритеты: 1. Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития. 2. Оздоровление – не совокупность лечебно­профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей. 3.   Индивидуально­дифференцированный   подход   –   основное   средство оздоровительно­развивающей работы с учащимися. Ведущая   педагогическая   идея   опыта:  мотивировать   детей     учителей   и родителей к тому, чтобы они с самого раннего возраста   ценили, берегли и укрепляли свое здоровье, стремились стать более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Охрану   здоровья   детей   можно   назвать   приоритетным   направлением деятельности   всего   общества,   поскольку   лишь   здоровые   дети   в   состоянии должным   образом   усваивать   полученные   знания   и   в   будущем   способны заниматься производительно­полезным трудом. Существует   более   300   определений   понятия   «здоровье».   Согласно  здоровье  ­   это определению   Всемирной   организации   здравоохранения, состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Физическое здоровье: ­      это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов,   максимальная   адаптация   к   окружающей   среде   (педагогическое определение);  ­     это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого    составляют    морфологические    и    функциональные    резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).   Психическое здоровье: ­        это высокое сознание, развитое мышление,  большая  внутренняя иморальная      сила,      побуждающая      к      созидательной      деятельности (педагогическое определение); ­       это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего     душевного     комфорта,     адекватная     поведенческая     реакция (медицинское определение). Социальное здоровье: ­             это   здоровье   общества,   а   также   окружающей   среды   для   каждого человека. Нравственное здоровье:  ­           это   комплекс   характеристик   мотивационной   и   потребностно   ­ информативной   сферы   в   жизнедеятельности,   основу   которого   определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Духовное здоровье: ­ система ценностей и убеждений. В   характеристике   понятия  «здоровье»  индивидуальная, так и общественная характеристика. используется   как Здоровье   человека,   в   первую   очередь,  зависит   от   стиля   жизни.  Этот стиль   персонифицирован.   Здоровый   образ   жизни   объединяет   все,   что способствует   выполнению   человеком   профессиональных,   общественных, семейных   и   бытовых   функций   в   оптимальных   для   здоровья   условиях   и определяет   направленность   усилий   личности   в   сохранении   и   укреплении индивидуального и общественного здоровья. Понятие   "здоровьесберегающие   образовательные   технологии"   (ЗОТ) появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно­гигиенических мероприятий.   Это   свидетельствуют   об   искаженном   понимании   термина "здоровьесберегающие   образовательные   технологии",   примитивных представлениях о содержании работы, которую должна проводить школа для осуществления своей важнейшей задачи ­ сохранения и укрепления здоровья учащихся.  По­разному   понимают   этот   термин   и   преподаватели   общеобразовательных учреждений. Некоторые считают, что ЗОТ ­ это одна или несколько новых педагогических технологий, альтернативных всем другим, и поэтому можно выбирать: работать ли, например, по технологиям С. Френе, В. Зайцева, М. Монтессори и т.д. или по "технологии здоровьесбережения".  Другой   вариант   понимания   можно   обозначить   как   «мифологизацию представления оздоровьесберегающих технологиях»: будто никогда в школах невиданное и обладающее чудодейственной эффективностью.  Цель   педагогической   (образовательной)   технологии  ­   достижение заданного   образовательного   результата   в   обучении,   воспитании,   развитии. Например,   технология   В.Н.   Зайцева   ориентирована   на   достижениеоптимальных   результатов   в   овладении   младшими   школьниками общеучебными умениями; цель системы развивающего обучения Л.В. Занкова ­ всестороннее гармоничное развитие личности и т.д.  Здоровьесбережение   не   может   по   определению   выступать   в   качестве основной   и   единственной   цели   образовательного   процесса,   а   только   ­   в качестве условия, одной из задач, связанных с достижением главной цели.  Под  здоровьесберегающей  образовательной  технологией (Петров)  понимает систему,   создающую   максимально   возможные   условия   для   сохранения, укрепления   и   развития   духовного,   эмоционального,   интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).  Функции здоровьесберегающей технологии:  формирующая:   осуществляется   на   основе   биологических   и   социальных закономерностей   становления   личности.   В   основе   формирования   личности лежат   наследственные   качества,   предопределяющие   индивидуальные физические и психические свойства.  