«Здоровьесбережение учащихся начальной школы»
Оценка 4.6

«Здоровьесбережение учащихся начальной школы»

Оценка 4.6
doc
23.01.2023
«Здоровьесбережение учащихся начальной школы»
Здоровьесбережение учащихся начальной школы.doc

 

 

 

 

 

 

«Здоровьесбережение учащихся начальной школы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Здоровье – не всё, но всё без

здоровья ничто» (Сократ)

Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать одному требованию: быть здоровым.

            Учёными доказано, что 75% болезней взрослых заработаны в детские годы. Думая о будущем детей, надо особо подчеркнуть младший школьный возраст как самый важный.

            В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье каждого человека, в том числе и ребёнка, определяется соотношением внешних и внутренних воздействий на организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять нежелательным из них, защищаться, усиливая воздействие полезных для здоровья факторов, - с другой.

Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несёт и система образования. Одной из важнейших задач школы в соответствии с целями современной реформы образования в России является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

            Школа – один из первых социальных институтов, с которым сталкивается человек в процессе своего биологического и социального становления. В последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, поступающих в 1-ый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается.

            Всё это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через школу проходит всё население, и на этом этапе развития формируется индивидуальное здоровье детей, а значит и всего общества. В чём причины? Это малоподвижный образ жизни, перезагрузка учебного процесса, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация.

 Работая в школе , проанализировав причины школьных болезней, я пришла к выводу о необходимости решить эти проблемы в области здоровьесбережения комплексно, через развитие и сохранение здоровья всех участников образовательного процесса: ученик – педагог – родитель.

Мною, как учителем было изучено много литературы по здоровьесбережению. Я поставила для себя цель: воспитывать потребность в принятии здорового образа жизни.  Задачи:

- внедрять здоровьесберегающие технологии для укрепления здоровья школьников;

- сформировать у учащихся необходимый уровень грамотности по вопросам ЗОЖ;

- повысить интерес к спортивным мероприятиям;

- проводить мониторинг диагностики здоровья учащихся;

- проводить всеобуч с родителями по ЗОЖ.

-пропаганда среди коллег необходимости внедрения в учебный процесс здоровьесберегающей технологии.

Принципы здоровьесберегающей технологии:

- «Не навреди!» (Важно дать школьнику максимальный объём знаний, но важно уметь соблюдать оптимум для каждого ученика, в каждых конкретных условиях.)

- Принцип сознательности. (Нацеливает на формирование глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.)

- Принцип системности и последовательности (Проявляется во взаимосвязи знаний, умений и навыков.)

- Принцип активности. (Предполагает у учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативности и творчества.)

- Принцип оздоровительной направленности. (Решает задачи укрепления здоровья школьников в процессе обучения.)

Мой девиз: «У каждого ребёнка свой потенциал здоровья, его нужно учитывать.»

Для создания здоровьесберегающей среды на начальной ступени необходимо:

- создание условий, позволяющих избежать переутомление учащихся;

- разработка мероприятий, направленных на сохранение здоровья ребёнка в условиях массового обучения;

- активация защитных сил организма учащихся;

- выработка устойчивой правильной осанки;

- укрепление и развитие зрительного анализатора, профилактика близорукости;

- формирование готовности и умения вести здоровый образ жизни.

Чтобы эта работа была рациональной, необходимо хорошо знать здоровье детей, следить за изменениями в состоянии их здоровья, видеть проблемы, поэтому ежегодно провожу мониторинг состояния здоровья учащихся. Приложение 1

Свою работу мы вместе с администрацией начали с оснащения. Над доской были установлены софиты. Были приобретены столы и парты, соответствующие росту каждого ученика (по СанПину), для проведения физкультминуток постелили ковёр, родители помогли с подушками.

            Учебные занятия начинаю с утренней гимнастики, которая повышает общую работоспособность на весь рабочий день.

            Важная составная часть здоровьесберегающей работы – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

- объём учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

- нагрузка от дополнительных занятий в школе;

- занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, спортивные мероприятия, уроки физкультуры, спортивные кружки и т.п.

От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Поэтому расписание уроков составила по санитарным нормам. Наиболее трудные предметы стоят в расписании вторыми и третьими уроками. Наиболее продуктивными рабочими днями считаются вторник и среда. В качестве оценки уроков использовала ранговую шкалу трудности предметов (И.Г.Сивков).

