Жанровое своеобразие древнерусской литературы

  • Разработки уроков
  • doc
  • 13.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: познакомить учащихся с жанрами древнерусской литературы; развивать умение определять жанр произведения; воспитывать любовь к чтению произведений данного периода, интерес к историческому прошлому нашего народа. Ход занятия I. Вступительное слово учителя. Слайд № 1. Считается, что возникновение древнерусской литературы относится к концу Х - началу ХI веков. В этот период на Руси происходит важнейшее событие: в 988 году киевский князь Владимир Святославович захватил крупнейший крымский город Херсонес. Византия предложила заключить мирный договор. Но князь Владимир согласился на него при одном условии: царевна Анна, сестра византийских императоров, должна стать его женой. Владимир был язычником, и греки потребовали, чтобы он принял христианство. Слайд №2. Понимая выгодность союза с Византией, Владимир не только согласился креститься, но и установил христианство на всей Руси. Это событие благотворно повлияло на исторические и культурные последствия: во-первых, христианство способствовало объединению отдельных княжеств, становлению и развитию русской государственности; во-вторых, послужило распространению грамоты, появлению книг.
Иконка файла материала Жанровое своеобразие древнерусской литературы.doc
Жанровое своеобразие древнерусской литературы Цель: познакомить учащихся с жанрами древнерусской литературы; развивать умение определять жанр  произведения; воспитывать любовь к чтению произведений данного периода, интерес к историческому  прошлому нашего народа. Ход занятия I. Вступительное слово учителя. Слайд № 1. Считается, что возникновение древнерусской литературы относится к концу Х ­ началу ХI веков. В этот период  на Руси происходит важнейшее событие: в 988 году киевский князь Владимир Святославович захватил  крупнейший крымский город Херсонес. Византия предложила заключить мирный договор. Но князь Владимир  согласился на него при одном условии: царевна Анна, сестра византийских императоров, должна стать его  женой. Владимир был язычником, и греки потребовали, чтобы он принял христианство. Слайд №2. Понимая выгодность союза с Византией, Владимир не только согласился креститься, но и установил  христианство на всей Руси. Это событие благотворно повлияло на исторические и культурные последствия: во­ первых, христианство способствовало объединению отдельных княжеств, становлению и развитию русской  государственности; во­вторых, послужило распространению грамоты, появлению книг. Слайд № 3. К этому периоду и устное народное творчество достигло своего совершенства. Чётко различались  его разножанровые формы: пословицы, поговорки, загадки, сказки, былины, обрядовая поэзия и другие. Всё это послужило возникновению древнерусской литературы. Слайд № 4. В течение семи столетий создавалась эта литература несколькими поколениями летописцев.  Русская словесность ­ так называют её. Она тесно связана с историей, религией, наукой, философией. Слайд №5. Рассказывая о политической и общественной жизни, русская словесность опиралась на народный  эпос, на родовые предания, на легендарные сказания. Эта литература является хранительницей исторической  памяти народа. Из её произведений мы узнаём о жизни предков. Она помогает нам понять существо связи  прошлого с настоящим и заглянуть в будущее. Слад № 6. Обстоятельства возникновения древнерусской литературы, ее место и функции в жизни общества  определили систему ее исходных жанров, то есть тех жанров, в рамках которых началось развитие  оригинальной русской литературы. На первых порах, по выразительному определению Д. С.