Жанры живописи. Натюрморт. Пейзаж: барбизонская школа пейзажа; импрессионизм.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 09.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели по линиям развития: 1ЛР: Рассказывать на языке искусства, что такое жанры живописи и какие они бывают. Определять отличительные особенности натюрморта и пейзажа. Рассказывать о барбизонской школе пейзажа, её достижениях и об импрессионизме. Называть особенности метода живописи импрессионистов. 2ЛР: Изображать натюрморт, пейзаж, пользуясь основными правилами жанров. Работать красками (гуашь, акварель, смешанная техника). 3ЛР: Эмоционально воспринимать произведения различных жанров живописи и выражать своё отношение к ним на примере натюрмортов В. Хеда, М. Ларионова, П. Кузнецова и пейзажей К. Коро, К. Писсарро, К. Моне, И. Грабаря, А. Остроумова-Лебедева, Р. Кента (или других художников по выбору учителя); эмоционально воспринимать произведения различных стилей и выражать своё отношение к ним на примере пейзажей импрессионистов: К. Коро, К. Писсарро, К. Моне. Обязательный минимум содержания. Жанры живописи: натюрморт, пейзаж (Н); импрессионизм, импрессионисты (П). (Н – необходимый уровень, П – повышенный уровень.)
Иконка файла материала konsp_izo_3kl_ur1-2.doc
Изобразительное искусство.  Учебник: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 3­й класс. – М.: Баласс,  2011.  Уроки 1–2. Тема: Жанры живописи. Натюрморт. Пейзаж: барбизонская школа пейзажа; импрессионизм. Цели по линиям развития: 1ЛР:  Рассказывать на языке искусства, что такое жанры живописи и какие они бывают. Определять отличительные особенности натюрморта и пейзажа. Рассказывать о барбизонской школе пейзажа, её достижениях и об импрессионизме. Называть особенности метода живописи импрессионистов. 2ЛР: Изображать натюрморт, пейзаж, пользуясь основными правилами жанров. Работать красками (гуашь, акварель,  смешанная техника). 3ЛР:  Эмоционально воспринимать произведения различных жанров живописи и выражать своё отношение к ним на примере натюрмортов В. Хеда, М. Ларионова, П. Кузнецова и пейзажей  К. Коро, К. Писсарро, К. Моне,  И. Грабаря, А. Остроумова­Лебедева, Р. Кента (или других художников по выбору учителя); эмоционально воспринимать произведения различных стилей и выражать своё отношение к ним на примере пейзажей импрессионистов: К. Коро, К. Писсарро, К. Моне. Обязательный минимум содержания. Жанры живописи: натюрморт, пейзаж (Н); импрессионизм, импрессионисты  (П). (Н – необходимый уровень, П – повышенный уровень.) Содержание Этапы урока действия учителя действия учеников (возможные варианты) 1­й урок Формирование УУД, технология оценивания © ООО «Баласс», 2013 Страница 1I. Создание  проблемной  ситуации. Актуализация  знаний. Учитель   записывает   тему   урока:   «Жанры живописи. Натюрморт», рассказывает детям историю о мальчике, который хотел научиться рисовать, и предлагает ответить на вопросы. Жил­был один маленький мальчик. Он очень  любил рисовать красками, всегда участвовал в  различных конкурсах рисунков, но ни разу ему не  удавалось выиграть. Тогда решил он пойти в  школу живописи и найти там самого лучшего  учителя. Пришёл в школу и спрашивает у  сторожа:  – Где мне найти самого лучшего учителя  живописи? – На двери мастерской самого лучшего, – говорит сторож, – написано слово МАСТЕР. Зашёл мальчик в школу и видит семь дверей. На  первой написано «Мастер натюрморта», на  второй – «Мастер портрета», на третьей –  «Мастер пейзажа», на четвертой – «Мастер  исторического жанра», на пятой – «Мастер  бытового жанра», на шестой – «Мастер  батального жанра», на седьмой – «Мастер  анималистического жанра». Удивился мальчик и задумался.   –  Когда   наш   мальчик   шёл   в   школу,   он   на   что надеялся?  – А что же получилось в результате? 2 1 2  © ООО «Баласс», 2013 Познавательные действия 1. Находить информацию в  учебнике (разворот, оглавление,  словарь), отделять известное от  неизвестного. 2. Делать выводы, оперируя с  предметами и их образами.  3. Небольшой пересказ простого  текста. 4. Простой план. Регулятивные действия 1. Совместно с учителем  определять цель действий,  проговаривать план, предлагать  версии. 2. Работать по предложенному  плану, использовать учебник. 3. Учиться оценивать успешность  своего задания, признавать  ошибки. Коммуникативные действия 1. Высказывать свои мысли  (предложение­текст), вступать в  беседу. 2. Слушать и понимать других, в  т.ч. выразительно читать чужие  тексты. Страница 2   – На то, что найдёт одного самого лучшего учителя живописи. – Он нашёл семь хороших  учителей, но каждый из них был  мастером в своём жанре.II.  Формулирование проблемы. –  Как вы думаете, что же удивило мальчика, и над каким он вопросом задумался? 1 1  Почему в живописи так много жанров? Возможен   другой   вариант проблемного вопроса. III.  Планирование. –  Как   вы   думаете,   что   нужно   знать,   чтобы ответить на этот вопрос? 1 1 – Что такое жанры? – Какие бывают жанры? – Чем отличаются жанры друг от друга? IV. Поиск  решения  проблемы  (открытие нового знания). 1. Учитель предлагает открыть учебник на  с.   4,   рассмотреть   репродукции   картин, прочитать текст и ответить на вопросы. –  Рассмотрите   картины   и   скажите,   к   каким темам могут обращаться художники живописцы? – Да, вы назвали много тем. Если вдруг придется выбирать   тему   для   своего   рисунка,   то   можно запутаться.   Специалисты   по   истории   искусства решили   помочь   нам   разобраться   в   этом бесконечном разнообразии. Найдите в тексте, что придумали   искусствоведы   (учебник,   с.   4, предпоследний абзац). – Так что же такое жанр? 1 2 1 2 3 2     Дети   рассматривают отвечают варианты 1.  картины, (возможные ответов): –  Самые   разные   темы: «Природа»,   «Люди»,   «Вещи», «Бои»,   «Сцены   из   жизни», «Животные» и др. –  Разделили   темы   на   группы, которые назвали жанрами. –  Это   разделение   произведений живописи   на   группы   по определенным темам. 3. Договариваться о правилах  общения; учиться выполнять роли в группе. Личностные результаты 1. Оценивать однозначные  поступки как «плохие» или  «хорошие» с позиции  нравственных и эстетических  ценностей. 2. Объяснять оценки однозначно  оцениваемых поступков  (хорошо/плохо) с позиции  нравственных ценностей. 3. В предложенных ситуациях  делать моральный выбор  поступка. 4. Развитие самостоятельности в  поиске решения различных  изобразительных задач. 5. Воспитание уважительного  отношения к творчеству – как  своему, так и других людей. © ООО «Баласс», 2013 Страница 32. Дети рассматривают  картины, обсуждают в паре  ответы на вопросы, потом по  выбору учителя три пары  отвечают перед классом.      рассмотреть 2.  Учитель   предлагает   детям   поработать   в парах, натюрморты, представленные   в   учебнике   и   ответить   на вопросы. – Мы сегодня остановимся на жанре натюрморта и   вспомним   его   особенности.   Рассмотрим несколько натюрмортов и ответим на вопросы. 1­й ряд – натюрморт В. Хеда на с. 5 2­й ряд – натюрморт М. Ларионова на с. 6 3­й ряд – натюрморт П. Кузнецова на с. 7 Вопросы   (записаны   на   доске   или   выведены   на экран): –  Чем   тебе   нравится   этот   натюрморт?   Как   ты думаешь, что привлекло внимание художника? – Какие цвета и колорит использовал художник?  – Чем отличается натюрморт от других жанров?  