Здоровый образ жизни и его составляющие. Культура питания.
Оценка 4.9

Здоровый образ жизни и его составляющие. Культура питания.

Оценка 4.9
Лекции
docx
ОБЗР
8 кл—11 кл
13.11.2021
Здоровый образ жизни и его составляющие. Культура питания.
Здоровый образ жизни и его составляющие. Культура питания. Цели урока. Познакомить учащихся и закрепить имеющиеся знания о здоровом образе жизни, роли питания как составляющей здорового образа жизни. Проверка домашнего задания. Блиц-опрос 1. Государственный санитарный … (надзор) 2.Режимно-ограничительные мероприятия, предусматривающие наряду с усилением медицинского и ветеринарного наблюдения и проведением про¬тивоэпидемических, лечебно-профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий, ограничение перемещения и передвижения людей или сельскохозяйственных животных во всех сопредельных с зоной карантина адми¬нистративно-территориальных образованиях (обсервация) 3. Бытовое название вакцинации (прививка) 4. Высушенные листья растения Nicotiana tabacum (табак) 5. Тельца, образующиеся в крови человека в результате прививки (антитела) 6. Способность организма человека и животных специфически реагиро¬вать на присутствие в нем какого-то вещества, обычно чужеродного (иммунитет) 7. Комплекс мер по уничтожению вредных членистоногих — переносчи¬ков возбудителей болезней (дезинсекция) 8. Медицинский препарат, предназначенный для создания иммунитета к инфекционным болезням (вакцина) 9. Основной способ введения в организм вакцины (инъекция) 2. Ответьте на вопросы: • Что такое иммунитет? • Что является действующим механизмом в иммунитете? • Какие пути используются для укрепления иммунитета? • Что такое вакцинация и иммунизация? • Какие пути используются для выработки искусственного им¬мунитета организма? • Какие способы прививок существуют? • Что такое санитарно-гигиенические мероприятия? • Что является основой санитарно-гигиенических мероприятия • Назовите основные направления санитарно-гигиенических мероприятий в нашей стране. • Какие мероприятия включает в себя профилактика инфекционных заболеваний? • Что такое дезинсекция? Дезинфекция? Дератизация? • Что такое карантин и для чего он применяется? • Чем обсервация отличается от карантина и когда она применяется? Изучение нового материала. Вводное слово учителя. Прошлый раздел курса был посвящен профилактике инфекционных болезней, которые приносят человеку много неприятностей и горя. Однако инфекционные болезни — это только часть тех заболеваний, которыми страдает человек. Есть множество других недугов, которые губят наше здоровье, а это убивает нас. Всем известно о сердечно-сосудистых болезнях, о болезнях желудочно-кишечного тракта, почек, позвоночника и т. д. Парадокс состоит в том, что на большинство этих болезней мы обрекаем себя сами. Противостоять им может только одно средство — здоровый образ жизни. Он и будет главной темой нового раздела курса ОБЖ, который мы начинаем изучать сегодня. Вопросы для активизации знаний. • Что такое здоровый образ жизни? Из каких составляющих он состоит? • Какое место в здоровом образе жизни занимает правильное питание? Что вы понимаете под правильным питанием? Относится ли к этому понятию только определенное сочетание продуктов? • Попробуйте сформулировать понятие «культура питания».
Урок 16.ОБЖ-10 класс.docx

    

. Урок 16.

Здоровый образ жизни и его составляющие. Культура питания.

Цели урока. Познакомить учащихся и закрепить имеющиеся знания о здоровом образе жизни, роли питания как составляющей здорового образа жизни.

Проверка домашнего задания. Блиц-опрос

1. Государственный санитарный … (надзор)

2.Режимно-ограничительные мероприятия, предусматривающие наряду с усилением медицинского и ветеринарного наблюдения и проведением про­тивоэпидемических, лечебно-профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий, ограничение перемещения и передвижения людей или сельскохозяйственных животных во всех сопредельных с зоной карантина адми­нистративно-территориальных образованиях (обсервация)

3.     Бытовое название вакцинации (прививка)

4.     Высушенные листья растения Nicotiana tabacum (табак)

5.     Тельца, образующиеся в крови человека в результате прививки (антитела)

6.     Способность организма человека и животных специфически реагиро­вать на присутствие в нем какого-то вещества, обычно чужеродного (иммунитет)

7.     Комплекс мер по уничтожению вредных членистоногих — переносчи­ков возбудителей болезней (дезинсекция)

8.     Медицинский препарат, предназначенный для создания иммунитета к инфекционным болезням (вакцина)

9.     Основной способ введения в организм вакцины (инъекция)

2. Ответьте на вопросы:

·         Что такое иммунитет?

·         Что является действующим механизмом в иммунитете?

·         Какие пути используются для укрепления иммунитета?

·         Что такое вакцинация и иммунизация?

·         Какие пути используются для выработки искусственного им­мунитета организма?

·         Какие способы прививок существуют?

·         Что такое санитарно-гигиенические мероприятия?

·         Что является основой санитарно-гигиенических мероприятия

·         Назовите основные направления санитарно-гигиенических мероприятий в нашей стране.

·         Какие мероприятия включает в себя профилактика инфекционных заболеваний?

·         Что такое дезинсекция? Дезинфекция? Дератизация?

·         Что такое карантин и для чего он применяется?

·         Чем обсервация отличается от карантина и когда она применяется?

Изучение нового материала. Вводное слово учителя.

Прошлый раздел курса был посвящен профилактике инфекционных болезней, которые приносят человеку много неприятностей и горя. Однако инфекционные болезни — это только часть тех заболеваний, которыми страдает человек. Есть множество других недугов, которые губят наше здоровье, а это убивает нас. Всем известно о сердечно-сосудистых болезнях, о болезнях желудочно-кишечного тракта, почек, позвоночника и т. д. Парадокс состоит в том, что на большинство этих болезней мы обрекаем себя сами. Противостоять им может только одно средство — здоровый образ жизни. Он и будет главной темой нового раздела курса ОБЖ, который мы начинаем изучать сегодня.

Вопросы для активизации знаний.

·         Что такое здоровый образ жизни? Из каких составляющих он состоит?

·         Какое место в здоровом образе жизни занимает правильное питание? Что вы понимаете под правильным питанием? Относится ли к этому понятию только определенное сочетание продуктов?

·         Попробуйте сформулировать понятие «культура питания».

Лекция. «Здоровый образ жизни» (ЗОЖ) — поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативов, направленных на сохранение и укрепление здоровья. Укрепление же здоровья — мероприятия по сохранению и увеличению уровня здоровья населения для обеспечения его полного физического, духовного и социального благополучия».

ЗОЖ подразумевает, что поведение человека направлено на укрепление и развитие личного и общественного здоровья, повседневная деятельность человека включает профилактику заболеваний, предотвращающую их возникновение и способствует активному образу жизни.

ЗОЖ зависит от:

— объективных общественных условий, социально-экономических факторов;

–– конкретных форм жизнедеятельности, социально-экономических факторов, позволяющих вести здоровый образ жизни в разных сферах: учебе, труде, семье и быту;

–– системы ценностных отношений, способствующих стремлению людей к ЗОЖ.

До недавнего времени под «здоровьем» понималось здоровье в узко биологическом смысле, т.е. способность организма к адаптации в ответ на воздействие внешней среды и изменения состояния внутренней среды. В этом случае речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека. Но это лишь часть понятия ЗОЖ. Здоровый образ жизни подразумевает правильное физическое воспитание, должное сочетание труда и отдыха, развитие устойчивости к психоэмоциональным перегрузкам, преодоление трудностей, связанных со сложными экологическими условиями обитания, и противостояние малоподвижному образу жизни. Здоровый образ жизни — основа профилактики заболеваний, следует подчеркнуть, что в нем реализуется самый ценный вид профилактики — первичная профилактика заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека. Профилактика заболеваний подразумевает какие-то дополнительные нагрузки для человека, изменение его привычек и поэтому требует сил. И если человек захочет вести здоровый образ жизни, то он в первую очередь должен понять важность изменения своего образа жизни. И тогда найдется недостающее время и необходимые материальные средства. Здоровый образ жизни включает в себя:

–– Регулярные физические нагрузки (физкультура, ходьба пешком, велосипедные прогулки, оздоровительное плавание, активный отдых и т.д.) Важна правильная организация нагрузок. Регулярные физиче­ские нагрузки связывают с уменьшением риска многих заболеваний. Кроме того, регулярные занятия спортом или физкультурой сами по себе создают позитивную зависимость, улучшают качество жизни.