Лихачева, это была  литература "одной темы и одного сюжета. Этот сюжет­ мировая история, и эта тема ­ смысл человеческой  жизни". И действительно, этой теме и этому сюжету были посвящены все жанрыдревнерусской литературы. II. Групповая работа с литературоведческим словарём (каждая группа получает задание: найти в словаре  определение жанра, привести пример, подготовить вопросы для одноклассников) 1 группа. Найдите в словаре определение таких жанров, как хроника, летопись, повесть. Ответ: Слайд № 7. ­В хрониках и хронографах последовательно записывались исторические события. ­В летописях (лето [год]+ писание) также последовательно описывались исторические события, свидетелем или  участником которых был летописец ("Повесть временных лет"). ­ В повести (по + весть) речь шла как об исторических, так и о событиях из частной жизни. Авторская оценка и  эпический характер здесь отсутствовали ("Повесть о взятии Царьграда"). Вопросы: Что такое летопись? Частные или исторические события составляют основу повестей? 2 группа. В русской словесности существовала обширная литература нравоучительных биографий ­ жития  святых. Что такое житие? Патерики? Ответ. Слайд № 8. ­Житие ­ повесть о жизни какого­либо человека, который прославился своим благочестием и аскетизмом или  погиб за свои религиозные убеждения от руки язычников или иноверцев. Церковники объявляли его "святым".Жития составлялись в основном по такой схеме: рождение от благочестивых родителей, раннее монашество,  совершение религиозного подвига, блаженная кончина и чудеса у гроба, похвальное слово святому ("Житие  Стефана Пермского"). ­Патерики (отечники) ­ сборники коротких, обычно остросюжетных рассказов из жизни монахов какой­либо  обители ­ монастыря или скита. Вопросы: Что составляет основу житийного жанра? Назовите традиционную схему условной биографии святого. Почему патерики называют "отечниками"? 3 группа. Жанры торжественного и поучительного красноречия представлены различными поучениями  и "словами". Расскажите об этих жанрах. Ответ. Слайд № 9 ­ В торжественных словах, произносимых в церкви во время службы, прославлялись христианские праздники,  раскрывался смысл или символика тех или иных эпизодов и образов Священного писания. ­Поучение ­ литературное произведение в форме речи назидательного характера. В них обличались пороки,  прославлялись добродетели, верующие наставлялись в основах христианской морали ("Поучение Владимира  Мономаха"). Вопросы: Когда произносились торжественные слова? Существует ли этот жанр в настоящее время? Что такое  поучение? 4 группа. Расскажите о хождениях и апокрифах. Ответ. Слайд № 10. ­ Существовали различные догматические сочинения, трактовавшие сложнейшие богословские вопросы,  обличавшие ереси ­ учения и взгляды, противоречившие официальной христианской догматике или основам  христианского мировоззрения. Такие писания называли апокрифами. Апокриф (от греч. тайный, подложный,  скрытый, сокровенный) ­ древние религиозные легенды­сказания, которые выдавались за "священное" писание  наравне с Библией и Евангелиями. Но эти писания не причислены к каноническим ("Беседа трёх святителей"). ­ Хождениями назывались произведения, в которых описывались путешествия­паломничества в Палестину,  Византию, страны Востока. Главной целью паломников было поклонение христианским святыням в Вифлееме,  Иерусалиме, Константинополе и в других восточнохристианских центрах. Xождения совершались как  официальными представителями русской церкви, так и по собственной инициативе или обету паломников (их  называли "калинами перехожими"). Они жаждали увидеть место рождения Иисуса Христа, описанные в  Евангелиях холмы, сады, здания, колодцы и т. д., пройти "крестный путь" Христа до Голгофы, посетить храм  Гроба Господня. Подобные хождения совершались на протяжении всего средневековья. Некоторые из путников сочетали благочестивые цели с торговыми и дипломатическими интересами. Известно более семидесяти  произведений, написанных в жанре хождения. Они составляли заметную часть в круге чтения Древней Руси. В  хождениях рассказывалось о путешествиях в "Святую землю"­ в Палестину. Эта "географическая литература"  приобрела, таким образом, также особый, нравоучительный смысл: Торы хождений­ паломники­ обычно  излагали библейские "Дания, связанные с тем или иным городом или районом, но, кроме того, в той или иной  степени выходили и за рамки собственно путеводителя по святым достопримечательностям, описывали  архитектурные сооружения, природу, местные обычаи ("Xождения Даниила игумена", "Хождения Антония  Новгородского"). Вопросы: Почему официальная церковь запрещала апокрифы? Что такое хождения? III. Подведение итогов групповой работы. В этом перечне основных жанров древнерусской литературы мы не встретили ни бытового романа или повести,  изображающих частную жизнь частного человека, ни поэзии ­ лирической или гражданской, ни драматургии.  