На Кавказе говорят -
"Станцевать танец – это, как прожить жизнь за несколько минут". В
этом высказывании мало преувеличения. В танце молились богам, на языке танца
выражали любовь и ненависть, добро и зло, радость и горе. "Новости культуры" представляют
специальный материал о народном осетинском танце и его мастерах в рубрике
"Хождение по музам".
Характер народа? Иногда он - в истории одного
танца. Самый воинственный и грозный из осетинских танцев, в котором сначала
даже женщинам воспрещалось участвовать, - ритуальное сошествие в круг воинов
перед битвой, - осетины превратили... в веселую часть свадебного действа.
Касполат Касаев, главный балетмейстер Ансамбля
танца "Алан":
"А вообще-то, если во время свадьбы симда
нет, иногда старшие говорят: "Да там же симд даже не танцевали - что это
за свадьба!"
Итак, симд: самый известный осетинский народный
танец, имеющий бесчисленное множество разновидностей; национальная гордость
Северной Осетии, упоминаемая в первой строке государственного гимна республики:
"Здесь прошлое с будущим в симде сошлись..." Традиции симда хранит
ансамбль танца "Алан".
Эльвира Гурциева, артистка балета: "Почему
кроме осетин не может никто танцевать симд? Потому что - это не хвастовство,
это кровь".
Там, где танцуют симд, обязательно есть
влюбленные. В старину только в танце они могли встретиться, а потому и
танцевали - с особым расчетом.
Касполат Касаев, главный балетмейстер Ансамбля
танца "Алан": "И во время этого танца девушка вроде стесняется и
голову в сторону как-то отводит. И парень объясняется ей в любви. Где возможно
было?, вот в этом танце только".
При этом сохраняется видимость абсолютного
равнодушия: о разговоре никто не должен подозревать, и даже смотреть прямо на
партнера в этом танце не разрешается. Прикоснувшись рукой к девушке, мужчина
навлекает на себя позор. Ну а для тех, кто не боится позора, созданы длинные,
закрывающие ладонь рукава национальных костюмов.
От мастерства швеи когда-то могла зависеть
судьба возлюбленных: жених, наступивший в танце на подол невесты, сразу же
становился объектом насмешек. И, хотя времена давно изменились, в мастерской
национального костюма работают по старинным технологиям, вручную. Разделения
труда здесь нет: над одним костюмом трудится только один человек.
Изольда Гогичаева, мастер по изготовлению
национального костюма: "Когда с одной руки, то оно гораздо интереснее,
гораздо красивее".
Шить исторически достоверные костюмы для
обрядового театра "Арвайден" - задача порой просто невыполнимая.
Театр известен своими постановками малоизвестных осетинских обрядовых действ.
Там, где уже не могут помочь знания историков и народная память, - и
хореографов, и костюмеров выручает фантазия.
Симд - национальный осетинский танец. Его называют «танцем богов». Ведь в нем
наглядно проявляются величие и красота богатейшей культуры и традиций предков
осетин – воинственных и доблестных скифов, сарматов и аланов.
Танец-история,
танец-легенда, танец-эпоха - cимд - в буквальном смысле этого слова стал
символом и достоянием нашей нации.
Многие народы на Кавказе исполняют этот величественный танец, многие пытаются
приобщиться к вековой культуре Осетии. Однако, как отметил как-то народный
артист Северной Осетии–Алании Нодар Плиев, cимд лучше всего танцуют именно на
юге Осетии.
А в Южной Осетии с этим соприкасаются чуть ли не с младенчества. В этом танце
задействованы не только художественные коллективы Республики, ему учат в
школах, при которых созданы специальные кружки, в которых детей обучают
хореографическому мастерству. Недавно в Министерстве образования, науки и
молодежной политики РЮО обсуждался вопрос об изучении национальных танцев в
виде школьного предмета. Действительно, в то время, когда встает вопрос
морально-нравственного воспитания подрастающего поколения, есть повод
задуматься о пропаганде традиционных ценностей среди молодого поколения. Вместе
с тем, такая пропаганда должна иметь обязательный характер и преподноситься
учащимся в виде школьной дисциплины. Несомненно, танец cимд, с присущим ему
благородством и величием, может многому научить молодого человека, приобщить
его к знаниям о национальном колорите, привить ему понимание красоты и ценности
целомудрия.
Сегодня в авангарде пропаганды «симдового искусства» в Южной Осетии выступает
Государственный академический ансамбль песни и танца «Симд». Ансамбль был
создан в 1938 году.
