Земельные и почвенные ресурсы России. Значение рационального использования и охраны почв.
Основные типы почв. Почва – особое природное образование; поверхностный слой земли, обладающий плодородием. Основатель почвоведения – выдающийся русский ученый В. В. Докучаев – установил, что основные типы почв на земном шаре размещены зонально. Типы почв выделяются в зависимости от их плодородия, строения, механического состава и др.
Тундрово-глеевые почвы распространены на севере страны. Они маломощны, имеют малое содержание гумуса, переувлажнены.
Под хвойными лесами в областях избыточного увлажнения формируются подзолистые, а под смешанными – дерново-подзолистые почвы. Осадки промывают почву и выносят питательные вещества из верхнего слоя в нижние. Верхняя часть почв приобретает цвет золы. Эти почвы бедны гумусом и минеральными элементами. Они занимают больше половины территории страны. Плодородие подзолистых почв возрастает к югу.
Под лиственными лесами формируются достаточно плодородные серые лесные почвы (больше растительный опад, не так интенсивно происходит вымывание).
Южнее в зоне лесостепей и степей формируются черноземы – самые плодородные почвы. Из остатков растительности накапливается много перегноя, практически отсутствует промывной режим. Содержание перегноя в черноземе может достигать 6—10% и более. Мощность гумусового горизонта может достигать 60—100 см. Обладают зернистой структурой. Черноземами занято менее 10% территории.
В южной части степей с более сухим климатом образуются каштановые почвы. Содержание гумуса в них меньше, чем в черноземах, т. к. растительный опад здесь меньше.
В пустынных областях с бедной растительностью формируются бурые почвы полупустынь и сероземы. Эти почвы содержат мало гумуса и часто засолены.
Разнообразие типов почв и особенности их распространения отражены на почвенных картах.
Солончаки распространены в южных засушливых районах России. При этом грунтовые воды с содержанием минералов (минерализированные) должны близко залегать к поверхности земли. Растительность из-за повышенного содержания солей в почве представлена специфическими видами растений: солянками, солеросами и др.
Торфяно-болотные почвы располагаются в условиях низкой испаряемости на равнинах с отсутствием поверхностного стока, с большим содержанием поверхностных или грунтовых вод, когда происходит заболачивание поверхности. Растительный опад при недостатке кислорода разлагается плохо и медленно, при этом образуется и накапливается торф.
Следует отметить, что в горных районах соответственно высотной поясности формируются почвы, аналогичные почвам на широтах. Их отличие от широтных в том, что они имеют меньшую мощность, по минеральному составу это преимущественно щебнистые, валунные или галечниковые почвы. Почва — это богатство страны. Чем выше плодородие почв, тем больший урожай можно получить. Мы часто почву называем землей. Но есть еще два понятия, которые касаются почв: земельные ресурсы и почвенные ресурсы.
Земельные ресурсы — вся площадь Земли, на которой возможно размещение различных объектов народного хозяйства. Россия принадлежит к числу стран, наиболее обеспеченных земельными ресурсами. Это, конечно же ресурсы территории. Земельные ресурсы характеризуются качеством почв, климатом, рельефом и т. д.
Часть земельных ресурсов, используемая в сельском хозяйстве лесном хозяйстве, называют почвенными ресурсами. Несмотря на огромные размеры России, она имеет небольшое количество земельных угодий, благоприятных для жизни и хозяйственной деятельности людей. Более 10 % площади страны занято малопродуктивными землями тундры, около 13 % — болотами и заболоченными землями. Только 13 % земельных площадей России используется в сельском хозяйстве (пашни, сады, сенокосы, пастбища). Доля самых ценных угодий — пашни лишь около 7,7 % от площади страны. Более половины (52 %) всей пашни располагается на черноземах южной России. Здесь производится около 80 % всей земледельческой продукции России.
В сельскохозяйственном производстве значительную роль играют также серые и бурые лесные почвы. Подзолистые и каштановые почвы используются в основном под пастбища и сенокосы. Количество пахотных угодий постоянно сокращается. Причина этому — использование сельскохозяйственных земель под строительство водохранилищ, городов, промышленных предприятий, дорог.
Во всех зонах почвы страдают от эрозии. Эрозия имеет естественные причины, но деятельность человека многократно увеличивает эрозию. Главными виновниками эрозии являются: уничтожение древесной растительности, нерегулируемый выпас скота, неправильная распашка, нерациональное размещение культур, невыполнение севооборота и т. д.
Почва
относится к легко разрушаемым и практически невосполнимым видам природных
ресурсов. Поэтому особое значение приобретает проблема рационального
использования пахотных угодий. Работы по улучшению земель, повышению их
производительности называются мелиорацией (лат. melioratio- улучшение). К основным видами
сельскохозяйственных мелиораций относятся снежные, водные, климатические,
химические, земельные и фитомелиорационные.
Основные виды мелиоративных работ для каждой из природных зон отличаются. В лесной зоне проводится осушение заболоченных и переувлажненных земель, применяется нейтрализация кислых почв, внесение минеральных удобрений. В лесостепи и степи основные виды мелиорации — орошение засушливых земель, задержание снега на полях, организация борьбы с эрозией почв и их выдуванием. В зоне пустынь и полупустынь преобладает поливное земледелие, проводится борьба с засолением полей, осуществляются специальные работы по закреплению подвижных песков.
