Здоровьесберегающие технологии в развивающем обучении
Оценка 4.6
Педсоветы +1
doc
классное руководство +1
1 кл—4 кл
20.01.2018
Здоровье – одна из сущностных характеристик человека наряду с духовностью, интеллектуальностью, определяющая степень жизнеспособности, устойчивости организма в соответствующей среде обитания, возможности реализовать свои биологические и социальные функции. Здоровье детей все больше волнует нас, учителей. С каждым годом число детей, имеющих различные патологии, увеличиваются. Наука сегодня свидетельствует, что резерв сил и способностей человеческого организма значительно больше, чем они реализуются.
Здоровье.doc
Здоровьесберегающие технологии в развивающем обучении
Ямаева Светлана Александровна
учитель I квалификационной категории
муниципального общеобразовательного
учреждения «Гимназия №4»
Елабужского муниципального района
Здоровье – одна из сущностных характеристик человека наряду с духовностью,
интеллектуальностью, определяющая степень жизнеспособности, устойчивости организма в
соответствующей среде обитания, возможности реализовать свои биологические и
социальные функции. Здоровье детей все больше волнует нас, учителей. С каждым годом
число детей, имеющих различные патологии, увеличиваются. Наука сегодня
свидетельствует, что резерв сил и способностей человеческого организма значительно
больше, чем они реализуются. Значит, для учителя важно найти пусковой механизм к
неиспользованным резервам, научиться пользоваться им в целях расширения
функциональных возможностей, повышения работоспособности детей, укрепляя их
здоровье. Встает вопрос: как помочь ребенку быть физически развитым, как бороться с
имеющими заболеваниями, как наибольшей пользой проводить профилактические
мероприятия?
На первый план выступает не только задача физического развития детей, сохранения и
укрепления их здоровья, но и воспитания у них потребности в здоровье как жизненно
важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни,
ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Данный
процесс предполагает использование соответствующих методологических подходов в
оценке индивидуального здоровья школьника, поскольку от этого зависит разработка
систем и технологий, формирование социальной потребности жить и быть здоровым.
Все чаще вспоминают слова классика о том, что "здоровье это не все, но
без здоровья все ничто".
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 2530% детей,
приходящих в 1е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.
За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза. Факторов,
разрушающих здоровье школьников, несравненно много: продолжают возрастать учебные
нагрузки, уменьшается двигательная активность детей, приводя к гиподинамии
и нарушениям осанки, свободное время все чаще отдается просмотру фильмов и
компьютерным играм. В последнее время становится понятной некоторая ограниченность
традиционной классно урочной системы организации учебного процесса, в связи, с чем
актуальна задача поиска наиболее эффективного применения современных
образовательных технологий.
Среди разных групп присутствует термин "здоровьесберегающие технологии,
которые объединяют в себе все направления деятельности по формированию, сохранению
и укреплению здоровья учащихся.
Цель современной школы подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить
за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Достижения
названной цели может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей
педагогики.
Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие: 1. Здоровый ребенок практически достижимая норма детского развития.
2.
3.
Оздоровление форма развития психофизиологических возможностей детей.
Индивидуально дифференцированный подход основное средство оздоровительно
развивающей работы с учащимися.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения обеспечить школьнику возможность
сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые
знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные
знания в повседневной жизни.
Цели данных технологий определяют принцип обучения, которые отражают насущные
потребности. Принципы выступают в единстве, образуя систему, в которую входят
общеметодические и специфические, выражающие закономерности педагогики и
оздоровления.
Среди специфических принципов можно назвать:
"Не навреди!" одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов.
Усвоение пользы здоровьесберегающих мероприятий требуют их и навыков. В
результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и
условий их выполнения, в разнообразии методов и приемов, в различных формах
заданий. Включение вариативных изменений в стереотипы предлагает соблюдение
принципа постепенности. Он предлагает преемственность от одной ступени обучения к
другой.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья
ребенка в процессе обучения.
Принцип активного обучения, заключающийся в использовании активных форм и
методов обучения (обучение в парах, групповая работа, игровые технологии и
другие).
Принцип связи теории с практикой призывает настойчиво приучать детей применять
знания на практике.
В нашей школе в последние годы складывается система, направленная на
укрепление здоровья детей. Вот уже более 10 лет наши дети занимаются лечебно
оздоровительной гимнастикой, посещая детскую поликлинику. Данные занятия проводят
медицинские работники. Так же посещают спорткомплекс, где совместно с тренерами
проводятся уроки плавания. Учебный день начинается с проведения физкультминутки, где
за несколько минут до начала урока учащиеся выполняют 56 упражнений, под музыку или
с речёвкой. На уроках, где детям требуется проявлять повышенное внимание и
усидчивость, двухминутные физкультпаузы, снимут усталость, нормализуют психические
процессы.