–– Правильное питание. Разумное питание помогает чувствовать себя и выглядеть лучше.

·         Отказ от алкоголя и курения, наркотиков.

·         Умение справляться со стрессом.

·         Знание основ предоставления первой доврачебной помощи.

·         Поиск и использование медицинской помощи в случае необхо­димости.

·         Потребительская информированность.

·         Защита окружающей среды.

·         Эффективное использование времени.

Здоровый образ жизни направлен на обеспечение общего комфортного самочувствия, когда человек может справиться с жизненными вопросами и проблемами, оценивать реально происходящие события, находить позитивные стороны различных ситуаций, т.е. избегать глубоко стрессовых ситуаций.

При рассмотрении здорового образа жизни можно говорить об интеллектуальном, физическом, социальном и духовном самочувствии человека.

Интеллектуальное самочувствие — это способность человека узнавать и использовать новую информацию, чтобы повысить качество жизни и способность действовать оптимально в новых обстоятельствах.

Физическое самочувствие — способность человека действовать эффективно, в соответствии с требованиями повседневной работы; это хорошая физическая подготовленность и наличие полезных двигательных качеств.

Социальное самочувствие — способность успешно взаимодействовать и устанавливать значимые отношения с другими людьми.

Духовное самочувствие — это способность устанавливать систему ценностей и действовать в соответствии с ней, при этом устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним.

Культура питания. Сохранение здоровья населения является одной из задач государственной важности.

В последние годы благодаря возрастающей автоматизации многих производственных процессов уменьшилась доля физической pаботы, соответственно снизился расход энергии. Это привело к тому, что энергетическая ценность пищи превышает энергозатраты. В cвязи с этим резко увеличилось число людей, страдающих ожирением и связанными с ним хроническими заболеваниями. К их числу можно отнести атеросклероз, гипертоническую болезнь, ишемическую болезнь сердца, сахарный диабет, подагру.

В развитых странах значительно изменился рацион питания: увеличилось потребление продуктов животного происхождения, cахара, рафинированных продуктов, содержащих гидрогенезированные жиры, сократилось потребление овощей и фруктов. Такой тип питания приводит к нарушению обмена веществ в организме человека и развитию ожирения. Но в тоже время в странах третьего мира преобладают болезни, связанные с недостаточным питанием, что приводит к развитию гиповитаминозов и гипомикроэлементозов и даже дистрофии.

По определению академика А.А. Покровского, рациональное питание — это, прежде всего, правильно организованное и своевременное снабжение организма хорошо приготовленной питательной и вкусной пищей, содержащей все необходимые организму вещества в должном, рациональном соотношении.

В последние годы особенно много говорят об опасности чрезмер­ного потребления жиров и углеводов, в результате которого развива­ется ожирение со всеми вытекающими последствиями: сахарным ди­абетом, нарушением функции печени и другими болезнями. Но су­щественный вред может принести и избыток в пище белков, солей.

Поэтому в каждодневное меню необходимо включать разнообраз­ные продукты — молоко и творог, содержащие белок, сыр, рыбу или мясо, богатыми витаминами и минеральными солями овощей, фрук­ты. Не обойтись и без различных жиров, в числе которых непремен­но должны присутствовать сливочное и растительное масла. И не имеющая никаких питательных веществ клетчатка овощей и фруктов, необходима организму, т.к. содейст­вует выработке пищеварительных соков, регулирует деятельность кишечника и выводит из организма избыток холестерина.

Очень большое значение для усвоения пищи имеет режим пита­ния, т.е. правильное распределение приемов ее в течение дня.

Таким образом, здоровое питание — это питание рациональное, сбалансированное и своевременное.

Чтобы питание было действительно полезным, его необходимо орга­низовать с учетом семи основных принципов.

·         Соблюдение соответствия между количеством потребляемой с пищей энергии (ее калорийностью) и расходом ее на внутренний об­мен и мышечную работу.

·         Качественная полноценность пищевого рациона, т.е. необходи­мый его химический состав, обеспечивающий суточную норму в не­обходимых питательных веществах. Рацион должен быть сбаланси­рован по содержанию основных пищевых веществ, чтобы создать оп­тимальные условия для их усвоения и обмена веществ.

·         Разнообразие пищи за счет использования возможно большего ассортимента продуктов и различных способов приготовления. Толь­ко в этом случае организм получает все необходимые компоненты в оптимальных сочетаниях и количествах.

·         Пища должна быть хорошо приготовлена, обладать приятным вкусом и привлекательным внешним видом, вызывать аппетит, со­ответствовать вкусам и привычкам человека, т.к. полезна только еда с удовольствием, если же она не возбуждает аппетита, то и усваива­ется плохо.

·         Необходимость соблюдения определенного режима питания, который создает наилучшие условия для нормального пищеварения и усвоения организмом питательных веществ. При этом следует учи­тывать, что режим питания во многом зависит от климата и условий жизни.

·         Санитарная безупречность и безвредность пищи.

—Способность пищи вызывать чувство насыщения. Это достигается за счет ее объема, определенного содержания белков, жиров, углеводов, способа приготовления.

С этих позиций и следует рассматривать особенности приготовления блюд и рациона питания в целом.

 

Подведение итогов урока.

Урок 17.

Биологические ритмы и работоспособность человека.

Режим труда и отдыха, хороший сон составляющие ЗОЖ.

Цели урока. Рассмотреть понятие режима труда и отдыха, формиро­вание индивидуального режима, меры и способы профилактики утомления.

Проверка домашнего задания.

Ответьте на вопросы:

·         Что такое здоровый образ жизни?

·         Какую роль он играет в жизни человека?

·         От каких факторов он зависит?

·         Какие составляющие он в себя включает?

·         На что он направлен?

·         Какую роль играет в здоровом образе жизни здоровое питание?

·         В чем заключается здоровое питание?

·         Что такое культура питания?

·         К соблюдению каких правил она сводится?

·         Назовите основные правила здорового питания.

Изучение нового материала. Вводное слово учителя.

Человек не в силах сопротивляться болезни потому что его организм истощен постоянными усилиями, направленными на поддержание обычного ритма своей повседневной жизни. Усталость особенно сильно влияет на человека, если его повседневный ритм жизни не удобен для его организма. Почему это происходит и как сделать свою повседневную жизнь наиболее комфортной? Это и станет темой сегодняшнего урока.

Вопросы для активизации знаний.

·         Легко ли вы встаете утром?

·         Во сколько вы ложитесь спать?

·         Хватает ли вам времени на все ваши занятия?

·         Знаете ли вы свои биологические ритмы?

·         Знаете ли вы, что такое биологические ритмы?

·         Какие типы людей с точки зрения особенностей их биологиче­ских ритмов вы знаете?

·         Что такое усталость и в чем она проявляется?

·         В какое время у вас наступает период максимальной работо­способности?

·         Сколько времени в вашем возрасте нужно отводить на сон?

·         Какой вид отдыха позволяет вам быстрее и лучше восстано­вить свои силы?

·         Задумывались ли вы над тем, о чем мы говорили сейчас?

Биологические ритмы, или биоритмы, — это более или менее регулярные изменения характера и интенсивности биологических про­цессов. Способность к таким изменениям жизнедеятельности пере­дается по наследству и обнаружена практически у всех живых орга­низмов. Их проявление можно наблюдать в отдельных клетках, тканях и органах, в целых организмах и в популяциях. Основной признак ритмических процессов — их повторяемость.

Вея деятельность организма человека подчинена определенным ритмическим колебаниям. Ритмично сокращаются сердце и дыхательная мускулатура, за бодрствованием следует сон, изменяются уровень гормонов и биологически активных веществ в крови, де­ятельность органов пищеварения и т.д.

Все функции организма связаны с расходованием энергии. И еже­дневно в строго определенные часы каждый внутренний орган ее вос­полняет.

Ученые установили, что максимум работоспособности наблюдается с 10 до 12 ч., затем уровень ее несколько падает и с 16 до 18 ч. вновь незначительно повышается. При этом максимум отдельных функци­ональных показателей отмечается как в утренние, так и в вечерние часы. Так, утром мышечная сила меньше, чем вечером, с 16 до 19 ч. у многих спортсменов выше результаты в прыжках в длину, в тол­кании ядра, в беге на 100 м.

По мнению ученых — хронобиологов (хронобиология — область биологии, изучающая протекание во времени процессов жизнеде­ятельности, тесно связана с медицинской астрологией), существует несколько биологических ритмов, которые определяют жизненную активность человека, способность его эффективно заниматься тем или иным видом деятельности.