На протяжении долгих лет своей творческой деятельности он сменил несколько
поколений талантливых и одаренных танцоров. Скорей всего, каждым из них двигало
желание показать всю полноту благородства национальной культуры, заключенного в
движениях этого величественного танца. Именно поэтому ансамбль по сей день
продолжает блистать на международных фестивалях, сохраняя в себе все самые
хорошие традиции, при этом совершенствуя и развивая глубокий смысл, заложенный
в него на самых ранних страницах истории.
Как отмечал в одном из своих интервью художественный руководитель ансамбля,
заслуженный артист Южной и Северной Осетии, народный артист Северной Осетии,
заслуженный деятель искусств Российской Федерации Вадим Цховребов, за прошедший
год репертуар ансамбля «Симд» значительно обогатился, были поставлены новые
танцы.
Однако стоит отметить, что сегодня носителям высокой национальной культуры
приходится работать в нелегких условиях - здание Государственного ансамбля едва
пригодно для использования. Тем не менее, танцоры не падают духом, продолжают
усердно работать над своим мастерством и совершенствованием своих танцевальных
навыков. Радует и тот факт, что в текущем году будет произведен ремонт здания
ансамбля «Симд». Хочется верить, что со временем будут создаваться и надлежащие
условия для красивых, творческих представителей всего народа, так яро
пропагандирующих его культуру во всем мире.
Высказывания выдающихся деятелей о симде[править | править вики-текст]
|
«Только по одному этому танцевальному шедевру [„Симду“] можно определить высокую культуру народа, которому этот танцевальный праздник принадлежит». |
|
Серж Лифарь, великий французский балетмейстер.
|
«Даже если бы осетины создали только один танец „Симд“, они были бы великой нацией». |
|
Кайсын Кулиев, балкарский поэт, народный поэт Кабардино-Балкарии.
|
«…Осетинский народ – это народ, имеющий в своей природе по существу великую театральность, это музыкальный народ, пластичный народ, такой поэтичный народ, который имеет такой чудесный танец как „Симд“ – неповторимый танец в мире. Ни один полонез не сравнится с „Симдом“. Да здравствует „Симд“ – танец, который выражает рыцарство, чистоту чувств, мужество и благородство. Да здравствует такой народ, да здравствует такое искусство!» |
|
Дмитрий Алексидзе, грузинский режиссёр, народный артист СССР.
15 апреля 2016 Новости [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [847 просмотров]
«Симд» – жемчужина осетинской национальной хореографииЕсть много
знаковых понятий, которые ассоциируются с осетинским народом: осетинский сыр,
осетинские пироги, осетинское пиво и, конечно же, осетинский массовый танец
«Симд». «Симд» в Осетии является одним из излюбленных народных танцев. Он
неоднократно упоминается в героическом Нартовском эпосе осетин как знаковый
танец нартовских богатырей. В некоторых сказаниях сюжеты построены на том, что
нарты соревнуются в «Симде», пытаясь завоевать сердце гордой красавицы.
В традиционном быту осетин существовало несколько разновидностей этого
хороводного танца. Еще в конце XIX века был распространен мужской вариант
«Симда» с откровенной демонстрацией силы и удали его исполнителей.
Разновидностью танца является «Симд Нартов» – старинный осетинский двухъярусный
танец. Танцевали его обычно мужчины 35-40 лет, отличавшиеся силой и ловкостью.
Одна группа мужчин становилась в круг плотно друг к другу. Каждый из них держал
за пояс рядом стоящего партнера. Вторая группа мужчин взбиралась им на плечи.
Они также держали друг друга за пояса, образуя наверху второй круг. Запевая
песню, живая двухъярусная башня начинала медленно двигаться вокруг то в правую,
то в левую сторону.
«Симд Нартов» отличался торжественностью и строгой величавостью движений. Этим
танцем завершались все большие праздники и народные гулянья. В танце принимало
участие население не только одного села, но и всей округи. Количество танцующих
достигало 200 и более человек.
Помимо «Симда Нартов», в прошлом существовали другие виды танца: «Тымбыл симд»
(«Круговой симд»), «Нагуай симд» («Симд на одной ноге») и др. С течением
времени «Симд Нартов» несколько видоизменился. Наряду со взрослыми, в нем стали
принимать участие и юноши. В некоторых, более поздних вариантах в танце стали
принимать участие и женщины. Сначала они легко скользили вокруг «башни»,
напоминая белых летящих птиц. Затем верхний ряд мужчин соскальзывал вниз,
образуя с танцорами нижнего ряда один круг. После этого мужчины присоединялись
к женскому кругу и вместе продолжали танец.
