Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Оценка 4.9

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
классное руководство
1 кл—4 кл
09.04.2017
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Отчет о работе над методической проблемой учителя "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе в начальной школе". В данной работе представлены подробный анализ работы учителя по данной проблеме, приведены материалы, которые можно использовать на уроках во время физминуток, при изучении нового материала, закреплении изученных тем, во внеурочной работе.
здоровьесберегающие технологии в начальной школе.docx
об использовании  здоровьесберегающих технологий  Отчёт в образовательном процессе  в начальной школе  учителя начальных классов МБОУ БОЛЬШЕКИРСАНОВСКОЙ СОШ Ковалевой Натальи Александровны               Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:  в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;  в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;  в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;  в   интеллектуальном   плане   –   учащийся   проявляет   хорошие   умственные   способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;  в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.            Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:  • благоприятный эмоциональный настрой;  •   соблюдение   гигиенических   требований   (свежий   воздух,   оптимальный   тепловой   режим,   хорошая освещенность, чистота);  • построение урока с учетом работоспособности учащихся;  • строгая дозировка учебной нагрузки;  • проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.  Целью моей педагогической деятельности является внедрение элементов здоровьесберегающих технологий в учебный процесс с целью предотвращения утомляемости учащихся на уроке и повышение качества  обучения. Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач: Через применение в учебном процессе элементов здоровьесберегающих технологий  предотвратить утомление школьников и активизировать их познавательный интерес. Разработать уроки на основе принципов здоровьесбережения. Формировать у учащихся практических навыков здорового образа жизни, способствующих повышению интереса к процессу обучения, снижению школьной тревожности для более успешного  обучения. В настоящее время к здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся  технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении  на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном  сочетании двигательных и статических нагрузок, использовании наглядности и сочетании различных форм  предоставления информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании  положительной мотивации к учебе («педагогика успеха»), на культивировании у учащихся знаний по  вопросам здоровья.           В своей педагогической деятельности я регулярно внедряю здоровьесберегающие технологии, создаю  на уроке условия, способствующие сохранению психического и физического здоровья обучающихся,  уменьшению утомляемости, улучшению настроения и повышению активности обучающихся на уроке и, как  результат, развитие интеллектуальных способностей, повышение качества знаний.    Рациональная   организация  учебной  и  внеурочной   деятельности обучающихся, направленная на повышение  эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления,  создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает: ­ соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеурочной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках ) обучающихся; ­использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию); ­введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов; ­строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств; ­индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития); ­ оптимизация учебной нагрузки; ­ проведение физкультминуток.               