Первый значимый ритм — трехчасовой ритм управителей часов данного дня недели, так называемые космобиологические циклы.

Суточный ритм — это 24-часовой ритм. Он связан с вращением Земли вокруг своей оси и со сменой дня и ночи. Он дает периоды спада и подъема активности — физической и психической. Что происходит в течение суток, от чего зависят эти перемены? В основном от темперамента человека. «Жаворонки» и «совы» связаны с суточным ритмом — с подъемом и спадом активности.

Месячный ритм — он связан с 4-я фазами Луны: новолуние, восходя Луна, полнолуние, убывающая Луна.

Годовой ритм. Он связан со сменой времен года, с движением Солнца, с движением Земли вокруг Солнца — активность человека меняется со сменой сезона. Большинство людей менее активны в короткие зимние дни, a с наступлением весны человек оживает, его активность повышается. Февраль и декабрь — месяцы наименьшей активности почти для всех.

Биологический год — это год жизни человека от дня рождения до рождения. В эти биологические годы есть периоды спада и активности.

При нарушении основных правил здорового образа жизни и пренебрежении собственным запасом сил системы организма начинают работать беспорядочно, и физиологические ресурсы органов и систем используются неэффективно, не успевая полностью восстановиться. Появляются признаки хронической усталости, отсутствие аппетита, снижается острота зрения, реакция становится замедленной.

Усталость, утомляемость и их профилактика. Повышенная утомляемость и постоянное чувство усталости — распространенные жалобы, предъявляемые пациентами на приемах врачей различных специальностей. Хроническую усталость можно охарактеризовать как состояние потери активности и способности продолжать какую-либо деятельность. Она влияет на физические и интеллектуальные способности, снижая качество жизни.

Физиологическое утомление — это состояние, субъективно ощущаемое как чувство «слабости, вялости», вызываемое тяжелой грузкой и характеризующееся пониженной работоспособностью, может быть физическим (мышечным) и нейропсихическим (центральным). Обе формы утомления проявляются при физической и интеллектуальной деятельности, и нельзя отделить одну от другой. Тяжелая физическая работа приводит в первую очередь к мышечному утомлению, а усиленная или монотонная умственная нагрузка вызывает преимущественно утомление центрального типа.

Мышечная утомляемость — неспособность мышц поддерживать мышечное сокращение заданной интенсивности — связано с присутствием избытка аммиака, усиливающего анаэробный гликолиз, блокируя выход молочной кислоты. Повышение уровня аммиака и ацидоз лежат в основе метаболических нарушений при мышечной утомляемости. Эти процессы играют определяющую роль в формировании усталости, связанной с физиологическим утомлением.

Нейропсихическое утомление ведет к снижению трудоспособности вследствие нарушений центральной нервной регуляции, связанных, в первую очередь, с функциональным состоянием головного мозга, отвечающим за активное бодрствование. Мозг человека потребляет до 25% всех энергетических ресурсов организма, и его активность постоянно высока как в дневное, так и ночное время (деятельность мозга во сне). При нейропсихическом утомлении происходит замедление процессов передачи информации, ухудшение его функций, потеря интересов к работе, ослабление сенсорного восприятия и моторной функции. Нейропсихическое утомление может сопровождаться депрессивными и тревожными реакциями, раздражительностью, резкой сменой настроения и заторможенностью.

Если не происходит восстановления, то возникает синдром перегрузки. Следом за перегрузкой развивается истощение. Истощение возникает в тех случаях, когда физическая или умственная работа, превышающая предел утомления, не прерывается на срок, достаточный для восстановления. Стресс — особое состояние организма и характеризуется мобилизацией всех неспецифических, защитных и приспособительных сил, приводящих к повышению устойчивости организма. Возникновение развитие стресса не зависит от факторов, приводящих к нему: психических, социальных, болевых.

Труд и отдых — две стороны единого процесса жизнедеятельности организма. Отдых — состояние относительного покоя или такого вида деятельности, которое снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности. Еще И.М. Сеченов установил, что деятельность одних мышечных групп или конечностей способствует устранению утомления, возникающего при работе в других мышеч­ных группах. Это явление получило название активного отдыха.

Активный отдых — это отдых, заполненный каким-либо видом деятельности, отличным от выполняемого труда. При утомлении легкой или средней степени смена работы приводит к более быстромy и полному восстановлению работоспособности по сравнению с от­дыхом в покое. Активный отдых используется и при умственном труде. Смена напряженной интеллектуальной деятельности другим ee видом или легким физическим трудом приводит к быстрому снятию утомления, исчезновению ощущения усталости.

В профилактике развития утомления, снижении его глубины большую роль играет рациональная организация труда и отдыха, учитывающая специфику работы. Так, прекратив физическую работу, человек сразу выключается из трудового процесса, а потому достаточно эффективными могут оказаться приемы пассивного отды­ха, особенно при тяжелом физическом труде.

Правильная организация труда включает внутрисменные перерывы на отдых, использование так называемой функциональной му­зыки. Сменность работы в различное время суток нежелательна, по­скольку развивается сбой биоритмов, а это препятствует нормально­му функционированию организма.

 

Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления знаний.

·         Что такое биоритмы?

·         Какую роль играют биоритмы в жизни человека?

·         Какие бывают биоритмы, исходя из их периодичности?

·         Какие биоритмы особенно важны для человека?

·         Как, исходя из особенностей суточных биоритмов, можно классифицировать людей?

·         В чем особенность биоритмов «жаворонков», «голубей», «сов»?

·         Назовите научно-обоснованные часы активной работы, отдыха и отхода ко сну для своего биоритмического типа.

·         Что такое утомление и чем оно отличается от усталости и утомляемости?

·         Опишите физиологический механизм утомления.

·         Как бороться с утомлением и усталостью?

 

Урок 18.

Значение двигательной активности и закаливание организма для здоровья человека.

Цели урока: Изучить влияние двигательной активности на здоровье человека, основные виды двигательной активности.

Проверка домашнего задания.

Ответьте на вопросы:

·         Что такое биоритмы?

·         Какую роль играют биоритмы в жизни человека?

·         Какие бывают биоритмы, исходя из их периодичности?

·         Какие биоритмы особенно важны для человека?

·         Как, исходя из особенностей суточных биоритмов, можно клас­сифицировать людей?

·         В чем особенность биоритмов «жаворонков», «голубей» и «сов»?

·         Назовите научно-обоснованные часы активной работы, отдыха и отхода ко сну для своего биоритмического типа.

·         Что такое утомление и чем оно отличается от усталости и утом­ляемости?

·         Опишите физиологический механизм утомления.

·         Как бороться с утомлением и усталостью?

Изучение нового материала. Вводное слово учителя.

Здоровый образ жизни, как вы уже знаете, — понятие сложное. Трудно представить себе здорового человека, который сидит в доме и не уделяет времени прогулкам, спорту, по­мещениям театров, кино, музеев, который не выполняет домашних обязанностей или не работает на даче. Выдающийся русский хирург Николай Амосов в 40 лет почувствовал, что ему стало трудно проводить сложные многочасовые операции. Хирургия была для него не только профессией, но и смыслом его жизни. Выход он нашел в том, что стал каждый день совершать не менее тысячи движений, причем любых. В 60 лет он говорил, что чувствует себя лучше, чем в 40. Вот что значит движение для здоровья человека. Движение, двигательная активность и станут темой сегодняшнего урока.

Вопросы для активизации знаний.

Учитель предлагает учащимся, отвечая на вопросы, использо­вать свои знания и жизненный опыт.

·         Что такое двигательная активность?

·         Какое значение она имеет в жизни человека?

·         Что такое гиподинамия?

·         Чем она опасна для людей?

·         Есть ли особенности влияния гиподинамии именно на подрост­ковый организм?

·         В чем они выражаются?

·         Как преодолеть гиподинамию?

·         Назовите основные виды двигательной активности, которые вы практикуете в своей жизни?

Лекция. Двигательная активность — характеристика интен­сивности и специфики физических нагрузок, наиболее характерных для человека при жизни.

Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведет к ее функциональному совершенствованию. Кроме того, во время работы в кровоток включается и та кровь, которая в спокойном состоянии не циркулирует по сосудам. Вовлечение в кровообращение большой массы крови не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кроветворение.

Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате чего увеличивается «жизненная емкость» легких, улучшается подвижность грудной клетки. Полное расправление легких ликвидирует застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний.