Большая часть сельскохозяйственных земель расположена на юге страны. Под пашню используются наиболее плодородные земли – черноземы, серые лесные и темные каштановые. Основная земледельческая зона страны находится в зоне смешанных лесов, лесостепей и степей.
Происходит уменьшение количества пахотных угодий за счет использования сельскохозяйственных земель под строительство водохранилищ, промышленных предприятий, дорог и т. п. Поэтому необходимо рационально использовать земли и повышать их плодородие.
Почва подвержена эрозии под действием дождевых и талых вод, ветра. Неправильная распашка земли и неумеренный выпас скота также способствуют развитию эрозии почв.
Основные виды мелиорации: агромелиорация (пахота и посев поперек склона; глубокая вспашка для увеличения водопоглощения), лесомелиорация (создание лесозащитных полос, посадки лесов по склонам балок и оврагов), водная (осушение заболоченных и орошение засушливых земель), химическая и культуро-техническая.
Мелиорация и рекультивация(от лат.- повторно и обрабатываю) земель являются основными мероприятиями по охране и рациональному использованию почвенно-земельных ресурсов.
Для борьбы с водной и ветровой эрозией проводятся мероприятия:
-почвозащитные севообороты с полосным размещением посевов и паров;
- залужение сильно эродированных земель;
-создание буферных полос из многолетних трав;
- снегозадержание;
- закладка полезащитных лесополос;
- безотвальная обработка земель;
- вспашка земель и посев сельхозкультур поперёк склонов;
- контурная вспашка земли;
- углубление пахотного слоя, уменьшающее скорость стока поверхностных вод и снос гумуса;
- облесение оврагов (отрицательная форма рельефа, глубиной до 80 м, длиной нескольких км, образ. под влиянием талых и ливневых вод);
- строительство противоэрозионных и противоселевых сооружений;
- террасирование горной или овражной местности (террасы- ступеньки над поймой рек);
-регулирование выпаса скота в рекреационных зонах (зонах отдыха).
Практикуется несколько способов проведения рекультивации:
1) использование глубоких котлованов (карьерах) после соответствующего инженерного обустройства в качестве водоёма, зоны отдыха, подземных хранилищ и т.п;
2) высаживание фруктовых деревьев и древесно кустарниковой растительности;
3) планировка отвалов и отсыпка плодородного грунта (скручивание
в рулон дерновину) при постройке зданий, дорог и т.п. для последующего
рекреационного обустройства.
Заполнение таблицы (работа в парах):
Мелиорация на территории России.
№ п/п |
Регион России |
Земельные ресурсы |
Неблагоприятные условия, действия которых можно уменьшить |
Меры, которые необходимо провести для повышения плодородия почвы |
1 |
Восточно-Европейская равнина |
|
|
|
2 |
Крым и Кавказ |
|
|
|
3 |
Урал |
|
|
|
4 |
Западная Сибирь |
|
|
|
5 |
Средняя Сибирь |
|
|
|
6 |
Горы Южной Сибири |
|
|
|
7 |
Северо-Восточная Сибирь |
|
|
|
8 |
Дальний Восток |
|
|
|
1. Овраги- отрицательная форма рельефа. Образуются они на рыхлых грунтах под влиянием ливневых и талых вод. Развивающийся овраг имеет крутостенные склоны, которые у дна сходятся под островным углом. Размеры оврагов различны и зависят от высоты местности и характера пород. Обычно глубина их составляет 30-40 м, иногда 80 м, ширина от одного до десятков и даже сотен метров, длина некоторых оврагов достигает несколько километров. Известны случаи, когда овраги вырастали на 40-50 м и даже 100-150 м в год. Земли, которые особенно подвержены водной эрозии, называют бедлендами или дурными землями. 1) На территории какой области происходит интенсивное оврагообразование: А) Московской В) Свердловской Б) Курской Г) Кемеровской 2) Почему на этой территории развивается овражья сеть? 3) Укажите меру борьбы с оврагами. |
2. Сели - грязекаменные потоки, которые случаются в горах. Причинами возникновения селей могут быть как наличие большого количества рыхлых грунтов в верховьях горных долин так и сведение лесов на склонах гор. В результате чего может быть нарушено плодородие пойменных почв, которые формируются вдоль рек. Они плодородны благодаря поступлению в них ила во время половодья. 1) На территории какой республики возможны сели: А) Республика Коми В) Республика Карелия Б) Республика Ингушетия Г) Республика Крым 2) Почему на этой территории возможны сели? 3) Предложите меры защиты от селей. |
3. Самые плодородные почвы России- чернозёмы находятся под степной растительностью. Но 80% плодородных почв России распахано. 1) Территория какой области богата чернозёмом: А) Ленинградской В) Амурской Б) Тюменская Г) Оренбургской 2) Почему в этой области сформировался чернозём? 3) Предложите меры по сохранности чернозёмных почв в сельском хозяйстве. |
