Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время
Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
классное руководство
1 кл
17.05.2017
В данной разработке рассказывается об использовании новых образовательных технологий на уроках и во внеурочное время. Широко раскрывается роль применения здоровьесберегающих технологий в работе педагога, перечислены формы и виды деятельности в этом направлении, а также напечатаны динамические и физ.минутки, которые снимают напряжение у детей как на уроках, так и во внеурочное время.В данной разработке рассказывается об использовании новых образовательных технологий на уроках и во внеурочное время. Широко раскрывается роль применения здоровьесберегающих технологий в работе педагога, перечислены формы и виды деятельности в этом направлении, а также напечатаны динамические и физ.минутки, которые снимают напряжение у детей как на уроках, так и во внеурочное время.
Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время.doc
Титаева Н.В.,
учитель начальных классов
ГБОУ СО «Школа АОП № 11 г.Балашова»
Саратовской области
Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время
в начальных классах с УУО.
Цель работы:
Показать воздействие выбранной технологии на развитие умственно –
отсталого ребёнка.
Задачи:
Дать представления о роли современных технологий в организации
учебнообразовательного процесса в классах с УУО.
Показать актуальность данной проблемы в обучении умственно –
отсталых детей.
Провести анализ обобщённого опыта по обозначенной проблеме.
Сегодня как никогда актуальным является вопрос о создании и
поддержании специальных мер по сохранению и укреплению здоровья
школьников, созданию здоровьесберегающих условий обучения во всех видах
образовательных учреждений.
Так, в последнее время эти вопросы обозначены и в важнейших
государственных документах, определяющих стратегию развития образования.
« Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года»
предусматривает создание условий для повышения качества общего
образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями,
предполагается проведение оптимизации учебной, психологической и
физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях
условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Дети с умеренной умственной отсталостью больные дети. Они внешне
здоровы, способны к психическому развитию, но развитие это осуществляется
аномально, поскольку биологическая его основа патологична. Нарушения
психологической деятельности чётко и ярко проявляются в сфере
познавательных процессов. Имеет место не только отставание от нормы, но и
глубокое своеобразие личностных проявлений и познания. Недоразвитие
познавательной сферы усугубляет расстройство поведения. У таких детей
наблюдаются расстройства эмоциональноволевой сферы. Они проявляются в
виде повышенной эмоциональной возбудимости, немотивированных колебаний
настроения, снижение эмоционального тонуса и побуждений к деятельности. В процессе работы с детьми с умеренной умственной отсталостью (далее с
УУО) я пришла к выводу, что существующая традиционная методика
проведения занятий с детьми специальных коррекционных классов не всегда
приводит к успеху. Согласно адаптированным образовательным программам,
учащимся в образовательном процессе необходимо усваивать новые знания,
понятия. По медицинским и возрастным показателям дети сильно утомляются,
не могут спокойно высидеть положенное время и, как результат,
недостаточное осознание изученного, переутомление, психическое
возбуждение, повышение внутричерепного давления, которое сопровождается
головными болями, нередко головокружениями и нарушением общего
самочувствия ребёнка. Нарастает истощаемость и резко снижается
работоспособность ребёнка. У таких детей отмечается своеобразные
нарушения внимания: слабость концентрации, повышенная отвлекаемость.
Дети становятся двигательно расторможенными, вялыми или, наоборот,
неусидчивыми и агрессивными.
Учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в
сохранении и укреплении здоровья учащихся. Урок остается основной
организационной формой образовательного процесса, которая
непосредственно зависит от учителя. Конечно, очень важной в развитии детей с
УУО является и внеурочная деятельность, которая в нашем учреждении
является приоритетной. В своей работе я применяю здоровьесберегающую
технологию и на уроках, и на коррекционно – развивающих занятиях.
Здоровьесберегающимися технологиями я заинтересовалась,
познакомившись с работами таких известных людей, как профессор
А.Р.Лурия, С.Певзнер, В.И.Лубовской.
Здоровьесберегающая технология это система мер, включающая
взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды,
направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и
развития.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы
среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.
Развитие умственно отсталого ребёнка замедляется с самого начала и идёт на
дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социальную среду,
рассчитанную на нормально развивающихся детей. Обучение умственно
отсталого ребёнка с применением здоровьесберегающих методик имеет
решающее значение для развития и их реабилитации в обществе.
Все здоровьесберегающие технологии можно разделить на три подгруппы:
организационно – педагогические технологии, определяющие структуру
воспитательно – образовательного процесса, способствующую
предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других
дезадаптационных состояний;
психологопедагогические технологии, связанные с непосредственной
работой педагога с детьми (сюда же относится и психологопедагогическое
сопровождение всех элементов образовательного процесса); учебновоспитательные технологии, которые включают программы по
обучению заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья
учащихся.
