Здоровый образ жизни человека с позиции биоэтики. .

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Биоэтика – это определенная область философского знания, формирование которого, связано с процессами, происходящими в традиционной и медицинской этике. Она способствует гуманизации биомедицины и этическому самосознанию, как профессионального сообщества (медицина, биология, фармакология, философия, образование…), так и общества в целом. Вместе с появлением современных технологий (генетические, репродуктивные, трансплантологические…), возникают и спорные вопросы, количество которых растет одновременно с новыми открытиями в науке. С помощью биоэтики можно сформировать способы регулирования всевозможных проблем, с которыми сталкиваются в своей работе биологи, врачи, психиатры…, причем необходимо одновременно учитывать и социокультурную среду (экономика, политикоБиоэтика – это определенная область философского знания, формирование которого, связано с процессами, происходящими в традиционной и медицинской этике. Она способствует гуманизации биомедицины и этическому самосознанию, как профессионального сообщества (медицина, биология, фармакология, философия, образование…), так и общества в целом. Вместе с появлением современных технологий (генетические, репродуктивные, трансплантологические…), возникают и спорные вопросы, количество которых растет одновременно с новыми открытиями в науке. С помощью биоэтики можно сформировать способы регулирования всевозможных проблем, с которыми сталкиваются в своей работе биологи, врачи, психиатры…, причем необходимо одновременно учитывать и социокультурную среду (экономика, политико
Иконка файла материала zdorovyy_obraz_zhizni_cheloveka_s_pozicii_bioetiki_2.doc
Здоровый образ жизни человека с позиции биоэтики. .  Биоэтика  –  это  определенная  область  философского  знания, формирование которого, связано с процессами, происходящими в традиционной и медицинской этике. Она способствует  гуманизации  биомедицины  и этическому самосознанию, как   профессионального   сообщества   (медицина,   биология,   фармакология, философия, образование…), так и общества в целом.  Вместе с появлением современных технологий (генетические, репродуктивные, трансплантологические…),   возникают   и   спорные   вопросы,   количество   которых растет одновременно с новыми открытиями в науке.  С   помощью   биоэтики   можно   сформировать   способы   регулирования всевозможных проблем, с которыми сталкиваются в своей работе биологи, врачи, психиатры…,   причем   необходимо   одновременно   учитывать   и   социокультурную среду (экономика, политико­правовые институты…), где и развертывается научный дискурс.  Чаще всего, биоэтика отождествляется с биомедицинской этикой, ограничивая ее,   изучением   проблем   касающихся   биологов,   врачей   и   пациентов.   Однако   она включает в себя и ряд социальных, аксиологических проблем профессиональной деятельности,   связанных   с   системой   здравоохранения   и   отношений,   как   между людьми, так и человека к животным и растениям. Например,   Дженнингс1,   большое   значение   придает   связанности   людей, равенству в получении медицинских услуг и социальных благ.  П.Д.  Тищенко2  пишет  в своей  статье  о  начале  новых основаниях  биоэтики, таких   как   соучастие,   солидарность,   сострадание,   сочувствие,   собеседование, согласие, что позволяет биоэтике выйти на новые рубежи. Р. Вич главной проблемой современной   медицинской  этики  видит  в   том,  что  охрана   здоровья  является   не правом человека, а привилегией для состоятельных граждан, которые в состоянии себе ее позволить. П.   А.   Кропоткин3,   критикуя   принцип   борьбы   за   существование,   считает необходимым   дополнение   его   принципом   взаимной   помощи.   Это   означает,   что корни   нравственности   в   инстинкте   общительности,   которые   уже   изначально существуют в органической природе.  Охрана   здоровья   –   это   право   каждого   человека!   