4. Западно-Сибирская равнина- богатейшая природная территория России. Здесь издавна местные жители охотились на пушного зверя (песец, белка и др.) и дичь. Тайга имеет ценную древесину, в реках много рыбы. Тундра- пастбища для оленей. Главная проблема Западной Сибири - это огромные площади топких болот. Работы по осушению болот приводили к пожарам на торфяниках. Осушение нарушает и режим питания рек. Передвижение вездеходов по тундре на газовые промыслы приводит к уничтожению оленьих пастбищ. Спасти пастбища может особая техника, не сдирающая растительность ( на воздушной подушке) и дороги. 1) Территория какого субъекта РФ имеет торфяно-болотистые почвы: А) Пермский край В) Ямало-Ненецкий АО Б) Свердловская область Г) Республика Тыва 2) Почему в этом субъекте РФ территория заболочена. 3) К чему приведёт осушение болот для природной зоны тайги? Предложите меры по сохранению природы тайги в хозяйственной деятельности человека. |
5. Минусинская котловина расположена на юге Восточной Сибири. Это межгорный прогиб. С востока он ограничен Восточным Саяном, с запада- Кузнецким Алатау, с юга- Западным Саяном. На севере котловина закрыта хребтом Арга. Снега в Минусинской котловине выпадает мало. Сельские жители проводят снегозадержание и снегонакопление, чтобы весной в почве была влага. Лето в котловине очень тёплое и даже жаркое и сухое. Здесь даже растут сады и бахчевые культуры. Сибирской Италией называют котловину за тёплое лето. 1) На территории какого субъекта РФ находится Минусинская котловина: А) Краснодарский край В) Хабаровский край Б) Красноярский край Г) Камчатский край 2) Какие факторы повлияли на образование в этом районе степи, ведь вокруг- тайга? 3) Что необходимо сделать для сохранения плодородия почв степи? |
6. В северо-восточной и восточной частях Байкальской котловины, согласно почвенной карте, в горно-таежном поясе западных склонов Баргузинского хребта преобладают подбуры типичные и оподзоленные. Их морфологическое строение состоит из горизонтов: мощная подстилка, отсутствие собственного гумусового горизонта, наличие темно-коричневых горизонтов, затем идет светло-бурый горизонт. В связи с тем, что исследуемые почвы формируются преимущественно на песчаных, хрящевато-песчаных и щебнистых породах, богатых первичными минералами. Цвет горизонта красно-бурый. Водный режим исследованных почв относится к промывному типу, таежно-длительно-сезонномерзлотному подтипу, а температурный – к длительно-сезоннопромерзающему типу. Сельскохозяйственное использование подбуров аналогично районам распространения мерзлотно-таежных почв. Районы распространения этих почв – зона оленеводства. 1) Территория какого субъекта РФ имеет почвы вида подбур: А) Пермский край В) Ямало-Ненецкий АО Б) Иркутская область Г) Республика Тыва 2) Почему в этом субъекте РФ территория образовались почвы подбур? 3) Как почвы подбур используются в хозяйственной деятельности человека. Предложите меры борьбы с эрозией этих почв. |
7. На склонах южной экспозиции долин Северо-Восточной Сибири и высоких террас сохранились степные участки. Они известны в широких долинах Яны, Индигирки и Колымы, а также в Чукотской тундре. Под степями сформировались маломощные щебнистые почвы, близкие к каштановым, следовательно, гумуса накапливается меньше, а цвет почв светлеет с черного до темно-коричневого. Каштановые почвы достаточно плодородны, однако из-за недостатка влаги получение хорошего урожая возможно только при достаточном орошении. При неправильной организации орошения возможны в этих районах заболачивание и эрозия почв. 1) Территория какого субъекта РФ имеет каштановые почвы: А) Пермский край В) Чукотский АО Б) Иркутская область Г) Республика Тыва 2) Почему в этом субъекте РФ территория образовались каштановые почвы? 3) Как каштановые почвы используются в хозяйственной деятельности человека. Предложите меры борьбы с эрозией этих почв. |
8. Буроземы формируются под широколиственными лесами, но в условиях влажного и мягкого океанического климата. На территории России в равнинных условиях они встречаются в Калининградской области и в Приморском крае. Содержание гумуса довольно высокое. Почвы обладают довольно благоприятными физическими свойствами: водопрочной структурой, достаточной пористостью, водопроницаемостью. При хорошей агротехнике в странах Западной Европы они дают высокие урожаи сельскохозяйственных структур. В частности самые высокие урожаи зерновых культур получают именно на этих почвах. В южных районах Германии и во Франции бурые лесные почвы используют под виноградники. 1) Территория какого субъекта РФ имеет бурые почвы: А) Пермский край В) Чукотский АО Б) Приморский край Г) Республика Тыва 2) Почему в этом субъекте РФ территория образовались бурые почвы? 3) Как бурые почвы используются в хозяйственной деятельности человека. Предложите меры борьбы с эрозией этих почв. |
ФИ.
пар участников:
Конспект
темы " Земельные
и почвенные ресурсы России.
Значение рационального использования и охраны почв."
1. Продолжить предложение.
Земельные ресурсы -это_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Почвенные ресурсы- это_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Рациональное использование почв необходимо для______________________________________
__________________________________________________________________________________
Мелиорация- это____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Рекультивация- это__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
2. Заполнить таблицу, используя карты атласа.
Мелиорация на территории России.
