Цели: ознакомление со своеобразием жанровой структурой «Мёртвых душ», с основной задачей, стоявшей перед Н.В. Гоголем при написании этого произведения.
Задачи.
1. Развивать умения анализировать текст, находить выразительные средства лирики в прозаическом произведении; умение доказывать свою точку зрения, аргументируя её.
2. Воспитывать любовь к литературе, интерес к классике и творчеству Н.В. Гоголю.
План.
1. Организационный момент.
2. Объяснение темы.
3. Закрепление темы. (Работа в группах.)
4. Обобщение темы. (Выступление групп.)
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание.
Жанровое своеобразие поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые
души"
Цели: ознакомление со своеобразием жанровой структурой «Мёртвых душ», с основной задачей,
стоявшей перед Н.В. Гоголем при написании этого произведения.
Задачи.
1. Развивать умения анализировать текст, находить выразительные средства лирики в
прозаическом произведении; умение доказывать свою точку зрения, аргументируя её.
2. Воспитывать любовь к литературе, интерес к классике и творчеству Н.В. Гоголю.
План.
1. Организационный момент.
2. Объяснение темы.
3. Закрепление темы. (Работа в группах.)
4. Обобщение темы. (Выступление групп.)
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент. (Цели, задачи, тема, эпиграфы к уроку.)
Тема сегодняшнего урока: « Жанровое своеобразие поэмы Н.В. Гоголя « Мёртвые души». На этом
уроке мы познакомимся со своеобразием жанровой структуры «Мёртвых душ», с основной задачей,
стоявшей перед писателем при написании этого произведения, поучимся находить выразительные
средства в лирических отступлениях поэмы.
Эпиграфом к уроку выбрано высказывание Л.Н. Толстого о поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»:
«Не роман, не повесть – нечто совершенно оригинальное».
2. Объяснение темы.
Жанровая природа «Мёртвых душ» сложна. Гоголь сам определил жанр своего произведения, назвав
«Мёртвые души» поэмой. Для нас такое определение жанра звучит несколько парадоксально. В нашем
сознании поэма – это нечто, написанное в стихах. То, что написано прозой, это чаще всего роман, повесть
или рассказ. Поэтому нам непонятно, почему Гоголь назвал свое произведение поэмой.
Можем ли назвать «Мёртвые души» романом? Только в том случае, если похождения Чичикова, его
хитроумная афера была бы центром произведения. Но рассказ о похождении героя не самоцель для
писателя, а лишь средство для раскрытия главной идеи: представить в своём произведении Русь.
Поэтому нельзя целиком отнести это произведение к жанру романа. (Роман – литературный роман,
эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах
отдельных личностей, в их отношениях к окружающему миру, на становлении их характеров и
самосознания.)
Мы можем по праву назвать «Мёртвые души» поэмой. (Поэма – большое стихотворное произведение
на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.)
Изображение действительности в этом произведении проходят через призму авторского восприятия.
В «Мёртвых душах» два предмета изображения: объективная реальность (характерно для эпоса) и
внутренний мир личности (характерно для лирики).Внутренний мир личности передаётся при помощи лирических отступлений. В каждой главе лирические
отступления:
в первой главе – рассуждение о толстых и тонких;
во второй – рассуждение о двух типах характеров;
в третьей главе – рассуждение об «оттенках и тонкостях обращения»;
в четвёртой главе – мысль о живучести Ноздревых;
в пятой главе – размышления Чичикова «о славной бабешке»; думы автора о метком русском
слове и «бойком русском уме»;
в шестой главе – воспоминания автора о юности; размышление о человеке.
в седьмой главе – о двух писателях, о крестьянах, купленных Чичиковым;
в восьмой главе – о силе власти исправника;
в девятой главе – о бунте крестьян селения ВшиваяСпесь;
в десятой главе – «Повесть о капитане Копейкине»;
в одиннадцатой главе – отступления о Руси, о дороге, рассказ о Кифе Мокеевиче и его сыне;
рассуждение о добродетельном герое и герое – подлеце; размышление о птице – тройке.