Люди   самостоятельно принимают   решения   в   выборе   пути,   с   целью   достижения   положительных результатов в сохранении и укреплении своего здоровья, или в достижении высоких результатов в спорте. Однако, будучи не компетентными, в ряде вопросов, увидев «яркую рекламу», совершают необдуманные поступки.  Каждый   желает   поскорее   выздороветь,   «накачать»   мускулатуру,   иметь стройную фигуру, набрать или сбросить вес, при этом, не прилагая никаких усилий. 1 В.Jennings Bioethica and Democracy. // Centennial Review, 1990. 2 П.Д. Тищенко Феномен биоэтики//Вопросы философии. № 3.1992.  3 П.А. Кропоткин Этика. М., 1991.На   сегодняшний   день   рынок   пересыщен   новейшими   (не   всегда   проверенными   и рекомендованными   здравоохранением)   препаратами,   спортивными   клубами, рецептами молодости и похудения… Например,   для   построения   тела   людям   предлагается   бодибилдинг (культуризм). Фигуры многих культуристов приводят в смущение, а иногда даже пугают. Их «тела» не всегда являются продуктом тяжелейших и долговременных, упорных   тренировок.   Большинство   из   них   принимают   всевозможные   препараты, обеспечивающие рост и рельефность мускулатуры. Но если мужчина в понимании большинства должен быть сильным с «накаченными» мышцами, то женщине это не только   не   идет,   но   и   вредит   ее   здоровью.   Что   заставляет   женщин   увеличивать нагрузку   и   доводить   тело   до   состояния   тотальной   маскулинизации,   жертвуя собственным здоровьем? Опасен ли культуризм? Ученые провели исследования и отметили, что среди бодибилдеров (мужчин и женщин)   распространено   психическое   заболевание,   называемое   “мышечная дисморфия”.   Женщины   часто   страдают   нарушениями   питания,   искаженным восприятием   собственного   тела   и   осложнениями,   вызванными   неумеренным использованием   стероидных   гормонов.   Женщина   постепенно   становится   некой карикатурой мужчины.  Президент Международного олимпийского комитета Жак Роге в своей речи на церемонии открытия зимних Олимпийских игр в Турине призывал спортсменов к честной борьбе, без употребления допинга. Еще участники древнегреческих Олимпиад использовали семена кунжута, вино со   стрихнином,   как   общеукрепляющее   средство,   а   также   для   повышения выносливости   в   беге.   Стрихнин   и   сейчас   входит   в   список   допингов,   от передозировки   которого   в   1978   году   прямо   на   трассе   скончался   советский велосипедист Григорий Радченко. На сегодняшний день известно более полутора десятка групп с подгруппами наименований допингов. Самыми распространенными являются:   кровяной   допинг   –   переливание   донорской   или   заранее   запасенной собственной крови (в числе побочных эффектов возможны нарушения работы печени, почек и системы кровообращения, образование тромбов; стимуляторы   –   эфедрин   амфетамины   и   другие   психостимуляторы   (в числе   побочных   эффектов   –   бессонница,   повышенная   возбудимость, нарушения сердечного ритма (а в сочетании с тяжелыми физическими нагрузками – вплоть до летального исхода));   диуретики   («травяные»,   химические)   –   мочегонное   средство, позволяющее   быстро   согнать   вес   (в   числе   побочных   эффектов   – головокружение, тошнота, головные боли, судороги, а из­за нарушения баланса электролитов – сердечный приступ); анаболические стероиды – класс органических соединений, содержащих стериновую   группу   из   трех   шестичленных   и   одного   пятичленного углеродных   колец   (в   числе   побочных   эффектов   –   остановка   роста костей   у   подростков,   заболевания   печени,   почек,   сердца,   депрессия, агрессивность, бесплодие…). Перечислять   разновидности   допингов   можно   долго.   Выше   перечисленные препараты,   методы   –   широко   используются   медициной,   для   лечения   различных заболеваний. И на данном этапе, они, конечно же, необходимы обществу, но только с целью оказания медицинской помощи. Сейчас   спортивные   результаты   достигли   таких   высот,   что   тренировками безопасными   для   жизни   спортсмена   достичь   их   практически   невозможно. Профессиональному   спортсмену   приходится   либо   изнурять   свой   организм тяжелейшими тренировками, ведущими в будущем к серьезным последствиям для организма,   либо   прибегать   к   применению   допинга,   что   так   же   оказывает отрицательное воздействие на его организм. Большинство спортсменов готовы пожертвовать своим здоровьем осознанно, только ради достижения успехов в спорте. Допинги начинают принимать еще до включения спортсменов в состав сборной страны.   