№ п/п |
Регион России |
Земельные ресурсы |
Неблагоприятные условия, действия которых можно уменьшить |
Меры, которые необходимо провести для повышения плодородия почвы |
1 |
Восточно-Европейская равнина |
|
|
|
3. Выполнить задание с использованием текста.
Овраги- отрицательная форма рельефа. Образуются они на рыхлых грунтах под влиянием ливневых и талых вод. Развивающийся овраг имеет крутостенные склоны, которые у дна сходятся под островным углом. Размеры оврагов различны и зависят от высоты местности и характера пород. Обычно глубина их составляет 30-40 м, иногда 80 м, ширина от одного до десятков и даже сотен метров, длина некоторых оврагов достигает несколько километров. Известны случаи, когда овраги вырастали на 40-50 м и даже 100-150 м в год. Земли, которые особенно подвержены водной эрозии, называют бедлендами или дурными землями.
1) На территории какой области происходит интенсивное оврагообразование:
А) Московской В) Свердловской
Б) Курской Г) Кемеровской
2) Почему на этой территории развивается овражья сеть?_________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Укажите меры борьбы с оврагами.___________________________________
_____________________________________________________________________
ФИ.
пар участников:
Конспект
темы " Земельные
и почвенные ресурсы России.
Значение рационального использования и охраны почв."
1. Продолжить предложение.
Земельные ресурсы -это_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Почвенные ресурсы- это_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Рациональное использование почв необходимо для______________________________________
__________________________________________________________________________________
Мелиорация- это____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Рекультивация- это__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
2. Заполнить таблицу, используя карты атласа.
Мелиорация на территории России.
№ п/п |
Регион России |
Земельные ресурсы |
Неблагоприятные условия, действия которых можно уменьшить |
Меры, которые необходимо провести для повышения плодородия почвы |
2 |
Крым и Кавказ |
|
|
|
3. Выполнить задание с использованием текста.
Сели - грязекаменные потоки, которые случаются в горах. Причинами возникновения селей могут быть как наличие большого количества рыхлых грунтов в верховьях горных долин так и сведение лесов на склонах гор. В результате чего может быть нарушено плодородие пойменных почв, которые формируются вдоль рек. Они плодородны благодаря поступлению в них ила во время половодья.
1) На территории какой республики возможны сели:
А) Республика Коми В) Республика Карелия
Б) Республика Ингушетия Г) Республика Крым
2) Почему на этой территории возможны сели?
_________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________3) Предложите меры защиты от селей. _________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ФИ.
пар участников:
Конспект
темы " Земельные
и почвенные ресурсы России.
Значение рационального использования и охраны почв."
1. Продолжить предложение.
Земельные ресурсы -это_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Почвенные ресурсы- это_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Рациональное использование почв необходимо для______________________________________
__________________________________________________________________________________
Мелиорация- это____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Рекультивация- это__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
2. Заполнить таблицу, используя карты атласа.
Мелиорация на территории России.
№ п/п |
Регион России |
Земельные ресурсы |
Неблагоприятные условия, действия которых можно уменьшить |
Меры, которые необходимо провести для повышения плодородия почвы |
3 |
Урал |
|
|
|
3. Выполнить задание с использованием текста.
Самые плодородные почвы России- чернозёмы находятся под степной растительностью. Но 80% плодородных почв России распахано.
1) Территория какой области богата чернозёмом:
А) Ленинградской В) Амурской
Б) Тюменская Г) Оренбургской
2) Почему в этой области сформировался чернозём?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________3) Предложите меры по сохранности чернозёмных почв в сельском хозяйстве.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ФИ.
пар участников:
Конспект
темы " Земельные
и почвенные ресурсы России.
Значение рационального использования и охраны почв."
1. Продолжить предложение.
Земельные ресурсы -это_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Почвенные ресурсы- это_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Рациональное использование почв необходимо для______________________________________
__________________________________________________________________________________
Мелиорация- это____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Рекультивация- это__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
2. Заполнить таблицу, используя карты атласа.
Мелиорация на территории России.
№ п/п |
Регион России |
Земельные ресурсы |
Неблагоприятные условия, действия которых можно уменьшить |
Меры, которые необходимо провести для повышения плодородия почвы |
4 |
Западная Сибирь |
|
|
|
3. Выполнить задание с использованием текста.
Западно-Сибирская равнина- богатейшая природная территория России. Здесь издавна местные жители охотились на пушного зверя (песец, белка и др.) и дичь. Тайга имеет ценную древесину, в реках много рыбы. Тундра- пастбища для оленей. Главная проблема Западной Сибири - это огромные площади топких болот. Работы по осушению болот приводили к пожарам на торфяниках. Осушение нарушает и режим питания рек. Передвижение вездеходов по тундре на газовые промыслы приводит к уничтожению оленьих пастбищ. Спасти пастбища может особая техника, не сдирающая растительность ( на воздушной подушке) и дороги.
1) Территория какого субъекта РФ имеет торфяно-болотистые почвы:
А) Пермский край В) Ямало-Ненецкий АО
Б) Свердловская область Г) Республика Тыва
2) Почему в этом субъекте РФ территория заболочена.____________________
__________________________________________________________________
3) К чему приведёт осушение болот для природной зоны тайги? Предложите меры по сохранению природы тайги в хозяйственной деятельности человека.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
ФИ.
