Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни
Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоциональный энергетический тонус обучающихся.
Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки.docx
Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки
«Здоровье до того перевешивает остальные блага,
что здоровый нищий счастливее больного короля»
А.Шопенгауэр.
Я работаю в школе «многостаночником»: преподаю музыку, английский язык и
биологию. Работу свою люблю, к урокам готовлюсь творчески, поэтому детям
нравятся мои предметы, по которым они показывают хорошие результаты. В
методике каждого предмета есть своя специфика, но труднее всего провести
урок музыки, потому что надо быть и актером, и певцом, и психологом, и поэтом,
и художником…В этом трудность и прелесть моей профессии.
«Через музыку проникнуть в душу!
Через музыку понять себя!
Сердцем красоту ты должен слушать
Истину откроешь для себя!»
Одна из современных образовательных технологий – технология
здоровьесбережения.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить
школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе,
сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни,
научить использовать полученные знания в повседневной жизни
Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервнопсихические перегрузки,
восстанавливать положительный эмоциональный энергетический тонус
обучающихся.
Урок музыки сам по себе – здоровьесберегающая технология. Особенностью
урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности
школьников.
На уроках музыки, в свободной и самостоятельной творческой деятельности
школьников актуально, возможно и необходимо, использовать современные
здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды
музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и
музыкальность школьника, можно разнообразить с пользой для здоровья.
Каждый урок музыки содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует
развитию переутомления, не ухудшает здоровье, а способствует его сохранению,
укреплению и развитию.
Например:
1. Приветствие. Песенки распевки. С них начинаются все уроки. Несложные
добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают
настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на уроке, подготавливают голос к пению.
2. Дыхательные упражнения. Способствуют не только нормальному развитию
голоса, но и служат охране голоса от заболеваний. Начиная с первого класса
стараюсь формировать у учащихся правильное дыхание. Вот некоторые
упражнения:
« Хомячок». Пошмыгать носом с закрытым ртом.
«Собачке жарко». Часто подышать носом с высунутым языком.
«Воротики, или Паровозик». Глубокий вдох через нос – «воротики» открылись,
воображаемый паровозик может в них въехать. Задержка дыхания и мягкий
длинный выдох на звук "Ф" закрыли "воротики". Сама в это время считаю: "Едет
паровозик с вагончиками". Для наглядности дети во время упражнения могут
помогать себе руками: раскрывать их на вдохе и закрывать на выдохе открывать
и закрывать "воротики".
" Воздушный шарик». Резкий выдох живот втянули. Затем расслабить или
"отпустить" мышцы живота. При вдохе живот естественно"выталкивается"
вперед, как шарик.
Когда ребята становятся постарше, постепенно ввожу упражнения из комплекса
дыхательной гимнастики по А. Н. Стрельниковой.
3. Речевые упражнения (по К. Орфу). Основная цель выработка качественных,
полноценных движений органов артикуляции. Артикуляционная гимнастика
способствует тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в
пространстве. В результате повышаются показатели уровня развития речи
детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
4. Пальчиковые игры. Развивают речь ребенка, двигательные качества,
повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую
пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием.
Наряду с основными формами музыкальной работы с детьми в начальных
классах и в среднем звене используются: логоритмика, ритмотерапия,
фольклорная арттерапия и другие формы.
5. Логоритмическая гимнастика – это форма активного отдыха, наиболее
благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные
физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов
мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для
ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха
внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.
На уроках провожу такие музыкальные физминутки, как:
1. Если нравится тебе, то делай так /приседаем/
Если нравится тебе, то делай так /приседаем/,
Если нравится тебе, ты другому покажи,
Если нравится тебе, то делай так /приседаем/.
2. Меняем движение. Например: прыгаем.
3. Меняем движение. Например: топаем.
4. Меняем движение. Например: хлопаем.
5. Все движения повторяем поочереди. 6. Ритмотерапия. Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов
выражения чувств и переживаний.
Движение под музыку является одним из приемов освоения и закрепления
ключевых и частных знаний музыкального искусства. Музыкальноритмические
движения активизируют деятельность обучающихся на уроках музыки, влияют на
личность ребенка, давая выход к самовыражению, помогают добиться
эмоциональной разрядки.
Это важно для младших школьников, которые при помощи движений смогут
выделить главные признаки трех жанров, разрешить проблемные ситуации на
уроке, определить национальный колорит музыки народов мира, а также решить
другие задачи, поставленные перед ними на уроках музыки.
