Жанровое своеобразие поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 13.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: ознакомление со своеобразием жанровой структурой «Мёртвых душ», с основной задачей, стоявшей перед Н.В. Гоголем при написании этого произведения. Задачи. 1. Развивать умения анализировать текст, находить выразительные средства лирики в прозаическом произведении; умение доказывать свою точку зрения, аргументируя её. 2. Воспитывать любовь к литературе, интерес к классике и творчеству Н.В. Гоголю. План. 1. Организационный момент. 2. Объяснение темы. 3. Закрепление темы. (Работа в группах.) 4. Обобщение темы. (Выступление групп.) 5. Подведение итогов урока. 6. Домашнее задание.
Иконка файла материала Жанровое своеобразие поэмы Н.В. Гоголя.doc
Жанровое своеобразие поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души" Цели: ознакомление со своеобразием жанровой структурой «Мёртвых душ», с основной задачей,  стоявшей перед Н.В. Гоголем при написании этого произведения. Задачи. 1. Развивать умения анализировать текст, находить выразительные средства лирики в  прозаическом произведении; умение доказывать свою точку зрения, аргументируя её. 2. Воспитывать любовь к литературе, интерес к классике и творчеству Н.В. Гоголю. План. 1. Организационный момент. 2. Объяснение темы. 3. Закрепление темы. (Работа в группах.) 4. Обобщение темы. (Выступление групп.) 5. Подведение итогов урока. 6. Домашнее задание. Ход урока 1. Организационный момент. (Цели, задачи, тема, эпиграфы к уроку.) ­ Тема сегодняшнего урока: « Жанровое своеобразие поэмы Н.В. Гоголя « Мёртвые души». На этом  уроке мы познакомимся со своеобразием жанровой структуры «Мёртвых душ», с основной задачей,  стоявшей перед писателем при написании этого произведения, поучимся находить выразительные  средства в лирических отступлениях поэмы. Эпиграфом к уроку выбрано высказывание Л.Н. Толстого о поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»: «Не роман, не повесть – нечто совершенно оригинальное». 2. Объяснение темы. ­ Жанровая природа «Мёртвых душ» сложна. Гоголь сам определил жанр своего произведения, назвав  «Мёртвые души» поэмой. Для нас такое определение жанра звучит несколько парадоксально. В нашем  сознании поэма – это нечто, написанное в стихах. То, что написано прозой, это чаще всего роман, повесть или рассказ. Поэтому нам непонятно, почему Гоголь назвал свое произведение поэмой. Можем ли назвать «Мёртвые души» романом? Только в том случае, если похождения Чичикова, его  хитроумная афера была бы центром произведения. Но рассказ о похождении героя не самоцель для  писателя, а лишь средство для раскрытия главной идеи: представить в своём произведении Русь.  Поэтому нельзя целиком отнести это произведение к жанру романа. (Роман – литературный роман,  эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах  отдельных личностей, в их отношениях к окружающему миру, на становлении их характеров и  самосознания.) Мы можем по праву назвать «Мёртвые души» поэмой. (Поэма – большое стихотворное произведение  на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.) Изображение действительности в этом произведении проходят через призму авторского восприятия. В «Мёртвых душах» два предмета изображения: объективная реальность (характерно для эпоса) и  внутренний мир личности (характерно для лирики).Внутренний мир личности передаётся при помощи лирических отступлений. В каждой главе лирические  отступления:            в первой главе – рассуждение о толстых и тонких; во второй – рассуждение о двух типах характеров; в третьей главе – рассуждение об «оттенках и тонкостях обращения»; в четвёртой главе – мысль о живучести Ноздревых; в пятой главе – размышления Чичикова «о славной бабешке»; думы автора о метком русском  слове и «бойком русском уме»; в шестой главе – воспоминания автора о юности; размышление о человеке. в седьмой главе – о двух писателях, о крестьянах, купленных Чичиковым; в восьмой главе – о силе власти исправника; в девятой главе – о бунте крестьян селения Вшивая­Спесь; в десятой главе – «Повесть о капитане Копейкине»; в одиннадцатой главе – отступления о Руси, о дороге, рассказ о Кифе Мокеевиче и его сыне;  рассуждение о добродетельном герое и герое – подлеце; размышление о птице – тройке. Введение в произведение образа автора даёт возможность связать воедино свой собственный жизненный  путь с путём России. Это и является важнейшей задачей поэмы: показать путь России в прошлом,  настоящем и будущем, а также нерасторжимость судеб писателя и его родины. Образ автора в поэме расширил сюжетные границы, позволил поставить перед читателями ряд  философских проблем: жизненного пути человека, роли художника в обществе, особенности русского  характера, ложного и истинного патриотизма, предназначения России в судьбе Европы и многое другое. Именно в лирических отступлениях сформулирована авторская позиция. Гоголь обратился к лиро­ эпическому жанру, чтобы показать противостояние живого и мёртвого в самой сущности России.  Мёртвое показано писателем на уровне сюжета: все герои поэмы заражены этой омертвлённостью, все без исключения: помещики, чиновники, главный герой и даже крестьяне. Но их возрождение возможно,  Гоголь задумал показать во 2­3 томах поэмы возрождение души. Но в первом томе возможность показать живое, способное возродиться писатель мог только на уровне  лирических отступлений. Также поэмой раньше называли произведения Гомера, Данте. Например «Божественную комедию» Данте. А связь «Божественной комедии» с «Мёртвыми душами» была замечена ещё современниками (Герцен,  Вяземский). Это ещё раз проясняет жанровую организацию «Мёртвых душ». Также право называться поэмой «Мёртвым душам» даёт и особая поэтичность языка. Несмотря на то,  что это прозаическое произведение, язык поэмы так поэтичен, даже музыкален, насыщен выразительными средствами, что разница между прозой и поэзией исчезает. 3. Закрепление темы. ­ Так давайте попробуем проанализировать несколько лирических произведений поэмы, найти  выразительные средства, которые использует автор в них. Попробуем увидеть ту особенность языка, его  музыкальность, которая присутствует в основном в лирике. В лирических отступлениях писатель  использует приёмы, характерные для поэтического текста. Найдите такие приёмы. Группам выдаются таблицы с заданиями. 1 группа. Лирическое отступление в 6 главе, начало, со слов: «Прежде, давно, в лета… меня № поражало…» Выразительные средства Пример1 Инверсия – изменение обычного порядка следования чего­либо (слов в предложении,  элементов сюжета). 2 Повторы (повторы слов или однокоренных слов, корней). 3 Обращения, восклицания. 4 Парцелляция (приём расчленения фразы на части или даже на отдельные слова в виде  самостоятельного неполного предложения. Её цель придать речи интонационную  экспрессию путём её отрывистого произнесения). 5 Назывные предложения. 6 Синонимы (близкие по значению слова). 7 Антонимы (слова с противоположным значением). 8 Однородные члены (синтаксическое средство: слова со значением перечисления  фактов, событий). 9 Сравнения (один предмет сравнивается с другим). 10 Метафоричные эпитеты (метафора – средство художественной изобразительности,  употребление слова в переносном значении для определения какого­либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами; эпитет – красочное  прилагательное, через которое выражается авторское отношение к предмету). 11 Звукопись: аллитерация (повторение одинаковых или однородных согласных). 12 Звукопись: Ассонанс (созвучие гласных звуков). ы                         2 группа. Лирическое отступление в 5 главе со слов: «Выражается сильно российский народ!» № Выразительные средства 1 Инверсия – изменение обычного порядка следования чего­либо (слов в предложении,  элементов сюжета). 2 Повторы (повторы слов или однокоренных слов, корней). 3 Обращения, восклицания. 4 Градация. 5 Синонимы (близкие по значению слова). 6 Олицетворения (неживой предмет наделяется живыми качествами). Пример ы7 Метафоричные эпитеты (метафора – средство художественной изобразительности,  употребление слова в переносном значении для определения какого­либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами; эпитет – красочное  прилагательное, через которое выражается авторское отношение к предмету). 8 Просторечье. 9 Фразеологизмы.       3 группа. Лирическое отступление в 11 главе со слов: «И какой же русский не любит быструю езду!... месяц одни кажутся недвижны.» № Выразительные средства Пример ы 1 Инверсия – изменение обычного порядка следования чего­либо (слов в предложении,  элементов сюжета). 