Цели по линиям развития:
1ЛР: Рассказывать на языке искусства, что такое жанры живописи и какие они бывают. Определять отличительные особенности натюрморта и пейзажа. Рассказывать о барбизонской школе пейзажа, её достижениях и об импрессионизме. Называть особенности метода живописи импрессионистов.
2ЛР: Изображать натюрморт, пейзаж, пользуясь основными правилами жанров. Работать красками (гуашь, акварель, смешанная техника).
3ЛР: Эмоционально воспринимать произведения различных жанров живописи и выражать своё отношение к ним на примере натюрмортов В. Хеда, М. Ларионова, П. Кузнецова и пейзажей К. Коро, К. Писсарро, К. Моне, И. Грабаря, А. Остроумова-Лебедева, Р. Кента (или других художников по выбору учителя); эмоционально воспринимать произведения различных стилей и выражать своё отношение к ним на примере пейзажей импрессионистов: К. Коро, К. Писсарро, К. Моне.
Обязательный минимум содержания. Жанры живописи: натюрморт, пейзаж (Н); импрессионизм, импрессионисты (П). (Н – необходимый уровень, П – повышенный уровень.)
Изобразительное искусство.
Учебник: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 3й класс. – М.: Баласс,
2011.
Уроки 1–2.
Тема: Жанры живописи. Натюрморт. Пейзаж: барбизонская школа пейзажа; импрессионизм.
Цели по линиям развития:
1ЛР: Рассказывать на языке искусства, что такое жанры живописи и какие они бывают. Определять отличительные
особенности натюрморта и пейзажа. Рассказывать о барбизонской школе пейзажа, её достижениях и об импрессионизме.
Называть особенности метода живописи импрессионистов.
2ЛР: Изображать натюрморт, пейзаж, пользуясь основными правилами жанров. Работать красками (гуашь, акварель,
смешанная техника).
3ЛР: Эмоционально воспринимать произведения различных жанров живописи и выражать своё отношение к ним на
примере натюрмортов В. Хеда, М. Ларионова, П. Кузнецова и пейзажей К. Коро, К. Писсарро, К. Моне, И. Грабаря, А.
ОстроумоваЛебедева, Р. Кента (или других художников по выбору учителя); эмоционально воспринимать произведения
различных стилей и выражать своё отношение к ним на примере пейзажей импрессионистов: К. Коро, К. Писсарро, К. Моне.
Обязательный минимум содержания. Жанры живописи: натюрморт, пейзаж (Н); импрессионизм, импрессионисты
(П). (Н – необходимый уровень, П – повышенный уровень.)
Содержание
Этапы урока
действия учителя
действия учеников
(возможные варианты)
1й урок
Формирование УУД,
технология оценивания
© ООО «Баласс», 2013
Страница 1I. Создание
проблемной
ситуации.
Актуализация
знаний.
Учитель записывает тему урока: «Жанры
живописи. Натюрморт», рассказывает детям
историю о мальчике, который хотел научиться
рисовать, и предлагает ответить на вопросы.
Жилбыл один маленький мальчик. Он очень
любил рисовать красками, всегда участвовал в
различных конкурсах рисунков, но ни разу ему не
удавалось выиграть. Тогда решил он пойти в
школу живописи и найти там самого лучшего
учителя. Пришёл в школу и спрашивает у
сторожа:
– Где мне найти самого лучшего учителя
живописи?
– На двери мастерской самого лучшего, – говорит
сторож, – написано слово МАСТЕР.
Зашёл мальчик в школу и видит семь дверей. На
первой написано «Мастер натюрморта», на
второй – «Мастер портрета», на третьей –
«Мастер пейзажа», на четвертой – «Мастер
исторического жанра», на пятой – «Мастер
бытового жанра», на шестой – «Мастер
батального жанра», на седьмой – «Мастер
анималистического жанра».
Удивился мальчик и задумался.
– Когда наш мальчик шёл в школу, он на что
надеялся?
– А что же получилось в результате?
