Жанр жития в современной литературе
“Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя”. [2]. Эти слова академика Д.С.Лихачева заставляют задуматься о том, чем может одарить современного читателя духовная литература, что мы можем открыть в ней для себя.
Духовная литература – особый пласт русской культуры и, в частности, словесности.
Само определение – “духовная” – указывает на ее назначение: созидать в человеке дух (то, что побуждает к действиям, к деятельности), воспитывать нравственно, показывать идеал. Древнерусская литература в качестве идеала выдвигала Иисуса Христа. Его примеру следуют и герои житийного жанра.
Житие – один из самых устойчивых и традиционных жанров русской литературы. Первые переводы житийных произведений были доставлены из Византии и появились на Руси вместе с Библией и другими христианскими книгами в конце X – начале XI века. В том же XI веке жанр жития утвердился и в литературе Киевской Руси.
Жанр жития в современной литературе
“Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое
для себя”. [2]. Эти слова академика Д.С.Лихачева заставляют задуматься о том, чем может одарить
современного читателя духовная литература, что мы можем открыть в ней для себя.
Духовная литература – особый пласт русской культуры и, в частности, словесности.
Само определение – “духовная” – указывает на ее назначение: созидать в человеке дух (то, что побуждает к
действиям, к деятельности), воспитывать нравственно, показывать идеал. Древнерусская литература в качестве
идеала выдвигала Иисуса Христа. Его примеру следуют и герои житийного жанра.
Житие – один из самых устойчивых и традиционных жанров русской литературы. Первые переводы житийных
произведений были доставлены из Византии и появились на Руси вместе с Библией и другими христианскими
книгами в конце X – начале XI века. В том же XI веке жанр жития утвердился и в литературе Киевской Руси.
Именно тогда были созданы оригинальные житийные произведения, герои которых рождены на русской земле и
составили ее гордость перед другими странами, исповедующими христианство. Это князьябратья Борис и Глеб,
ценою своей жизни не нарушившие заповеди “не убий” и не поднявшие оружия против брата Святополка;
преподобный Феодосий Печерский, церковный деятель и автор поучений; князья – подвижники христианства
Ольга, Владимир, Александр Невский.
Композиция правильного жития должна быть трехчленной: вступление, рассказ о жизни и деяниях святого от
рождения до смерти, похвала; довольно часто к житию присоединялось и описание чудес.
Высокая тема – рассказ о жизни человека, служащего людям и Богу, – определяет образ автора в житии и стиль
повествования. Эмоциональность автора, его взволнованность окрашивают все повествование в лирические
тона и создают особое, торжественновозвышенное настроение. Стиль повествования – высокий,
торжественный, насыщенный цитатами из Священного Писания.
Итак, канонические черты жития:
– это биография святого;
– составлялось после смерти праведника;
– повествование ведется от третьего лица;
– композиция строится по строгой схеме;
– способ изображения героя – идеализация;
– внутренний мир героя не изображается в развитии, он избранник с момента рождения;
– пространство и время условны;
– в изображении святого по возможности устранялись все индивидуальные черты характера, частности,
случайности;
– тон повествования торжественный, серьезный;
– язык жития книжный, с обилием церковнославянизмов;
– сюжет составляет духовный подвиг святого.
Таким образом, в строгой, продуманной до деталей, отшлифованной веками житийной форме нашли выражение
духовные идеалы Древней Руси.
Перед создателями жизнеописаний не ставилась задача показать индивидуальный характер святого. Он был
носителем христианских добродетелей, и только. Но когда создавались жития русских святых, их образы были
еще живы в памяти потомков, и авторы часто отступали от этой схемы, наделяя героя яркими индивидуальными
человеческими чертами, тем самым “очеловечивая” образ святого, приближая его к читателю. По мере своего
развития древнерусская литература все чаще и все больше выходила за церковные рамки, сохраняя при этом
свой высокий духовный настрой, нравственную высоту и поучительность. Так произошло и с жанром жития.
До нас дошли три оригинальных жития, составленных по этим канонам: два жития князей Бориса и Глеба и
Житие Феодосия Печерского.
Уже в наше время канонизированы, признаны святыми Андрей Рублев, Амвросий Оптинский, Ксения
Петербуржская, написаны их жития. В последнее время опубликованы жития старцев: протоиерея Николая
(Гурьянова), архимандрита Иоанна (Крестьянкина), архимандрита Кирилла (Павлова).В 2004 году издательство НовоТихвинского женского монастыря города Екатеринбурга выпустило книгу
“Житие и чудеса святого праведного Симеона Верхотурского, чудотворца”. Это житие построено по законам
жанра, можно обнаружить в нем традиционные канонические черты.
Прежде всего это биография святого Симеона, составленная после смерти праведника (как и положено в
соответствии с законами жанра). Но если раньше пространство и время изображались в житиях условно, то в
этом произведении они реальны и конкретны. Правда, год рождения Симеона точно не указан, но
предположительно он родился около 1607 года. Родился он и жил вначале в европейской части России.