Оздоровительная работа ведётся в трёх направлениях:
1. Первичная профилактика – это обеспечение соблюдения санитарногигиенических
норм
2. Вторичная профилактика – это коррекция уже имеющихся отклонений в состоянии
здоровья детей.
3. Здоровьесберегающая направленность воспитательнооздоровительного процесса –
это создание здоровьесохраняющей среды, соблюдение санитарногигиенических норм
и правил, установление преемственности дошкольного и начального общего
образования, гибкость в организации режимных моментов регламентированной
деятельности, рациональная организация труда и отдыха, полноценное питание, выбор
технологий, отвечающих принципам здоровьесберегающего обучения. Подвижная игра с дидактической направленностью как средство
здоровьесберегающей технологии
Каждому периоду детства соответствует свой особый вид деятельности, который
в психологии и педагогике принято назвать "ведущим", влияющим на все стороны
жизни.
Разнообразные дидактические и подвижные игры с правилами способствуют развитию
восприятия отдельных вещей, наблюдательности, формированию обобщений,
совершенствованию координации движений, быстроты силы, меткости и других качеств.
При применении методики использования подвижной игры в обучении ученик должен
осознать, что в игре он составляет слова предложения при ходьбе или, бросая
мяч партнеру, собирая картинки в игровой эстафете, решает задачи с прилетевшими
или улетевшими птицами на спортивной площадке, все это делает для того, чтобы
не только научиться правильно и красиво ходить, бегать, прыгать, бросать мяч,
но и для того, чтобы научиться сложению и вычитанию, классификации предметов,
составлению связного рассказа и т.д.
Тезаурус понятия "Подвижная игра с дидактической направленностью"
содержит два основных структурных компонента:
а) Мотивационный компонент (выработка внутренней мотивации учения, являющейся
основой формирования познавательного интереса);
б) Операционный компонент (научить детей организовать свою совместную
дидактически подвижную деятельность в соответствии с учебной (дидактической и
двигательной)
задачей для получения детьми информации в ходе совместной деятельности. Этот
процесс совершается на основе сравнения результатов игры с ее целью.
Мотивационный компонент включает:
разъяснение детям цели и задачи игры;
основные элементы, выраженные во взаимозависимости, взаимопомощи,
индивидуальной ответственности, коммуникативности, совместной оценке.
принцип деятельности в подвижной игре с дидактической направленностью,
выраженные в сознательности и активности; планирования; доступности; системности;
связи с жизнью.
сюжет ПИДН, включающий в себе целевую установку действий играющих и развития
игрового конфликта.
Операционный компонент состоит из следующих частей:
педагогические требования к организации ПИДН (подготовка; организация играющих;
руководство процессом игры; подведение итогов).
дидактический материал, наглядность, инвентарь к использованию:
а) по цели деятельности как тренировочный, познавательный, творческий.
б) по уровню как информативность, объем, абстрактность.
учебное содержание с межпредметной связью.
характер взаимодействия в ПИДН (без разделения на команды, с разделением).
двигательные действия в содержании.
Главное содержание игр движения, способствующие совершенствованию и обогащению
двигательного опыта;
Любую двигательную деятельность ученик, одухотворенный познавательным интересом,
совершает с большим пристрастием. Также любую познавательную деятельность
школьник, одухотворенный радостью движения, познает более эффектно и без ущерба
для своего здоровья. Таким образом, ПИДН это сознательная инициативная деятельность, направленная
на достижение двух целей: первой условий цели. добровольно установленной самими
играющими (быстро добежать до цели, быстрее бросить, ловко догнать или убежать от
соперника), параллельно физическому развитию решая задачи познавательного
характера (закрепление знаний по предметам: математике, развитию речи. обучению
грамоте, ознакомлению с окружающим).
вторая цель.
В основу методики положены идеи о всестороннем развитии личности. Оздоровительной
направленности занятий, взаимосвязи умственной и физической деятельности.
Используемая литература:
1.
Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии и гигиене человека.
М.,Просвещение,1978
2. Коростылёв Н.Б. Воспитание здорового школьника. М.,Просвещение, 1986г
3.
Зайцев Г.К. Школьная валеология., СПб, 1998г.
4. Журнал «Начальная школа: плюс минус» №5 2002г
5. Журнал «Педагогика образования» №2 2006г., № 4 2005г.
Здоровьесберегающие технологии в развивающем обучении
Здоровьесберегающие технологии в развивающем обучении
Здоровьесберегающие технологии в развивающем обучении
Здоровьесберегающие технологии в развивающем обучении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.