1 3 1 2 2 5 V. Выражение  решения  проблемы. Учитель обращает внимание на проблемный  вопрос урока и предлагает детям ответить на  него. 2 3 –  В живописи много тем, каждая тема   имеет   свои   особенности,   в живописи   существуют   правила изображения каждой темы. Возможен   другой   вариант ответа. Учитель предлагает написать натюрморт в  альбоме (с натуры или по представлению, по  выбору учителя и учеников). 4 2  Выполняют. VI. Применение  знаний  (продуктивные  задания). © ООО «Баласс», 2013 Страница 4VII. Итог урока.  Рефлексия. Учитель   просит   показать   всем   ребятам наиболее удачные работы. 5 3  Учитель   предлагает   ученикам   оценить   свою деятельность. использовать технологию   оценивания   по   следующему алгоритму:    Можно   Выполняют. – Что тебе нужно было сделать? – Ты выполнил работу? – Ты выполнил работу самостоятельно или с  помощью? С чьей?  – Что бы ты хотел изменить в своей работе? – Как бы ты оценил свою работу?  5 1 3  VIII. Домашнее  задание. 1. Доделать натюрморт (прописать детали).  Оформить рисунок в паспарту. 2. Принести рабочую тетрадь, альбом, карандаш,  краски (по выбору учителя: акварель, гуашь). Записывают.  2­й урок I. Актуализация  знаний. Учитель записывает тему урока: «Жанры  живописи. Пейзаж: барбизонская школа  пейзажа; импрессионизм», напоминает  проблемный вопрос прошлого урока и  предлагает определить жанры произведений,  демонстрируя их в бумажных репродукциях  или в презентации. 2  1 Отвечают, если дети  путаются, учитель помогает. © ООО «Баласс», 2013 Страница 5II. Поиск  решения  проблемы  (открытие нового знания). 1. Учитель предлагает ребятам рассмотреть  и сравнить две картины, ответить на вопросы.  – Рассмотрите фрагмент картины Рогира ван дер Вейдена и определите, какую роль здесь играет пейзаж. Что на картине главное? –  Рассмотрите   картину   Камиля   Коро.  Какова здесь роль пейзажа? 1 2 1 2 2 –  Да,   действительно,   долгое   время   природа служила фоном для персонажей или событий. И лишь в XIX веке художники барбизонской школы и импрессионисты перевернули представление о пейзаже. 2. Учитель предлагает детям работу в парах:  – Один из пары читает текст учебника на с. 8 о  художниках барбизонской школы, другой текст  учебника на с. 9 об импрессионистах. Далее  отвечаете друг другу на вопрос: Как художники  работали над пейзажем? Учитель предлагает нескольким ученикам  озвучить свои ответы. 1 2 1 2 2  Дети отвечают (возможные  варианты ответов): – Пейзаж на картине Вейдена  играет роль фона. Главное же  здесь люди. – На картине Коро пейзаж и  является объектом изображения.  Он главный. 2. Ребята читают текст и  отвечают друг другу на вопрос,  потом озвучивают свои ответы  перед классом. III. Выражение  решения  проблемы. Учитель обращает внимание на проблемный  вопрос урока и предлагает детям ответить на  него. 2 3 Отвечают. © ООО «Баласс», 2013 Страница 6IV. Применение  знаний  (продуктивные  задания). V. Итог урока.  Рефлексия. Учитель предлагает детям написать пейзаж (летний,   осенний   или   зимний,   по   выбору) используя   гуашь,   акварель   или   смешанную технику. В помощь можно использовать схему со с. 11 учебника или с. 20–21 рабочей тетради. 4 2 Выполняют. Учитель   предлагает   обсудить   ребятам   свою работу:   что   получилось,   что   нет.   Можно использовать   технологию   оценивания   по следующему алгоритму:  Обсуждают. – Что тебе нужно было сделать? – Ты выполнил работу? – Ты выполнил работу самостоятельно или с  помощью? С чьей?  – Что бы ты хотел изменить в своей работе? – Как бы ты оценил свою работу?  5 1 3  VI. Домашнее  задание. 1. Доработать пейзаж. Оформить его в паспарту. 2. Принести рабочую тетрадь, альбом, карандаш,  краски (по выбору учителя: акварель, гуашь). Записывают. © ООО «Баласс», 2013 Страница 7