информативно­коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни; диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического   контроля,   что   позволяет   соизмерить   усилия   и направленность   действий   педагога   в   соответствии   с   природными возможностями   ребенка, обеспечивает  инструментально   выверенный  анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком; адаптивная:    воспитание    у    учащихся    направленности    на здравотворчество,    здоровый  образ   жизни,    оптимизировать    состояние собственного   организма   и   повысить   устойчивость   к   различного   рода стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию школьников к социально­значимой деятельности. рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта,   в  сохранении   и   приумножении   здоровья,  что   позволяет   соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами. интегративная: объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.     Типы технологий:   Здоровьесберегающие  (профилактические   прививки,   обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)Оздоровительные  (физическая   подготовка,   физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия) Технологии   обучения   здоровью  (включение   соответствующих   тем   в предметы общеобразовательного цикла) Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности   учащихся,   внеклассные   и   внешкольные   мероприятия,   фестивали, конкурсы и т.д.)  Системная последовательность приобщения школы и каждого учителя к здоровьесберегающим технологиям: 1. Осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимости ее незамедлительного разрешения  2.   Признание   педагогами   школы   своей   солидарной   ответственности   за неблагополучие состояния здоровья школьников  3. Овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение компетенций)   Реализация   полученной   подготовки   на   практике,   в   тесном взаимодействии   друг   с   другом,   с   медиками,   с   самими   учащимися   и   их родителями Негативные тенденции:  ­ значительное  снижение числа  абсолютно здоровых  детей (их остается не более 10­12%) ­   стремительный   рост   числа   функциональных   нарушений   и   хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50­ 60% школьников ­   резкое   увеличение   доли   патологии   органов   пищеварения,   опорно­ двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей ­   увеличение   числа   школьников,   имеющих   несколько   диагнозов   (у   20% страшеклассников в анамнезе 5 и более диагнозов) К недостаткам образования, в частности, относятся: ­  Невыполнение норм САНПиНА ­ недостаточная освещенность классов; ­ плохой воздух школьных помещений; ­ неправильная форма и величина школьных столов; ­ перегрузка учебными занятиями; ­ дозировки домашнего задания.   Основные   «школьные»   факторы,   негативно   воздействующие   на здоровье учащихся:  Активно изучаемые и обсуждаемые: ­ перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса; ­ несовершенство учебных программ; ­ авторитарный стиль преподавания; ­ отсутствие индивидуального подхода к учащимся;­   использование   преимущественно   обучающих   технологий,   в   ущерб воспитательным; ­ недостаток двигательной активности учащихся; ­ неправильное питание учащихся; ­   несоблюдение   гигиенических   требований   в   организации   образовательного процесса; ­ недостаточное финансирование школы. Недостаточно обсуждаемые и изучаемые вопросы: ­   недостаточная   компетентность   педагогов   в   вопросах   здоровья, здоровьесберегающих технологий; ­ низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья; ­   слабое   использование   технологий,   дающих   учащимся   опыт   «успеха»   и «радости»,   необходимый   для   поддержания   психологического   здоровья   и эффективной   социально­психологической   адаптации   в   самостоятельной жизни; ­ неблагополучное состояние здоровья учителей;   Педагогические факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся:  ­   стрессовая   тактика   авторитарной   педагогики;   интенсификация   учебного процесса, т.е. увеличение темпа и объема учебной нагрузки;  ­ несоответствие технологий обучения возрастным особенностям учащихся;  ­   несоблюдение   элементарных   физико­гигиенических   требований   к организации учебного процесса;  ­ отсутствие у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровым. Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения. Педагогу в организации и проведении  урока необходимо учитывать: 1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть   воздуха,   рациональность   освещения   класса   и   доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.; 2)   число   видов   учебной   деятельности:   опрос   учащихся,   письмо,   чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4­7 видов за урок. Частые смены одной   деятельности   другой   требуют   от   учащихся   дополнительных адаптационных усилий; 3)   среднюю   продолжительность   и   частоту   чередования   различных   видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7­10 минут;  число   видов   преподавания:   словесный,   наглядный,   аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех; 5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10­15 минут;6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы   и   творческого   самовыражения   самих   учащихся.   