Здоровьесберегающие технологии на уроке технологии. теоретический материал
Оценка 5

Здоровьесберегающие технологии на уроке технологии. теоретический материал

Оценка 5
Лекции
docx
технология
5 кл
09.08.2019
Здоровьесберегающие технологии на уроке технологии. теоретический материал
В данной статье идёт описание о том, какие здоровьесберегающие технологии можно использовать на уроке технологии. В частности, речь идёт о физкультминутках. О том, как их проводить,какие требования прилагаются к их проведению. В тексте статьи раскрыты задачи, которые нужно решать проводя физкультминутки и результаты их проведения. Далее прилагаются различные варианты физкультминуток.
Здоровьесберегающие технологии.docx
МОУ «Центр образования имени Н.К.Розова» Мастер­класс Здоровьесберегающая деятельность  на уроках технологии Разработала: Л.В.Ряхина  учитель технологии 2018­2019 образовательные     Здоровьесберегающие технологии   можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики –   одно   из   самых   перспективных   систем   ХХI   века,   и   как   совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их   здоровья,   и   качественную   характеристику   любой   педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.   Уроки   технологии,   в   отличие   от   других   предметов,   сочетают   в   себе теоретическую часть и работу с инструментами и оборудованием, требуют от обучающихся   умственных   и   физических   усилий.   В   целях   снижения утомляемости   и   повышения   работоспособности   в   каждое   своё   занятие   я включаю обязательный элемент ­ физкультминутку. Необычное содержание физкультминуток вызывает интерес к предмету у обучающихся, способствует восстановлению сил и позволяет сделать отдых, отвлечься от работы. Физкультминутки,  наряду   с  двигательными   паузами,  вводной   гимнастикой, подвижными переменами, относятся к «малым» формам занятий физическими упражнениями.   Они   играют   дополнительную   роль   в   системе   физического воспитания   и   являются   важным   фактором   оптимизации   функционального состояния  организма   школьника,  повышают   роль  двигательной   активности. Физкультминутки   и   паузы   относятся   к   упражнениям   профилактической направленности,   должны   быть   доступны,   выполняться   легко   и   без перенапряжений.   Значимость   и   ценность   физкультминуток   в   том,   что   они являются, прежде всего, средством переключения от пассивного сидения к движению,   обеспечивают   подготовку   школьника   к   работе   различного характера   (учеба,   занятия   музыкой,   работа   за   компьютером,   другие   виды деятельности). Физкультминутки   –   кратковременные   серии   физических   упражнений, используемые   в   основном   для   активного   отдыха   и   восстановления работоспособности. Проведение физкультминуток должно решать следующие задачи:  Активизацию   внимания   учащихся   и   повышение   способности   к восприятию учебного материала;  Эмоциональную   «встряску»   учащихся,   возможность   «сбросить» накопившийся (например, во время опроса), груз отрицательных эмоций и переживаний. В   состав   упражнений   для   физкультминуток   обязательно   должны   быть включены   упражнения   по   формированию   осанки,   укреплению   зрения, упражнения   по   выработке улучшению   мозгового   кровообращения, рационального дыхания и др. Выполняемые упражнения должны дать нагрузку мышцам, которые не были загружены   при   выполнении   текущей   деятельности,   способствовать расслаблению   мышц   выполняющих   значительные   статические   или   статико­ динамические нагрузки. Физкультминутки   проводятся   в   проветриваемом   помещении.   Упражнения, которые   выполняются   впервые,   показывает   учитель,   произнося   команды четким   громким   голосом.   Проведение   физкультминуток   может   вменяться «дежурному   по   здоровью».   Положительный   эмоциональный   фон   – обязательное   условие   эффективного   проведения   физкультминуток.   Его может   создать   музыкальное   сопровождение.   Повысить   интерес   детей   на начальных  этапах  внедрения  физкультминуток   в школе, может  какой­либо переходящий приз, которым будет награждаться, например, лучший ряд или класс. Механизм воздействия физкультминуток, требования к подбору упражнений, их формы и содержания, выбору времени проведения, классификация Механизм   воздействия   физкультминуток   на   динамику   общей работоспособности школьника в течение учебного дня:  усиливает обмен веществ в организме  повышается внимание  улучшается осанка. Требования к подбору упражнений:  упражнения должны в основном охватывать крупные мышечные группы,  быть простыми по выполнению Выбор времени проведения:  при проявлении первых признаков утомления  при снижении активности на уроке  при