Сергей   Португалов,   признанный   эксперт   в   области   спортивной   медицины, заместитель   директора   ВНИИ   физической   культуры   по   медицине   считает,   что список   запрещенных   препаратов   неоправданно   расширен   и   некоторые   вещества просто необходимы спортсменам для выдержки запредельных нагрузок во время тренировок.   Вопрос   о   допингах   в   некотором   роде   сродни   такой   проблеме,   как легализация легких наркотиков. Спортивные   достижения   всегда   были   и   остаются   делом   государственной важности.   Например,   в   недавнем   прошлом   в   ГДР   был   принят   даже   секретный государственный «план 1425», по которому спортсменов систематически «пичкали» допингами и благодаря этому с 1972 по 1988 годы они выиграли 384 олимпийских медали. Именно поэтому многие стали полагать, что антидопинговые лаборатории занимаются   не   только   выявлением   нарушителей,   но   и   разработками   методов правильного применения и маскировки запрещенных препаратов. Помимо политики большим стимулятором в создании и разработке новейших допингов являются – огромные деньги, которые вращаются вокруг спорта. Великие  спортсмены  являются примером  для подражания нашей  молодежи. Неужели   так   важны   «рекорды»   для   общества?   Стоят   ли   они   здоровья   тысяч выдающихся и начинающих спортсменов, а порой и их жизней?  Ю.И. Ланцов4 считает, что физическую культуру и спорт нужно формировать при   полном   совпадении   интересов   личности   и   государства.   В   связи,   с   чем необходимо   создать   «Медицинский   кодекс»,   который   должен   привести   к совершенствованию   уголовного, гражданского   и   административного законодательства.   4 Р.Д. Сейфулла, З.Г.Орджоникидзе, Е.А.Рожкова, А.Е. Дружинин Морально­этические, правовые и  медицинские аспекты стендовых испытаний и практического внедрения биологически активных веществ в  спорте высших достижений // Теория и практика физической культуры. №1. 2008. C.38­58.Биоэтика   по   Тищенко5  должна   спровоцировать     в   гражданах   угнетающее чувство вины – ответственности за ту социальную форму, в которой  возникают и разворачиваются ситуации в нашей стране. Надеюсь,   что   новые   открытия   в   биологии,   генетике   и   медицине,   которые, безусловно, необходимы человечеству, приведшие нас к биоэтическим проблемам, в будущем   помогут   нам   их   и   разрешить.   В   качестве   примера   можно   привести генетическую карту здоровья.  С помощью данной карты6 человек получает информацию о его склонностях к занятиям   спортом,   о   физических   качествах,   которые   у   него   могут   развиться   в большей или меньшей степени в процессе тренировок. Особенно хочется отметить рекомендации в отношении спортивного питания и образа жизни после завершения спортивной карьеры. На сегодняшний день ситуация такова, что здоровый образ жизни человека с позиции   биоэтики   –   это   в   первую   очередь   осуществление   морального регулирования, правда, пока на уровне индивидуального нравственного сознания и общественного   мнения.   А   нравственный   интерес,   как   писал   В.   Соловьев7: «Относится непосредственно не к внешней реализации добра, а к его внутреннему существованию в сердце человеческом». 5 П.Д. Тищенко Феномен биоэтики//Вопросы философии. № 3.1992.  6 И.И.Ахметов, А.М. Хакимуллина, А.М. Дружевская, И.А. Можайская, Ю.В. Шихова, С.Е. Хальчицкий, И.В. Астратенкова, А.И. Комкова, В.А. Рогозкин Оценка суммарного вклада аллелей генов в определение  предрасположенности к спорту // Теория и практика физической культуры. №3. 2008г. С. 67­72. 7 В. Соловьев Оправдание добра. Соч. в 2­х т.т., М., 1988, т. 1, С. 448­449.