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса. Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке. Провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением у учащихся правильной осанки, позы, за её соответствием виду работы и чередованием в течение урока.

Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением. С элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

Физкультминутка стимулирует учебную деятельность детей, развивает фантазию, воображение, память, пластику движений, снимает зажатость. Физкультминутка – важное средство самовыражения. При помощи физкультминуток учитель может лучше узнать своих учеников, их организаторские, творческие способности, физические возможности, благодаря чему устанавливается более тесный контакт между ребёнком и педагогом, между детьми в ученическом коллективе. Физкультминутка – лучшее лекарство от гиподинамии. Главное её достоинство в том, что она включает в себя все виды движений, свойственные человеку: ходьбу, бег, прыжки, пластику рук, туловища, тела. Ребёнок во время проведения физкультминутки испытывает радость после напряжения умственных сил. Знание большого количества физкультминуток учителю просто необходимо. И следует пополнять и обновлять этот багаж как можно чаще. Нельзя недооценивать роль физкультминуток как фактора памяти, который не менее важен, чем чёткий механизм мышления. Я постоянно пополняю свою копилку физкультминуток из различных журналов, статей. Причём они могут быть в разной форме: рифмованные упражнения, стихотворения, сказки. Стихотворная форма благодатно влияет на выработку ритмической речи параллельно с ритмичностью движений, развития интереса к поэзии, родной речи. В зависимости от цели использования я физкультминутки разбила на группы:

1)     Для развития внимания, согласованности действий, координации движений.

Упражнение «Помощники».

Дружно помогаем маме,

Мы бельё полощем сами. (Имитируют полоскание белья в воде.)

Раз, два, три, четыре – потянулись. (Имитируют развешивание белья – тянутся вверх.)

Раз, два, три, четыре – вновь согнулись. (Наклонились вперёд – берут бельё.)

Раз, два, три, четыре, пять –

Высохло, пора уж снять! (Тянут руки вверх, стряхивают, укладывают бельё.)

Хорошо мы потрудились,

Маме дружно улыбнулись.

2)     Учить детей владеть мышцами шеи и рук.

Упражнение «Яблоко».

Руку протяните, яблоко сорвите. (Тянут руки вверх, встав на носки.)

Стал ветер веточку качать. (Лёгкие покачивающиеся движения туловищем.)

Трудно яблочко достать. (Тянут руки вверх, встав на носки.)

Подпрыгну, руку протяну (Подпрыгивают, тянут руки вверх.)

И быстро яблоко сорву. (Радостные выражения лиц – яблоко сорвано, любуются.)

(Упражнение повторить три-четыре раза.)

3)     Развитие умения напрягаться и расслаблять мышцы ног, тренировка двигательной активности.

Упражнение «Заинька».

Раз, два, три, четыре, пять – (Ходьба на месте)

Начал заинька скакать. (Прыжки на месте.)

Прыгать заинька горазд –

Он подпрыгнул десять раз. (Количество прыжков может меняться.)

4)     Развитие чувства ритма, координации движений.

Упражнение «Морковки».

К двум зайчатам в час обеда

Прискакали три соседа. (Пальцами считают рядом сидящих детей.)

В огороде зайцы сели. (Приседают.)

И по семь морковок съели. (Считают каждый свой пальчик до семи.)

На животики сытые (Поглаживают свои животики.)

Семь раз попрыгали. (Прыжки по-заячьи.)

Друг на дружку поглядели, (Вертят головой туда-сюда, смотрят друг на друга.)

За уроки снова сели.

5)     Развитие слуховой памяти, координации движений.

Упражнение «Ошибка».

Если б не было рогов у коров (Указательными пальчиками показывают рога, произносят: му-у-у, му-у-у),

Если б не было ушей у мышей (Показывают ушки, издают звуки писка: пи-пи-пи.)

Если б не было хвостов у котов (Показывают пушистые хвостики руками, произносят: мяу.)

Гребешков у петушков (Гладят себя по голове, произносят: ку-ка-ре-ку.),

Пятачков у поросят (водят вокруг носа пальчиком, произносят: хрю-хрю-хрю),

Красных лапок у гусят (Поглаживают ножки от колена к конечностям, произносят: га-га-га),

Лёгких крыльев у баранов (Изображают полёт, произносят: бе-е-е)

И усов у тараканов (Имитируют поглаживание усов),

Если слушал ты внимательно,

Ты б поправил обязательно. (Дружно хлопают в ладоши, топают ножками; исправляют ошибку в тексте стихотворения.)