2 1 2
© ООО «Баласс», 2013
Познавательные действия
1. Находить информацию в
учебнике (разворот, оглавление,
словарь), отделять известное от
неизвестного.
2. Делать выводы, оперируя с
предметами и их образами.
3. Небольшой пересказ простого
текста.
4. Простой план.
Регулятивные действия
1. Совместно с учителем
определять цель действий,
проговаривать план, предлагать
версии.
2. Работать по предложенному
плану, использовать учебник.
3. Учиться оценивать успешность
своего задания, признавать
ошибки.
Коммуникативные действия
1. Высказывать свои мысли
(предложениетекст), вступать в
беседу.
2. Слушать и понимать других, в
т.ч. выразительно читать чужие
тексты.
Страница 2
– На то, что найдёт одного самого
лучшего учителя живописи.
– Он нашёл семь хороших
учителей, но каждый из них был
мастером в своём жанре.II.
Формулирование
проблемы.
– Как вы думаете, что же удивило мальчика, и
над каким он вопросом задумался? 1 1
Почему в живописи так много
жанров?
Возможен другой вариант
проблемного вопроса.
III.
Планирование.
– Как вы думаете, что нужно знать, чтобы
ответить на этот вопрос?
1 1
– Что такое жанры?
– Какие бывают жанры?
– Чем отличаются жанры друг от
друга?
IV. Поиск
решения
проблемы
(открытие нового
знания).
1. Учитель предлагает открыть учебник на
с. 4, рассмотреть репродукции картин,
прочитать текст и ответить на вопросы.
– Рассмотрите картины и скажите, к каким
темам могут обращаться художники живописцы?
– Да, вы назвали много тем. Если вдруг придется
выбирать тему для своего рисунка, то можно
запутаться. Специалисты по истории искусства
решили помочь нам разобраться в этом
бесконечном разнообразии. Найдите в тексте, что
придумали искусствоведы (учебник, с. 4,
предпоследний абзац).
– Так что же такое жанр?
1 2 1 2 3 2
Дети рассматривают
отвечают
варианты
1.
картины,
(возможные
ответов):
–
Самые разные темы:
«Природа», «Люди», «Вещи»,
«Бои»,
«Сцены из жизни»,
«Животные» и др.
– Разделили темы на группы,
которые назвали жанрами.
– Это разделение произведений
живописи на группы по
определенным темам.
3. Договариваться о правилах
общения; учиться выполнять роли
в группе.
Личностные результаты
1. Оценивать однозначные
поступки как «плохие» или
«хорошие» с позиции
нравственных и эстетических
ценностей.
2. Объяснять оценки однозначно
оцениваемых поступков
(хорошо/плохо) с позиции
нравственных ценностей.
3. В предложенных ситуациях
делать моральный выбор
поступка.
4. Развитие самостоятельности в
поиске решения различных
изобразительных задач.
5. Воспитание уважительного
отношения к творчеству – как
своему, так и других людей.
© ООО «Баласс», 2013
Страница 32. Дети рассматривают
картины, обсуждают в паре
ответы на вопросы, потом по
выбору учителя три пары
отвечают перед классом.
рассмотреть
2. Учитель предлагает детям поработать в
парах,
натюрморты,
представленные в учебнике и ответить на
вопросы.
– Мы сегодня остановимся на жанре натюрморта
и вспомним его особенности. Рассмотрим
несколько натюрмортов и ответим на вопросы.
1й ряд – натюрморт В. Хеда на с. 5
2й ряд – натюрморт М. Ларионова на с. 6
3й ряд – натюрморт П. Кузнецова на с. 7
Вопросы (записаны на доске или выведены на
экран):
– Чем тебе нравится этот натюрморт? Как ты
думаешь, что привлекло внимание художника?
– Какие цвета и колорит использовал художник?
– Чем отличается натюрморт от других жанров?
1 3 1 2 2 5
V. Выражение
решения
проблемы.
Учитель обращает внимание на проблемный
вопрос урока и предлагает детям ответить на
него. 2 3
– В живописи много тем, каждая
тема имеет свои особенности, в
живописи существуют правила
изображения каждой темы.