Это   такие методы,   как   метод   свободного   выбора   (свободная   беседа,   выбор   способа действия,   выбор   способа   взаимодействия;   свобода   творчества   и   т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах,   ролевая   игра,   дискуссия,   семинар,   ученик   как   исследователь); методы,   направленные   на   самопознание   и   развитие   (интеллекта,   эмоций, общения, воображения, самооценки  и  взаимооценки); 7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения; 8) позы учащихся, чередование поз; 9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание   и   продолжительность.   Норма   –   на   15­20   минут   урока   по   1 минутке из 3­х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения; 10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к   занятиям,   стремление   больше   узнать,   радость   от   активности,   интерес   к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации; 11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и   здоровым   образом   жизни;   демонстрация,   прослеживание   этих   связей; формирование   отношения   к   человеку   и   его   здоровью   как   к   ценности; выработка   понимания   сущности   здорового   образа   жизни;   формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного   поведения,   сообщение   учащимся   знаний   о   возможных последствиях выбора поведения и т.д.; 12) психологический климат на уроке;   ­   наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;   В конце урока следует обратить внимание на следующее: 14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма ­ не менее 60 % и не более 75­80 %; 15)   момент   наступления   утомления   учащихся   и   снижения   их   учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы; 16) темп и особенности окончания урока: ­                 быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания; ­                 спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю   вопросы,   учитель   может   прокомментировать   задание   на   дом, попрощаться с учащимися; ­         задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).Положения  здоровьеформирующего образования  урока физической культуры в школе  1. Создание   такой общеобразовательной программы, которая формирует и обеспечивает здоровье учащихся.  Деятельность   учителя   в   этом   аспекте   должна   включать   знакомство   с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно­воспитательной работе;         помощь         родителям         в         построении         здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом. 2. Создание условий для заинтересованного отношения к учебе.  Контрольные испытания, задания, тестирования и т.д. должны лишь давать исходную (и текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий, суть   которых   ­   учащийся   должен   в   каждый   очередной   период   времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если же этого   не   произошло,   то   учитель   должен   внести   в  индивидуальные   задания соответствующие   коррективы.   Принципиально   важно,   чтобы   при   этом учащийся не сравнивался с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивался   с   самим   собой:   я   сегодня   стал   лучше,   чем   вчера,   а   завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Однако для этого задания должны быть реальными и стимулировать учащихся к активной работе. Пока же критерии оценок   основаны   на   сравнении   результатов   освоения   знаний   и   умений   с некоторыми надуманными «средними» значениями. В таком случае сильный ученик не чувствует потребности в повседневном учебном труде, а слабый, чувствуя себя обреченным, не испытывает стремления к нему. Если  ученик не понимает   значимости   учебного   материала,   то   и   избирательно   работающее подсознание сразу после получения оценки помогает ему довольно быстро забывать   ненужный   материал.   В   таком   случае   нарушается   системность   в освоении   основ   знаний,     и   каждый   новый   материал   оказывается   как   бы оторванным от предыдущего, самостоятельным и даже надуманным.  3. Включение в процесс занятий элементов активного отдыха  Где могут быть использованы элементы физической культуры помимо самого урока   физкультуры   –   на   других   уроках   и   переменах:   физкультминуты, физкультпаузы, динамические (подвижные) перемены. Такой активный отдых призван   решать   целый   ряд   задач:   предупреждение   раннего   умственного утомления   и   восстановление   умственной   работоспособности   активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания; устранение застойных явлений в кровообращении и дыхательной системе упражнениями в глубоком дыхании   и   в   ритмичных   чередованиях   сокращений   и   расслаблений   мышц, обеспечивающих   аккомодацию   глаза;   устранение   неблагоприятных последствий   длительного   растяжения   и   расслабления   мышц   спины, отвечающих за осанку и другое. 4. Обеспечение необходимых гигиенических условий в учебных помещенияхобеспечение   помещениями, Освещение   и   характеристика   воздуха   в   спортивном   зале,   температурный режим.   Все   это   достаточно   полно   регламентируется   соответствующими санитарно­гигиеническими нормами.   