В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечно-сосудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию заболеваний опорно-двигательной системы.

Резкое ограничение двигательной активности в последние десятилетия привело к снижению функциональных возможностей людей среднего возраста. У большей части современного населения экономически развитых стран возникла реальная опасность развития гиподинамии.

Гиподинамическая болезнь представляет собой комплекс функциональных и органических изменений и болезненных симптомов, развивающихся в результате рассогласования деятельности отдельных систем и организма в целом с внешней средой. В основе этого состояния лежат нарушения энергетического и пластического обмена (прежде всего в мышечной системе). Механизм защитного действия интенсивных физических упражнений заложен в генетическом коде человеческого организма. Скелетные мышцы, в среднем составляющие 40% массы тела (у мужчин), генетически запрограммированы природой на тяжелую физическую работу.

Мышцы человека являются мощным генератором энергии. Oни посылают сильный поток нервных импульсов для поддержания оптимального тонуса ЦНС, облегчают движение венозной крови по сосудам к сердцу («мышечный насос»), создают необходимое напряже­ние для нормального функционирования двигательного аппарата. Чем интенсивнее двигательная деятельность в границах оптимальной зоны, тем полнее реализуется генетическая программа, и увеличивается энергетический потенциал, функциональные ресурсы организма и продолжительность жизни. В результате наблюдается повыше­ние устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды: стрессовых ситуаций, высоких и низких температyp, радиации, травм, гипоксии (кислородному голоданию). Повышается устойчивость к простудным заболеваниям.

Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82—85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16—19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1—3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50% , снижаясь от младшиx классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 9—10 классе меньше, чем в 6—7 классе, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскрес­ные дни больше, чем в учебные. Двигательная активность школьников особенно мала зимой; весной и осенью она возрастает. Малопод­вижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происхо­дит застой крови в нижних конечностях, что ведет к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается вни­мание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций. У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образу­ется сутулость.

Двигательный режим школьника складывается в основном из ут­ренней физзарядки, подвижных игр на школьных переменах, урокax физической культуры, занятия в кружках и спортивных секци­ях, прогулок перед сном, активного отдыха в выходные дни.

Наиболее характерными для школьника вариантами двигательной активности могут быть:

·         игровая — направленная на эмоциональное подкрепление (например, игра во дворе со сверстниками);

·         учебная — цель — обучение двигательным действиям и воспи­тание физических и моральных качеств (например, урок физкультуры или занятие в спортивной секции);

·         оздоровительная — профилактика заболеваний и укрепление здоровья (например, утренняя гигиеническая гимнастика);

·         спортивная — направленная на достижение спортивного результата (спортивная тренировка в секции);

·         релаксационная — преодоление утомления (например, актив­ная физкультминутка на уроке математики или литературы, или подвижная перемена между уроками, или гимнастика для глаз при длительной работе за компьютером и т.п.);

·         досуговая — направленная на активное проведение досуга (например, посещение танцевального кружка или велосипедная прогулка

·         бытовая — в основе которой — реализация бытовых задач, связанных с каждодневными домашними делами (мытье полов или работка грядок на огороде);

—реабилитационная — восстановление временно утраченных или пониженных физических возможностей (после перенесенной инфекционной болезни).

Физические упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы, как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряженная умственная деятельность невозможна без движения. Вот ученик сел и занимается сложной задачей и вдруг почувствовал потребность пройтись по комнате — так ему легче работать, думать. Если взглянуть на думающего школьника, видно, как собрана вся мускулатура его лица, рук, тела. Умственный труд требует мобилизации мышечных усилий, т.к. сигналы от мышц активизируют деятельность мозга.

«Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое, я почти не могу думать; необходимо, чтобы мое тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться», — признание великого французского мыслителя Ж.Ж. Руссо.

Способность самостоятельно организовывать свою двигательную активность, подчинить ее определенному плану и правилам, появляется у детей в 5—6 лет. До этого времени они нуждаются в наблюдении в целях профилактики травматизма. У школьников сейчас есть масса возможностей организованно заниматься физической культурой. Было бы желание и понимание необходимости этих занятий.

 

Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления знаний.

·         Что такое двигательная активность?

·         На какие системы организма она влияет?

·         Как двигательная активность влияет на дыхательную систему?

·         Как двигательная активность влияет на мышечную систему?

·         Как двигательная активность влияет на кровеносную систему?

·         Как двигательная активность влияет на восприимчивость организма к инфекционным заболеваниям?

·         В чем заключается особенное значение двигательной активности для школьников?

·         Каковы основные проблемы, порождаемые гиподинамией учащихся?

—Каковы основные виды двигательной активности учащихся?

ОБЖ – 10 класс. Урок 19.

Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Цели урока: Изучить вредные привычки как социальное явление.

Проверка домашнего задания.

Ответьте на вопросы:

Что такое двигательная активность?

На какие системы организма она влияет?

Как двигательная активность влияет на дыхательную систему?

Как двигательная активность влияет на мышечную систему?

Как двигательная активность влияет на кровеносную систему?

Как двигательная активность влияет на восприимчивость организма к инфекционным заболеваниям?

В чем заключается особенное значение двигательной активности для школьников?

Каковы основные проблемы, порождаемые гиподинамией учащихся?

—Каковы основные виды двигательной активности учащихся?

Изучение нового материала. Вводное слово учителя.

Историческое развитие человечества в целом прогрессив­но, однако в частностях оно порой создает смертельную угрозу существованию цивилизации. Это связано не только с война­ми, созданием оружия массового поражения и разрушением природ­ной среды. Одна из таких угроз — возникновение, а главное — гло­бальное распространение вредных привычек. Некоторые из них очень древние — пьянство, например, по мнению некоторых уче­ных, древнее египетской цивилизации (а урон от него больше, чем от всех войн, которые произошли в историческое время), некоторые — появились совсем недавно. Это, прежде всего, относится к глобальной наркомании, которая, именно как социальное явление, сформирова­лась во второй половине XX века.

Всем ясно, что вредные привычки несовместимы со здоровым об­разом жизни. Сейчас в России их рассматривают как одну из угроз безопасности страны. Вредные привычки как социальное явление и будут темой сегодняшнего урока.

Вопросы для фронтальной беседы.

Дайте определение вредным привычкам. Какие привычки oтносятся к этой категории?

Дайте характеристику табакокурению как вредной привычке.

Дайте характеристику алкоголизму как вредной привычке. Чем алкоголизм отличается от пьянства?

Дайте характеристику наркомании как вредной привычке.

Назовите социальные причины вредных привычек и их последствия. Ощущаем ли мы эти последствия в повседневной жизни?

Как ты сам борешься с вредными привычками?

Учитель предлагает обсудить проблему таких вредных привычек, как пьянство и алкоголизм, табакокурение и наркомания.

Вредная привычка — закрепленный в личности способ антиобщественного поведения, проявляющийся в систематическом употреблении вредных веществ, ведущих к саморазрушению индивида, выпадению его из общественной деятельности, нанесению непоправимого вреда здоровью, приобретший характер зависимости.

Учащиеся дают определение вредным привычкам (могут использовать материал учебника). Далее переходят к обсуждению социальных причин и последствий вредных привычек

Каковы причины столь широкого распространения алкогольных напитков?

Одна из них — свойства самого алкоголя, его способность оказывав эйфорическое действие, создавать настроение удовольствия. Именно поэтому алкогольные напитки были непременным атрибутом различных праздников и обрядов. Другая — его свойство ослаблять напряжение, создавать иллюзию благополучия.

Каковы причины столь широкого распространения табакокурения?

Возможно, подростки видят в курении признак самостоятельности, взрослости. Курение в компании становится своего рода обязанностью, ритуалом, средством к сплочению.

В чем конкретно заключается социальная опасность, вред наркомании?

Наркоманы, деградируя физически и морально, становятся опасны для общества: втягивают в этот порок других людей, в первую очередь молодежь, входят в группу риска распространения СПИДа и т.д.

