Здоровый образ жизни
Оценка 4.7

Здоровый образ жизни

Оценка 4.7
docx
11.08.2021
Здоровый образ  жизни
54 Семинар Формир здор образа жизни дошк в усл ДОУ и семьи.docx

7501122_1920.jpgПриложение 54

 

Семинар  для воспитателей

Тема:   «Формирование   здорового   образа   жизни дошкольников   в  условиях  ДОУ  и  семьи»

 

 

Цель:  Повышение научно-теоретического уровня педагогов по изучаемой теме.

Задачи:

1.      Познакомить педагогов с научно-теоретическими основами  формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

2.      Активизировать работу с родителями по изучаемой теме через организацию совместных мероприятий.

Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

 

Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни»

         Исходным для определения термина «здоровье» является определение, приведенное в Уставе Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».

         Здоровье характеризуется биологическим потенциалом (наследственными возможностями), физиологическими резервами жизнедеятельности, нормальным психическим состоянием и социальными возможностями реализации человеком всех задатков (генетически детерминируемых).

        Выделяют три типа здоровья:

1) «индивидуальное здоровье» (человек, личность);

2) «здоровье группы» (семья, профессиональная группа, «страта – слой»);

3) «здоровье населения» (популяционное, общественное) .

       В соответствие с типом здоровья выработаны показатели, посредством которых дается качественная и количественная характеристика.

       Также выделяют здоровье психологическое, определяющее душевное, эмоциональное благополучие человека. Согласно исследованиям Л.А.Абрамян, М.И.Лисиной, Т.А.Репиной, «эмоциональное благополучие» детей дошкольного возраста можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: биологических и социальных.

        Термин «психологическое здоровье» введен И.В. Дубровиной. Он подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке. Обобщенный портрет психологически здорового человека – это творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, находится в постоянном развитии.

         По мнению И.В. Дубровиной, основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах. Авторы утверждают, что психологическое здоровье следует рассматривать с точки зрения духовного богатства личности, ориентации на абсолютные ценности (доброту, красоту, истину).

          Здоровье человека закладывается в детстве и, согласно данных научных исследований, оно обусловливается на 50% - образом жизни, на 20% - наследственностью, на 20% - состоянием окружающей среды и примерно на 10% - возможностями медицины и здравоохранения. Важное место в сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт.

          Поскольку ни одно существующее определение понятия здоровья не признается эталонным, о состоянии здоровья человека судят на основании объективных данных, полученных в результате антропометрических (физическое развитие), клинико-физиологических (физическая подготовленность) и лабораторных исследований, соотнесенных со среднестатистическими показателями с учетом половозрастных, профессиональных, временных, эколого-этнических и других поправок.

        Здоровье человека в значительной мере зависит от существующих в обществе систем ценностей, определяющих смысл жизни. Здоровье является личной и общественной ценностью. Формирование такой установки на собственное здоровье занимается новая отрасль знания, получившая название «валеология» - наука о здоровье.

         Понятие «здоровый образ жизни» однозначно не определено: П.А.Виноградов, Б.С.Ерасов, О.А.Мильштейн, В.А.Пономарчук, В.И.Столяров и др. рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.

         Г.П.Аксенов, В.К.Бальсевич, М.Я.Виленский, Р.Дитлс, И.О.Матынюк, Л.С.Кобелянская и др. здоровый образ жизни рассматривают с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения: например, медико-биологическая; но резкой грани между ними нет, т.к. они нацелены на решение одной проблемы – укрепление здоровья индивидуума.

         Здоровый образ жизни – это «результирующая действий многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья». Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.

       1. Творцом здорового образа жизни является человек как существо деятельное в биологическом и социальном отношении (индивидуально и общественно полезная духовная или физическая деятельность).

       2. Отказ от вредных привычек (злоупотребления алкоголем, курения, наркотиков и токсических веществ).

       3. Соблюдение принципов рационального питания (сбалансированного качественно – белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы и количественно-энергетическая ценность потребляемых продуктов и расход энергии в процессе жизнедеятельности).

       4. Рациональная двигательная активность.

       5. Соблюдение общечеловеческих норм и принципов морали, регулирующих все сферы жизнедеятельности человека и т.д.

        В настоящее время разработаны программы здорового образа жизни, регулирующих практически все сферы жизнедеятельности человека. Цель этих программ – «создать условия для продолжительной, полноценной, насыщенной впечатлениями, эмоциями, радостью жизни человека; предупредить негативные последствия – заражение венерическими болезнями, ВИЧ и т.д.».

          Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечают А.Ф. Аменд, С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В.Морозова, Т.В. Поштарева, О.Ю. Толстова, З.И. Тюмасева и др., - проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. На образование, как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности, возложена надежда государственной политики по формированию индивидуальной культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, как одной из основных составляющих национальной культуры здорового образа жизни .

     Состояние здоровья детей в настоящее время являетсянациональной проблемой, а формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является государственной задачей, решение которой во многом зависит от организации работы по данному направлению в дошкольном учреждении. 

 

Задачи  организации ознакомления дошкольников с основами

здорового образа жизни

       Задачи и содержание воспитания детей дошкольного возраста многогранны. Особое место среди них занимают проблемы формирования здорового образа жизни, т.к. от эффективности решения этих проблем зависит полноценное развитие ребенка.

        Для каждой возрастной группы в процессе формирования здорового образа жизни ставятся свои задачи.