2 Повторы (повторы слов или однокоренных слов, корней). 3 Обращения, восклицания. 4 Синонимы (близкие по значению слова). 5 Градация. 6 Олицетворения (неживой предмет наделяется живыми качествами). 7 Метафоричные эпитеты (метафора – средство художественной изобразительности,  употребление слова в переносном значении для определения какого­либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами; эпитет – красочное  прилагательное, через которое выражается авторское отношение к предмету). 8 Просторечье. 9 Риторические вопросы. 10 Антонимы. 11 Парцелляция (приём расчленения фразы на части или даже на отдельные слова в виде  самостоятельного неполного предложения. Её цель придать речи интонационную  экспрессию путём её отрывистого произнесения).                       4 группа. Лирическое отступление в 11 главе со слов: «Эх, тройка! Птица тройка да сверлит № Выразительные средства воздух.» Пример ы 1 Инверсия – изменение обычного порядка следования чего­либо (слов в предложении,элементов сюжета). 2 Повторы (повторы слов или однокоренных слов, корней). 3 Обращения, восклицания. 4 Гипербола. 5 Градация. 6 Олицетворения (неживой предмет наделяется живыми качествами). 7 Метафоричные эпитеты (метафора – средство художественной изобразительности,  употребление слова в переносном значении для определения какого­либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами; эпитет – красочное  прилагательное, через которое выражается авторское отношение к предмету). 8 Просторечье. 9 Риторические вопросы. 10 Поговорки, крылатые фразы. 11 Парцелляция. (Приём расчленения фразы на части или даже на отдельные слова в  виде самостоятельного неполного предложения. Её цель придать речи интонационную  экспрессию путём её отрывистого произнесения). Анафора (одинаковое начало предложений).                     5 группа. Лирическое отступление в 11 главе со слов: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая…» № Выразительные средства 1 Повторы (повторы слов или однокоренных слов, корней). 2 Обращения, восклицания. 3 Синонимы. 4 Метафоричные эпитеты (метафора – средство художественной изобразительности,  употребление слова в переносном значении для определения какого­либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами; эпитет – красочное  прилагательное, через которое выражается авторское отношение к предмету). 5 Риторические вопросы. 6 Парцелляция. (Приём расчленения фразы на части или даже на отдельные слова в  виде самостоятельного неполного предложения. Её цель придать речи интонационную  экспрессию путём её отрывистого произнесения.) Пример ыАнафора (одинаковое начало предложений). 6 группа. Лирическое отступление в 11 главе со слов: «Русь! Русь!…» № Выразительные средства 1 Олицетворения. 2 Обращения, восклицания. 3 Повторы. 4 Метафоричные эпитеты (метафора – средство художественной изобразительности,  употребление слова в переносном значении для определения какого­либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами; эпитет – красочное  прилагательное, через которое выражается авторское отношение к предмету). 5 Риторические вопросы. 6 Парцелляция. (Приём расчленения фразы на части или даже на отдельные слова в  виде самостоятельного неполного предложения. Её цель придать речи интонационную  экспрессию путём её отрывистого произнесения). Анафора (одинаковое начало предложений). Пример ы             4. Обобщение темы. Выступление групп по таблицам  5. Подведение итогов урока. Мы постарались доказать, что перед нами, действительно, поэма, так как автор в лирических  отступлениях применяет много выразительных средств. Такой жанр «Мёртвых душ» дал возможность показать всю Россию целиком, дать глубоко философское,  обобщённое видение пути России и её судьбы в дальнейшем. Образ Руси как мчавшейся лошади не просто символичен, но и укоренён в русской классической  литературе (у А.С. Пушкина, у А.А. Блока). Подведя итоги сегодняшнего урока, я хотела бы выслушать вас, что вы узнали нового, чему научились на  уроке? 6. Домашнее задание. Обобщить весь материал по поэме Н.В. гоголя «Мёртвые души». Подготовиться к тестам. Написать  сочинение.

Посмотрите также