 

Вредные привычки человека

Психологическая (пьянство) и фи­зиологическая (алкоголизм) зависи­мость организма человека от приема этилового спирта

Приводит к деградации личности, по­тере трудоспособности, разрушению организма и часто — к смерти

Табакокурение

Зависимость организма от поступле­ния в него никотина

Приводит к серьезным заболеваниям, включая онкологические, общему ос­лаблению организма, что усугубляет течение многих заболеваний, особен­но сердечно-сосудистой и дыхатель­ной систем. В мире ежегодно от по­следствий табакокурения умирает не­сколько миллионов человек

Наркомания

Физиологическая зависимость орга­низма от наркотиков — веществ ес­тественного и искусственного проис­хождения, оказывающих одурмани­вающее и галлюциногенное действие за счет химического воздействия на центральную нервную систему

Приводит к полному разрушению личности, потере физического и пси­хического здоровья, абсолютно анти­социальному поведению, включая со­вершение преступлений, смерти. Не излечивается. Средний срок жизни наркомана после начала систематиче­ского приема наркотиков — 5—7, иногда до 9 лет

 

 

Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления знаний.

— Дайте определение понятия «вредная привычка», назовите их и дайте каждой краткую характеристику.

— В чем состоит социальная опасность вредных привычек?

–– На какие стороны жизни и деятельности человека влияют вредные привычки?

–– Что ты знаешь о политике государства по профилактике вредных привычек?

–– Почему курение, пьянство и употребление наркотиков особенно опасны в подростковом возрасте?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 19 продолжение .

Алкоголизм и курение, их профилактика.

Цели урока. Изучить причины возникновения никотиновой зависи­мости и влияние табакокурения на организм подростка; методы борьбы с вредной привычкой. Познакомить учащихся с физиологическими и социальными последствиями употребления алкоголя.

 

Проверка домашнего задания.

Ответьте на вопросы:

·         Дайте определение понятия «вредная привычка».

·         Назовите вредные привычки и дайте каждой из них краткую характеристику.

·         В чем состоит социальная опасность вредных привычек?

·         В чем состоят социальные причины и последствия пьянства и алкоголизма?

·         В чем состоят социальные причины и последствия табакокуре­ния?

·         В чем состоят социальные причины и последствия наркомании?

·         На какие стороны жизни и деятельности человека влияют вредные привычки?

·         Что ты знаешь о политике государства по профилактике вред­ных привычек?

·         Почему курение, пьянство и употребление наркотиков особен­но опасны в подростковом возрасте?

 

Изучение нового материала. Вводное слово учителя.

Среди всех вредных привычек табакокурение — самая распространенная. Очень часто к ней относятся терпимее и снисходительнее, чем к прочим. По мнению экспертов, это вызвано тем, что антисоциальные последствия этой вредной привычки на­именее очевидны. В то же время известно, что вред от курения orpoмен. Человечество ежегодно теряет огромное количество материальных и финансовых ресурсов по вине людей, приверженных этой вредной привычке и еще столько же затрачивает на борьбу с курением. Самое страшное же состоит в том, что курение табака уносит человеческие жизни, и эти потери исчисляются миллионами. Табакокурение и будет темой нашего урока.

Вопросы для активизации знаний.

·         В чем состоит сущность табакокурения?

·         В чем проявляется влияние курения табака на организм человека?

·         В чем особенность влияния курения на организм подростка?

·         Как возникает механизм никотиновой зависимости?

·         На чем основано его действие?

·         Как можно преодолеть никотиновую зависимость?

Лекция-беседа. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в России такая низкая продолжительность жизни и почему в последние годы россиян умирает значительно больше, чем рождается? Низкий жизненный уровень, скверная экология, некачественное питание, высокий уровень всевозможных стрессов, естественно, никак не способствуют нашему долголетию. Но все же основной ущерб мы наносим себе сами и причем добровольно.

Примерно пятая часть смертей обусловлена табакокурением. По разным данным табачный дым уносит ежегодно от 100 до 300 тысяч наших сограждан.

В подавляющем большинстве курильщики убеждены, что курение не наносит большого вреда организму.

Табачный дым содержит более трех тысяч вредных веществ. Все их запомнить невозможно. Но три основные группы токсинов знать надо.

1.     Смолы. Содержат сильные канцерогены и вещества, раздражающие ткани бронхов и легких. Рак легких в 85% всех случаев вызывается курением. Рак полости рта и гортани также в основном бывает у курильщиков. Смолы являются причиной кашля курильщиков и хронического бронхита.

2.     Никотин. Никотин является наркотическим веществом стимулирующего действия. Как любой наркотик вызывает привыкание, пристрастие и зависимость. Повышает частоту сердечных сокращений и артериальное дав­ление. Вслед за стимуляцией мозга наступает значительный спад вплоть до депрессии, что вызывает желание увеличить дозу никотина. Подобный двух­фазный механизм присущ всем наркотическим стимуляторам: сначала возбуждают, затем истощают. Полный отказ от курения может сопровождаться синдромом отмены продолжительностью чаще до 2—3 недель. Наиболее час­тые симптомы отмены никотина — раздражительность, нарушение сна, тре­мор, беспокойство, пониженный тонус.

3. Токсичные газы (окись углерода, цианистый водород, окись азота и др.). Окись углерода или угарный газ — основной ядовитый компонент газов табач­ного дыма. Он повреждает гемоглобин, после чего гемоглобин теряет способность переносить кислород. Поэтому курильщики страдают хроническим кислород­ным голоданием, что отчетливо проявляется при физических нагрузках. Поста­райтесь запомнить хотя бы одну цифру: табачный дым содержит 384000 ПДК токсичных веществ, что в четыре раза больше, чем в выхлопе автомашины.

Курение способствует атеросклерозу сосудов. Следствием атероск­лероза являются инфаркты миокарда, инсульты, преждевременное старение. Страдают иммунитет и эндокринная система.

Отказываясь от курения, можно вполне обойтись без медицин­ской помощи. Синдром никотиновой отмены никакой угрозы здо­ровью не несет. Худшее, что может произойти, — 2—3 недели дис­комфорта. А дальше неизбежно наступит выздоровление. Недомогание в переходный период чаще бывает у тех, кто сохраняет двойственное отношение к курению. А те, кто сделал для себя окончательный вы­бор, на удивление легко отказываются от глупой привычки, даже ес­ли до этого травили себя десятки лет.

А через год у вас не только зубы станут белыми, а цвет лица — здоровым, но и внутренние органы освободятся от ядов. Легкие, сердце, сосуды, мозг начнут работать в полную силу. К вам вернется работоспособность, о которой вы давно забыли.

Табакокурение формально относится к токсикомании. Однако это единственный, не преследуемый законом вид токсикомании. Как и при любой разновидности этого явления, выделяют две причины пристрастия к табаку: психическую и физическую зависимости.

Физическая зависимость — это состояние, при котором некоторые физиологические функции связаны с поступлением в организм ве­ществ, содержащихся в табаке, наркотике и т.д. Так, при наркомании сначала достигается особое состояние удовольствия, включая галлюци­нации, связанное с действием наркотика на определенные рецепторы мозга. Но препарат действует не только на эти рецепторы, он опреде­ленным (химическим) способом влияет и на другие системы организма. В результате в отсутствие наркотика организм начинает вести себя не так, как он вел бы себя в обычной ситуации. Обостряется болевая чув­ствительность, притуплённая наркотиком, наступает так называемая «ломка». Аналогичные проявления имеет и никотиновая абстиненция (т.е. состояние нехватки никотина). Резко меняется настроение в сто­рону депрессии, падает работоспособность, «барахлит» сердечно-сосу­дистая система, привыкшая к постоянному допингу, и т.д.

Однако все эти симптомы проходят довольно быстро, это известно всем, кто бросал курить. Почему же тогда бросившие курить начинают снова? Потому что курение почти полностью связано с психической зависимостью.

Психическая зависимость складывается из создания привычного образа действий: например, курить за рулем, после обеда, после чашки кофе, рюмки коньяка и т.д. Многие курят только в этих ситуациях и спокойно обходятся без сигарет в другое время. Теоретически они могут не курить вообще. Но когда накапливается слишком много таких привычных ситуаций, когда требуется сигарета, получается, что человек курит практически все время. Перекур всегда был законным способом отдыхать от работы в рабочее время. Таким образом, психическая зависимость создается не столько химическими веществами, входящими в табак, сколько созданием внутреннего стереотипа поведения.

Поскольку никотиновая зависимость схожа с наркотической, отказ от курения будет восприниматься организмом очень тяжело. Вы должны быть готовы испытать неприятные ощущения — потливость, кашель, боль в горле, головную боль, расстройство желудка. У вас может испортиться настроение, вы можете стать раздражительными, ощущать признаки депрессии и тревогу. Поскольку женщины более подвержены стрессу, чем мужчины, то и бросить курить им труднее. Также вы можете несколько набрать вес.