            В состав упражнений для физкультминуток я включаю:

  • Упражнения по формированию осанки,
  • Укреплению мышц рук. Например, Упражнение «Бокс»: резкое сгибание и разгибание рук, пальцы сжаты в кулак; толчкообразные движения рук вперёд, от себя, к себе.
  • Укреплению зрения. Например, Широко открыть глаза. Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду. Затем перевести взгляд до предела вправо, зафиксировав это положение на секунду. Далее глаза до предела вниз, зафиксировав на секунду. А затем до упора влево, также зафиксировав на секунду. (выполнять упражнение 3 раза по часовой стрелке и 3 раза против часовой стрелки)

 

  • Упражнения для ног. Например, Упражнение «Синица»:

Скачет шустрая синица, (Прыжки на левой ноге, затем на правой, на обеих ногах.)

Ей на месте не сидится. (Шаг влево, приставить на место, шаг вправо, приставить на место.)

Прыг-скок, прыг-скок! (Прыжки на левой ноге, затем на правой, на обеих ногах.)

Завертелась, как волчок. (Кружатся на месте, можно в сочетании с прыжками.)

  • Упражнения на коврике.
  • Релаксационные упражнения для мимики лица.

1.  Сморщить лоб, поднять брови (удивиться), расслабить его. Совсем расслабить. Постараться сохранить лоб абсолютно гладким хотя бы в течение одной минуты.

2.  Нахмуриться (сердитесь) - расслабить брови.

3.  Расширить глаза (страх, ужас) - расслабить веки (лень, хочется подремать).

4.  Расширить ноздри (вдыхаем - запах; выдыхаем страстно) –расслабление.

5.  Зажмуриться (ужас, конец света) - расслабить веки (ложная тревога).

6.  Сузить глаза (китаец задумался) - расслабиться.

7.  Поднять верхнюю губу, сморщить нос (презрение) - расслабиться.

8.  Оскалить зубы - расслабить щеки и рот.

9.  Оттянуть вниз нижнюю губу (отвращение) - расслабление.

 

  • Потягивание.
  • Пальчиковые игры, причём использую игры, соответствующие своему времени года, например, в январе:

Дед Мороз.

Ветер тучу – мельницу

Крутит во весь дух.

И на землю сеется

Белый, белый пух.

Закрывайте окна, двери,

Берегите уши, нос.

Ходит, бродит по дороге

Старый дедушка Мороз.

Щиплет уши, щиплет нос,

Щиплет щёчки Дед Мороз.

 

Руки подняты над головой.

Машем руками из стороны в сторону.

Медленно опускаем руки вниз перед собой, слегка взмахивая кистями.

Два хлопка руками.

Прикрываем ладонями уши, нос.

Стучим кулачками поочерёдно по коленям.

 

Руками трём уши, нос

и щёчки.

 

Снежная баба.

Вышли дети погулять,

Бабу снежную катать.

Покатили снежный ком,

Будет ком снеговиком.

Вот Наташа катит ком,

Будет ком снеговиком,

Три комка соединили,

Бабу снежную слепили

И морковку прилепили,

Уголёчки вставили

И метлу поставили.

Баба снежная стоит

И на деточек глядит.

Но солнце припечёт слегка,

Увы! И нет снеговика!

 

 

Идём на месте друг за другом.

Руки перед собой.

Ладони отталкиваем от себя (катаем ком снега).

 

Руки перед собой,

«катаем ком снега».

Круговые движения руками

Сверху вниз – три комка

Кулачок правой руки приставляем к носу.

Указательными пальцами дотронуться до век

Правую руку приставить к правой стороне бедра.

Круговые движения сверху вниз.

Кулачки приставляем к глазам – бинокль.

Руки вверху, пальцы соединить – круг.

Руки в разные стороны.

 

Зима.

У зимы в лесу изба:

Во все стороны резьба.

Два столба хрустальных врыто,

Сторожить приставлены.

Ледяные окна скрыты

Ледяными ставнями.

На столбе на ледяном

 

Ворон ходит Ходуном.

Строго смотрит сверху вниз:

Все ли за руки взялись?

 

 

Над головой сложен домик из ладоней.
шевелим пальцами.

Руки согнуты в локтях, прижаты к телу, ладони подняты вверх и сжаты в кулачки.

Делаем один хлопок ладонями.

 

Левая рука – столб, на ней лежит ладонь правой руки.