Традиционная   система   физического   воспитания,   ориентированная   на рекомендуемую   (подчеркиваю   ­   не   обязательную   для   исполнения,   а рекомендуемую) Министерством образования РФ программу, рассчитана на определенное специализированными оборудованием   и   инвентарем.   При   отсутствии   же   подобных   условий программа   становится   в   полной   мере   невыполнимой   и   преподаватель физической культуры всю тяжесть её освоения переносит на предлагаемые в программе нормативы, то есть фактически переносит бремя ответственности за эффективность физического воспитания с себя на учеников. Более того, учитывая   сложившиеся   в   нашем   образовании   отношение   к   нормативам, ориентированным   на   «среднего»   ученика,   сами   по   себе   они   в   нынешней интерпретации   являются   важнейшим   фактором   не   воспитания   у   учеников физической   культуры,  а  отчуждения   от   неё.  Вместе   с   тем,  решение   этого вопроса, причем на основе индивидуальных ориентиров, не вызывает никаких принципиальных трудностей. К выражению «здоровьесберегающие технологии» многие уже привыкли, хоть и понимают его по­своему. Одни внедряют обучающую программу «Уроки здоровья»,   другие   организуют   соревнования   классов,   третьи   используют универсальную   программу,   рекомендованную   Министерством   образования, четвертые ограничиваются фиточаем и витаминными салатами и т.д. У   данной   деятельности   в   школе   есть   несколько   направлений: обеспечение   безопасной   школьной   среды;   организация   учебного   процесса таким   образом,   чтобы   он   не   вредил   здоровью;   использование   методик, соответствующих   возрасту   и   возможностям   учеников;   правильная организация двигательного режима и физкультурно­оздоровительной работы; формирование ценности здоровья и здорового образа жизни; взаимодействие с медицинскими учреждениями, анализ состояния здоровья и учет результатов по его сбережению.             Главная цель работы учителей физкультуры – обеспечить школьнику возможность  сохранения здоровья за период обучения в школе. Для этого необходимо: ­ здоровому образу жизни; ­ жизни;  ­ самосовершенствования. Поставленные задачи решаются через: 1) обучить школьников приемам мобилизации и релаксации и духовного научить школьников использовать   полученные знания в повседневной сформировать у обучающихся необходимые знания, умения и навыки по совершенствование методики проведения урока,индивидуальную работу со слабоуспевающими и физически развитыми коррекцию   знаний   школьников   на   основе   диагностики   развития 2) обучающимися,  3) способностей и природных задатков,  4) Теория   и   практика   физического   воспитания   убедительно   свидетельствуют, что   особую   значимость   имеют   упражнения,   направленные   на   развитие выносливости   (бег,   прыжки,   подвижные   игры,   туризм,   ориентирование), способствующие   расширению   функциональных   возможностей   сердечно­ сосудистой,   совершенствованию   деятельности центральной нервной системы и, тем самым, общему укреплению здоровья и повышению работоспособности организма.  мотивацию  школьников к учению.   дыхательной   систем, Освобожденным   от   занятий   физической   культурой,   а   так   же   детям, относящимся   к   подготовительной   группе,   надо   предлагать   подготовить доклады и сообщения по ЗОЖ. На некоторых уроках использовать вопросы и задания, позволяющие узнать, понимают ли дети основные понятия и правила «здоровьесбережения»:    1.Дайте определение понятиям  "Здоровье" и "Здоровый образ жизни". 2.Назовите   основные   составляющие   здорового   образа   жизни.   Как   вы реализуете их в своей  жизни? 3.Назовите 10 причин сказать " Нет" наркотикам. 4.Какими способами управления своим самочувствием и работоспособностью Вы владеете? 5.Как правильно дышать: —  ртом —  носом —  ни один из вариантов не хуже и не лучше другого. Занятия на уроках, участие в соревнованиях, одним словом, физкультура – одна из основ нашего здоровья.  Именно учителя физкультуры должны помочь ребятам избавиться от сутулых плеч и впалой груди, развивать у них силу, быстроту, гибкость, ловкость.  Это   особенно   важно   в   современных   условиях     с   резко   обострившейся экологической обстановкой и возросших стрессовых воздействиях.  Однако в обучении физической культуре есть несколько типичных проблем, заставляющих   учителей   обращаться   к   опыту   своих   коллег,   к   новаторским идеям, к науке.  Основными проблемами можно считать следующие: 1. 2. 3. Низкий авторитет предмета Слабая материально­техническая база  Перегруженность залов.Для повышения авторитета предмета нужен новый подход к физкультуре в школе,   соединяющий   в   одно   целое   уроки   физкультуры   и   спортивные внеклассные мероприятия. Физические упражнения, направленные на освоение правильной ходьбы, бега,   прыжков,   метаний,   навыков   в   равновесии   дают   возможность организовать   работу   детей   в   основной   медицинской   группе   и подготовительной   с   учетом   дозировки   физических   нагрузок   и   возрастных особенностей школьников, формировать у них жизненно важные двигательные умения и навыки. С   ранней   весны   и   до   поздней   осени   занятия   по   возможности   надо проводить на свежем воздухе. Все уроки должны иметь высокую моторную плотность. На уроках использовать фронтальный и групповой методы. При этом   наиболее   эффективно   себя   показал   поточно­групповой   способ. Творческая атмосфера на уроке в немалой степени зависит от подготовки к нему, куда входят тщательно продуманные объяснение учебного материала, постановка задач в последовательности их реализации и решения, разъяснение сущности двигательного действия, взаимосвязи и взаимообусловленности его элементов.  