Начну с того, что каждый учебный день в нашем классе мы начинаем с утренней 10­минутной  физзарядки. Утренняя гигиеническая гимнастика благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое  оздоровительное и воспитательное влияние. Как правило, дети охотно занимаются утренней гимнастикой. Я  использую готовые комплексы упражнений, но при этом стараюсь разнообразить их. Упражнения  подбираются с таким расчетом, чтобы в них принимали участие основные мышечные группы и системы  детского организма. Примерная схема комплекса утренней гимнастики должна быть такова: а) потягивание; б) ходьба (на месте или в движении); в) упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса; г) упражнения для мышц туловища и живота; д) упражнения для мышц ног (приседания и прыжки); е) упражнения общего воздействия с участием мышц ног и рук (махи, выпады вперед (в стороны)); ж) упражнения силового характера; з) упражнения на расслабление; и) дыхательные упражнения. Утренняя гимнастика не только "пробуждает" организм, но и оказывает определенный тренирующий и  укрепляющий эффект.             Ещё один организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного  оборудования, рабочих мест. На перемене я проверяю подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости – проветриваю помещение. Стараюсь, чтобы каждый ученик  был  приучен своевременно до начала урока приводить свое рабочее место в порядок: положить на стол нужные  тетради, книги, другие учебные принадлежности и убрать с него все лишнее, если оно есть. В реализации здоровьесберегающего подхода в учебном процессе одним из важных условий является  формирование положительного настроя учащихся на урок. Для нормального развития и самочувствия  ребенок должен не только уметь учиться, но и хотеть этого. Эмоции сами по себе, естественно, имеют мотивирующие значение и зависят от особенностей деятельности и ее организации. Положительные эмоции могут быть связаны со школой в целом и пребыванием в ней,  обусловлены ровными взаимоотношениями с учителем и одноклассниками; отсутствие конфликтов,  активным участием в жизни классного и школьного коллектива, с успешностью учебы, с радостью  преодоления трудностей. Удовлетворения от справедливо выставленной отметки, эмоции от  «столкновения»с новым учебным материалом ­ все это усиливает внутреннюю мотивацию, эмоционально­ познавательные отношения к предмету, увлеченность им.             С первых минут урока, с приветствия я создаю обстановку доброжелательности, положительный  эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный  настрой учителя. Он  проводится в форме диалога или прочтения стихотворения, которое настраивает  школьников на работу. Вот некоторые из них: 1.Звенит звонок все громче, все сильней.  Какая трель над миром разливается!  Ты думаешь, распелся соловей?  Не соловей — уроки начинаются!  2. Звонок невелик, а ребятам велит:  Сядь да учись, трудись, не ленись.  3. — Здравствуй, солнце! Здравствуй, день!  Подарите   улыбки   друг   другу.   Если   вы   научитесь   улыбаться   красоте,   добру,   то   ваша   улыбка   будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир — это большое волшебное зеркало.  4. – Откройте, пожалуйста,  «Тесты и контрольные работы» и просмотрите задания второго турнира. Вам нужно будет подумать и выбрать один верный ответ из нескольких вариантов ответов к каждой задаче. По сумме набранных баллов мы сможем определить ваше звание юного математика. – Не огорчайтесь, если некоторые задачи окажутся для вас слишком сложными. Если поставить перед собой определённые цели, вы сможете их добиться и получить отличные результаты. – Как можно назвать таких людей? (Целеустремлённые.) – Желаю вам успехов! Приступайте к турниру. 5. — С добрым утром! Начат день, первым делом гоним лень.  На уроке не молчать, всем работать, отвечать!  6.Мы первоклассники сознательные, За партой не вешаем носа.  Сидим мы прямо, как знак восклицательный,  И не сидим, как знак вопроса.  6. Прозвенел звонок для нас!  Все зашли спокойно в класс,  Встали все у парт красиво,  Поздоровались учтиво.  Посмотрели все направо,  Тихо сели, спинки прямо.  Мы легонечко вздохнём  И урок сейчас начнём.  7. Всем­всем добрый день!  Прочь с дороги, наша лень!  Не мешай трудиться, Не мешай учиться!  8. Снег летает и сверкает  В золотом сиянье дня,  Словно пухом устилает  Все дороги и дома.  Сыплет, сыплет снег­снежок,  Начинаем наш урок.                  Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому моя  задача, как учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Ведь часто мы слышим от своих учеников: “Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать   устойчивость   нервной   системы   учащихся   в   преодолении   трудностей.   Необходимо   постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.                  