Здоровьесберегающие технологии на уроках физики
Оценка 4.8

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Оценка 4.8
Педсоветы
doc
физика
7 кл—11 кл
19.10.2017
Здоровьесберегающие технологии на уроках физики
Взаимосвязь здровьесбережения с различными темами урока. Разнообразие форм работы с обучающимися направленные на личностно ориентированное обучение в сочетании с демонстрацией материала. Построение учебного процесса на модели, которое обеспечивает разносторонние развитие личности. Проведение валеологических пауз на уроке,иногда связанные с темой урока, позволяющие снять усталость. Применение физических знаний в жизни.
Здоровьесберегающие технологии на уроках физики.doc
Здоровье сберегающие технологии на уроках физики. Одним из слагаемых успешного обучения в школе является состояние здоровья, с которым  ребенок поступил в школу. А вот дальнейшее сохранение и укрепление здоровья  школьников зависит от организации учебного процесса За время обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза. Следуя принципам здоровьесбережения обучающихся,  решаю на уроках физики такие  проблемы, как: а) снятие учебных перегрузок школьников, приводящих их к состоянию переутомления; б) охрана и укрепление психического здоровья учащихся (предупреждение школьных  стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек, ) ; в) формирование культуры здоровья учащихся. На каждом  уроке стараюсь видеть не массу, а каждого отдельного ученика, с первых  минут урока, с приветствия создаю обстановку доброжелательности, положительный  эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать  эмоциональный настрой учителя. Нельзя забывать о психологическом климате на уроке. Сотрудничество и дружелюбие  между учителем и учеником снимают стрессовую ситуацию, напряжение, позволяют полнее раскрыться ребенку. Шутка, улыбка создадут эмоциональную разрядку, позволят  переключить внимание, сохранить темп урока и его плотность. Здоровьесберегающие технологии применяются на уроках. Так к уроку  «Диффузия». Как родители могут узнать, курят их дети или нет? Запах табака, он проникает всюду – в  одежду, волосы, легкие, кровь, лимфу, мозг… запах табачному дыму придает никотин –  сильный растительный яд. В сельском хозяйстве никотин используют для защиты растений  и культур от вредителей; для младенца первых месяцев жизни – смертельная доза – 1 мг; в  1 литре молока курящей матери содержится до 0,5 мг никотина К уроку «Почему существует воздушная оболочка Земли?» Кто портит атмосферу и окружающую среду? Курильщики. Они ежегодно выкуривают  (выбрасывают в атмосферу) 720 т синильной кислоты, 384000 т аммиака, 108000 т  никотина, 600000 т дегтя и более 500000 т угарного газа. Общая масса окурков за год  составляет 2520000 т. табачный дым задерживает УФ лучи, 50% всех видов веществ в  табаке уходит в атмосферу, 20% ­ в организм курильщика и 5% ­ остается в фильтре  сигареты. К уроку «Звуковые волны» (9,11кл.) 1. «Звуковой ландшафт» воздействует на человека сильнее атмосферного,  газохимического, промышленного, транспортного и сравнимо с действием повышенной  радиации. Количество машин, поездов, и самолетов в нашем техногенном обществе  «зашкаливает». Постоянные телефонные разговоры, круглосуточные радио и телеэфир...  Шум стал бедствием современного мира и самым нежелательным продуктом технической  цивилизации. Австрийские специалисты установили, что продолжительность жизни  человека из­за шума снижается на 10­12 лет. Наиболее чувствительны к шуму лица  старших возрастов. Шум ослабляет иммунную систему, Становится причиной нервного истощения, инфаркта, психических заболеваний. Поэтому вредно находится в зоне  громких постоянных шумов и музыки. 2. Когда про человека говорят, что «у него прокуренный голос», тем самым предполагают,  что причина этой особенности ­ курение. Действительно, хроническое раздражение  голосовых связок табачным дымом ведет к тому, что голосовая щель сужается, голос  утрачивает чистоту и звучность, становится хриплым, изменяется его тембр, создающий  окраску произносимым словам. При проверке слуха новейшей электронной аппаратурой  выяснилось, что у курильщика слух значительно хуже. И вот почему: под действием  никотина барабанная перепонка утолщается и втягивается вовнутрь, подвижность  слуховых косточек уменьшается. Если ухо кролика смазать табачным дегтем несколько  раз, то у животного образуется раковая опухоль. К уроку «Электромагнитное поле» (9, 11 класс) Почему люди, работающие за компьютером, чаще болеют простудными заболеваниями и  заболеваниями дыхательных путей? Дело в том, что под действием электромагнитного  поля монитора происходит ионизация атмосферного