Родители его принадлежали к дворянскому сословию. К сожалению, ни их имена, ни род занятий неизвестны.
“Вероятно, родители угодника Божия были людьми богобоязненными и имели великое усердие к воспитанию в
сыне добронравия и истинной веры. Об этом свидетельствует вся последующая жизнь праведника”. [1].
Как и в традиционных житиях, способ изображения героя – идеализация: “С раннего возраста Симеон
почувствовал отвращение к земным благам и неизбежным житейским волнениям. С юной поры он стремился к
богомыслию и душеспасительным трудам, но окружающая среда была помехой в этом добром деле. Желая найти
уединение для более удобного исполнения к подвигам благочестия, а также избегая чуждых его душе соблазнов
и смут, праведный Симеон решил покинуть родину, богатство, знатность и удалиться в места более уединенные”.
[1]. Выбор его пал на Сибирь, незадолго до того присоединенную к России и еще мало известную русским людям.
Рассказывая о дальнейшей жизни Симеона, авторы жития называют конкретные места, даты. Святой Симеон
поселился в селе Меркушино, находившемся на берегу реки Туры, в пятидесяти верстах от городакрепости
Верхотурье. Верхотурье было основано в 1598 году, незадолго до прибытия в Сибирь праведного Симеона. А
село Меркушино было основано в начале XVII века.
В описании села Меркушино можно увидеть некоторые признаки традиционного житийного жанра:
использование эпитетов, метафор делает повествование более выразительным, ярким, придает живость языку.
“Село Меркушино отличалось величественно прекрасным местоположением. Здесь соединились причудливые
изгибы Туры, заливные луга, холмы, ширь долин и глухие леса, кажущиеся преградой на пути всякой суеты. И
самое удивительное, что все это можно было охватить одним взглядом”. [1].
В целом, язык произведения книжный, повествование ведется от третьего лица, отличается неторопливостью
изложения, спокойной интонацией – именно так, как это было и в других житиях. Встречаются здесь и
устаревшие слова: верста, чернь, идольские капища, персть и др. Но в языке жития почти нет
церковнославянизмов, он прост и понятен читателю XXI века.
Новый подход авторов жития о Симеоне проявился и в том, что, повествуя о жизни праведника, они
рассказывают и об исторической эпохе XVI века, и о нравах людей, и об их быте. Вот, например, описание быта
крестьян села Меркушино: “Избы тогда большей частью состояли из одной комнаты, где жила вся семья.
Обедали все за одним большим столом под иконами в красном углу, ели из общей миски, чаще всего щи и кашу,
черпали их по очереди, начиная со старшего в семье. Ночью все укладывались спать на лавки у стен, а кому
места не хватало, тот ложился и на полу”. [1]. Конечно, для человека из дворянского сословия подобное
существование было бы трудно переносимым бременем. Но праведный Симеон, невзирая на свое благородное
происхождение и, следовательно, на требовательность вкусов и привычек, не гнушался жизнью в крестьянских
домах.
Рассказывая о жизни Симеона в Меркушино, агиографы повествуют о его занятиях, молитвах. Живя в
Меркушино, Симеон не имел постоянного жилища, а переходил из дома в дом. Этому способствовало занятие,
которым праведник поддерживал свое существование. Этим занятием было портняжничество. Из всех видов
одежды Симеон шил в основном “шубы с нашивками”, а трудясь над чужими одеждами, “помышлял об одеянии
души своей, об одежде бесстрастия и целомудрия”. [1]. С особенной любовью он занимался работой на бедных
людей, с которых обычно отказывался брать плату за свои труды. Он считал вполне достаточным для себя
вознаграждением кров и пищу, которыми пользовался у хозяев во время работы.
Другим любимым занятием Симеона была ловля рыбы. Для этого он с удочкой в руках уходил в уединенное
место. Там, сидя под развесистой елью на берегу Туры, “размышлял о величии Творца”.
По традиции внутренний мир человека не изображается в развитии, герой идеален, так как является
избранником с момента рождения. Эти идеальные черты авторы постоянно подчеркивают. Чтобы избежать
платы за свой труд, праведный Симеон, немного не закончив шитье, нередко рано утром без ведома хозяев
уходил из дома и селился в новом месте. За это часто он подвергался оскорблениям и даже побоям, но
праведник, не имея высокого мнения о себе, переносил их терпеливо, как вполне заслуженные.В ловле рыбы он проявлял умеренность: ловил рыбу только для дневного пропитания.
В древних житиях при изображении святого устранялись все индивидуальные черты характера, частности. Об
образе Симеона нельзя так сказать. Перед нами все же не абстрактный идеал, а земной страдалец, живой
человек. Мы можем представить себе его личность, характер: “Смиренный, тихий облик угодника Божия, его
кроткое, почтительное обращение со всеми, простое и мудрое слово производили удивительное впечатление,
без сомнения, смягчавшее ожесточение многих сердец”. [1].