Материал   урока  необходимо  располагать   в  строгой   логической последовательности от простого к сложному: эстафета сменяется ведением баскетбольного   мяча,   имитационные   упражнения   –   лазанием   по   канату, прыжковый бег – передачей мяча в парах.   успокоения,   переключения,  Широко использовать различные варианты подвижных игр, основанные на   соревновательных   элементах,   всевозможные   игровые   эстафеты   с предметами.   Применять   мелкий   спортивный   инвентарь:   гимнастические палки, теннисные и набивные мячи, скакалки. Самостоятельная деятельность учащихся,   внесение   в   напряженную   работу   элементов   игры,   необходимого отвлечения,   временного   отдыха   для регулирования дыхательной и сердечно­сосудистой функций организма – все это создает ситуацию успеха, вселяя в ребят уверенность в своих силах. По   отдельным   разделам   программы   можно   использовать   карточки   с упражнениями трех степеней трудности. Если ученик недостаточно хорошо выполняет   то   или   иное   упражнение,   он   получает   карточку­задание   с коэффициентом   трудности   «1»,   с   указанием   срока   для   выполнения.   По окончании указанного срока учащийся обязан сдать учебный норматив или выполнить   разученное   упражнение.   После   этого   он   получает   карточку   с коэффициентом   «2»,   а   после   выполнения   и   этого   задания   –   карточку   с коэффициентом «3». Кроме того, карточки могут быть с моделями движений и  описанием   порядка  выполнения   различных   упражнений   из  всех   разделов учебной   программы.   Это   позволяет   осуществлять   дифференцированный   и индивидуальный подход в обучении. Что   касается   здоровьесбеоежения,   то   на   уроках   с   соответствующим содержанием   надо   создавать   представление   о   физическом   развитии   и здоровом   образе   жизни,   обучать   самостоятельным   занятиям   физическимиупражнениями с использованием их для досуга и отдыха. Ребята ясно видят связь   предмета   «Физическая   культура»   с   сохранением   их   здоровья   и нормальным физическим развитием в дальнейшем. Для обеспечения эффективного здоровьесберегающего процесса необходимо   соблюдать   санитарно­гигиенические   условия   обучения, нормировать   учебную   нагрузку   и   режим   занятий,   использовать здоровьесберегающие   технологии   с   учетом   возрастных   и индивидуальных особенностей ребенка; Необходимо создать в школе благоприятный эмоциональный и психологический   климат,   а   также   всеми   средствами   содействовать формированию   потребностей   в   ЗОЖ   у   учащихся,   педагогов   и родителей. Рекомендации: 1   Активно   внедрять   здоровьесберегающие   технологии   в урочной и внеурочной деятельности. 2   Систематически   пополнять   материально­техническую базу ОУ. 3   Изыскать   возможность   предоставления   учащимся начального звена помещения для малого спортивного зала. 4 Пропаганда здорового образа жизни, через совместные мероприятия   педагогов,   учеников   и   родителей   (Дни здоровья,   посещение   бассейнов   и   лыжных   баз,   походы выходного дня). ЛИТЕРАТУРА   Л.Н.   Психологические реализации 1.Антонова здоровьесберегающих   технологий     в   образовательных   учреждениях/   Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. ­ М.: Изд­во МГОУ, 2004.(Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001­2005 гг.»).   основания     В.Н.. 2.Безруких   М.М., «Здоровьесберегающая школа» Москва, Педагогический университет «Первое сентября». 2006 г.   Сонькин   В.Д.,   Безобразова 3.Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.­2004.­№1. 4.   Вашлаева   Л.П.,   Панина   Т.С.   Теория   и   практика   формирования здоровьесберегающей     стратегии   педагога   в   условиях   повышения квалификации// Валеология.­2004.­№4.5.  Зенова   Т.В.  Материалы   для  подготовки  комплексно­целевой   программы «Школа здоровья»//Практика административной работы в школе. – 2006.­№1. 6.Сократов   Н.В.,   Тиссен   П.П.   «Здоровьесберегающие   технологии   в образовательном процессе школьников». Оренбург. Издательство  ОГПУ. 2007 г. 7.   Макеева   Д.З.,   Лысенко   И.В.   Учебно­методический   комплект «Волшебные уроки в стране Здоровье».  СПб., Образование и культура, 1999 г. 8.   Карасева   Т.В.   Современные   аспекты   реализации   здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. ­ № 11.   9.Касаткин В.Н.,  Щеплягина Л.А. «Здоровье. Учебно ­ методическое пособие для учителей 1 ­ 11 классов, Москва, 2001 г. 10.   Казаковцева   Т.С,   Косолапова   ТЛ.   К   вопросу   здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях // «Начальная школа», 2006, № 4.   11.   Митина   Е.П.   Здоровьесберегающие   технологии   сегодня   и   завтра   // «Начальная школа», 2006, № 6.