Введение в произведение образа автора даёт возможность связать воедино свой собственный жизненный
путь с путём России. Это и является важнейшей задачей поэмы: показать путь России в прошлом,
настоящем и будущем, а также нерасторжимость судеб писателя и его родины.
Образ автора в поэме расширил сюжетные границы, позволил поставить перед читателями ряд
философских проблем: жизненного пути человека, роли художника в обществе, особенности русского
характера, ложного и истинного патриотизма, предназначения России в судьбе Европы и многое другое.
Именно в лирических отступлениях сформулирована авторская позиция. Гоголь обратился к лиро
эпическому жанру, чтобы показать противостояние живого и мёртвого в самой сущности России.
Мёртвое показано писателем на уровне сюжета: все герои поэмы заражены этой омертвлённостью, все без
исключения: помещики, чиновники, главный герой и даже крестьяне. Но их возрождение возможно,
Гоголь задумал показать во 23 томах поэмы возрождение души.
Но в первом томе возможность показать живое, способное возродиться писатель мог только на уровне
лирических отступлений.
Также поэмой раньше называли произведения Гомера, Данте. Например «Божественную комедию» Данте.
А связь «Божественной комедии» с «Мёртвыми душами» была замечена ещё современниками (Герцен,
Вяземский). Это ещё раз проясняет жанровую организацию «Мёртвых душ».
Также право называться поэмой «Мёртвым душам» даёт и особая поэтичность языка. Несмотря на то,
что это прозаическое произведение, язык поэмы так поэтичен, даже музыкален, насыщен выразительными
средствами, что разница между прозой и поэзией исчезает.
3. Закрепление темы.
Так давайте попробуем проанализировать несколько лирических произведений поэмы, найти
выразительные средства, которые использует автор в них. Попробуем увидеть ту особенность языка, его
музыкальность, которая присутствует в основном в лирике. В лирических отступлениях писатель
использует приёмы, характерные для поэтического текста. Найдите такие приёмы.
Группам выдаются таблицы с заданиями.
1 группа. Лирическое отступление в 6 главе, начало, со слов: «Прежде, давно, в лета… меня
№
поражало…»
Выразительные средства
Пример1 Инверсия – изменение обычного порядка следования чеголибо (слов в предложении,
элементов сюжета).
2 Повторы (повторы слов или однокоренных слов, корней).
3 Обращения, восклицания.
4 Парцелляция (приём расчленения фразы на части или даже на отдельные слова в виде
самостоятельного неполного предложения. Её цель придать речи интонационную
экспрессию путём её отрывистого произнесения).
5 Назывные предложения.
6 Синонимы (близкие по значению слова).
7 Антонимы (слова с противоположным значением).
8 Однородные члены (синтаксическое средство: слова со значением перечисления
фактов, событий).
9 Сравнения (один предмет сравнивается с другим).
10 Метафоричные эпитеты (метафора – средство художественной изобразительности,
употребление слова в переносном значении для определения какоголибо предмета или
явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами; эпитет – красочное
прилагательное, через которое выражается авторское отношение к предмету).
11 Звукопись: аллитерация (повторение одинаковых или однородных согласных).
12 Звукопись: Ассонанс (созвучие гласных звуков).
ы
2 группа. Лирическое отступление в 5 главе со слов: «Выражается сильно российский народ!»
№
Выразительные средства
1 Инверсия – изменение обычного порядка следования чеголибо (слов в предложении,
элементов сюжета).
2 Повторы (повторы слов или однокоренных слов, корней).
3 Обращения, восклицания.
4 Градация.
5 Синонимы (близкие по значению слова).
6 Олицетворения (неживой предмет наделяется живыми качествами).
Пример
ы7 Метафоричные эпитеты (метафора – средство художественной изобразительности,
употребление слова в переносном значении для определения какоголибо предмета или
явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами; эпитет – красочное
прилагательное, через которое выражается авторское отношение к предмету).
8 Просторечье.
9 Фразеологизмы.
3 группа. Лирическое отступление в 11 главе со слов: «И какой же русский не любит быструю
езду!... месяц одни кажутся недвижны.»
№
Выразительные средства
Пример
ы
1 Инверсия – изменение обычного порядка следования чеголибо (слов в предложении,
элементов сюжета).