Шевелим пальцами правой руки.

Наклоняем пальцы правой руки вниз.

Взялись за руки.

 

  • Психогимнастика - чередование веселья и грусти при помощи мимики, выражение различных эмоциональных состояний, упражнение “Энергетическая зевота” – расслабление голосовых связок, имитация зевоты. Например.
  •  Упражнение «Запомни движения». Дети повторяют движения рук   и  ног   за  учителем. Когда они запомнят очерёдность упражнений, повторяют их в обратном порядке.
  • Упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому я ввожу упражнения для выработки глубокого дыхания, усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей. Например, упражнение «Крылья»: встать прямо, руки вдоль туловища, ноги вместе. Развести руки в стороны, вверх – вдох. Вернуться в исходное положение – выдох. Повторить пять-шесть раз в медленном темпе.

Крылья мы свои расправим

И дышать свободно станем.

Вдох глубокий, грудью полной,

Выдох плавный, экономный.

Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку.

Все физкультминутки я провожу в светлом, чистом, хорошо проветриваемом помещении. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, не даст желаемого результата, скорее, наоборот.

 

 Чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в работе применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.

Педагогика сотрудничества. Её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. На своих занятиях ставлю цель – разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет последовательно воспитывать культуру здоровья школьника в рамках формирования общей культуры личности. Проявление гуманного отношения к детям (любовь к детям, оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, терпимость к детским недостаткам, в сочетании с проявлением демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения) оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики. (Приложение2.)

Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки строю с учётом индивидуальных способностей детей. Использую разноуровневые задания, которые помогают дифференцированно подойти к оценке знаний учащихся по разным предметам начальной школы. Например, при пересказе текста на уроке литературного чтения 2 класса Н.Носов «Живая шляпа» сильные ученики пересказывают, не опираясь на план. Детям среднего уровня может быть предложен пересказ по плану (1. Котёнок Васька ловил мух; 2. Шляпа – живая; 3. Мальчики швыряют картошку в шляпу; 4. Из-под шляпы высунулся серый хвост.), а слабым ученикам - план с опорными словами по каждому пункту. (1. Сидел возле комода; уцепился когтями за шляпу; раскрашивали картинки; что-то плюхнулось. 2. Хотел поднять шляпу и как закричит..; поползла прямо к нему; остановилась на середине комнаты; соскочили с дивана, возьму кочергу; лыжную палку.3. Набрали картошки и стали швырять..; как подскочит кверху!4. Высунулась лапа, а потом…; давай его обнимать; фыркал и жмурился.)

 

Технология раскрепощённого развития детей. Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке использую схемы зрительных траекторий, расположенных на потолке и при помощи лазерной указки упражнение «бегущие огоньки». Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации, развитие скорости ориентации в пространстве. Так, например упражнение «Бегущие огоньки» применяла при изучении буквы А и звука «а» в первом классе на уроке письма.

-  Ребята, сегодня мы будем учиться писать строчную букву «а».

- Из каких элементов она состоит? (Овал, палочка с закруглением внизу.)

- Сравните её с печатной буквой. (Разное написание.)

- Начинаем писать букву «а» немного ниже верхней линии рабочей строки, ведём влево округленную линию к верхней линии рабочей строки, округляем вниз до нижней линии, затем ведём наклонную через точку начала письма буквы до верхней линии. Без отрыва ведём вниз второй элемент буквы – это наклонная черта с закруглением внизу.

- Сядьте правильно, возьмите правильно ручку и начинаем писать эту букву в воздухе. (пишут). Попробуйте написать три буквы «а» в прописях. (пишут.)

- А сейчас, встаньте, поднимите голову вверх и глазами следите за «Бегущими огоньками». (учитель лазерной указкой обводит на потолке написание буквы а.)

- Какая у нас получилась буква? (Буква «а» строчная).

- Из каких элементов состоит эта буква? (Из двух – овала и наклонной палочки с закруглением внизу.)

- Давайте повторим это упражнение…..

Уроки провожу в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, которые могут оказаться в любой точке класса. Дети должны найти задание и использовать в своей работе.

В создании здоровьесберегающей среды на уроках и внеурочной деятельности мне помогают практические советы докторов:

1). Ребёнок должен как можно больше двигаться. Обязанность взрослых – не ограничивать естественную свободу детей. Помните, движение что воздух. Нет воздуха – мы задыхаемся. Нет движения – тело увядает, мысль не работает, психика угасает.

