Зеркало настроений для 5 класса. Материал поможет родителям, классным руководителям и психологам грамотно организовать работу с учащимися, открыть перед ними многообразие мира, помочь учащимся оценить свои способности и сделать осознанный выбор дальнейшего жизненного пути. Мы живем в обществе. И именно окружающие нас люди могут помочь нам до конца понять свое эмоциональное состояние и жизненный настрой. В качестве психологической поддержки участникам предлагается освоить техники, позволяющие гармонизировать психоэмоциональное состояние.Зеркало настроений для 5 класса. Материал поможет родителям, классным руководителям и психологам грамотно организовать работу с учащимися, открыть перед ними многообразие мира, помочь учащимся оценить свои способности и сделать осознанный выбор дальнейшего жизненного пути. Мы живем в обществе. И именно окружающие нас люди могут помочь нам до конца понять свое эмоциональное состояние и жизненный настрой. В качестве психологической поддержки участникам предлагается освоить техники, позволяющие гармонизировать психоэмоциональное состояние.
Зеркало настроений.doc
«Зеркало настроений»
Цель:
Создание условий для самоанализа эмоционального состояния участниками;
Продолжение знакомства с релаксационными техниками: визуализация, релаксационное
дыхание.
Материалы:
Приложение 1 «Как сберечь голос»;
Подборка релаксационной музыки;
Зеркало D 1520 см;
Приветствие, разминка.
Упр. «Свет мой зеркальце…»
Группа располагается в круге. Ведущий предлагает одному из участников зеркало,
закрепленное на планшете со следующим предложением:
Вы получили портрет одного человека. Пожалуйста, пока не показывайте его остальным
участникам группы. Представьте, что этот человек сейчас реально смотрит на Вас.
Поприветствуйте его и скажите комплемент.
Таким образом, каждый участник группы приветствует себя и говорит самому себе
комплемент.
Беседа:
Сложно ли сказать самому себе приятные слова? Причина?
Стоит ли в жизни пользоваться подобным приемом?
Основная часть:
Мы живем в обществе. И именно окружающие нас люди могут помочь нам до конца понять
свое эмоциональное состояние и жизненный настрой.
Упр. «Метафора»
Одному из участников предлагается выйти в центр круга и принять любую удобную, либо
понравившуюся позу.
Задание: Представьте участника персонажем картины. Какие образы Вы представляете
вокруг него? Какова цветовая гамма этой картины?
Таким образом, участник, стоящий в круге, получает обратную связь от группы и имеет
возможность проанализировать свое преобладающее эмоциональное состояние, которое сами
мы порой не в состоянии оценить.
В центре круга могут побывать несколько желающих участников.
Беседа:
После каждой «Нарисованной картины» участник, ставший ее главным героем делится
своими впечатлениями и открытиями относительно себя и своего образа для окружающих.
Ведущий: По данным исследований, восприятие нас другими людьми зависит:
на 55% от облика говорящего;
на 38% от его голоса; и лишь на 7% от содержания того, что мы говорим.
даже
или,
нервозен,
наоборот,
напряжен,
раздражителен,
Давайте остановимся на голосе. Он является одним из зеркал нашего эмоционального
состояния. Следовательно, можно предположить, что при помощи голоса мы можем и
регулировать это состояние. Стоит напомнить, что голосовые связки – это те же мышцы,
которые в состоянии стресса или переутомления ведут себя иначе, чем в спокойном
состоянии. При стрессе активируется центр речи, заставляя нас непроизвольно
вскрикивать
неметь.
Как известно, звуки есть результат соударения голосовых складок. Если голосовые складки
соударяются слишком сильно (так называемая гипертонусная дисфония), то голос
становится прерывистым, грубым, часто с «металлическим» оттенком. Да и сам человек, как
правило,
агрессивен.
Если соударения голосовых складок недостаточной силы (гипотонусная дисфония) голос
становится «тусклым», тихим, неустойчивым, часто срывается на шепот, быстро наступает
утомление.
Вопрос сохранения голоса для педагога является весьма актуальным. Поддержание голоса
в хорошей форме может иметь разные варианты, в том числе и психорелаксационные.
Участникам для ознакомления предлагается Приложение 1. «Как сберечь голос?».
Предложенные рекомендации могут быть использованы в повседневной жизни.
В качестве психологической поддержки участникам предлагается освоить техники,
позволяющие гармонизировать психоэмоциональное состояние, используя голос.
Каждый звук, доходящий до нашего слуха, подобен одинокому камешку, упавшему в воду.
Звуковые волны тоже распространяются концентрическими кругами во все стороны от
источника звука. Резкие звуки вызывают быстрые и беспорядочные движения воздуха. А
приятный насыщенный звук создает спокойные волны, которые как бы омывают нас.
Мы сами можем попытаться генерировать подобные звуки, способные рассеивать тревогу.