Первые симптомы абстиненции вы почувствуете уже через несколько часов после последней сигареты. В первые дни они будут нарастать, а затем постепенно проходить. Важно выдержать и не сорваться первые две недели. После первого месяца неприятные ощущения исчезнут совсем, хотя и после этого вас время от времени будет тянуть покурить. Зато уже через два часа после того, как вы бросите курить, никотин станет выводится из организма, на следующий день ваша сердечно-сосудистая система начнет выздоравливать, через две недели у вас улучшится система кровообращения и вы сможете легче ходить и бегать. В течение года ваш организм самоочистится, резко улучшатся самочувствие и внешний вид, качество жизни значительно повысится.

Привыкание к курению происходит из-за содержащегося в табаке никотина. Это вещество успокаивает и расслабляет, поэтому люди прибегают к курению, чтобы отдохнуть после напряженной работьи успокоить нервы, если они испытывают тревогу или стресс, получить больше удовольствия от еды, просто от скуки. Через некоторое время мозг человека, запрограммированный на получение удовольствия и борьбу с болью, начинает ассоциировать приятные ощущения с курением и постоянно требовать никотин. Поэтому, чтобы успешно бросить курить, нужно не только отучить свой организм от никотина, но и изменить свое поведение и стиль жизни. Действуя только в первом направлении, успеха добиться практически невозможно.

Что же нужно делать, чтобы добиться желанной цели? Попытайтесь получить эмоциональную поддержку от близких вам людей. То есть вы должны выработать некую тактику поведения на начальный период отказа от курения. Правда, некоторые психологи советуют не говорить окружающим о своих намерениях.

Когда наступит выбранный вами день, с этого момента для вас ни­чего не должно быть важнее намеченной цели. Теперь ваша задача — перебороть острое желание закурить, когда оно будет возникать (обычно оно длится не более 5—10 мин.). Когда такое желание насту­пит, вы должны подтвердить для себя вашу решимость бросить ку­рить и попытаться отвлечь свое внимание на что-либо другое.

Наиболее древняя вредная привычка — пьянство. К сожалению, употребление алкоголя давно стало элементом человеческой культуры и так же давно передовые представители человечества говорили о пагубности этой привычки. Достаточно вспомнить слова греческого ученого Аристотеля: «Пьянство есть добровольное сумасшествие». Тем не менее пьянство и его порождение — алкоголизм, остаются одним из страшнейших бичей нашей цивилизация. Что такое пьянство и алкоголизм, чем они опасны для человека и общества? — эти проблемы и станут темой нашего сегодняшнего урока.

Лекция. Пьянство — это неумеренное употребление спиртных напитков, отрицательно влияющее на труд, быт, здоровье людей и благосостояние общества в целом. Единичные случаи опьянения рассматриваются как эпизодическое пьянство. Систематическое пьян­ство может проявляться как в форме частых (2—4 раза в месяц и ча­ще) выраженных степеней опьянения, так и постоянного (2—3 раза неделю и чаще) потребления умеренных доз спиртных напитков, не вызывающих выраженного опьянения.

Алкоголизм — разновидность наркомании, болезненное пристрас­тие к употреблению спиртных напитков, содержащих этанол.

Токсическое воздействие алкоголя, прежде всего, сказывается на деятельности нервной системы. Если содержание алкоголя в крови принять за 1 (единицу), то в печени оно будет равно 1,45, а в головном мозге — 1,75. Даже небольшие дозы алкоголя влияют на обмен в нервной ткани, передачу нервных импульсов. Одновременно нару­шается работа сосудов головного мозга: происходит их расширение, увеличение проницаемости, кровоизлияние в ткань мозга. В подростковом возрасте мозговая ткань беднее фосфором, богаче водой, на­ходится в стадии структурного и функционального совершенствования, поэтому алкоголь особенно опасен для нее. Даже однократные употребления спиртного могут иметь самые серьезные последствия. Неоднократное или частое употребление алкоголя оказывает бук­вально опустошающее воздействие на психику подростка. При этом задерживается не только развитие мышления, выработка этических и нравственных категорий и эстетических понятий, но и утрачива­ются уже развившиеся способности. Подросток, что называется, «тупеет» и интеллектуально, и эмоционально, и нравственно.

Механизм воздействия спиртов на организм. Алкоголь из желудка попадает в кровь через две минуты после употребления. Кровь разносит его по всем клеткам организма. В первую очередь страдают клетки больших полушарий головного мозга. Ухудшается условно-рефлекторная деятельность человека, замедляется формирование слож­ных движений, изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Под влиянием алкого­ля нарушаются произвольные движения, человек теряет способ­ность управлять собой.

Нарушение работы нервной системы и внутренних органов на­блюдается при любом употреблении алкоголя: одноразовом, эпизо­дическом и систематическом.

Социальный аспект алкоголизма.

Официальным показателем потребления алкоголя в России приня­то считать среднедушевое потребление алкогольных напитков, уро­вень которого в последние годы, как и во всем мире, имеет тенденцию к росту. Потребление всех видов алкогольных напитков, включая пи­во, на душу населения в РФ в динамике за последние 10 лет составляет: в 1491 г. — 5,6; 1993 г. — 6,0; 1995 г. — 9,45; 1996 г. — 7,28; 1997 г. — 7,65; 1998 г. —7,6; 1999 г. — 7, 87; 2000 г. — 8,07.

Необходимо отметить, что дети больных алкоголизмом родителей представляют собой группу высокого риска развития аналогичного заболевания. По данным НИИ наркологии 65—80% сыновей и 15-20% дочерей больных алкоголизмом отцов по достижении зрелого возраста сами заболевают алкоголизмом.

Особенно тяжело отражается на детях алкоголизм женщин.

Алкоголь — один из главных факторов, разрушающих семьи. Алкоголизм одного из членов семьи неизбежно нарушает внутрисемейные взаимоотношения, т.к. страдают все члены семьи больного, то алкоголизм в настоящее время рассматривается как семейная болезнь, и лечить необходимо всю семью. У членов семьи больного алкоголизмом обнаруживаются нарушения, которые обозначаются термином «созависимость». Признаками созависимости являются: низкая самооценка, желание контролировать и спасать жизнь других, концентрация внимания на больном, отрицание собственных проблем, утрата контроля над поведением больного, над собственными чувствами и жизнью. Созависимость является почвой для возникновения психосоматических заболеваний. Обычно жены (матери, дочери) больного страдают депрессиями, гипертонической болезнью, язвенной болезнью, головными болями и др.

Пьянство и алкоголизм провоцирует частые конфликты, ссоры, драки. Полное безразличие друг к другу является основной причиной расторжения брака. Статистические данные указывают, что paсторжение брака по поводу пьянства составляет 25—40% всех судебных дел по разводам.

Говоря о негативной социальной роли алкоголизма, следует отметить экономический ущерб, связанный как с состоянием здоровья пьющих, так и их поведением.

Существует неверное представление о том, что алкоголь повышает работоспособность. Установлено, что даже самые маленькие дозы алкоголя снижают работоспособность на 5—10%. Известно, что у тех, кто употреблял алкоголь в выходные, а особенно в праздничные дни, работоспособность ниже на 15—30%. Особенно выражено сни­жение работоспособности у работников умственного труда или при выполнении тонких и точных операций.

К социальным последствиям алкоголизма следует отнести все возрастающую частоту дорожно-транспортных происшествий. Эта проблема становится все острее в связи с резким увеличением насыщенности транспортными средствами и возрастанием числа непро­фессионалов, управляющих ими.

По данным Всесоюзного НИИ безопасности дорожного движения, 15,2% всех дорожно-транспортных происшествий по стране происхо­дит по вине водителей, которые находились в нетрезвом состоянии. В результате этого гибнет около 40% от общего числа пострадавших.

Одним из важных социальных последствий пьянства и алкого­лизма является их тесная связь с преступностью. Изучение причин и последствий, обусловливающих совершение правонарушений, про­веденное отечественными и зарубежными исследователями, показы­вают, что противоправные действия в большинстве случаев соверша­ются в нетрезвом виде. Правонарушения в состоянии алкогольного опьянения совершают 96% лиц. Число подростков, совершающих правонарушения в состоянии опьянения, возрастает.

Влияние алкоголя на потомство пьющих и алкоголиков:

Влияние алкоголя на потомство идет по двум направлениям: первое — употребление алкоголя сопровождается глубокими изменениями в половой сфере, включая атрофию репродуктивных органов.