На своих уроках стараюсь исключить стрессовые ситуации на уроке, потому что это является  важным условием успешной деятельности учащихся. При выполнении заданий у детей должно быть  достаточно времени, чтобы обдумать ответ. Для создания «ситуации успеха» на уроке используются следующие формы работы: индивидуально– обособленная (при выполнении письменных заданий), фронтальная (способствует вовлечению в работу  всех учащихся группы), групповая (способствует повышению ответственности, формирует интерес к  работе одноклассников), коллективная (общее задание между членами микрогруппы дает возможность  каждому ребенку чувствовать себя участником событий), парная (применяется чаще при закреплении  пройденного материала). Соблюдая принципы дифференцированного обучения, снижаю темп опроса медлительных учащихся, даю  время на подготовку, обдумывание, а сильным и быстро справляющимся с заданиями предлагаю  самостоятельно подготовить информацию по новой теме. Индивидуально­дифференцированный подход — основное средство оздоровительно­развивающей работы с учащимися, поэтому очень часто на уроках учащиеся имеют возможность работать в индивидуальном  темпе, обращаться за помощью, свободно использовать источники информации, высказывать и  аргументировать свое мнение, не бояться ошибок. Предлагаемые задания разбиваю по уровням. Для  слабых учащихся практикуется отдельный план работы на урок – задания подбираются доступного уровня, присутствуют рекомендации по выполнению, задается индивидуальный темп работы. Каждый ученик  имеет право добровольно выбирать для себя уровень усвоения. Именно такой подход способствует  психологическому комфорту ученика в школе, формирует у него чувство уважения к себе и окружающим,  повышает ответственность за принятое решение. Возможность выбрать уровень усвоения поможет  избежать перегрузки ученика и направить его усилия в область склонностей и интересов. Игровая технология на уроках в начальных классах способствует формированию устойчивого интереса к  учению, снимает напряжение. В процессе игры ребенок приобретает определенные учебные универсальные  действия, обогащает свой внутренний мир, овладевает речью в общении с другими людьми. На каждом  уроке, может только за исключением контрольных работ, всегда найдется место для игры. Дети с большим интересом и вниманием воспринимают материал. Многие темы начинаются в виде игры.  Так изучая умножение обыкновенных дробей, мы «получили»письмо от Бабы­Яги с просьбой о помощи:  «Сколько надо сока, чтобы разлить его в пять бутылей по ? л каждая?». Соревнуясь в игровой форме, дети быстро вспоминают все, чего не могут вспомнить при обычных ответах,  т.е. происходит отработка материала. Например, игра «Крестики­нолики». Задаю теоретические вопросы,  дети быстро отвечают на них. Ответ правильный у девочек ­ плюс, у мальчиков ­ нуль. Ответы заношу в  знакомый всем квадрат. В конце игры суммируем плюсы и минусы. Данную игру можно всячески  видоизменять, назначать баллы, объединять детей в команды и т.д. Игра объединяет класс: открываются умение подстраховать друг друга, выслушать каждое мнение.  Например, игра «Что? Где? Когда?». Здесь важны не столько знания, сколько умения детей обсуждать  вопрос и выслушать позицию другого. У них меняются мнения о своих одноклассниках, при этом меняется и их статус в группе. На основе игры можно выделить ребенка, которому необходима помощь. Всегда есть возможность  специально подстроить игру так, чтобы отличился тот учащийся, который больше всего нуждается в  поддержке. Во время игры ребенок максимально мобилизован: он сам вычерпывает из себя все свои имеющиеся знания. Например, при изучении новой темы игры на сообразительность, на нестандартное мышление, логику,  когда приветствуется каждый ответ, и не беда, что он неверный. Вопрос   дисциплины   исчезает   как   бы   сам   собой:   дети   погружены   в   игру   так,   что   отвлечены   от   всего остального.            Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока я не допускаю однообразия работы. На уроке происходит от 4до7 смен видов деятельности на уроке, что соответствует СанПин.  Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал, поэтому использую «запоминалки». Например, 1.НЕ – глаголу не товарищ, Врозь они стоят всегда.  А напишете их вместе – Не поймут вас никогда! 2. И ужасно, и опасно Букву «Т» писать напрасно!  