Некоторые из этих жанров появятся в древнерусской литературе, но в XV или даже XVII в. Значит ли это, что древнерусского читателя интересовали только мировоззренческие проблемы, что духовный  мир человека раннего средневековья был иным и кардинальным образом отличался от духовного мира человека  XVIII или XIX в.? Существовали ли параллельно с жанрами древнерусской литературы жанры устного народного творчества?Конечно, вы правы. Отличия были, но дело совсем не в этом. Дело в том, что эти духовные запросы  удовлетворялись не литературой, а фольклором. Люди Древней Руси знали и бытовой рассказ­анекдот, и  любовную песню, и сказку, и легенду, и богатырский эпос, в котором важнейшим компонентом могла быть и тема  любовных похождений героя, и добывания невесты. Но все эти жанры бытовали в устной форме, дополняя  литературу, но не конкурируя с ней. Записывать широко распространенные, всем доступные и известные  произведения устной словесности на дорогом пергамене усилиями немногочисленных и чрезвычайно  загруженных другими задачами книжников было нерационально, как записывать или перепечатывать на  компьютере описание происшествия, о котором вы можете без труда лично поведать своему знакомому или  соседу. Наличие древнерусского фольклора с его разветвленной системой жанров не вызывает сомнения не  только потому, что мы можем реконструировать древний фольклор по поздним, дошедшим до нас его образцам,  но и потому, что свидетельства о его существовании сохранили сами древнерусские памятники старшей поры ­  летописи, жития святых, церковные поучения. ­Как вы думаете, те жанры, с которыми мы с вами сегодня познакомились, были специфическими только для  древнерусской литературы? Конечно, нет. Если мы обратимся к византийской литературе IX­X веков, то там встретим почти те же самые  жанры и в тех же самых пропорциях, что и в литературе Древней Руси. Светские жанры ­ любовный роман и  лирическая поэзия ­ получат в византийской литературе распространение несколько позднее, в XI­XII веках. ­Как вы думаете, а были ли на страницах древнерусских произведений вымышленные герои, события? Эта литература долгое время, вплоть до XVII века, не допускала литературного вымысла. Древнерусские авторы писали и читали только о том, что было в действительности: об истории мира, стран, народов, о полководцах и  царях древности, о святых подвижниках. Даже передавая откровенные чудеса, они верили в то, что это могло  быть, что существовали фантастические существа, населяющие неведомые земли, по которым прошел со своими  войсками Александр Македонский, что во мраке пещер и келий бесы являлись святым отшельникам, то искушая  их в образе блудниц, то устрашая в облике зверей и чудовищ. Рассказывая об исторических событиях,  древнерусские авторы могли сообщить разные, порой взаимоисключающие версии: иные говорят так, как скажет летописец или хронист, а иные ­ иначе. Но это в их глазах было всего лишь неосведомленностью информаторов,  заблуждением от незнания, однако мысль, что та или иная версия могла быть просто придумана, сочинена, и тем более сочинена с чисто литературными целями, ­ такая мысль писателям казалась неправдоподобной. Слайд № 10. IV. Откровенный вымысел допускался лишь в одном жанре ­ жанре аполога, или притчи. (О притче расскажет  заранее подготовленный ученик). V. Чтение притчи "Сеятель" (можно через проектор, можно раздать учащимся в печатном виде) ­Вышел сеятель сеять, и когда разбрасывал семена, некоторые упали возле дороги и были втоптаны в землю и  склеваны птицами. Другие семена попали на каменистую почву, где не было достаточно земли, и вскоре  проросли, ибо слой земли там был неглубокий. Но когда взошло солнце, оно опалило ростки, так как у них не  было корней, которые питали бы их влагой. Другие семена упали среди колючек, и когда колючки выросли, они  заглушили ростки, так что те не дали зерна. Оставшиеся семена упали на благодатную почву. Они пустили ростки  и стали плодоносить и принесли