воздуха, появляется большое  количество положительно заряженных ионов, которые присоединяются хорошо к  болезнетворным микроорганизмам, потом быстро проникают в организм человека, вызывая  заболевания. Для устранения этих нежелательных эффектов, помещение нужно чаще  проветривать, работать за компьютером не более 2 часов, насыщать воздух отрицательно  заряженными ионами при помощи специальных приборов. К уроку «Оптические приборы» (8 класс) «Дисперсия света» (11 класс) Глаза длительно и много курящего человека часто слезятся, краснеют, и края век  распухают. Никотин, действуя на зрительный нерв, вызывает его хроническое воспаление,  вследствие чего снижается острота зрения. При курении сужаются сосуды, изменяется  сетчатка глаза, что ведет к частичной потере цветоощущения сначала на зеленый свет, а  потом на красный и желтый, это снижает быстроту реакции человека в среднем на 24%.  Такой дефект зрения может сделать профессионально непригодными: водителей  транспорта, операторов пультов управления... К уроку «Ядерные реакции» (9,11 класс) Рассматривая вопрос о ядерных реакциях можно привести в пример реакции  самопроизвольного радиоактивного распада компонентов семейства урана­радия, а именно тех радиоактивных компонентов, которые обнаружены в табачном дыму: изотопы свинца,  висмута и полония. Период полураспада свинца 22 года, висмута – 5 суток, а полония –  138 суток. При 1 рентгеновском снимке методом флюорографии доза облучения 0, 76  радиан (0,0076 Гр) (1Гр=100рад). Выкуривающий за день 20 сигарет получит облучение,  будто ему сделали 200 снимков, т.е. 152 радиана (1,52 Гр)На базе этих уравнений решить  задачи по определению кинетической энергии  задачи заострить внимание на значении энергии, которой обладает  пояснить, что частицы таких энергий, проникая в организм человека, способны повреждать  наследственные структуры ­ гены, хромосомы. Особенно это должна знать будущая мать.  Ученые пришли к выводу: каждый пятый ребенок мог бы остаться в живых, из числа  погибших во время беременности, если бы его мать не курила в период его утробного  вынашивания.. α ­частицы и ее скорости. А при анализе  α ­частица. И далее,  На уроках физики необходимо поддерживать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока, в то же время надо учитывать уровень усталости детей, стараться не причинить вред здоровью. В связи с этим необходимо искать новые эффективные методы обучения, которые бы  стимулировали самостоятельное приобретение знаний учащимися, активизировали бы  мыслительные способности школьников и помогали сохранять здоровье. Включение в уроки элементов здоровьесберегающих технологий делает процесс обучения  интересным и занимательным, создаёт у обучающихся бодрое, рабочее настроение,  облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливает интерес к  предмету. Четкая организация урока способствует выработке у учащихся умений планировать,  организовывать свою деятельность. Положительным моментом в проведении урока  является применение разнообразных форм работы с учащимися. Пример фрагментов урока по физике в 9 классе по теме «Колебания, волны, звук». Элемент урока Анализ с точки зрения Здоровьесбережения. Опрос: Физический диктант  (дидактическая игра “Веришь – не веришь”). Учащиеся выполняют в тетрадках схему: Если вы согласны с утверждением, высказанным учителем, то над номером утверждения  поставьте дугу, если не согласны – прямую черту, соединяющую точки. 1. На Луне произошел сильный взрыв. Мы услышим его на Земле? 2. Верите ли вы, что комар быстрее машет крыльями, чем муха. 3. Верите ли вы, что источником звука являются колебания? Нетрадиционно сформулированные вопросы позволяют снять стресс перед проверкой  знаний, сосредоточиться и сконцентрировать внимание. Не нужно забывать и о том, что отдых — это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. Элемент урока Анализ с точки зрения здоровьесбережения Объяснение нового материала 1.использование компьютерной презентации; 2) использование загадок Аппарат небольшой, но удивительный такой. Если друг мой далеко, говорить мне с ним  легко. (Телефон.) Происходит чередование видов деятельности. При закреплении изучаемого материала  можно использовать всевозможные наглядные моменты, чтобы разнообразить виды  деятельности на уроке и помочь учащимся легче усвоить новый материал. На уроках важно уделять внимание вопросам, связанным со здоровьем и здоровым образом жизни, формировать отношение к своему здоровью как к ценности. Элемент урока Анализ с точки зрения здоровьесбережения От какой величины зависит громкость звука? (плакат) шелест листьев – 10 дБ спокойная беседа – 40 дБ самолет при