Всем извесТно, как прелесТно Букву «Т» писать умесТно! 3. Я грамотно писать хочу. Слова на "чу" учу, шучу; Чулок, и чудо, и чугун, Чумазый, чучело, ворчун. Я не кричу и не ворчу. Всех их пишу я с буквой "У".  4. Если буква гласная вызвала сомнение – Ты ее немедленно ставь под ударение!            Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Для этого я использую на различных этапах урока мультимедийный проектор. Например,  • Объяснение нового материала  • Закрепление  • Проверка знаний  Также компьютер и проектор часто используется и для организации физкульминуток.  Физкультминутки являются обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в  соответствии с современными требованиями. На первом уроке достаточно одной физкультминутки на 25­ 30­ой минуте урока, на втором и третьем уроках — по 2­3 физкультминутки на 10­ой, 15­ой, 20­ой  минутах, на четвертом — 3 минутки отдыха. Длительность физкультминуток составляет 1­2 минуты и  включает комплекс из 4­5 упражнений (ходьба на месте, потягивание с подниманием рук вверх,  приседания, наклоны и повороты туловища), каждое из которых повторяется 4­5 раз. В результате  выполнения нескольких несложных упражнений работоспособность учеников повышается в несколько раз.             Часто   упражнения   для   физкультминуток   органически   вплетаю   в   канву   урока.   Так,   например, приформировании понятий: 1.Большая буква в именах собственных. Ребята, если я вам назову слово. Которое нужно писать с большой  буквы – вы поднимаете руки вверх, если с маленькой – приседаете. Барсик, котенок, Москва, город, ученик,  Никита, река Мста и т.д. 2.Мягкий знак. Если в названных словах мягкий знак служит для обозначения мягкости согласного –  выполняйте приседание, если для разделения согласного и гласного – рывки руками. Царь, конь, гладенький, волчьи, радость, варенье, ученье, тьма, неученье. ­ Кто догадался, из какой пословицы три последних слова? 3.Однокоренные слова. Если произношу однокоренные слова – вы поворачиваетесь друг к другу лицом и  хлопаете в ладоши, если форму одного и того же слова, то приседаете. Маленький – маленькая, маленький –  малыш, маленький – мальчик, варенье – сварил, варенье – вареньем, повар – варит, повар – повару. 4.Слова с приставками. Если назову слово, в котором есть приставка – хлопаете в ладоши, если приставки  нет – приседаете. Таким образом, физкультминутки провожу, учитывая и специфику урока, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа. В первом классе провожу две физкультминутки продолжительностью по две минуты. Во втором и четвертом классах наблюдаю за детьми и устанавливаю количество и время проведения таких минуток непосредственно на уроке. Когда у детей возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц, учу детей расслаблять мышцы. Это делаю в игровой форме.  Кричалка: Дождик, дождик, лейся пуще! Пусть растет пшеница гуще! Лейся, лейся как река! Будет белая мука! Дети во время произношения кричалки встряхивают кистями рук. Наравне   с   расслаблением   мышц   кистей   рук,   развиваю   и   их   мелкую   мускулатуру.   Массаж сопровождается словами:  Раз, два, три, четыре, пять. Вышли пальцы погулять. Этот пальчик самый сильный, Самый толстый и большой. Этот пальчик для того,  Чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный И стоит посередине. Этот пальчик безымянный, Он у нас упрямый самый. А мизинчик хоть и мал, он и ловок и удал. Использую и такие физкультминутки, которые одновременно помогают развивать речевой аппарат. 1. 2. Два дроворуба Рубили на дворе дрова. Два дровосека, Поля пошла Полоть петрушку в поле.           3. Ла­ла­ла (три хлопка),                 Мила пол мела (наклон туловища вперёд, махи руками в стороны).                Лу­лу­лу (три хлопка),                Слава взял пилу (движения, имитирующие пилку дров).                Ул­ул­ул (три хлопка),                Михаил уснул (присесть, руки под щеку). Правильно подобранная мною физкультминутка способствует  тому, что ребята  переключают внимание с одного вида деятельности на другой, развивается мускулатура, легче усваивается новая тема, правила, закрепляются и проверяются знания. А веселые физкультминутки наполняют наши уроки радостью и становятся ниточкой приятного общения между мною и ребятами. Широко применяю релаксационные физминутки: Игра «Цветок». Теплый луч солнца упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся  росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый  свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем. Этюд «После дождя». Жаркое лето, только прошел дождь. Дети осторожно ступают, ходят вокруг  воображаемых луж, стараясь не замочить ног. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что  брызги летят во все стороны. Им очень весело. «На лесной полянке».  Представьте себя на лесной полянке или на лугу. Налетел ветерок, вам хочется находиться там, среди этой красоты. Вдохните поглубже свежий воздух, может быть вы что­то слышите, какие­то звуки, может быть это шумят деревья или же поют птицы, а может быть вы слышите, как звучит тишина. Останьтесь там, среди этого прекрасного луга и почувствуйте, как в вас входят новые силы. Вы можете закрыть глаза, чтобы своим внутренним взором увидеть, как красива природа… А теперь откройте глаза, медленно оглядитесь вокруг и, сохраняя свежесть и бодрость хорошего настроения, посмотрите на меня». Этим приемом направленного воображения даю детям ощутить свои возможности саморегуляции. После такого упражнения желаю испытывать чувства бодрости и удовольствия.          Изучив   данные     о   физиологической   возможности   каждого   ребёнка   и   составив   диаграмму заболеваемости класса, провожу дифференцированные физкультминутки. Каждый ребёнок по имеющейся у него памятке в течении 1,5 – 2 минут выполняет на уроке комплекс упражнений: 1. Упражнения для детей с избыточным весом. 1) ходьба с высоким подниманием коленей; 2)  и.п.  –ноги вместе, руки опущены. Поднять  руки вверх,  отставляя  ногу на носок  (поочерёдно правую и левую ногу), прогнуться, вдох. Вернуться в и.п., выдох;                                                        3) и.п. – сидя на стуле, откинувшись на спинку. Энергично втянуть живот, затем расслабить его, дыхание произвольное;                                                                                          4) прыжки с хлопками над головой. 2. Упражнения для профилактики плоскостопия.             1) и.п.­ стоя на наружных сводах стоп, полуприсед(4­5раз). 2) и.п. – стоя носками внутрь, пятками наружу, подняться на носки. Вернуться в и.п.(4­5 раз); 3)  и.п.  – стоя, стопы повернуть  внутрь. Подняться  на носки, медленно согнуть ноги в коленях, медленно выпрямить ноги в коленях (4­5 раз); 4) и.п. – стоя, поднять левую (правую) ногу – поворот стопы кнаружи, поворот стопы внутрь (3­5раз). 3. Упражнения для улучшения осанки. 1) и.п.­ о.с. Принять правильное положение, зафиксировать его; 2) ходьба с правильной осанкой; 3) ходьба с высоко поднятыми руками; 4) ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 сек.) 5) лёгкий бег на носках. 4. Упражнения психологической саморегуляции (аутотренинг ). 1) «Сотвори в себе солнце»; 2) «Волшебный цветок добра»; 3) «Путешествие на облаке»; 4) «У моря»; 5) «Золотая рыбка»; 6) «Янтарный замок»; 7) «Танец рыбки»; 8) «На лугу»; 9) «Водопад»; 10) «Сила улыбки» и т.д. «Водопад» ­ Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните  и выдохните…    Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи.    Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами   собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом  вы наполняетесь свежими силами…( пауза 15 секунд)   Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.       5. Некоторые приёмы самомассажа, точечный массаж.   Массаж обладает расслабляющим действием и облегчает перенапряжение в любое время. лицо Закройте глаза и поглаживайте лицо ладонью. Ведите её от центра лба к вискам – 3 раза, от носа по скулам – 3 раза и ото рта по линии челюсти тоже 3 раза.                                         голова Переберите волосы руками, мягко потянув все корни. Проделайте это по всей голове в умеренном темпе.                                         руки Выполняйте плоское поглаживание руки от запястья к плечу, затем вокруг плечевого сустава и , более легко, вниз до исходного положения. Повторите 3 раза.                                          ноги Сложите руки в кулаки и постукивайте по верхней и внешней поверхности бедра. Ударять  кулаком по бедру надо слегка. Массировать в течение 20­30 секунд. Упражнения для мышц рук. 1) «Моя семья»  Этот пальчик­ дедушка, Этот пальчик­ бабушка, Этот пальчик­ папочка,  Этот пальчик­ мамочка, А вот этот пальчик – я, Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.) 