2 Повторы (повторы слов или однокоренных слов, корней).
3 Обращения, восклицания.
4 Синонимы (близкие по значению слова).
5 Градация.
6 Олицетворения (неживой предмет наделяется живыми качествами).
7 Метафоричные эпитеты (метафора – средство художественной изобразительности,
употребление слова в переносном значении для определения какоголибо предмета или
явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами; эпитет – красочное
прилагательное, через которое выражается авторское отношение к предмету).
8 Просторечье.
9 Риторические вопросы.
10 Антонимы.
11 Парцелляция (приём расчленения фразы на части или даже на отдельные слова в виде
самостоятельного неполного предложения. Её цель придать речи интонационную
экспрессию путём её отрывистого произнесения).
4 группа. Лирическое отступление в 11 главе со слов: «Эх, тройка! Птица тройка да сверлит
№
Выразительные средства
воздух.»
Пример
ы
1 Инверсия – изменение обычного порядка следования чеголибо (слов в предложении,элементов сюжета).
2 Повторы (повторы слов или однокоренных слов, корней).
3 Обращения, восклицания.
4 Гипербола.
5 Градация.
6 Олицетворения (неживой предмет наделяется живыми качествами).
7 Метафоричные эпитеты (метафора – средство художественной изобразительности,
употребление слова в переносном значении для определения какоголибо предмета или
явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами; эпитет – красочное
прилагательное, через которое выражается авторское отношение к предмету).
8 Просторечье.
9 Риторические вопросы.
10 Поговорки, крылатые фразы.
11 Парцелляция. (Приём расчленения фразы на части или даже на отдельные слова в
виде самостоятельного неполного предложения. Её цель придать речи интонационную
экспрессию путём её отрывистого произнесения).
Анафора (одинаковое начало предложений).
5 группа. Лирическое отступление в 11 главе со слов: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая…»
№
Выразительные средства
1 Повторы (повторы слов или однокоренных слов, корней).
2 Обращения, восклицания.
3 Синонимы.
4 Метафоричные эпитеты (метафора – средство художественной изобразительности,
употребление слова в переносном значении для определения какоголибо предмета или
явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами; эпитет – красочное
прилагательное, через которое выражается авторское отношение к предмету).
5 Риторические вопросы.
6 Парцелляция. (Приём расчленения фразы на части или даже на отдельные слова в
виде самостоятельного неполного предложения. Её цель придать речи интонационную
экспрессию путём её отрывистого произнесения.)
Пример
ыАнафора (одинаковое начало предложений).
6 группа. Лирическое отступление в 11 главе со слов: «Русь! Русь!…»
№
Выразительные средства
1 Олицетворения.
2 Обращения, восклицания.
3 Повторы.
4 Метафоричные эпитеты (метафора – средство художественной изобразительности,
употребление слова в переносном значении для определения какоголибо предмета или
явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами; эпитет – красочное
прилагательное, через которое выражается авторское отношение к предмету).
5 Риторические вопросы.
6 Парцелляция. (Приём расчленения фразы на части или даже на отдельные слова в
виде самостоятельного неполного предложения. Её цель придать речи интонационную
экспрессию путём её отрывистого произнесения).
Анафора (одинаковое начало предложений).
Пример
ы
4. Обобщение темы.
Выступление групп по таблицам
5. Подведение итогов урока.
Мы постарались доказать, что перед нами, действительно, поэма, так как автор в лирических
отступлениях применяет много выразительных средств.
Такой жанр «Мёртвых душ» дал возможность показать всю Россию целиком, дать глубоко философское,
обобщённое видение пути России и её судьбы в дальнейшем.
Образ Руси как мчавшейся лошади не просто символичен, но и укоренён в русской классической
литературе (у А.С. Пушкина, у А.А. Блока).
Подведя итоги сегодняшнего урока, я хотела бы выслушать вас, что вы узнали нового, чему научились на
уроке?
6. Домашнее задание.
Обобщить весь материал по поэме Н.В. гоголя «Мёртвые души». Подготовиться к тестам. Написать
сочинение.