«Симд», в котором танцуют и мужчины, и женщины, бытует и в наши дни, и
отличается органической слаженностью, композиционной завершенностью, строго
регламентированной последовательностью танцевальных элементов и высокой
зрелищностью, формировавшихся на протяжении длительного времени. Рисунок танца
традиционен, хотя он в известной мере и определяется искусством импровизации
ведущей пары.
Сегодня танец «Симд» является изюминкой каждого осетинского хореографического
коллектива, при этом от того, как слаженно исполняются элементы именно этого танца,
судят об общем профессионализме танцоров.
Надо отметить, что данный старинный танец на большую сцену вышел относительно
недавно. Сегодня мы видим его модернизированный, сценический вариант. Впрочем,
такая метаморфоза с народными танцами обычное дело – у сценической хореографии
свои законы.
Впервые танец «Симд» попал на профессиональную сцену в 1936 году. Конечно же,
танец и до этого исполнялся отдельными танцевальными группами на различных
сценических площадках. Но это был народный вариант, без профессиональной
шлифовки. А дело обстояло следующим образом.
1 августа 1936 года первый секретарь Обкома Компартии Юго-Осетинской Автономной
области Борис Таутиев вызвал в свой кабинет начальника управления культуры
Владимира Хетагурова. Он показал ему телеграмму, которая пришла из Тбилиси. В
ней сообщалось о том, что на V Олимпиаде самодеятельных коллективов, проводимой
в рамках Грузинской ССР, должна быть представлена и Южная Осетия. Здесь же
указывалось, что художественный смотр состоится… 5 августа. Таким образом, до
концерта оставалось всего четыре дня.
Сегодня трудно определить сделано ли это было случайно или тбилисский
организационный отдел просто проявил небрежность в своевременном оповещении
юго-осетинской стороны, но как бы то ни было, готовиться к республиканскому
смотру было необходимо.
Во время разговора в кабинете партийного начальника было решено представить на
суд тбилисского зрителя танец, который бы произвел на искушенную публику
должное впечатление. Был выбран «Симд», который не был тогда широко известен за
пределами Осетии. «В тот же день я обратился к актерам драматического театра
им.К.Хетагурова. Из их числа сформировал двенадцать танцевальных пар, –
вспоминал сам В.Хетагуров. – Пришлось, основываясь на своем опыте участия в
профессиональных коллективах, подгонять народные танцевальные элементы к
сценическим требованиям. Репетиции шли ежедневно с утра и до самого вечера».
5 августа в Цхинвал приехала комиссия из представителей Тбилисского театра
оперы и балета им. З. Павлиашвили, которым и был представлен танец «Симд» в
новой, сценической редакции. Окончание выступления было встречено
аплодисментами – танец «Симд» был однозначно одобрен специалистами и уже к
вечеру юго-осетинский коллектив был в Тбилиси.
Олимпиада проходила на сцене Тбилисского театра оперы и балета в течение двух
дней. Свое танцевальное мастерство демонстрировали десятки коллективов со всех
уголков Грузинской ССР. Однако выступление юго-осетинских танцоров произвело
наиболее сильное впечатление. В этой связи произошел уникальный случай, один и
тот же коллектив принимал участие в обоих конкурсных днях. При этом
организаторы Олимпиады продемонстрировали свое восхищение исполнением
осетинских танцоров, завершив исполнением танца «Симд» второй, заключительный
день смотра. Исполнение осетинского танца было по достоинству оценено не только
простыми зрителями, но и профессиональными хореографами. Танец «Симд» получил
новую жизнь. Среди участников презентации осетинского массового танца «Симд» на
большой сцене были Владимир Харебов, Соско и Алексей Джадтиевы, Георгий Аликов,
Борис Андиев, Зина и Варя Гаглоевы, Дарья Бигулаева, Зинаида Плиева и др.
Через месяц после триумфа в Тбилиси В.Хетагурову сообщили, что в декабре в
Москве пройдет Декада литературы и искусства Грузинской ССР, в числе других
танцевальных номеров Государственный ансамбль танца Грузии должен представить и
осетинский «Симд». Поставить танец предлагали самому В.Хетагурову. Задача это
была непростая. Во-первых, грузинские танцоры не имели представления о том, что
такое «Симд». Первый раз они его увидели на Олимпиаде. И, во-вторых, времени
оставалось совсем мало. Ответственности прибавляло то, что на концерте в Москве
среди зрителей должен был быть сам И.Сталин.
За десять дней до того, как в Москве должна была начаться Декада в Тбилиси
приехала московская комиссия. Претензий к исполнению танца «Симд» не возникло,
и он вскоре был встречен с одобрением московским зрителем. Аплодисменты
раздавались и из правительственной ложи, где сидели руководители Советского
Союза.