2) «Капуста» Мы капусту рубим­рубим, Мы капусту солим­солим, Мы капусту трём­трём, Мы капусту жмём­жмём. (Движения прямыми ладонями вверх­вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.) 3) «Мы наши пальчики сплели  И вытянули ручки. Ну а теперь мы от Земли Отталкиваем тучки.» ( Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.) 4) «Руки мы на стол положим, Повернём ладонью вверх. Безымянный палец тоже Хочется быть не хуже всех. ( Дети кладут правую руку на парту ладонью вверх, сгибают и разгибают безымянный палец. Затем проделывают то же самое левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.) Учитель начальных классов может и должен на каждом уроке уделять особое внимание сбережению здоровья детей. Включение в урок специальных методических приёмов и средств в значительной степени обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат. Предлагаю рассмотреть один из методических приёмов: вставки о здоровье на уроках.                                Русский язык Вставка 1. Вежливые слова и здоровье. Учитель предлагает детям правильно списать с доски написанные там слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи. Пусть дети подумают, что общего между этими словами, и продолжат список. ­   Дети,   слова,   которые   вы   написали,   называют   волшебными.   Они   добрые,   ласковые.   Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще друг другу: « Спасибо». Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания  рано или поздно исполняются. Давайте все вместе скажем: ­ Я хочу быть здоровым! ­ Я могу быть здоровым! ­ Я буду здоровым! Вставка 2. Списывание текста о здоровье. Учитель предлагает учащимся правильно списать с доски   текст: «Здоровье всего дороже. Без труда нет добра! Терпенье даёт уменье. Терпенье и труд всё перетрут». Или такой текст:   «Чистота­   залог  здоровья.   Здоровье   разум   дарит.   Кто  долго   жуёт,   тот  долго   живёт.   С  курами ложись, с петухами вставай».  Русские народные пословицы – кладовая мудрости народа. Они отражают национальные традиции. Хорошо, если бы дети с раннего возраста «впитывали» их и следовали им.  После краткого обсуждения пословицы учитель предлагает повторить её вслух всем вместе. Вставка 3. Разбор слова по составу. Пясть­ пястные кости­ запястье. Перст – персты – перстень  ­перстенёк. Ладонь – ладья – ладушки – оладьи – ладошки – ладоши. Пальцы – пяльцы – пялить глаза. Ухо – подушка – заушница – заушная область. Изучая русский язык, школьники познают смысловое значение и происхождение слов, обозначающих части тела. Пясть – это пять лучеобразно расположенных косточек, формирующих основу ладони. Кости пясти называются пястными.   Запястье – часть кисти, соединяющая её с предплечьем. Первый ряд слов объединяет корень «пяст».   Перст – старинное название пальца руки. «Перст» ­ корень слов второго ряда.  « Перстами лёгкими как сон моих зениц коснулся он» ( А.С. Пушкин )    Ладья – это большая лодка. Ладонь в согнутом положении образует углубление, напоминающее ладью, откуда и получила своё название.    Разбирая слова с корнем «ух (уш)», назовём слово  «заушница». Так называется воспаление околоушной слюнной железы, другое название болезни – свинка. Заболевание заразное, передаётся через воздух. Кстати, можно сказать ребятам, что через воздух плохо проветренной комнаты можно заразиться не только свинкой, но и корью, дифтерией, гриппом и даже туберкулёзом. Но никто не заболеет, если мы будем на каждой перемене выходить из класса и хорошо его проветривать, а также постоянно укреплять здоровье.  Вставка 4. Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.     Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении. Приведу несколько примеров.     « Колобок».   Дети легко и охотно приходят к заключению: ­ Коли мама отпустила погулять на улицу, никуда со двора выходить нельзя, с незнакомыми людьми лучше не общаться.  « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» ­ Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить. заболевания. ­ Если вода прозрачная, красивая, она чистая? ­ Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные     Учащиеся   вспоминают   пословицы,   подходящие   к   данному   случаю,   формулируют   правила предупреждения кишечных инфекций: ­ Мойте руки перед едой. Мойте руки после туалета. Вымойте хорошо мыло прежде, чем умываться. После еды прополощите рот. Математика Вставка 1. Задачи по анатомии.   