урожай, дав в тридцать, в шестьдесят и в сто раз больше зерен, чем было  посеяно. Итак, это был рассказ­миниатюра, каждый из персонажей которого и весь сюжет существовали лишь для того,  чтобы наглядно проиллюстрировать какую­либо идею. Это был рассказ­аллегория, и в этом заключался его  смысл: "Имеющий уши да услышит" В древнерусской литературе, не знавшей вымысла, мир представал как нечто вечное, универсальное: события и  поступки людей обусловлены самой системой мироздания; вечно ведётся борьба между сил добра и зла; мир,  история которого хорошо известна (ведь для каждого события, упоминаемого в летописи, указывалась точная  дата ­ время, прошедшее от ."сотворения мира") и даже будущее предначертано ­ широко распространены  пророчества о конце мира, "втором пришествии" Христа и Страшном суде, ожидающем всех людей земли. Слайд № 11. Древнерусская литература, как и другие христианские средневековые литературы, подчинена  особой литературно­эстетической регламентации ­ так называемому литературному этикету. Понятие о  литературном этикете Древней Руси разработано в исследованиях Д. С. Лихачева. Он отмечает, в частности,  что литературный этикет слагается:1) из представлений о том, как должен был совершаться тот или иной ход событий; 2) из представлений о том,  как должно было вести себя действующее лицо сообразно своему положению; 3) из представлений о том, какими словами должен описывать писатель совершающееся. Перед нами,  следовательно, этикет миропорядка, этикет поведения и этикет словесный. Наглядно проиллюстрировать осуществление этих принципов литературного этикета поможет нам пример, о  котором вы уже сегодня говорили: сюжетный компонент жития. VI. У вас есть начальные фразы нескольких житий, принадлежащих разным авторам и написанных в разное  время. Определите, есть ли в них какие­либо различия. Слайд № 12.   Феодосии Печерский ­душею влеком на любовь божию, и хожаше по вся дьни в цьркъвь божию, послушая божествьных книг с всемь  въниманиемь, еще же и к детьмь играющим не приближашеся, якоже обычай есть уным, н(о) и гнушашеся играм  их... К сим же и датися на учение божествьнных книг... И въскоре извыче вся граматикия. Слайд № 13.   Нифонт Новгородский ­вдан бывает родительми своими учитися божественным книгам. И абие вскоре никако извыкшу книжное учение,  и нимало исхожаше с сверстники своими на игры детьския, но паче прилежаше к церкви божий и въсласть  почиташе божественная писания. Слайд № 14.   Варлаам Хутынский ­по времяни же вдан бысть учити божественым книгам, темже вскоре некосно [быстро] извыче божественая  писания... не убо уклоняющеся на некия игры или позоры [зрелища], но паче на пропитание божественных  писаний. Обратившись к летописям, мы обнаружим там подобную же картину: совпадают текстуально описания битв, из  одних и тех же компонентов состоят княжеские характеристики­некрологи или характеристики церковных  иерархов. ­Но если в творчестве древнерусских книжников столь значительное место отводилось следованию  определенным каноническим образцам, то как же обстояло дело с понятием авторства? Слад № 15. Подражание авторитетному писателю, заимствование из его произведений не только образов или  отдельных фраз, но и целых фрагментов не было признаком творческого бессилия, напротив, все это  свидетельствовало о начитанности, высокой книжной культуре и литературной выучке подражателя. Проблему  авторства в Древней Руси решали по­разному. С одной стороны, большинство из древнерусских произведений  анонимно. С другой, произведения торжественного и поучительного красноречия почти всегда авторизованы, хотя  некоторые памятники подписаны не автором. Это значит, что произведение в рукописной традиции  приписывается какому­либо авторитетному богослову или проповеднику, хотя в действительности его автором  является совсем другое лицо. Авторы житий чаше называют себя в заголовках своих произведений, но, видимо, здесь сказывается не столько  стремление отметить свое авторство, сколько удостоверить своим именем, что житие и сопровождающий его  обычно рассказ о чудесах изложены самовидцем ­ сподвижником или учеником святого. VII. Итог урока. Тестирование.

Посмотрите также