Здоровьесберегающие технологии на уроке технологии. теоретический материал

  • Лекции
  • docx
  • 09.08.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данной статье идёт описание о том, какие здоровьесберегающие технологии можно использовать на уроке технологии. В частности, речь идёт о физкультминутках. О том, как их проводить,какие требования прилагаются к их проведению. В тексте статьи раскрыты задачи, которые нужно решать проводя физкультминутки и результаты их проведения. Далее прилагаются различные варианты физкультминуток.
Иконка файла материала Здоровьесберегающие технологии.docx
МОУ «Центр образования имени Н.К.Розова» Мастер­класс Здоровьесберегающая деятельность  на уроках технологии Разработала: Л.В.Ряхина  учитель технологии2018­2019 образовательные     Здоровьесберегающие технологии   можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики –   одно   из   самых   перспективных   систем   ХХI   века,   и   как   совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их   здоровья,   и   качественную   характеристику   любой   педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.   Уроки   технологии,   в   отличие   от   других   предметов,   сочетают   в   себе теоретическую часть и работу с инструментами и оборудованием, требуют от обучающихся   умственных   и   физических   усилий.   В   целях   снижения утомляемости   и   повышения   работоспособности   в   каждое   своё   занятие   я включаю обязательный элемент ­ физкультминутку. Необычное содержание физкультминуток вызывает интерес к предмету у обучающихся, способствует восстановлению сил и позволяет сделать отдых, отвлечься от работы. Физкультминутки,  наряду   с  двигательными   паузами,  вводной   гимнастикой, подвижными переменами, относятся к «малым» формам занятий физическими упражнениями.   Они   играют   дополнительную   роль   в   системе   физического воспитания   и   являются   важным   фактором   оптимизации   функционального состояния  организма   школьника,  повышают   роль  двигательной   активности. Физкультминутки   и   паузы   относятся   к   упражнениям   профилактической направленности,   должны   быть   доступны,   выполняться   легко   и   без перенапряжений.   Значимость   и   ценность   физкультминуток   в   том,   что   они являются, прежде всего, средством переключения от пассивного сидения к движению,   обеспечивают   подготовку   школьника   к   работе   различного характера   (учеба,   занятия   музыкой,   работа   за   компьютером,   другие   виды деятельности). Физкультминутки   –   кратковременные   серии   физических   упражнений, используемые   в   основном   для   активного   отдыха   и   восстановления работоспособности. Проведение физкультминуток должно решать следующие задачи:  Активизацию   внимания   учащихся   и   повышение   способности   к восприятию учебного материала;  Эмоциональную   «встряску»   учащихся,   возможность   «сбросить» накопившийся (например, во время опроса), груз отрицательных эмоций и переживаний. В   состав   упражнений   для   физкультминуток   обязательно   должны   быть включены   упражнения   по   формированию   осанки,   укреплению   зрения,упражнения   по   выработке улучшению   мозгового   кровообращения, рационального дыхания и др. Выполняемые упражнения должны дать нагрузку мышцам, которые не были загружены   при   выполнении   текущей   деятельности,   способствовать расслаблению   мышц   выполняющих   значительные   статические   или   статико­ динамические нагрузки. Физкультминутки   проводятся   в   проветриваемом   помещении.   Упражнения, которые   выполняются   впервые,   показывает   учитель,   произнося   команды четким   громким   голосом.   Проведение   физкультминуток   может   вменяться «дежурному   по   здоровью».   Положительный   эмоциональный   фон   – обязательное   условие   эффективного   проведения   физкультминуток.   Его может   создать   музыкальное   сопровождение.   