Задача 1. При рождении скелет ребёнка имеет 350 костей, у взрослого человека – 260 костей.   Вопрос 1 : На сколько костей в скелете взрослого  человека  меньше, чем у новорождённого?   Ответ: с ростом человека количество костей в его скелете уменьшается на 90.   350 – 260 = 90. ­ Куда деваются эти кости? ­ Они срастаются.   Вопрос 2. На сколько костей у новорождённого больше, чем у взрослого.    Ответ: 350 – 260 = 90. При рождении у человека у человека на 90 костей больше, чем у взрослого.    Вопрос 3. Сколько костей у здорового человека срастаются в течение жизни?    Ответ: 350 – 260 = 90. В течение жизни у здорового человека 90 костей срастаются.      Задача 2. Картофель, сваренный в кожуре,  сохраняет 75% витаминов. Картофель, очищенный и сваренный  целыми клубнями  –  60  %,  а  порезанный  кусками  – 35%.  Во сколько  раз больше  витаминов сохраняется   в   картофеле,   сваренном   в   кожуре,   по  сравнению   с  картофелем,   очищенным   и   порезанным кусками?    Ответ: в 2 раза. ­ Картофель « в мундире» и запечённый в кожуре наиболее полезен. В нём много витамина С   и калия. Они укрепляют сердце, делают человека энергичным, защищают от инфекций. Окружающий мир Вставка 1. Лекарственные  растения твоего края.   ­   Природа   даёт   человеку   лекарства.   Они   растут   во   дворе,   в   саду,   в   лесу,   в   поле.   Это   травы, кустарники, деревья. Около 150 видов лекарственных растений признаны научной медициной. Мы можем собрать   гербарий   лекарственных   растений   или   вырастить   аптеку   на   подоконнике.   Подорожник, тысячелистник, крапива, шиповник, черёмуха, берёза, дуб, липа, одуванчик – не перечесть всех природных врачей. Вставка 2. К теме « Введение». Природа и человек.   ­ Нет неживой природы. Земля, вода, камни также, как растения и животные, ценят доброе к себе отношение и отвечают на добро добром. В природе всё взаимосвязано. В народе говорят: Как аукнется, так и откликнется».   Люди   –   часть   природы.   Люди   отличаются   от   всего   другого   в   природе   только   тем,   что способны осознавать себя, познавать законы природы, творить по намеченному плану. Человек – маленькая Вселенная. Естественный образ жизни человека, соответствующий законам природы, даёт человеку здоровье и долгую счастливую жизнь, а человеческому сообществу – мир и процветание. В   учебном   процессе   использую   глазодвигательные   упражнения.   Даю   задания   для   нахождения предметов   в   кабинете   или   отслеживание   троектории   движения   двигающихся   картинок   в   компьютерной презентации, упражнение «бегущие огоньки» провожу с помощью лазерной указки. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, что несет заряд для всего организма. Ах, как долго мы писали Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.) Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево­вправо.) Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.) Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.) В классе радугу построим, Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх­вправо и вверх­влево.) Вправо, влево повернем, А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.) Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.) Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью посвящаю различные мероприятия. Это система классных часов о здоровом питании, о вредных привычках, о толерантном отношении друг к другу. Например, «Безопасная дорога в школу и домой», «В здоровом теле здоровый дух», «Огонь ­друг, огонь ­ враг»,  «Твоё здоровье в твоих руках», «Делу время ­ потехе час.», «Опасность ­ безопасность»,»Нам морозы   не   страшны,   с  физкультурой   мы   дружны!»,   «Быть   может   еда   прибавляет   года?»,   «Со   спортом дружить ­ здоровым быть!», «Как люди отдыхают» и многие другие.  На   этих   занятиях   предлагала   ученикам   назвать   возможные   причины   плохого   настроения   и   как   с   ним справиться. Детей подводила к выводу, что сначала нужно думать, а потом действовать. Это формировало у них привычку безопасного поведения. Во многих случаях помогали пословицы: Прежде чем войти, подумай о выходе. Все хорошо, что хорошо кончается. Дурная голова ногам покоя не дает. Чем оплошал, за то и отвечаешь. В   работе   использую   тренажеры.   