      Рассмотрим задачи примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования  под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой М.А.Васильевой.

                                            Содержание психолого-педагогической работы

Направление «Физическое развитие»

 

Образовательная область «Здоровье»

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

                  Первая младшая группа ( от 2 до 3 лет)

Формирование (формировать) у детей представлений о значении каждого органа для нормаль­ной жизнедеятельности человека: глазки — смотреть, ушки — слышать, но­сик - нюхать, язычок — пробовать (определять) на вкус, ручки — хватать, держать, трогать; ножки —стоять, прыгать, бегать, ходить; голова — думать, запоминать; туловище — наклоняться и поворачиваться в разные стороны.

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

Развитие умения различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), формирование представления об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними.

Формирование представлений о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека.

Формирование представлений о том, что утренняя зарядка, игры, физические уп­ражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливают­ся силы.

Знакомство  с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма.

Формирование представлений о необходимости закаливания.

Формирование представлений о ценности здоровья; желания вести здоровый образ жизни.

Воспитание бережного отношения к своему телу, своему здоровью, здо­ровью других детей.

Формирование умения сообщать о самочувствии взрослым, избегать си­туаций, приносящих вред здоровью, осознавать необходимость лечения.

Формирование потребности в соблюдении навыков гигиены и опрятнос­ти в повседневной жизни.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

 

Продолжать знакомить детей с частями тела и органами чувств человека. Дать представления о функциональном назначении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека (руки делают много полезных дел; ноги помогают двигаться; рот говорит, ест; зубы жуют; язык помогает жевать, говорить; кожа чувствует; нос дышит, улавливает запахи; уши слышат).

Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употребле­нии в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов.

Дать представления о необходимых телу человека веществах и витами­нах. Расширять представления о важности для здоровья сна, гигиеничес­ких процедур, движений, закаливания.

Познакомить с понятиями «здоровье» и «болезнь».

Развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием (Я чищу зубы —значит, они у ме­ня будут крепкими и здоровыми», «Я промочил ноги на улице, и у меня начался насморк»).

Формировать умение оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме.

Развивать умение заботиться о своем здоровье.

Дать представление о составляющих здорового образа жизни; о значе­нии физических упражнений для организма человека. Воспитывать потребность быть здоровым. Продолжать знакомить с физическими упражне­ниями на укрепление различных органов и систем организма.

 

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Расширять представление об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Обращать внимание детей на особенности их организма и здоровья («Мне нельзя есть апельсины — у меня аллергия», «Мне нужно носить очки»).

Расширять представление о составляющих (важных компонентах) здо­рового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода—наши лучшие друзья) и факторах, разрушающих здоровье.

Показывать зависимость здоровья человека от правильного питания.

Формировать умение определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях.

Расширять представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека.

Дать представление о правилах ухода за больным (заботиться о нем, не шуметь, выполнять его просьбы и поручения). Воспитывать сочувствие к болеющим. Учить характеризовать свое самочувствие.

Раскрыть возможности здорового человека.

Расширять представления о месте человека в природе, о том, как нужно жить, чтобы не вредить себе и окружающей среде. Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Прививать интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься.

Познакомить с доступными сведениями из истории олимпийского движения.

Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке.

 

Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)

Продолжать знакомить детей с особенностями строения и функциями организма человека.

Расширять представления о рациональном питании (объем пищи, пос­ледовательность ее приема, разнообразие в питании, питьевой режим).

Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека. Учить использовать специальные физические упражне­ния для укрепления своих органов и систем.

Учить активному отдыху.

Расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур.

Расширять представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.

Такая дифференциация задач гарантирует доступность для детей и создание, тем самым, благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.

Формы организации ознакомления дошкольников

с основами здорового образа жизни.

       

      Для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни используются разнообразные формы и методы работы:

- специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей;

- утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу.

- физкультурные занятия. Их цель – обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности.

     Утренняя гимнастика и занятия физкультурой в музыкальном зале сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу старшего дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни».

- спортивные соревнования, развлечения;

- чтение художественной и познавательной литературы;

- игры (дидактические, театрализованные, сюжетно-ролевые, подвижные, игры-тренинги; игры-забавы); 

- прослушивание аудио дисков и  просмотр мультфильмов и т.д.

- заучивание стихотворений;

- моделирование различных ситуаций;

- рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;

 - пальчиковая  и дыхательная гимнастика;

-  самомассаж;

- физкультминутки.

     Реализация работы по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ  осуществляется через занятия, через режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.

     


 

Приложение 54 Семинар для воспитателей

Приложение 54 Семинар для воспитателей

Здоровье человека закладывается в детстве и, согласно данных научных исследований, оно обусловливается на 50% - образом жизни, на 20% - наследственностью, на 20% - состоянием…

Здоровье человека закладывается в детстве и, согласно данных научных исследований, оно обусловливается на 50% - образом жизни, на 20% - наследственностью, на 20% - состоянием…

Состояние здоровья детей в настоящее время являетсянациональной проблемой, а формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является государственной задачей, решение которой во многом зависит…

Состояние здоровья детей в настоящее время являетсянациональной проблемой, а формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является государственной задачей, решение которой во многом зависит…

Продолжать знакомить детей с частями тела и органами чувств человека

Продолжать знакомить детей с частями тела и органами чувств человека

Расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур

Расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.08.2021