пар участников:
Конспект
темы " Земельные
и почвенные ресурсы России.
Значение рационального использования и охраны почв."
1. Продолжить предложение.
Земельные ресурсы -это_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Почвенные ресурсы- это_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Рациональное использование почв необходимо для______________________________________
__________________________________________________________________________________
Мелиорация- это____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Рекультивация- это__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
2. Заполнить таблицу, используя карты атласа.
Мелиорация на территории России.
№ п/п |
Регион России |
Земельные ресурсы |
Неблагоприятные условия, действия которых можно уменьшить |
Меры, которые необходимо провести для повышения плодородия почвы |
5 |
Средняя Сибирь |
|
|
|
3. Выполнить задание с использованием текста.
Минусинская котловина расположена на юге Восточной Сибири. Это межгорный прогиб. С востока он ограничен Восточным Саяном, с запада- Кузнецким Алатау, с юга- Западным Саяном. На севере котловина закрыта хребтом Арга. Снега в Минусинской котловине выпадает мало. Сельские жители проводят снегозадержание и снегонакопление, чтобы весной в почве была влага. Лето в котловине очень тёплое и даже жаркое и сухое. Здесь даже растут сады и бахчевые культуры. Сибирской Италией называют котловину за тёплое лето.
1) На территории какого субъекта РФ находится Минусинская котловина:
А) Краснодарский край В) Хабаровский край
Б) Красноярский край Г) Камчатский край
2) Какие факторы повлияли на образование в этом районе степи, ведь вокруг- тайга?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________3) Что необходимо сделать для сохранения плодородия почв степи?___________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
ФИ.
пар участников:
Конспект
темы " Земельные
и почвенные ресурсы России.
Значение рационального использования и охраны почв."
1. Продолжить предложение.
Земельные ресурсы -это_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Почвенные ресурсы- это_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Рациональное использование почв необходимо для______________________________________
__________________________________________________________________________________
Мелиорация- это____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Рекультивация- это__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
2. Заполнить таблицу, используя карты атласа.
Мелиорация на территории России.
№ п/п |
Регион России |
Земельные ресурсы |
Неблагоприятные условия, действия которых можно уменьшить |
Меры, которые необходимо провести для повышения плодородия почвы |
6 |
Горы Южной Сибири |
|
|
|
3. Выполнить задание с использованием текста.
В северо-восточной и восточной частях Байкальской котловины, согласно почвенной карте, в горно-таежном поясе западных склонов Баргузинского хребта преобладают подбуры типичные и оподзоленные. Их морфологическое строение состоит из горизонтов: мощная подстилка, отсутствие собственного гумусового горизонта, наличие темно-коричневых горизонтов, затем идет светло-бурый горизонт. В связи с тем, что исследуемые почвы формируются преимущественно на песчаных, хрящевато-песчаных и щебнистых породах, богатых первичными минералами. Цвет горизонта красно-бурый. Водный режим исследованных почв относится к промывному типу, таежно-длительно-сезонномерзлотному подтипу, а температурный – к длительно-сезоннопромерзающему типу. Сельскохозяйственное использование подбуров аналогично районам распространения мерзлотно-таежных почв. Районы распространения этих почв – зона оленеводства.
1) Территория какого субъекта РФ имеет почвы вида подбур:
А) Пермский край В) Ямало-Ненецкий АО
Б) Иркутская область Г) Республика Тыва
2) Почему в этом субъекте РФ территория образовались почвы подбур?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Как почвы подбур используются в хозяйственной деятельности человека. Предложите меры борьбы с эрозией этих почв.__________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
ФИ.
пар участников:
Конспект
темы " Земельные
и почвенные ресурсы России.
Значение рационального использования и охраны почв."
1. Продолжить предложение.
Земельные ресурсы -это_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Почвенные ресурсы- это_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Рациональное использование почв необходимо для______________________________________
__________________________________________________________________________________
Мелиорация- это____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Рекультивация- это__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
2. Заполнить таблицу, используя карты атласа.
Мелиорация на территории России.
№ п/п |
Регион России |
Земельные ресурсы |
Неблагоприятные условия, действия которых можно уменьшить |
Меры, которые необходимо провести для повышения плодородия почвы |
7 |
Северо-Восточная Сибирь |
|
|
|
3. Выполнить задание с использованием текста.
На склонах южной экспозиции долин Северо-Восточной Сибири и высоких террас сохранились степные участки. Они известны в широких долинах Яны, Индигирки и Колымы, а также в Чукотской тундре. Под степями сформировались маломощные щебнистые почвы, близкие к каштановым, следовательно, гумуса накапливается меньше, а цвет почв светлеет с черного до темно-коричневого. Каштановые почвы достаточно плодородны, однако из-за недостатка влаги получение хорошего урожая возможно только при достаточном орошении. При неправильной организации орошения возможны в этих районах заболачивание и эрозия почв.
1) Территория какого субъекта РФ имеет каштановые почвы:
А) Пермский край В) Чукотский АО
Б) Иркутская область Г) Республика Тыва
2) Почему в этом субъекте РФ территория образовались каштановые почвы?