На уроках музыки используются простейшие движения, которые можно
исполнить в стенах кабинета, за партами. Эти движения понятны и доступны
всем обучающимся:
марширование;
движение рук (фразировка);
элементарные танцевальные движения;
игра на воображаемых музыкальных инструментах;
условное (графическое)изображение музыки;
“свободное дирижирование”.
Говоря о роли музыкально ритмических движений на уроке, нужно отметить, что
их применение чаще всего превращается в эмоциональные центры, кульминации
уроков, а, следовательно, исключает на занятиях равнодушие. Музыкально
ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают
добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление.
Движение и танец, помимо того, что снимают нервнопсихическое напряжение,
помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а также
дает определенный психотерапевтический эффект.
Рассмотрим некоторые виды музыкальноритмических движений и их значение
на уроках музыки в младших классах.
Марширование
Задачи:
научить культуре марширования;
четкому вступлению и завершению движения;
помочь осознать особенности жанра “марш” и его видов;
научить определять национальный колорит маршей разных народов и их общих
черт.
На уроках используются марши С.Прокофьева, Э.Грига, Ф.Шуберта,
А.Хачатуряна, Г.Эйслера. Обучающиеся не только маршируют, но и показывают
динамику, разный пульс движений, разные виды марша (марш из оперы, балета,
игрушечный). Ребята выделяют главную интонацию движением, определяют
изобразительность и выразительность жанра. Этот вид движения – самый
доступный для исполнения, поэтому на уроках музыки он используется более активно, являясь организующим началом и завершающим аккордом урока в
начальной школе.
Движение рук (фразировка)
Этот вид движения требует внимания, помогает выработке навыков вокально
хоровой работы, средств выразительности (темп, динамика), изобразительности
в музыке.
Данный вид движения продолжается и в старших классах, т.к. там продолжается
совершенствование вокальнохоровой работы, где работа над фразой помогает
учителю разрешить многие проблемы при разучивании песен и слушании
музыкальных произведений.
Танцевальные движения
Этот вид движения на уроках музыки наиболее интересен и разнообразен. Он
требует творческого подхода учителя и четкой продуманности назначения
изучаемого танца, методики его преподавания.
Уже с первых уроков обучающиеся показывают движением разнообразие видов
жанра.
Танец “Вальс” покачивание головы, корпуса.
“Полька” выделение акцента хлопками, отбиванием воображаемого мяча.
Хоровод “Со вьюном я хожу” помогает освоению особенностей народных песен
танцев.
Основные задачи при работе над танцевальными движениями следующие:
подчеркнуть особенности жанра – танец;
осознать разнообразие их видов и особенностей;
подчеркнуть национальный колорит произведения;
способствовать культуре исполнения танца.
Фольклорная арттерапия.
Арттерапевтические методы и приемы,
применяемые на уроках музыки, направлены на регуляцию психологического
состояния обучающихся средствами музыки. Русский песенный фольклор – это
естественная система арттерапии, включающая в себя извлечение звуком,
музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции
по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно
есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не
только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат.
Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет
производить сбросы накопившихся зажимов. При нетрадиционных формах урока
(урокобряд, урокконцерт, урокпраздник, урокпутешествие) значительную роль
играет терапия русским костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером
узора
По своему опыту могу сказать, что исполнение народных песен не только
доступно детям, но и вызывает у них желание подыграть на музыкальных
инструментах, вовлекает всех детей в творческий процесс, высоко активизирует
их внимание. Наблюдая за детьми во время урока, я вижу по их лицам, какое чувство удовлетворения они получают от своей работы, как они загораются
желанием научиться создавать прекрасное.
Терапия творчеством. Выполнение творческих заданий на уроке музыки
является одним из наиболее эффективных приемов оптимизации психического
состояния школьников. Творческие задания направлены на расширение
репертуара доступных ребенку эмоциональных переживаний. В процессе
музыкального творчества происходит более полное познание учеником самого
себя, своих способностей, формируются навыки невербального, чувственного
контакта с окружающим миром.
Сказкотерапия. Сказка открывает ребенку перспективы собственного роста,
дарит надежду и мечты предощущение будущего, становится неким духовным
оберегом детства. Велико значение сказки для поддержания душевного мира
детей.