Столь высокое одобрение вождем осетинского танца не осталось незамеченным
руководством грузинского ансамбля. С этого периода танец «Симд» входит в
репертуар коллектива. Правда, со временем его название претерпевает
удивительные перемены, превращаясь то в «грузинский массовый танец», то в танец
«Осури». Эта особенность наших южных соседей известна давно. Они всегда (порой
успешно) пытались присвоить и национализировать достижения нашего народа, в том
числе перевирая даже страницы истории, замалчивая известные факты, присваивая
победы, интерпретируя под себя различные события. А о присвоении элементов
осетинской кухни и хореографии и говорить не приходится. В этой связи следует
привести еще один любопытный момент. В 60-х годах известная балерина
Тбилисского театра оперы и балета Лили Гварамадзе защитила диссертацию по
хореографии на соискание ученой степени. Она доказывала, что никогда осетины на
носках не танцевали, потому что горцы, проживая в горах, не могли найти места,
где поставить на землю свои носки. А потому хороводный танец «Симд» никак не
может быть осетинским. И ведь эта дамы на пуантах защитилась по данной теме. Но
это ничего не изменило. Уж лучше бы расписала свой национальный танец гандаган
с его «богатой» и неоднозначной историей. «Симд» же, несмотря на все старания
грузин, во всем мире все также считают осетинским национальным танцем. Ну а мы
– жемчужиной осетинской хореографии.
Подготовила Д.Плиева
Источник - Газета Республика.
Любимым народным танцем и символом всего народа Осетии является красивейший хороводный танец симд. Этот танец танцевали и танцуют по сей день и грузины, и кабардинцы, и другие народы Кавказа.
Название танца «симд» на осетинском не означает название какого-то
определенного танца, а является существительным, которое образовано от глагола
"симын", что в переводе с осетинского означает «танцевать массовый
осетинский танец».
В старину симд был особенно популярен среди молодежи. В то время парни и
девушки не могли открыто говорить друг другу о своих чувствах. Встретиться и
шепнуть друг другу несколько нежных слов они могли только в танце. Парень
старался, будто бы случайно оказаться в паре с той девушкой, которая была мила
его сердцу. Весь танец парни держались с достоинством и подчеркнутой
вежливостью к девушкам, безупречно исполняя технически сложные движения. Ни
парни, ни девушки старались ничем не выдать своих чувств, чтобы не стать
предметом насмешек и пересудов.
Симд интересен и по своему композиционному построению, и по рисунку. Число исполнителей симда четное. Основу симда составляют два элемента — прямая линия и круг. Прямая линия символизирует бесконечность, а круг – солнце. Танец начинается в умеренном темпе, но постепенно темп ускоряется. Исполняется симд плавно, на высоких полупальцах, корпус подтянут.
Танцевать симд полагалось в определенном наряде. Очень длинные рукава костюма полностью закрывали все обнаженные части тела, чтобы тела партнеров во время танца не соприкасались. Такие длинные рукава женского костюма назывались «уаелаерттае» и служили одновременно украшением костюма.
На сегодняшний день этот плавный хороводный танец по-прежнему любим народами Кавказа, и входит в репертуар большинства народных танцевальных коллективов.
Самыми известными и самыми лучшими сейчас считаются часы производства
Швейцарии. Именно там начали впервые изготовлять качественные часы. У этих
часов отличная репутация. Но как Вы сами понимаете, качество стоит очень
дорого! Далеко не все могут потратить пару тысяч долларов на аксессуар. Но это
не проблема, поскольку хорошо сэкономить можно, купив копии часов. Копии часов ничем не отличаются от оригиналов, даже опытные эксперты не смогут
найти разницу. Оны очень похожи как внешне, так и внутренне, поскольку механизм
используется швейцарский. За те деньги, которые Вы бы потратили на оригинал,
можно купить несколько копий, и менять образ под разные обстоятельства.
Танцевальный коллектив, несущий имя своего создателя и бессменного руководителя Игоря Моисеева, продолжает по-прежнему поражать новизной, профессионализмом, узнаваемой стилистикой, талантом, трудоспособностью и неисчерпаемостью творческого потенциала.
В репертуаре этого знаменитого ансамбля, открывшего свой 75-й концертный сезон, фольклорные образцы не только получили новую сценическую жизнь, но и сохранились для нескольких поколений зрителей всего мира. Как известно, в более чем трехсотенном репертуаре ансамбля в постановке великого Маэстро, сумевшего вывести народный танец на принципиально новый уровень, есть и осетинский массовый танец «Симд».
Первая постановка танца
«Симд» была сделана еще в 1938 году, когда ансамбль народного танца только
создавался
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.