«Землетрясения и вулканы».
Оценка 4.7

«Землетрясения и вулканы».

Оценка 4.7
docx
31.07.2020
«Землетрясения и вулканы».
metodicheskie_dni-urok.docx

 

5 класс

 

Тема урока: «Землетрясения и вулканы».

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Вид урока: проблемный урок

Цели урока.

Образовательные: сформировать представление о землетрясениях и вулканах, их особенностях и размещении на Земле.

Развивающие: развивать навыки по поиску информации, ее обработке, сравнению, описанию и анализу; развивать память, воображение, логическое мышление; продолжить формирование навыков работы с картой; формировать навыки самостоятельной работы и работе в парах; развивать у обучающихся интерес к предмету, образное мышление.

Воспитательные: воспитывать культуру общения учащихся между собой (внимательно слушать и тактично корректировать ответы друг друга); воспитывать доброжелательность, взаимовыручку, воспитывать интерес к предмету через информационные технологии.

Задачи.

Сформировать представления об особенностях движений земной коры, сейсмических поясах, землетрясениях и вулканах;

Раскрыть понятия: землетрясения, очаг землетрясения, эпицентр, сейсмические пояса, вулкан, очаг магмы, жерло, кратер, конус вулкана, лава, действующие и потухшие вулканы, конические и щитовые вулканы;

Показывать на карте зоны распространения землетрясений и вулканов.

Формы работы учащихся:

фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование:

Компьютер, экран, проектор, немая магнитно-маркерная карта мира, атласы по географии 5 класс (Дрофа, 2015), учебник (Баринова И.И., Плешаков А.А. География. Начальный курс. 5 класс, Дрофа, 2014), контуры карты мира, раздаточный материал «Дневник исследователя».

 

Ход урока.

1.                 Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята. Я рада с вами познакомиться. Меня зовут____________.

Я уверенна, что сегодня на урок я пришла к самым умным, самым любознательным, самым активным ученикам на планете Земля.

Ребята, а что значит быть любознательным?

(Уч-ся: постоянно узнавать что-то новое).

Вот и сегодня мы собрались здесь с вами, чтобы узнать что-то новое и интересное о нашей планете, обменяться знаниями, выслушать точки зрения и прийти к общему выводу.

2.                 Создание проблемной ситуации.

А что же мы сегодня будем изучать?

А это вам предстоит угадать!

Итак, внимание на экран. СЛАЙДЫ 2-8 (Учитель демонстрирует слайды с фотографиями, на которых параллельно показаны две страны: «сейсмоактивная» Япония и «сейсмоспокойная» Австралия).

После просмотра учитель адресует вопросы учащимся:

1)      Какие страны были представлены на фото? (Япония и Австралия).

(Учитель магнитиками отмечает эти страны на магнитно-маркерной карте на доске.)

2)      Чем отличались фотографии Японии и Австралии? (В Японии увидели последствия землетрясений и вулканизма, в Австралии- нет).

3)      Ребята, как вы думаете, о чем же мы сегодня на уроке будем с вами говорить?

(учитель просит учащихся сформулировать тему урока: Землетрясения и вулканы) СЛАЙД 9

Ребята, а кто догадается зачем (для чего?) я выбрала эти две непохожие друг на друга страны? (учащиеся затрудняются ответить)

3.      Постановка проблемы исследования.

Ребята, скажите, если мы не знаем «зачем, для чего?», с какого слова еще можно начать вопрос? (Учащиеся: почему?).

Учитель: верно. Наверное, самые сложные, и в то же время интересные вопросы должны начинаться со слова «почему?»

Попробуйте сформулировать самый главный вопрос урока, основываясь на том, что в разных уголках нашей планеты Земля ведет себя по-разному: где-то тихо и безмятежно, а где-то беспокойно, непредсказуемо и стихийно. Вопрос должен начинаться со слова «почему?»

(Уч-ся пробуют сформулировать главный проблемный вопрос урока: СЛАЙД 10

«Почему землетрясения и вулканизм проявляются на Земле в определенных местах?»)

Ребята, если бы мы совершенно ничего не знали о землетрясениях и вулканах, какой вопрос мы бы задали? (Что это?)

Если мы с вами не знаем, каким образом происходят эти процессы, какой вопрос мы зададим? (Как?)

А если мы с вами не знаем точные «адреса» на Земле, где происходят эти процессы, какой вопрос мы зададим? (Где?)

И еще, любые знания, которые приобретает человек, обязательно ему должны в жизни пригодиться. Поэтому всплывает еще один важный вопрос» «Эти знания мне…» (Зачем?) СЛАЙД 11

Итак, цель нашего урока определена: нам требуется найти ответы на данные вопросы, и с помощью полученных знаний ответить на главный вопрос урока – «почему?» (слайд)

А теперь посмотрите на столы, перед каждым из вас лежит «Дневник исследователя».

Почему он так называется: посмотрите сколько вопросов у вас накопилось, и вы будете искать ответы на них, а поиск всегда знаменуется исследованием.

На титульном листе подпишите свою фамилию и имя.