Второй путь воздействия алкоголя — это прямое его действие на зародышевую клетку. Когда человек находится в алкогольном опьянении, все клетки его организма оказываются насыщенными этиловым ядом, в том числе и зародышевые. Поврежденные алкоголем зародышевые клетки обуславливают начало деградации. Еще хуже, если другая (женская) клетка при слиянии окажется алкоголизированной, в зародыше тогда произойдет как бы накапливание дегенеративных свойств, что особенно тяжело отражается на развитии плода и на судьбе ребенка.

Из психических нарушений, которые являются последствиям алкоголизации родителей, наиболее распространены идиотия и эпилепсия.

Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления знаний.

·         Что такое курение?

·         Какие опасные вещества попадают в организм с табач­ным дымом?

·         Какие болезни и расстройства организма вызывает курение?

·         Каковы последствия курения для окружающих?

·         На сколько в среднем сокращает жизнь курение?

·         Что такое никотиновая зависимость?

·         Охарактеризуйте психическую зависимость при табакокурении.

·         Охарактеризуйте физическую зависимость при табакокурении.

·         Насколько опасен и мучителен отказ от курения?

·         Опишите основные способы отказа от курения.

·         Что главное для человека, решившего отказаться от этой вред­ной привычки?

·         Дайте определение пьянства.

·         Чем пьянство отличается от алкоголизма?

·         Как алкоголь воздействует на организм подростка?

·         Каков механизм воздействия алкоголя на организм человека?

·         В чем заключается социальная сторона пьянства и алкоголизма?

·         Назовите основные социальные проблемы личности, которые порождает алкоголизм.

·         Какие болезни и расстройства организма являются последстви­ем пьянства и алкоголизма?

·         В чем особенности влияния пьянства на организм и личность женщины?

·         В чем, по вашему мнению, состоит главный способ борьбы с пьянством?

·         Является ли алкоголизм болезнью? Если является, то в чем его отличие, например, от инфекционных заболеваний?

·         Может ли введение «сухого закона привести к всеобщей трез­вости?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 19 продолжение.

Наркомания – прямая угроза жизни и здоровью человека.

Цель урока: Познакомить учащихся с физиологическими и социальными последствиями употребления наркотиков

Изучение нового материала. Вводное слово учителя.

Одна из вредных привычек ныне переросла в новое каче­ство — наркомания. Ее стали включать в число глобальных проблем человечества, т.е. в число проблем, которые угрожают самому существованию человеческой цивилизации на нашей планете. Эта же вредная привычка включена в число угроз нашему государству и обществу и нашла свое отражение в Концепции национальной безопасности России. Для борьбы с этой вредной привычкой в масштабах общества и государства создана специальная структура, располагаю­щая огромными силами и средствами, включая вооруженные форми­рования. Этот страшный порок и будет темой сегодняшнего урока.

Вопросы для активизации знаний.

Учитель предлагает отвечать на вопросы беспристрастно, опира­ясь только на свои знания и собственное мнение.

·         Попробуйте сформулировать понятие «наркомания».

·         Почему наркомания считается не только вредной привычкой, но и одной из глобальных проблем человечества?

·         В чем ее опасность для человека?

·         Постарайтесь вспомнить все составляющие социального вреда наркомании.

·         Каков возраст подавляющего большинства наркоманов?

·         В каком возрасте люди начинают приобщаться к наркотикам?

·         Как вы думаете, что является главной причиной всемирного распространения наркотиков?

·         Существует ли юридическая ответственность за употребление наркотиков? А за их хранение? За распространение?

·         Можно ли лечением снять наркотическую зависимость?

·         Можно ли окончательно излечиться от наркомании?

·         Какая, по вашему мнению, самая вредная из легенд о наркоти­ческой зависимости?

·         Что нужно делать, чтобы не стать наркоманом?

Лекция. Наркомания — хроническое прогредиентное (постепен­ное) заболевание, вызванное употреблением наркотических веществ (наркотиков), характеризующееся поэтапно формирующимися синдромами (синдром — сочетание признаков): 1) синдром измененной реактивности, 2) синдром психической активности, 3) синдром физической зависимости. Эти три синдрома объединяются в большой наркоманический синдром и 4) синдром последствий наркоманической зависимости.

В быту и в юридической практике, однако, в понятие «Hapкомания» включают любое употребление запрещенных психоактивных веществ, в том числе и не вызывающих зависимости (например, ЛСД)

Есть три вида химических веществ, вызывающих зависимость:

·         седатики (успокаивающие): такие, как транквилизаторы (снотворные) и вещества группы опиатов, например, морфий и героин;

·         стимуляторы (возбуждающие): перветин, амфетамин, кофеин и никотин;

—психодиэлептики (галлюциногены): такие, как ЛСД.
Препараты из первой и второй групп в малых дозах применяются в медицине, то третья группа применяется фактически только в военном деле в качестве химического оружия, чтобы деструктировать поведение живой силы противника. Но, несмотря на разные принципы действия, все эти вещества одинаково вредны для организма.

Влияние наркотиков на чувство боли.

Основной эффект наркотиков — снятие чувства боли. Чувство острой боли возникает у человека при повреждении тканей, например уколом, порезом, ушибом, ожогом и т.п. Боль — неприятное чувство, но оно очень нужно организму. Она, как надежная охрана информирует человека о повреждении тела, т.е. об опасности для здоровья и жизни, и принуждает принять меры для устранения этой опасности. Снять болевую чувствительность равносильно снятию службы охраны. Течение многих болезней после этого ухудшается т.к. не чувствуя боли, больные не щадят поврежденные органы, да­ют на них чрезмерную нагрузку, повторно получают вывихи, переломы, грыжи, инфаркты.

Влияние наркотиков на дыхание.

Дыхание является одним из основных условий жизни. Все знают, что во время вдоха организм получает кислород, во время выдоха выделяет углекислый газ. Наркотики притупляют чувствительности хеморецепторов, вследствие этого при накоплении углекислого газа эти рецепторы до нормального уровня не возбуждаются. Неизбежно снижается, а затем и угнетается активность дыхательного центра. Наркоман уже никогда не сможет дышать досыта. Он обрекает ce6я на пожизненное кислородное голодание (гипоксию).

Влияние наркотиков на кашель.

Кашель — это защитная, полезная для жизни реакция. Возникает кашель тогда, когда в дыхательных путях возникают препятствия для прохождения воздуха. Это чаще всего мокрота и слизь, образующиеся в легких, или инородные тела, слюна попадающие из полости рта. Кашлевым толчком препятствия для воздуха устраняются. Из лёгких с мокротой удаляются микробы, гной, погибшие клетки. Наркотики «анальгезируют» хемо- и барорецепторы и, вследствие этого, снижают возбудимость кашлевого центра. Раньше широко ис­пользовали средства от кашля, содержащие наркотики, особенно коде­ин. Человек, начавший принимать наркотики, отключает защит­ный механизм кашля.

Влияние наркотиков на сердечно-сосудистую систему. Значение сердца и сосудов всем хорошо известно. Эти органы обеспечивают доставку в ткани всех необходимых им веществ и уда­ление из тканей «отходов». Механизмы регуляции кровообращения похожи на механизмы регуляции дыхания. Давлением крови на стенки сосудов возбуждаются барорецепторы. Углекислым газом возбуждаются хеморецепторы. От этих структур идут нервные во­локна к сосудо-двигательному центру и возбуждают его. Наркотики, блокируя баро- и хеморецепторы, способствуют снижению кровя­ного давления и замедлению пульса.

Влияние наркотиков на систему пищеварения.

Роль питания также общеизвестна. Пища необходима для жизни. С пищей поступают «строительные материалы», «энергоносители» и множество других важных веществ. В регуляции пищеварения так­же принимают участие нервно-рефлекторные механизмы, хемо-, баро- и другие рецепторы. Наркотики угнетают механизмы регуляции пищеварения. У наркоманов уменьшаются все вкусовые и обоня­тельные ощущения. Они уже не могут в полной мере получать удо­вольствия от пищи. Снижается аппетит. Уменьшается выработка ферментов, желчи, желудочного и кишечного соков. Пища не в пол­ной мере переваривается и усваивается.

Влияние на деторождение.

У наркоманов обычно не бывает детей и часто рождаются дети с уродствами.

Влияние наркомании на психические функции и личность.

Под влиянием наркотика и водки не хочется думать и действо­вать, исчезает способность распознать обман, отвечать за последст­вия, выполнять свои обязанности и защищать свои интересы. Ничего не хочется.

Возникновение наркозависимости.