2). Не усади! Для обеспечения сообразного природе ребёнка режима работы необходимо не усаживать его с раннего детства за стол, а предоставить ему возможность работать, жить, в режиме телесной вертикали. Для этого следует использовать конторки.

3). Никакой преграды глазу ребёнка! Ребёнку необходим режим дальнего зрения, его зрительные горизонты должны быть раздвинуты как можно шире.

4). Да здравствует рукотворчество!  Ребёнок должен постоянно творить свой мир своими руками (лепка, рисование, конструирование и т.д.). Помимо уроков технологии дети посещают школьный кружок «Декоративно-прикладное искусство».

5). «Нам песня строить и жить помогает». Если вы хотите, чтобы Ваш ребёнок вырос здоровым, психически устойчивым, нравственно защищённым, пусть он как можно чаще поёт! Учащиеся с удовольствием посещают кружок фольклорного пения при сельском доме культуры.

            Большое значение в своей педагогической практике уделяю пропаганде здорового образа жизни среди родителей, коллег. На родительских собраниях были проведены беседы по здоровьесбережению, анкетирование, тестирование по таким темам: «Можно ли ваш образ жизни считать здоровым?», «В хорошей ли вы форме?», «Знаете ли Вы, как обезопасить свою жизнь и здоровье?», «Часто ли случаются стрессы в вашей повседневной жизни?», а также родители принимали активное участвовали в различных школьных мероприятиях по здоровьесбережению. Выступала на заседаниях ШМО, РМО учителей начальных классов, давала открытое мероприятия «Если хочешь быть здоров..»         Таким образом цели и задачи, которые ставила я перед собой были достигнуты.

Данные мониторинга за четыре года показывают положительную динамику основных показателей здоровья учащихся. Так по группам здоровья, отмечаем увеличение 1 группы здоровья с 25% до 50% (к 4 классу), 3 группы с 50% до 25 %. Учащиеся привыкли выполнять правила личной гигиены, понимают значимость соблюдения режима дня. (Приложение 3.) Уменьшился процент заболеваний: с 25% до 75% - дети здоровы. Меньше болели ОРЗ, гриппом. Повысился интерес к занятиям спортом. Так, двое учащихся участвовали в этом году в районном туристическом слёте и в составе команды заняли первое место среди основных школ.

Родители понимают значимость ЗОЖ и сами принимают активное участие в школьных соревнованиях, совместных походах.

            Я уверена, что применяя в учебном процессе здоровьесберегающие технологии, я ограждаю своих учеников от школьных перегрузок и переутомления на уроках. У детей развивается память, внимание, творческое воображение, они становятся дружнее.

            Сейчас я учу детей первого класса. Сделав мониторинг здоровья учащихся, я пришла к выводу, что работа по здоровьесбережению будет мною продолжена. (Приложение 4.)


Здоровьесбережение учащихся начальной школы»

Здоровьесбережение учащихся начальной школы»

Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто» (Сократ)

Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто» (Сократ)

ЗОЖ. -пропаганда среди коллег необходимости внедрения в учебный процесс здоровьесберегающей технологии

ЗОЖ. -пропаганда среди коллег необходимости внедрения в учебный процесс здоровьесберегающей технологии

Важная составная часть здоровьесберегающей работы – это рациональная организация урока

Важная составная часть здоровьесберегающей работы – это рациональная организация урока

Я постоянно пополняю свою копилку физкультминуток из различных журналов, статей

Я постоянно пополняю свою копилку физкультминуток из различных журналов, статей

Прискакали три соседа. (Пальцами считают рядом сидящих детей

Прискакали три соседа. (Пальцами считают рядом сидящих детей

Упражнения для ног . Например,

Упражнения для ног . Например,

Снежная баба. Вышли дети погулять,

Снежная баба. Вышли дети погулять,

Упражнение «Запомни движения»

Упражнение «Запомни движения»

Приложение2.) Технология уровневой дифференциации обучения

Приложение2.) Технология уровневой дифференциации обучения

Сядьте правильно, возьмите правильно ручку и начинаем писать эту букву в воздухе

Сядьте правильно, возьмите правильно ручку и начинаем писать эту букву в воздухе

Если хочешь быть здоров..» Таким образом цели и задачи, которые ставила я перед собой были достигнуты

Если хочешь быть здоров..» Таким образом цели и задачи, которые ставила я перед собой были достигнуты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2023