старте – 10 000 дБ) Знания, полученные на уроке, позволят бережнее относиться к своему здоровью,  выработать индивидуальный способ безопасного поведения. Демонстрация учащимися простых опытов со звуком. «Поющий бокал». Мокрой подушечкой указательного пальца провести по торцу тонкого  стакана, заполненного жидкостью, и стакан «запоет». «Откуда происходит звук?» Проведение простых опытов позволяет снять динамическую усталость, расслабить  зрительный нерв, а определение местонахождения звука позволит сконцентрироваться и  продолжить работу. Например, в таблице представлены темы уроков курса физики 7 класса с включением  элементов здоровьесбережения. Тема урока Вопросы здоровьесбережения Что изучает физика. Физические явления. Взаимосвязь природы и человеческого общества. Охрана окружающей среды по месту  проживания и учебы. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Меры безопасности при работе со стеклянной посудой. Осуществление простейших  физиологических измерений (вес, рост, частота пульса). Диффузия. Движение молекул. Искусственное дыхание. Ароматерапия. Инерция. Переход улицы на перекрестке. Правильность приземления во время прыжков. Правила  безопасного спуска на лыжах с гор. Механическое движение. Скорость. Безопасность поведения на дорогах. Дорога глазами водителя. Масса тела. Вес тела. Умение измерять массу тела и вес тела. Ожирение – угроза здоровью. Сила. Предельно допустимая нагрузка поднимаемой тяжести для девочки, мальчика, взрослого  человека. Давление твёрдых тел. Безопасная работа с режущимися и колющимися инструментами. Атмосферное давление. Как мы дышим и пьем. Метеозависимость людей. Давление в жидкости. Дайвинг. Требования безопасности. Архимедова сила. Правила безопасного поведения на воде. Правила тушения бензина и спирта. Несколько минут на уроке необходимо уделять динамическим паузам. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением  здоровья учащихся. Очень хорошо если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически  вплетаются в канаву урока. В 7 классе можно сделать физкультминутку: Очень физику мы любим! Шеей влево, вправо крутим. Воздух – это атмосфера, Если правда, топай смело. В атмосфере есть азот, Делай вправо поворот. Так же есть и кислород, Делай влево поворот, Воздух обладает массой Мы попрыгаем по классу. На месте быстро шагом марш! Чем выше вверх, тем воздух реже, Друг другу улыбнулись нежно! 7 класс, изучение темы «Строение вещества». Одна группа детей на уроке изображает поведение молекул в твёрдых телах ­ дети  становятся изображая кристаллическую решётку, берутся за руки и хаотически  колеблются, другая группа детей демонстрирует строение жидкостей ­ дети уже не так  крепко держатся за руки, расстояние между ними больше, движение молекул хаотическое,  третья группа учеников изображает строение газов и поведение молекул в нём: молекулы  свободно двигаются, изредка сталкиваются между собой. Все модели наглядны и хорошо  запоминаются. 8 класс, изучение темы «Теплопроводность» Прошу всех учеников выйти из­за парт и стать в шеренги. Прошу: «Изобразите гвоздь. Мы  частички этого гвоздя. Предлагаю показать, как ведут себя частички этого гвоздя. Объявляю: «Нагреваем кончик гвоздя. Изобразите, что происходит с каждой частичкой  гвоздя». Для 7­х классов в физкультминутки включаю тему урока. 1. Игра с мячом. Учитель, кидая мяч, называет тело, отдавая мяч, обратно ученик называет  вещество, из которого оно может быть изготовлено. Например: Линейка ­ пластмасса,  дерево, металл. 2. Величина – единица. Например: масса ­ кг, мг, т, ц, г. 3. Острый глаз. Например: определить без измерений: длину отрезка, объём воды в стакане. 4. Уберите лишнее слово. Например: масса, объём, плотность, скорость, жидкость,  давление. 5. Шаги – термины. Ученик, шагая по кабинету, при каждом шаге называет физическое  понятие или прибор, явление и т. п. из изученной темы. Выигрывает тот, кто пройдёт  дальше. Провожу валеологические паузы, например, показываю зеленый лист бумаги и прошу  следить за ним только глазами. Это позволяет снять напряжение глаз. Упражнения для формирования правильной осанки и дыхательная гимнастика. Вверх рука и вниз рука. Потянули их слегка. Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.) Приседание с хлопками: Вниз – хлопок и вверх – хлопок. Ноги, руки разминаем, Точно знаем – будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.) Крутим – вертим головой, Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.) И на месте мы шагаем, Ноги выше поднимаем. (Ходьба на месте, высоко поднимая ноги.) Потянулись, растянулись Вверх и в стороны, вперед. (Потягивания – руки вверх, в стороны, вперед.) И за парты все вернулись – Вновь урок у нас идет. (Дети садятся за парты.) Любые упражнения выполняются при условии мысленного и эмоционального настроя на  формирование красивого, здорового и «умного» тела. Быстро встали, улыбнулись. Выше – выше потянулись. Ну­ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали. Сели, встали. И на место побежали. Гимнастика для глаз 1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить  4—5 раз. 2. Крепко зажмурить глаза (досчитать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (досчитать до  5). Повторить 4—5 раз. 3. Смотреть вдаль перед собой — 2­3 секунды. Перевести взгляд на кончик носа на 3­5  секунд. Повторить 6­8 раз. 4. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивал головы, за медленным  движением указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить  4—5 раз. 5. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки — на счет 1 — 4, потом перенести  взор вдаль — на счет 1 —6. Повторить 4—5 раз. 6. В среднем темпе проделать 3 — 4 круговых движений глазами в правую сторону,  столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 — 6.  Повторить 1 —2 раза. 7. Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать зрачками слева направо. Затем  справа налево. Повторить 3 раза в каждую сторону. 8. Медленно переводить взгляд вверх — вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза. В школе физика рассматривается как один из предметов, выполняющих не только  познавательную, но также развивающую и воспитательную функции. Её явления и законы действуют в мире живой и неживой природы, что имеет весьма важное значение для жизни и деятельности человеческого организма и создания естественных  оптимальных условий существования человека на Земле. Человек ­ элемент физического мира природы. На него, как и на все объекты природы,  распространяются законы физики, например, законы Ньютона, закон сохранения и  превращения энергии и другие. Важным аспектом урока с позиции здоровьесбережения считаю использование методов,  способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся,  которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал, поэтому  использую запоминалки. Например, Массу мы легко найдём, Умножив плотность на объём. Если слово "бац" запомнишь, Формулу объёма вспомнишь. V=bac ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Не лезьте вводу глубоко, В воде давленье велико. Надавит сверху РО­ЖЕ­АШ И вдруг концы свои отдашь. Р = r g h При планировании урока следует позаботиться о смене 4­5 видов деятельности. Хорошие результаты дает проговаривание законов, прописывание в воздухе формул,  работа в группах. Несколько минут на уроках ( но только если работа была напряженной) следует уделить  коротким физическим упражнениям, упражнениям для глаз:  движение глазами вверх – вниз;                вправо – влево; вращение по часовой стрелке; против часовой стрелки; закрыть глаза и представить поочередно цвета радуги; потягивание и потирание мочек уха. Некоторые аспекты урока: создание оптимальных санитарно ­ гигиенических условий обучения в классах; разнообразие видов и форм уроков ­ удивление нестандартностью проведения; формулирование целей урока вместе с учащимся, определение ими задач, которые  следует решить для достижения целей; гибкость структуры урока в соответствии не только с целями урока и спецификой  учебного материала, но и с особенностями класса; использование привлекательной мотивации (кроме оценок), способствующей  активной самореализации учеников; разрешение в некоторых случаях ( при выполнении заданий, ответах на вопросы,  контрольных работах) пользоваться вспомогательными средствами, например, конспектом; при появлении признаков утомления у ребят ­ изменение интонации и громкости  речи, привлечение внимания учеников, например, неожиданным примером; использование работы в парах постоянного и переменного состава и в малых  группах (2­4 ученика); подведение итогов урока на последних 4 ­5 минутах, и лучше всего вместе с  учащимися, рефлексия, Таким образом, учитель постоянно должен заботиться о сохранении психического и  физического здоровья детей, повышать устойчивость нервной системы учащихся. Мудреца спросили: “Что самое главное в жизни: богатство или слава”? Мудрец ответил:  “Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровье – один из важнейших  источников счастья и радости”. Информационные ресурсы: Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно­воспитательного процесса»  1982г. – 480 с. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М.,  Просвещение. – 220 с. http://www.pedsovet.ru Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.10.2017