______________________________________________________________________
3) Как каштановые почвы используются в хозяйственной деятельности человека. Предложите меры борьбы с эрозией этих почв. ____________________________
______________________________________________________________________
ФИ.
пар участников:
Конспект
темы " Земельные
и почвенные ресурсы России.
Значение рационального использования и охраны почв."
1. Продолжить предложение.
Земельные ресурсы -это_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Почвенные ресурсы- это_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Рациональное использование почв необходимо для______________________________________
__________________________________________________________________________________
Мелиорация- это____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Рекультивация- это__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
2. Заполнить таблицу, используя карты атласа.
Мелиорация на территории России.
№ п/п |
Регион России |
Земельные ресурсы |
Неблагоприятные условия, действия которых можно уменьшить |
Меры, которые необходимо провести для повышения плодородия почвы |
8 |
Дальний Восток |
|
|
|
3. Выполнить задание с использованием текста.
Буроземы формируются под широколиственными лесами, но в условиях влажного и мягкого океанического климата. На территории России в равнинных условиях они встречаются в Калининградской области и в Приморском крае. Содержание гумуса довольно высокое. Почвы обладают довольно благоприятными физическими свойствами: водопрочной структурой, достаточной пористостью, водопроницаемостью. При хорошей агротехнике в странах Западной Европы они дают высокие урожаи сельскохозяйственных структур. В частности самые высокие урожаи зерновых культур получают именно на этих почвах. В южных районах Германии и во Франции бурые лесные почвы используют под виноградники.
1) Территория какого субъекта РФ имеет бурые почвы:
А) Пермский край В) Чукотский АО
Б) Приморский край Г) Республика Тыва
2) Почему в этом субъекте РФ территория образовались бурые почвы?
__________________________________________________________________
3) Как бурые почвы используются в хозяйственной деятельности человека. Предложите меры борьбы с эрозией этих почв.___________________________
ФИ.
пар участников:
Конспект
темы " Земельные
и почвенные ресурсы России.
Значение рационального использования и охраны почв."
1. Продолжить предложение.
Земельные ресурсы -это_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Почвенные ресурсы- это_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Рациональное использование почв необходимо для______________________________________
__________________________________________________________________________________
Мелиорация- это____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Рекультивация- это__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
2. Заполнить таблицу, используя карты атласа.
Мелиорация на территории России.
№ п/п |
Регион России |
Земельные ресурсы |
Неблагоприятные условия, действия которых можно уменьшить |
Меры, которые необходимо провести для повышения плодородия почвы |
9 |
Восточно-Европейская равнина |
|
|
|
3. Выполнить задание с использованием текста.
Почти вся территория на юге европейской части России охвачена процессами опустынивания. Земли с неблагоприятными химическими и физическими свойствами улучшают агротехнической и химической мелиорацией. В степных и пустынных районах засоленные почвы и солонцы, содержащие избыток вредных для большинства сельскохозяйственных культур солей, улучшают гипсованием и глубокой обработкой. Некоторые химические мелиоранты (гипс, хлорид кальция, сульфат железа серная кислота и др.) способствуют удалению из почвы соды- наиболее токсичной для культурных растений соли. ля повышения плодородия кислых почв известкуют.
1) Территория какого субъекта РФ имеет солончаки:
А) республика Карелия В) Свердловская область
Б) республика Коми Г) республика Калмыкия
2) Почему на этой территории развиваются солончаки?_________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Укажите меры борьбы с солончаками.___________________________________
Конспект темы " Природные комплексы России."
Вопросы и задания для группы 1. Тундра
Прочитайте текст учебника Тундра-§ 26-28.
1. Где в России преобладает тундровая растительность? Покажите на карте растительности южную границу тундры. Опишите её._____________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
2. Каковы условия формирования растительного сообщества тундры?_________________________________________________________
3. Рассмотрите по гербарию виды растений тундры, назовите их и при отчете продемонстрируйте классу.__________________________
4. Какие приспособления имеют растения (листья, корни, однолетние, многолетние)?____________________________________________
5. Почему растения имеют небольшой рост, подушкообразные формы? Почему у них мелкие листовые пластинки?__________________
6. Почему преобладают многолетние растения?____________________________________________________________________________
7. Почему у растений разветвленная корневая система?_____________________________________________________________________
8. Как приспособились к условиям среды животные тундры?_________________________________________________________________
9. Почему в тундре не растут деревья? _____________________________________________________________________________________
Заполнить таблицу.
Природная зона |
Географическое положение |
Общий вид |
Климат |
Почвы |
Растительность |
Животные |
Возможность использования ресурсов человеком |
ООПТ зоны |
Тундра |
|
|
|
|
|
|
|
|
Конспект темы " Природные комплексы России."
Вопросы и задания для группы 2. Тайга
Прочитайте текст учебника Тайга-§ 26-28.