нарушении внимания. Форма выполнения, количество и содержание упражнений:  упражнения выполняются стоя или сидя  комплекс состоит из 3­5 упражнений, повторяемых по 4­6 раз  рекомендуется   использовать   потягивания,   прогибание   туловища, полунаклоны   и   наклоны,   полуприседы   и   приседы   с   различными движениями руками. Классификация   физкультминуток   и   динамических   пауз   по   воздействию   на системы организма:  общего воздействия  для улучшения мозгового кровообращения  для снятия утомления с плечевого пояса и рук  для глаз  для системы дыхания Предлагаю Вашему вниманию варианты физкультминуток, которые могут пригодиться учителю в качестве методического материала или образца для разработки   собственных   физкультминуток.   Этот   вид   деятельности,   хотя   и минутный,   является   необходимой   и,   на   мой   взгляд,   обязательной   частью любого   урока.   Умеешь   трудиться   ­   умей   и   отдыхать.   Только   правильное сочетание труда и отдыха способствует плодотворной работе – и умственной, и физической. Методические рекомендации по проведению физкультминуток Для школьников средних и старших классов 1. Физкультминутка общего воздействия (вариант 1). Упражнение 1. Исходное положение ­ основная стойка. На счёт «раз» ­ встать на носки, руки вверх наружу, на счёт «два» ­ потянуться вверх за руками. На счёт «три» ­ опустить руки дугами через стороны вниз, на счёт «четыре» ­ скрестить   руки   перед   грудью,   голову   наклонить   вперёд.   Повторить упражнение в быстром темпе 6­8 раз. Упражнение 2. Исходное положение ­ стойка ноги врозь, руки вперёд. На счёт «раз» ­ поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину.   На   счёт   «два»   ­   вернуться   в   исходное   положение.   На   счёт   «три, четыре» ­ упражнение выполняется в другую сторону. Повторить 6­8 раз в быстром темпе. Упражнение   3. Исходное   положение­стойка   ноги   врозь.   На   счёт   «раз»   ­ согнуть   правую   ногу   вперёд   и,   обхватив   голень   руками,   притянуть   её   к животу. На счёт «два» ­ притянуть ногу, подняв руки вверх. На счёт «три, четыре» ­  выполняется  то  же,  но  с левой  ногой. Повторить   упражнение  в среднем темпе 6­8 раз. Физкультминутка общего воздействия (вариант 2). Упражнение 1. Исходное положение­стойка ноги врозь. На счёт «раз» ­ руки отводятся назад. На счёт «два» ­ руки развести в стороны, на счёт «три» ­ поднять руки вверх, стать на носки. На счёт «четыре» ­ расслабляя плечевой пояс,   руки   опустить   с   небольшим   наклоном   вперёд.   Повторить   4­6   раз   в медленном темпе. Упражнение   2. Исходное   положение­стойка   ноги   врозь,   руки,   согнутые вперёд,   кисти   в   кулаках.   На   счёт   «раз»   ­   с   поворотом   туловища   налево нанести   удар   правой   рукой   вперёд.   На   счёт   «два»   ­   принять   исходное положение. На  счёт «три,  четыре» ­  выполнить   то же  самое, но в другую сторону. Повторить 6­8 раз, не задерживая дыхания. 2. Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения (вариант 1). Упражнение 1. Исходное положение ­ основная стойка. На счёт «раз» ­ руки за голову, локти широко развести, голова наклонена назад. На счёт «два» ­ локти подаются вперед. На счёт «три» ­ руки расслабленно опускаются вниз. На счёт «четыре» ­ принять исходное положение. Упражнение в медленном темпе повторяется 4­6 раз. Упражнение 2. Исходное положение­стойка ноги врозь, кисти в кулаках. На счёт «раз» ­ мах левой рукой назад, правой вверх. На счёт «два» ­ встречными махами переменить положение рук. Махи заканчиваются рывками рук назад. Упражнение повторяется 6­8 раз в среднем темпе. Упражнение 3. Выполняется сидя на стуле. На счёт «раз» ­ отнести голову назад.   На   счёт   «два»   ­   голову   наклонить   вперёд,   плечи   не   поднимать. Упражнение повторяется 4­6 раз в медленном темпе. Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения (вариант 2). Упражнение 1. Выполняется сидя на стуле или стоя. На счёт «раз, два» ­ выполнить круговое движение правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. На счёт «три, четыре» ­ выполнить круговое движение левой рукой назад с поворотом туловища и головы налево. Упражнение повторить 4­ 6 раз в медленном темпе. Упражнение 2. Выполняется сидя на стуле или стоя, руки в стороны, ладони вперёд, пальцы разведены. На счёт «раз» ­ обхватить себя за плечи как можно крепче. На счёт «два» ­ занять исходное положение. Упражнение повторить 4­ 6 раз в быстром темпе. Упражнение 3. Выполняется сидя на стуле, руки на поясе. На счёт «раз» ­ повернуть   голову   направо.   На   счёт   «два»   ­   исходное   положение.   На   счёт «три» ­ повторить то же налево. Повторить 6­8 раз в медленном темпе. Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения (вариант 3) 1. Исходное положение (и. п.) — сидя на стуле. 