Изготовили   их   с  учениками   на   уроках   технологии.     Самый   простой   – «палочка – выручалочка». Альбомный лист накручивается на карандаш, край листа приклеиваем, украшаем цветной бумагой. Палочку при разминках перебираем пальцами, катаем между ладонями, удерживаем в равновесии на голове, ладони, на носу. Другой тренажер изготавливается так: на лист белой бумаги наклеиваются пять разноцветных кругов. Я называю цвета и пальцы, ученик и расставляют пальцы по команде по цветным кругам.  Третий   тренажер   –   это   наклеенные   на   бумагу   буквы   из   бархатной   бумаги.   Он   развивает   тактильное ощущение, когда ученики проводят по букве пальцами. Здоровьесберегающее направление сохраняется мною и при работе с родителями.     Несколько собраний обязательно посвящаю ЗОЖ: «Здоровые дети в здоровой семье», «Собрался в школу ­ считай болезни?!», «Семья­ здоровый образ жизни» , «На контроле здоровье детей», «Вредные привычки у детей», «Игры и игрушки наших детей» и другие. В нашем классном уголке обязательно есть информация для родителей , которая периодически обновляется «Советы психолога», «10 золотых правила воспитания   детей»,   «Что   делать,   чтобы   не   кричать   на   ребёнка»,   «Пять   простых   правил   формирования осанки» и другие.                                Регулярное использование мною   различных направлений   здоровьесберегающей технологии улучшает   психологический   климат   в   классном   коллективе,   снижает   количество   пропусков   уроков   по болезни и приобщает родителей и детей к стремлению к здоровому образу жизни. Ребята активны на уроках. Это сказывается и на повышении успеваемости учащихся.       Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому всё, что относится к образовательному учреждению – характер обучения   и   воспитания,   уровень   культуры   педагогов,   содержание   образовательных   программ,   условия проведения   учебного  процесса   и  т.д.  –  имеет  непосредственное   отношение  к  проблеме   здоровья   детей. Необходимо   лишь   увидеть   эту   связь.   Внедрение   в   учебный   процесс   здоровьесберегающих   технологий позволило   мне   добиться   положительных   изменений   в   состоянии   здоровья   моих   учеников.   1класс   ­   за учебный год переболело простудными  заболеваниями около 80%, то к концу 4класса процент заболевших снизился до 16%.       Чтобы   сохранение   и   укрепление   здоровья   обучающих   в   начальной   школе   при   стабильных результатах обучения было успешным, необходимо реализовывать следующие условия: выявлять и учитывать показатели здоровья учащихся; правильно  организовывать  место  и время  учебной деятельности  (например,  проводить применять   здоровьесберегающие   технологии,   приемлемые   в   образовательном   процессе данного образовательного учреждения (упражнение для глаз; сочетание разных видов деятельности); создать специальную образовательную прогромму факультативного курса, направленного соблюдать принцип педагогического сотрудничества учителей и родителей по проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся.       Основной   целью   моей   работы   в   русле   педагогики     здоровья   стало   формирование здоровьесберегающего   образовательного   пространства,   отвечающего   медицинскому   и   педагогическому принципу: «Не навреди!»     Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» ­ вот цель моей работы .  А постоянная   озабоченность   охраной   здоровья   школьников   может   и   должна   приобрести   характер   закона, определяющего действия педагога.     Правильная   организация   обучения   даёт   возможность   предотвратить   перегрузки   и   усталость   у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.   В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.­Ж. Руссо, хочется сказать:  «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».         смену динамических поз); на мотивацию ЗОЖ; МБОУ БОЛЬШЕКИРСАНОВСКАЯ СОШ ИМ.ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ХАЙЛО В.А. Отчет по самообразованию на тему: «Использование  здоровьесберегающих технологий  в образовательном процессе  в начальной школе  в условиях реализации ФГОС НОО». Учитель начальных классов:  Ковалева Наталья Александровна 2016­2017 уч.год

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2017