Улыбкотерапия. Медики считают, что здоровье школьников станет крепче и от
улыбок учителей. Как полагают врачи, в улыбающемся учителе дети видят друга,
и учиться им нравится больше. Очень важна на уроке и улыбка самого ученика.
Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и школьник уже с ней
смотрит на мир и на людей.
Музыкотерапия.Музыка издавна используется в терапевтической практике. Еще
Гиппократ и Пифагор “прописывали” своим больным курсы лечения музыкой,
достигая высоких целительных эффектов. Трудно назвать эпоху или страну, где
музыка не использовалась бы в качестве одного из эффективных средств
терапии. Человеку свойственно попадать под мощное телесное и духовное
влияние музыки, так как он сам по своей природе является глубоко “
музыкальным” существом.
Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Специально подобранные
мелодии снимают гнев и досаду, улучшают настроение, повышают
работоспособность. Самый большой эффект от музыки – это профилактика и
лечение нервнопсихических заболеваний. По признанию многих ученых музыка
способна возбудить и успокоить, ободрить и развеселить, вдохновить и
воодушевить. В конце прошлого века И.Р.Тарханов своими исследованиями
доказал, что мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на
организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений,
способствуют расширению сосудов, нормализуют артериальное давление,
стимулируют пищеварение, повышают аппетит.
Известно, что музыка содействует налаживанию контакта с человеком. Ученые
установили, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры
головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание,
кровообращение, усиливают внимание и т.д.
Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от
инструмента, на котором исполняется. Так, игра на кларнете влияет
преимущественно на кровообращение. Скрипка и фортепиано успокаивают
нервную систему. Флейта оказывает расслабляющее воздействие.
Традиционная форма работы с музыкой это пассивное ее восприятие.
Музыкальный материал здесь выступает в качестве фона, не требующего специального вслушивания, осмысления, переживания содержания звучащего
сочинения. Здесь музыка выполняет функцию катализатора эмоциональных
процессов. Фоновая музыка результативна во время релаксационных процедур,
бесед, свободного рисования, усиливает вовлеченность детей в процесс работы.
Непосредственно лечебное воздействие музыки на нервнопсихическую
сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии. Как
вариант активной музыкотерапии может рассматриваться хоровое пение. Пение
благотворно действует на бронхо лёгочную систему, почки, на железы
внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце. Петь
полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное
средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения. После
занятий вокалотерапией дыхание становиться более экономным, а, по
утверждению ученых, от этого зависит работоспособность человека. А о
лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон
веков. С их помощью лечили самые различные заболевания. Если рассматривать
лечебные звуки и звукосочетания с позиции музыкотерапии (то есть не столько в
плане их произнесения, сколько в плане их «пропевания») то с учетом открытий в
современной науки рекомендации в этой специфической области вокалотерапии
будут следующими:
Гласные звуки: А снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;
Э улучшает работу головного мозга; И лечит глаза, уши, стимулирует сердечную
деятельность, «прочищает» нос; О оживляет деятельность поджелудочной
железы, устраняет проблемы с сердцем; У улучшает дыхание, стимулирует
работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин), матки и
яичников (у женщин); Ы лечит уши, улучшает дыхание.
Звукосочетания: ОМ – снижает кровяное давление; АЙ, ПА – снижают
боли в сердце; УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных
веществ и негативной энергии. Научно доказана целебная сила произнесения и
некоторых отдельных СОГЛАСНЫХ звуков (лучше их пропевать) В, Н, М –
улучшает работу головного мозга; С – лечит кишечник, сердце, легкие; Ш – лечит
печень; Ч – улучшает дыхание; К, Щ – лечат уши; М – лечит сердечные
заболевания.
Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и
речевых расстройств (тиков, заикания, нарушения координаций,
расторможенности, моторных стереотипов), при коррекции недостаточного
психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания.
Музыкотерапия включает прослушивание музыкальных произведений, пение
песен, выполнение ритмических движений под музыку, сочетание музыки и
изодеятельности. Таким образом, музыка способствует улучшению
эмоционального состояния детей, повышает качество движений (развиваются
выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация
движений), содействует коррекции и развитию ощущений, восприятий,
представлений, стимулирует речь, нормализуете просодическую сторону (темп,
тембр, ритм, интонацию, силу голоса и т.д.).
Музыка И.С.Баха, В.А.Моцарта, Л.Бетховена оказывают антистрессовое
воздействие, нормализует настроение. “Болеро” М.Равеля обладает колоссальным возбуждающим действием в работе с
вялыми, паретичными детьми.
