Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время
Оценка 4.8

Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
классное руководство
1 кл
17.05.2017
Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время
В данной разработке рассказывается об использовании новых образовательных технологий на уроках и во внеурочное время. Широко раскрывается роль применения здоровьесберегающих технологий в работе педагога, перечислены формы и виды деятельности в этом направлении, а также напечатаны динамические и физ.минутки, которые снимают напряжение у детей как на уроках, так и во внеурочное время.В данной разработке рассказывается об использовании новых образовательных технологий на уроках и во внеурочное время. Широко раскрывается роль применения здоровьесберегающих технологий в работе педагога, перечислены формы и виды деятельности в этом направлении, а также напечатаны динамические и физ.минутки, которые снимают напряжение у детей как на уроках, так и во внеурочное время.
Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время.doc
Титаева Н.В., учитель начальных классов  ГБОУ СО «Школа АОП № 11 г.Балашова»  Саратовской области Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время  в начальных классах с УУО. Цель работы: ­  Показать воздействие выбранной технологии на развитие умственно –  отсталого ребёнка. Задачи:  Дать представления о роли современных технологий в организации  учебно­образовательного процесса в классах с УУО.  Показать актуальность данной проблемы в обучении умственно –  отсталых детей.  Провести анализ обобщённого опыта по обозначенной проблеме.         Сегодня как никогда актуальным является вопрос о создании и  поддержании специальных мер по сохранению и укреплению здоровья  школьников, созданию здоровьесберегающих условий обучения во всех видах  образовательных учреждений.          Так, в последнее время эти вопросы обозначены и в важнейших  государственных документах, определяющих стратегию развития образования. « Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года»  предусматривает создание условий для повышения качества общего  образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями,  предполагается проведение оптимизации учебной, психологической и  физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях  условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.           Дети с умеренной умственной отсталостью ­ больные дети. Они внешне  здоровы, способны к психическому развитию, но развитие это осуществляется  аномально, поскольку биологическая его основа патологична. Нарушения  психологической деятельности чётко и ярко проявляются в сфере  познавательных процессов. Имеет место не только отставание от нормы, но и  глубокое своеобразие личностных проявлений и познания. Недоразвитие  познавательной сферы усугубляет расстройство поведения. У таких детей  наблюдаются расстройства эмоционально­волевой сферы. Они проявляются в  виде повышенной эмоциональной возбудимости, немотивированных колебаний  настроения, снижение эмоционального тонуса и побуждений к деятельности. В процессе работы с детьми с умеренной умственной отсталостью (далее с УУО) я пришла к выводу, что существующая традиционная методика  проведения занятий с детьми специальных коррекционных классов не всегда  приводит к успеху. Согласно адаптированным образовательным программам,  учащимся в образовательном процессе необходимо усваивать новые знания,  понятия. По медицинским и возрастным показателям дети сильно утомляются, не могут спокойно высидеть положенное время и, как результат,  недостаточное осознание изученного, переутомление, психическое  возбуждение, повышение внутричерепного давления, которое сопровождается  головными болями, нередко головокружениями и нарушением общего  самочувствия ребёнка. Нарастает истощаемость и резко снижается  работоспособность ребёнка. У таких детей отмечается своеобразные  нарушения внимания: слабость концентрации, повышенная отвлекаемость.  Дети становятся двигательно ­ расторможенными, вялыми или, наоборот,  неусидчивыми и агрессивными.         Учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в  сохранении и укреплении здоровья учащихся. Урок остается основной  организационной формой образовательного процесса, которая  непосредственно зависит от учителя. Конечно, очень важной в развитии детей с УУО является и внеурочная деятельность, которая в нашем учреждении  является приоритетной. В своей работе я применяю здоровьесберегающую  технологию и на уроках, и на коррекционно – развивающих занятиях.         Здоровьесберегающимися технологиями я заинтересовалась,  познакомившись с работами таких известных людей, как профессор  А.Р.Лурия, С.Певзнер, В.И.Лубовской.         Здоровьесберегающая технология ­ это система мер, включающая  взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды,  направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и  развития.         Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы  среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.  Развитие умственно отсталого ребёнка замедляется с самого начала и идёт на  дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социальную среду,  рассчитанную на нормально развивающихся детей. Обучение умственно  отсталого ребёнка с применением здоровьесберегающих методик имеет  решающее значение для развития и их реабилитации в обществе.          Все здоровьесберегающие технологии можно разделить на три подгруппы:  организационно – педагогические технологии, определяющие структуру  воспитательно – образовательного процесса, способствующую  предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других  дезадаптационных состояний;  психолого­педагогические технологии, связанные с непосредственной  работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого­педагогическое  сопровождение всех элементов образовательного процесса);  учебно­воспитательные технологии, которые включают программы по  обучению заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья  учащихся.        