1. Какие типы растительности можно выделить в лесных сообществах?_
__________________________________________________________________________________________________
2. Каковы условия формирования лесной растительности?________________________________________________
3. Рассмотрите гербарий. Определите общие черты растений лесов, назовите их виды. При отчете продемонстрируйте классу._____________
_________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какие приспособления имеют растения лесов? Почему у ели корни идут вглубь, а у лиственницы распространены в поверхностном слое?____________________________________________________________________________________________________________________
5. Почему ствол кедрового стланика стелется, прижимаясь к земле?_______________________________________________________________
6. Почему в резко континентальном (самом суровом) климате Восточной Сибири в лесах растет только лиственница?____________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
7. Чем отличаются условия произрастания широколиственных лесов от условий произрастания хвойных лесов?_________________________
8. Какие породы относятся к светлохвойным?_________________________________________________________________________________
9. Как приспособились к условиям среды обитания животные тайги?______________________________________________________________
Заполнить таблицу.
Природная зона |
Географическое положение |
Общий вид |
Климат |
Почвы |
Растительность |
Животные |
Возможность использования ресурсов человеком |
ООПТ зоны |
Тайга |
Европейская часть России |
|
|
|
|
|
|
|
Конспект темы " Природные комплексы России."
Вопросы и задания для группы 2. Тайга
Прочитайте текст учебника Тайга-§ 26-28.
1. Какие типы растительности можно выделить в лесных сообществах?______________________________________________________________________________________
2. Каковы условия формирования лесной растительности?______________________________________________
3. Рассмотрите гербарий. Определите общие черты растении лесов, назовите их виды. При отчете продемонстрируйте классу.________________________________________________________________________________________________
4. Какие приспособления имеют растения лесов? Почему у ели корни идут вглубь, а у лиственницы распространены в поверхностном слое?____________________________________________________________________________________
5. Почему ствол кедрового стланика стелется, прижимаясь к земле?_____________________________________________
6. Почему в резко континентальном (самом суровом) климате Восточной Сибири в лесах растет только лиственница?
______________________________________________________________________________________________________
7. Чем отличаются условия произрастания широколиственных лесов от условий произрастания хвойных лесов?_________________________
8. Какие породы относятся к светлохвойным?_________________________________________________________________________________
9. Как приспособились к условиям среды обитания животные тайги?______________________________________________________________
Заполнить таблицу.
Природная зона |
Географическое положение |
Общий вид |
Климат |
Почвы |
Растительность |
Животные |
Возможность использования ресурсов человеком |
ООПТ зоны |
Тайга |
Западная Сибирь |
|
|
|
|
|
|
|
Конспект темы " Природные комплексы России."
Вопросы и задания для группы 2. Тайга
Прочитайте текст учебника Тайга-§ 26-28.
1. Какие типы растительности можно выделить в лесных сообществах?______________________________________________________________________________________
2. Каковы условия формирования лесной растительности?______________________________________________
3. Рассмотрите гербарий. Определите общие черты растении лесов, назовите их виды. При отчете продемонстрируйте классу._________________________________________________________________________
4. Какие приспособления имеют растения лесов? Почему у ели корни идут вглубь, а у лиственницы распространены в поверхностном слое?____________________________________________________________________________________________________________________
5. Почему ствол кедрового стланика стелется, прижимаясь к земле?_______________________________________________________________
6. Почему в резко континентальном (самом суровом) климате Восточной Сибири в лесах растет только лиственница?____________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
7. Чем отличаются условия произрастания широколиственных лесов от условий произрастания хвойных лесов?_________________________
8. Какие породы относятся к светлохвойным?_________________________________________________________________________________
9. Как приспособились к условиям среды обитания животные тайги?______________________________________________________________
Заполнить таблицу.
Природная зона |
Географическое положение |
Общий вид |
Климат |
Почвы |
Растительность |
Животные |
Возможность использования ресурсов человеком |
ООПТ зоны |
Тайга |
Восточная Сибирь |
|
|
|
|
|
|
|
Конспект темы " Природные комплексы России."
Вопросы и задания для группы 2. Тайга
Прочитайте текст учебника Тайга-§ 26-28.
1. Какие типы растительности можно выделить в лесных сообществах?______________________________________________________________________________________
2. Каковы условия формирования лесной растительности?______________________________________________
3. Рассмотрите гербарий. Определите общие черты растении лесов, назовите их виды. При отчете продемонстрируйте классу._________________________________________________________________________
4. Какие приспособления имеют растения лесов? Почему у ели корни идут вглубь, а у лиственницы распространены в поверхностном слое?____________________________________________________________________________________________________________________
5. Почему ствол кедрового стланика стелется, прижимаясь к земле?_______________________________________________________________
6. Почему в резко континентальном (самом суровом) климате Восточной Сибири в лесах растет только лиственница?____________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
7. Чем отличаются условия произрастания широколиственных лесов от условий произрастания хвойных лесов?_________________________
8. Какие породы относятся к светлохвойным?_________________________________________________________________________________
9. Как приспособились к условиям среды обитания животные тайги?______________________________________________________________
Заполнить таблицу.
Природная зона |
Географическое положение |
Общий вид |
Климат |
Почвы |
Растительность |
Животные |
Возможность использования ресурсов человеком |
ООПТ зоны |
Тайга |
Дальний Восток |
|
|
|
|
|
|
|
Конспект темы " Природные комплексы России."
Вопросы и задания для группы 3. Смешанные и широколиственные леса
Прочитайте текст учебника Подзона смешанных и широколиственных лесов -§ 26-28.