“Каприз № 24” Н.Паганини повышает тонус организма, настроение.
Пьесы из цикла “ Времена года” П.И. Чайковского (Баркарола, Осенняя песнь)
уравновешивают нервную систему.
“Лунная соната” Л.Бетховена (Соната № 14) снимает раздражение и успокаивает.
Для снятия чувства тревожности рекомендуется прослушивание “Вальсов” И.
Штрауса.
От головной боли в Институте традиционной медицины и музыкальной терапии
(руководитель – академик С.Шушарджан) рекомендуют прослушивание
произведений А.Хачатуряна из Сюиты “Маскарад” (Галоп, Вальс)
В качестве тонизирующего средства рекомендуется прослушивание “Венгерской
рапсодии” Ф.Листа, “Маленькой ночной серенады” В.Моцарта. Энергетической
направленностью отличается “Революционный этюд № 12” Ф.Шопена.
Своеобразным успокоительным средством могут быть произведения Ф.Шуберта
“Аве Мария” (вокальный и инструментальный варианты) и “Мелодия” Х.Глюка.
На основе наблюдений за детьми в процессе звучания музыки следует отметить:
используйте для прослушивания произведения, которые особенно понравились
детям;
продолжительность звучания музыки должна составлять от 510 до 1520 минут
в зависимости от возраста детей и ситуации для ее прослушивания.
Результаты применения элементов музыкотерапии свидетельствуют о том, что
обучающиеся становятся более спокойными и доброжелательными, лучше
усваивают учебный материал.
В.Бехтерев считал, что среди вспомогательных средств общения самым
действенным является музыка. Восприятие музыки не требует предварительной
подготовки и доступно детям.
Цель уроков музыки состоит в создании положительного эмоционального фона;
снятии фактора тревожности, возникающего у данного контингента детей;
стимуляции двигательных функций; развитии и коррекции сенсорных процессов
(ощущений, восприятий, представлений), их способностей; растормаживании
речевой функции.
Где бы вы ни жили, где бы вы ни были, постарайтесь всегда и во всем слышать
музыку, звенящую жизнью. И пусть это будет живая музыка дождевой капли,
торжественная песнь океана, тихий шелест травинки или гул могучих сосен.
Пусть этот шум природы сольется с музыкой, сотворенной человеком.
После плодотворной активной деятельности на уроке очень хорошо применить
такой метод как цветотерапию
Игра – «Цветные сны». В положении сидя после напряженной работы, учащиеся
закрывают глаза, прикрывают их ладонями и опускают голову. Учитель называет цвета, а учащиеся стремятся с закрытыми глазами «увидеть» в чем – то заданный
цвет (синее небо, зеленая трава, желтое солнце).
Выборочно учитель подходит к детям, касается их плеча и опрашивает о
том, что они увидели. Затем учитель называет другой цвет. Длительность цикла
– 1520 сек, общая продолжительность – 1 мин.
Желтый – стимулирует умственную деятельность;
зеленый – умиротворяет, успокаивает;
голубой – снижает кровяное давление, успокаивает;
синий – располагает к серьезности, строгости в поведении;
фиолетовый – возбуждает деятельность сердца и легких, увеличивает
сопротивляемость организма к простудным заболеваниям;
черный в небольшой дозе – сосредотачивает внимание.
Через чувства, эмоции, самореализация личности ребенка происходит
более продуктивно во всех сферах жизнедеятельности и поэтому обогащение
учащегося опытом эмоционального отношения к действительности является
важнейшим аспектом духовного развития ребенка – его духовного здоровья.
Пробудить заложенное в ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь
понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной и
наполненной смыслом жизни – к этому стремлюсь я в меру своих сил и
способностей, организуя свои уроки. Конечно, задачу сохранения здоровья
детей не под силу решить одному педагогу. Но, если каждый из нас, учителей,
задастся этой целью, и будет стремиться к ней; выиграют, в конечном счете,
наши дети, наше будущее.
И свою работу мне хотелось бы закончить очень хорошими строчками:
Здоровая школа –
Здоровья желает!
Здоровая школа –
Друзей собирает.
Пусть льется повсюду
Друзей звонкий смех,
Учитель улыбкой
Пусть радует всех.
Здоровье не купишь,
Его не продать.
Про это давно уже нужно всем знать!
Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки
Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки
Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки
Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки
Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки
Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки
Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки
Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.