Обратите внимание, дневник начинается со слов «Сегодня я исследую…»

Запишите тему исследования (учащиеся проговаривают тему вслух и записывают в дневник).

В этом дневнике имеется перечень заданий, которые вы должны будете выполнять в ходе урока, а рядом с каждым заданием есть специальное поле, в которое вы сами себе будете вносить оценку. Сегодня вы сами будете оценивать свою работу на уроке. В конце урока выставите себе общую оценку, а свои дневники сдадите мне.

Ознакомлю вас с критериями оценивания работы: если задание выполнено верно, без ошибок, вы ставите себе «5», 1 ошибка- «4», 2 ошибки- «3 . Если вы не справились с заданием, оставьте поле для оценки пустым.

4.      Актуализация знаний.

Ребята, чтобы приступить к поиску новых знаний, вам необходимо вспомнить некоторые понятия из темы «Литосфера».

Давайте немного освежим ваши знания, внимание на экран. СЛАЙД 12 (Просмотр видеоролика «Литосферные плиты» -1 мин).

После просмотра учитель просит учащихся выполнить задание № 1 (см. Приложение «Дневник исследователя») СЛАЙД 13

После выполнения задания учитель просит одного уч-ся озвучить результаты (СЛАЙД 14), остальные уч-ся проверяют, дополняют, ставят себе отметку в «дневник».

5.                 Этап «открытия» новых знаний.

Молодцы!

СЛАЙД 15 Итак, плиты земной коры как бы «плавают» (медленно движутся) по мантии, эти движения очень медленные, всего несколько см в год. Но иногда случается, что плиты натыкаются друг на друга, сталкиваются. При их столкновении возникают  землетрясения.

Учитель просит учащихся обратиться к учебнику стр.99, прочитать информацию о землетрясениях и выполнить задание № 2 в «Дневнике исследователя» СЛАЙД 16

После выполнения задания учитель просит одного уч-ся выйти к доске и озвучить результаты,  просит учащихся сформулировать определения «очаг» и «эпицентр» землетрясения (особый акцент учитель делает на том, где происходят землетрясения и как по-научному называют такие районы), а также поставить себе отметку в «дневник». (СЛАЙД 17)

СЛАЙД 18 Затем учитель предлагает обратить внимание на слайд- задание «Какое из указанных зданий в ходе землетрясения будет подвержено наибольшим разрушениям и почему?»  (Ответ уч-ся: больше пострадает то здание, которое ближе к эпицентру).

СЛАЙД 19 Учитель: А знаете ли вы, что силу землетрясений можно измерить?

Откройте атлас на стр. 28, найдите таблицу. В чем измеряется сила землетрясений? (в баллах). (Обращает внимание учащихся на стр.28 атласа, таблица «Признаки интенсивности землетрясений»).

Посмотрите видео-репортаж о землетрясении в Японии, и попробуйте определить  силу и характер землетрясения, используя данную таблицу.

СЛАЙД 20 Просмотр мини-репортажа о землетрясении.

После просмотра учитель просит учащихся попробовать определить по таблице силу землетрясения в баллах. Почему вы так решили?

СЛАЙД 21 Итак, подведем итог, так что же такое землетрясение (уч-ся формулируют определение).

Молодцы!

Ребята, вы немножечко устали, давайте отдохнем.

Динамическая пауза (1 мин)

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши 3 хлопка,

Головою 3 кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту сесть опять.

Продолжим исследование земной коры.

Пришло время поговорить еще об одном грозном и опасном явлении природы –

о вулканизме.

Попробуем разобраться, что же такое вулкан и чем он отличается от обычной горы?

СЛАЙД 22 Учитель просит учащихся выполнить задание №3 в «Дневнике исследователя», используя учебник стр.100 .

СЛАЙД 23 После заполнения схемы «Строение вулкана», учитель вызывает одного учащегося к доске (ученик работает со схемой вулкана, показывает и называет части вулкана).

Остальные учащиеся проверяют правильность заполнения свои схем, дополняют, оценивают свою работу.

СЛАЙД 24 Ребята, перед вами несколько фотографий: назовите, где изображены вулканы? (на фото-горы и вулканы). По каким признакам вы определили вулканы?

СЛАЙД 25 Молодцы! Теперь у всех есть представление о том, что такое вулкан. Вулкан –это гора

(учитель просит учащихся дополнить определение вулкана).

СЛАЙД 26 Учитель обращает внимание учеников на слайд, на котором показано извержение вулкана. Просит определить, что показано на слайде? (уч-ся: вулканическое извержение).

СЛАЙД 27 Чтобы понять, как происходит этот процесс, выполните задание № 4, используя учебник стр. 100-101 (см. Приложение)

Учитель просит учащихся зачитать вслух полученную информацию о извержении (особый акцент учитель делает на том, где происходят на Земле наиболее частые извержения). СЛАЙД 28

Учащиеся проверяют правильность выполнения задания, ставят себе оценку.

Но, помимо лавы из кратера вулкана на поверхность выходят и другие вещества и образования. СЛАЙД 29

Да! Опасно находится рядом с вулканом во время извержения!