Повысить   интерес   детей   на начальных  этапах  внедрения  физкультминуток   в школе, может  какой­либо переходящий приз, которым будет награждаться, например, лучший ряд или класс. Механизм воздействия физкультминуток, требования к подбору упражнений, их формы и содержания, выбору времени проведения, классификация Механизм   воздействия   физкультминуток   на   динамику   общей работоспособности школьника в течение учебного дня:  усиливает обмен веществ в организме  повышается внимание  улучшается осанка. Требования к подбору упражнений:  упражнения должны в основном охватывать крупные мышечные группы,  быть простыми по выполнению Выбор времени проведения:  при проявлении первых признаков утомления  при снижении активности на уроке  при нарушении внимания. Форма выполнения, количество и содержание упражнений:  упражнения выполняются стоя или сидя  комплекс состоит из 3­5 упражнений, повторяемых по 4­6 раз  рекомендуется   использовать   потягивания,   прогибание   туловища, полунаклоны   и   наклоны,   полуприседы   и   приседы   с   различными движениями руками.Классификация   физкультминуток   и   динамических   пауз   по   воздействию   на системы организма:  общего воздействия  для улучшения мозгового кровообращения  для снятия утомления с плечевого пояса и рук  для глаз  для системы дыхания Предлагаю Вашему вниманию варианты физкультминуток, которые могут пригодиться учителю в качестве методического материала или образца для разработки   собственных   физкультминуток.   Этот   вид   деятельности,   хотя   и минутный,   является   необходимой   и,   на   мой   взгляд,   обязательной   частью любого   урока.   Умеешь   трудиться   ­   умей   и   отдыхать.   Только   правильное сочетание труда и отдыха способствует плодотворной работе – и умственной, и физической.Методические рекомендации по проведению физкультминуток Для школьников средних и старших классов 1. Физкультминутка общего воздействия (вариант 1). Упражнение 1. Исходное положение ­ основная стойка. На счёт «раз» ­ встать на носки, руки вверх наружу, на счёт «два» ­ потянуться вверх за руками. На счёт «три» ­ опустить руки дугами через стороны вниз, на счёт «четыре» ­ скрестить   руки   перед   грудью,   голову   наклонить   вперёд.   Повторить упражнение в быстром темпе 6­8 раз. Упражнение 2. Исходное положение ­ стойка ноги врозь, руки вперёд. На счёт «раз» ­ поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину.   На   счёт   «два»   ­   вернуться   в   исходное   положение.   На   счёт   «три, четыре» ­ упражнение выполняется в другую сторону. Повторить 6­8 раз в быстром темпе. Упражнение   3. Исходное   положение­стойка   ноги   врозь.   На   счёт   «раз»   ­ согнуть   правую   ногу   вперёд   и,   обхватив   голень   руками,   притянуть   её   к животу. На счёт «два» ­ притянуть ногу, подняв руки вверх. На счёт «три, четыре» ­  выполняется  то  же,  но  с левой  ногой. Повторить   упражнение  в среднем темпе 6­8 раз. Физкультминутка общего воздействия (вариант 2). Упражнение 1. Исходное положение­стойка ноги врозь. На счёт «раз» ­ руки отводятся назад. На счёт «два» ­ руки развести в стороны, на счёт «три» ­ поднять руки вверх, стать на носки. На счёт «четыре» ­ расслабляя плечевой пояс,   руки   опустить   с   небольшим   наклоном   вперёд.   Повторить   4­6   раз   в медленном темпе. Упражнение   2. Исходное   положение­стойка   ноги   врозь,   руки,   согнутые вперёд,   кисти   в   кулаках.   На   счёт   «раз»   ­   с   поворотом   туловища   налево нанести   удар   правой   рукой   вперёд.   На   счёт   «два»   ­   принять   исходное положение. На  счёт «три,  четыре» ­  выполнить   то же  самое, но в другую сторону. Повторить 6­8 раз, не задерживая дыхания.2. Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения (вариант 1). Упражнение 1. Исходное положение ­ основная стойка. На счёт «раз» ­ руки за голову, локти широко развести, голова наклонена назад. На счёт «два» ­ локти подаются вперед. На счёт «три» ­ руки расслабленно опускаются вниз. На счёт «четыре» ­ принять исходное положение. Упражнение в медленном темпе повторяется 4­6 раз. Упражнение 2. Исходное положение­стойка ноги врозь, кисти в кулаках. На счёт «раз» ­ мах левой рукой назад, правой вверх. На счёт «два» ­ встречными махами переменить положение рук. Махи заканчиваются рывками рук назад. Упражнение повторяется 6­8 раз в среднем темпе. Упражнение 3. Выполняется сидя на стуле. На счёт «раз» ­ отнести голову назад.   На   счёт   «два»   ­   голову   наклонить   вперёд,   плечи   не   поднимать. Упражнение повторяется 4­6 раз в медленном темпе. Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения (вариант 2). Упражнение 1. Выполняется сидя на стуле или стоя. На счёт «раз, два» ­ выполнить круговое движение правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. На счёт «три, четыре» ­ выполнить круговое движение левой рукой назад с поворотом туловища и головы налево. Упражнение повторить 4­ 6 раз в медленном темпе. Упражнение 2. Выполняется сидя на стуле или стоя, руки в стороны, ладони вперёд, пальцы разведены. На счёт «раз» ­ обхватить себя за плечи как можно крепче. На счёт «два» ­ занять исходное положение. Упражнение повторить 4­ 6 раз в быстром темпе. Упражнение 3. Выполняется сидя на стуле, руки на поясе. На счёт «раз» ­ повернуть   голову   направо.   На   счёт   «два»   ­   исходное   положение.   На   счёт «три» ­ повторить то же налево. Повторить 6­8 раз в медленном темпе. Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения (вариант 3) 1. Исходное положение (и. п.) — сидя на стуле. 1 — голову наклонить вправо; 2 — и. п.; 3 — голову наклонить влево; 4 — и. п.; 5 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 — и. п. Повторить 3­4 раза. Темп медленный. 2. И. п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо; 2 — и. п.; 3 — поворот головы налево; 4 — и. п. Повторить 4­5 раз. Темп медленный. 3.   Физкультминутка   для   снятия   утомления   с   плечевого   пояса   и   рук (вариант 1)Упражнение 1. Исходное положение ­ основная стойка. На счёт «раз»­поднять плечи. На счёт «два»­опустить плечи. Повторить 6­8 раз, затем сделать паузу на 2­3 секунды, расслабить мышцы плечевого пояса. Выполнять в медленном темпе. Упражнение 2. Исходное положение ­ руки согнуты перед грудью. На счёт «раз, два»­выполнить согнутыми руками два пружинящих движения назад. На счёт «три, четыре»­выполнять такие же рывки прямыми руками. Упражнение выполнять 4­6 раз в среднем темпе. Упражнение 3. Исходное положение ­ основная стойка. На счёт «раз»­слегка прогнуться,   выполнив   мах   руками   в   стороны.   На   счёт   «два»­расслабляя мышцы плечевого пояса, «уронить» руки. Физкультминутка для   снятия   утомления   с   плечевого   пояса   и   рук (вариант 2) 1. И. п. — стоя, руки на поясе. 1 — правую руку вперед, левую вверх; 2 — переменить   положение   рук.   Повторить   3­4   раза,   затем   расслабленно опустить   вниз   и   потрясти   кистями,   голову   наклонить   вперед.   Затем повторить еще 3­4 раза. Темп средний. 2. И. п. —стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1­2 — свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3­4 — локти назад, прогнуться. Повторить 5­6 раз, затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный. 3. И. п. — сидя, руки вверх. 1 — сжать кисти в кулак; 2 — разжать кисти. Повторить 6­8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний. 4. Физкультминутка для снятия напряжения с мышц туловища 1. И. п. — стойка, ноги врозь, руки за голову. 1­5 — круговые движения тазом в одну сторону; 4­6 — то же в другую сторону; 7­8 — руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4­6 раз. Темп средний. 2. И.   п.   —   стойка   ноги   врозь.   1­2   —   наклон   в   сторону,   правая   рука скользит вдоль ноги вниз, левая, согнуться, вдоль тела вверх; 3­4 — и. п.; 5­8 — то же в другую сторону. Повторить 5­6 раз. Темп средний. 5. Физкультминутка для глаз Занимайтесь   профилактикой,   и   вы   не   допустите   зрительного   утомления. Спросите   —   как?   Рекомендуем   составленный   нами   —   по   материаламофтальмолога В. Ф. Базарного — специальный комплекс из пяти простейших упражнений, получивший название «Физкультминутка для глаз». Упражнения   выполняйте   в   домашних   условиях   через   каждые   20­25   минут зрительной работы. Весь этот комплекс займет не более полутора­двух минут. Было   бы   полезно,   чтобы   этими   советами   воспользовались   и   учителя   в середине каждого урока. Исходное положение каждого упражнения — стоя или сидя. Упражнение 1. Сделайте 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа­налево, затем слева­направо. Упражнение 2. 15 колебательных движений глазами по вертикали — вверх­ вниз и вниз­вверх. Упражнение 3. Тоже 15, но круговых вращательных движений глазами слева­ направо. Упражнение 4. То же самое, но справа­налево. Упражнение   5.  Сделайте   по   15  круговых   вращательных   движений   глазами вначале   в   правую,   затем   в   левую   стороны,   как   бы   вычерчивая   глазами уложенную набок цифру 8.

Посмотрите также