Моя работа с применением здоровьесберегающих технологий:
не раньше, чем через 20 минут до начала уроков хорошо проветриваю
учебный кабинет;
использую динамические паузы (во время занятий, 25 мин., по мере
утомляемости детей); Динамические минутки рекомендуются для всех детей в
качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы
гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида
занятия. Двигательные оздоровительные минутки являются одной из
составляющих предотвращения переутомления детей. За основу проведения
двигательных минуток я взяла методику известного психолога и педагога Н. И.
Дереклеевой. Подбираю стишки с короткими четверостишиями и как можно
больше использую движений.
Мы по лесу пошли, (Ходьба на месте.)
И цветы вокруг нашли. (Разводим руками)
Собирали, собирали, ( Наклон вперёд.)
По дороге растеряли. (Руки в стороны, кивки головой вправо, влево.)
Стихи проговариваю сама, так как у детей системное недоразвитие речи в
тяжёлой форме. Это надо делать ненавязчиво, а играючи, чтобы ребёнок не
уставал.
организую подвижные и спортивные игры: как часть физкультурного
занятия, на прогулке, в учебном кабинете. Игры подбираются в соответствии с
возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Можно использовать и
элементы спортивных игр.
ежедневно провожу гимнастику пальчиковую (индивидуально, либо со всем
классом). Она рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.
Провожу в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время);
Гимнастика для глаз очень нравится детям. С начала учебного года в первом
классе мои учащиеся с УУО не могли выполнить элементарных упражнений
по гимнастике для глаз. Они не могли зажмурить глаза, посмотреть вверх, вниз,
не меняя положения головы. Эти трудности были связаны с отсутствием
пространственной ориентации, в связи с заболеваниями детей. В дальнейшем,
когда дети стали усваивать пространственные понятия, научились выполнять
те или иные движения по повтору, гимнастика для глаз стала не только
возможной, но и с удовольствием выполняется детьми. Провожу ежедневно по
35 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной
нагрузки, так как я работаю с учащимися младшего школьного возраста. Согласно учебному плану, я организую активность учащихся во время
освоения предмета «Адаптивная физкультура». Занятия провожу 2 раза в
неделю в игровом зале по 35 минут. Занятия проводятся в соответствии с
программой, по которой работаю. Перед занятием хорошо проветриваю
помещение. Также коррекционно – развивающие занятия «Двигательное
развитие» способствуют освоению здоровьесберегающей технологии и
укреплению физического развития детей с УУО.
Хорошо способствуют развитию мыслительной деятельности
коммуникативные игры: беседы, игры разной степени подвижности, занятия
рисованием, лепкой и др.
Использую технологию музыкального сопровождения в качестве
вспомогательного средства; для снятия напряжения, повышения
эмоционального настроя и пр.
Сказкотерапия и игротерапия. Занятия входят в учебный план и
используются для психологической терапевтической и развивающей работы.
Технологии коррекции поведения в нашем образовательном учреждении для
достижения наибольшего результата проводятся одновременно несколькими
педагогами. Проводятся во время большой перемены в игровом зале, когда в
зале собираются сразу три класса. Дети с разными проблемами занимаются в
одной большой объединённой группе под управлением педагогов. Занятия
проводятся в игровой форме, несут функцию коммуникативного развития и
толерантности детей друг к другу.
Песочная терапия позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей,
позволяет стимулировать ребёнка, развить его сенсомоторные навыки , снизить
эмоциональное напряжение и т. д.
Таким образом, главной задачей реализации здоровьесберегающих
технологий является организация образовательного процесса на всех уровнях,
при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не
сопровождается нанесением ущерба их здоровью.
Здоровьесберегающая технология не может выражаться конкретной
образовательной технологией. В тоже время, понятие «здоровьесберегающие
технологии» объединяет в себе все направления деятельности по
формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
/авт.сост. С.А. Цабыбин.Волгоград: Учитель. 2009.
2. Коррекционноразвивающее обучение в начальной школе/С.Г.Шевченко,
2004 г.
3. Н.К. Смирнов «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе
учителя и школы», 2003 г.
4. О.В. Узорова, Е.А. Нефредова «Пальчиковая гимнастика»,2002 г. 5. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб.
пособие / Под общ. ред. Н.В. Сократова. М.: ТЦ Сфера, 2005.
Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время
Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время
Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время
Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время
Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.