Моя работа с применением здоровьесберегающих технологий:                   ­   не раньше, чем через 20 минут до начала уроков хорошо проветриваю  учебный кабинет; ­   использую динамические паузы (во время занятий, 2­5 мин., по мере  утомляемости детей); Динамические минутки рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы  гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида  занятия. Двигательные оздоровительные минутки являются одной из  составляющих предотвращения переутомления детей. За основу проведения  двигательных минуток я взяла методику известного психолога и педагога Н. И. Дереклеевой. Подбираю стишки с короткими четверостишиями и как можно  больше использую движений. Мы по лесу пошли, (Ходьба на месте.) И цветы вокруг нашли. (Разводим руками) Собирали, собирали, ( Наклон вперёд.) По дороге растеряли.  (Руки в стороны, кивки головой вправо, влево.)       Стихи проговариваю сама, так как у детей системное недоразвитие речи в  тяжёлой форме. Это надо делать ненавязчиво, а играючи, чтобы ребёнок не  уставал. ­   организую подвижные и спортивные игры: как часть физкультурного  занятия, на прогулке, в учебном кабинете. Игры подбираются в соответствии с  возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Можно использовать и  элементы спортивных игр. ­ ежедневно провожу гимнастику пальчиковую (индивидуально, либо со всем  классом). Она рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.  Провожу в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время); ­   Гимнастика для глаз очень нравится детям. С начала учебного года в первом классе мои учащиеся  с УУО не могли выполнить элементарных упражнений  по гимнастике для глаз. Они не могли зажмурить глаза, посмотреть вверх, вниз, не меняя положения головы. Эти трудности были связаны с отсутствием  пространственной ориентации, в связи с заболеваниями детей. В дальнейшем,  когда дети стали усваивать пространственные понятия, научились выполнять  те или иные движения по повтору, гимнастика для глаз стала не только  возможной, но и с удовольствием выполняется детьми. Провожу ежедневно по  3­5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, так как я работаю с  учащимися младшего школьного возраста. Согласно учебному плану, я организую активность учащихся во время  освоения предмета «Адаптивная физкультура». Занятия провожу 2 раза в  неделю в игровом зале по 35 минут. Занятия проводятся в соответствии с  программой, по которой работаю. Перед занятием хорошо проветриваю   помещение. Также коррекционно – развивающие занятия «Двигательное  развитие» способствуют освоению здоровьесберегающей технологии и  укреплению физического развития детей с УУО.       Хорошо способствуют развитию мыслительной деятельности  коммуникативные игры:  беседы, игры разной степени подвижности, занятия  рисованием, лепкой и др.       Использую технологию музыкального сопровождения в качестве  вспомогательного средства; для снятия напряжения, повышения  эмоционального настроя и пр. ­  Сказкотерапия и игротерапия. Занятия входят в учебный план и  используются для психологической терапевтической и развивающей работы.  ­  Технологии коррекции поведения в нашем образовательном учреждении для  достижения наибольшего результата проводятся одновременно несколькими  педагогами. Проводятся во время большой перемены в игровом зале, когда в  зале собираются сразу три класса. Дети с разными проблемами занимаются в  одной большой объединённой группе под управлением педагогов. Занятия  проводятся в игровой форме, несут функцию коммуникативного развития и  толерантности детей друг к другу. ­  Песочная терапия позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей,  позволяет стимулировать ребёнка, развить его сенсомоторные навыки , снизить эмоциональное напряжение и т. д.   Таким образом, главной задачей  реализации здоровьесберегающих  технологий является  организация образовательного процесса на всех уровнях,  при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не  сопровождается нанесением ущерба их здоровью. Здоровьесберегающая технология не может выражаться конкретной  образовательной технологией. В тоже время, понятие «здоровьесберегающие  технологии» объединяет в себе все направления деятельности по  формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.        ЛИТЕРАТУРА. 1. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе /авт.­сост. С.А. Цабыбин.­Волгоград: Учитель. 2009. 2. Коррекционно­развивающее обучение в начальной школе/С.Г.Шевченко,  2004 г. 3. Н.К. Смирнов «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе  учителя и школы», 2003 г. 4. О.В. Узорова, Е.А. Нефредова «Пальчиковая гимнастика»,2002 г. 5. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб.  пособие / Под общ. ред. Н.В. Сократова.­ М.: ТЦ Сфера, 2005.

Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время

Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время

Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время

Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время

Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время

Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время

Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время

Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время

Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время

Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.05.2017