1. Какие типы растительности можно выделить в лесных сообществах?______________________________
2. Каковы условия формирования лесной растительности?_________________________________________
3. Рассмотрите гербарий. Определите общие черты растении лесов, назовите их виды. При отчете продемонстрируйте классу._____________
_________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какие приспособления имеют растения лесов? Почему у ели корни идут вглубь, а у лиственницы распространены в поверхностном слое?____________________________________________________________________________________________________________________
5. Почему ствол кедрового стланика стелется, прижимаясь к земле?_______________________________________________________________
6. Почему в резко континентальном (самом суровом) климате Восточной Сибири в лесах растет только лиственница?____________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
7. Чем отличаются условия произрастания широколиственных лесов от условий произрастания хвойных лесов?_________________________
8. Какие породы относятся к светлохвойным?_________________________________________________________________________________
9. Как приспособились к условиям среды обитания животные широколиственных лесов?____________________________________________
Заполнить таблицу.
Природная зона |
Географическое положение |
Общий вид |
Климат |
Почвы |
Растительность |
Животные |
Возможность использования ресурсов человеком |
ООПТ зоны |
Смешанные и широколиственные леса |
|
|
|
|
|
|
|
|
Конспект темы " Природные комплексы России."
Вопросы и задания для группы 4. Лесостепь
Прочитайте текст учебника Лесостепная зона -§ 26-28.
1. По карте растительности определите ареал распространения лесостепной растительности_______________________________________________
2. Каковы условия формирования растений лесостепи?________________________________________
3. Рассмотрите гербарные экземпляры лесостепных растений.__________________________________
4. Какие приспособления имеют растения степей к условиям среды?______________________________________________________________
5. Почему степи зеленеют лишь ранней весной?________________________________________________________________________________
6. Почему в степях не растут деревья, а в лесостепи они есть?____________________________________________________________________
7. Как приспособились к среде обитания животные лесостепи?___________________________________________________________________
8. Почему животные степей собираются в стада?_______________________________________________________________________________
Заполнить таблицу.
Природная зона |
Географическое положение |
Общий вид |
Климат |
Почвы |
Растительность |
Животные |
Возможность использования ресурсов человеком |
ООПТ зоны |
Лесостепи |
|
|
|
|
|
|
|
|
Конспект темы " Природные комплексы России."
Вопросы и задания для группы 1. Лесотундра
Прочитайте текст учебника Лесотундра-§ 26-28.
1. Где в России преобладает лесотундровая растительность? Покажите на карте растительности южную границу тундры. Опишите её._________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
2. Каковы условия формирования растительного сообщества лесотундры?______________________________________________________
3. Рассмотрите по гербарию виды растений лесотундры, назовите их и при отчете продемонстрируйте классу._______________________
4. Какие приспособления имеют растения (листья, корни, однолетние, многолетние)?____________________________________________
5. Почему растения имеют небольшой рост, подушкообразные формы? Почему у них мелкие листовые пластинки?__________________
6. Почему преобладают многолетние растения?____________________________________________________________________________
7. Почему у растений разветвленная корневая система?_____________________________________________________________________
8. Как приспособились к условиям среды животные лесотундры?______________________________________________________________
9. Почему в тундре растут невысокие деревья? _____________________________________________________________________________
Заполнить таблицу.
Природная зона |
Географическое положение |
Общий вид |
Климат |
Почвы |
Растительность |
Животные |
Возможность использования ресурсов человекком |
ООПТ зоны |
Лесотундра |
|
|
|
|
|
|
|
|
Конспект темы " Природные комплексы России."
Вопросы и задания для группы 4. Степь
Прочитайте текст учебника Степная зона -§ 26-28.
1. По карте растительности определите ареал распространения степной растительности_____________________________________________________________________________________
2. Каковы условия формирования растений степи?______________________________________________________________________________
3. Рассмотрите гербарные экземпляры степных растений.________________________________________________________________________
4. Какие приспособления имеют растения степей к условиям среды?______________________________________________________________
5. Почему степи зеленеют лишь ранней весной?________________________________________________________________________________
6. Почему в степях не растут деревья, а в лесостепи они есть?____________________________________________________________________
7. Как приспособились к среде обитания животные степи?______________________________________________________________________
8. Почему животные степей собираются в стада?_______________________________________________________________________________
Заполнить таблицу.
Природная зона |
Географическое положение |
Общий вид |
Климат |
Почвы |
Растительность |
Животные |
Возможность использования ресурсов человеком |
ООПТ зоны |
Степь |
|
|
|
|
|
|
|
|
Конспект темы " Природные комплексы России."
Вопросы и задания для группы 5.Пустыни.
Прочитайте текст учебника Зона полупустынь -§ 26-28.
1. Найдите на карте растительности территорию, занятую пустынями и полупустынями.___________________________________________________________________
2. Рассмотрите образцы гербария и определите приспособления растений к условиям скудного увлажнения.__________________________________________________________________________________
3. Назовите растения пустынного сообщества.__________________________________________________
4. Почему на саксауле за один год образуется несколько годовых колец?________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
5. Как приспособились к среде обитания животные полупустынь и пустынь? ____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
Заполнить таблицу.
Природная зона |
Географическое положение |
Общий вид |
Климат |
Почвы |
Растительность |
Животные |
Возможность использования ресурсов человеком |
ООПТ зоны |
Пустыни и полупусыни. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.