СЛАЙД 30 Затем учитель демонстрирует на слайде фотографии, где изображены различные вулканы.

Ребята, вулканы бывают разные и выглядят они по-разному. Давайте попробуем разделить вулканы на группы (просит учащихся выделить признаки вулканов, по которым можно классифицировать их (должно получиться две классификации: действующие и потухшие вулканы, конические и щитовые вулканы). СЛАЙД 30-31

СЛАЙД 32 На стр.28 атласа найдите, как обозначают на карте действующие и потухшие вулканы.

СЛАЙД 33 Учитель: а теперь я попрошу вас еще раз вернуться к заданию №2 и №4, еще раз прочитайте предложения, выделенные жирным шрифтом («Обычно землетрясения происходят вблизи______», «Извержения вулканов часто бывают вблизи______»).

Ребята, что общего между этими предложениями (уч-ся: и землетрясения и вулканизм обычно происходят вблизи границ литосферных плит).

СЛАЙД 34 Учитель: итак, сбор информации закончился, и теперь вернемся к цели нашего урока. Скажите, можем ли мы теперь ответить на вопросы «что?», «как?», «где?» (уч-ся: да, можем). Но остался самый важный вопрос урока «ПОЧЕМУ?» (слайд)

Итак, почему землетрясения и вулканизм проявляются на Земле в определенных местах?

СЛАЙД 35 Чтобы ответить на этот вопрос, выполним практическое задание (работа в парах).

Перед вами на столах лежат контуры карты мира.

Задача: пользуясь атласом стр.28, нанесите на карту районы землетрясений и действующие вулканы (учащиеся, сидящие на 1 вар- наносят зоны землетрясений, на 2 вар – вулканы).

Одновременно учитель приглашает к доске 2-х учащихся для работы с магнитно-маркерной картой, висящей на доске. Один учащийся маркером наносит зоны землетрясений, другой-красными магнитами отмечает вулканы (учитель корректирует, помогает).

Учитель: Все готовы? Положите свои контуры на середину стола, внимательно посмотрите на них. Какую закономерность в размещении вулканов и землетрясений вы увидили? (работа в парах)

(ответы уч-ся: размещение вулканов совпадает с зонами землетрясений).

Теперь посмотрите на карту, которая получилась у ваших товарищей, работавших у доски.

СЛАЙД 36 Учитель открывает слайд, на котором показана карта литосферных плит Земли. Попробуйте совместить обе карты.

Какую закономерность в расположении зон землетрясений и вулканов вы заметили?

(уч-ся: зоны землетрясений и вулканизма часто совпадают и проходят по границам плит). СЛАЙД 37

СЛАЙД 38 Вернемся к началу урока: итак, Япония и Австралия.

Можете ли вы мне сейчас ответить на вопрос : «Почему Япония сейсмична, а Австралия-нет?» (уч-ся: Япония расположена на стыке литосферных плит, а Австралия-нет).

Скажите, ответили ли мы на главный вопрос урока (уч-ся: да).

Учитель просит учащихся выставит себе итоговую оценку за урок.

Просит поднять руки тех, кто поставил себе «4» и «5».

6.                 Рефлексия (принцип незаконченного предложения).

СЛАЙД 38 А теперь я попрошу вас оценить свою работу немного по другому принципу (слайд).

Предложения:

"Я похвалил бы себя…"

«Особенно мне понравилось…"

"Сегодня мне удалось…"

"Было интересно…"

"Было трудно…"

"Теперь я могу…"

"Меня удивило…"

Учитель: Молодцы, спасибо вам за вашу работу!

7.                 Информация о Д/з: СЛАЙД 39

1)                 Параграф 21

2)                 Вопрос «Зачем?» на уроке остался не озвученным, следовательно, учащимся задается творческое задание: написать мини-сочинение «Зачем нужно изучать вулканы и землетрясения?»

3)       Используя атлас, определить «сейсмические» районы и наличие действующих вулканов на территории России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Тема урока : «Землетрясения и вулканы»

Тема урока : «Землетрясения и вулканы»

Я уверенна, что сегодня на урок я пришла к самым умным, самым любознательным, самым активным ученикам на планете

Я уверенна, что сегодня на урок я пришла к самым умным, самым любознательным, самым активным ученикам на планете

Почему землетрясения и вулканизм проявляются на

Почему землетрясения и вулканизм проявляются на

После просмотра учитель просит учащихся выполнить задание № 1 (см

После просмотра учитель просит учащихся выполнить задание № 1 (см

Два – согнуться, разогнуться,

Два – согнуться, разогнуться,

СЛАЙД 30 Затем учитель демонстрирует на слайде фотографии, где изображены различные вулканы

СЛАЙД 30 Затем учитель демонстрирует на слайде фотографии, где изображены различные вулканы

СЛАЙД 36 Учитель открывает слайд, на котором показана карта литосферных плит

СЛАЙД 36 Учитель открывает слайд, на котором показана карта литосферных плит

«Землетрясения и вулканы».

«Землетрясения и вулканы».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.07.2020