Возможен другой вариант
ответа.
Учитель предлагает написать натюрморт в
альбоме (с натуры или по представлению, по
выбору учителя и учеников). 4 2
Выполняют.
VI. Применение
знаний
(продуктивные
задания).
© ООО «Баласс», 2013
Страница 4VII. Итог урока.
Рефлексия.
Учитель просит показать всем ребятам
наиболее удачные работы. 5 3
Учитель предлагает ученикам оценить свою
деятельность.
использовать
технологию оценивания по следующему
алгоритму:
Можно
Выполняют.
– Что тебе нужно было сделать?
– Ты выполнил работу?
– Ты выполнил работу самостоятельно или с
помощью? С чьей?
– Что бы ты хотел изменить в своей работе?
– Как бы ты оценил свою работу?
5 1 3
VIII. Домашнее
задание.
1. Доделать натюрморт (прописать детали).
Оформить рисунок в паспарту.
2. Принести рабочую тетрадь, альбом, карандаш,
краски (по выбору учителя: акварель, гуашь).
Записывают.
2й урок
I. Актуализация
знаний.
Учитель записывает тему урока: «Жанры
живописи. Пейзаж: барбизонская школа
пейзажа; импрессионизм», напоминает
проблемный вопрос прошлого урока и
предлагает определить жанры произведений,
демонстрируя их в бумажных репродукциях
или в презентации. 2 1
Отвечают, если дети
путаются, учитель помогает.
© ООО «Баласс», 2013
Страница 5II. Поиск
решения
проблемы
(открытие нового
знания).
1. Учитель предлагает ребятам рассмотреть
и сравнить две картины, ответить на вопросы.
– Рассмотрите фрагмент картины Рогира ван дер
Вейдена и определите, какую роль здесь играет
пейзаж. Что на картине главное?
– Рассмотрите картину Камиля Коро. Какова
здесь роль пейзажа?
1 2 1 2 2
– Да, действительно, долгое время природа
служила фоном для персонажей или событий. И
лишь в XIX веке художники барбизонской школы
и импрессионисты перевернули представление о
пейзаже.
2. Учитель предлагает детям работу в парах:
– Один из пары читает текст учебника на с. 8 о
художниках барбизонской школы, другой текст
учебника на с. 9 об импрессионистах. Далее
отвечаете друг другу на вопрос: Как художники
работали над пейзажем?
Учитель предлагает нескольким ученикам
озвучить свои ответы.
1 2 1 2 2
Дети отвечают (возможные
варианты ответов):
– Пейзаж на картине Вейдена
играет роль фона. Главное же
здесь люди.
– На картине Коро пейзаж и
является объектом изображения.
Он главный.
2. Ребята читают текст и
отвечают друг другу на вопрос,
потом озвучивают свои ответы
перед классом.
III. Выражение
решения
проблемы.
Учитель обращает внимание на проблемный
вопрос урока и предлагает детям ответить на
него. 2 3
Отвечают.
© ООО «Баласс», 2013
Страница 6IV. Применение
знаний
(продуктивные
задания).
V. Итог урока.
Рефлексия.
Учитель предлагает детям написать пейзаж
(летний, осенний или зимний, по выбору)
используя гуашь, акварель или смешанную
технику. В помощь можно использовать схему
со с. 11 учебника или с. 20–21 рабочей тетради.
4 2
Выполняют.
Учитель предлагает обсудить ребятам свою
работу: что получилось, что нет. Можно
использовать технологию оценивания по
следующему алгоритму:
Обсуждают.
– Что тебе нужно было сделать?
– Ты выполнил работу?
– Ты выполнил работу самостоятельно или с
помощью? С чьей?
– Что бы ты хотел изменить в своей работе?
– Как бы ты оценил свою работу?
5 1 3
VI. Домашнее
задание.
1. Доработать пейзаж. Оформить его в паспарту.
2. Принести рабочую тетрадь, альбом, карандаш,
краски (по выбору учителя: акварель, гуашь).
Записывают.
© ООО «Баласс», 2013
Страница 7