Первым этапом в данной работе является нормализация дыхание. Предлагается упр. на
развитие навыка диафрагмальнорелаксационного дыхания.
Упр. «Лифт»
(Упр. выполняется на фоне релаксационной музыки)
1. Делая вдох носом, мы начинаем поездку на лифте. Вдыхая, почувствуйте, как воздух
наполняет легкие, начиная с нижних отделов (живота) и поднимаясь все выше,
полностью наполняет легкие. При этом можно считать, на сколько «этажей» поднялся
лифт. Можно помочь себе руками, изображая движения лифта.
2. Выдыхая, опустите лифт на большее количество этажей. Когда выдохнете,
почувствуете, что все напряжение и волнение вышли из тела, словно из двери лифта.
Для стабилизации голоса используются мантры. Данное упражнение можно считать
слуховой формой медитации.
1. Попробуйте вспомнить, как звучит ваш голос в ситуациях, вызывающих сильные эмоции.
2. Найдите удобную для Вас, но достаточно низкую ноту, помогающую стабилизировать
голос. Обычно звук «ОМ» хорошо помогает придать голосу приятный тембр.
3. сядьте прямо, не опираясь на спинку стула. Глубоко дышите носом, сосредоточив на этом
все свое внимание. Добейтесь, чтобы дыхание стало ровным и спокойным.
4. а теперь представьте себе в символической форме какуюто ситуацию, которая для Вас
связана с неприятными эмоциями.
5. Не ждите, пока страх или раздражение овладеет Вами. Как только вообразили ситуацию
или образ, начинайте произносить мантру, повторяя ее на каждом выдохе. 6. Пусть с каждым звуком представленный образ делается се более светлым и размытым.
В случаях, когда нервозность целиком овладеет вами, вы начинаете дышать «мелко»,
только верхней частью легких. Такое дыхание изнуряет, принуждает вас делать вдохи и
выдохи во время речи и повышать голос на октаву выше, что никому не желательно.
Попробуйте следующие упражнения:
прежде всего определите центр тела. Стоя, распределите равномерно вес тела на обе
ноги. Выпрямитесь и дайте возможность голосовым связками работать в согласии с
диафрагмой и легкими.
Дышите глубоко и медленно. Сначала наполните нижнюю часть легких (при этом
расширяется живот). Чтобы диафрагма могла в полную силу работать, не носите
слишком туго пояс. Дайте воздуху свободно пройти из нижней в среднюю, а затем в
верхнюю часть легких. Вы должны сначала почувствовать. Как воздух буквально рвется
из грудной клетки через горло наружу, а уж потом говорить.
Еще один достаточно быстрый и эффективный способ расслабления – самомассаж
Упр. «Мысленный автопортрет»
(Упр. выполняется на фоне ралаксационной музыки) Не каждому удается, закрыв глаза,
четко представить себе свое собственное лицо. Ощупывая свое лицо, мы одновременно и
уточняем этот образ, и массируем лицо. Как только представление станет совершенно
четким, массаж можно прекратить.
1. Коснитесь середины лбы указательными пальцами обеих рук. Обведите контур лица,
двигаясь в стороны вниз. Сведите пальцы снова на подбородке. Проделайте всю процедуру
три раза.
2. Указательными пальцами рисуйте круги вокруг глаз. Проделайте этот элемент 10 раз.
3. Соедините обе ладони и приложите их к лицу так, чтобы мизинцы касались кончика носа.
Затем разводите руки, разглаживая кожу лица и одновременно изучая его рельеф. Проделайте
так 5 раз подряд.
4. Улыбнитесь, чтобы складки, идущие от носа к уголкам рта, стали более выпуклыми.
Кончиками указательных пальцев проведите по этим складкам сверху вниз. Затем ведите
пальцы по линии верхней губы до тех пор, пока они сойдутся. После этого, продолжая
улыбаться, прочертите всю линию рта. Ваш мысленный автопортрет должен быть готов.
Итог занятия:
Обратная связь: впечатления, приобретенный опыт и его актуальность, предложения…
Используемая литература:
1. И.Вачков «Основы технологии группового тренинга. Психотехники» , Издательство
«Ось – 89», 200г.
2. Л.В.Грачева «Тренинг внутренней свободы», Издательство «Речь», СП. 2006г.
3. И.А. Агеева «Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы»,
Издательство «Речь», СП. 2007г.
4. И.В.Орлова «Тренинг профессионального самопознания» (Теория, диагностика и
практика педагогической рефлексии), Издательство «Речь», СП. 2006г. 5. А.С.Прутченков «Трудное восхождение к себе», Российское педагогическое агенство,
М. 1995г.
Зеркало настроений для 5 класса.
Зеркало настроений для 5 класса.
Зеркало настроений для 5 класса.
Зеркало настроений для 5 класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.