Желания и возможности.
Цель: Создать условия для формирования умений подростка видеть и формулировать свои потребности и проблемы, находить эффективные социально- приемлемые способы их удовлетворения.
Ход занятия.
1.Разминка
Участники сидят на стульях в кругу и передают мяч, отвечая на вопрос: «Что такое профессия».
2. Тест «Границы вашей решительности».
Ответьте на вопросы «да» или «нет».
1).Легко ли вы приспосабливаетесь к обстоятельствам? («да»=3б., «нет»=0).
2).Выключаете ли вы телевизор, когда становится ясно, что ничего интересного в этот вечер уже не будет? ( «да»=2, «нет»=0 ).
3).В состоянии ли вы все отложить ради любимого занятия? ( «да»=1, «нет»=0).
4).Если вам предлагают хорошо оплачиваемую работу, согласитесь ли вы без колебаний? ( «да»=3, «нет»=0).
5).Сразу ли вы признаете свои ошибки? («да»=0, «нет»=3).
6).Приводят ли вас в замешательство неожиданно нагрянувшие гости? («да»=3, «нет»=0).
7).Меняете ли вы свое мнение в результате серьезной дискуссии? («да»=4, «нет»=0).
8).Покупаете ли вы понравившуюся вам на витрине вещь, хотя знаете, что в данный момент она вам не нужна? («да»=0, «нет»=3).
9).Соглашаетесь ли вы после долгих уговоров на что-то, чего никогда не сделали бы по своему желанию? ( «да»=0, «нет»=4).
10). Знаете ли вы точно, чем будете заниматься в ближайшие выходные дни? ( «да»=2, «нет»=0).
11).Всегда ли вы выполняете свои обещания? («да»=2, «нет»=0).
Подсчитайте сумму баллов.
Результаты:
0-12 баллов – вы нерешительны, постоянно взвешиваете «за» и «против», часто упускаете хорошие шанс, вплоть до создания для себя опасных ситуаций; старайтесь быть потверже;
13-22 баллов – принимаете решение осторожно, но не избегайте проблем, требующих немедленного решения; иногда колеблетесь, особенно перед утомительными и обременяющими делами; больше доверяйте своей интуиции и опыту;
23-30 – вы тверды в своих поступках; легкомысленное поведение вам не свойственно. В большинстве случаев вы принимаете правильные решения. Однако своей решительностью и твердостью вы подавляете окружающих.
3. Беседа. « Стратегии профессионального выбора».
- Какие факторы необходимо учитывать, чтобы правильно выбрать профессию? ( Участники называют, а психолог записывает на доске и дополняет, стимулирует участников с помощью наводящих вопросов).
Схема построения профессионального образа будущего.
1). Дальняя профессиональная цель (мечта).
2). Ближние профессиональные цели (как этапы и пути достижения дальней цели).
3). Знание себя (своих возможностей для достижения целей).
4). Знание путей подготовки к достижению целей и способов работы над собой.
5). Реальная подготовка к профессии.
6). Запасные варианты карьеры и их иерархия как способы движения к дальней цели. Возможны случаи, когда резервный вариант не совпадает с дальней целью и рассматривается как самостоятельный путь.
7). В случае явного несоответствия своих возможностей избранным целям – другой профессиональный выбор.
Ошибки, сопутствующие, выбору карьеры. (Обсуждение.)
1). Увлечение только внешней стороной профессии без учета ее «минусов».
2). Выбор профессии из соображений престижности в обществе.
3). Только на основании высокой оплаты труда.
4). Под влиянием ближнего окружения, без особых собственных желаний.
5). Отожествление учебного предмета с профессией.
6). Перенос позитивного отношения к человеку – представителю той или иной профессии на саму профессию.
7). Выбор профессии «за компанию» с друзьями.
8). Неумение (без учета индивидуальных особенностей) разобраться в своих личностных качествах (склонностях, способностях, подготовленности и т.д.).
9). Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.
10). Предрассудки относительно некоторых важных для общества профессий, занятия, которыми иногда считаются недостойными, неприличными.
При осознанном выборе карьеры необходимо учитывать:
- интересы;
- склонности;
- способности;
- мотивы;
- готовность к чему-либо;
- возможности (средства, условия, обстоятельства, необходимые для чего-либо);
- природные особенности (темперамент);
- здоровье
- потребности общества в избираемой профессии.
Осознанным можно считать выбор, который построен с учетом всех перечисленных выше пунктов.
4. Упр. «Шаги к самореализации»
Учащиеся рисуют круг и два облака. В одном из облаков пишут свое умение, то, что больше нравиться делать и получается лучше всего; на втором – профессию, вызывающую предпочтение. От круга рисуют 3-4 луча и подписывают на них качества личности, которые лично им помогают преодолевать сложные жизненные ситуации.
5. Упр. «Мои перспективы».
Каждый участник индивидуально записывает по 5-7 пунктов по следующим направлениям: «Я хочу», «Я могу», « Я должен».
Из направления: «Я хочу» выбрать далекую цель, связанную с выбором профессии и записать в таблицу, в графу «цели». В графу «резервы» - записать: способности, виды деятельности, качества личности, темперамент, необходимые для данной профессии. В графе «пути достижения цели» записать ближние цели – «ступеньки» к реализации профессионального самоопределения. В графе «препятствия» записать возможные препятствия, которые могут возникнуть на пути к реализации далекой цели.
цель
|
Спо-собнос-ти
|
Виды деятель-ности |
Качества личности |
Темпера-мент |
пути достижения цели |
препятствия |
|
|
|
|
|
Обсуждение результатов таблицы.
- Каких ресурсов не хватает для достижения цели?
6. Рефлексия.
- Совпадают ли Ваши желания с Вашими возможностями?
-Есть ли резервы для достижения профессиональных целей?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.