1 — голову наклонить вправо; 2 — и. п.; 3 — голову наклонить влево; 4 — и. п.; 5 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 — и. п. Повторить 3­4 раза. Темп медленный. 2. И. п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо; 2 — и. п.; 3 — поворот головы налево; 4 — и. п. Повторить 4­5 раз. Темп медленный. 3.   Физкультминутка   для   снятия   утомления   с   плечевого   пояса   и   рук (вариант 1) Упражнение 1. Исходное положение ­ основная стойка. На счёт «раз»­поднять плечи. На счёт «два»­опустить плечи. Повторить 6­8 раз, затем сделать паузу на 2­3 секунды, расслабить мышцы плечевого пояса. Выполнять в медленном темпе. Упражнение 2. Исходное положение ­ руки согнуты перед грудью. На счёт «раз, два»­выполнить согнутыми руками два пружинящих движения назад. На счёт «три, четыре»­выполнять такие же рывки прямыми руками. Упражнение выполнять 4­6 раз в среднем темпе. Упражнение 3. Исходное положение ­ основная стойка. На счёт «раз»­слегка прогнуться,   выполнив   мах   руками   в   стороны.   На   счёт   «два»­расслабляя мышцы плечевого пояса, «уронить» руки. Физкультминутка для   снятия   утомления   с   плечевого   пояса   и   рук (вариант 2) 1. И. п. — стоя, руки на поясе. 1 — правую руку вперед, левую вверх; 2 — переменить   положение   рук.   Повторить   3­4   раза,   затем   расслабленно опустить   вниз   и   потрясти   кистями,   голову   наклонить   вперед.   Затем повторить еще 3­4 раза. Темп средний. 2. И. п. —стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1­2 — свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3­4 — локти назад, прогнуться. Повторить 5­6 раз, затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный. 3. И. п. — сидя, руки вверх. 1 — сжать кисти в кулак; 2 — разжать кисти. Повторить 6­8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний. 4. Физкультминутка для снятия напряжения с мышц туловища 1. И. п. — стойка, ноги врозь, руки за голову. 1­5 — круговые движения тазом в одну сторону; 4­6 — то же в другую сторону; 7­8 — руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4­6 раз. Темп средний. 2. И.   п.   —   стойка   ноги   врозь.   1­2   —   наклон   в   сторону,   правая   рука скользит вдоль ноги вниз, левая, согнуться, вдоль тела вверх; 3­4 — и. п.; 5­8 — то же в другую сторону. Повторить 5­6 раз. Темп средний. 5. Физкультминутка для глаз Занимайтесь   профилактикой,   и   вы   не   допустите   зрительного   утомления. Спросите   —   как?   Рекомендуем   составленный   нами   —   по   материалам офтальмолога В. Ф. Базарного — специальный комплекс из пяти простейших упражнений, получивший название «Физкультминутка для глаз». Упражнения   выполняйте   в   домашних   условиях   через   каждые   20­25   минут зрительной работы. Весь этот комплекс займет не более полутора­двух минут. Было   бы   полезно,   чтобы   этими   советами   воспользовались   и   учителя   в середине каждого урока. Исходное положение каждого упражнения — стоя или сидя. Упражнение 1. Сделайте 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа­налево, затем слева­направо. Упражнение 2. 15 колебательных движений глазами по вертикали — вверх­ вниз и вниз­вверх. Упражнение 3. Тоже 15, но круговых вращательных движений глазами слева­ направо. Упражнение 4. То же самое, но справа­налево. Упражнение   5.  Сделайте   по   15  круговых   вращательных   движений   глазами вначале   в   правую,   затем   в   левую   стороны,   как   бы   вычерчивая   глазами уложенную набок цифру 8.

Здоровьесберегающие технологии на уроке технологии. теоретический материал

Здоровьесберегающие технологии на уроке технологии. теоретический материал

Здоровьесберегающие технологии на уроке технологии. теоретический материал

Здоровьесберегающие технологии на уроке технологии. теоретический материал

Здоровьесберегающие технологии на уроке технологии. теоретический материал

Здоровьесберегающие технологии на уроке технологии. теоретический материал

Здоровьесберегающие технологии на уроке технологии. теоретический материал

Здоровьесберегающие технологии на уроке технологии. теоретический материал

Здоровьесберегающие технологии на уроке технологии. теоретический материал

Здоровьесберегающие технологии на уроке технологии. теоретический материал

Здоровьесберегающие технологии на уроке технологии. теоретический материал

Здоровьесберегающие технологии на уроке технологии. теоретический материал

Здоровьесберегающие технологии на уроке технологии. теоретический материал

Здоровьесберегающие технологии на уроке технологии. теоретический материал

Здоровьесберегающие технологии на уроке технологии. теоретический материал

Здоровьесберегающие технологии на уроке технологии. теоретический материал
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.08.2019