Композиция жития соответствует требованиям жанра. Заканчивая описание жизненного пути Симеона, авторы
подводят итог. Повествование о смерти героя отличается спокойной интонацией, неторопливостью изложения
(как было и в древних житиях): “Страдая болезнью живота, вероятно, от строгого воздержания, праведный
Симеон отошел ко Господу еще в довольно молодых летах. Это произошло между 1642 и 1650 годами. Жители
села Меркушино, питавшие глубокое уважение к праведнику, с честью похоронили его у недавно построенной
приходской МихаилоАрхангельской церкви”. [1]. Авторы жития утверждают, что, в отличие от большинства
святых старцев, Симеон умер молодым: “Подвиг Меркушинского угодника Божия, при его жизни многими не
замеченный, а некоторыми даже осмеянный, был явлением исключительным. Усердным исполнением
евангельских заповедей святой Симеон очистился от страстей, вернул своей душе богоподобие за сравнительно
короткую жизнь – он отошел в Царствие Небесное в возрасте 35 – 40 лет, хотя многие великие угодники Божии
достигали подобного очищения сердца только на склоне своей жизни”. Подводя итог его жизни, авторы снова
подчеркивают идеальность героя: “это был дивный угодник Божий”. [1].
Затем, в соответствии с композицией жанра, описаны посмертные чудеса. После смерти тело Симеона
оказалось нетленным: в 1692 году гроб с телом Симеона вдруг начал “восходить из земли и явился поверх
могилы. Сквозь щели его крышки можно было рассмотреть нетленные останки. Вскоре от мощей угодника
обильно потекли струи чудодейственной силы” [1].
Далее описаны случаи исцелений. Например, у Нерчинского воеводы Антония Савелова был болен слуга
Григорий (с трудом передвигался). Воевода, отправляясь к месту службы в Нерчинск, взял с собой и слугу,
который попросил позволения по пути заехать в Меркушино к гробу праведника. После панихиды Григорий, взяв
с гроба немного земли, обтер ею руки и ноги, а затем встал на ноги и начал ходить.
Другой пример: у сибирского воеводы Андрея Федоровича Нарышкина был слуга Илья Головачев, у которого
болели глаза, так что он не мог даже переносить света. Ему тоже помогла земля с могилы Симеона Праведного.
Таких примеров в книге приводится много. Эти исторические детали авторы взяли из рукописи митрополита
Тобольского и Сибирского Игнатия – “Повести известной и свидетельствованной о проявлении честных мощей и
отчасти сказание о чудесах святого и праведного Симеона, нового сибирского чудотворца”. Именно владыка
Игнатий возглавлял освидетельствование мощей Симеона в 1695 году.
В житии описана и дальнейшая судьба мощей Симеона. В 1704 году они были перенесены из села Меркушино в
Верхотурский СвятоНиколаевский монастырь. Интересный факт о чудесах во время этого шествия приводится
в житии. Перенесение состоялось 12 сентября 1704 года. Торжественная процессия направилась из Меркушино
в Верхотурье. Вслед за мощами полз на коленях юродивый калека Косьма. Когда он уставал, то обращался с
молитвой к праведнику как к живому: “Брате Симеоне, давай отдохнем”. И процессия сразу останавливалась,
поскольку раку невозможно было в течение некоторого времени сдвинуть с места. На пути следования
крестного хода в память об этих чудесных остановках впоследствии было воздвигнуто несколько часовен,
которые существуют и поныне.
Подробный рассказ о мытарствах мощей Симеона после Октябрьской революции, о переносе их в краеведческий
музей Н.Тагила, затем в Екатеринбург, о судьбе людей, причастных к этим событиям, – все это составляет
вторую часть жития Симеона. Кроме того, в книгу включены приложения, содержащие описание случаев помощи
и явлений Симеона Верхотурского страждущим. Эти свидетельства с благодарностью оставлены людьми,
жившими не только в давние времена, но и в наше, казалось бы, далекое от чудес время.
Такое построение книги, конечно, не соответствует традициям жанра. Однако в целом в житии Симеона
(особенно в первой его части) канонические черты жития, несомненно, просматриваются, хотя и наблюдаются
элементы новаторства.
Можно верить или не верить чудесам, описанным в житиях. Но рассказы о жизни праведников, об их служении
людям в наше время не только нужны, но и интересны.
Авторы житий ставили перед собой задачу не только описать земную жизнь канонизированного церковью
святого, но и создать образ идеального человека в поучение всем людям.В наше время чтение таких поучительных произведений очень важно. “Для людей нашего века, далеких от
идеального служения миру и людям, редко заглядывающих в самих себя, больше думающих о настоящем, чем о
вечном, герои житийных произведений кажутся странными. Но, перелистывая страницы русских житий,
читатели постепенно открывают для себя самые светлые, самые сокровенные идеалы”. [3].
Список использованной литературы.
1. Житие и чудеса святого праведного Симеона Верхотурского, чудотворца. – Издательство МПРО
женский монастырь НовоТихвинский Екатеринбургской епархии Русской Православной Церкви, 2004.
2. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. – М., 1970.
3. Охотникова В.И. Древнерусская литература. – М.: Просвещение, 2002.