Состояние наркомании характеризуется тремя свойствами: 1) не­преодолимое желание или потребность продолжать принимать нар­котики и доставать их любыми способами; 2) стремление увеличи­вать дозы; 3) зависимость психического, а иногда и физического ха­рактера от воздействий наркотика.

Так называемый синдром наркомании возникает лишь в результате принятия наркотического средства, независимо от того, происходит ли это случайно или после систематического употребления. Этапы этого процесса, протекающего более медленно или более быстро, в основном следующие:

1.     Начальная эйфория, часто весьма кратковременная. Она характерна для определенных наркотических веществ (особенно морфия и опиума), а не для всех средств. В таком состоянии повышенной раздражительности, причудливых и часто эротических видений человек теряет контроль над собой.

2.     Толерантность носит временный характер. Это явление объясняется реакцией организма на действие одной и той же дозы веществ, принимаемой неоднократно. Постепенно организм реагирует слабее.

3.     Зависимость. Большинство исследователей пришли к выводу, что зависимость — это явление как физическое, так и психическое. Выражается оно классическими симптомами абстиненции, которое наркоман переносит очень тяжело и с риском тяжелых органических или функциональных приступов.

4.     Абстиненция, или синдром отнятия (от лат. abstinenta — воздержание), происходит обычно через 12—48 ч. после прекращения принятия наркотика. Наркоман не может переносить это состояние, вызывающее у него нервные расстройства, тахикардию, спазмы, рвоту, диарею, слюнотечение, повышенную секрецию желез. При этом появляется навязчивое желание найти наркотик любой ценой. Резкое «отнятие» наркомана приводит к неистовым и крайне опасным проявлениям, которые могут в некоторых случаях вызвать настоящие коллапсы, как это бывает с морфинистами. Это разновидности страшного «delirium tremens» — белой горячки, в которую погружается неизлечимый алкоголик... Приступ сам по себе выражает состояние острой потребности в отраве, ставшей необходимым фактором внутренних процессов.

Все наркотики и их действия делятся на следующие группы.

1.     Седативные яды, успокаивающие психическую деятельность. Они сокращают вплоть до полного устранения функции возбудимости и восприятия, вводя человека в заблуждение, одаривая его букетом приятных состояний. Эти вещества (опиум и его алкалоиды, морфий, кодеин, кока и кокаин) изменяют мозговые функции и oтнесены к категории Euforica.

2.     Галлюциногенные средства, представленные большим числом веществ растительного происхождения, очень разные по своему химическому составу. Сюда входят мессалин из кактуса, индийская конопля, гашиш и прочие тропеиновые растения. Все они вызывают церебральные возбуждения, выражающиеся в деформации ощущений, галлюцинациях, искажении восприятий, видениях, и поэтому их относят к категории Fantastica.

3.К этой группе относятся вещества, легко получаемые путем химического синтеза, вызывающие сперва церебральные возбуждения, затем глубокую депрессию. К таким средствам причисляются: алкоголь, эфир, хлороформ, бензин. Эта категория Inebrantia.

4.Категория Hypnotica, куда входят яды сна: хлорал, барбитураты, сульфорол, кава-кава и др.

5.Excitantia. Здесь преобладают растительные вещества, возбуждащие мозговую деятельность без немедленного влияния на психику; сила воздействия на разных лиц бывает разной. К этой группе относятся растения, содержащие кофеин, табак, бетель и др.

Социальные последствия наркомании.

Общая деградация личности в результате приема наркотиков на­ступает в 10—15 раз быстрее, чем от алкоголя. По свидетельству врачей-наркологов, им редко приходится лечить стариков-наркоманов. Не только до старческого, но даже до среднего возраста наркоманы чаще всего не доживают, умирая от передозировки или от различ­ных болезней или кончая самоубийством.

Помимо общего физического и психического расстройства нарко­маны особенно страдают от некоторых заболеваний, связанных даже не с самими наркотиками, а с несоблюдением минимальных правил их приема. Наркоманы, принимающие героин, часто пользуются одним и тем же шприцем, поэтому среди них широко распространены гепатит (в 15—20 раз чаще, чем среди остальных людей) и СПИД (примерно треть всех вирусоносителей — наркоманы).

Считается, что вследствие физической и социальной деградации личности наркоманы выбывают из общественной жизни.

Наркомания стимулирует многочисленные виды правонарушений. Спрос на наркотики в условиях запрета на коммерческую торговлю ими порождает развитие нелегального наркобизнеса и наркомафии. Растут и другие виды преступности, связанные с распространением наркотиков и деятельностью наркоманов. Если потребность в суточ­ном приеме наркотических веществ велика, то наркоман готов на лю­бое преступление, чтобы раздобыть деньги на очередную дозу. Он те­ряет связь с обществом, а потому находится в естественном для него состоянии повышенной готовности совершить преступление.

Тяжесть социальных последствий наркомании обостряется, если учесть, что наркомания — это в значительной степени молодежная проблема.

Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления знаний.

1.     Что представляет собой наркомания?

2.     Как становятся наркоманами?

3.     На какие системы организма влияют наркотики?

4.     Охарактеризуйте влияние наркотиков на:

–– ощущение боли:

–– дыхательную систему;

–– на кашель;

–– на сердечно-сосудистую систему;

–– на пищеварительную систему;

–– на репродуктивную функцию организма.

5.     Как наркотики влияют на психику и личность?

6.     Как возникает наркозависимость?

7.     Каковы социальные последствия наркомании?

 

 


 

Урок 16. Здоровый образ жизни и его составляющие

Урок 16. Здоровый образ жизни и его составляющие

ЗОЖ. До недавнего времени под «здоровьем» понималось здоровье в узко биологическом смысле, т

ЗОЖ. До недавнего времени под «здоровьем» понималось здоровье в узко биологическом смысле, т

Поэтому в каждодневное меню необходимо включать разнообраз­ные продукты — молоко и творог, содержащие белок, сыр, рыбу или мясо, богатыми витаминами и минеральными солями овощей, фрук­ты

Поэтому в каждодневное меню необходимо включать разнообраз­ные продукты — молоко и творог, содержащие белок, сыр, рыбу или мясо, богатыми витаминами и минеральными солями овощей, фрук­ты

В какое время у вас наступает период максимальной работо­способности? ·

В какое время у вас наступает период максимальной работо­способности? ·

Если не происходит восстановления, то возникает синдром перегрузки

Если не происходит восстановления, то возникает синдром перегрузки

В 60 лет он говорил, что чувствует себя лучше, чем в 40

В 60 лет он говорил, что чувствует себя лучше, чем в 40

Двигательный режим школьника складывается в основном из ут­ренней физзарядки, подвижных игр на школьных переменах, урокax физической культуры, занятия в кружках и спортивных секци­ях, прогулок перед…

Двигательный режим школьника складывается в основном из ут­ренней физзарядки, подвижных игр на школьных переменах, урокax физической культуры, занятия в кружках и спортивных секци­ях, прогулок перед…

Историческое развитие человечества в целом прогрессив­но, однако в частностях оно порой создает смертельную угрозу существованию цивилизации

Историческое развитие человечества в целом прогрессив­но, однако в частностях оно порой создает смертельную угрозу существованию цивилизации

Почему курение, пьянство и употребление наркотиков особенно опасны в подростковом возрасте?

Почему курение, пьянство и употребление наркотиков особенно опасны в подростковом возрасте?

Подобный двух­фазный механизм присущ всем наркотическим стимуляторам: сначала возбуждают, затем истощают

Подобный двух­фазный механизм присущ всем наркотическим стимуляторам: сначала возбуждают, затем истощают

Что же нужно делать, чтобы добиться желанной цели?

Что же нужно делать, чтобы добиться желанной цели?

Говоря о негативной социальной роли алкоголизма, следует отметить экономический ущерб, связанный как с состоянием здоровья пьющих, так и их поведением

Говоря о негативной социальной роли алкоголизма, следует отметить экономический ущерб, связанный как с состоянием здоровья пьющих, так и их поведением

Урок 19 продолжение. Наркомания – прямая угроза жизни и здоровью человека

Урок 19 продолжение. Наркомания – прямая угроза жизни и здоровью человека

Кашель — это защитная, полезная для жизни реакция

Кашель — это защитная, полезная для жизни реакция

Excitantia. Здесь преобладают растительные вещества, возбуждащие мозговую деятельность без немедленного влияния на психику; сила воздействия на разных лиц бывает разной

Excitantia. Здесь преобладают растительные вещества, возбуждащие мозговую деятельность без немедленного влияния на психику; сила воздействия на разных лиц бывает разной
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2021